Фонари на улицах – Ой!

Содержание

Уличное освещение — Википедия

Уличное освещение — средства искусственного увеличения оптической видимости на улице в тёмное время суток. Как правило, осуществляется лампами, закреплёнными на мачтах, столбах, путепроводах и других опорах. Лампы включаются в ночное время автоматически с помощью элементов системы управления освещением, либо вручную из диспетчерского пункта.

Уличные фонари ночью

Использование уличного освещения регулируется СНиП 23-05-95[1], который был изменён в 2011 году, с целью разрешения широкого применения светодиодной техники.[2]

  • Для освещения магистралей, кольцевых и других крупных автодорог используются фонари с рефлектором. Рефлектор необходим для концентрации света в направлении автодороги. Мощность лампы, устанавливаемой в фонарь, составляет 250—400 Ватт. Фонари устанавливаются на достаточно большой высоте для того, чтобы опоры можно было располагать на большом расстоянии друг от друга.
  • Для освещения второстепенных дорог может использоваться как рефлекторное, так и рассеянное освещение. Фонари снабжаются рельефным прозрачным плафоном, рассеивающим лучи на дальнее расстояние. Мощность ламп составляет 70—250 Ватт.
  • Для освещения пешеходных тротуаров, парков, лесов, велосипедных дорожек и остановок общественного транспорта используется рассеянное освещение. При конструкции таких фонарей особое внимание уделяется плафону, рассеивающему лучи. Обычно они делаются либо в форме шара, либо в форме цилиндра. Для большего рассеивания лучей света на плафоны цилиндрической формы устанавливаются прозрачные кольца, имеющие рельефную форму. Мощность используемых в таких фонарях ламп составляет 40-125 Ватт, в зависимости от дистанции, на которой установлены фонари друг от друга
  • Виды фонарей
  • Устройство уличного светильника с лампой ДНаТ

  • Светильник, снабжённый рельефным плафоном

  • Светильник, подвешенный на струне

По состоянию на начало XXI века в большинстве уличных фонарей используются дуговые лампы различных видов, в основном ртутные и натриевые. Перспективными считаются светодиоды, однако они применяются в основном для освещения пешеходных зон. С 2010 года в России запущена программа внедрения уличного светодиодного освещения, что связано с открытием в Санкт-Петербурге завода по сборке светодиодных ламп «Оптоган». Первым городом в России, где было произведено массовое внедрение светодиодов в систему уличного освещения, стал Боготол[3]. Иногда, чаще всего в сельской местности, используются лампы накаливания.

Уличные фонари могут устанавливаться на столбах, на стенах зданий и сооружений, а также подвешиваться на струнах.

  • Фонарные столбы
  • Освещение в сельской местности, фонарь ORZ 7-1-250

  • Столб железобетонный изогнутый. СПб

Схема датчика для автоматического включения и выключения ламп освещения
  • Автоматика: автоматическое включение и выключения ламп освещения производится либо по таймеру, либо при достижении определённого уровня освещённости, который контролируется с помощью датчика — например фотодиода. Также, возможно управление с помощью датчиков движения или присутствия, для экономии электричества и ресурса ламп.

Для экономии электроэнергии, часть светильников может быть отключена в ночное время. При этом в вечерние и предутренние часы включены все линии, а в ночное время часть линий отключается. Линия, которая включена всю ночь, называется «ночной фазой», а отключаемая линия «вечерней фазой»[4].

Отрицательные свойства уличного освещения[править | править код]

Ослепляющий фактор приводит к тому, что свет попадает в глаза прохожим, автомобилистам, вместо концентрации на дороге и освещаемых объектах. В результате воздействия ослепляющего фактора, свет бьет в глаза, контраст освещаемых объектов понижается, что затрудняет их видимость. В итоге, такое освещение приводит к повышенной опасности неверно освещенного участка дороги. Для снижения ослепляющего фактора нижняя часть фонаря должна быть плоской, исключая рассеивание в стороны, фонарь должен быть направлен строго вниз, без наклонов в стороны. Максимальный коэффициент ослепления регулируется СНиП.

Перерасход электроэнергии. Происходит в результате неверного выбора мощности ламп, неверной конструкции и направленности светильника, а также слишком большой высоты установки светильника. Зависимость освещенности от расстояния до освещаемого объекта квадратичная, в то время как зависимость освещенности от мощности практически линейная. Значительный вклад в перерасход электроэнергии вносит то, что свет продолжает гореть даже тогда, когда никому в таком количестве не нужен.

Световое загрязнение. Происходит из-за чрезмерной мощности ламп, неверной конструкции отражателя, а также неверной установки светильника, в результате чего часть света освещает ¨бесконечность¨. Также, часть света попадает на те объекты, которые освещать не требовалось. Световое загрязнение имеет многочисленные последствия для экологии и здоровья.

Самые первые уличные фонари появились в начале XV века. По распоряжению мэра Лондона Генри Бартона в 1417 году стали вывешивать уличные фонари.

В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Первая система городского уличного освещения была создана ещё в XVII веке в Амстердаме, по инициативе Яна ван дер Хейдена[5], который в первую очередь был известен как организатор городской пожарной охраны. В 1668 году он предложил установить уличные фонари, чтобы по ночам горожане не падали в каналы (набережные большинства каналов, которыми славится этот город, не имеют перил), для борьбы с преступностью и для облегчения тушения пожаров (так как при искусственном свете было легче координировать действия пожарных). Проект Ван дер Хейдена предусматривал установку двух с половиной тысяч масляных фонарей, конструкция которых была разработана им самим.

В 1669 году Ян ван дер Хейден получил должность Директора и инспектора городского освещения (directeur en opzichter van de Stadsverlichting), к которой прилагалось ежегодное жалование в размере двух тысяч гульденов. Фонари системы Ван дер Хейдена использовались в Амстердаме до 1840 года, после чего их сменили более современные светильники.

Очень скоро амстердамское новшество позаимствовали и другие города. В 1682 году город Гронинген заказал 300 фонарей конструкции Ван дер Хейдена. Не отставала и заграница: в том же году городское освещение системы Ван дер Хейдена было введено в Берлине.

В России уличные фонари появились при Петре I — в 1706 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, когда на Невском проспекте были установлены масляные фонари

[6].

«Днём рождения» городского освещения Москвы считается 25 октября 1730 года, когда Московский магистрат издал указ «О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей»[7].

Поначалу фонари давали относительно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. Газовые фонари появились в начале XIX века. Их изобретателем был англичанин Уильям Мердок. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы. В конце XIX века — с изобретением электричества и электрической лампы на смену газовым фонарям пришли фонари с электрическими лампами. Первые электрические уличные фонари в Москве появились в 1880 году[8]. Необычный оранжевый свет импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления, которые были установлены в Москве в 1975 году на Охотном ряду и Лубянке, надолго стал визитной карточкой города.

В 1970-х годах известный американский специалист по ракетной технике Краффт Эрике[en] предложил ночью освещать улицы городов из космоса отражённым солнечным светом при помощи специального спутника с очень большой отражающей поверхностью, названного автором Лунеттой, светящего в 10—100 раз ярче полной Луны. Предполагалось развернуть этот отражатель в 1987—1989 гг. с затратами порядка 15 млрд долларов[9][10], однако проект не был осуществлён.

ru.wikipedia.org

История уличных фонарей | История вещей

← История календаря История гипсокартона →

Люди предприняли попытку осветить улицы еще в начале XV века. Первым с этой инициативой выступил мэр Лондона Генри Бартон. По его распоряжению на улицах Британской столицы в зимний период появились фонари, помогающие ориентироваться в непроглядной тьме. Спустя некоторое время французы также предприняли попытку осветить городские улицы. В начале XVI века для освещения улиц Парижа жителей обязали ставить на окна осветительные лампы. В 1667 году вышел указ Людовика XIV об уличном освещении. В результате парижские улицы осветились множеством фонарей, а царствование Людовика XIV назвали блестящим.

В первых в истории уличных фонарях применяли свечи и масло, поэтому освещение было тусклым. Со временем использование в них керосина позволило несколько увеличить яркость, однако все равно этого было недостаточно. В начале XIX века начали использовать газовые фонари, что существенно улучшило качество освещения. Идея использовать в них газ принадлежала английскому изобретателю Уильяму Мердоку. В то время мало кто серьезно относился к изобретению Мердока. Некоторые его даже считали сумасшедшим, однако он смог доказать, что газовые фонари обладают массой преимуществ. Первые в истории газовые фонари появились в 1807 году на улице Пэлл-Мэлл. Вскоре таким же освещением могла похвастаться столица практически каждого европейского государства.

Что касается России, то здесь уличное освещение появилось благодаря Петру I. В 1706 году император, празднуя победу над шведами под Калишем, распорядился вывесить фонари на фасадах домов вокруг Петропавловской крепости. Спустя двенадцать лет фонари осветили улицы Петербурга. На московских улицах они были установлены по инициативе императрицы Анны Иоанновны.

Поистине невероятным событием стало изобретение электрического освещения. Первая в мире лампа накаливания была создана русским электротехником Александром Лодыгиным. За это он был отмечен Ломоносовской премией Петербургской академии Наук. Спустя несколько лет американец Томас Эдисон представил лампочку, которая лучше освещала и при этом была недорогой в производстве. Несомненно, это изобретение вытеснило газовые фонари с городских улиц.

xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

Современные уличные фонари: правила выбора, обзор

 

Освещение – незаменимая составляющая современного мира. В ускоренных темпах урбанизации актуальной становится тема уличного освещения. Сегодня на улицах городов можно встретить самые разнообразные фонари.

К светильникам, которые будут работать на улице, имеются свои требования. Это связано с тем, что здесь на фонари оказывают влияние различные климатические условия, которые могут негативным образом сказаться на их качестве и продолжительности работы. О требованиях и других аспектах создания современного уличного освещения вы узнаете из этой статьи.

Назначение приборов

Уличные светильники являются необходимостью в любом современном городе. С популяризацией тенденции экологичности и безопасности все большее количество людей предпочитают жить за городской чертой в пригороде или частном секторе. Поэтому в такой ситуации актуальным становится вопрос по обеспечению эффективного и адекватного освещения улиц.
Здесь уличные фонари будут выполнять следующие функции:

  • освещение пространства вблизи забора и ворот;
  • освещение улицы вдоль проезжей части для снижения риска автомобильной катастрофы и травмирования людей при перемещении по тротуару;
  • как элемент системы охраны.

Обратите внимание! Очень часто уличное освещение используется в охранной системе. Такие фонари дополнительно оснащены датчиками, реагирующими на движение.

Датчики движения

Как видим, наличие уличного освещения – объективная необходимость, без которого нельзя обойтись в современном обществе. Его создание входит в обязанности благоустройства территории коммунальными организациями и частными лицами.

Требования при создании

При оформлении уличного освещения необходимо знать, что здесь, как и в помещениях, имеются свои определенные требования, которым должны соответствовать светильники. Самыми важными параметрами здесь будут:

  • мощность ламп. Данный параметр измеряется в Ваттах;
  • световой поток, который испускает светильник. Это показатель измеряется в Люменах.

Светодиодный фонарь

Эффективность, с которой работают современные уличные фонари, измеряется в соотношении Люменов к Ваттам. Чем выше получится конечный результат, тем большая эффективность присуща осветительному прибору.
Обратите внимание! Светодиодный светильник уличного типа имеет эффективность 100 (100 Люменов/1 Ватт). Поэтому именно такие светильники сегодня можно встретить на улицах городов и поселков.

Все нормы освещения, которое должно быть на улицах, регулируется нормативной документацией СНиП. Согласно данному документу, уличные фонари должны создавать следующее освещение в различных зонах города:

  • в парках и пешеходных дорожках свет должен быть рассеянным. Поэтому фонари здесь должны быть оснащены специальным плафоном;
  • информационные объекты на жилых домах и государственных учреждениях (наименования структур, номер дома, улицы и т.д.) должно хорошо подсвечиваться. Для этого используют прожекторы с яркими лампочками. Таким же образом необходимо подсвечивать дороги и автострады;
  • архитектурные сооружения, носящие декоративный характер (беседки, фасады зданий, различные скульптуры и т.д.) могут освещаться разнообразными прожекторами или фонарями.

Помимо этого, светильники должны отвечать определенным техническим характеристикам, нормам безопасности и общему дизайну.
В связи с тем, что работают они на улице, где возможны резкие температурные перепады, а также повышенная влажность, уличные осветительные приборы должны отвечать следующим требованиям:

  • устойчивость к различным климатическим условиям;
  • длительный период эксплуатации;
  • возможность защиты светильников с помощью антивандальных систем;
  • экономичность в плане потребления электроэнергии;
  • практичный и не броский дизайн;

Обратите внимание! Фонари, установленные на улице, не должны отвлекать водителей и прохожих своими дизайнерскими изысками. В противном случае это чревато ДТП.

Дизайн фонарей

    ⦁ простота обслуживания.

Только при учете вышеперечисленных требований уличное освещение будет качественным, эффективным и практичным.

Что учитывать при выборе

Помимо вышеуказанных параметров, при выборе осветительного прибора для освещения улицы следует брать во внимание:

  • климатические условия, которые характерны для освещаемой территории;
  • оценка возможного негативного влияния окружающей среды на срок службы светильников;
  • интенсивность светового потока в радиусе получаемого освещения;
  • особенности установки осветительного прибора;
  • требования территории, которую необходимо осветить по световой яркости.

При этом очень большую роль в процессе выбора светильников для улицы играют именно климатические особенности места установки. В зависимости от их определяется необходимый уровень защиты осветительных приборов от влаги, пыли, а также возможных механических повреждений.

 

Разнообразие выбора

Торшерный светильник

Современные светильники, которые устанавливаются на улицах, бывают самых разнообразных видов.
По предназначению такие светильники могут быть такими:

  • торшерные фонари. Особенностью осветительных приборов являются их установка на опору. В результате свет они излучают свет сверху. Это традиционные светильники, которые на улицах встречаются наиболее часто. Они используются для обеспечения освещения дворов, пешеходных зон, парков, бульваров, скверов и загородных участков;

Обратите внимание! Торшерные фонари могут быть одно- и многорожковыми. При этом высота опоры также может варьироваться в довольно обширном диапазоне. Они могут носить практичный и декоративный характер.

Фасадные светильники

  • фасадные фонари. Их еще называют консольными светильниками. Такие светильники крепятся к фасадам зданий с помощью специальных кронштейнов или опор. Данный тип осветительных приборов зачастую имеет красивый и вычурный внешний вид, так как они выступают в роли дополнительного декорирования зданий. Они служат для освещения номеров домов и прочих информационных табличек;
  • ландшафтные фонари. Самая многочисленная и разнообразная группа уличных осветительных приборов. Эти светильники могут иметь различный дизайн, оформление и цветовую гамму. Например, такой светильник может иметь форму садовой фигуры. Очень часто с их помощью создают разнообразные инсталляции для освещения парков и скверов;

Ландшафтный светильник

  • магистральные уличные фонари. Такие осветительные приборы размещаются вдоль автомобильных дорог и магистралей. Они могут освещать самую большую по размеру территорию вокруг себя (до 9 м). При этом освещение будет ярким. Стандартный интервал между такими светильниками составляет от 5 до 20 м. На дистанцию влияют мощность и количество ламп, а также высота столба;

Магистральные светильники

Рекламные светильники

  • рекламные или баннерные фонари. Эти современные осветительные приборы появились относительно недавно. Они используются для создания подсветки наружной рекламы. Для них характерен неприметный дизайн и большая мощность светового потока.

Как видим, разнообразие уличного освещения достаточно большое. Каждый тип светильников имеет свои особенности и максимально эффективно освещает улицу к конкретной зоне.

Разнообразие ламп

Помимо наличия огромного ассортимента уличных фонарей, такие осветительные приборы могут различаться в зависимости от типа используемого источника света.
На сегодняшний день в фонарях уличных модификаций применяют следующие варианты лампочек:

  • лампы накаливания. Самый редко встречаемый тип лампочек, так как они отличаются высоким потреблением электроэнергии. К плюсам можно отнести высокую теплоотдачу и мощность;
  • галогенные лампочки. К положительным моментам эксплуатации следует отнести длительный срок службы. Используются в прожекторах и фонарях различных типов;
  • металлогалогенные лампы. Благодаря высокой светопередачи и мощности они применяются для освещения больших пространств;
  • газоразрядные лампы. Для них характерна высокая эффективность по светоотдаче, длительный период эксплуатации. Среди минусов стоит отметить шумность работы и возможность мерцания. Но эти недостатки для улицы не являются принципиальными. Очень часто используются для уличного освещения, особенно декоративного плана;

Типы лампочек

  • ртутные лампы. В уличном освещении используются как источники света общего назначения. К недостаткам эксплуатации можно отнести необходимость в термостойкой изоляции проводов, нагрев во время работы, могут выйти из строя при перепадах напряжения;
  • натриевые лампочки. Таким источникам света присущи низкие спектральные характеристики. Спектр свечения — желто-оранжевый. Помимо этого свет от них получается мягкий, что позволяет их применять для освещения улиц городов;
  • люминесцентные лампы. У них имеется высокая светоотдача, а также длительный период службы. На сегодняшний день активно используются для уличного освещения
  • светодиодное освещение. Самый популярный источник света в современных городах и селах. Их положительные характеристики, такие как энергоэффектвинсоть, отличный световой поток и длительный период эксплуатации говорят сами за себя.

Освещение солнечными батареями

Наибольшую эффективность и экономичность вышеописанные лампочки будут иметь при подключении к датчикам движения.
Отдельно стоит отметить, что в последнее время на улицах городов можно встретить активное использование экоинноваций – солнечных батарей. Такие модели являются осветительными приборами нового поколения, так как характеризуются большой экономичностью.

Но такой тип освещения на данный момент времени можно встретить в основном вблизи домов, ландшафтных и архитектурных композиций. Такие фонари выступают в роли альтернативы вышеперечисленных способам освещения улиц городов и поселков.

Особенности дизайна

Современные уличные светильники в зависимости от предназначения могут иметь простое или изысканное оформление. Они могут быть выполнены как в современных стилях, так и стилизованы под старину. Для их создания используют следующие виды материалов:

  • сталь;
  • пластик;
  • стекло;
  • ковка.

Вариант дизайна

Самыми красивыми и вычурными будут фасадные и ландшафтные осветительные модели. С их помощью можно эффектно украсить парковую зону или частный сад. А вот большей практичностью и простотой дизайна характеризуются все остальные виды фонарей (торшерные, магистральные, рекламные и т.д.).
Современные светильники уличного типа могут иметь разное оформление, предназначение, дизайн и источник света. Правильный подбор всех этих параметров позволит вам выбрать тот фонарь, который максимально эффективно справится с возложенной на него задачей по освещению прилежащей территории.

 

1posvetu.ru

Презентация по ИЗО на тему “Фонари на улицах города”

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО на тему “Фонари на улицах города”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Фонари на улицах города

2 слайд Описание слайда:

Уличное освещение – искусственное средство оптического увеличения видимости на улице в тёмное время суток; как правило осуществляется лампами, закрепленными на мачтах освещения, путепроводах и других опорах. Лампы включаются в ночное время автоматически, либо вручную из диспетчерского пункта.

3 слайд Описание слайда:

Самые первые уличные фонари появились в начале XV века. По распоряжению мэра Лондона Генри Бартона в 1417 году стали вывешивать уличные фонари. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Первая система городского уличного освещения была создана ещё в XVII веке в Амстердаме, по инициативе Яна ван дер Хейдена, который в первую очередь был известен как организатор городской пожарной охраны.

4 слайд Описание слайда:

. В 1668 году он предложил установить уличные фонари, чтобы по ночам горожане не падали в каналы (набережные большинства каналов, которыми славится этот город, не имеют перил), для борьбы с преступностью и для облегчения тушения пожаров (так как при искусственном свете было легче координировать действия пожарных). Проект Ван дер Хейдена предусматривал установку двух с половиной тысяч масляных фонарей, конструкция которых была разработана им самим.

5 слайд Описание слайда:

В 1669 году Ян ван дер Хейден получил должность директора и инспектора городского освещения, к которой прилагалось ежегодное жалование в размере двух тысяч гульденов. Фонари системы Ван дер Хейдена использовались в Амстердаме до 1840 года, после чего их сменили более современные светильники.

6 слайд Описание слайда:

В России уличные фонари появились при Петре I — в 1706 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году , когда на Невском проспекте были установлены масляные фонари.  «Днём рождения» городского освещения Москвы считается 25 октября 1730 года, когда Московский магистрат издал указ «О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей».

7 слайд Описание слайда:

Поначалу фонари давали относительно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. Газовые фонари появились в начале XIX века. Их изобретателем был англичанин Уильям Мердок. В 1807 годуфонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.

8 слайд Описание слайда:

В конце XIX века — с изобретением электричества и электрической лампы на смену газовым фонарям пришли фонари с электрическими лампами.

9 слайд Описание слайда:

Первые электрические уличные фонари в Москве появились в 1880 году. Необычный оранжевый свет импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления, которые были установлены в Москве в 1975 году на Охотном ряду и Лубянке, надолго стал визитной карточкой города.

10 слайд Описание слайда:

прямостоячие

11 слайд Описание слайда:

настенные

12 слайд Описание слайда:

фонари могут быть простые, без лишних украшений.

13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-189660

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Инвентаризация. Фонари на улицах Томска – Город

9 декабря 2013 / Томский Обзор / Фото: Томский Обзор

Именно они делают город городом. Городские фонари так же необходимы, как дороги, тротуары, парки и скамейки и чем их больше – тем лучше. А вот кто включает свет на наших улицах, какие фонари можно увидеть в Томске и когда появились самые первые из них, мы чаще всего не знаем.

Поэтому все подробности жизни томских уличных фонарей – в нашем обзоре.

 

Кто и когда включает свет

 

Сегодня на улицах Томска горят 21 796 светильников. За их обслуживание отвечает частная компания «Горсети». Специалисты предприятия одним кликом мышки включают городские светильники вечером и выключают их утром. Делается это согласно плану-графику, утвержденному в департаменте городского хозяйства, но также диспетчеры ориентируются на погоду за окном. На крыше здания «Горсетей» стоит люксометр, который измеряет количество падающего света. Информация, получаемая прибором, напрямую передается на компьютер диспетчера. Сейчас, когда солнечного света мало, фонари зажигают при 20 люксах.

Люкс – это единица измерения освещения. Например, в жилой комнате норма обычно составляет 50 люкс.

Протяженность линий электропередач в городе – более 684 километров. Каждый день сотрудники «Горсетей» проводят ремонтные работы на электролиниях и проверяют исправность светильников. Иногда за сутки в город выезжает до десяти бригад, особенно при плохой погоде. И если вы видите, что какой-то фонарь горит днем, значит, где-то рядом на линии электропередач идет ремонт.

Во всех уличных фонарях стоят натриевые или светодиодные лампы. Кстати, светодиодные светильники для наружного освещения в Томске стали применять первыми за Уралом. До этого считалось, что они не выдерживают сибирских морозов. Но опытная партия на улице 79-Гвардейской дивизии успешно проработала два года, после этого светодиоды установили уже на улице Нахимова.

 

Первые фонари

 

Первые уличные фонари появились еще в XV веке в Лондоне – установили их по распоряжению мэра города Генри Бартона. В России освещать улицы начали в Петербурге – в 1706 году в честь празднования победы над шведами Петр I приказал повесить фонари на четырех улицах, выходящих к Петропавловской крепости. Постоянное освещение «северной столицы» началось с 1720 года. Сначала в фонарях жгли масло, с середины XVIII века – керосин, в начале XIX века появились газовые и спиртовые фонари. Любопытно, что в течение 1800-х годов для освещения города применяли разные виды фонарей одновременно. А в 1879 году в Петербурге появились электрические светильники, годом позже их повесили и в Москве.

В Томске освещать улицы по ночам начали в 1832 году. Тогда городская дума решила установить 89 фонарей на трактовой дороге. С тех пор количество светильников в городе постоянно увеличивалось. В 1891 году купец первой гильдии Илья Леонтьевич Фуксман построил на своей мельнице первую в городе электростанцию. Через пару лет еще одна появилась на териитори университета, а в 1895 несколько предпринимателей Томска решили построить электростанцию общего пользования (или, как сказали бы сегодня, для муниципальных нужд). Собственно, станция появилась в этом же году, и стала первой в Сибири. А 31 декабря в качестве эксперимента на улицах Томска зажглись десять электрических фонарей. Это был настоящий новогодний подарок горожанам.

Томск, конец XIX века. Улица Миллионная

«…Проба дала удачные результаты. Фонари зажигаются каждую ночь на несколько часов и горят хорошо. Освещение производилось по Миллионной и Магистратской улицам, Набережной р. Ушайки и Воскресенской горе, где пока на первое время будет гореть электричество. В прочих же предложенных местах электрическое освещение будет открыто позднее. Проба будет производиться еще в течение нескольких дней, после чего начнется уже правильное освещение» («Томский листок», № 1 от 3 января 1896 года).

 

Дизайн

 

Уличный фонарь состоит непосредственно из светильника и металлической опоры. Изготавливают их обычно согласно ГОСТу, поэтому никаких сверхостроумных дизайнерских решений вы в городе не встретите.

На улицах Томска можно увидеть два вида опор. Первый – в виде цилиндра. Такие фонари стоят на большинстве улиц города. Некоторым из них уже исполнилось по 30-40 лет, но сейчас их постепенно заменяют на новые. Изготавливают цилиндрические фонарные столбы в производственно-ремонтной базе «Горсетей». Эти опоры могут использоваться не только как фонарные столбы, но и для монтажа контактной сети троллейбусов и трамваев.

Второй вид – многогранные. Они стоят на Пушкинской развязке, Путепроводе, улице Кулагина. Такие опоры делали по заказу в Санкт-Петербурге. Металл, из которого они изготовлены, подвергается специальной химической обработке – цинкованию.

Так же обрабатывались корпуса знаменитых автомобилей «Победа»: их складывали в большие цинковые ванны, устанавливали определенную температуру и пускали ток. Под напряжением металл «впитывал» в себя молекулы цинка, благодаря чему становился практически нержавеющим. Потому-то эти автомобили и прославились своей прочностью.

Опоры на Пушкинской развязке и Путепроводе практически не подвергаются коррозии. Серый цвет цинка делает их немаркими, а это значит, что многогранные опоры реже нуждаются в ремонте, чем «цилиндровые».

Кстати, светильников с каждым месяцем в городе становится больше – «Горсети» проводят ремонт уличного освещения и ставят новые фонари. Светильники “с завода” появляются во внутриквартальных проездах, на пешеходных тропах, которые ведут к жилым домам, больницам, школам. Места установки фонарей определяют районные администрации.

Фонарей в нашем городе много и все они разные. Не обращали внимание?

 

Что ждет уличные фонари в будущем? Основной тренд тут, как и во многих других сферах, скорое «позеленение». Экологически перспективные источники возобновляемой энергии, все – от солнца и ветра до дождя – должны помочь людям в деле освещения городских улиц. А еще это позволит снизить нагрузку на муниципальные бюджеты.

 

Текст: Марина Поволжская

Фото: Владимир Дударев

obzor.city

Первые уличные фонари или откуда пошло выражение “офонареть”

Первые уличные фонари
или откуда пошло выражение “офонареть”

Первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

А 23 ноября 1706 года, когда молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами под Калишем, по приказанию Петра I на фасадах домов четырех улиц, берущих начало вблизи Петропавловской крепости, были повешены фонари. С тех пор они стали всегда зажигаться по большим праздникам. И хотя эти фонари вывешивались лишь от случая к случаю, они положили начало уличному освещению Петербурга.

Первый проект постоянного уличного фонаря был разработан архитектором Ж .Б. Леблоном в 1718 году и одобрен Петром I. Первые четыре фонаря, изготовленные по этому проекту на Ямбургском стекольном заводе, были установлены на набережной Невы, напротив Зимнего дворца.

В 1720 году был изготовлен новый образец фонаря для постоянного уличного освещения. К концу 1723 года на некоторых улицах Петербурга, и главным образом на Большой першпективной дороге, установили 595 фонарей, при этом для обслуживания светильников была создана команда из 64 человек. Конопляное масло в фонарях зажигали «в ночное время токмо в темные часы по присылаемым из академии о темных часах таблицам».

Историк Петербурга И. Г. Георги так описывает это освещение на улицах:

“Для сего имеются по оным (улицам) деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла…”

Cамые первые, масляные фонари появились в Москве в 1730 году. Тогда Сенат, готовясь к коронации Анны Иоанновны, повелел установить их на центральных улицах города и в Немецкой слободе как часть праздничной иллюминации. Конечно, и до того в Москве имелись прообразы устройств уличного освещения, но в этом русская столица сильно отставала от Европы. «Король-Солнце» Людовик XIV еще в 1667 году приказал поставить на улицах огни в особых футлярах на деревянных столбах или прикрепить их на стенах домов. Москва же с наступлением сумерек погружалась во тьму. Город пустел – обывателям было запрещено выходить вечерами из дому, и только свита, сопровождавшая повозки знати, носилась по улицам вскачь на лошадях, освещая дорогу факелами.

Царские дворцы и дома бояр освещались теми же факелами или слюдяными фонарями, в которые вставлялась свечка или фитиль, пропитанный маслом. Это и были далекие прообразы московских уличных фонарей. А когда в самом начале XVII века в Москве готовилась свадьба царевны Ксении, дочери Бориса Годунова, с датским принцем, царь повелел для торжественной встречи жениха разжечь в Кремле костры на особых высоких жаровнях. В тот раз Москва была впервые ярко освещена вечером.

В петровские времена фонари непременно становились частью ночной городской иллюминации по большим праздникам. Регулярному же освещению города положил начало указ Анны Иоанновны «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей», вышедший в конце 1730 года, когда двор императрицы находился в Первопрестольной. Было велено установить на центральных улицах на столбах и по стенам домов через каждые 10 саженей фонари со стеклянным колпаком и с нитяным фитилем, заправляемые не свечкой, а маслом. Обязанности по их заправке и починке, равно как и связанные с оными расходы, были возложены, как это обычно водилось в старину, на мирных обывателей. Фонарное освещение в то время предусматривалось «для зимних ночей», то есть на сезонный период с 1 сентября по 1 мая, причем только на 18 ночей в месяц – в остальные фонари заменяла луна.

Штат обслуживающего персонала составляли фонарщики, набираемые из отставных или провинившихся солдат. За свой труд они получали небольшое жалованье и продуктовый паек. А непосредственно заведовали освещением пожарные команды при полицейских участках. «Фонарное» конопляное масло горело весьма тускло и к тому же очень рано гасло, так что уличные фонари в Москве погоды не делали. Горожане предпочитали пользоваться ручными; тем не менее масляные простояли в городе до конца XIX века в силу своей дешевизны, особенно по сравнению с шедшими им на смену более совершенными видами городского освещения. Немаловажную роль, впрочем, сыграл и тот факт, что фонарное масло стало выгодной статьей дохода для отдельных лиц, которые благодаря ему кормились и в образном смысле, и в буквальном. Даже сами пожарные скудно отпускавшееся для фонарей конопляное масло съедали с кашей за ужином, освещая город остатками со своего стола.

Масляные фонари просуществовали 130 лет. Горели они довольно тускло и разбрызгивали горячие капли масла, которые попадали на прохожих.

«Далее, ради Бога, далее от фонаря! — читаем мы в повести Гоголя «Невский проспект», — и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим маслом».

И все-таки первые фонари были большим подспорьем для Москвы, особенно обозначенные номерами, по которым в темноте определяли и нумерацию самих домов. Фонари быстро входили в повседневный быт города. К 1765 году в Первопрестольной их было 600, в 1780 – около 3,5 тысячи, а к 1800 – уже около 7 тысяч. Однако недостатки масляного освещения становились все более очевидными, и начались поиски новых способов решения проблемы.

В середине XIX века ввели было спиртовые (или спиртоскипидарные) фонари. В масло стали добавлять спирт для яркости и долготы горения. Однако по вполне понятным причинам это новшество не прижилось. Отсюда как раз и пошло выражение “офонареть”. Какой же выпивоха мог пройти мимо очередного фонаря?! Так что полсе нескольких “остановок” челове хорошенько напивался, и в народе звали его офонаревшим. Когда генерал-губернатором Москвы был знаменитый и страшный Закревский, брандмайор Беринг, заведовавший городскими фонарями, приказал добавлять в вожделенный фонарный спирт отвратительную пахучую жидкость, чтобы отбить у любителей выпить всякое желание побаловаться бесплатным «угощением». Приготовив это пойло, он позвал самого заядлого пропойцу-фонарщика, приказал ему залпом осушить весь стакан и осведомился: «Ну, как?» «Ничего, ваше превосходительство! Крепенько, а так пить можно», — услышал он в ответ от крайне довольного солдата. Еще и поэтому в Москве в середине XIX века одновременно со спиртоскипидарны-ми стали внедрять другие, принципиально новые, виды городских фонарей.

Первыми были, конечно, керосиновые. Когда знаменитый Василий Кокорев наладил производство бакинской нефти, в Москву потекло «минеральное масло», как тогда говорили, или «белая нефть», – керосин. Модное и дешевое горючее начали охотно применять и в домах – керосиновые лампы под непременным зеленым абажуром быстро приобрели популярность у городского населения.

А на московских улицах керосиновые фонари зажглись уже в 1862 году. Примерно в эта же время в экономике стали явственно заявлять о себе капиталистические начала и принципы. В Москве, в отличие от столичного Петербурга, городс

netcrane.livejournal.com

Конспект урока изо “Фонари на улицах города”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Солидарность

Урок изобразительного искусства

Тема: «Фонари на улицах города»

3 класс, 2 четверть

Учитель: Ельчанинова Л.Ю.

2018 год

Урок изобразительного искусства 3 класс, 2 четверть

Тема: «Фонари на улицах города ».

Педагогическая цель:

• познакомить с ролью фонарей в парках, на улице как элементом эстетической организации среды;

• расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли человека в преобразовании этого мира;

• формировать у учащихся универсальные умения художественными средствами на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;

• развивать творческую индивидуальность детей, их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной и поисковой работе.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные:

• формирование основ художественной культуры на материале художественной культуры родного города, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;

• воспитывать положительные эмоции в процессе выполнения задания;

• подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного обобщения, используя в своих произведениях;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

Личностные :

• формирование умений воспринимать искусство украшения предметов окружающего мира, в частности искусство оформления фонарей;

• формирование положительных эмоций в процессе выполнения задания;

• формирование способностей видеть красоту реальной действительности путём наблюдения, зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии;

• формирование осознания связи учебной цели со средствами решения учебных задач;

• умение адекватно анализировать свою творческую деятельность и работу одноклассников с позиции эстетическо-художественных принципов данной темы с точки зрения содержания и средств его выражения

Метапредметные :

Познавательные УУД:

– овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

– овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

– использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов

Регулятивные УУД:

– уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

– находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

– уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

– уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

История появления уличного освещения. Термин «фонарь»

Образовательные ресурсы.

Презентация, иллюстрации, ножницы, клей, простой карандаш, цветная бумага.

План урока:

1.Орг.момент. Приветствие.

2.Объявленте темы урока, постановка задач.

3. Физкультминутка

4.Практическая работа.

5..Итог урока. Выставка работ учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Начинаем наш урок, урок творчества, самовыражения и хорошего настроения.

  1. Определение темы урока.

Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот и тему назовёт.
Слайд 2

У длиннющего Никиты

Целый день глаза закрыты.

Но, как вечер наступает,

Тут глаза он открывает.

Чтобы путнику помочь,

Тьму ночную гонит прочь.

Дом, стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Слайд 3

Что означает это слово фонарь? (Ответы детей)

Смотрим значения слова по словарю С. И.Ожегова.

Слайд 4

(Осветительный прибор в виде шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света).

Просмотр презентации с показом разнообразных вариантов конструкций и декоративно-образных решений фонарей с обсуждением класса.

Уличные фонари на улицах и парках бывают разной формы.

Слайд 5

Отчего зависит форма фонаря? От дизайна.

Как вы думаете, где их можно установить?

-У аптеки, около цирка, на площади, у кафе и школы…

Какого вида бывают фонари ?

Слайд 6

(Ручные, уличные, походные, подводные, маяки)

А хотите узнать, когда и где появились первые фонари?

Тогда смотрите и внимательно слушайте.

Слайд 7-11

4 декабря 1706 года в день празднования победы над шведами, по указанию Петра I на фасадах улиц, выходящих на Петропавловскую крепость были вывешены уличные фонари. После смерти Петра его новшество на некоторое время забыли, но при Екатерине Великой фонари появились снова. Освещение столицы было прибыльным делом, им занимались купцы. Они получали премию (денежную) за каждый горящий фонарь. Поэтому фонарей в городе становилось все больше.

Вначале фонари были только масляные. Но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. Светили они тускло, иногда их ради экономии зажигали позже. А гасили раньше времени. Следили за этим специальные люди – фонарщики.

Слайд 12

Постановка задач

Какую цель поставим перед собой на уроке?

Слайд 13

Слайд 14

3.Физкультминутка

Прежде, чем мы приступим к работе, мы должны подумать, что нам поможет достигнуть успеха?

  1. Объяснение хода практической работы.

Самостоятельная работа.

Я предполагаю сделать уличный фонарь

Проверяем готовность к работе. У вас на столе цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, салфетка. А в душе- желание работать творчески!

Выполняем работу из цветной бумаги. Выбираем, какого цвета будет фонарь. Сгибаем выбранную цветную бумагу пополам, оставляя полоску для клея.

Слайд 15

Далее- ещё раз пополам и ещё раз пополам.

Слайд 16

Выполняем рисунок .

Слайд 17

Вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

Вырезаем, раскрываем и у нас получается цельный фонарь.

Если не получается, поднимите руку, я подойду помочь.

Далее подкладываем «свет». Вырезаем и приклеиваем полоску

Слайд 18

Самостоятельная работа.

Во время работы звучит музыка.

Итог урока. Рефлексия.

– Давайте украсим нашу улицу нашими фонарями.

(Прикрепляем наши чудесные фонарики)

– Ребята, какая красивая улица у нас теперь стала!

Вам урок понравился? Что особенно понравилось?

Что нового вы узнали?

Мне тоже очень понравился сегодняшний урок, понравились ваши работы. И сейчас я зажигаю для всех ещё один маленький фонарик. Пусть его добрый свет всегда озаряет ваш путь. А его тепло согреет всех присутствующих на нашем уроке.

Дети читают стихи и передают друг другу маленький фонарик.

Горят ночные фонари

И значит так угодно Богу,

Чтоб освещали нам они

Во мраке нужную дорогу.

Чтобы не сбились мы с пути,

И не свернули где не нужно,

Чтоб все до дома добрели

Они всю ночь нам светят дружно.

Благодарить их все не прочь

За неусыпное дежурство,

Ведь в мире каждому помочь-

Это великое искусство.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *