Соборы в романском стиле: Романская архитектура – описание соборов, романский стиль

Содержание

Романская архитектура – описание соборов, романский стиль

Романский архитектурный стиль был распространен в Европе всего 150 лет, с середины 11 века до конца 12 века. Первые готические соборы появились во Франции в середине 12 века, но до конца 12 века романская архитектура преобладала во всех странах Европы.

Соборы, построенные в романском стиле, отличает массивность стен. Они похожи на мощные крепости, где в случае опасности могли укрыться местные жители. Романская архитектура сочетала в себе надежность и функциональность, которая была необходима в те воинственные времена.

Термин «Романская архитектура» был придуман в 19 веке. «Романский» означает «Римский». С момента падения Рима в 476 году вся средневековая архитектура более тысячи лет подражала римской. Однако в период раннего средневековья многие строительные навыки римской эпохи были утеряны. Не могло быть и речи, чтобы средневековые архитекторы могли построить что-то сопоставимое с куполом Пантеона. 

Архитекторы эпохи раннего средневековья строили копии римских базилик. Первые христианские церкви так и назывались «Базилики». Однако они не умели делать римские своды, поэтому первые базилики имели кессонные пололки. То есть потолки просто перекрывались деревянными балками. 

И вот к середине 11 века мастерство архитекторов настолько возросло, что они смогли возродить римские своды. Это стало началом новой эпохи в архитектуре.  Нельзя сказать, что архитекторы раннего средневековья совсем не умели делать своды. В боковых нефах церквей и небольших приделах они делали своды, которые не несли основной нагрузки. Но перекрывать центральные нефы сводами не рисковали. Форма свода должна быть идеальной, блоки должны точно прилегать друг к другу, иначе он рухнет. 

 

Первые романские соборы 

В середине 11 века во Франции и Германии начали строить соборы, где главные нефы были сводчатыми. За полтора столетия их было построено тысячи и многие из них сохранились до наших дней. В Византии строили совсем не много, и масштабы построек были не большие. Это свидетельствует, что в 11 веке уровень экономического развития Западной Европы был значительно выше, чем Восточной Европе. Византия угасала, а европейские страны набирали свою мощь.  

Одни из первых больших романских соборов были построены в городах на Рейне: Майнце, Вормсе и Шпреере. В этих городах были епископские кафедры. Также в них надолго останавливался кочующий двор императоров Священной Римской Империи. Этот титул ставил императора выше других королей европейских стран, однако, у них не было реальной власти и реальных владений.

Шпеерский собор построен в  период 1030-1103 годов и это первая крупная полносводчатая постройка в Германии. Собор огромен и главный неф перекрыт красивыми сводами римского масштаба. Соборы в Майнце и Вормсе сильно перестроены, но и они сохранили свой романский облик.

Характерной архитектурной особенностью романских соборов являются строение арок. Ячейки сводов в два раза шире, чем арки нижнего яруса. Под пролетом каждого свода помещаются две арки. Это связано с тем, что ширина боковых нефов уже, чем у центрального нефа. Главный свод опирается на каждую вторую колонну, а боковые своды опираются на каждую колонну. Это выглядит очень красиво. 

Со временем у романских соборов появились нервюры. Это ребра сводов, которые эффективнее гасят боковые распоры. Одной из самых ранних романских базилик с нервюрами является Базилика Святого Амбросия в Милане, где похоронен Амбросий Медиоланский. Позже нервюры появились в романских церквях, которые строили в Бургундии. Нервюры стали обязательным элементом готических соборов.

Со временем в романских базиликах появились обходы вокруг алтаря, где располагались капеллы. В бенедиктинских базиликах начали делать стрельчатые окна, а потом и стрельчатые своды. С их помощью было проще погасить силу распора, которая давит на стены. 

Большинство элементов, которые нам знакомы по готическим церквям, появились в романских храмах. Однако там они использовались отдельно друг от друга: стрельчатые арки, нервюры, трифорий, пучки колонн. Чтобы получилась готика, нужно было собрать все эти элементы воедино. В какой-то момент это произошло. Все элементы сложенные вместе, дали принципиально новый тип конструкции. 

 

Единый стиль романских церквей

За 150 лет в 11-12 веках в Западной Европе были построены тысячи церквей в романском стиле. Все эти церкви очень похожи друг на друга, за исключением каких-то декоративных деталей. Еще более похожими друг на друга стали готические соборы, которые пришли на смену романским. Там найти существенные отличия соборов в разных странах могут только специалисты. Только в эпоху Возрождения архитектура разных стран, например Италии и Голландии, приобрела существенные отличия друг от друга. Почему так происходило?

Отсутствие различий в романской архитектуре в различных странах Западной Европы связано с тем, что тогда еще не существовало наций и государств в привычных нам границах. Землями Европы владели феодалы. Феодализм был препятствием для образования наций, так как для нации нужна какая-то самоидентификация людей, как единого целого.  

Для этого нужна централизованная власть, которая может это установить. Но во многих странах герцоги были более могущественны, чем короли. Если в наши дни войны ведут между собой страны, то в Средние Века воевали между собой феодалы. Их владения находились в определенных странах, но де-факто они были независимы.

В наши дни, если люди говорят на разных языках, это означает, что они родились в разных странах. Если люди в Средние Века не понимали друг друга, то это больше говорило о различиях в их социальном статусе. На протяжении тысячелетия после падения Рима главным языком общения и особенно письменности оставалась латынь. Особых альтернатив ей не было. Проблему усугубляло то, что в Средние Века не существовало хоть какой-то системы образования, которая обучала хоть сколько-нибудь ощутимое количество людей. 

Оставалась христианская религия, которая объединяла людей всей Европы. Религиозная жизнь занимала гораздо большее место, чем сейчас. Люди всей Европы находили свою идентичность в Христианстве. Именно это объясняется появление такого огромного количества церквей во всех странах Европы, построенных по единым канонам, в едином архитектурном стиле. Другого стиля архитекторы Европы не знали. Романский стиль был их первый опыт в строительстве масштабных сооружений.

Романская архитектура: стиль Средневековья, примеры, готика как отличить

Романская архитектура — так называются все архитектурные творения романского стиля.

Этот стиль появился в Средневековье в 10 веке и просуществовал как основной два века. Лишь в начале 13 века его полностью заменил готический стиль.

Название романского стиля появилось в 19 веке. Учёные связали его с Римом (Roma, Rome, Rom — название города на разных языках), который играл большую религиозную роль (и продолжает играть). Ведь стиль впервые применили при строительстве церквей, соборов, базилик.

Основные черты стиля — это мощность и прочность конструкций, вместительность, сводчатые потолки и полукруглые арки. Эти сооружения служили также убежищем в случае нападения врага. Поэтому окна и двери были очень узкими, а стены толстыми.

Сооружения этого стиля можно найти в Европе: Германии, Италии, Англии, Франции, Португалии, Испании.

Особенности романской архитектуры

Как понять, что перед вами сооружение романского стиля? Обратите внимание на следующие особенности:

  1. Церковь стремилась создать мощные и прочные сооружения, которые отображали бы её возрастающую силу и служили укрытием. Таким сооружением становится базилика.
  2. Формы сооружений — вытянутые прямоугольники: внутри должно быть просторно. Чтобы увеличить высоту сооружений, стали использоваться крестовые своды (те, которые соединяют в себе две арки).
  3. Простота сооружений. Они должны гармонировать с окружающей средой.
  4. Толстые массивные стены, узкие окна и двери, большое количество полукруглых (полуциркульных) арок.
  5. Архитекторы вдохновлялись древнеримским стилем.
  6. Тесная связь с религией. Основная идея стиля — богословская.

Некоторые примеры романской архитектуры

Франция

Монастырская церковь в Клюни, Бургундия — яркий пример романского стиля. Узкие окна и проходы, толстые, массивные стены.Базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Сводчатый потолок и арки по бокам — черты, присущие романскому стилю.Романский стиль фасада Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.

Италия

Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия.Пизанский собор в Пизе, Италия. Массивность конструкции, узкие окна, наружные полуциркульные арки говорят о романском стиле.

Испания

Церковь святой Марии Евнатской на севере Испании. Романский стиль виден и здесь.

Германия

Наумбургский собор в Германии. Его строительство началось в начале 11 века, а закончилось только в начале 13. Поэтому он сочетает в себе два стиля — романский и готический.Замок Кверфурт — средневековый замок и весьма важный памятник романской архитектуры.

Англия

Даремский собор в Англии, построенный в романском архитектурном стиле, является объектом Всемирного наследия.

Португалия

Кафедральный собор Се в Порту был перестроен в период барокко. Но во входе в центральный неф собора можно разглядеть черты романского стиля: узкие окна и вход, полукруглая наружная арка.

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стильГотика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замкиПомимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооруженияВысокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолкиСводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые аркиСтрельчатые арки
Почти полное отсутствие декораКаменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религияИдеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.Брюссельская ратуша, Бельгия. Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.

Читайте про другие архитектурные стили: Барокко и Рококо.

Дата обновления 30/07/2020.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Рококо
  • Классицизм
  • Барокко
  • Пантеон
  • Постмодернизм
  • Стимпанк
  • Минимализм
  • Экосистема
  • Кремль
  • Анархизм

Узнай Что Такое: узнайте значения, понятия и определения.

ПоследниеПопулярныеКонтактыПолитика КонфиденциальностиО нас

2018 – 2023 © 7Graus

Романская архитектура и 15 лучших романских зданий

Из всех великих архитектурных движений, прокатившихся по Европе с античных времен, романская архитектура была первой, возникшей после падения римлян. Когда Западная Римская империя пала в году 5-го века года, на сотни лет произошел огромный упадок значительных строительных проектов. Но в конце этого периода, ныне известного как Темные века, возник новый стиль архитектуры. В значительной степени заимствуя старые формы римских зданий, романская архитектура стала доминирующим строительным стилем в Западной Европе задолго до прихода IX в.0003 Готический век .

Определение романской архитектуры

Романская архитектура и искусство были формой дизайна, которая во многом заимствована из древнеримского искусства и архитектуры и использовалась по всей Европе с 500 по 1200 г. н.э. .

Фасад Пизанского собора в Пизе, Италия. Фасад использует типичные романские элементы.
Фото PROPOLI87 из Wikimedia Commons

Хронология романской архитектуры

Романская архитектура была доминирующим строительным стилем в Европе примерно с момента падения Римской империи в 5 веке до начала готической эры в 13 ом веке .

Развиваясь из религиозных сооружений, таких как церкви, монастыри и аббатства, романский стиль в конечном итоге распространился почти на все типы зданий. Темные века и раннее средневековье были основными периодами, когда этот стиль активно использовался.

Базилика в аббатстве Клюни была романской церковью и когда-то была самой большой церковью в мире. Он был в основном разрушен во время Французской революции.
Изображение из общественного достояния США

Характеристики романской архитектуры

Округлые арки или «римские арки»

Фото В. Булах из Wikimedia Commons . Также известная как римская арка, круглая арка предшествует стрельчатой ​​готической арке. Он уже использовался в архитектуре в течение сотен лет в начале средневековья, особенно в древнеримской архитектуре. На фото выше вы можете видеть, что весь западный фасад аббатства Марии Лаах в Германии украшен разными формами одной и той же круглой арки,

Толстые стены с маленькими окнами

Фото Nuno Cardoso взято с flickr

В целом романская архитектура полна крепких, громоздких, тяжелых и крепких на вид зданий. Стены должны были быть толстыми с маленькими окнами, чтобы выдержать весь вес крыши наверху. Весь внешний вид Пизанского собора показывает, что таким образом строились даже самые монументальные и впечатляющие романские здания. Позже в истории архитектуры Flying Buttress позволила архитекторам строить более высокие здания со стенами, полными огромных окон, что стало основой для Готический стиль .

Бочкообразные своды

Фото Benh Lieu Song с flickr

Раньше, в романскую эпоху, нефы большинства церквей были покрыты деревянными крышами. Это был формат, восходящий к древнеримской базилике. Со временем соборы Европы стали усложняться, над нефами строились арки. Строители, по сути, сжали несколько каменных арок вместе, чтобы создать бочкообразный свод. Каменные бочкообразные своды также делали церкви более прочными и помогали с противопожарной защитой, поскольку на крыше не было открытых деревянных балок, которые могли бы гореть. Цилиндрический свод в базилике Сен-Сернин был одним из самых больших, когда-либо построенных в романскую эпоху.

Отсутствие орнамента и деталей.

Фото Анны и Михала с flickr. Хотя есть несколько исключений, большинство романских зданий суровые и голые, а замысловатая каменная кладка есть только в нескольких изолированных местах. Это отсутствие деталей особенно заметно в начале романской эпохи, до 1000 н.э. года. Аббатство Везле во Франции было построено в основном в начале 9 в.0003 1100s , но здесь начинают появляться некоторые скульптурные элементы, особенно в капителях колонн.

Романский стиль против готического

Романская архитектура появилась раньше готической. Романский период длился с 6 го -12 го века , а готический период длился с 13 го -16 го века .

  • Романский
  • Готический
  • (слева) Скругленные арки Шпейерского собора в Германии
  • (справа) Стрельчатые арки Миланского собора в Италии
  • Справа Фото © J osé Luiz Bernardes Ribeiro  / CC BY-SA 4.0

Различий много между двумя стилями. Многие из этих различий связаны с европейской историей в средние века. Технологии развивались, и в готический период люди могли строить более крупные и изящные здания.

Новые методы строительства, такие как стрельчатая арка и контрфорс, позволили архитекторам строить более высокие и большие церкви. Контрфорсы позволяли распределить вес крыши наружу с помощью стрельчатых арок.

  • Романский стиль
  • Готический стиль
  • (слева) Сторона Пизанского собора с плоскими стенами с маленькими окнами с круглыми арками
  • Left Photo by Jordiferrer from Wikimedia Commons

Итак, теперь вместо толстых каменных стен с крошечными окнами, поддерживающими крышу, как в романском здании, вы можете использовать контрфорсы, чтобы выдержать вес крыши. Это позволило архитекторам использовать эти красивые массивные витражи, пропускающие невероятное количество света во внутреннее пространство.

  • Романский
  • Готический
  • (слева) Интерьер аббатства Везле в Везле, Франция. Обратите внимание на сводчатый потолок, закругленные арки, тяжелые окна с недостатком естественного света и отсутствие чрезмерных деталей и художественных работ.
  • (справа) Интерьер Сент-Шапель в Париже, Франция. Обратите внимание на ребристый потолок, стрельчатые арки и массивные витражи, наполненные замысловатыми произведениями искусства.
  • Слева Фото Jörb Bittner Unna из Wikimedia Commons
  • Right Photo by Artmch из Wikimedia Commons

Романская архитектура также не включает в себя то большое количество деталей, которое вы найдете в готической архитектуре. Ниже вы увидите простую геометрическую каменную кладку в романской церкви по сравнению со сложной резьбой в готическом здании.

  • Романский стиль
  • Готический стиль
  • (слева) Романский стиль Бамбергского собора в Брамбере, Германия
  • (справа) Элементы поздней готики в Колледжио-де-Сан-Грегория в Вальядолиде, Испания.
  • . расхождения в деталях имели непосредственное отношение к европейской истории. Религиозные авторитеты в средние века часто выступали против чрезмерного искусства и деталей, поскольку считалось, что они отвлекают от церковных служб. Но в конце концов от этих практик постепенно отказались, и искусство стало более открытым, пока оно отражало послание церкви и Библии.

    Он уменьшен, но в романской архитектуре можно увидеть мелкие детали и резную каменную кладку. Вы найдете истории из Библии, изображенные в основном вокруг капителей колонн и внутри тимпана, главной арки над входом в церковь. Готическая архитектура пошла еще дальше и показала еще более замысловатые изображения различных религиозных мотивов.

    • Романский
    • Готический
    • (слева) Тимпан в аббатстве Везле в Везле, Франция
    • (справа) Тимпан Собора Парижской Богоматери в Париже, Франция
    • Обе скульптуры изображают сцену Страшного суда, однако готическая версия намного сложнее и детальнее, со значительным улучшением реализма скульптуры. Резные фигурки также покидают область Тимпана и каскадом спускаются вниз, вокруг дверного проема и в остальную часть здания.
    • Слева Фото Герда Эйхмана с Викисклада
    • Справа Фото Гильема Веллута с Викисклада

    Заинтересованы в романской архитектуре? Ознакомьтесь с другими нашими статьями по теме!

    Какие лучших романских зданий?

    Ниже приведен список зданий, которые часто считаются лучшими образцами романской архитектуры. Эти здания демонстрируют все ключевые черты романского стиля.

    Вместо того, чтобы просто сосредоточиться на церквях, этот список также будет включать светские здания, чтобы дать целостный взгляд на романскую архитектуру. Этот список будет сосредоточен на размере, инновациях и общей красоте, чтобы определить, какие лучшие романские здания все еще можно найти в Европе сегодня.

    1. Пизанский собор — Пиза, Тоскана, Италия Фото Saffron Blaze из Викисклада

    Пизанский собор известен своей падающей башней, но он также является одним из величайших образцов романской архитектуры на земле. Собор, баптистерий и колокольня построены из белого мрамора. На фасаде видны многие стандартные элементы романской архитектуры с десятками круглых арок, окруженных геометрической каменной кладкой. Хотя снаружи церкви много окон, все они маленькие и не обеспечивают много естественного света. Стены Пизанского собора — единственное, что поддерживает крышу наверху, поэтому их нужно было построить толстыми и крепкими, с небольшими отверстиями для окон.

    Фото Бруно Рийсман из Викисклада

    Интерьер Пизанского собора представляет собой смесь нескольких разных стилей. Все арки и колонны, которые вы видите, выполнены в романском стиле и датируются первоначальной постройкой собора, которая велась с 1063 по 1092 . Но золотые детали, которые вы видите на кессонном потолке, были добавлены позже, в 17 веке . Сегодня Пизанская башня и Пизанский собор ежегодно привлекают миллионы посетителей и входят в список Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО .

    2. Кафедральный собор Монреаля — Монреале, Сицилия, Италия

    Как и другие церкви на Сицилии, Собор Монреаля был построен норманнами . Он расположен недалеко от столицы Сицилии Палермо и считается одной из величайших церквей на острове. Строительство началось в 1172 , и большая часть архитектуры выполнена в нормандском стиле, хотя были добавлены различные дополнения в других стилях. Церковь известна своими Византийская мозаика . Церковь является частью большой группы из объектов, внесенных в список ЮНЕСКО, расположенных по всей территории вокруг Палермо.

    Фото pjt56 из Викисклада

    Церковь известна своими византийскими мозаиками . Эти мозаики стоили норманнам огромных богатств. Мало того, что плитки были сделаны из кусочков настоящего золота, но и сами мозаики были тщательно собраны византийскими мастерами, некоторые из которых путешествовали из восточно-средиземноморских земель Византийской империи.

    3. Сан-Миниато-аль-Монте –  Florenc e , Тоскана, Италия Фото Rufus46 из Wikimedia Commons Регион Тоскана. Работы в церкви начались еще в 1013 , и сегодня она выглядит почти так же, как и в 11 веке . Внешний вид богато украшен белым и зеленым мрамором в цветовой гамме, аналогичной Флорентийскому собору, хотя собор был построен столетия спустя.

    Фото Kotomi_ с flickr

    Внутренняя часть церкви отличается более сложной каменной кладкой с цветным мрамором, гармонирующим с внешним видом. Церковь также имеет деревянную крышу, которая была основным материалом, используемым для крыш ранних романских зданий. Балки и перекрытия богато украшены расписными геометрическими узорами. Хотя Сан-Миниато-аль-Монте является одной из самых маленьких церквей в Флоренции , это все же невероятное произведение романской архитектуры в городе, в основном известном своими Ренессанс постройки.

    4. Шпейерский собор — Шпейер, Рейнленад-Пфальц, Германия

    Шпейерский собор — романский собор, расположенный на юго-западе Германии. Строительство собора началось в 1030 , а снаружи он построен из красного песчаника. Большая часть церкви относится к более поздним этапам романской эпохи, но нартекс и передний фасад были добавлены в XIX веке. Работа выполнена в неороманском стиле, что придает церкви довольно целостный вид.

    Photo by Maclovely from Wikimedia Commons

    Внутри Шпейерского собора находится один из самых высоких нефов романской эпохи. В церкви также есть бочкообразный свод, который был важным нововведением в романской архитектуре, который превратился в готический ребристый свод . Шпейерский собор и сам город Шпейер неоднократно были вовлечены в конфликт 30-летней войны , но, несмотря на эти неспокойные времена, церковь все еще замечательно сохранилась, учитывая ее невероятный возраст.

    Нравится Архитектура городов? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать обновления о наших последних статьях и другую информацию, связанную с историей архитектуры.

    Ваш адрес электронной почты

    5. Базилика Сен-Сернен — Тулуза, Окситания, Франция Фото Poudou99 из Wikimedia Commons в мире идет к базилике Сен-Сернен во Франции. Церковь была построена из 1080-1120 и изначально был частью гораздо большего аббатства. В интерьере есть сводчатая крыша из камня, которая была огромным технологическим достижением по сравнению с плоскими деревянными потолками, которые вы найдете во многих других романских зданиях. Кроме того, каменное хранилище стало огромным шагом вперед в области противопожарной защиты.

    6. Трирский собор — Трир, земля Рейнланд-Пфальц, Германия Фото giggel с Викисклада

    Трирский собор стоит на фундаменте нескольких римских зданий, построенных в 9 в.0003 4 век CE . Большая часть церкви, которая видна сегодня, относится к 11 веку из 1016-1041 . Церковь известна своими башнями, которые часто копировались в других романских зданиях по всей Европе.

    7. Аббатство Марии Лаах — Андернах, Земля Рейнланд-Пфальц, Германия Фото В. Булах из Wikimedia Commons

    Аббатства и монастыри были одними из самых богатых и могущественных учреждений средневековья. Все это богатство и мощь часто приводили к фантастической архитектуре. Аббатство Марии Лаах в Германии является одним из самых сплоченных примеров романской архитектуры в Европе. Внешний вид особенно лишен других стилей зданий, в отличие от других церквей в этом списке.

    8. Ca’ Loredan и Ca’ Farsetti — Венеция, Венето, Италия Фото Z thomas с Wikimedia Commons

    Во время хаоса и нестабильности, последовавших за крахом Римской империи, группа беженцев начала небольшое поселение в Венецианской лагуне. К раннему средневековью их поселение выросло в один из самых могущественных городов всей Европы, Венеция . Венеция была столицей могущественной Венецианской республики , морской республики, которая контролировала большую часть торговли в Адриатическом и Средиземном морях. Ca’ Loredan и Ca’ Farsetti — два невероятных произведения романской архитектуры, которые финансировались этой впечатляющей торговой сетью. Они расположены рядом друг с другом с видом на Гранд-канал в Венеции.

    9. Храм Гроба Господня — Иерусалим, Иерусалим, Израиль Фото jlascar с сайта Wikimedia Commons

    Храм Гроба Господня имеет долгую и сложную историю, уходящую со времен Римской империи на всю пути до сегодняшнего дня. Большая часть церкви построена в отчетливом романском стиле и датируется 12 -13 веком года. крестоносцев , взявших город Иерусалим в 9 году0003 1099 , отремонтирован и пристроен к церкви, что придает ей характерный романский вид.

    10. Лундский собор — Лунд, Скания, Швеция Фото Колина с Wikimedia Commons

    Лундский собор — единственное романское здание в этом списке, расположенное в Скандинавии. Церковь была построена в начале 12 го века года и до сих пор остается одним из старейших каменных зданий во всей Швеции. В то время, когда он был построен, Лунд находился под властью Дании, поэтому технически его можно рассматривать как произведение датской романской архитектуры.

    Заинтересованы в романском архитектурном стиле? Ознакомьтесь с некоторыми из наших статей по теме!

    11. Собор Чефалу — Чефалу, Сицилия, Италия Фото Stijn Nieuwendijk с flickr

    Норманны, которые также контролировали части современной Франции и Англии, завоевали Сицилию и южную Италию в раннем средневековье. Там они создали важные произведения нормандской архитектуры , которая является подкатегорией романской архитектуры. Мало того, что церковь была построена как место поклонения, архитекторы также спроектировали ее как укрепление, чтобы помочь защитить город от захватчиков. Сегодня собор Чефалу является самой заметной достопримечательностью города Чефалу и внесен в список Объект всемирного наследия ЮНЕСКО .

    12. Собор в Парме — Парма, Эмилия-Романья, Италия Фото Филиппо Анели. Начатый в 1059 , собор содержит отдельный баптистерий, церковь и колокольню. Это было похоже на дизайн многих других церквей в Италии. В частности, баптистерии держались отдельно, потому что никому не разрешалось входить в церковь до крещения.

    13. Аббатство Везле — Везле, Бургундия, Франция Фото SchiDD с Wikimedia Commons Одна из самых декоративных церквей в этом списке, фасад украшен множеством каменных статуй и скульптур. Традиционно романские постройки имели скульптуры только на портале церкви. (часть прямо над главным входом, также известная как Тимпан). Но аббатство Везле известно тем, что повсюду в нем есть дополнительные детали.

    1

    4. Ахенский собор — Ахен, Северный Рейн-Вестфалия, Германия Фото Lfhooper1996 с Wikimedia Commons

    Ахенский собор — один из величайших романских соборов в этом списке. Здание было построено великим Карлом Великим. Карл Великий считается самым влиятельным правителем раннего средневековья. Он смог создать огромную империю, которая простиралась на территории современной Франции, Германии и Италии. Карл Великий часто правил из Аахена и отвечал за большую часть Аахенского собора.

    1

    5. Лондонский Тауэр — Лондон, Англия, Соединенное Королевство Фото Дункана из Wikimedia Commons Он получил свое прозвище после того, как пересек Ла-Манш и победил предыдущего правителя Англии, став первым нормандцем королем Англии. Чтобы сохранить контроль над своим новым королевством, Уильям начал строительство Лондонского Тауэра. Здание с видом на Темзу в Лондоне является прекрасным образцом укрепления в романском стиле.

    Романская архитектура сегодня

    Хотя она и не так популярна, как в конце 19-го века , романская архитектура все еще живет сегодня в форме неороманского стиля. Отличным примером неороманского здания является Рыбацкий бастион, расположенный по адресу Будапешт, Венгрия .

    В Рыбацком бастионе используются закругленные арки и множество других элементов романского дизайна.
    Фото Николая Каранещева с Викисклада

    В начале 19 века неоклассический стиль стал чрезвычайно популярным. Он использовался несколькими мировыми державами для строительства важных правительственных зданий, которые напоминали о мощи и силе древнеримской государственной системы.

    По иронии судьбы, подобно тому, как романская архитектура развилась из архитектуры Римской империи, неороманская архитектура стала довольно популярной после золотого века неоклассической архитектуры.

    Ричардсоновский романский стиль

    Ричардсоновский романский стиль — это термин, придуманный для описания различных неороманских зданий Г. Г. Ричардсона и других американских архитекторов в конце 19 века . Некоторые из наиболее заметных работ – Троицкая церковь в Бостоне, а также Мемориальная библиотека Винна в Вобурне, штат Массачусетс.

    Троицкая церковь в Бостоне была спроектирована Ричардсоном и заимствует многие элементы романской архитектуры.
    Фото Дадеро. из Викисклада. Тяжелые и громоздкие формы в сочетании с закругленными арками очень напоминают романские постройки, которые были популярны в Европе в средние века.

    Наследие романской архитектуры

    Архитектура в целом находилась под сильным влиянием романского стиля. Романская архитектура представляет собой четкую связь с архитектурой Римской империи и готической архитектурой.

    Так много величайших соборов Европы были построены в

    готическом стиле , и все инновации, которые сделали эти здания возможными, были усвоены в романский период.

    • Об авторе
    • Роб Карни, основатель и ведущий автор журнала «Архитектура городов», изучает историю архитектуры более 15 лет.
    • Он заядлый путешественник и фотограф, увлекающийся зданиями и их историей.
    • Роб имеет B.S. имеет степень магистра архитектуры и 10 лет работал архитектором и инженером в районе Бостона.

    Нравится Архитектура городов? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать обновления о наших последних статьях и другую информацию, связанную с историей архитектуры.

    Ваш адрес электронной почты

    Как вы можете помочь Архитектуре городов?
    • Если вы заинтересованы в развитии и улучшении архитектуры городов, вы можете поддержать нас на Patreon!
    • Став сторонником Patreon, вы получаете ранний доступ к новым статьям, а все, что мы зарабатываем, уходит на создание нового контента, улучшение наших существующих статей и помощь нам в обеспечении наилучшего пользовательского опыта для наших читателей.
    • Особая благодарность всем нашим нынешним сторонникам Patreon!
    Вид на Пизанский собор с Пизанской башни

    Романская архитектура – ​​искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

    Первый романский стиль развился на территории Каталонии и продемонстрировал более низкий уровень мастерства, чем более поздний романский стиль.

     

    • Описать форму, содержание и контекст ключевых произведений романской архитектуры
    • Отличие первого романского стиля от романского в архитектуре
    • Определите определяющие характеристики и разновидности романской архитектуры, встречающиеся по всей Европе
    • Сравните характеристики романской архитектуры с дороманскими и более поздними стилями

    Развитие первой романской архитектуры

    Романская архитектура делится на два периода: «первый романский» стиль и «романский» стиль. Первый романский стиль возник на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в 10–9 гг.0027-й век до более позднего влияния аббатства Клюни. Этот стиль приписывают архитектурной деятельности групп ломбардских учителей и каменщиков, работавших на каталонской территории в первой четверти XI века. Аббат Олиба из монастыря Санта-Мария-де-Риполь был особенно влиятельным импеллером, диффузором и спонсором первого романского стиля. Чтобы избежать термина дороманский стиль, который часто используется в гораздо более широком смысле для обозначения раннесредневекового и раннехристианского искусства (а в Испании может также относиться к вестготскому, астурийскому, мосарабскому и репобласионскому искусству), Пуч-и-Кадафальч предпочитал использовать термин «первый романский».

    Характеристики

    Первый романский стиль, также известный как ломбардский романский стиль, характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных орнаментальных арок, известных как ломбардные полосы. Разница между первым романским и более поздним романским стилями заключается в опыте, с которым были построены здания. В первом романском стиле использовались стены из бутового камня, окна меньшего размера и крыши без сводов, в то время как романский стиль отличается более изысканным стилем и более широким использованием свода и обработанного камня. Например, Эботт Олиба приказал пристроить монастырь Санта-Мария-де-Риполь в 1032 году, отражая первые романские характеристики двух фронтальных башен, круиза с семью апсидами и ломбардского орнамента глухих арок и вертикальных полос.

     

     

    Монастырь Риполь: Монастырь Санта-Мария-де-Риполь — бенедиктинский монастырь, построенный в первом романском стиле, расположенный в городе Риполь в Каталонии, Испания. Хотя большая часть нынешней церкви включает в себя перестройку 19-го века, скульптурный портик является известным произведением романского искусства.

    Цистерцианская архитектура

    Цистерцианцы — римско-католический орден, состоящий из монахов и монахинь, чьи монастыри и церкви отражают один из самых красивых стилей средневековой архитектуры. Этот орден был основан группой монахов-бенедиктинцев из монастыря Молесме в 109 г.8, с целью более точно следовать Правилу святого Бенедикта.

    Характеристики цистерцианской архитектуры

    Цистерцианская архитектура считается одним из самых красивых стилей средневековой архитектуры и внесла важный вклад в европейскую цивилизацию. Из-за чистого стиля цистерцианских монастырей и церквей они считаются одними из самых красивых реликвий средневековья. Цистерцианские учреждения были в основном построены в романском и готическом архитектурных стилях в средние века, хотя более поздние аббатства также были построены в стилях ренессанса и барокко. Цистерцианские аббатства Фонтенэ во Франции, Фонтаны в Англии, Алкобаса в Португалии, Поблет в Испании и Маульбронн в Германии сегодня признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

     

     

    Аббатство Фонтанов: Аббатства Англии XII века были суровыми и неукрашенными – разительный контраст с искусно выполненными церквями более богатых бенедиктинских домов – однако, по словам Уоррена Холлистера, «даже сейчас простая красота цистерцианского такие руины, как Фонтаны и Риво, расположенные в дикой местности Йоркшира, глубоко трогают».

    Теологические принципы

    Цистерцианская архитектура основывалась на рациональных принципах. В середине 12 -й -й век выдающийся аббат-бенедиктинец Сугерий из Сен-Дени объединил элементы нормандской архитектуры с элементами бургундской архитектуры (включая ребристые своды и стрельчатые арки соответственно), создав новый стиль готической архитектуры. Эта новая «архитектура света» должна была поднять наблюдателя «из материального в нематериальное»; по словам французского историка 20-го века Жоржа Дюби, это был «памятник прикладной теологии». Цистерцианская архитектура выражала другую эстетику и богословие, изучая достижения бенедиктинцев. Святой Бернар видел в церковном убранстве отвлечение от благочестия и выступал за аскетизм при строительстве монастырей. Сам орден был восприимчив к техническим усовершенствованиям готических принципов строительства и сыграл важную роль в его распространении по Европе.

    Эта новая цистерцианская архитектура воплощала в себе идеалы ордена, и в теории была утилитарной и без лишних украшений. Та же рациональная комплексная схема использовалась по всей Европе для удовлетворения в значительной степени однородных потребностей ордена. Различные здания, в том числе дом капитула на востоке и общежития наверху, были сгруппированы вокруг монастыря и иногда соединялись с самой церковью ночной лестницей. Цистерцианские церкви обычно имели крестообразную планировку, с небольшим пресвитерием для удовлетворения литургических потребностей братии, небольшими часовнями в трансептах для частной молитвы и окаймленным проходом, разделенным примерно посередине ширмой, чтобы отделить монахов от монахов. мирские братья.

     

     

    Санта-Мария-Арабона: Церковь аббатства Санта-Мария-Арабона, Италия.

    Инжиниринг и строительство

    Цистерцианские здания по возможности строились из гладкого светлого камня. Колонны, столбы и окна находились на одном уровне основания, а штукатурка была крайне простой или отсутствовала. Святилище сохраняло пропорцию 1: 2 как на высоте, так и на уровне пола. Чтобы сохранить внешний вид церковных зданий, цистерцианские постройки были построены в чистом, рациональном стиле, что придает им красоту и простоту. Строительные проекты церкви в Средневековье демонстрировали колоссальные амбиции, требующие огромного количества добытого камня. Это относилось и к цистерцианским проектам. Аббатству Фуаньи было 9 лет.8 метров (322 фута) в длину; Аббатство Восель имело длину 132 метра (433 фута). Даже самые скромные монастырские постройки строились полностью из камня. В 12 и 13 веках цистерцианские амбары состояли из каменного фасада, разделенного на неф и проходы либо деревянными столбами, либо каменными опорами.

    Цистерцианцы наняли лучших каменотесов. Еще в 1133 году св. Бернар нанял рабочих для помощи монахам в возведении новых зданий в Клерво. Старейший зарегистрированный пример архитектурного калькирования, аббатство Байленд в Йоркшире, датируется 1299 г.0027-й -й век. Трассировки представляли собой архитектурные рисунки, вырезанные и нарисованные на камне на глубину 2–3 мм, показывающие архитектурные детали в масштабе.

     

     

    Аббатство Асей, Франция: «Архитектура света» аббатства Эйси представляет собой чистый стиль цистерцианской архитектуры, предназначенный для утилитарных целей литургического празднования.

    Характеристики романской архитектуры

    Варианты романской архитектуры

    Хотя романская архитектура, как правило, обладает определенными ключевыми чертами, они часто различаются по внешнему виду и строительным материалам от региона к региону. Общее впечатление, производимое как церковной, так и светской романской архитектурой, – массивная основательность и сила. Романская архитектура опирается на свои стены или секции стен, называемые опорами , чтобы нести нагрузку конструкции, а не на использование арок, колонн, сводов и других систем для управления весом. В результате стены получаются массивными, создавая впечатление крепкой монолитности. Романский дизайн также характеризуется наличием арок и проемов, аркад, колонн, сводов и крыш. Несмотря на общее существование этих предметов, романская архитектура различается по тому, как представлены эти характеристики. Например, стены могут быть выполнены из разных материалов или арки и проемы могут различаться по форме. Более поздние образцы романской архитектуры также могут обладать чертами, которых нет в более ранних формах.

    Стены

    Строительный материал, используемый в романской архитектуре, различается по всей Европе в зависимости от местного камня и строительных традиций. В Италии, Польше, большей части Германии и некоторых частях Нидерландов кирпич был обычным явлением. В других областях широко использовались известняк, гранит и кремень. Строительный камень часто использовался в виде небольших кусков неправильной формы, залитых густым раствором. Гладкая каменная кладка не была отличительной чертой стиля в начале периода, но встречалась там, где был доступен легко обрабатываемый известняк.

    Арки и проемы

    Характерной чертой романской архитектуры, как церковной, так и внутренней, является сочетание двух арочных окон или аркадных проемов, разделенных колонной или  колонетом  и часто расположенных внутри большей арки. Глазные окна распространены в Италии, особенно на фронтоне фасада, а также в Германии. Более поздние романские церкви могут иметь окна-колеса или окна-розетки с узором из пластин. В нескольких романских зданиях, таких как собор Отен во Франции и собор Монреале на Сицилии, широко использовались стрельчатые арки.

     

     

    Церковь аббатства св. Аббатская церковь Святого Иакова.

    Аркады

    Аркада монастыря обычно состоит из одного яруса (этажа), в то время как аркада, которая разделяет неф и проходы в церкви, обычно состоит из двух ярусов, с третьим ярусом оконных проемов, известным как подъем фонаря выше. Аркады в больших масштабах обычно выполняют структурную функцию, но они также используются в декоративных целях в меньшем масштабе как внутри, так и снаружи. Внешние аркады часто называют «слепыми аркадами», за которыми имеется только стена или узкий проход.

     

     

    Соборная церковь Нивеля: Соборная церковь Нивеля, Бельгия, использует тонкие валы из бельгийского мрамора, чтобы обозначить чередующиеся глухие проемы и окна. Верхние окна так же разделены колонетами на два проема. Нотр-Дам-дю-Пюи: Фасад Нотр-Дам-дю-Пюи, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция, имеет более сложное расположение разнообразных арок, дверей различной ширины, глухих аркад, окон и открытых аркад.

    Опоры

    Хотя в основном прямоугольные, опоры часто могут быть очень сложными, с полусегментами больших пустотелых колонн на внутренней поверхности, поддерживающих арку, и сгруппированной группой меньших шахт, ведущих в молдинги арки. Опоры, которые встречаются на пересечении двух больших арок, например, под пересечением нефа и трансепта, обычно имеют крестообразную форму, каждая со своей собственной поддерживающей прямоугольной опорой, перпендикулярной другой.

    Столбцы

    Колонны часто использовались в романской архитектуре, но различались по строительным материалам и декоративному стилю. В Италии большое количество античных римских колонн было спасено и повторно использовано в интерьерах и на портиках церквей. В большей части Европы романские колонны были массивными, поддерживая толстые верхние стены с небольшими окнами, а иногда и тяжелые своды. Там, где требовались массивные колонны, например, в Даремском соборе, они были построены из тесаной кладки с полым ядром, заполненным щебнем. Эти огромные незаостренные колонны иногда украшались резным орнаментом.

     

     

    Даремский собор, Англия: Украшенные каменные колонны Даремского собора чередуются с опорами из сгруппированных валов, поддерживающих самый ранний образец остроконечных высоких ребер.

    Общей характеристикой романских построек, встречающихся как в церквях, так и в аркадах, разделяющих большие внутренние пространства замков, является чередование пирсов и колонн. Самая простая форма – колонна между каждым примыкающим пирсом. Иногда столбцы кратны двум или трем. Часто расположение усложняется сложностью самих опор, так что чередуются не опоры и колонны, а опоры совершенно разных форм.

    Лиственный стиль послужил источником вдохновения для многих романских капителей, и точность, с которой они были вырезаны, зависела от наличия оригинальных моделей. Капители в итальянских церквях, таких как собор Пизы или церковь Сант-Алессандро в Лукке и на юге Франции, гораздо ближе к классической форме и стилю, чем в Англии.

     

     

    Капители в коринфском стиле: Капитель коринфской формы с антропоморфными деталями, Pisa Campanile

    Своды и крыши

    Большинство зданий имеют деревянные крыши в виде простой фермы, стяжной балки или шкворня. Крыши со стропильными фермами иногда облицованы деревянными потолками в трех секциях, как те, которые сохранились в соборах Эли и Питерборо в Англии. В церквях обычно проходы сводчатые, но неф покрыт деревянной крышей, как в Питерборо, так и в Эли. В Италии были распространены открытые деревянные крыши, анкерные балки часто встречались в сочетании со сводами, а бревна часто украшались, как в Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. Своды из камня или кирпича приняли несколько различных форм и показали заметное развитие в течение периода, превратившись в остроконечную ребристую арку, характерную для готической архитектуры.

    Романская архитектура: Церковь Сен-Лазар

    Отенский собор или Собор Сен-Лазар — римско-католический собор и национальный памятник в Отене, Франция. Известный своим клюнийским вдохновением и романскими скульптурами Гислеберта, он олицетворяет романское искусство и архитектуру Бургундии.

    Из-за почитания реликвий в этот период епископ Отуна приказал построить большой собор для хранения этих реликвий и размещения паломников в Отун. Капители колонн и главный фасад церкви украшены реалистичными скульптурами, вырезанными Гислебертом, а произведение искусства является средством обучения масс христианской этике с драматическими сценами рая и ада. Работы над собором начались около 1120 г. и быстро продвигались; здание было освящено в 1130 году. Проект был разработан епископом Этьеном де Баге, на которого особенно повлияло аббатство Клуниак Парай-ле-Моньяль.

     

     

    Отенский собор, гр. 1120-46: Внешний вид Отенского собора находится в самом высоком и лучше всего укрепленном углу города. Благодаря внешним изменениям, которые были применены к зданию, внешний вид сильно изменился за счет добавления готической башни, шпиля и боковых часовен в 15 веке.

    Элементы дизайна

    Интерьер собора состоит из нефа и двух проходов, разделенных массивными колоннами с продольной резьбой, перемежающейся украшенными романскими капителями. В плане собора есть нартекс или прихожая из двух пролетов, увенчанных двумя башнями, за которыми следуют неф с семью пролетами, окруженный боковыми проходами, и трансепт с крестом, увенчивающим башню. Возвышение нефа состоит из трех уровней: большой аркады, трифория и фонаря, каждый из которых отмечен карнизом. Трехэтажное возвышение Сен-Лазар стало возможным благодаря использованию стрельчатых арок для нефа. Каждый пролёт нефа разделен на своде поперечным ребром. Каждый трансепт выступает на ширину двух нефов, а у западного входа есть нартекс, закрывающий главный портал.

    Капитальные скульптуры

    Собор Святого Лазаря имеет форму латинского креста в плане, с проходным нефом, простым трансептом и трехступенчатым хором с полукруглым концом. Многие исторические капители, украшающие колонны Сен-Лазара, были вырезаны Гислебертом. Что делает Сен-Лазар шедевром романского искусства, так это качество скульптур Гислеберта. Эти высеченные на камне сцены из Библии появляются на десятках капителей нефа и алтаря. В частности, Гислеберт использовал усики настоящей коринфской столицы, чтобы создать архитектурную основу для развития повествования. На этих портальных капителях вырезаны библейские и традиционные сцены.

    Западный тимпан

    На западном фасаде Сен-Лазар находится (1130–1135), подписанный  Gislebertus hoc fecit  (что означает «Гислеберт сделал это») внутри портика. Он входит в число шедевров романской скульптуры во Франции. Огромный размер барабанной перепонки требовал поддержки двойными перемычками и средней колонной, чтобы еще больше укрепить скульптуру. В левой части тимпана изображено восхождение в небесное царство, а в правой — изображение бесов в аду с ангелом и чертом, взвешивающих души на весах.

    Знаки зодиака окружают арочный свод, а Христос в центре изображен в виде безмятежной фигуры. Христос помещен в совершенно симметричном положении вместе с уравновешенной композицией других вытянутых фигур. По бокам Иисуса стоит его мать, Дева Мария, а его апостолы представлены как кающиеся и наблюдатели последнего суда. Святой Петр охраняет врата в рай и наблюдает за тем, как воскресшие люди пытаются протиснуться внутрь с помощью ангелов.

     

     

    Страшный суд: Страшный суд Гислебертуса в западной барабанной перепонке.

    В «Страшном суде» Гислеберт успешно интегрировал современный взгляд на рай и ад и создал скульптуру, которая служила визуальным образовательным средством для неграмотных людей. Барабанная перепонка внушала ужас верующим, рассматривавшим детализированную горельефную скульптуру. Действительно, внизу тимпана под взвешиванием душ есть надпись, которая гласит: «Да устрашит сей ужас тех, кого связывает земное заблуждение, ибо ужас образов здесь таким образом истинно изображает то, что будет».

    Барабанная перепонка обрамлена двумя элементами: внутренний украшен резной листвой, а внешний состоит из великолепно детализированных медальонов, представляющих четыре времени года, зодиаки и труды месяцев.

    • Первый романский стиль, возникший на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в 10-м и 11-м веках.
    • Первый романский стиль, также известный как ломбардский романский стиль, характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных орнаментальных арок, известных как ломбардские полосы.
    • В отличие от утонченности позднего романского стиля, в первой романской архитектуре использовались стены из бутового камня, окна меньшего размера и крыши без сводов.
    • Вариации романской архитектуры можно отметить в более ранних стилях по сравнению с более поздними стилями; различия в строительных материалах и местных вдохновениях также привели к различиям в регионах.
    • Колонны часто использовались в романской архитектуре, но колонны различались по строительным материалам и декоративному стилю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *