Клаузуры – это что такое? Значение слова «клаузура»

​Словарный запас: КЛАУЗУРА — Strelka Mag

В этом году решать насущные проблемы и задачи города Троицка на IV Глазычевских чтениях планируется в формате клаузуры. Зачем закрывать студентов на ключ и что они будут делать запертые в течение нескольких часов, читайте в «Словарном запасе».

 

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

«Эскиз, набросок идеи (первоначального замысла), решения архитектурной задачи». (Большой энциклопедический политехнический словарь)

 

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Клаузура — это, в первую очередь, формат учебного задания. Её целью является решение архитектурной задачи, её концептуализация, выполненная посредством визуальных образов. Это проектное задание, направленное на подтверждение практических навыков студентов и на развитие творческого мышления. Результатом клаузуры является макет, набросок, эскиз — любая форма графического представления, демонстрирующая проектную идею в её полноте. По сути, ограничений по форме подачи не существует. Предполагается, что студент, руководствуясь полученными в ходе обучения знаниями, должен сам определить наиболее подходящий в каждом конкретном случае формат.

Как практико-ориентированное творческое задание клаузура возникла в XVI веке в архитектурных школах. Происхождение термина связано с латинским clausere («запирать»). Иногда это понимают в прямом смысле — как физическую изоляцию, когда студента на время задания закрывают в учебном классе «на ключ». Скорее же происхождение клаузуры связано с изоляцией другого рода. Во время выполнения задачи студент предоставлен сам себе. Он отлучён от любой сторонней помощи: консультации преподавателя, учебной литературы, советов однокурсников. Он должен продемонстрировать только то, что умеет сам.

Формат клаузуры предполагает выполнение задания за точно определённый короткий промежуток времени. Сами временные рамки не предписаны раз и навсегда и зависят от объёма поставленных целей. В разных случаях на задание отводится от одного до шести часов. Самое главное — получить оформленный результат. Так что клаузура — это не про долгие размышления, а, скорее, про конкретные решения. За предоставленное время студент должен развить идею и сформировать чёткие образы, которые можно будет продемонстрировать на бумаге или макете. Подход к проведению клаузуры напрямую зависит от преподавателя. Это гибкий формат, который предполагает авторскую трансформацию. Не меняются лишь основные характеристики — изолированность при выполнении творческой работы, ограниченность во времени, концептуализация идеи, получение реального визуализированного результата.

Сейчас клаузуры остаются популярными в архитектурных и художественных школах. Они выполняются как вводные задания, подразумевающие дальнейшее развитие идеи в курсовой или дипломной работе, либо используются для итоговой проверки знаний. Участие в клаузурах формирует определённый стиль мышления архитектора. Такой формат остаётся своего рода уникальным подходом, который реализуется лишь в стенах профильных учебных заведений.

Мы как student Urban Summit практикуем междисциплинарный подход к урбанистике, который объединяет студентов-профессионалов в различных областях городского развития. Но для осуществления этой цели необходимо, чтобы все участники процесса могли найти общий язык. Проводя в этом году студенческую сессию IV Глазычевских чтений «Бренд Троицка и городская навигация», мы нацелены на привлечение как можно большего числа студентов урбанистических направлений подготовки. Поэтому, объединяя формат мастерской и клаузуры, мы ищем тот необходимый общий язык. Так, в ходе работы мы сможем получить действительно комплексный продукт, подразумевающий как техническое задание на разработку бренда, так и визуальные образы, его подкрепляющие.

 

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

«В непростом и далеко не всеми любимом жанре блиц-конкурса команда мастерской чувствует себя как рыба в воде. „Это как клаузура в институте, только по-взрослому, — говорит один из авторов проекта Всеволод Медведев. — Прекрасная проверка на скорость творческого мышления и быстроту принятия решений“». (Архи.ру)

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

«Моя клаузура лучше твоей». (Дело в том, что клаузура — это формат и процесс, который не может быть лучше или хуже. А вот результаты клаузуры как раз можно и нужно сравнивать.)

IV Глазычевские чтения пройдут в Шанинке 27 февраля. Скачать программу и зарегистрироваться на конференцию можно здесь.

Фотография обложки: Basti V / Flickr.com

strelkamag.com

12. КЛАУЗУРА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности студентов. 

В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения,образного мышленияфантазиикомпозиционных способностейнавыковяркого отражения творческих замыслов в графике и макете. 

 Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. 

 В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название “шарабан”. 

 

С подобным форматом работы мы уже неоднократно сталкивались, но до сих пор еще возникают вопросы на тему того, “а какой она должна быть?”

 

 

– Во-первых, образной.

Клаузура предполагает первичное, свежее восприятие темы. Первые эмоции самые сильные, поэтому первое представление о теме бывает наиболее верным, образным, ярким. Таким образом, клаузура в учебном проектировании ставит главную задачу образного решения поиска темы проекта.

 

– Во-вторых, информативной.

Клаузурный набросок должен содержать полную информацию, необходимую для развития образа. В состав клаузуры могут входить рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место обычно получает перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде.

Любое изображение должно быть снабжено необходимыми подписями. И это не только название (план второго этажа, фасад и т.д.), это еще и экспликации, выноски с указанием материалов, масштабы, короче говоря, все то, что позволяет получить наиболее полную информацию об объекте проектирования.

 

– В-третьих, грамотно поданной.

Безусловно, не у каждого студента, да и не у любого матерого дизайнера есть свой стиль работы, любимые приемы и узнаваемая манера подачи материалов. Но к этому нужно стремиться. И клаузура помогает выработать свой графический «почерк» лучше чем любые другие задания.

Необходимо только помнить, что исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

При оценивании клаузур учитывается абсолютно все: компоновка листа, размещение изображений на листе, их масштабность и т.д.

Качество изображений: их выразительность, контрастность, яркость (даже грамотность отрисовки перспективы) и еще многое другое.

Обязательное внимание обращается на шрифты. И это не только шрифт заголовка, но и все тексты, сопровождающие изображения.

При выполнении клаузуры обязательно использование цвета!

 

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить у него творческую интенсивную работу фантазии и вызвать продуктивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел.

В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты.

В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов. Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу.

 

Клаузурный метод.

Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных способностей и воображения у студентов. Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевидна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных представлений о теме индивидуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.

 

 

Программа на клаузуры.

Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4—8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

 

Клаузура на свободную тему.

На первых занятиях семестра для побуждения начале творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени создается эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузуру по одной теме одновременно на III и IV курсах.

 

Клаузура по основной теме.

После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

 

Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры.

В процессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов.

По заданиям, выполняемым последовательно, но связанным друг с другом, рекомендуется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на IV курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

 

Зачетная клаузура.

 Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экзаменационной сессии.

 

Обсуждение клаузуры.

На следующем после исполнения клаузуры занятии проводится ее разбор. Это важный учебно-воспитательный этап в обучении: педагог обосновывает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес.

 

Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.

примеры клаузуры

 

12. КЛАУЗУРА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ - портал olymp.in

12. КЛАУЗУРА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ - портал olymp.in

12. КЛАУЗУРА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ - портал olymp.in

 

12. КЛАУЗУРА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ - портал olymp.in

 

Как графическое упражнение для развития творческих способностей, концентрации внимания и организации своего рабочего времени.

Информационно-поздравительный объект во дворе государственного заведения..

Материалы и инструменты: белая, цветная и черная бумага формата А-3, акварель, цветные карандаши, черный фломастер, линер. Эскизирование: 2,3 эскиза.

«Гараж для вьюги» или «Домик Деда Мороза».

Материалы, инструменты: белая, цветная и черная бумага формата А-3, акварель, цветные карандаши, черный фломастер, линер, гуашь.

«Терем-теремок».

Материалы, инструменты: белая, цветная бумага формата А-3, пастель, цветные карандаши, фломастеры, линер, гуашь, кисти.

olymp.in

клаузура — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография
В Викиданных есть лексема клаузура (L117168).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.кла́узуракла́узуры
Р.кла́узурыкла́узур
Д.кла́узурекла́узурам
В.кла́узурукла́узуры
Тв.кла́узурой
кла́узурою
кла́узурами
Пр.кла́узурекла́узурах

кла́·у·зу-ра

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -клаузур-; окончание: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. вид учебного упражнения в архитектурных, дизайнерских и художественных школах, которое выполняется учащимся самостоятельно (без помощи преподавателя) за строго определённый промежуток времени ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions-ru}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

Графические клаузуры, как способ развития творческих способностей учащихся



Специализация в обучении студентов-архитекторов заключается в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получает персональные задания и, кроме того, участвует в работе над проектными заказами своего преподавателя. В таких проектных мастерских царит дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работают над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков студентов в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т.д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по-итальянски “klouso”) и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название “шарабан”. Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия.

После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде “клаузуры” – графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей.

Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись “клаузурные” упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.

Часто ребенок начинает рисовать раньше, чем говорить. Рисует мелком на асфальте, «украшает» стены квартиры карандашными каракулями, на пляже строит из песка замки…. В ребенке постоянно живет стремление к творчеству, он немного архитектор и чуть-чуть дизайнер. Маленькие дети очень смелы в своих работах, они не боятся неумения правдиво изобразить мир, ведь их видение соответствует их рисункам.

Но вот дети повзрослели. Они все реже берутся за кисти и краски, но не потому что исчезло желание творить, просто они стали более самокритичны, начали стыдиться своей беспомощности в передаче открывшегося им прекрасного мира. В этом случае на помощь детям должны прийти педагоги, которые не только бы вооружили их основой изобразительной грамотности, но и не дали бы угаснуть тому творческому потенциалу, который живет в душе каждого ребенка с рождения. Большую опасность в развитии творческого потенциала может сыграть неправильный подход педагога в преподавании творческих дисциплин. Жесткий диктат со стороны педагога не допустим! Педагог имеет право только направлять и корректировать принятые обучающимся творческие решения, грамотно аргументируя и объясняя свои замечания, выполняя, скорее, роль опытного наставника, чем строгого учителя, так чтобы учащийся мог испытывать удовлетворение от самостоятельно принимаемых творческих решений, что необходимо любому дизайнеру.

Именно поэтому специфика обучения дизайну состоит в преобладании самостоятельной творческой поисковой деятельности учащихся, что обеспечивает развитие способности комплексного образного мышления и овладение творческим методом проектного моделирования.

Самостоятельная работа студентов – основа образования студентов-дизайнеров. Те знания, к которым человек пришел через собственный опыт, мысли и действия, становятся действительно прочным его достоянием. Современная творческая школа отходит от «передачи» студентам знаний в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, к формированию у них опыта творчества. Подобная система преподавания дизайна сложилась еще во времена существования знаменитой школы дизайна – немецкого Баухауза. Программа обучения включала в себя пропедевтический курс, автором которого был выдающийся педагог, теоретик дизайна и художник Иоханнес Иттен. Учитывая слабую выявленность художественной индивидуальности студентов свой курс Иттен ориентировал на решение трех основных задач: высвобождение творческих сил, раскрытие творческих способностей обучающихся; овладение основными принципами формообразования, законами формы и цвета; новым видением окружающего мира. Формировать данные умения у студентов необходимо с самого начала обучения. Методические разработки в области художественного восприятия, формообразования, цветоведения легли в основу многих теоретических трудов и не потеряли до сих пор своей научной ценности.

Традиционная модель подхода к самостоятельной деятельности учащихся предполагает работу, выполняемую учащимися под руководством преподавателя по его выданному заданию в специально отведенное для этого время, где преподаватель является субъектом, а ученик объектом самостоятельной деятельности – исполнителем. В этом случае самостоятельная деятельность учащихся носит воспроизводящий характер.

В основу обучения дизайнеров должен быть заложен принцип самообучения, реализация которого всецело зависит от организации самостоятельной познавательной деятельности, т. е. учения. Этап творческого поиска представляет собой важнейшее звено цепи единого творческого процесса при выполнении работ по дисциплине «Композиция и макетирование».

Инновационная модель самостоятельной работы – перераспределяет роли учителя и ученика. Она рассчитана на творческую деятельность преподавателя и на активную познавательную деятельность учащегося, где преподаватель выступает в роли координатора.

Задача преподавателя – формирование научного стиля мышления как необходимого компонента самообразования, умения самостоятельно анализировать знания и использовать их при выполнении практических заданий. Все это предполагает, планирование самостоятельной работы на всех этапах урока: при актуализации знаний, объяснении и консультировании на стадии выполнения клаузуры и при дизайн-поиске, при разработке формы домашнего задания, включающего в себя элементы творческого поиска. Также необходим учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.; поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Формой взаимодействия учителя и ученика должно являться развитое сотрудничество и содружество. Содержание координирующих действий преподавателя зависит от возраста студентов, их уровня подготовки. Компетентности и профессионального мастерства педагога, характера изучаемого материала и вида производственных заданий, особенностей учебного процесса учебного заведения, состояние материальной базы в нем и других факторов. При этом имеет место использование нестандартных технологий обучения, применение наиболее продуктивных методов: эвристический (когда учащиеся сами выбирают действия для решения поставленных преподавателем целей), творческий (при котором ученики сами ставят цель самостоятельной работы и ищут пути ее решения также самостоятельно).

Этап творческого поиска в решении композиционных задач содержит последовательно три фазы: исполнение клаузуры, эскиза-идеи и рабочего макета.

С исполнения клаузуры начинается творческий поиск студента, где он находит свое выражение исходных данных. Понятие клаузура имеет англоязычное происхождение от слова close – закрывать на ключ, то есть находиться за закрытой дверью в помещении. Это значит, что клаузура выполнятся на заданную тему, без использования литературных аналогов, без консультаций педагога, в течение определенного времени. В стадии творческого поиска проявляются не столько знания, опыт и профессиональные навыки, сколько творческая интуиция. Творческий процесс характеризуется взаимодействием мышления и эмоций. Вместе с тем, момент зарождения замысла, идеи включает теоретическое мышление, обеспечивающее логику построения проектной модели, композиционное моделирование должно основываться на принципах выявления и гармонизации объемно-пространственной формы.

Клаузура имеет целью стимулировать творческий процесс и развить у
студента творческую фантазию и навыки при первом знакомстве с темой;
также учит студента в короткий срок раскрывать основное содержание темы,
в эскизной форме, с наибольшей искренностью и фантазией определять
отношение к ней.

Клаузура играет важную образовательную и воспитательную роль, когда она превращается в метод систематических тренировочных упражнений, направленных на развитие композиционных способностей, воображения и находчивости в разработке образных вариантов; приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Поэтому, как отмечалось выше, клаузура должна исполняться без какого-либо вмешательства педагога, чтобы не нарушить начало творческого поиска.

Студенты обладают различной творческой мобильностью. Иные, даже не могут сконцентрировать творческую энергию в короткое время. В данном случае необходимость систематической тренировки очевидна.

В первые занятия семестра, когда по композиции не прочитаны вводные лекции, выдается клаузура на свободную тему, например, одна из первых тем по дисциплине «Композиция и макетирование»: «Рождение куба», которая направлена на раскрытие абстрактного, образного мышления у студентов. Тема клаузуры не известна студентам заранее и потому требует от него способности собраться и сосредоточить свои усилия.

Интересных результатов можно достичь, проводя клаузуры по одной теме на II-III курсах одновременно. Данный эксперимент был проведен в 2014-2015 уч.г. в группах ДЗК-3 и ДЗР-3. Студентам данных групп было предложено выполнить практическую работу на тему: «Тектоника в архитектурной композиции». Эксперимент показал, как изменилось восприятие и способность самовыражения студентов в зависимости от уровня образования и опыта. Клаузура помогла выявить способных студентов на втором курсе, которые представили работы более интересные в творческом плане (более фантазийные), в то время как работы студентов третьего курса имели больший уклон в сторону решения конструктивных задач, основанных на опыте изучения таких дисциплин как: «История искусств», «История дизайна», «Дизайн-проектирование», «Архитектурно-дизайнерское материаловедение».

Организуя учебный процесс, студентам предлагаются для разработки нетрадиционные темы, соответствующие ритму жизни, например, на тему «Цвет и фактура в архитектурной композиции» было предложено придумать «Дом будущего» и «Дом-ассоциацию» (дом-кошка, дом-черепаха, дом-дерево и т.д.). Дело в том, что типология, принятая в архитектурно-строительной практике 15-20 лет назад безнадежно устарела. Поэтому необходимо включиться в разработку нового типологического ряда, более соответствующего сегодняшним потребностям общества, ориентировать студентов на углубленное изучение композиции, которая, являясь стержнем всего процесса обучения, обеспечит студенту навыки в решении любых проектных задач.

На композицию в процессе подготовки дизайнера «замыкаются» все дисциплины учебного плана специальности «Дизайн». Отсюда понятна необходимость ориентации студентов при выполнении проектов на вопросы композиции (особенно на младших курсах), понимаемой как средство объединения всех аспектов дизайн-проектирования. Такой подход, безусловно, стимулирует целостное восприятие объекта проектирования в сознании студента.

Проверочные зачетные клаузуры проводятся для определения степени композиционного развития студента и навыков самостоятельного выражения идеи. Проверочная клаузура выполняется в период экзаменационной сессии.

Заслуживает внимания эксперимент, проведенный на IV курсе специальности 5В042100 Дизайн (по отраслям) в гр. ДЗР-4, во время проведения экзаменационной клаузуры, в 6 семестре. В первый час требовалось разработать замысел в виде эскизных набросков, либо рабочего макета по индивидуальной теме экзаменационного билета. Из 10 человек две трети оказались способными устойчиво сформулировать свою идею. Черновые наработки учитывались при общей оценке за экзамен.

Завершающий этап при выполнении клаузуры – обсуждение клаузуры. Это важный учебно-воспитательный этап в обучении: педагог сообщает общую оценку работ и качественный результат каждого студента, затем указывает на ошибки и недочеты, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес, указывает возможные направления развития предложенного решения. Обсуждение клаузуры должно привести студента к осознанию уровня композиционной подготовки.

Метод клаузур способствует приобретению студентами навыков самостоятельной творческой работы: студент получает удовлетворение в том, что он сам достигает при решении творческой задачи, что он для себя «открывает». Также клаузура помогает педагогу выявить уровень творческого развития студентов и скоординировать дальнейшие темы практических заданий по дисциплине, соответствующие уровню творческой подготовки студентов.

Литература:

  1. Саркисова И.С. Клаузурное проектирование., МГСУ, 2012 г.
  2. Кудряшова С.К,. Кудряшов К.В. Графика. М.: Архитектура-С, 2007 г.
  3. Иванова Г.И., Степанов А.В., Мальгин В.И. Объемно-пространственная композиция. М.: Архитектура-С, 2011 г.
  4. Кудряшов К.В. Архитектурная графика. М.: Архитектура-С, 2006 г.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, творческий поиск, самостоятельная работа, творческий процесс, творческий потенциал, II-III, самостоятельная деятельность учащихся, рабочий макет, архитектурная композиция, учебный процесс.

moluch.ru

Клаузура. Что это за зверь?

Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности студентов. 

В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. 

 Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. 

 В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название “шарабан”. 

С подобным форматом работы мы уже неоднократно сталкивались, но до сих пор еще возникают вопросы на тему того, “а какой она должна быть?”

– Во-первых, образной.

Клаузура предполагает первичное, свежее восприятие темы. Первые эмоции самые сильные, поэтому первое представление о теме бывает наиболее верным, образным, ярким. Таким образом, клаузура в учебном проектировании ставит главную задачу образного решения поиска темы проекта.

– Во-вторых, информативной.

Клаузурный набросок должен содержать полную информацию, необходимую для развития образа. В состав клаузуры могут входить рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место обычно получает перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде.

Любое изображение должно быть снабжено необходимыми подписями. И это не только название (план второго этажа, фасад и т.д.), это еще и экспликации, выноски с указанием материалов, масштабы, короче говоря, все то, что позволяет получить наиболее полную информацию об объекте проектирования.

– В-третьих, грамотно поданной.

Безусловно, не у каждого студента, да и не у любого матерого дизайнера есть свой стиль работы, любимые приемы и узнаваемая манера подачи материалов. Но к этому нужно стремиться. И клаузура помогает выработать свой графический «почерк» лучше чем любые другие задания.

Необходимо только помнить, что исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

При оценивании клаузур учитывается абсолютно все: компоновка листа, размещение изображений на листе, их масштабность и т.д.

Качество изображений: их выразительность, контрастность, яркость (даже грамотность отрисовки перспективы) и еще многое другое.

Обязательное внимание обращается на шрифты. И это не только шрифт заголовка, но и все тексты, сопровождающие изображения.

При выполнении клаузуры обязательно использование цвета!

В сети я нашла несколько вариантов выполнения клаузур студентами-архитекторами и дизайнерами. Они, разумеется, не идеальны, но общие закономерности или ошибки в них можно хорошо увидеть.

Несколько советов по работе над клаузурой. Особенности исполнения клаузуры требуют соблюдения целого ряда правил, как всеобщих для всех разновидностей клаузуры, так и специфичных для отдельных видов клаузурных упражнений. 

При исполнении клаузуры советую:

– технику графического исполнения клаузуры избирать в зависимости от целей клаузуры, времени ее исполнения и формата бумаги. Чем меньше времени отпущено на работу, тем проще и эффективнее должны быть технические приемы графики:

для исполнения короткой 2-часовой клаузуры использовать “сухую” технику — уголь, пастель, толстый грифель, сангину, такую “мокрую технику”, как фломастеры с толстым фетром или, если это возможно, коллаж из цветной бумаги с тыльной клеящей стороной. Можно работать на любой бумаге, но для пастели, угля, сангины особенно хороша карандашная калька;

 для исполнения 4-часовой клаузуры кроме уже перечисленных материалов, использовать тушь, акварельные краски, гуашь (ограниченно). Возможна смешанная техника — уголь с акварелью, сангина с тушью, фломастер и акварельные, гуашевые краски. Помнить, что любая “мокрая” техника (кроме применения фломастера) требует подготовки и больших затрат времени, чем “сухая” техника;

 для исполнения 6-часовых клаузур можно применять покраску в довольно трудоемкой технике тушевой отмывки, гуашевой и темперной покраски;

 помнить, что для исполнения линий в клаузурном чертеже или рисунке целесообразно использовать толстый грифель, стержни из прессованного угля и сангины, фломастер. Для клаузурной графики в покраске использовать: для работы с тушью и акварелью – кисти беличьи и колонковые, крупные № 12, 16, 20, 24; для работы с гуашью и темперой кисти колонковые или щетинные круглые и плоские . № 12, 16, 20, 24. Бумага может быть использована любая.

– методику работы над клаузурой согласовать со временем ее исполнения. Помнить, что на эскизирование целесообразно тратить не более 25-30% всего лимита времени, отпущенного на исполнение клаузуры. Остальное время целесообразно использовать для технического исполнения графической композиции: так, в работе над 2-часовой клаузурой на эскиз тратить не более 30 мин, а за остальные 1,5 ч закончить работу; соответственно в 4-часовой клаузуре на эскиз не более 1 ч, а на работу 3 ч; в 6-часовой клаузуре на эскиз не более 1,5 ч, а на работу 4,5 ч, и т.д.

 В исполнении клаузуры не советую:

– тратить большую часть времени на эскизирование, что полностью исключает качественное исполнение клаузуры;

– применять обычные приемы рисунка и черчения с использованием грифеля. Такая работа всегда будет анемичной и вялой;

– в покраске фломастерами, тушью, акварелью, гуашью и темперой использовать тонкие кисти, фломастеры с тонкими фетрами. В этих условиях невозможно сделать качественную покраску, покрыть цветом большую поверхность бумаги.

Не забывайте, что скверно выполненная клаузура – это не просто плохая оценка. Это даром потраченное, украденное у проекта время.

kindergarted.blogspot.com

Клаузура

Клаузура – это…  [more]Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых обучались архитекторы, художники, фортификаторы, инженеры, скульпторы. Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специальные лекции и проводились практические занятия, обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре осуществлялось по общей программе. Специализация в обучении студентов-архитекторов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получал персональные задания и, кроме того, участвовал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов профессору было трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т.д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по итальянски “klouso”) и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название “шарабан”. Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия. После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде “клау-зуры” — графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей. Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись “клаузурные” упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств. 

Андрій

клаузура — (лат. запирати) Первісна, попередня ідея просторової теми, художнього образу споруди певного функціонального призначення або містобудівного утворення. Виконується у вигляді графічного начерку для подальшої роботи над проектом. Назва походить від… … Архітектура і монументальне мистецтво клаузура — (лат. clausura) 1. писмен испит под непосреден надзор на членови на испитна комисија (во затворена соба) 2. а) дел од католички манастир во кој не смеат да влегуваат световни луѓе од другиот пол; 6) време што калуѓерите во манастир задолжително

Андрій Романів

Начало формы

Конец формы

Напишите нам

 Закрыть

Начало формы

Если у вас есть вопрос по работе нашего сайта, или идея, как сделать его лучше, то напишите нам!

Конец формы

Настроение

Начало формы

Конец формы

Коллаж

Добавить проект

Создать коллаж

Перетащите сюда пины для коллажаДля чего эта панель?

18+

Другие коллекции

Подписаться

Порекомендовать 

     

Автор коллекции:  

Lisaweta

19 пинов  13 читателей

Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Lisaweta в Клаузура

Фото клаузура – живопись, реализм, городской пейзаж

Lisaweta в Клаузура

http://i602.photobucket.com/albums/tt101/1rken-pipirkin/klau-gos-01-603-1-21.jpg

Lisaweta в Клаузура

http://ak.bstu.ru/shared/attachments/38546

Lisaweta в Клаузура

http://www.arch-grafika.ru/_fr/2/8048277.jpg

Lisaweta в Клаузура

studfile.net

Графические клаузуры. Архитектурный чертеж как вид изобразительного искусства

Часть 2. Графические клаузуры как способ развития творческих способностей учащихся

Происхождение термина “клаузуpa


Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с XVI в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых обучались архитекторы, художники, фортификаторы, инженеры, скульпторы.
Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специальные лекции и проводились практические занятия, обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре осуществлялось по общей программе. Специализация в обучении студентов-архитекторов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получал персональные задания и, кроме того, участвовал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов профессору было трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т.д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по итальянски “klouso”) и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название “шарабан”. Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия.
После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде “клаузуры” – графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей.
Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись “клаузурные” упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.

Тематика и особенности исполнения клаузур


В академическом обучении на архитектурных факультетах исполнялись клаузуры на темы “Руина в парке”, “Античный памятник в пейзажном окружении”, “Парковая скамья”, “Триумфальные ворота”, “Фонтан на площади”, “Павильон у источника” и т.д. Каждое задание исполнялось автором по воображению, без предварительного эскизирования, ибо тема выдавалась в начале клаузуры и учащиеся не могли подготовиться к работе заранее. Специфика графики клаузуры объяснялась коротким сроком ее исполнения, что требовало применения простых и эффективных приемов графики. К ним относятся растушевка углем, сангиной и соусом, штриховой рисунок пером, угольным и свинцовым карандашом, применение акварели, туши в один слой и т.д. Клаузурная графика вызывала необходимость пересмотра ранее приобретенных навыков, требовала исполнения проектных и творческих задач в кратчайшие сроки с отображением самых существенных сторон заданной темы. Опыт такой работы приобретался исключительно в процессе многократного исполнения клаузур, постоянных упражнений в рисунке и проектном эскизировании. Клаузуры становятся неотъемлемой частью программы обучения, завоевывают прочное место в системе творческого воспитания академической школы.

Клаузура в новаторских школах 20-х годов


В 20-х годах нашего века традиции академического образования у нас в стране и за рубежом претерпели сильные изменения, так как эпоха Октябрьской революции оказала огромное влияние на все без исключения сферы культуры, искусства, архитектуры и образования. В Европе и в Советской России приобретают все большее влияние новаторские тенденции архитектурного формообразования, открываются новые прогрессивные учебные заведения, архитектурные и дизайнерские школы. Во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе клаузуры использовались в различных по своей направленности контекстах программ профессоров архитектурного отделения – И.Жолтовского, А.Щусева, Н.Ладовского, В.Кринского, Л., В., и А.Весниных, М.Гинзбурга, И. и П.Голосовых, К.Мельникова и др. Также активно использовали клаузурные упражнения ведущие педагоги Баухауза, причем каждый из них вкладывал в эти упражнения свой смысл, ставил перед учащимися свои конкретные цели. Особенно широкую известность приобрели упражнения из курсов ведущих педагогов БАУХАУЗа профессоров Моголь Надъ, Иоханнеса Иттена, Йохана Альбертса и Ганнеса Майера. Показательно, что все без исключения мастера архитектуры, дизайна и педагогики находили новые варианты клаузурных упражнений, вкладывали в эту форму занятий разный смысл, требовали разнообразных приемов исполнения.
Также оригинально трактуются цели и задачи учебных клаузур с современной советской архитектурной школе. Студенты, обучающиеся в Москве и Ленинграде, Вильнюсе и Таллине, Риге и Львове, в других городах и учебных заведениях Советского Союза ежегодно неоднократно используют клаузуры, которые в каждом учебном заведении, у каждого педагога приобретают неповторимый стиль исполнения, акцентируют внимание на разных по значимости аспектах творчества.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

casa-madera.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *