Владимиро суздальские храмы: Храмы Владимиро-Суздальской земли и Новгорода

Архитектура домонгольской Руси. Владимир: русская романика

Владимиро-Суздальская земля знаменита своей уникальной застройкой — белокаменными храмами. Узнаем, в чем особенности строительства из белого камня.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский, Россия, 12 век

К 12 веку во Владимиро-Суздальском княжестве образовался мощный политический и экономический центр. Это приводит к активному строительству из белого камня.

⚪️ Почему белый камень? Ведь это материал романской архитектуры, в то время как Русь строит из кирпича. Белый камень намного сложнее и дороже добывать. Для Владимира белокаменные храмы — это поворот в сторону Европы и демонстрация мощи и богатства. По композиции владимирские церкви традиционные крестово-купольные, а по стилистике — романские.

⛪️ Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Первый белокаменный храм. Крестово-купольный, с тремя закомарами. Фасад украшен полноценным романским декором. На апсидах — висячие арки, довольно сложный орнамент на карнизах. Построен при Юрии Долгоруком, который активно развивал и застраивал северо-восток.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1–6. Успенский собор. Владимир, Россия, 12 век
7. План Успенского собора
8. Успенский собор Андрея Боголюбского, реконструкция Сергея Заграевского


В 12 веке белокаменные храмы во Владимире начинают строить все больше. Пример такого строительства — Успенский собор, масштабами сопоставимый с крупнейшими соборами Киева и Новгорода.

Что важно знать 👇

⛪️ Изначально собор был меньше. Его построил князь Андрей Боголюбский. После пожара в 1185 году младший брат Боголюбского, Всеволод Большое Гнездо, расширил собор, обстроив четверик с разных сторон.

〰️ Фасад с полноценным романским декором. Аркатурные пояса с колоннами, перспективные порталы, на барабанах тоже тонкие колонны.

1–7. Церковь Покрова на Нерли. Владимирская область, Россия, 12 век
8. Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли, реконструкция Сергея Заграевского

9. Дворец Андрея Боголюбского, реконструкция Сергея Заграевского

Церковь Покрова на Нерли гораздо компактнее, чем Успенский собор, поэтому на ней лучше виден сложный белокаменный декор.

Романские черты. Мы видим аркатурно-колончатые пояса, рельефы на фасадах, перспективный портал, скульптуры, пилястры с полуколоннами, сложно нарезанный барабан. Больше половины фасада покрыто декором.

⬜️ Раньше вокруг церкви были белокаменные галереи. К сожалению, в 19 веке их снесли, потому что считали позднейшими пристройками.

🏰 В Боголюбово сохранилась часть белокаменного дворца Андрея Боголюбского. Это был большой дворцовый комплекс, но остались только лестничная башенка и галерея из дворца в церковь. Одна из немногих светских белокаменных построек, которая до нас дошла.

Дмитриевский собор. Владимир, Россия, 12 век

Дмитриевский собор — пример поздней фазы белокаменной владимирской архитектуры. Его построили в самом конце 12 века.

Что в нем интересного 👇

👑 Сложный, насыщенный образ. Собор построен лично для князя. Вокруг были галереи, которые не сохранились.

⚜️ Романские детали. Колонны с романскими капителями во всю длину фасада. Перспективный портал и ниши в окнах.

👁 Верхняя часть полностью в декоре. По всему фасаду идет тонкая каменная резьба — рельефы в романском стиле.

1–9. Георгиевский собор. Юрьев-Польский, Россия, 13 век
10. Первоначальный вид Георгиевского собора, реконструкция Сергея Заграевского

Еще одна яркая постройка Владимирской земли до монгольского нашествия — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

⛪️ Георгиевский собор — ярчайшая постройка своего времени. Все стены были полностью покрыты тонкой резьбой по белому камню.

💥 В 15 веке половина собора рухнула. Он развалился на каменные блоки, которые пересобрали в неправильном порядке. Из-за этого сюжеты перепутались, а само здание получилось непропорциональным.

Нижняя часть сохранилась. По ней видно, насколько сложной была резьба всего фасада. Белокаменный романский декор в европейском стиле адаптирован к византийской храмовой композиции.

Предлагаем две интересные статьи о домонгольской архитектуре Древней Руси:

🔹 Статья Владимира Седова рассказывает о романских корнях владимирской архитектуры — ученый выдвигает гипотезу, откуда именно из Европы во Владимир пришли черты романики.

🔹 Статья Валентина Булкина рассказывает про организацию каменного строительства в домонгольской Руси: артели, заказчики, сроки.

В этом уроке мы говорили о домонгольской архитектуре. Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили.

☦️ Как появилась. Начало — с крещения Руси в 988 году. Источник архитектуры — Византия. Византийские мастера привозят композицию крестово-купольных храмов.

⛪️ Как выглядит. С того времени сохранились только монументальные каменные постройки, в первую очередь храмы. Основной тип — кирпичная архитектура или смешанная кладка (кирпичи с камнем). Исключение — белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

🔹 Большие соборы. Самые первые русские храмы в Киеве, Новгороде, Чернигове. Ранние соборы во многом ориентировались на византийскую традицию.

🔹 Небольшие храмы. В них начинают проявляться местные черты: вертикальный силуэт (Чернигов и Смоленск), трехлопастное покрытие (Новгород). Русская архитектура создает свои, индивидуальные приемы.

🔹 Региональные особенности. Владимир — уникальная белокаменная архитектура: полноценный романский декор, много сложных барельефов. Новгород — необычное расположение лестничной башни.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

[Править] Белокаменные постройки Галича и Владимиро-Суздальского княжества

Преображенский собор в Переславле Залесском.

1152 год.

Особое место занимает архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Хотя и здесь архитектура следовала сложившимся типам, постройки Владимира и Суздаля и других городов Северо-Восточной Руси отличаются от храмов Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска другой строительной техникой — после 1152 года они строились из белого камня (ранее строительство в Северо-Восточной Руси вел отец Юрия Долгорукого Владимир Мономах, построивший в начале XII века в Суздале первый собор из плинфы по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря[16].

В начале XII века белокаменные церкви строились в Галицком княжестве на юго-западе Руси. Но от галицких построек почти ничего не сохранилось, кроме церкви Пантелеимона (см. раздел Храмы с повышенными подпружными арками

). Применение гладкотёсаного белого камня роднит галицкую архитектуру с романскими постройками соседних европейских стран.

На происхождение белокаменной архитектуры Северо-Восточной Руси есть два основных взгляда:

  • Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт полагали, что строительная техника пришла в Северо-Восточную Русь из Галича благодаря союзу Юрия Долгорукого с галицким князем Владимиром[17].

  • С. В. Заграевский полагал, что заимствования белокаменной техники из Галича не было, а романика пришла во Владимиро-Суздальское княжество непосредственно из Европы, то есть архитектура Галича и Северо-Восточной Руси имеет общие истоки[18]. По его мнению, непосредственным предшественником и галицких, и владимиро-суздальских храмов является

    императорский собор в Шпейере[19].

Успенский собор во Владимире. 1158—1160 гг. Реконструкция С. В. Заграевского

Успенский собор во Владимире. Современный вид.

Дмитровский собор во Владимире. 1191 год. Современный вид.

  • Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского и церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем (оба храма построены в 1152 году) являются первыми белокаменными постройками, возведёнными при Юрии Долгоруком. Это небольшие четырёхстолпные храмы с хорами и тремя высокими апсидами, завершенные одной главой (храм в Кидекше сохранился лишь частично). Такой тип храма был широко распространён в середине XII века. В отличие от новгородских четырёхстолпных церквей, храмы обладают выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов. Ровная кладка сделана из тщательно обработанных блоков

    известняка. От последующих построек храмы Юрия Долгорукого отличаются лаконичностью внешнего оформления[20].

Лучшие белокаменные храмы построены сыновьями Юрия — Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо.

  • При Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1158—1160 гг. ), позднее ставший главным храмом России (до постройки московского Успенского собора) и другие несохранившиеся храмы Владимира, дворец с храмом Рождества Богоматери в Боголюбове(1158—1165 гг.) и церковь Покрова на Нерли(1158 год).

Успенский собор первоначально был трёхнефным храмом с нартексом. Уникальной чертой являются тромпы, заменившие собой паруса в основании барабана центрального купола. По версии С. В. Заграевского, собор первоначально был пятиглавым. Угловые купола были разобраны при перестройке храма в 1186—1189 годах. Тогда же собор получил галереи с четырьмя новыми главами. Внешний вид храма (до обстройки галереями) усложнялся лестничной башней и небольшими притворами. Притворы примыкали к каждому из трёх порталов храма: на западном и боковых фасадах. Такое расположение входных врат храма было общепринятым. Порталы акцентировали центральные прясла фасадов, соответствующие ветвям внутреннего креста. Пятиглавие всегда имело строгую иерархию. Центральный купол был крупнее и выше, отвечая центричному построению зданий, а также в связи со своим символическим значением. Оно соответствовало внутренней росписи куполов, где помещался образ Христа — Главы Церкви.

Дворцовый храм в Боголюбове сохранился фрагментарно, но известно, что его столбы имели необычную круглую форму — в виде колонн. Церковь Покрова на Нерли, несмотря на совершенство и красоту своих пропорций, также сохранилась не полностью. Первоначально она была окружена низкими галереями с лестницей, ведущей на хоры.

При князе Всеволоде, помимо расширения Успенского собора, был построен придворный Дмитриевский собор (1191 год). Основной объём храма аналогичен постройкам Юрия Долгорукого и Покровской церкви, но отличается от последней менее изящными пропорциями. При ошибочной реставрации XIX века храм потерял первоначальные галереи и лестничные башни.

Постройки Андрея Боголюбского отличались от ранних храмов его отца богатым резным декором. Но максимального расцвета техника украшения фасадов достигла позднее, в начале XIII века (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском).

Спасо-Евфимиев монастырь | Россия

Крупнейшим монастырем Суздаля является Спасо-Евфимиев монастырь, который иногда принимают за Суздальский кремль из-за его больших крепостных стен. Монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем Суздальско-Нижегородским, первоначально как укрепление. Первоначально монастырь назывался Спасским монастырем, но позже был переименован в Спасо-Евфимиев монастырь в честь преподобного Евфимия (Евфимия) Суздальского, посланного князем Борисом Константиновичем в Суздаль для основания монастыря. Монастырь был закрыт после революции и некоторое время использовался для заключения политических заключенных. В 1968 г. он был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, которому монастырь принадлежит и сегодня. В 1992 году монастырь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Белых памятников Владимира и Суздаля.


Стены и входная башня

Первоначально большинство зданий монастыря были деревянными, а новые каменные постройки датируются периодом между 16 и 17 веками. Его впечатляющие каменные стены были возведены во второй половине 17 века. Стены имеют 12 башен, включая входную башню высотой 22 метра. Главный вход в музей находится здесь, и вам нужно купить билет, чтобы войти. Вам также необходимо купить билеты на выставки внутри здесь.


Благовещенская надвратная церковь

Сразу за Входной башней находится Благовещенская надвратная церковь, датируемая как минимум 1628 годом и включающая в себя часть более ранних ворот 15 века. В Благовещенской надвратной церкви сейчас находится выставка, посвященная князю Дмитрию Пожарскому.


Спасо-Преображенский собор и звонница

Доминантным зданием в центре монастыря является великолепный Спасо-Преображенский собор. Собор фактически начал свою жизнь как небольшая церковь, построенная между 1507 и 1511 годами над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Эта первоначальная часть сохранилась как придел к основной части собора, завершенной в 159 г.4. Интерьер собора был украшен фресками Гурия Никитина в 17 веке, которые сохранились до наших дней и их можно посмотреть, купив билет в собор.

Перед Спасо-Преображенским собором находится Иоанно-Предтеченская церковь и колокольня. Церковь – старейшая часть ансамбля, датируемая первой четвертью XVI века, прямоугольная колокольня надстроена в конце века. Сейчас на звоннице 17 колоколов.


Архимандритские палаты и монашеские покои

В центре монастыря перед Спасо-Преображенским собором расположены бывшие административные и жилые здания, в которых сегодня размещаются экспозиции Музея-заповедника. В красивой Успенской трапезной церкви XVI века находится Музей наивного искусства, открытый в 2006 году. В соседней Архимандритской палате есть две выставки: «Русские иконы XIII–XX веков» и «Книги последних шести веков». ‘.

В длинном здании Монашеских кварталов находятся две экспозиции: музей-реставрация, рассказывающий об истории суздальских монастырей и проводимых в городе реставрационных работах, и выставка «Переплетение судеб», рассказывающая о заточении итальянских военнопленных в монастырь и творчество Тонино Гуэрра и Андрея Тарковского


Мемориальная часовня Дмитрия Пожарского

Сразу за Монашескими кварталами, рядом с Спасо-Преображенским собором, находится мемориальная часовня Дмитрия Пожарского. Князь Дмитрий Пожарский, один из главных героев Смутного времени, был похоронен в монастыре в 1642 году в родовом склепе Пожарских. Однако его могила была разрушена большевиками в 1933 г., когда монастырь использовался как тюрьма для политических заключенных. Крест на этом месте был установлен во время реставрации монастыря в 1960-х годах после его передачи Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, а в 2009 году президентом Дмитрием Медведевым был открыт мемориал-часовня.


Больничный храм св. Николая и Тюремный корпус

Выставка «Золотая кладовая» открылась в 2006 году в храме св. Николая госпитального и представляет предметы прикладного искусства и церковную утварь. Рядом с церковью находится бывший тюремный корпус монастыря, основанный Екатериной Великой в ​​1766 году и использовавшийся вплоть до 19 века.67. В Тюремном блоке сейчас проходит выставка «Сузальская тюрьма», рассказывающая о царской, а затем советской эпохе тюрьмы.


Аптекарский огород

Восточную часть территории монастыря занимает Аптекарский огород, созданный в середине XVII века по приказу царя Алексея для выращивания лечебных трав для царских нужд. семья и армия.


 

Местоположение Улица Ленина
Веб-сайт http://www.vladmuseum.ru
Часы 10:00 – 18:00. Закрыт по понедельникам и в последний четверг месяца.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, Россия

В середине XIV века, когда значение Суздаля на короткое время возросло, суздальско-нижегородские князья основали новые монастыри – Покровский и Спасский. Последний впоследствии был назван Спасом-Евфимием его первого настоятеля Евфимия, признанного «святым» в начале XVI века. Спасский монастырь, находясь на высоком левом берегу Каменки, одновременно усиливал оборону города с севера. К 15 веку во владении монастыря находились многие села и земли Средней Руси, пожалованные княжеско-боярской знати. В середине XVII века в монастыре было более десяти тысяч крепостных. Он также пополнялся за счет пожертвований и паломников к мощам преподобного Евфимия. Накопленные средства позволили монахам развернуть масштабное каменное строительство. Ко второй половине XVII века монастырь превратился в мощную каменную крепость с 12 башнями, приспособленными для боев и хранения боеприпасов. Общая длина стен составляла около 1400 м. На боевое предназначение монастырской крепости указывают также многочисленные бойницы и разная высота стен и башен (с неприступной стороны крутых речных склонов стены ниже, с южной, плоской стороны – выше). Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительной функции.

Почти в центре южной стены монастыря, обращенной в сторону города, находится Проездная (проходная) башня . Ее прямоугольная форма (в отличие от других башен – граненой и круглой), внушительная высота (22 м) и богатство декоративной обработки в стиле суздальских посадских церквей говорят о главенстве башни. Башня как бы увенчана церковной главой и флюгером вместо креста. В 18 веке в главную башню ударила молния, вызвав серьезные разрушения. Ремонт башни состоялся только в 1860 г.

За воротами главной башни находятся еще одни ворота, расположенные в нижнем ярусе Благовещенской церкви , которые как бы преграждают проход в главное здание монастыря. Надвратная церковь, построенная как главные ворота монастыря на рубеже XVI-XVII веков, после возведения каменной стены оказалась внутри монастырских стен. Архитектурное решение церкви весьма необычно: с востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает притвор, двойные окна которого украшают здание, наверх через притвор ведет лестница. Есть настенная живопись 19 в.века в церкви.

Экспозиция “Народный герой-освободитель Дмитрий Пожарский” в Благовещенской надвратной церкви Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Значимость экспозиции в том, что она представляет вклад князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри. Например, в алтарной части можно увидеть резные царские врата середины XVII века, вклад Д. Пожарского в Покровский монастырь. Это прекрасный образец древнерусского искусства. В экспозиции содержится копия духовного свидетельства Д. Пожарского, в котором он завещал похоронить себя в Спасе-Евфимии Монастырь (подлинник хранится в Государственном архиве древних актов в Москве).

За аркой надвратной церкви расположены старейшие постройки монастыря. Даты их создания определяются лишь относительно. Таким сложным и очень редким памятником является Колокольня , объединяющая в себе несколько разных построек XVI-XVII вв. Старейшая его часть – девятиугольный оригинальный столповый храм “под колокола” (первые десятилетия XVI в.). Эта столпная церковь 9 в.0087 Рождества Иоанна Крестителя , вероятно, построен в четвертом рождении Ивана IV (Грозного) на средства великокняжеской семьи. По другой версии, этот столпный храм был построен как «молитвенный» во время приезда в Суздаль бездетной великокняжеской четы – Василия III и Соломонии Сабуровой (есть и другие версии, о которых мы поговорим ниже). Это было столбообразное трехъярусное сооружение, завершенное килевидными закомарами и небольшим оголовком. Такие храмы строились на Руси недолго и их было очень мало. В конце XVI-XVII вв. к столбу пристроили колокольню в виде стены с трехпролетной аркадой колокольни на коротких граненых столбах, сравнимую с ростовско-ярославскими звонницами. На стыке колонны и аркады – часы с шатром. Самый большой колокол на звоннице в 17 веке весил 355 кг, в 18 веке – 560 кг. В 1930-х годов все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства». В настоящее время на звоннице установлено 17 колоколов, которые звонят пять раз в сутки в исполнении звонарей Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 2008 году была произведена соответствующая роспись звонницы, отражающая постройку ее составных частей в разное время. В то же время куранты были восстановлены.

Почти напротив звонницы – Успенская трапезная церковь , редкий памятник церковно-гражданского зодчества (построена, по расчетам Н. Н. Воронина, около 1525 г., по современным данным – в последней четверти XVI в.) . Это небольшой столбовидный храм: «восьмерик на четверике», с двумя ярусами кокошников, шатровым верхом и мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными сводами и керамическими вставками. К нему примыкает миниатюрная столповидная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и изящной главой (придел Диомида). С другой стороны к Успенской церкви примыкает двухъярусная трапезная палата под деревянной крышей. Нижний этаж палаты предназначался для различных хозяйственных служб, на верхнем этаже располагался одностолпный трапезный зал со сложной системой сводов. В России сохранилось всего около 20 трапезных палат XVI века. После реставрационных работ в 2006 году Музей наивного искусства открылся в помещении Успенской трапезной церкви, первая и самая крупная постоянная экспозиция художников-самоучек в России.

Архимандритский корпус примыкает к Успенской церкви со стороны Диомидовского придела. Это интересный памятник гражданской архитектуры середины XVII века: двухэтажное Г-образное строение с крытой деревянной галереей, опирающееся на каменные столбы и придающее зданию теплоту и уют жилого помещения. Здание возводилось как казенное (здесь размещались приказ монастырских дел, прокуратура, монастырский архив), но примерно с конца 18 века в нем проживал архимандрит монастыря. С 1650 по 1654 годы Питирим был архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря, будущим восьмым патриархом Московским и всея Руси. В здании Архимандритского корпуса сейчас экспозиций «Книга шести веков», , представляющая редкие рукописи и гравюры с древнейших времен до начала 20 века, и «Русская икона 18 – начала 20 веков», , содержащая ценные иконы с интересной историей из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Братский корпус — еще один памятник гражданской архитектуры допетровского периода. Он предназначался для монашеских келий (жили по 3-4 человека). По исследованиям И. А. Столетова, наиболее ранними постройками, датируемыми первой половиной XVII в., являются вся южная часть братского корпуса и первый этаж северной части. Главное украшение здания – оконные наличники с кокошниками. В офисах Братского корпуса с 2003 года первый в России «живой» реставрационный музей, “Победа над временем” , находится. Его уникальность заключается в том, что посетители могут не только увидеть сохранившиеся шедевры, но и понаблюдать за «священным действом» реставраторов. Кроме того, в здании размещена экспозиция «История суздальских монастырей» , рассказывающая об известных русских святых, чьи имена связаны с суздальскими монастырями, и об особом мире монашеской жизни.

Между звонницей и трапезной церковью пятиглавая Спасо-Преображенский собор 16 века. Снаружи украшен столбчатым поясом. В 17 веке на стенах была внешняя роспись. К юго-восточному углу храма примыкает Евфимиев придел, который, вероятно, был построен в 1507-1511 гг. По сути, это был первый каменный храм монастыря – небольшая поминальная бесстолпная церковь над могилой преподобного Евфимия. В середине или конце XVI века к нему пристроили большой собор, и он превратился в его придел. Часовня Евфимия была соединена галереей с соседней столпной церковью Рождества Иоанна Предтечи «под колокола». Переход находился на уровне второго яруса церкви, что подтверждает сохранившаяся дверь в западной стене церкви, выполненная в виде портала, но не выполняющая сегодня никакой функции. О наличии галереи свидетельствуют эскизы XIX в.го века, сделанная графом Уваровым при раскопках усыпальницы князей Пожарских. Мы уже говорили о разных версиях назначения этой небольшой церкви рядом с Спасо-Преображенским собором. Здесь мы приводим еще одну версию: скорее всего, столпная церковь использовалась для исповеди князей, к которой они проходили, незаметно для многочисленной молящейся паствы, через галерею из собора.

Стены Спасо-Преображенского собора расписаны в 1689 г.артелью костромских мастеров во главе со знаменитым Гурием Никитиным. Но эти творения были спрятаны под фресками 19 века. С начала 1970-х годов в течение почти 30 лет шла реставрация подлинных фресок великого русского живописца. В настоящее время большинство из них освобождены от просроченной записи. Стены часовни св. Евфимия также были украшены фресками. В различных сценах жизни святого отражен даже выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Памятник-часовня на месте захоронения Дмитрия Пожарского . К востоку от Спасо-Преображенского собора в родовой усыпальнице в 1642 г. похоронен выдающийся полководец князь Дмитрий Пожарский. Вместе с нижегородским предводителем Кузьмой Мининым возглавил народное ополчение, освободившее Москву в 1612 году от польских интервентов и положившее конец Смутному времени в России.

К концу 17 века усыпальница была заброшена – некому было ухаживать за могилами предков. В 1766 году по приказу архимандрита Ефрема усыпальница «по ветхости» была разбита, а надгробные плиты сняты и использованы для церковного строительства. Чтобы вернуть себе могилу Пожарского, летом 1851 года археолог граф Уваров по заданию министра внутренних дел провел раскопки в Спасо-Евфимиевом монастыре восточнее Спасо-Преображенского собора. Там он обнаружил стены гробницы, которую тщательно осмотрела специальная комиссия и признала захоронением Д. Пожарского. В 1885 г. над могилой Д. Пожарского был поставлен памятник-часовня на народные средства по проекту архитектора А.М. Горностаева.

В 1933 году памятник был разрушен, так как в монастыре располагалась тюрьма для политзаключенных. В 1967 году монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, и начались масштабные работы по его восстановлению. В 1974 г. над захоронением появился памятник народному герою (скульптор Н.А. Щербакова, архитектор И.А. Гунста).

В 2009 году разрушенный мавзолей Дмитрия Пожарского был восстановлен с максимальной точностью. На месте захоронения полководца есть крест и памятная доска. Рядом с местом захоронения находится часовня-памятник. На открытии памятника Президент России Д.А. Медведев присутствовал.

Госпитальная церковь Николая Чудотворца является редким памятником церковной и гражданской архитектуры. В строительной документации 1669 года были определены требования к зданию: верх не должен быть шатровым, здание должно быть теплым. Двойной свод увеличивает высоту храма, но позволяет экономно уменьшить теплое помещение. Фасады церкви украшены закомарами-кокошниками и нарядными наличниками окон. К храму на первом этаже примыкает двухэтажная больничная палата с одноколонным сводчатым залом – для больных монахов. Редкая для древнерусской архитектуры лестница внутри стены вела на нежилой верхний этаж.

В больничном храме с 2006 года, после серьезной модернизации, для посетителей доступна экспозиция “Золотая кладовая” . Здесь можно увидеть уникальные образцы старинного шитья XIV-XVII веков, произведения искусства из золота и серебра русских мастеров разных эпох, XII-XIII веков и до начала XX века. Имеются ценные образцы прикладного искусства XVI-XVII веков, в том числе иконы и предметы церковной утвари и др.

Тюремный корпус.  Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь был известен не только мощами преподобного Евфимия и его чудесами. С середины 18 века монастырь приобрел новую, очень печальную славу. По указу Екатерины II в 1766 году здесь была создана государственная тюрьма-крепость. Первоначально он предназначался для безумного религиозного узника в кандалах. Однако, как свидетельствуют документы, за 150 лет существования в крепости находились люди, наделенные здравым рассудком и памятью, а за многолетнее заключение они сходили с ума.

Первоначально заключенные содержались в двух палатах в палатах больничной церкви Святого Николая. С 1823 года келейный корпус, который был последней крупной постройкой монастыря в 1730 году, был приспособлен под тюрьму. Это вытянутое одноэтажное казарменное здание с прогулочным двором перед ним, расположенное за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. В 1889 году в крепости была устроена специальная тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери.

Заключенные были разных сословий и званий, светских и духовных. Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и вещего монаха Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых.

Арестантское отделение официально просуществовало до 1 января 1906 года. Но в 1923 году монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, вновь получает статус тюрьмы. До 1939 г. в нем находился политизолятор, в котором, в частности, находились митрополит П. Крутицкий, всемирно известный экономист Н. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922-1924 гг. Л. Юровский, бывший директор Государственная публичная библиотека В. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии М. Рютин и многие другие.

С 1940 по 1946 годы Спасо-Евфимиев монастырь превратился в лагерь для военных – солдат и офицеров, прошедших испытания после фашистского плена или бегства из вражеского окружения. С 1943 г. в лагерь стали поступать немецкие военнопленные, в частности, из группировки фельдмаршала Ф. Паулюса, потерпевшей поражение под Сталинградом. Летом 1943 года сам Паулюс находился здесь более двух месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *