Романская архитектура
ИСТОРИЯ архитектуры
Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
Николай Гоголь
Романская архитектура
Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но в то же время, уже будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная. Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало основой его эстетики. Помимо единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок. Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств (сочинение «О музыке»). Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме — одной из важных эстетических категорий.
Западный фасад собора Или (1080)
Интересовала Августина и такая проблема, как эстетическое восприятие, в частности восприятие человеком прекрасного. Здесь он обращал внимание на чувственное и интеллектуальное восприятие. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142). В целом мысль раннего средневековья имела неоплатоническую ориентацию, в этом плане осмысливались и основные эстетические категории. Искусство раннего средневековья в целом отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим взглядам, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХИ вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.
Церковь Марии монастыря Лаах (1093-1156)
В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
Белая башня, лондонский Тауэр (ок.1077-1097)
Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Романские соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).
Внутренний вид Сан Миниато аль Монте во Флоренции
Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Он изображает завоевание Англии норманнами. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.
Центральный неф отличался большими размерами. Храм был очень светлым (источник света — окна). Боковые нефы также хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа. Части собора заполнялись согласно иерархии: за трансептом —-духовенство, далее — привилегированная часть общества, остальные — в боковых нефах.
Портико де ля Глория, Сантьяго де Компостела (1168-1188)
К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) — в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины; в Германии — собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106). Скульптура была связана с архитектурой. Самостоятельности она не имела. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) также прежде всего внушают страх и трепет. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140) в Отене. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу — черти, влекущие грешников. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков.
Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти не сохранилась. Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские
Романский стиль | Архитектура и Проектирование
Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения).
Все средние века, с момента начала распада Римской империи до середины XIII века, территория Европы представляла из себя около тысячи разрозненных феодальных образований.
Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т.е. остатков Римской Империи). В Европе не было государства, которое могло бы заявить себя как действительный военный и экономический лидер.
Кочевые северо-иранские и тюркские племена принесли свою военную культуру и способы ведения войн. На тысячу лет история Европы стала историей постоянных военных действий и смены этнических групп, населявших территорию континента. Из-за сложных военно-экономических отношений и раздробленности государств никто не мог с уверенностью говорить о собственной безопасности. Наступило время усиленных фортификационных сооружений.
Крепостью стал и дом феодала, и христианский храм. Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время, – особенно бенедиктинский орден, основанный в VI веке в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее.
Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Именно благодаря монастырским библиотекам до наших времён дошло большинство древних трудов самых различных цивилизаций и конфессий. При том, что монастыри не пользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение и преумножение ими знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м.
Одной из главных задач при строительстве храмов этого периода было вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).
Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к архитектурному прогрессу.
В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.
Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени – базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.
В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например, во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 – 1150).
Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.
Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.
Аббатство Мария Лаах, Германия |
Схема Кафедрального собора в Клюни |
Notr Dam d’Autun |
Кафедральный собор Св. Лазаря, Отюн, Франция. d’Autun Saint Lazare (1130—1140) |
Пизанская башня (Torre pendente di Pisa) и Кафедральный собор Санта-Мария Маджоре , Пиза, Италия, начало строительства 1173 год |
Кайзерский собор в Шпейере, Германия (1030-1092-1106) |
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.
Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.
Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.
Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово.
Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу.
Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых по форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться они стали только в готический период.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по-разному. Обычно две из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех- или восьмигранная, – над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же, как и окна, портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры.
Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.
Характерные черты архитектуры романского стиля
Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.
Романская арка и крестовый свод
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064-1077; монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика)
Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.
Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок, рёбер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены.
В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062-1066).
Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции – это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.
Строительные особенности
В романской архитектуре основным строительным материалом становится камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.
Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.
Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.
Развитие городских поселений
Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами.
Для европейских раннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт – на – Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен.
Романский стиль (в особенности замковая архитектура и методы возведения фортификационных сооружений), отразился не только в последующем формировании западно-европейской архитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековой Руси и стран Ближнего востока (Сирия) см. Латинизирующий стиль.
Собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране | Кафедральный собор Св. Лазаря, Отюн, Франция. d’Autun Saint Lazare (1130—1140) |
Руководство для начинающих по романской архитектуре – Smarthistory
Название говорит само за себя – романская архитектура основана на римских архитектурных элементах. Именно округлая римская арка является буквальной основой для сооружений, построенных в этом стиле.
Древнеримские руины (с арками)
Во всех регионах, входивших в состав Древней Римской империи, есть руины римских акведуков и зданий, большинство из которых имеют арки как часть архитектуры (вы можете сделать этимологический скачок, что два слова — арка и архитектура — связаны между собой, но Оксфордский словарь английского языка показывает, что арка происходит от латинского arcus , что определяет форму, в то время как арка — как в словах архитектор, архиепископ и заклятый враг — происходит от греческого архос , что означает вождь, а эктон означает строитель).
Интерьер Палатинской капеллы Карла Великого, Аахен, Германия, 792-805 (фото: Елена, CC BY-NC-SA 2. 0)
Когда Карл Великий был коронован императором Священной Римской империи в 800 г. н. э., Европа начала делать свои первые шаги из «темных веков» после падения Рима в пятом веке. Остатки римской цивилизации были видны по всему континенту, и легенды о великой империи передавались из поколения в поколение. Поэтому, когда Карл Великий захотел объединить свою империю и утвердить свое правление, он начал строить церкви в римском стиле, особенно в стиле христианского Рима во времена Константина, первого римского императора-христианина.
После почти двухсотлетнего перерыва, когда не было крупных строительных проектов, архитекторы времен Карла Великого обратились к арочной или аркадной системе христианско-римских зданий в качестве модели. Это логическая система напряжений и контрфорсов, которая довольно легко проектировалась для больших конструкций, и ее начали использовать в сторожках, часовнях и церквях в Европе.
Эти ранние образцы могут быть отнесены к дороманским, потому что после краткого всплеска роста развитие архитектуры снова остановилось. По мере того, как совокупность знаний в конечном итоге была переработана, здания становились больше и внушительнее. Примеры романских соборов раннего Средневековья (примерно 1000-1200 гг.) представляют собой солидные, массивные, впечатляющие церкви, которые часто до сих пор являются самыми большими сооружениями во многих городах.
В Британии романский стиль стал известен как «нормандский», потому что основная схема строительства в 11-м и 12-м веках была инициирована Вильгельмом Завоевателем, который вторгся в Британию в 1066 году из Нормандии на севере Франции. (Норманны были потомками викингов — норвежцев, или северян, — которые вторглись в эту местность более века назад.) Даремский и Глостерский соборы, а также Саутуэллский собор — прекрасные примеры церквей в нормандском или романском стиле.
Глостерский собор, неф, начало 1089(потолок позже) (фото: Michael D. Beckwith, CC BY 2.0)
Арки, которые определяют нефы этих церквей, хорошо модулированы и геометрически логичны — одним взглядом можно увидеть повторяющиеся формы и пропорции, которые имеют смысл для огромное и тяжелое сооружение. На уровне земли есть большая аркада, состоящая из громоздких опор или колонн. Пирсы могли быть заполнены щебнем, а не сплошным резным камнем. Над этой аркадой находится второй уровень меньших арок, часто попарно с колонной между ними. Следующий более высокий уровень снова был пропорционально меньше, создавая рациональное уменьшение конструктивных элементов по мере уменьшения массы здания.
Глостерский собор, декоративная резьба на аркаде нефа и трифории
Украшение часто довольно простое, с использованием геометрических фигур, а не цветочных или криволинейных узоров. Общие используемые формы включают подгузники – квадраты или ромбы – и шевроны, которые представляли собой зигзагообразные узоры и формы. Также использовались простые круги, которые перекликались с формой полукруга вездесущих арок.
Потолки и крыши в раннем романском стиле часто делались деревянными, как будто архитекторы не совсем понимали, как перекрыть две стороны здания камнем, что создавало распор и напряжения на боковых стенах. Это развитие, конечно, не заставило себя долго ждать и привело от бочкообразных сводов (простых сводов с полукруглой крышей) к крестовым сводам, которые в готике становились все более авантюрными и витиеватыми.
Дополнительные ресурсы:
Романская архитектура из места мирового наследия в Дареме
Корпус романской скульптуры в Британии и Ирландии
СМАРИСТИСТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПЫТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ:
. страница как: Валери Спэнсвик, «Руководство для начинающих по романской архитектуре», в Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 24 октября 2022 г., https://smarthistory.org/a-beginners-guide-to-romanesque-architecture /.
Романская архитектура и 15 лучших романских зданий
Из всех великих архитектурных движений, прокатившихся по Европе с античных времен, романская архитектура была первой, возникшей после падения римлян. Когда Западная Римская империя пала в году 5 века года, в течение сотен лет наблюдался огромный упадок значительных строительных проектов. Но в конце этого периода, ныне известного как Темные века, возник новый стиль архитектуры. В значительной степени заимствуя старые формы римских зданий, романская архитектура стала доминирующим строительным стилем в Западной Европе задолго до прихода IX в.0055 Готический век .
Определение романской архитектурыРоманская архитектура и искусство были формой дизайна, которая во многом заимствована из древнеримского искусства и архитектуры и использовалась по всей Европе с 500 по 1200 г. н.э. .
Фасад Пизанского собора в Пизе, Италия. Фасад использует типичные романские элементы.Фото PROPOLI87 из Wikimedia Commons Хронология романской архитектуры
Романская архитектура была доминирующим строительным стилем в Европе примерно с момента падения Римской империи в 5 веке до начала готической эры в 13 веке .
Развиваясь из религиозных сооружений, таких как церкви, монастыри и аббатства, романский стиль в конечном итоге распространился почти на все типы зданий. Темные века и раннее средневековье были основными периодами, когда этот стиль активно использовался.
Базилика в аббатстве Клюни была романской церковью и когда-то была самой большой церковью в мире. Он был в основном разрушен во время Французской революции.Изображение из общественного достояния США Характеристики романской архитектуры
Округлые арки или «римские арки»
Фото В. Булах из Wikimedia Commons . Также известная как римская арка, круглая арка предшествует стрельчатой готической арке. Он уже использовался в архитектуре в течение сотен лет в начале средневековья, особенно в древнеримской архитектуре. На фото выше вы можете видеть, что весь западный фасад аббатства Марии Лаах в Германии украшен разными формами одной и той же круглой арки,
Толстые стены с маленькими окнами
Фото Nuno Cardoso взято с flickr
В целом романская архитектура полна крепких, громоздких, тяжелых и крепких на вид зданий. Стены должны были быть толстыми с маленькими окнами, чтобы выдержать весь вес крыши наверху. Весь внешний вид Пизанского собора показывает, что таким образом строились даже самые монументальные и впечатляющие романские здания. Позже в истории архитектуры Flying Buttress позволила архитекторам строить более высокие здания со стенами, полными огромных окон, что стало основой для Готический стиль .
Бочкообразные своды
Фото Benh Lieu Song с flickr
Раньше, в романскую эпоху, нефы большинства церквей были покрыты деревянными крышами. Это был формат, восходящий к древнеримской базилике. Со временем соборы Европы стали усложняться, над нефами строились арки. Строители, по сути, сжали несколько каменных арок вместе, чтобы создать бочкообразный свод. Каменные бочкообразные своды также делали церкви более прочными и помогали с противопожарной защитой, поскольку на крыше не было открытых деревянных балок, которые могли бы гореть. Цилиндрический свод в базилике Сен-Сернин был одним из самых больших, когда-либо построенных в романскую эпоху.
Отсутствие орнамента и деталей
Фото Анны и Михала с flickr
Многие романские церкви отличаются явным отсутствием орнамента по сравнению с церквями, построенными в эпоху готики. Хотя есть несколько исключений, большинство романских зданий суровые и голые, а замысловатая каменная кладка есть только в нескольких изолированных местах. Это отсутствие деталей особенно заметно в начале романской эпохи, до 1000 н.э. года. Аббатство Везле во Франции было построено в основном в начале 9 в.0055 1100s , но здесь начинают появляться некоторые скульптурные элементы, особенно в капителях колонн.
Романский стиль против готическогоРоманская архитектура появилась раньше готической. Романский период длился с 6 th -12 th века , в то время как готический период длился с 13 th -16 th века .
- Романский
- Готический
- (слева) Скругленные арки Шпейерского собора в Германии
- (справа) Стрельчатые арки Миланского собора в Италии
- Справа Фото © J osé Luiz Bernardes Ribeiro / CC BY-SA 4. 0
Различий много между двумя стилями. Многие из этих различий связаны с европейской историей в средние века. Технологии развивались, и в готический период люди могли строить более крупные и изящные здания.
Новые методы строительства, такие как стрельчатая арка и контрфорс, позволили архитекторам строить более высокие и большие церкви. Контрфорсы позволяли распределить вес крыши наружу с помощью стрельчатых арок.
- Романский стиль
- Готический стиль
- (слева) Сторона Пизанского собора с плоскими стенами с небольшими окнами с круглыми арками
- Left Photo by Jordiferrer from Wikimedia Commons
Итак, теперь вместо толстых каменных стен с крошечными окнами, поддерживающими крышу, как в романском здании, вы можете использовать контрфорсы, чтобы выдержать вес крыши. Это позволило архитекторам использовать эти красивые массивные витражи, пропускающие невероятное количество света во внутреннее пространство.
- Романский
- Готический
- (слева) Интерьер аббатства Везле в Везле, Франция. Обратите внимание на сводчатый потолок, закругленные арки, тяжелые окна с недостатком естественного света и отсутствие чрезмерных деталей и художественных работ.
- (справа) Интерьер Сент-Шапель в Париже, Франция. Обратите внимание на ребристый потолок, стрельчатые арки и массивные витражи, наполненные замысловатыми произведениями искусства.
- Слева Фото Jörb Bittner Unna из Wikimedia Commons
- Right Photo by Artmch из Wikimedia Commons
Романская архитектура также не включает в себя то большое количество деталей, которое вы найдете в готической архитектуре. Ниже вы увидите простую геометрическую каменную кладку в романской церкви по сравнению со сложной резьбой в готическом здании.
- Романский стиль
- Готический стиль
- (слева) Романский стиль Бамбергского собора в Брамбере, Германия
- (справа) Элементы поздней готики в Колледжо-де-Сан-Грегория в Вальядолиде, Испания расхождения в деталях имели непосредственное отношение к европейской истории. Религиозные авторитеты в средние века часто выступали против чрезмерного искусства и деталей, поскольку считалось, что они отвлекают от церковных служб. Но в конце концов от этих практик постепенно отказались, и искусство стало более открытым, пока оно отражало послание церкви и Библии.
Он уменьшен, но в романской архитектуре можно увидеть мелкие детали и резную каменную кладку. Вы найдете истории из Библии, изображенные в основном вокруг капителей колонн и внутри тимпана, главной арки над входом в церковь. Готическая архитектура пошла еще дальше и показала еще более замысловатые изображения различных религиозных мотивов.
- Романский
- Готический
- (слева) Тимпан в аббатстве Везле в Везле, Франция
- (справа) Тимпан в Нотр-Дам в Париже, Франция
- Обе скульптуры изображают сцену Страшного суда, однако готическая версия гораздо более сложная и детализированная, со значительным улучшением реалистичности скульптуры. Резные фигурки также покидают область Тимпана и каскадом спускаются вниз, вокруг дверного проема и в остальную часть здания.
- Слева Фото Герда Эйхмана с Викисклада
- Справа Фото Гильема Веллута с Викисклада
Заинтересованы в романской архитектуре? Ознакомьтесь с другими нашими статьями по теме!
Какие лучших романских зданий?Ниже приведен список зданий, которые часто считаются лучшими образцами романской архитектуры. Эти здания демонстрируют все ключевые черты романского стиля.
Вместо того, чтобы просто сосредоточиться на церквях, этот список также будет включать светские здания, чтобы дать цельный взгляд на романскую архитектуру. Этот список будет сосредоточен на размере, инновациях и общей красоте, чтобы определить, какие лучшие романские здания все еще можно найти в Европе сегодня.
1. Пизанский собор — Пиза, Тоскана, Италия Фото Saffron Blaze из ВикискладаПизанский собор известен своей падающей башней, но он также является одним из величайших образцов романской архитектуры на земле. Собор, баптистерий и колокольня построены из белого мрамора. На фасаде видны многие стандартные элементы романской архитектуры с десятками круглых арок, окруженных геометрической каменной кладкой. Хотя снаружи церкви много окон, все они маленькие и не обеспечивают много естественного света. Стены Пизанского собора — единственное, что поддерживает крышу наверху, и поэтому они должны были быть толстыми и крепкими, с небольшими отверстиями для окон.
Фото Бруно Рийсман из ВикискладаВ интерьере Пизанского собора сочетаются несколько разных стилей. Все арки и колонны, которые вы видите, выполнены в романском стиле и датируются первоначальной постройкой собора, которая велась с 1063 по 1092 год. Но золотые детали, которые вы видите на кессонном потолке, были добавлены позже, во время 17 века . Сегодня Пизанская башня и Пизанский собор ежегодно привлекают миллионы посетителей и входят в список Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО .
2. Кафедральный собор Монреаля — Монреале, Сицилия, ИталияКак и другие церкви на Сицилии, Собор Монреаля был построен норманнами . Он расположен недалеко от столицы Сицилии Палермо и считается одной из величайших церквей на острове. Строительство началось в 1172 , и большая часть архитектуры выполнена в нормандском стиле, хотя были добавлены различные дополнения в других стилях. Церковь известна своими Византийская мозаика . Церковь является частью большой группы из объектов, внесенных в список ЮНЕСКО, расположенных по всей территории вокруг Палермо.
Фото pjt56 из Wikimedia CommonsЦерковь известна своими византийскими мозаиками . Эти мозаики стоили норманнам огромных богатств. Мало того, что плитки были сделаны из фрагментов настоящего золота, но и сами мозаики были также тщательно собраны византийскими мастерами, некоторые из которых путешествовали из восточно-средиземноморских земель Византийской империи.
3. Сан-Миниато-аль-Монте — Florenc e , Тоскана, Италия Фото Rufus46 из Wikimedia Commons Регион Тоскана. Работы в церкви начались еще в 1013 , и сегодня она выглядит почти так же, как и в 11 веке . Внешний вид богато украшен белым и зеленым мрамором в цветовой гамме, аналогичной Флорентийскому собору, хотя собор был построен столетия спустя. Фото Kotomi_ с flickrВнутренняя часть церкви отличается более сложной каменной кладкой с цветным мрамором, гармонирующим с внешним видом. Церковь также имеет деревянную крышу, которая была основным материалом, используемым для крыш ранних романских зданий. Балки и перекрытия богато украшены расписными геометрическими узорами. Хотя Сан-Миниато-аль-Монте является одной из самых маленьких церквей в Флоренции , это все же невероятное произведение романской архитектуры в городе, в основном известном своими Ренессанс построек.
4. Шпейерский собор — Шпейер, Рейнленад-Пфальц, ГерманияШпейерский собор — романский собор, расположенный на юго-западе Германии. Строительство собора началось в 1030 , а снаружи он построен из красного песчаника. Большая часть церкви относится к более поздним этапам романской эпохи, но нартекс и передний фасад были добавлены в году года 19 века. Работа выполнена в неороманском стиле, что придает церкви довольно целостный вид.
Photo by Maclovely from Wikimedia CommonsВнутри Шпейерского собора находится один из самых высоких нефов романской эпохи. В церкви также есть бочкообразный свод, который был важным нововведением в романской архитектуре и превратился в готический ребристый свод . Собор Шпейера и сам город Шпейер неоднократно были вовлечены в конфликт 30-летней войны , но, несмотря на эти неспокойные времена, церковь все еще замечательно сохранилась, учитывая ее невероятный возраст.
Нравится Архитектура городов? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать обновления о наших последних статьях и другую информацию, связанную с историей архитектуры.
Ваш адрес электронной почты
5. Базилика Сен-Сернен — Тулуза, Окситания, Франция Фото Poudou99 из Wikimedia Commons в мире идет к базилике Сен-Сернен во Франции. Церковь была построена из 1080-1120 и изначально был частью гораздо большего аббатства. В интерьере есть сводчатая крыша из камня, которая была огромным технологическим достижением по сравнению с плоскими деревянными потолками, которые вы найдете во многих других романских зданиях. Кроме того, каменное хранилище стало огромным шагом вперед в области противопожарной защиты. 6. Трирский собор — Трир, Рейнланд-Пфальц, Германия Фото giggel с ВикискладаТрирский собор стоит на фундаменте нескольких римских зданий, построенных в 9 в. 0055 4 й век н.э. . Большая часть церкви, которая видна сегодня, относится к 11 веку из 1016-1041 . Церковь известна своими башнями, которые часто копировались в других романских зданиях по всей Европе.
7. Аббатство Марии Лаах – Андернах, земля Рейнланд-Пфальц, Германия Фото В. Булаха из ВикискладаАббатства и монастыри были одними из самых богатых и могущественных учреждений средневековья. Все это богатство и мощь часто приводили к фантастической архитектуре. Аббатство Марии Лаах в Германии является одним из самых сплоченных примеров романской архитектуры в Европе. Внешний вид особенно лишен других стилей зданий, в отличие от других церквей в этом списке.
8. Ca’ Loredan и Ca’ Farsetti – Венеция, Венето, Италия Фото Z thomas с сайта Wikimedia Commonsнебольшое поселение в Венецианской лагуне. К раннему средневековью их поселение выросло в один из самых могущественных городов всей Европы, Венеция . Венеция была столицей могущественной Венецианской республики , морской республики, которая контролировала большую часть торговли в Адриатическом и Средиземном морях. Ca’ Loredan и Ca’ Farsetti — два невероятных произведения романской архитектуры, которые финансировались этой впечатляющей торговой сетью. Они расположены рядом друг с другом с видом на Гранд-канал в Венеции.
9. Храм Гроба Господня — Иерусалим, Иерусалим, Израиль Фото jlascar с ВикискладаХрам Гроба Господня имеет долгую и сложную историю, уходящую со времен Римской империи на всю пути до сегодняшнего дня. Большая часть церкви построена в отчетливом романском стиле и датируется 12 -13 веками года. крестоносцев , взявших город Иерусалим в 9 году0055 1099 , отремонтирован и пристроен к церкви, что придает ей характерный романский вид.
10. Лундский собор — Лунд, Скания, Швеция Фото Колина с Wikimedia CommonsЛундский собор — единственное романское здание в этом списке, расположенное в Скандинавии. Церковь была построена в начале 12 го века года и до сих пор остается одним из старейших каменных зданий во всей Швеции. В то время, когда он был построен, Лунд находился под властью Дании, поэтому технически его можно рассматривать как произведение датской романской архитектуры.
Заинтересованы в романском архитектурном стиле? Ознакомьтесь с некоторыми из наших статей по теме!
11. Собор Чефалу — Чефалу, Сицилия, Италия Фото Stijn Nieuwendijk с flickrНорманны, которые также контролировали части современной Франции и Англии, завоевали Сицилию и южную Италию в раннем средневековье. Они создали здесь важные произведения нормандской архитектуры , которая является подкатегорией романской архитектуры. Мало того, что церковь была построена как место поклонения, архитекторы также спроектировали ее как укрепление, чтобы помочь защитить город от захватчиков. Сегодня собор Чефалу является самой заметной достопримечательностью города Чефалу и внесен в список Объект всемирного наследия ЮНЕСКО .
12. Пармский собор — Парма, Эмилия-Романья, Италия Фото Филиппо Анели с ВикискладаЕще одна невероятная романская церковь — Пармский собор в Италии. Начатый в 1059 , собор содержит отдельный баптистерий, церковь и колокольню. Это было похоже на дизайн многих других церквей в Италии. В частности, баптистерии держались отдельно, потому что никому не разрешалось входить в церковь до крещения.
13. Аббатство Везле — Везле, Бургундия, Франция Фото SchiDD с Wikimedia Commons Одна из самых декоративных церквей в этом списке, фасад украшен множеством каменных статуй и скульптур. Традиционно романские постройки имели скульптуры только на портале церкви. (часть прямо над главным входом, также известная как Тимпан). Но аббатство Везле известно тем, что повсюду в нем есть дополнительные детали.1
4. Ахенский собор — Ахен, Северный Рейн-Вестфалия, Германия Фото Lfhooper1996 с Wikimedia CommonsАхенский собор — один из величайших романских соборов в этом списке. Здание было построено великим Карлом Великим. Карл Великий считается самым влиятельным правителем раннего средневековья. Он смог создать огромную империю, которая простиралась на территории современной Франции, Германии и Италии. Карл Великий часто правил из Аахена и отвечал за большую часть Аахенского собора.
1
5. Лондонский Тауэр — Лондон, Англия, Великобритания Фото Дункана из Wikimedia Commons Он получил свое прозвище после того, как пересек Ла-Манш и победил предыдущего правителя Англии, став первым нормандцем королем Англии. Чтобы сохранить контроль над своим новым королевством, Уильям начал строительство Лондонского Тауэра. Здание с видом на Темзу в Лондоне является прекрасным образцом укрепления в романском стиле. Романская архитектура сегодняХотя она и не так популярна, как в конце 19-го века , романская архитектура все еще живет сегодня в форме неороманского стиля. Отличным примером неороманского здания является Рыбацкий бастион, расположенный по адресу Будапешт, Венгрия .
В Рыбацком бастионе используются закругленные арки и множество других элементов романского дизайна.
Фото Николай Каранещев с ВикискладаВ начале 19 века неоклассический стиль стал чрезвычайно популярным. Он использовался несколькими мировыми державами для строительства важных правительственных зданий, которые напоминали о мощи и силе древнеримской государственной системы.
По иронии судьбы, подобно тому, как романская архитектура развилась из архитектуры Римской империи, неороманская архитектура стала довольно популярной после золотого века неоклассической архитектуры.
Ричардсоновский романский стильРичардсоновский романский стиль — это термин, придуманный для описания различных неороманских зданий Г. Г. Ричардсона и других американских архитекторов в конце 19 века . Некоторые из наиболее заметных работ – Троицкая церковь в Бостоне, а также Мемориальная библиотека Винна в Вобурне, штат Массачусетс.
Троицкая церковь в Бостоне была спроектирована Ричардсоном и заимствует многие элементы романской архитектуры.
Фото Дадеро из ВикискладаХотя Ричардсоновский романский стиль сильно отличается благодаря новым технологиям в каменной кладке, он использует многие из отличительных принципов романской архитектуры. Тяжелые и громоздкие формы в сочетании с закругленными арками очень напоминают романские постройки, которые были популярны в Европе в средние века.
Наследие романской архитектурыАрхитектура в целом находилась под сильным влиянием романского стиля. Романская архитектура представляет собой четкую связь с архитектурой Римской империи и готической архитектурой.
Так много величайших соборов Европы были построены в готическом стиле , и все инновации, которые сделали эти здания возможными, были усвоены в романский период.
- Об авторе
- Роб Карни, основатель и ведущий автор журнала «Архитектура городов», изучает историю архитектуры более 15 лет.
- Он заядлый путешественник и фотограф, увлеченный зданиями и их историей.
- Роб имеет B.S. имеет степень магистра архитектуры и 10 лет работал архитектором и инженером в районе Бостона.
Нравится Архитектура городов? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать обновления о наших последних статьях и другую информацию, связанную с историей архитектуры.
Ваш адрес электронной почты
Как вы можете помочь Архитектуре городов?- Если вы заинтересованы в развитии и улучшении архитектуры городов, вы можете поддержать нас на Patreon!
- Став сторонником Patreon, вы получаете ранний доступ к новым статьям, а все, что мы зарабатываем, уходит на создание нового контента, улучшение наших существующих статей и помощь нам в обеспечении наилучшего пользовательского опыта для наших читателей.