Древние храмы XI-XIII веков
Название церкви | тип | Область | Нас. пункт | Век | Год | Монастырь | Адрес |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Покрова на Нерли | церковь | Владимирская | Боголюбово | XII | 1165 | ||
Рождественский | собор | Владимирская | Боголюбово | XII | Свято-Боголюбский | ||
Дмитриевский | собор | Владимирская | Владимир | XII | 1197 | ||
Ризположения в Золотых воротах | надвратная | Владимирская | Владимир | XII | 1164 | ||
Успенский | собор | Владимирская | Владимир | XII | 1160 | ||
Бориса и Глеба | церковь | Владимирская | Кидекша | XII | 1152 | ||
Рождества Богородицы | собор | Владимирская | Суздаль | XIII | 1225 | Кремль | ул. Кремлевская |
Георгиевский | собор | Владимирская | г.Юрьев-Польский | XIII | 1234 | ул. 1-го Мая | |
Георгиевский | собор | Ленинградская | Старая Ладога | XII | 1165-1166 | пр. Энгельса, 10 | |
Успенский (перестроен в XVII веке) | собор | Ленинградская | Старая Ладога | XII | 1157-1158 | Успенский монастырь | |
Спаса на Нередице | церковь | Новгородская | д. Спас-Нередицы | XII | 1198 | ||
Георгиевский | собор | Новгородская | Новгород (Юрьево) | XII | 1130 | Юрьевский | |
Рождества Богородицы | церковь | Новгородская | Новгород (Юрьево) | 1226 | Перынский скит | южнее Юрьева монастыря | |
Благовещенья в Аркажах (на Мячине) | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XII | 1179 | ||
Ильи на Славне (перестроена в XV в. ) | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XIII | 1202 | у впадения Федоровского ручья в Волхов (ул.Знаменская (бывшая Красилова, Ильинская)) | |
Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский) | собор | Новгородская | Новгород Великий | XII | 1136 | Ярославово Дворище | Ярославово Дворище |
Параскевы Пятницы на Торгу | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XIII | Ярославово Дворище | Ярославово Дворище | |
Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XII | 1192 | Петровское кладбище (по ул. Петровской и Юрьевскому шоссе) | |
Рождества Богородицы | собор | Новгородская | Новгород Великий | XII | 1119 | Антониев | ул.Студенческая |
Софийский | собор | Новгородская | Новгород Великий | XI | 1050 | Кремль | |
Федора Стратилата на Щиркове ул. | церковь | Новгородская | Новгород Великий | XIII | 1294 | ||
Спаса Преображения | собор | Новгородская | Старая Русса | XII | 1198 | Спасо-Преображенский | пл. Фрунзе |
Николы на Липне | церковь | Новгородская | устье Мсты | XIII | 1292 | устье Мсты | |
Иоанна Предтечи | собор | Псковская | Псков | XII | Ивановский (бывш. ) | ул. Горького, 1 | |
Спасо-Преображенский | собор | Псковская | Псков | XII | 1153 | Мирожский | Красноармейская наб., 4 |
Иоанна Богослова на Варяжках | церковь | Смоленская | Смоленск | XII | 1173 | ул. Дзержинского (ок.моста через Днепр) | |
Михаила Архангела (Свирская) на пристани | церковь | Смоленская | Смоленск | XII | 1197 | Б. Краснофлотская | |
Петра и Павла на Городянке | церковь | Смоленская | Смоленск | XII | 1146 | ул. Кашена, 20 | |
Спасо-Преображенский | собор | Ярославская | Переславль-Залесский | XII | 1160 | Кремль | Красная пл. |
Храмы XII века — Жемчужное Ожерелье Святой Руси
30 января 2020 в 00:53
Храмы XII века
- Админ
- ♥215
XII век и период правления князя Ростислава (1125-1159) стали временем расцвета Смоленска. Он занимал тогда первое место среди русских городов по интенсивности строительства. Археологами найдены остатки более тридцати зданий. До наших дней сохранились три храма XII века – церковь Петра и Павла, храм Архангела Михаила (Свирская церковь) и церковь Иоанна Богослова (для сравнения: общее количество памятников домонгольского периода во всех городах Северо-Восточной Руси не превышает тридцати).
Храм Архангела Михаила был построен в 1191-94 годах смоленским князем Давидом Ростиславичем, который поставил себе цель – создать храм, который смог бы масштабами и красотой затмить все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы современников о Свирской церкви, поражавшей на фоне традиционных приземистых деревянных строений смелостью архитектурных решений и богатством внутреннего убранства.
В 1812 году храм пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Свирскую церковь отреставрировал на свои средства купец Василий Хлебников. По его распоряжению храм обнесли каменной оградой, устроили с надвратную колокольню. При церкви открыли первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей. Примечательно, что в наши дни при храме Архангела Михаила создан Региональный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы», в котором помогают беременным женщинам, мамам и детям, оказавшимся в беде.
Продолжая историю древнего смоленского храма отметим, что в 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились, в ней был организован военный склад. Долгое время Свирская церковь пребывала в запустении. За эти годы сильно пострадали фрески — почти все внутренние стены и своды имели роспись, но до наших дней она дошла лишь в виде небольших фрагментов. Возле храма сохранилось несколько старинных каменных надгробий.
В 1963 году жизнь церкви Михаила Архангела вернул проект Петра Барановского. С этого момента начинается новая страница истории храма – восстановление святыни.
И сегодня мы с гордостью рассказываем всем о смоленской жемчужине домонгольского зодчества.
По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. А на вторых ярусах размещались хоры.
На высоком холме над Днепром, недалеко от храма Архангела Михаила, возвышается еще один храм XII века — церковь апостола Иоанна Богослова. Благодаря такому расположению она сразу стала излюбленным местом всех православных купцов, проплывавших мимо по Днепру. .
Каменный храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова построен в 1173 году Романом Ростиславовичем, князем Смоленским. Храм был богато украшен золотом и финифтью. Здесь же князь Роман открыл училище, где «учителями были греки и латиняне».
Эта церковь является классическим одноглавым, крестово-купольным, четырехстолпным храмом с тремя полукруглыми апсидами, сложенным из узкого кирпича византийского образца (плинфы) на известковом растворе. Первоначально с трех сторон к церкви примыкали галереи. Из внешнего орнамента на церкви присутствуют декоративные кресты из плинфы, а также нишки под арочными окнами 8-гранного барабана.
Если от церкви Иоанна Богослова перейти через мост, взору путешественника откроется потрясающий по красоте вид на церковь Петра и Павла. Она возведена в середине XII века во время княжения Ростислава Мстиславовича. Это самый древний из сохранившихся смоленских храмов.
В 1757 году рядом с храмом была построена церковь Великомученицы Варвары с шатровой колокольней, а в XIX веке появились каменная ограда и дом причта.
Внутри церкви Петра и Павла сохранились остатки разноцветных фресок и процарапанных надписей-граффити, некоторые из которых принадлежат князю Ростиславу Мстиславичу – строителю храма.
Церковь Петра и Павла за несколько веков своего существования пережила многое: перестраивалась, страдала от войн, пожаров, пока, наконец, в 60-е гг. прошлого века не обрела свой первозданный вид. Реставрацией занялся известный архитектор Петр Барановский. Он отделил храм от Варваринского и вернул ему прежний облик, который был в XII веке. И теперь Смоленск может гордиться уникальным памятником архитектуры — церковью Петра и Павла, которая выглядит именно так, как и 900 лет назад.
Мы приглашаем вас полюбоваться древними смоленскими храмами. Вы можете совершить пешеходную прогулку, начав осмотр с посещения храма Архангела Михаила, затем спуститься на Владимирскую набережную и осмотреть храм Иоанна Богослова и завершить путешествие в XII век посещением храма Петра и Павла.
Ангкор-Ват | Описание, местонахождение, история, реставрация и факты
Камбоджа: Ангкор-Ват
См. все СМИ
Категория: История и общество
- Ключевые люди:
- Сурьяварман II
- Похожие темы:
- индуизм буддизм архитектура флаг Камбоджи кхмерский
- Похожие места:
- Камбоджа Симреаб Ангкор
См. весь соответствующий контент →
Ангкор-Ват , храмовый комплекс в Ангкоре, недалеко от Семреаба, Камбоджа, построенный в XII веке королем Сурьяварманом II (годы правления 1113–1150 гг.). Огромный религиозный комплекс Ангкор-Ват включает более тысячи зданий и является одним из величайших культурных чудес света. Ангкор-Ват — крупнейшее в мире религиозное сооружение, занимающее площадь около 400 акров (160 гектаров), и знаменует собой высшую точку кхмерской архитектуры.
Город Ангкор служил королевским центром, из которого династия кхмерских королей правила одним из крупнейших, самых процветающих и самых развитых королевств в истории Юго-Восточной Азии. С конца 9 века до начала 13 века были предприняты многочисленные строительные проекты, наиболее заметным из которых был Ангкор-Ват. Он был построен Сурьяварманом II как огромный погребальный храм, в котором должны были быть захоронены его останки. Считается, что строительство длилось около трех десятилетий.
Викторина “Британника”
Все об Азии
Все первоначальные религиозные мотивы заимствованы из индуизма, а храм был посвящен богам Шиве, Брахме и Вишну. Пять центральных башен Ангкор-Ват символизируют вершины горы Меру, которая, согласно индуистской мифологии, является местом обитания богов. Говорят, что гора окружена океаном, а огромный ров комплекса напоминает океаны на краю света. 617-футовый (188-метровый) мост обеспечивает доступ к участку. В храм можно попасть, пройдя через три галереи, каждая из которых разделена мощеной дорожкой. Стены храма покрыты барельефами очень высокого качества, изображающими индуистских богов и древние кхмерские сцены, а также сцены из 9 в.0039 Махабхарата и Рамаяна .
После того, как народ чам современного Вьетнама разграбил Ангкор в 1177 году, король Джаяварман VII (годы правления 1181–1220 гг.) решил, что индуистские боги подвели его. Когда он построил поблизости новую столицу Ангкор Том, он посвятил ее буддизму. После этого Ангкор-Ват стал буддийской святыней, и многие из его резных фигурок и статуй индуистских божеств были заменены буддийским искусством.
Ангкор-Ват, Ангкор, Камбоджа
Посмотреть все видео к этой статьеВ начале 15 века Ангкор был заброшен. Тем не менее буддийские монахи Тхеравады содержали Ангкор-Ват, который оставался важным местом паломничества и продолжал привлекать посетителей из Европы. Ангкор-Ват был «открыт заново» после установления французского колониального режима в 1863 году.
В 20-м веке были предприняты различные программы восстановления, но они были приостановлены из-за политических волнений, охвативших Камбоджу в 1970-х годах. Когда в середине 1980-х работы возобновились, потребовался капитальный ремонт. Примечательно, что секции пришлось демонтировать и перестроить. В 1992 комплекс Ангкор, в состав которого входил Ангкор-Ват, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сразу же был внесен в список Всемирного наследия, находящегося под угрозой. В последующие годы восстановительные работы усилились, и в 2004 году Ангкор был исключен из списка опасностей. Сегодня Ангкор-Ват является одной из самых важных паломнических святынь в Юго-Восточной Азии и популярной туристической достопримечательностью. Храмовый комплекс изображен на камбоджийском флаге.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Барбарой А. Шрайбер.Ангкор-Ват
Автор: History.com Editors
Обновлено: | Оригинал:
TANG CHHIN SOTHY/AFP/Getty ImagesАнгкор-Ват — огромный буддийский храмовый комплекс, расположенный на севере Камбоджи. Первоначально он был построен в первой половине 12 века как индуистский храм. Ангкор-Ват, раскинувшийся на площади более 400 акров, считается крупнейшим религиозным памятником в мире. Его название, которое на кхмерском языке региона переводится как «город-храм», указывает на тот факт, что он был построен императором Сурьяварманом II, правившим регионом с 1113 по 1150 год, как государственный храм и политический центр его империи.
Изначально посвященный индуистскому богу Вишну, Ангкор-Ват к концу 12 века стал буддийским храмом.
Хотя это больше не действующий храм, он служит важной туристической достопримечательностью Камбоджи, несмотря на то, что ему был нанесен значительный ущерб во время автократического правления режима красных кхмеров в 1970-х годах и в ходе более ранних региональных конфликтов.
Где находится Ангкор-Ват?
Ангкор-Ват расположен примерно в пяти милях к северу от современного камбоджийского города Сием-Рип с населением более 200 000 человек.
Однако, когда он был построен, он служил столицей Кхмерской империи, правившей регионом в то время. Слово «Ангкор» означает «столица» на кхмерском языке, а слово «Ват» означает «храм».
Изначально Ангкор-Ват задумывался как индуистский храм, так как это была религия тогдашнего правителя региона Сурьявармана II. Однако к концу 12 века он считался буддийским местом.
К сожалению, к тому времени Ангкор-Ват был разграблен соперничающим с кхмерами племенем, которое, в свою очередь, по указанию нового императора Джаявармана VII перенесло свою столицу в Ангкор-Тхом, а государственный храм — в Байон, оба из которых находятся в нескольких милях к северу от исторического места.
По мере того как значение Ангкор-Вата в буддийской религии региона росло, росли и легенды, окружающие это место. Многие буддисты верят, что храм построили по приказу бога Индры, и все работы были выполнены за одну ночь.
Однако теперь ученые знают, что на строительство Ангкор-Вата, от этапа проектирования до завершения, ушло несколько десятилетий.
Хотя Ангкор-Ват перестал быть местом политического, культурного или коммерческого значения к 13 веку, он оставался важным памятником буддийской религии до 1800-х годов.
Действительно, в отличие от многих исторических мест, Ангкор-Ват никогда не был по-настоящему заброшен. Скорее, он постепенно пришел в негодность и пришел в негодность.
Тем не менее, он оставался архитектурным чудом, не похожим ни на что другое. Он был «заново открыт» в 1840-х годах французским исследователем Анри Муо, который писал, что это место было «величайшим, чем все, что осталось нам от Греции или Рима».
Этот комплимент, вероятно, можно отнести к дизайну храма, который должен представлять гору Меру, обитель богов, согласно принципам индуизма и буддизма. Его пять башен предназначены для воссоздания пяти пиков горы Меру, а стены и ров внизу отдают дань уважения окружающим горным хребтам и морю.
Ко времени строительства участка кхмеры разработали и усовершенствовали свой собственный архитектурный стиль, в основе которого лежал песчаник. В результате Ангкор-Ват был построен из блоков песчаника.
Стена высотой 15 футов, окруженная широким рвом, защищала город, храм и жителей от вторжения, и большая часть этого укрепления все еще стоит. Дорога из песчаника служила основным входом в храм.
Внутри этих стен Ангкор-Ват простирается на более чем 200 акров. Считается, что этот район включал в себя город, строение храма и дворец императора, который находился к северу от храма.
Однако, в соответствии с традицией того времени, только внешние стены города и храм были построены из песчаника, а остальные постройки построены из дерева и других менее прочных материалов. Следовательно, остались только части храма и городской стены.
Несмотря на это, храм по-прежнему остается величественным сооружением: в своей высшей точке — башне над главным святилищем — он возвышается почти на 70 футов.
Стены храма украшены тысячами барельефов, изображающих важных божеств и деятелей индуистской и буддийской религий, а также ключевые события их повествовательной традиции. Есть также барельеф, изображающий императора Сурьявармана II, въезжающего в город, возможно, впервые после его строительства.
Ангкор-Ват сегодня
К сожалению, хотя Ангкор-Ват продолжал использоваться до недавнего времени — в 1800-х годах — этому месту был нанесен значительный ущерб, от зарастания леса до землетрясений и войны.
Французы, которые правили территорией, известной сейчас как Камбоджа, на протяжении большей части 20-го века, в начале 1900-х годов учредили комиссию по восстановлению этого места для туристических целей. Эта группа также курировала текущие археологические проекты.
Несмотря на то, что во время правления Франции реставрационные работы велись по частям, серьезные усилия не предпринимались всерьез до 19 века.60-е годы. К тому времени Камбоджа была страной, переходящей от колониального правления к ограниченной форме конституционной монархии.
Когда в Камбодже в 1970-х годах разразилась жестокая гражданская война, Ангкор-Ват каким-то чудом получил относительно минимальный ущерб. Автократический и варварский режим красных кхмеров сражался с войсками из соседнего Вьетнама в районе древнего города, в результате чего на его внешних стенах остались пулевые отверстия.
С тех пор, когда в правительстве Камбоджи произошли многочисленные изменения, международное сообщество, в том числе представители Индии, Германии и Франции, внесли свой вклад в текущие усилия по восстановлению.