Памятники эпохи эллинизма: Мемориальные сооружения Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции

Мемориальные сооружения Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции

Глава «Мемориальные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)


Гробница в Белеви близ Эфеса. Эфесский трофей. Гробница Ферона в Акраганте. Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах. Саркофаги из Сидона


В эпоху эллинизма область мемориального зодчества как в количественном, так и в тематическом отношении значительно расширяется. Заказчиками выступают цари, общины, храмы и богатые частные лица, сооружающие пышные памятники во имя прославления победоносных войн и других событий, полководцев и государственных деятелей.

Эти памятники довольно часто представляют собой монументальные архитектурные произведения, богато украшенные скульптурой и живописью, либо многофигурные скульптурные группы значительных размеров.

Они представляют собой довольно яркие примеры синтеза искусств.

Особенно велико количество этих сооружений и гробниц было в восточных и южных странах эллинистического мира (Сирия, Персия, Двуречье, Египет), где древние местные традиции мемориальной архитектуры сочетаются с греческими.

70. Гробница в Белеви. План, фасад, детали ордера

Гробница в Белеви близ Эфеса (III в. до н.э.) может служить примером довольно крупного надгробного монумента, напоминающего по своему типу мавзолей в Галикарнасе (рис. 70). Квадратный в плане монумент (30X30 м) имел форму двухъярусного параллелепипеда, увенчанного, по всей вероятности, пирамидальной крышей, либо гладкой, либо ступенчатой, как в Галикарнасе. Глухой нижний ярус представлял собой природный скалистый массив, облицованный квадрами мрамора, в котором была вырублена погребальная камера. Цокольный этаж завершался дорическим фризом, над которым возвышалась колоннада коринфского ордера, окружающая целлу поминального зала.

Нижний ярус монумента, как и колоннада, имел многоступенное основание.

71. Эфес. «Трофей»

Другой монумент в Эфесе, так называемый Эфесский трофей, памятник военной «победы, относится к римскому времени и является типичным примером эллинистическо-римского мемориального сооружения. Он реконструируется как круглая двухъярусная башня на рустованном квадратном цоколе (рис.71).Первый ярус представляет собой гладкий цилиндр, опоясанный дорическими полуколоннами, стоящими на обрезе круглого цоколя. Верхний ярус — круглый периптер со стройными колоннами ионического ордера и глухой цилиндрической целлой внутри — имеет большую высоту и увенчан сильно развитым и богато декорированным антаблементом с гладким аттиком над ним, завершающим композицию. Постройку венчала коническая кровля, на вершине которой, подобно памятнику Лисикрата в Афинах, по всей вероятности, возвышался прославляемый скульптурный трофей.

Из стен целлы выступали тяжелые каменные кронштейны, подчеркивающие монументальность цилиндрического массива, составляющего ядро памятника, окруженного легкой колоннадой.

В архитектуре монумента наряду с эллинистическими много римских черт — применение бетонной техники в сплошных массивах, увеличение пропорций ярусов снизу вверх, применение венчающего аттика, тосканско-дорического ордера с розетками на шейке капителей.

72. Акрагант. Гробница Ферона. Общий вид

Гробница Ферона в Акраганте

(рис. 72), построенная в I в. до н.э., имеет небольшие размеры и по принципам композиции является упрощенным вариантом монумента в Белеви.

Стены второго яруса и угловые колонны наклонены внутрь, что придает силуэту гробницы слегка сужающийся снизу вверх, монументальный силуэт.

73. Дельфы. Памятник Хариксену74. Дельфы. Пьедестал памятника Аристиены

Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах (рис. 73, 74) — двухколонные монументы, посвященные государственным деятелям, являются интересным примером применения ионического ордера в качестве пьедестала, как предполагают, конного скульптурного памятника. Такого рода памятников было воздвигнуто не менее десяти в одних только Дельфах.

Основанием парных колонн, поддерживавших отрезок безфризового ионического антаблемента, служил простой трехступенчатый стилобат, иногда с профилированным цоколем. Колонны имели упрощенную аттическую базу с плинтом. Применение эффектного приема прозрачного пьедестала придавало памятнику исключительную легкость и живописность силуэта и вновь появилось в Италии в эпоху Возрождения.

75. Сидон. Саркофаг Александра

Саркофаги из Сидона (рис. 75) архитектоническим строем своих форм, заимствованным у эллинистического зодчества, представляют несомненный интерес как своеобразные примеры синтеза искусств. Так называемый саркофаг Александра (IV в. до н.э.) скомпонован из элементов ионического храма с фигурным фризом, изображающим сцену сражения. Крышка саркофага решена как кровля храма, покрытая мраморной черепицей в виде рыбьей чешуи и опирающаяся на карнизную плиту с симой, украшенной львиными головками, с зубчиками и орнаментированным фризом под ней. Основание саркофага с его крупно профилированными обломами и богатой резной орнаментацией скомпоновано из элементов аттической базы ионического ордера. Поверхности скульптурного фриза с изображением битвы, образующие стенки саркофага, слегка наклонены внутрь, что придает его формам монументальность. Углы крышки — кровли украшены скульптурными фигурами. лежащих львов, а сима — многочисленными акротериями. Саркофаг отличается исключительным пластическим богатством и разнообразием форм, скульптурных украшений и орнаментальной резьбы, типичных для эпохи эллинизма и ее декоративных тенденций.

В саркофаге Плакальщиц тектоническая основа замысла проявилась еще более ярко. Саркофаг задуман как ионический псевдопериптеральный храм, стоящий на высоком цоколе. В интерколумниях расположены стоящие во весь рост и опирающиеся на низкие парапетные стеночки крупные фигуры плакальщиц, исполненные в технике высокого рельефа. Несоответствие высоты фигур, слишком крупных по отношению к высоте ордера, не только способствует раскрытию идеи — выражению скорби, но и типично для многих памятников эллинистической архитектуры, где роль скульптуры становится преобладающей (Пергамский алтарь Зевса, алтари в Магнесии и Приене).

76. Александрия. Ком-эль-Шукафа. Катакомбы-гробницы. План, продольный и поперечный разрез, деталь интерьера

В мемориальной архитектуре восточных и южных провинций особенно сильно сказались традиции местной архитектуры. В этом отношении типичен пример катакомб Ком-эль-Шукафа (рис.

76) в Александрии Египетской. Здесь египетские и эллинистические архитектурные и декоративные формы свободно сочетаются, образуя своеобразный художественный «сплав». Это сказывается в применении наряду с греческими египетских типов колонн, пилястр и капителей. Построение пространства катакомб следует традициям египетских скальных гробниц и храмов с их правильной симметрией и геометризмом, отделка же поверхности стен погребальных камер и переходов рельефами и живописью восходит к греческим эллинистическим принципам отделки интерьеров жилых домов и дворцовых сооружений (трехъярусное членение стен на цоколь, поле стены или пилястры, антаблемент и т.д.).

Мемориальные сооружения Древней Греции эпохи эллинизма

Гробница в Белеви близ Эфеса. Эфесский трофей. Гробница Ферона в Акраганте. Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах. Саркофаги из Сидона


В эпоху эллинизма область мемориального зодчества как в количественном, так и в тематическом отношении значительно расширяется.

Заказчиками выступают цари, общины, храмы и богатые частные лица, сооружающие пышные памятники во имя прославления победоносных войн и других событий, полководцев и государственных деятелей.

Эти памятники довольно часто представляют собой монументальные архитектурные произведения, богато украшенные скульптурой и живописью, либо многофигурные скульптурные группы значительных размеров. Они представляют собой довольно яркие примеры синтеза искусств.

Особенно велико количество этих сооружений и гробниц было в восточных и южных странах эллинистического мира (Сирия, Персия, Двуречье, Египет), где древние местные традиции мемориальной архитектуры сочетаются с греческими.

70. Гробница в Белеви. План, фасад, детали ордера

Гробница в Белеви близ Эфеса

(III в. до н.э.) может служить примером довольно крупного надгробного монумента, напоминающего по своему типу мавзолей в Галикарнасе (рис. 70). Квадратный в плане монумент (30X30 м) имел форму двухъярусного параллелепипеда, увенчанного, по всей вероятности, пирамидальной крышей, либо гладкой, либо ступенчатой, как в Галикарнасе. Глухой нижний ярус представлял собой природный скалистый массив, облицованный квадрами мрамора, в котором была вырублена погребальная камера. Цокольный этаж завершался дорическим фризом, над которым возвышалась колоннада коринфского ордера, окружающая целлу поминального зала. Нижний ярус монумента, как и колоннада, имел многоступенное основание.

71. Эфес. «Трофей»

Другой монумент в Эфесе, так называемый Эфесский трофей, памятник военной «победы, относится к римскому времени и является типичным примером эллинистическо-римского мемориального сооружения. Он реконструируется как круглая двухъярусная башня на рустованном квадратном цоколе (рис.71).Первый ярус представляет собой гладкий цилиндр, опоясанный дорическими полуколоннами, стоящими на обрезе круглого цоколя.

Верхний ярус — круглый периптер со стройными колоннами ионического ордера и глухой цилиндрической целлой внутри — имеет большую высоту и увенчан сильно развитым и богато декорированным антаблементом с гладким аттиком над ним, завершающим композицию. Постройку венчала коническая кровля, на вершине которой, подобно памятнику Лисикрата в Афинах, по всей вероятности, возвышался прославляемый скульптурный трофей. Из стен целлы выступали тяжелые каменные кронштейны, подчеркивающие монументальность цилиндрического массива, составляющего ядро памятника, окруженного легкой колоннадой.

В архитектуре монумента наряду с эллинистическими много римских черт — применение бетонной техники в сплошных массивах, увеличение пропорций ярусов снизу вверх, применение венчающего аттика, тосканско-дорического ордера с розетками на шейке капителей.

72. Акрагант. Гробница Ферона. Общий вид

Гробница Ферона в Акраганте (рис. 72), построенная в I в. до н.э., имеет небольшие размеры и по принципам композиции является упрощенным вариантом монумента в Белеви.

Стены второго яруса и угловые колонны наклонены внутрь, что придает силуэту гробницы слегка сужающийся снизу вверх, монументальный силуэт.

73. Дельфы. Памятник Хариксену74. Дельфы. Пьедестал памятника Аристиены

Памятники Хариксену и семейству Аристинеты в Дельфах (рис. 73, 74) — двухколонные монументы, посвященные государственным деятелям, являются интересным примером применения ионического ордера в качестве пьедестала, как предполагают, конного скульптурного памятника. Такого рода памятников было воздвигнуто не менее десяти в одних только Дельфах.

Основанием парных колонн, поддерживавших отрезок безфризового ионического антаблемента, служил простой трехступенчатый стилобат, иногда с профилированным цоколем. Колонны имели упрощенную аттическую базу с плинтом. Применение эффектного приема прозрачного пьедестала придавало памятнику исключительную легкость и живописность силуэта и вновь появилось в Италии в эпоху Возрождения.

75. Сидон. Саркофаг Александра

Саркофаги из Сидона (рис. 75) архитектоническим строем своих форм, заимствованным у эллинистического зодчества, представляют несомненный интерес как своеобразные примеры синтеза искусств. Так называемый саркофаг Александра (IV в. до н.э.) скомпонован из элементов ионического храма с фигурным фризом, изображающим сцену сражения. Крышка саркофага решена как кровля храма, покрытая мраморной черепицей в виде рыбьей чешуи и опирающаяся на карнизную плиту с симой, украшенной львиными головками, с зубчиками и орнаментированным фризом под ней. Основание саркофага с его крупно профилированными обломами и богатой резной орнаментацией скомпоновано из элементов аттической базы ионического ордера. Поверхности скульптурного фриза с изображением битвы, образующие стенки саркофага, слегка наклонены внутрь, что придает его формам монументальность. Углы крышки — кровли украшены скульптурными фигурами. лежащих львов, а сима — многочисленными акротериями. Саркофаг отличается исключительным пластическим богатством и разнообразием форм, скульптурных украшений и орнаментальной резьбы, типичных для эпохи эллинизма и ее декоративных тенденций.

В саркофаге Плакальщиц тектоническая основа замысла проявилась еще более ярко. Саркофаг задуман как ионический псевдопериптеральный храм, стоящий на высоком цоколе. В интерколумниях расположены стоящие во весь рост и опирающиеся на низкие парапетные стеночки крупные фигуры плакальщиц, исполненные в технике высокого рельефа. Несоответствие высоты фигур, слишком крупных по отношению к высоте ордера, не только способствует раскрытию идеи — выражению скорби, но и типично для многих памятников эллинистической архитектуры, где роль скульптуры становится преобладающей (Пергамский алтарь Зевса, алтари в Магнесии и Приене).

76. Александрия. Ком-эль-Шукафа. Катакомбы-гробницы. План, продольный и поперечный разрез, деталь интерьера

В мемориальной архитектуре восточных и южных провинций особенно сильно сказались традиции местной архитектуры. В этом отношении типичен пример катакомб Ком-эль-Шукафа (рис. 76) в Александрии Египетской. Здесь египетские и эллинистические архитектурные и декоративные формы свободно сочетаются, образуя своеобразный художественный «сплав». Это сказывается в применении наряду с греческими египетских типов колонн, пилястр и капителей. Построение пространства катакомб следует традициям египетских скальных гробниц и храмов с их правильной симметрией и геометризмом, отделка же поверхности стен погребальных камер и переходов рельефами и живописью восходит к греческим эллинистическим принципам отделки интерьеров жилых домов и дворцовых сооружений (трехъярусное членение стен на цоколь, поле стены или пилястры, антаблемент и т. д.).


Глава «Мемориальные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)

Греческий эллинистический

Музей > Коллекции > Гипсовые слепки > Греческий эллинистический

Галл или Великан

150 г. до н.э.
Из посвящения Малых Атталидов, Афины
ок. 340 г. до н.э.
Гипсовый слепок с римской копии оригинального греческого мрамора в Венеции, Италия Университетский гипсовый слепок с изображением Галлии или Гиганта из посвящения Малого Атталида традиционно датируется 150 г. до н.э., однако более ранняя дата – ок. Также был предложен 200 г. до н.э. Эта скульптурная группа была установлена ​​вдоль южной стены Акрополя по заказу Аттала, правителя Пергама. Каждая скульптура в группе, известная как «Малое посвящение Атталидов», посвящена великой греческой победе, как мифологической, так и исторической. Фигуры изображают войну гигантов, битву с амазонками, подвиг афинян при Марафоне и поражение галлов в Мисии.

Стиль Малого Посвящения Атталидов увековечивает стиль больших фигур Атталидов с Великого Алтаря в Пергаме. Каждая из фигур в Посвящении примерно на две трети в натуральную величину, что подчеркивает его или ее окончательное поражение. Слепок галла или гиганта Фэрфилда еще меньше, его рост составляет всего 2 фута 6 дюймов. Двенадцать различных скульптур галлов были приписаны Малому посвящению Атталидов; таким образом, если было равное количество гигантов, персов и амазонок, как историки искусства предполагает, что они были, посвящение Малого Атталида, возможно, содержало более 50 скульптур.0003

 

Дамофонт (греч., действовал в начале 2 века до н. э.)
Артемида, называемая «Габии Дианой»

Драпировка Ликосура
начало 2 века до н. э.
Из группы колоссальных культовых статуй в Ликосуре
Гипсовый отлив из оригинального мрамора в Национальный археологический музей (№ 1737), Афины
50 x 20 3/8 x 12 5/8 дюймов (127 x 51,8 x 32,1 см)
Дар Музея искусств Метрополитен, 2004 г.

драпировка является частью оригинальной скульптуры под названием «Группа колоссальных культовых статуй» Дамофонта в Ликосуре. В своем первоначальном виде скульптура включала в себя двух богинь Деспоину и Деметру, которые восседали на троне, окруженные Анитосом и Артемидой. Позади них был большой алтарь, на ногах которого стояли две статуи тритона. Показанный здесь фрагмент представляет собой драпировку, которая украшала бы алтарь, где приносились в жертву животные в честь Деспойны, божества-покровителя местных жителей Ликосуры. Первоначально эта скульптура располагалась посреди храма Деспоина.

Скульптура, созданная во II веке до нашей эры в эллинистический период Греции, изображает миф о Деспоине и Деметре. Скульптор Дамофон был известен созданием скульптур, связанных с культом и мифом. Такое изображение можно увидеть в драпировке из коллекции Университета Фэрфилда. Визуальные ссылки сделаны на персонажей мифа о Деспоине и Деметре, таких как Посейдон и Зевс. Они представлены орлами и тритонами, которых люди того времени легко узнали бы.

 

Крылатая Победа Самофракии

ок. 190 г. до н.э.
Гипс, отлитый из оригинального мрамора в Лувре, Париж
91 x 50 x 20 дюймов (231,1 x 127 x 50,8 см) которую часто называют покровительницей легкой атлетики в дополнение к ее влиянию в бою. Статуя, скорее всего, увековечивает морское сражение между Родосом и Антиохом III во II веке до нашей эры. Ника была сестрой Зелоса (Соперничество), Кратоса (Сила) и Биа (Сила). Однако именно из-за ее участия в битве олимпийских богов против гигантов она получила признание среди греков, которые поклонялись ей как богине победы.

Эллинистическая скульптура часто источала реализм, который развился из классического периода в Греции, но скульптурный стиль Ники Самофракийской отражает уникальную родосскую интерпретацию. Преобладающий на Родосе стиль преувеличивал характеристики резьбы, чтобы подчеркнуть нежную полупрозрачную природу драпировки и активную позицию фигуры.

Ника Самофракийская в натуральную величину, с изысканной драпировкой, слегка обхватывающей женскую фигуру, когда она делает шаг вперед на ветру, или ее можно представить сходящей на нос корабля. Когда ее обнаружили, ее голова и руки уже отсутствовали, что оставляло нам множество возможностей для исходного положения рук и головы. Ее видное место в известном Святилище Великих Богов на Самофракии, острове в северной части Эгейского моря, гарантировало, что все посетители увидят ее. Хотя точная дата скульптуры еще не определена, военно-морская победа датирует статую началом 2-го века, в то время как стиль и драпировка предполагают более раннюю дату. Ника Самофракийская — замечательный пример резной мраморной скульптуры, казалось бы в постоянном движении.

 

Висячий Марсий

ок. 200–150 гг. до н.э.
Гипсовый слепок с римского мрамора Копия греческого
оригинала в Берлине
36 1/2 x 16 x 12 дюймов (92,7 x 40,6 x 30,5 см)
Предоставлено Музеем искусств Метрополитен (1991.25a)

Скиф Точилка для ножей

ок. 200–150 гг. до н. э.
Гипсовый слепок с римского мрамора Копия греческого оригинала
в Галерее Уффици, Флоренция
44 x 20 1/2 x 47 дюймов (111,8 x 52,1 x 119,4 см) 1991. 25b)

Сцена, изображенная в так называемой группе «Висячий Марсий», является кульминацией истории, уходящей корнями в греческие мифы и искусство, по крайней мере, еще в пятом веке до нашей эры. Сатир Марсий был так восхищен звуками Афины, играющей на флейтах, что бросил вызов ее предупреждению оставить их в покое после того, как она их выбросила, поскольку они исказили свои черты, когда она на них играла. Собрав свирели, Марсий научился играть и, опьяненный чудесными звуками, по глупости вызвал Аполлона на музыкальный конкурс, который, как и следовало ожидать, выиграл бог. Затем Аполлон приказал содрать с Марсия кожу заживо в наказание за неповиновение богам; группа «Висячий Марсий» изображает последние мгновения перед исполнением этого ужасного наказания.

Скульптор из Пергама, работавший примерно в конце третьего века, изображает предпоследнюю сцену драмы: связанный и беспомощный Марсий, когда нож мучителя готов к кровавой работе. Прижавшись спиной к дереву, Марсий висит на связанных запястьях, которые перекинуты через голову и привязаны к ветке. Когда его руки тянут вверх туловище, грудная клетка расширяется, а кожа натягивается на ребра и мускулатуру. Скиф приседает внизу, точит большой изогнутый клинок на оселке; его тупые пальцы совершают привычные движения автоматически, без присмотра его взгляда, устремленного на растянутую уязвимость жертвы. Судя по фрагментарным свидетельствам, Аполлон сидел бы рядом, безмятежно наблюдая за мрачными приготовлениями скифа.

Глубокая пластическая моделировка черт лица скифа подчеркивается неумолимым реализмом в изображении тяжелой грубости его утолщенного тела, покатого лба и пучков волос на лице. Это «барочное» выражение грубой силы передается через взгляд точильщика ножей на раму сатира. Сам факт того, что он связан, подчеркивает его грядущую судьбу. Сатир — существо танца, безудержного движения; быть натянутым неподвижно, должно быть, само по себе было ужасной жестокостью. Сочетание этих характеристик реализма, пафоса, драматизма и классицизма согласуется с известными тенденциями в пергамской скульптуре 1-й половины 2 в. до н. э.

Дейл Скаггс

 

Метродорос Философ

3 век до н.э.
Гипсовый слепок из паросского мрамора Римская копия Адриана, найденная в Афинах, на основе эллинистического оригинала Национальный археологический музей (№ 368), Афины
22 х 16 х 11 дюймов (55,9 x 40,6 x 27,9 см)
Предоставлено Метрополитен-музеем (1991.26)

 

Маттей Церера (Деметра)

3-й век до н.э. Канделябры, Рим
43 1/2 x 14 x 10 дюймов (110,5 x 35,6 x 26,7 см)
Предоставлено Метрополитен-музеем (1991.23)

 

Голова Селены

ок. 180 г. до н.э.
Из Большого алтаря в Пергаме
Гипс, отлитый из оригинального мрамора в Пергамском музее, Берлин
27 x 30 x 14 дюймов (68,6 x 76,2 x 35,6 см)
Предоставлено Музеем искусств Метрополитен (1991.24)

Торс и лошадь Селены

ок. 180 г. до н.э.
г. ок. 180 г. до н. э.
г. От Большого алтаря в Пергаме
Гипсовый отлив из оригинального мрамора в Пергамском музее, Берлин
47 x 42 x 19 дюймов (119,4 x 106,7 x 48,3 см)
Дар Музея искусств Метрополитен, 2004 г.

Selene

Селена находится в две части: бюст (Фэрфилд № 24) принадлежит Музею искусств Метрополитен, предоставленному Фэрфилду долгосрочной возобновляемой ссудой в 1991 году; тогда как торс Селены и лошадь, на которой она сидит (Фэрфилд № 5), были подарены Фэрфилду музеем в 2004 г.

Селена — олицетворение луны. Традиционно ей поклонялись в полнолуние и новолуние. Ее родителями были Титаны Гиперион и Тейя; ее братом (или отцом, в зависимости от источника) был бог солнца Гелиос; ее сестрой была Эос, богиня утренней зари; ее мужем был Зевс.

Оригинальный рельеф Селены расположен в центре южного фриза Великого Алтаря. На этой части фриза изображены боги дня и ночи и попытки гигантов нарушить «гармонию времени». Фигуры Эоса и Селены обрамляют Гелиоса, который торжествует в своей колеснице. Селена, чье платье сползает с левого плеча, едет на своей лошади сбоку. Она спиной к зрителю, но лицо в профиль, когда она поворачивается, чтобы посмотреть на победоносного Гелиоса, ее левое плечо отражает свет солнца. Бросок Фэрфилда – полная копия сохранившегося рельефа. Как и в оригинале в Берлине, у Селены отсутствуют верхняя часть головы, передняя часть лица и руки; уцелели только туловище и задняя часть лошади.

Большой алтарь в Пергаме

Большой алтарь в Пергаме считается «самым известным из всех эллинистических скульптурных памятников». Алтарь, вероятно, был начат в 180 г. до н.э., после побед Эвмена II из Пергама над Понтом и Вифинией и основания фестиваля Никифория, празднования в честь «несущей победу» или Афины, божества-покровителя Пергама и Афин. . На фризе изображена Гигантомахия, битва, в которой олимпийские боги победили гигантов, расу воинов, рожденных от Ге (Земли) и Урана (Неба).

 

 

 

Что такое эллинистическая скульптура? Изучение истории эллинистического искусства

«Lely Venus» Стоковые фотографии FenlioQ/Shutterstock

Эллинистическая скульптура — одна из самых ценных практик в истории искусства. Это движение, прославившееся своим беспрецедентным натурализмом, представило искусный скульптурный подход, которому художники будут подражать долгие годы.

Сегодня эллинистические древности можно найти в лучших коллекциях по всему миру, включая всемирно известные работы, такие как Крылатая Победа Самофракии впереди. Хотя вы можете быть знакомы с этими внушающими благоговение мраморными скульптурами, вы можете мало знать о самом движении, которое они сформировали.

Что такое эллинистический период?

Эллинистический период  был эпохой в Древней Греции, которая длилась с 323 г. до н.э. по 31 г. н.э. В этот период скульпторы преследовали и совершенствовали натурализм — художественный интерес, который греческие художники развивали на протяжении сотен лет.

«Крылатая победа Самофракии», 190 г. до н. э. (Фото из jackbolla/Shutterstock)

Увлечение натуралистической скульптурой восходит к архаическому периоду Древней Греции, который длился с 8 века до 500 года до н.  э. Хотя скульптуры, созданные в это время, передавали больше реализма, чем те, что им предшествовали, их позы были жесткими, а выражения стоическими. Точно так же архаические скульпторы обычно придерживались двух типов фигур: «мужской kouros , или стоящий обнаженный юноша, и женщина kore , или стоящая драпированная дева» (Метрополитен-музей).

Однако это изменилось в 500 г. до н.э., когда появился классический период  . С повышенным вниманием к деталям и идеализированным восприятием анатомии человека классические скульпторы стремились к совершенству в своей работе. Следовательно, они сместили свое внимание с фигур курос и коре на разнообразных и божественных персонажей из мифологии.

В 323 г. до н. э. этот подход получил дальнейшее развитие. В это время скульпторы адаптировали классические методы для создания реалистичных фигур. Эта тенденция длилась почти 200 лет и достигла кульминации в то, что сейчас известно как эллинистический период.

 

Классические характеристики

Чтобы достичь этой реалистичной эстетики, эллинистические скульпторы умело включили в свои работы три характеристики: выразительное движение, реалистичную анатомию и декоративные детали.

 

Выразительный механизм

Чтобы сделать свои скульптуры максимально человечными, скульпторы использовали динамичные силуэты и извилистые формы, чтобы передать движение. Этот акцент на выразительных и преувеличенных движениях особенно заметен в  Лаокооне и его сыновьях,  — одном из самых известных шедевров того периода.

«Лаокоон и его сыновья», I век до н. э. (Фото из Энрике Мойя/Shutterstock)

Статуя, вдохновленная греческим эпосом, изображает три фигуры — Лаокоона, жреца из Трои, и двух его сыновей, Антифанта и Тимбрея, — которые отчаянно пытаются спастись от пары свернувшихся змей. По мере того, как они резко крутятся и поворачиваются, кажется, что они еще больше запутываются, достигая кульминации в закручивающейся, насыщенной действиями сцене, которая прекрасно иллюстрирует эллинистический интерес к движению.

 

Реалистичная анатомия

Эта озабоченность движением также повлияла на эллинистическое внимание к анатомии. Отказавшись от «универсальных, бесчувственных и часто жестких поз архаики» (Google Arts & Culture) и опираясь на классические модели, эллинистические художники создавали скульптуры, вдохновленные реальными человеческими позами. Фигуры, такие как Венера Милосская , были изображены не в нереально прямом положении, а в асимметричной позе. Известный как contrapposto («контрпоза»), эта поза подразумевает движение за счет использования реалистичного распределения веса и тела в форме S .

Александр Антиохийский, «Венера Милосская», 101 г. до н. э. (Фото из Tutti Frutti/Shutterstock)

Помимо естественных поз, эллинистические художники стремились воспроизвести тела реальных людей. Хотя это очевидно в неидеализированных скульптурах богов, которые были распространены в тот период, это также проявлялось в статуях обычных людей. «Одним из непосредственных результатов новой международной эллинистической среды стало расширение круга сюжетов, не имевших прецедентов в более раннем греческом искусстве, — поясняет Метрополитен-музей. более обычные жители, такие как дети и пожилые люди».

Боэтос Халкидонский, «Мальчик с гусем», II век до н. э. ((Стоковые фотографии time4studio/Shutterstock)

 

Декоративные детали

Последней характеристикой эллинистической скульптуры является поразительное внимание к деталям. Помимо реалистичных анатомических особенностей, это проявляется в драпировке — скульптурном элементе, оказавшемся особенно популярным в то время.

Деталь «Крылатой победы Самофракии», 190 г. до н. э. (Фото из muratart/Shutterstock)

Скульпторы решили украсить свои фигуры «тканью» по трем основным причинам: чтобы подчеркнуть предполагаемое движение фигуры, подчеркнуть контуры ее реалистичной анатомии и продемонстрировать свои скульптурные навыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *