Соборы 16 века в россии – Список каменных шатровых храмов Руси xvi—xvii веков — Википедия

Шатровые храмы на Руси: примеры

Высокие, заметные издалека шатровые храмы оказались самыми подходящими по форме для строительства на Руси. Многие памятники дожили до наших дней и до сих пор изумляют туристов своей красотой. Даже площадь внутренних помещений не играла роли, в старину шатровые храмы и не создавались для большого скопления народа. Шестнадцатый и семнадцатый века оказались самыми плодотворными для появления интересных памятников. Например, храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву) в Москве, на Красной площади, был построен в 1552 году и ознаменовал своим появлением взятие Казани. Другие шатровые храмы России вряд ли могут соперничать с ним по красоте и известности.

Архитектура

В основе все они строились примерно одинаково. Устойчивый четверик, на котором устанавливался невеликий восьмерик – опора для восьмигранного шатра, устремлённого высоко в небо. Тем не менее каждый зодчий вносил в постройку что-то своё, почему и нет двух абсолютно одинаковых храмов. Изобретательность выражалась чаще всего в вариациях разнообразных деталей, в украшении.

Особенность, которую сохраняют все шатровые храмы, – отсутствие столпов, то есть вся конструкция держится на стенах, поэтому широкие шатры практически невозможны. Так, именно по этой причине рухнул чересчур широкий каменный шатёр собора Новоиерусалимского монастыря. Тогда его заменили на лёгкий деревянный и обшили железом, и храм стоит, радует окружающих людей.

Запрет?

За один век шатровые храмы широко распространились в стране. Но грянула церковная реформа патриарха Никона в 1653 году, после чего этот стиль стал словно под запретом. Шатровые храмы на Руси строиться перестали. Возможно, прямого запрета на строительство не было. Но факт: не возводились после реформы Никона каменные шатровые храмы. На севере продолжали возводить деревянные шатры на небольших церквях, а такие же завершения колоколен остались популярными до появления классицизма.

К сожалению, очень мало сохранилось примеров деревянного зодчества, шатровые деревянные храмы помимо износа и послереволюционной заброшенности претерпели многие лишения и почти исчезли. Есть, правда, заповедные островки в стране, где старину хранят. Когда в конце девятнадцатого века вернулась популярность к русскому стилю (получился, правда, псевдорусский), шатровая архитектура как бы возродилась. Однако эти строения сильно отличались от своих предшественников. Шатровые храмы 17 века повторить оказалось невозможно, и тем более самые первые, появившиеся на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков.

Традиции

Появление шатровых наверший связано в первую очередь с тем, что русские храмы строились чаще всего как памятники, приуроченные к тем или иным событиям. Шатровые храмы 16 века всё более и более вытягивались вверх. Русское храмовое зодчество развивалось именно от изменений сводов. Гипотеза о связи традиций каменного зодчества с более ранним – деревянным – осталась недоказанной и даже не вполне верной. Это можно вывести из исследований первых построек – церкви Вознесения в Коломенском (1532, Василий III) и храма Вознесения Вологодского посада (1493). Это наиболее красноречивые примеры шатровых храмов каменного исполнения.

Интереснейший образец и церковь Покрова в Медведкове, где явно выражен архитектурный тип с шатром вместо купола. Этот храм весьма похож на великолепный многоглавый Покровский собор Василия Блаженного и вполне достоин более конкретного описания. Также очень характерны известнейшие русские шатровые храмы: Покровская (в прошлом Троицкая) церковь Александровской слободы (1510), угличская церковь “Дивная” (1628), московская в Путинках церковь Рождества Богородицы.

Медведково

Этот храм выстроен на высоком подклете (там, внизу, Знаменская зимняя церковь), который держит весь объём четверика, углы которого завершены маленькими главками. На четверике располагается довольно низкий световой восьмерик как основание остроконечного каменного шатра. Пропорции четверика и восьмерика приземистые, основательные, а шатёр придаёт сооружению особенную стройность и почти полёт, потому что высота шатра едва ли не превышает всю нижнюю часть храма. Подклет, окружённый галереями, имеет два равновеликих придела – Девяти мучеников и Сергия Радонежского.

Кстати, впервые в России одноглавым четверикам здесь была придана четырёхскатная кровля. На алтарной части здания, увенчанной особой главой, своя редкостная многоступенчатая композиция за счёт выдвинутой на восток апсидной нижней церкви. Кокошники, рядами размещённые по всему верху стен четверика, а также на основании шатра и на венчающей главе, подчёркивают пирамидальность построения здания, его торжественность, устремлённость в небо и возвышающую душу красоту. А с запада храм словно поддерживает ампирная двухъярусная колокольня, перестроенная в 1840 годах.

История

Наступившее Смутное время ознаменовалось всевозможными стихийными бедствиями, интервенциями со стороны поляков и шведов, поэтому государственное, политическое и экономическое положение государства было тяжелейшим. Шатровые храмы Москвы, да и всей страны строиться практически перестали. Каменное строительство как таковое прекратилось вообще. Только через двадцать пять лет Россия достигла достаточного уровня для возобновления каменного зодчества. В основном после 1620 года храмы повторяли предыдущие типы построек.

И очень скоро последовала реформа патриарха Никона, когда шатровые храмы перестали “соответствовать чину”. Никону нравились купола о трёх или пяти главах. В 1655 году в Вешняках при постройке храма по повелению патриарха два придела были завершены не островерхими, а круглыми главами, хотя проект предусматривал первое.

Столпообразность как предтеча

Здесь прежде всего действовал отказ в ходе церковной реформы от всего старого и предпочтение патриарха всего византийского, в том числе и крестово-купольных конструкций. В то время как шатровые храмы на Руси более напоминали о западноевропейской готике: динамика, устремление вверх, башенная архитектура столпообразных церквей.

Например, церковь Иоанна Предтечи в деревне Дьяково (Москва) и церковь Преображения Господня в селе Остров (Подмосковье). Обе построены во второй половине шестнадцатого века, обе столпообразны и предшествуют строениям шатрового типа. Также примером может служить и одна из самых знаменитых церквей-колоколен “Иван Великий”, построенная в честь Иоанна Лествичника на территории Кремля в 1505 году.

Примеры

Функция подколокольни с ярусом звонниц, сооружённым прямо над храмом, назначению шатровых храмов не соответствует. Здесь было в ходу множество разных архитектурных решений, огромная свобода для зодчего, и тем не менее получались почти всегда невеликие столпообразные храмы.

Например, храм Сошествия Святого Духа (1476 год, Троице-Сергиева Лавра), коломенская Георгиевская колокольня (прежде – храм Архангела Гавриила, 1530 годы), церковь Симеона-столпника (Даниловский монастырь, Москва, 1732 год, построена над Святыми Воротами), два тоже надвратных храма в Донском монастыре, храм Преподобного Сергия Радонежского (Новоспасский монастырь, колокольня), храм Феодора Стратилата Святого Воина (Меньшикова башня, Москва, девятнадцатый век) и некоторые другие.

Символы

Каменное шатровое зодчество аналогично по форме деревянному, этот стиль распространён от седой древности до наших дней. Появилось оно, судя по летописям, явно по образцам деревянного. Однако, если по конструктивным причинам купол сменился шатром при строительстве храмов из дерева, то каменное строительство никак не может быть связано с конструкцией. Скорее, это было желание передать определённый образ – праздничности, стремления вверх. Не только в провинции, но и в столице вытянутые силуэты деревянных храмов были наиболее желанными и всегда играли ведущую роль.

В шатровом зодчестве содержится глубочайшая смысловая нагрузка: это и путь к Царствию Небесному, и соединение квадрата (тварного мира) с кругом (символ вечности). Четверик – квадрат, символизирующий землю, восьмерик – все направления пространства по сторонам света плюс восьмиконечная звезда как символ Богородицы и день осьмый – сакральное число века будущего. Шатёр же, венчающий храм, – это конус, образ лествицы Праотца Иакова, путь к Богу.

Коломенское и Александровская слобода

Троицкая церковь Александровской слободы (теперь – Покровская) – дворцовый храм князя Василия III. Относительно даты постройки долгое время существовали разногласия, однако последние исследования относят её к 1510 году. До этого самой первой шатровой церковью считалась Вознесенская в Коломенском (1532 год), которую тоже строил этот же великий князь.

Это, безусловно, величайший шедевр, но он не был первым. Оба храма построены в государевых усадьбах как невеликие придворные. Причём Вознесенская стала монументом в честь рождения наследника – великого Ивана Грозного. Создателем изумительного ансамбля в Александровской слободе считают зодчего из Италии – Алевиза Нового, автором церкви Вознесения предположительно является тоже итальянец – Петрок Малой.

Храм Василия Блаженного

Поскольку это главная достопримечательность не только Москвы, но и всей страны, об этом шатровом храме нужно рассказать как можно более подробно. Казанское ханство было повержено, и в честь этого создавался памятник, по сей день являющийся символом России и непревзойдённым памятником архитектуры. Собор Покрова на Рву строился шесть лет (с 1555 года) и получился необыкновенно, даже вообще не по-земному красив. Ранее здесь располагалась Троицкая церковь и оборонительный ров вдоль всего Кремля, который засыпали только в 1813 году. На его месте сейчас некрополь и Мавзолей.

Кто же такой Василий Блаженный, похороненный прямо около Троицкой церкви, на Красной площади? Это московский юродивый, наделённый даром ясновидения, предсказавший многие бедствия, в том числе и огромный пожар 1547 года, когда сгорела почти вся Москва. Сам Иван Грозный чтил и довольно сильно побаивался Василия Блаженного, именно поэтому и похоронили его с почестями и на самом красном месте. Более того, рядом вскоре заложили храм, куда позже были перенесены мощи юродивого ясновидца, поскольку на его могиле сразу после похорон начались настоящие чудеса – люди исцелялись, прозревали, хромые начинали ходить, а парализованные вставали.

Из восьми побед

Началась казанская кампания, впервые окончившаяся победой, обычно русские на этом направлении терпели неудачу за неудачей. Иоанн Грозный дал обет – если Казань падёт, поставить на Красной площади самый грандиозный храм как память о победе. И он полностью выполнил обещанное.

Война была долгой, и в честь каждой победы русского оружия рядом с Троицким храмом строилась небольшая церковь в честь святого, с чьим днём совпало одержание её. После триумфального возвращения Иван Грозный вместо восьми новых деревянных церквей решил поставить одну большую каменную – самую знаменитую, чтобы на долгие века.

Легенды

Строители прекрасного храма снискали такое обилие самых разнообразных историй, что привести здесь все просто не представляется возможным. Традиционно считалось, что царь Иоанн Грозный нанял двух мастеров: Барму и Постника Яковлева. На самом деле человек это был один – Иван Яковлевич по фамилии Барма, а по прозвищу Постник. Бытует легенда, что после строительства государь ослепил зодчих, чтобы они никогда больше и нигде ничего красивее этого храма не построили. Уж сколько художественных произведений по этой сказке написано! Однако и это не так.

Существуют документы, и их довольно большое количество, что после собора Покрова этот Постник построил Казанский кремль. Уж можно было красивее, наверное, да некуда. Конечно, не такой, как храм Василия Блаженного, который неповторим, но тоже великое произведение архитектуры. Кроме того, именно рука Постника чувствуется в постройке Благовещенского собора (Московский Кремль), Успенского собора, Никольского храма (Свияжск – оба), даже церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Все эти храмы были созданы значительно позднее.

fb.ru

Культура России в 16 веке: основные направления :: SYL.ru

Культура России в 16 веке складывалась под влиянием многих значительных факторов, изменивших историю и жизнь страны. Это время великих свершений: освобождение от влияния татаро-монгольского ига, объединение русских земель в одно сильное государство, царская смута. Все это нашло отражение в культурной жизни страны.

Общее направление культуры

Наибольшее влияние на культуру России оказывало глубоко религиозное мировоззрение. Православие было основой духовной и повседневной жизни людей.

Литературные, музыкальные, художественные произведения 16 века являлись отражением происходящих событий и убеждений того времени. Архитектура переживала один из ярких периодов строительства соборов, храмов и крепостей.

Особенностями культуры России в 16 веке так же являлись традиции, обычаи и языки многих национальностей, входящих в состав страны.

Основные направления культурного развития государства изложены в данной статье.

Территория страны

Территория России в 16 веке значительно изменилась. Опытное руководство нескольких княжеских поколений смогло избавиться от татаро-монгольского ига, а также собрать из многочисленных разрозненных княжеств единое сильное государство – Русское царство.

Однако конфликты в процессе объединения земель были практически неизбежны, что значительно ухудшало экономическое положение отдельных районов и страны в целом.

Русские владения землями увеличились также за счет взятия Казани, присоединения Астраханского ханства и Сибири. Процесс освоения новых территорий был долгим и трудным. Несмотря на огромную территорию страны, множество земель оставались незаселенными.

Состав населения

Население в России в 16 веке было небольшим, около 9 миллионов человек.

Основная плотность отмечалась в центральных и северо-западных районах. Самым населенным городом являлась столица Русского государства – Москва, около 100 тыс. человек. Население других крупных городов не превышало 8 тысяч. Плотность населения даже самых больших областей не превышала пяти человек на один квадратный километр. Основной массой населения являлись крестьяне.

Самыми развитыми городами, кроме Москвы, являлись Новгород, Ярославль, Великий Устюг, Вологда и некоторые другие.

За счет присоединения больших территорий увеличивалась многонациональность страны. За долгие годы ордынского ханства произошло смешение с татарским народом. Также в состав населения входили украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, кабардинцы, ненцы, буряты, чукчи и некоторые другие национальности.

Архитектура

Один из величайших подъемов за свою историю переживала архитектура 16 века в России. Характерной особенностью этого времени стало строительство соборов, монастырей, шатровых храмов. Это особый тип строительства, зародившийся и получивший широкое распространение в русском зодчестве. Храмы сконструированы так, что не имеют внутренних опорных столбов. Поддержка всего здания сосредоточена на особо крепком фундаменте. Вершина храма оканчивается не куполом, а шатром. Строительство шло из дерева и камня.

Одним из ярких представителей шатрового зодчества является Собор Покрова на рву, именуемый еще храмом Василия Блаженного. Он был построен в честь победы над Казанским ханством и присоединением города Казани.

Также примерами шатрового строительства являются церковь Вознесения в Коломенском селе, церковь Николая Чудотворца Покровского монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря и многие другие.

Шатровые храмы являются уникальными и не имеют представителей в других странах.

Архитектура России в 16 веке выражалась не только созданием храмов по всей стране. В это время проходило строительство стен, башен Кремля, а также укрепление многих городов от возможных иноплеменных захватчиков.

Живопись

Жизненные убеждения и принципы отражались в развитии культуры в 16 веке в России. Это относится также к основным темам мастеров живописи. К произведениям этого времени относятся великолепные фрески, многочисленная роспись храмов, поражающая своей красотой. Многие из них сохранились до наших дней.

Основным направлением живописи является иконография, а также изображения сюжетов Библии, жития святых. Самой известной иконой этого времени является «Церковь воинствующая», изображенная на фото в статье.

За соблюдением всех правил и норм выполнения работ строго следила церковь.

Кроме религиозных (православных) тем, большое развитие получили исторические, бытовые сюжеты из жизни простых и знатных людей. В миниатюрах изображалась жизнь крестьян, устройство монастырей, школ, исторические завоевания царей и многое другое.

Научный прогресс

В 16 веке грамотность жителей страны постепенно росла. Самыми образованными оставались бояре, купцы и священнослужители.

Наибольшее развитие получали науки, используемые в военных делах, строительстве, торговле, а также изучение богослужебных книг.

Процесс обучения включал основные навыки: письмо, чтение, арифметику. Большое внимание уделялось изучению церковных книг и пению.

В результате потребности установления отношений с другими странами, возникла необходимость в обучении переводу иностранных языков. Кроме общения с представителями разных стран, развитие этой науки позволило делать переводы множества книг.

Широкое распространение получило также развитие картографии. Создавались карты нового объединенного государства, схемы городов и волостей.

Уделялось большое внимание арифметической науке. Теоретические навыки прекрасно отображались на практике, что позволяло, например, изобретать мощные пушечные орудия для военных действий.

Не могло обойтись без арифметики и строительство. Созданные великолепные соборы, храмы, оборонительные сооружения рассчитывались с большой математической точностью.

Отмечается в данный период создание медицинских трудов с описанием лекарственных трав и болезней, а также энциклопедий с описанием сфер сельского хозяйства.

Литература

Культура России в 16 веке отражалась также в литературных произведениях. Основным направлением по-прежнему оставалось ведение летописи, фиксирование исторических событий, фактов, описание жития святых.

В 16 веке была создана одна из первых исторических энциклопедий на Руси под названием «Николаевская летопись». Также была написана энциклопедия «Азбуковник», посвященная растительному и животному миру. В ней были изложены сведения о природе не только России, но и некоторых других стран.

Одним из авторов, освещающих политическую и общественную жизнь в России в 16 веке, был Иван Пересветов.

В это время создавались книги с описаниями всех великих князей и деятелей православной церкви. Ярким примером такого произведения является «Степная книга». В ней была изложена хронология и история правления князей на Руси.

Одним из выдающихся произведений, характеризующих культуру 16 века в России, является «Домострой», написанный в середине века. Книга содержит свод общепринятых норм и правил поведения для всех членов семьи, применимых в различных жизненных ситуациях. Это уникальное произведение полностью отражает жизнь людей, ее семейные, общественные и религиозные аспекты. Несмотря на многовековую историю, некоторые положения этой книги актуальны и в наше время.

Музыка

Музыкальная культура 16 века в России также во многом была основана на религиозной теме. Создавалось множество церковных песнопений и стихир, в том числе и самим царем Иваном Грозным. Певческие рукописи тех лет характеризуют высокий художественный стиль.

Музыкальное развитие культуры в России в 16 веке характеризуется активным развитием церковных певческих школ. Этого требовало в том числе активное строительство новых храмов. Лучшие ученики формировали хоры для богослужебных песнопений.

Продолжают развиваться былинные песнопения, любимыми героями которых остаются Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.

Вместе с былинами развиваются исторические песни, основной темой которых являлась жизнь и завоевания князей. В отличие от былин они носили более реалистичный характер, описывая те или иные события.

Светская музыка в культуре России 16 века практически не развивалась, строго осуждалась церковью как противная духу православия. Несмотря на это, в домах знатных бояр звучали песни и музыкальные инструменты, привезенные из других стран.

Театральное искусство

Театральную культуру в России в 16 веке представляли скоморохи. Чаще всего ими были люди, не имеющие другого дохода и постоянного места жительства, которые с помощью выступлений зарабатывали на жизнь. Для показа представлений на площадях строились специальные здания – балаганы.

Выступления носили разнообразный характер и проводились, в основном, для простых людей. Свое мастерство показывали музыканты, танцоры, певцы, дрессировщики. Одним из самых популярных зверей на выступлениях балагана был прирученный медведь. Номера также были шутливыми, высмеивали богатство, пороки людей, за что были гонимы властями и церковью.

Как правило, балаганы было разрешено проводить в определенное время, приуроченное к какому-либо празднику или ярмарке.

Такое лицедейство стало предшественником театра в России. Развитие театрального искусства началось только в конце следующего века при царском дворе.

Таким образом, основные направления культуры в России в 16 веке отражали религиозное мировоззрение и происходившие исторические события.

www.syl.ru

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 6: Шатровая архитектура Руси


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ


    Наверное, главной причиной строительства на Руси деревянных шатровых церквей в том, что в дереве трудно передать необходимый элемент православного храма византийского типа – купол. А конструкция деревянного шатра намного проще.
    Впрочем, в среде искусствоведов существует гипотеза, что строительство шатровых храмов может быть связано с тенденцией вертикализации культовых сооружений, что характерно для западноевропейской готики.
    Хотя этот вопрос и остается спорным, запрет патриарха Никона строить в России шатровые церкви, вполне может служить некоторым аргументом в пользу этой гипотезы.

    Вероятно, самым известным шедевром шатровой архитектуры является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1528 – 1532 годах Петром Франческо Анибале (Петром Фрязиным, или Петроком Малым) – автором крепостной стены Китай-города.


    Заметьте, опять итальянец!
    Можно ли при этом говорить о пресловутой “культурной изоляции” России от Европы вплоть до Петра I?

    Кроме архитектурного обозрения в этой части вы сможете прочитать о загадочной истории авторства собора Покрова на Рву (знаменитого собора Василия Блаженного).

    Однако, примером шатровой архитектуры вполне можно считать и намного более известный, причем во всем мире, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, он же – храм Василия Блаженного (1555 – 1561):


    Он сочетает в себе как традиции русского зодчества, так и европейского искусства эпохи Возрождения. Думается, что именно этим объясняется его совершенно неповторимый стиль, сделавший этот собор одним из главных символов как Москвы, так и России.

    Небольшое отступление

    Несколько отступая от темы, не могу хотя бы кратко не остановиться на запутанной истории, касающейся авторов этого архитектурного шедевра, чтобы внести в нее хотя бы какую-то ясность.

    Из-за широкой известности Покровского собора многие люди даже далекие от истории вообще и истории архитектуры в частности при вопросе о том, кто построил этот храм, чаще всего называют имена Ивана Грозного (заказчика строительства) и неких русских зодчих – Барму и Постника. Также часто упоминается легенда, что после окончания строительства собора, пораженный его великолепием царь приказал ослепить русских зодчих, чтобы они никогда больше не смогли построить ничего подобного ни в одной другом месте.

    Знакомо? Ну еще бы!
    Эта история на протяжении долгого времени кочует из одной научно-популярной книги в другую, ее можно прочитать даже в школьных учебниках истории.
    Но она не выдерживает никакой критики по нескольким причинам.

    Во-первых, легенда об ослеплении мастера (или мастеров), создавшего выдающийся памятник, вовсе не является уникальной. К примеру, те, кто бывали в Праге, наверняка слышали от гидов-экскурсоводов (терпеть не могу этих халтурщиков!) легенду об ослеплении мастера, сконструировавшего один из символов столицы Чехии – Пражские куранты – “Орлой”:

Во-вторых, в отличие от явно вымышленного Бармы, зодчий по имени Постник действительно существовал. Известный псковский мастер Постник Яковлев, который, что наиболее вероятно, был настоящим автором Покровского собора имел прозвище – Барма. Так что Барма и Постник, оказываются одним и тем же лицом – Бармой Постником Яковлевым.

  Все это напоминает историю с никогда не существовавшими братьями Рюрика Синеусом и Трувором, якобы пришедшими вместе с ним в Новгород в 862 году.

    И еще мне вспоминается “бородатый” анекдот о представителе народа крайнего Севера нашей необъятной Родины – делегате N-ного съезда КПСС. Возможно, кто-то его не знает, или забыл “за давностию лет”, поэтому напомню:

  “Делегат-чукча, вернувшись из Москвы, собирает соплеменников возле своего чума и говорит:
    – Вы должны это знать! Оказывается, Какрл Маркс и Фридрих Энгельс – это не четыре человека, а два! Но самое главное – “Слава КПСС” – вообще не человек!!!”

  Ну и, в-третьих, никто Барму Постника Яковлева не ослеплял (Ивану Грозному приписывают и без того множество зверств, так давайте хотя бы в этом грехе перестанем его обвинять). Прямым доказательством зрячести псковского архитектора является хотя бы то, что после завершения строительства Покровского собора он в течение нескольких лет участвовал в возведении Казанского кремля.   Вернемся, однако, к русской шатровой архитектуре.

  Русские шатровые храмы XVI века не имеют аналогий в архитектуре других стран и являются совершенно уникальными.

    Самые интересные из них:


Троицкая (Покровская) церковь Александровой слободы (1510 г.),
считающаяся первым каменным шатровым храмом:

Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском
(1584 – 1585 гг.):


    Строительство шатровых храмов продолжалось и в первой половине XVII века:

Покровская церковь в Медведково, построенная в 1640 году
князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (да-да, тем самым!) в своей вотчине:

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на реке Сетунь (1644 – 1645 гг.):

  В 1652 (1653?) году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, предписав впредь церкви “строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить”.
    Возможно, что для Никона шатровая архитектура олицетворяла все то “старое” русское, от которого он хотел отказаться, вершувшись к другому еще более “старому” – византийской традиции. Впрочем, реформа Никона была продиктована не только (и не столько, по моему мнению) религиозными причинами, но и геополитическими (а это очевидно, если учитывать, что внешняя политика России с XVII века развернулась с Востока на Запад).
    Но сам же Никон первым нарушил собственный запрет, задумав построить храм, по его представлениям (сам патриарх никогда не был в Святой земле) повторяющий формы главной христианской святыни – храма Воскресения в Иерусалиме.
    Невиданный до сих пор каменый шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном Никоном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, является лучшим подтверждением этому.   Шатровая архитектура, запрещенная патриархом Никоном в середине XVII века, стала вновь востребованной в России в XIX – начале ХХ века, в эпоху историзма и модерна.

    Вот лишь пара примеров:


Собор Петра и Павла в Петергофе,
построенный архитектором В. А. Косяковым по проекту Н. В. Султанова
в 1895 – 1904 гг. (историзм):

Храм Воскресения Христова в Сокольниках,
построенный в стиле модерн архитектором П. А. Толстых
в 1909 – 1913 гг.:


    Впрочем, не будем слишком забегать вперед.
    Отдельные части нашего архитектурного ликбеза обязательно будут посвящены как русской эклектике, так и русскому модерну.

    Ну а следующая – седьмая часть – о русском барокко, в разых его проявлениях: от “русского узорочья” до “елизаветинского стиля”.

  Продолжение следует…

  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

состав, виды, порядок деятельности — Мегаобучалка

Земский Собор – высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины 16 до конца 17 века, собрание представителей всех слоев населения (кроме крепостных) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Земский Собор существовал в период сословно-представительной монархии. Последним Земским Собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683-1684 годах по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой.

В.О.Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С.Ф.Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»:

1) Освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе

2) Боярской думы

3) Земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, а также по любым делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Периодизация Земских соборов:

История Земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г.

Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных Российских сил.



1610—1613 года. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти, решающий вопросы внутренней и внешней политики, принимающий Соборное уложение. Именно в этот период времени Земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

1613—1622 года. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства.

С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

1632—1653 года. Соборы собираются сравнительно редко, для решения важных вопросов внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года».

1653—1684 года. Значение Земских соборов снижается. Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

В 1684 году состоялся последний Земский собор в российской истории. Он решал вопрос о «вечном мире» с Речью Посполитой. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Состав Земского собора можно разделить на 4 группы:

Духовные лица – 32 человека (в эту группу входили: архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы)

Бояре и государевы люди – 62 человека (бояре, окольничие, государевы дьяке и другие высшие чиновники общим количеством 29 человек, в эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей-представителей)

Военно-служивые люди – 205 человек (97 дворян первой статьи, 99 дворян и боярских детей второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков)

Купцы и промышленники – 75 человек (эта группа состояла из 12 купцов высшего разряда, 41 человека простых московских купцов и 22 представителей торгово-промышленного класса, от них правительство ожидало советов, касающихся улучшения системы сбора налогов, ведения торгово-промышленных дел и так далее)

Значение Соборов.
С юридической точки зрения, власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы недовольство, а то и сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор постановил, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие Земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.

 

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *