“Каменная поэма”: Дмитриевский собор во Владимире
На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.
Дмитриевский соборСодержание
- 1 История строительства Дмитриевского собора
- 2 Внешний облик Дмитриевского собора
- 3 Внутреннее убранство Дмитриевского собора
- 4 Адрес и режим работы
История строительства Дмитриевского собора
Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.
Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.
♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».
В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).
В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.
После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.
В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.
Дмитриевский собор, западный фасадВнешний облик Дмитриевского собора
Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.
♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»
Дмитриевский собор, южный фасадСобор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».
Дмитриевский собор, деталь западного фасада566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.
Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.
Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.
Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.
Дмитриевский собор, деталь западного фасадаДмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого поясаДмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого поясаВнутреннее убранство Дмитриевского собора
Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.
Своды и барабан Дмитриевского собораКапители внутренних столпов украшают львы.
ЛьвыУникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.
«Страшный суд»В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.
Старый крест в алтаре Дмитриевского собораСтарый крест в алтаре Дмитриевского собораУбранство Дмитриевского собораДмитревский собор изнутриДеталь ворот Дмитриевского собораНапоминание молодоженамАдрес и режим работы
Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.
Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.
Официальный сайт: www.vladmuseum.ru
© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina. com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Дмитриевский собор во Владимире, затмивший все храмы, построенные до него
Дмитриевский собор во Владимире — сказочная поэма в камне
Из-за обилия узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Своим богатым резным убранством он затмевает, пожалуй, все храмы, построенные до него на Руси.
История возведения собора
Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.
Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.
Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: “доску гробную” – икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с “сорочкой” – кусочком одежды мученика со следами его крови.
Икона св. Дмитрия Солунского
Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.
В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.
С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.
К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!
Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада – на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.
Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.
Дмитриевский собор, 1911 год
Западный фасад
Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.
Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.
Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.
Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.
Крест на вершине купола (копия)
Крест (настоящий), хранится внутри собора
В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.
Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.
Некоторые элементы резного орнамента
Центральное место в оформлении собора отведено библейскому царю и пророку Давиду. Его изображение можно увидеть на трех фасадах храма. Качество этих изображений великолепное, видимо, выполнял их один из лучших камнерезов. Сначала историки считали, это Христос, потом долгое время выбирали между Давидом и Соломоном. И лишь после того, как реставраторы обнаружили возле этого изображения надпись «ДАВ Ъ», споры по этому поводу закончились.
Царь Давид
Царь Давид
Фасад испещрен изображениями зверей, птиц, растений. Обилие растений используется для создания образа райского сада.
Ангелы
Многие из животных являются символами власти – львы, орлы, барсы. Что касается странных чудищ – зверей с двумя головами, полусобак, полуптиц и им подобных – эти образы хорошо знакомы нам из русской мифологии и сказок, поэтому они совсем не пугают, а всего лишь придают сказочный характер резным узорам.
Святые и князья
На поясе-колоннаде среднего яруса, опоясавшем собор с трех сторон, вырезана целая галерея фигурок святых. Среди них идентифицированы первые святые князья-мученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках, в руках они держат кресты.
Северный фасад. В центре святые Борис и Глеб
Здесь же изображены все 12 апостолов, «портреты» Петра и Павла сомнений не вызывают – они подписаны.
Северный фасад. Апостолы Петр (справа) и Павел
Южный фасад. Конные святые воины Дмитрий Солунский (с мечом) и Прокопий.
Западный фасад. Конные святые воины. Справа — Георгий Каппадокийский (Победоносец)
Интересны еще две изображенные на фасаде композиции.
Вознесение Александра Македонского
Александр Македонский, вознесение. Южный фасад
«Технология» вознесения изображена следующим образом. Александр сидит в корзине, подняв вверх руки, в которых он держит в качестве приманки маленьких львят. Два грифона, привязанные к корзине, тянутся к приманке, и за счет этого корзина поднимается вверх. Несмотря на то, что Александр Македонский – персонаж еще дохристианский, в средневековой Европе этот сюжет использовался довольно часто.
Всеволод с сыновьями?
На северном фасаде можно найти изображение мужчины, который сидит, держа на коленях ребенка. С обеих сторон его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображен Всеволод с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому он и получил прозвище Большое Гнездо. Только непонятно, почему у Всеволода здесь нет бороды.
Всеволод III
Однако, есть еще одна версия, согласно которой здесь изображен не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями.
Гипотеза относительно окраски соборов
Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми.
Однако, на фотографиях XIX века можно увидеть разные варианты окраски фасадов Дмитриевского собора – “белый орнамент на темном фоне” и “темный орнамент на белом фоне“. Белый орнамент на темном фоне выглядит так (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.):
Вид с северо-востока. Барщевский И.Ф. 1883 г.
А это уже темный орнамент на белом фоне:
Северный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И.(?) 1883-1897 гг.
Южный фасад, западная половина, верхний ярус. Коренев В.И. 1883-1897 гг.
Владимир. Дмитриевский собор с юго-востока. Прокудин-Горский 1911 г.
А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней стенописи. Исходя из этого, ученые предположили, что в древности этот храм “
Успенский и Дмитриевский соборы внутри Владимирского кремля в конце XII века. Реставрация выполнена Кудрявцевым Михаилом Петровичем (1938-1993)
Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза.
А в Подмосковье есть храм, который православная церковь отказывалась освящать. И он тоже представляет огромный интерес.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Храм Кандария Махадева – Образование
Справочная информация
загрузок
Храм Кандария Махадева (PDF)
Уровни
Колледж и не только, Средняя школа (9-12)
Регионы
Южная Азия
Академические темы
Верования, Глядя на искусство
Академические предметы
История искусств, история и социальные науки, Изобразительное искусство, Мировые религии
Храм Кандария Махадева
Храм Кандария Махадева
Это индуистский храм под названием Кандария Махадева , самый большой и самый высокий из сохранившихся храмов на месте храма Кхаджурахо в центральной Индии. Он посвящен Шиве, который представлен лингамом в главной святыне, известной как маточная палата, расположенная в центре здания.
Индуистские храмы спроектированы вдоль точек оси, которые проходят от центра зала вверх по линии главной башни ( шикара ) и наружу по сторонам света. Главный образ божества расположен в центральной святыне, а снаружи святыня и экстерьер храма богато украшены скульптурами. В некоторых схемах дизайна можно увидеть весь спектр существования, глядя вверх снизу вверх, с растительной и животной жизнью внизу, а боги и полубожественные существа в различных скульптурных регистрах простираются к небесам на вершине храма. Круто возвышающаяся надстройка и общая гористая форма этого храма являются ссылками на мифический источник творения, изначальную гору Меру, вокруг которой возник мир.
Храмы Кхаджурахо стоят на очень больших платформах, и считается, что изначально под ними могло быть озеро. Связь между храмовыми участками и водой уместна, поскольку неотъемлемой частью индуистского поклонения является ритуальное омовение, которое требуется набожным, чтобы очиститься перед входом в священную часть храма.
Большинство индуистских храмов в северной и центральной Индии были построены между периодом Гупта (примерно 300–700 гг. н.э.) и 1100-ми годами. Храмы в Кхаджурахо считаются вершинами классической индуистской архитектуры на севере (9 до н.э.).0041 нагара
) стиль. Этот и более 80 других храмов были построены королями Чанделлы, которые правили этой областью центральной Индии в период с 950 по 1050 год нашей эры. Некоторые храмы, например, в Кхаджурахо, уцелели, потому что они были расположены в отдаленных местах, вдали от конфликтов и войн политических и городских центров. Даже сегодня нужно лететь в Кхаджурахо или целый день ехать на машине из любого другого крупного центра города.Некоторые из самых ранних индуистских храмов были высечены из живой скалы, а после этого постепенно возникли отдельно стоящие каменные храмы. Арки и своды в западном стиле никогда не использовались, но каменщики вырезали из мелкого песчаника многочисленные куски, которые затем собирали и иногда скрепляли вместе с помощью металлических стержней.
Храмы Кхаджурахо известны во всем мире своими прекрасными скульптурами, многие из которых изображают влюбленные пары, иногда в эротических позах. Эти изображения тревожили первых европейских посетителей и даже сейчас сбивают с толку многих зрителей. Ученые спорят о значении этих изображений, предлагая несколько объяснений. Одна интерпретация состоит в том, что они демонстрируют тантрическую ритуальную символику. «Тантрический» относится к эзотерическим текстам и техникам, используемым как в индуистских, так и в буддийских практиках, которые предлагают прямой путь к просветлению или духовному освобождению с использованием естественных энергий тела в качестве отправной точки. Таким образом, физическое удовольствие, а точнее контролируемое переживание физического удовольствия, может быть путем к духовным достижениям. Такие образы также могут побуждать зрителя выйти за пределы земного опыта физического удовольствия к более высоким духовным целям. Расположение этих влюбленных пар на стенах храма, между залом для собраний храма и внутренним святилищем, кажется решающим для их интерпретации.
Различные эзотерические и общепринятые тексты описывают сексуальные действия и позы, включая всесторонне категоричную Камасутру . Вполне вероятно, что эти эротические скульптуры берут такие тексты в качестве источника своего сюжета. Эстетически эти скульптуры очень сложны, выражая виртуозность в изображении человеческих фигур, экспрессии и взаимодействии, а также чрезвычайно творческое видение физической акробатики.
загрузок
Храм Кандария Махадева (PDF)
Уровни
Колледж и не только, Средняя школа (9-12)
Регионы
Южная Азия
Академические темы
Верования, Глядя на искусство
Академические предметы
История искусства, история и социальные науки, Изобразительное искусство, Мировые религии
Посетите Belur & Halebid во время поездки в Индию
Посетите Белур и Халебид, Индия
Два отдаленных и красивых храмовых комплекса Белур и Халебид в самом сердце империи Хойсала датируются 12 веком и вместе образуют, возможно, самое богатое хранилище индуистского искусства и скульптуры в стране.
Храмовые украшения
Фасады богато украшены замысловатой резьбой по камню, а интерьеры заполнены бесчисленными филигранными колоннами и фризами, изображающими сказки из Рамаяны и Махабхараты.
Шраванабелагола
Во время поездки в этот район рекомендуется посетить вершину холма Шраванабелагола, важный центр паломничества, основанный вокруг самой высокой в мире монолитной скульптуры. Достигнутая 635 ступенями, фигура обнаженного джайнского святого Гоматешвары достигает 18 метров в высоту и лишена каких-либо украшений, кроме лиан, вьющихся вверх по его телу.
Поговорите с кем-то
, кто был там
Начните планировать свою индивидуальную поездку в Белур и Халебид, связавшись с одним из наших специалистов по Индии
Начните планировать поездку в Белур и Халебид
Запрос цитатыКарта Белура и Халебида
Места и отели на карте
Места рядом с Белур и Халебид
- Кург 56 миль
- Майсур 78 миль
- Национальный парк Нагархол 81 миль
- Нилешвар 87 миль
- Телличерри 106 миль
- Ваянад 109 миль
- Бангалор 113 миль
- Ути 134 миль
- Гокарна 145 миль
- Хоспет 147 миль
- Хампи 152 мили
- Палаккад 175 миль
- Бадами 189 миль
- Гоа 203 мили
- Котамангалам 222 мили от
- Кочин 227 миль
- Керала 228 миль
- Муннар 229 миль
- Тричи 250 миль
- Марарикулам 251 миль
- Биджапур 252 мили
- Канчипурам 255 миль
- заводи 257 миль
- Заповедник Теккади и Перияр 271 миль
- Мадурай 271 миль
- Танджор 274 миль
- Пондичерри 277 миль
- Четтинад 290 миль
- Махабалипурам 290 миль
- Ченнаи 293 мили от
- Гульбарга 293 мили от
Фото Белура и Халебида
Храм Ченнакешава, Белур
Храмы в Белуре
Современный священник в храмах Белура
Храмы в Халебиде
Запросите нашу брошюру
Охватывая все семь континентов, Мир по-вашему показывает, как вы можете увидеть мир вместе с нами.