Славянская архитектура: Архитектура, живопись и скульптура славян.

Содержание

легендарный «Славянский базар» ждет реставрация / Новости города / Сайт Москвы

Здание бывшего ресторанно-гостиничного комплекса «Славянский базар» ждет реставрация. Оно было построено в 1869–1871 годах по проекту архитектора Роберта Гедике (1829–1910) и заказу предпринимателя Александра Пороховщикова. Главный фасад трехэтажного здания гостиницы выходит на Никольскую улицу. К нему со стороны двора примыкает корпус полукруглой формы. Изначально в нем располагались магазины, но в 1873 году помещение перестроили — там появился первый в городе ресторан русской кухни. Автором проекта выступил архитектор Август Вебер (1836–1903).

Ресторанно-гостиничный комплекс, оформленный в стиле эклектики, в основном посещала богатая публика. Его номера занимали золотопромышленники, землевладельцы, министры. Пользовался большой популярностью и у деятелей культуры.

Так, в гостинице часто останавливались композиторы Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, музыкальный и художественный критик Владимир Стасов, а также издатель Алексей Суворин.

Здесь Суворина посещал писатель Антон Чехов. В «Славянском базаре», кстати, встречались и герои чеховских произведений — Анна Сергеевна и Гуров (персонажи рассказа «Дама с собачкой»), а также Нина Заречная и Тригорин (герои пьесы «Чайка»). Известно, что в ресторане этой гостиницы Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский обсуждали идею создания нового частного театра, который впоследствии стал МХАТом.

Один из залов ресторана под названием «Русская беседа» оформили в стиле узорочья. Для этого помещения художник Илья Репин написал знаменитую картину «Славянские композиторы». Сейчас она находится в Московской консерватории имени П.И. Чайковского. В этом зале часто выступали историки Михаил Погодин, Нил Попов, физик Николай Любимов. Также там проходили концерты русских и зарубежных артистов.

В 1917 году в «Славянском базаре» располагался штаб Красной армии. Затем в разное время его занимали Дворец строителей, народный комиссариат юстиции, а также Московский театр оперетты, Театр юного зрителя, кукольный театр и Московский театр комедии, где выступал Леонид Утесов.

В 1966 году в здании вновь открылся ресторан, который просуществовал до 1993 года. Тогда строение пострадало от крупного пожара. От помещения ресторана остались только каменный остов и фрагменты декора. Сегодня в здании расположена Камерная сцена имени Б.А. Покровского (одна из сцен Государственного академического Большого театра). Часть помещений занимают офисы.

«Сейчас специалисты разрабатывают проект комплексной реставрации легендарного памятника архитектуры на Никольской улице — ресторана и гостиницы “Славянский базар”. Работы планируется провести в 2022–2024 годах. Во время реставрации специалисты полностью приведут в порядок фасады и интерьеры зданий. Важно отметить, что один корпус, где раньше был ресторан, находится в неудовлетворительном состоянии и требует особого внимания. До начала работ должен быть подготовлен подробный проект реставрации с описанием всех будущих архитектурных и конструктивных решений», — пояснил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Проект работ по сохранению комплекса должен поступить в Департамент культурного наследия города Москвы до конца 2021 года. Сейчас ведутся научные исследования: специалисты изучают все особенности памятника, описывают дефекты, работают с архивными материалами. Вся полученная информация ляжет в основу проектной документации. Кроме того, в ближайшее время планируют провести противоаварийные работы, во время которых будут укреплены все конструкции здания. Это позволит реставраторам работать без угрозы для жизни.

Здание бывшего ресторанно-гостиничного комплекса «Славянский базар» — объект культурного наследия регионального значения. Все работы будут проводиться только по согласованному Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов ведомства.

храм с короной, Славянский кремль и дом-гиперкуб

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Жемчужины Подмосковья: гид по лучшим усадьбам региона >>

Владимирская церковь

Церковь в селе Быково известна с начала XVII века. Тогда она была деревянной, клетского типа. В будущем императрица Екатерина II подарила земли своему тайному советнику Михаилу Измайлову, который после смерти супруги в 1780 году решил возвести новый большой храм на месте обветшавшего.

По одной из наиболее распространенных версий, проект храма разработал Василий Баженов. Возведенная белокаменная церковь с готическими шпилями напоминает своими формами французский Нотр-Дам-де-Пари и до сих пор удивляет поклонников необычной архитектуры.

Где: Московская область, Раменский городской округ, село Быково, улица Колхозная 

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская  

Дома в Пирогове

На территории курорта «Пирогово» на Клязьминском водохранилище с 2005 года стали появляться необычные деревянные дома. Именно там вместе со своей командой знаменитый архитектор Тотан Кузембаев начал экспериментировать со стилем русского деревянного зодчества. В основу проектов заложена идея не нарушать целостность естественного участка.

Сперва там появился необычный дом-мост с жилой зоной над оврагом. Потом — дом-телескоп в эстетике конструктивизма. А благодаря изогнутой форме еще одного участка в 2007 году команда Кузембаева построила дом-скат.

Сегодня Тотан Кузембаев — главная звезда российской деревянной архитектуры. А его дома в Пирогове — визитной карточкой мастера.

Где: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Пансионат «Клязьминское водохранилище»

Автор: Официальный сайт архитектурной мастерской Тотана Кузембаева

Автор: Официальный сайт архитектурной мастерской Тотана Кузембаева

Автор: Официальный сайт архитектурной мастерской Тотана Кузембаева

Назад Вперед  

Церковь в Дубровицах

Храм построили в 1704 году по инициативе Бориса Голицына — воспитателя Петра I.

Имена архитекторов неизвестны, есть лишь неподтвержденные сведения о том, что здесь трудились мастера из Италии и России. 

Церковь, увенчанная короной, впечатляет необычным западным архитектурным стилем. Основание храма напоминает крест, на фасаде размещены скульптуры святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также символы, среди которых птица феникс, символизирующая возрождение магистра ордена тамплиеров. Внутри собора можно увидеть восстановленные стихотворные надписи на латыни, что тоже нехарактерно для православных церквей.

Где: Московская область, городской округ Подольск, поселок Дубровицы

Инновационный центр «Сколково»

Инновационный центр «Сколково» задумывался как российский аналог американской Кремниевой долины. Амбициозный проект стал одним из крупнейших в градостроительстве 2010-х годов.

Необычное здание, построенное на территории центра по проекту архитектора Бориса Бернаскони, представляет собой семиэтажное стеклянное сооружение кубической формы, оснащенное различными инновационными решениями, такими как солнечные батареи и системы сбора дождевой воды.

На крыше так называемого гиперкуба находится обзорная площадка, с которой открывается вид на территорию комплекса.

Где: Москва, территория инновационного центра «Сколково», Большой бульвар, дом 42, корпус 1

Автор: Экскурсионный сайт технопарка Сколково

Храм Николая Чудотворца в Каменском

Предположительно церковь была построена в 1309 – 1312 годах князем Московским Иваном Калитой. Более восьми веков истории видели белокаменные стены этой легенды Подмосковья — одной из первых каменных церквей, построенных в старинном государстве. Первое восстановление храма приходится на середину XVII века. В дальнейшем церковь расширили, построили приделы и колокольню.

Где: Московская область, Наро-Фоминский городской округ, село Каменское, Центральная улица

Автор: Официальный сайт Никольской церкви села Каменское

 

Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово

Инициатором строительства храма был князь Григорий Долгоруков, который скончался в 1723 году, когда строительство было на завершающей стадии. Наследник князя не стал продолжать дело отца — строительство завершил внук Григория Долгорукова в 1754 году. Впоследствии владельцы имения часто менялись. Храм ремонтировали в конце XIX века.

Собор выполнен в итальянском стиле в виде ротонды, окруженной аркадой, на которой установлены статуи апостолов и евангелистов. Главная святыня церкви — старинная Владимирская икона Божией Матери.

Где: Московская область, городской округ Серпухов, деревня Подмоклово

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк

КИЦ «Славянский кремль» Виталия Сундакова

Известный российский путешественник, автор исторических реконструкций, музыкальных и литературных фестивалей Виталий Сундаков основал КИЦ «Славянский кремль» в 2006 году. Его музейный проект стал универсальной площадкой для проведения культурных мероприятий. Территория кремля обнесена частоколом, за которым стоят ветряная мельница, бревенчатый терем и русская изба.

По праздникам на территории кремля открывают языческий храм, который Сундаков привез из Скандинавии. Внутри строения стоят восьмиугольный очаг и фигурки славянских богов.

Где: Московская область, городской округ Подольск, деревня Валищево 

Источник: РИАМО. Автор: Александр Манзюк   

Усадьба Архангельское

С 1703 по 1810 года усадьбой Архангельское владел род Голицыных. Затем ее купил известный коллекционер, князь Николай Юсупов. Здесь он планировал хранить предметы искусства, но во время Отечественной войны 1812 года усадьбу разграбили.

В 1820 году поместье повредил пожар. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы — Иван Жуков, Осип Бове и Евграф Тюрин. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «Подмосковный Версаль».

В разное время Архангельское посещали такие выдающиеся деятели русской культуры, как историк и писатель Николай Карамзин, поэты Александр Пушкин и Петр Вяземский, литераторы Александр Герцен и Николай Огарев, художники Валентин Серов и Константин Коровин, музыканты Константин Игумнов и Игорь Стравинский. Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской семьи. Здесь бывали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II. После Октябрьской революции имение перешло государству и было переформатировано в историко-художественный музей.

В архитектурный ансамбль входят: Большой и Малый дворцы, храм-усыпальница Юсуповых, храм Архангела Михаила, Святые ворота, театр Гонзаго.

Где: Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское

Источник: РИАМО. Автор: Мария Савосина  

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Древняя история обители начинается с XIV века. За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры возвели более пятидесяти зданий и сооружений. У входа в монастырь стоит величественный пятиглавый надвратный храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Главным достоянием считается Троицкий собор — самый древний храм монастыря, в котором по сей день хранятся мощи его основателя — преподобного Сергия Радонежского.  Вплотную к Троицкому собору примыкает придел в честь преподобного Никона Радонежского, построенный в 1548 году.

Ансамбль Соборной площади украшает прекрасная белая Духовская церковь. В центре над образовавшимся целебным источником в конце XVII века построили часовню. Замыкает северную сторону площади самое заметное сооружение лавры — 88-метровая колокольня, построенная в 1768 году. Напротив, рядом с величавым Успенским собором, находятся могилы Бориса Годунова и его семьи.

Где: Московская область, городской округ Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра

 

Устремленные в небо: самые высокие храмы и колокольни Подмосковья >>

Саввино-Сторожевский монастырь

Монастырь основан в 1398 году одним из первых учеников Сергия Радонежского — преподобным Саввой. При поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) здесь появилась первая деревянная церковь Рождества Богородицы, которую позже, в начале XV века, отстроили в камне.

Во время царствования Алексея Михайловича монастырь обнесли каменными стенами, а внутри него возвели новые храмы, царский дворец и палаты государыни. Серьезные перестройки пришлись на время царствования Федора Алексеевича и царевны Софьи. В дальнейшем лавру почитали и помогали ей пожертвованиями и другие правители — Елизавета Петровна, Екатерина II, Николай I, Александр II.

В архитектурный ансамбль монастыря входят: Рождество-Богородицкий собор, храм Преображения Господня со звонницей и Троицкая церковь. Также в стенах обители находятся Царицыны палаты, дворец Алексея Михайловича, братские корпуса и другие старинные постройки.

Где: Московская область, Одинцовский городской округ, город Звенигород, Ратехинское шоссе, дом 8

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Впервые деревянная церковь в Тайнинском упоминается в 1628 году.  Во второй половине столетия дерево заменили на камень, сохранив элементы традиционной русской архитектуры. Яркая особенность храма — его крыльцо, подобных которому не было в каменном древнерусском зодчестве. Пятиглавый храм расположен на высоком берегу реки Яузы. Перед его алтарем захоронен старец архимандрит Тихон (Агриков), автор книг «У Троицы окрыленные» и «Матерь Света».

Где: Московская область, городской округ Мытищи, улица Центральная, дом 1

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская  

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Знаменитый Новоиерусалимский монастырь — главная достопримечательность Истры. Обитель, основанная в 1656 году, по замыслу патриарха Никона должна была повторять комплекс сооружений на Святой земле и рассказывать паломникам о пути Христа и его последних днях.

На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха и основан небольшой женский монастырь — Вифания, названный в честь города, упомянутого в Новом Завете. Некоторые здания повторяли очертания сооружений Иерусалима, главным из которых стал Воскресенский собор (1656—1685 гг.), созданный по образу и подобию Храма Гроба Господня.

После колоссального разрушения в период Великой Отечественной войны, восстановление монастыря продолжалось 60 лет. Сегодня обитель окружают крепостные башни, соединенные стенами. Справа от Святых ворот с надвратным храмом Рождества Христова находится смотровая площадка. С нее можно наблюдать все архитектурные сооружения: Воскресенский собор, восстановленную колокольню, храм Константина и Елены, палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века), братские корпуса и другие строения.

Где: Московская область, городской округ Истра, Советская улица, дом 2

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская
  • LRC.

    Studia Philologica, 2016. 608 p.

    590 Аннотации и ключевые слова

    Глава 7. Структура клаузы, линейно-акцентные преобразования

    и клитики в средненорвежском языке

    (А. В. Циммерлинг)

    В данной главе показано, что линейно-акцентные преобразования могут

    быть характерны для языков с частично фиксированным порядком слов,

    в том числе, для средненорвежского языка, относящегося к классу языков

    V1/V2. Предложения с порядком V1 в главной клаузе частотны и синтаг-

    матически не привязаны к определенному месту в тексте. Они соотнесены

    с разными типами коммуникативных структур, однако преобладают при-

    меры, где вынесенный в начало клаузы глагол является частью дислоциро-

    ванной ремы. Показывается, что языки V1/V2 типа средненорвежского од-

    новременно могут быть языками CL2/CL3, c кластеризацией слабо ударных

    элементов внутри клаузы в позициях, смежных с позициями финитного

    глагола. Средненорвежская система порядка слов может быть отнесена

    к W+-системам, где и глагол, и клитики имеют фиксированные позиции

    по отношению к левой границе клаузы.

    Ключевые слова: архитектура клаузы, ограничение V2, ограничение

    CL2, языки второй позиции, средненорвежский язык, линейно-акцентные

    преобразования, клитики, кластеризация, линейно-акцентные преобразо-

    вания, коммуникативная перспектива, главные клаузы, зависимые клаузы,

    финитный глагол, передвижения.

    Глава 8. Синтаксис местоименных клитик в форме датива

    в южнославянских языках

    (Г. М. Петрова, Е. Ю. Иванова)

    В главе анализируется синтаксическое поведение элементов дативной

    формы (частиц и местоимений) в кластере клитик, а именно выявление

    допусков и ограничений при упорядочивании и дистрибуции их в це-

    почке. Основное исследование осуществлено на материале болгарского

    языка, в котором разные разряды клитик представлены в полной мере, за-

    тем данные сопоставлены с материалом македонского и сербского языков.

    Показано, что характерной для болгарского и македонского языков явля-

    ется возможность введения в кластер многофункциональной возвратной

    клитики си, которая в разных своих значениях занимает различное место

    в цепочке клитик. Доказывается, что для си в модальной функции необ-

    ходимо предусмотреть отдельное место в цепочке клитик, поскольку эта

    частица предшествует не только аргументным клитикам, но и эмотив-

    но-прагматическим частицам. Изучение сочетаемости элементов дативной

    Что значат славянские имена. Как называли князей, почему имен могло быть несколько и откуда взялись прозвища

    Во времена Древней Руси именам придавали особое значение. Имена, оставшиеся в летописях и берестяных грамотах, не только хранят память о былом единстве славянских народов, но и позволяют современным исследователям узнавать больше о жизни, обычаях и взглядах на мир наших предков-славян. Специально ко Дню славянской письменности и культуры доцент кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Роман Тельпов открывает некоторые тайны древних славянских имен.

    Как определить славянское имя?

    Николай Рерих. Заморские гости (фрагмент). 1901. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Виктор Васнецов. Прощание Олега с конем (фрагмент). Иллюстрация к балладе Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге». 1899. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

    Николай Рерих. Славяне на Днепре (фрагмент). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Славянскими считаются имена, образованные от славянских корней. В частности, в славянских по происхождению именах Древней Руси регулярно повторялись корни -остро-, -миро-, -жиро-, -тверди-, -нег-, -слав-, -волод-, -свято-, -рад-, -вяче-, -стани-, -люб- и другие. Поэтому мы до сих пор на интуитивном уровне понимаем значение некоторых древних имен: например, Владимир — «владеющий миром», Людмила — «милая людям».

    Такие корни часто присутствуют в именах не только русских, но и других славянских народов. Однако самые популярные имена на разных территориях отличались. Например, русские предпочитали имена с корнем -влад-/-волод-: Владимир или Всеволод, — а сербы с корнем мил-: Милош, Милица, Милена и другие.

    А вот старинные имена Олег, Игорь и Ольга, которые носили первые древнерусские князья, славянскими не являются: их происхождение — скандинавское.

    Династические имена

    Николай Рерих. Ярослав Мудрый (фрагмент). 1941. Государственный музей искусства народов Востока, Москва

    Иван Билибин. Суд во времена Русской Правды (фрагмент). Лист №5 из серии «Картины по русской истории». 1909. Частное собрание

    Виктор Васнецов. Крещение Руси (фрагмент). Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве. 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    В Древней Руси человек высокого социального статуса, как правило, становился известен под именем, которое подчеркивало его положительные качества. Поэтому мы знаем русских князей с исключительно «высокими» и благозвучными именами: Всеволод, Владимир, Ярослав, Вячеслав. Ключевым принципом выбора детского имени, в частности для потомка княжеской династии, было сохранение в нем имени важного предка: полностью, если тот был уже мертв, или частично, если был еще жив. Например, если отца звали Ярославом, то в именах большинства детей, рожденных при его жизни, присутствовал элемент -слав: Изяслав, Вячеслав, Святослав и так далее.

    Часто детей называли в честь дедов и прадедов — например, одного из сыновей Ярослав Мудрый назвал Владимиром в честь своего отца. Исследователи считают, что в этой традиции сохранились отголоски древнейшей веры в переселение душ: так душа деда или прадеда переходила к потомку вместе с именем. А имена князей Древней Руси, которые чередовались в разных поколениях, служили еще и важным показателем принадлежности к высокому роду, а следовательно — закрепляли за носителями право на наследство. Позднее эту функцию стали выполнять фамилии.

    Читайте также:

    Имена-обереги и имена-тотемы

    Михаил Врубель. К ночи (фрагмент). 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Марк Шагал. Визит к бабушке и дедушке. 1916. Частное собрание

    Марк Шагал. Три свечи (фрагмент). 1940. Частное собрание

    В Древней Руси детям было принято давать несколько имен — и каждое из них выполняло определенную функцию. Одни хранили важную информацию о своих носителях, другие — связывали их с предками, а третьи — даже защищали.

    Такую роль часто выполняли имена, образованные от названий животных: Волк, Медведь, Лось и другие. По славянским поверьям, многие звери обладали сверхъестественными силами, которые передавались и детям, названным в честь них. Так, заяц и воробей были связаны с идеей плодородия. Медведя ассоциировали с мощью, волка — с бесстрашием, верностью, удачей в охоте. В честь хищников славяне называли детей еще и для того, чтобы защитить их от этих животных: верили, что «своего» ни волк, ни медведь не тронут.

    Позднее такие имена-тотемы трансформировались в распространенные русские фамилии. Сейчас их еще можно встретить в качестве имен у других славянских народов. Например, в Сербии до сих пор популярно имя Вук — то есть «Волк».

    В славянском именослове особая роль отводилась и именам-оберегам, которые, по представлениям наших предков, защищали детей от сглаза и порчи. Древнейшими из таких имен были Ненаш (ребенок не наш), Найден (ребенок был найден, поэтому тоже не наш), Приемыш, Подкидыш, Неждан и другие. Называя новорожденного таким особенным именем, родители будто не признавали его своим: считалось, что так можно направить по ложному следу злые силы, способные навредить новорожденному.

    Также для того, чтобы сделать детей непривлекательными для вредоносных духов, родители называли их в честь некоего изъяна, зачастую воображаемого: Некрас, Грязной, Упырь, Немыт, Нелюб, Бессон. Славяне верили, что злые силы подумают, что ребенок с таким именем уже испорчен, и потеряют к нему интерес. Подобные имена некоторые филологи называют профилактическими. От них позднее образовались многие распространенные русские фамилии: Некрасов, Грязнов, Бессонов и другие.

    Были распространены и «противоположные» имена-обереги, например Любим и Нежата (то есть нежная). Такие имена давали детям, стремясь наделить их разными положительными качествами, принести им удачу.

    Имена и прозвища

    Борис Кустодиев. Голубой домик (фрагмент). 1920-е. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

    Константин Коровин. Торговая пристань в Град-столице (фрагмент). Эскиз декорации к балету Цезаря Пуни «Конек-Горбунок». 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Марк Шагал. Винный урожай (фрагмент). 1961. Национальная галерея Канады, Оттава, Канада

    Граница между именами и прозвищами у древних славян была очень расплывчатой. Прозвища обычно добавляли к именам, полученным при рождении. Они отражали особенности характера и внешнего облика носителя, придавали ему индивидуальность, отличали его от других людей. Например, прозвище Прокуда давали проказливым и шаловливым детям, Квашня — полным, Голован — детям с большой головой, Шевкун — людям с невнятной речью. Иногда прозвища указывали на род занятий носителей. Так, в древних источниках сохранились сведения о семье рыбаков, все члены которой носили «рыбьи» прозвища: Карась, Щука, Лещ.

    Прозвище могло сопровождать человека всю его жизнь и даже порой заменяло основное имя, по которому носителя узнавали окружающие.

    Другие особенности славянских имен

    Константин Коровин. Северная идиллия (фрагмент). 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Иван Билибин. Русская деревня (фрагмент). 1930. Частное собрание

    Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем (фрагмент). 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Некоторые славянские имена отражали обстоятельства, при которых дети появлялись на свет. Например, имя Третьяк означало, что ребенок был третьим в семье. Называли младенцев и в честь погоды, которая стояла в день их рождения: Зима, Мороз, Метелица, Ярец, Вешняк.

    В Древней Руси уменьшительные варианты имен использовали так же часто, как и полные. Они могли даже сочетаться с отчествами. Эту древнерусскую особенность донесли до нас имена знаменитых русских богатырей Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Последнее образовано от древнерусского Добромир или Доброслав, в котором корень добр- указывал не на мягкий и незлобный характер, а на силу и крепость, как в выражении «добрый молодец». Многие имена дошли до нас именно в краткой форме: Ратша (Ратислав или Ратибор), Местята (Мстислав), Нежата (Негослав, Добронег, Милонег), Твердило (Твердислав), Судиша (Судислав), Путята (Путислав или Путимир).

    Позднее, с принятием христианства, на Русь пришло множество новых имен греческого, римского и еврейского происхождения: Василий, Давид, Роман, Георгий и другие, которые стали постепенно вытеснять славянские имена из русского языка. В наши дни в России из числа славянских используют преимущественно княжеские имена: Владимир, Ярослав, Вячеслав. Они сохранились в языке потому, что вошли в христианский именослов с появлением славянских святых, которые носили такие имена.

    Очерки истории культуры славян. М., 1996.

    Редакционная коллегия: В. К. Волков, В. Я. Петрухин, А. И. Рогов, С. М. Толстая, Б. Н. Флоря.

    Ответственный секретарь: О. В. Белова.

    Содержание

    Предисловие

    Часть I. Культура славян в древнейший период их истории

    Очерк 1. Происхождение славян и местонахождение их прародины. Расселение славян в V–VII вв. В. В. Седов

    Очерк 2. Материальная культура древних славян по данным праславянской лексики. А. Ф. Журавлев

    Очерк 3. Религиозные верования древних славян

    Язычество древних славян. Н. И. Толстой

    Боги древних славян. В. Н. Топоров

    Низшая мифология славян. Е. Е. Левкиевская

    Очерк 4. Древнейшие черты славянской народной традиции. Л. Н. Виноградова, Н. И. Толстой

    Часть II. Культура славян в период раннего Средневековья

    Очерк 1. Новые явления в материальной культуре древних славян в эпоху раннего Средневековья. В. В. Седов

    Очерк 2. Формирование государственности и зарождение политической мысли у славянских народов. Б. Н. Флоря

    Очерк 3. Проблемы восприятия славянским миром христианской культуры византийского и латинского круга

    Славяне и культура христианского мира в эпоху раннего Средневековья. Принятие славянами христианства. Б. Н. Флоря

    Переводная литература у южных и восточных славян в эпоху раннего Средневековья. С. А. Иванов, А. А. Турилов

    Очерк 4. Возникновение литературного языка и художественной культуры в первых славянских государствах

    Возникновение славянской письменности. Исторические условия ее развития. Б. Н. Флоря

    Кирилл и Мефодий как создатели первого литературного языка славян. Е. М. Верещагин

    Берестяные грамоты. В. Л. Янин

    Литература Великой Моравии. Б. Н. Флоря

    Болгарская литература в IX–XII столетиях. И. И. Калиганов

    Зарождение сербской и хорватской литературы. Л. К. Гаврюшина

    Чешская и польская литература в Х–ХII вв. В. В. Мочалова

    Древнерусская литература. О. В. Творогов

    Архитектура, живопись и музыка славянских народов до конца XII столетия. А. И. Рогов

    Очерк 5. Формирование славянских народностей. Их этническое самосознание в эпоху раннего Средневековья и перспективы его дальнейшего развития. Б. Н. Флоря

    Очерк 6. Дифференцирующие и интегрирующие процессы в культуре славянских народов эпохи раннего Средневековья (культура и различные слои общества). Б. Н. Флоря

    Очерк 7. На путях к культуре развитого феодального общества. Новые явления в культуре славянского мира в XIII веке

    Зарождение славянских литературных языков (до XIII века). А. Д. Дуличенко

    Болгарская литература. И. И. Калиганов

    Сербская и хорватская литература. Л. К. Гаврюшина

    Чешская и польская литература. В. В. Мочалова

    Древнерусская литература. О. В. Творогов

    Архитектура, живопись и музыка славян в ХIII в. А. И. Рогов

    Библиография

    Иллюстрации

    МУП “АРХИТЕКТУРА МО СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН”

    Последствия пандемии

    В полной версии сервиса доступна вся информация по компаниям, которых коснулись последствия пандемии коронавируса: данные об ограничениях работы и о программе помощи от государства тем отраслям, которые испытывают падение спроса

    Получить доступ

    Краткая справка

    МУП “АРХИТЕКТУРА МО СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН” было зарегистрировано 25 сентября 2013 (существовало 7 лет) под ИНН 2370002944 и ОГРН 1132370001213. Юридический адрес 353565, Краснодарский край, Славянский район, город Славянск-На-Кубани, Школьная улица, 304. Руководитель ТРУКТАНОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА. Основной вид деятельности МУП “АРХИТЕКТУРА МО СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН”: 71.11 Деятельность в области архитектуры. Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные МУП “АРХИТЕКТУРА МО СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН” отсутствуют в ЕГРЮЛ. Ликвидировано 22 декабря 2020.

    Информация на сайте предоставлена из официальных открытых государственных источников.

    Контакты МУП “АРХИТЕКТУРА МО СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН”

    Основной адрес

    353565, Россия, Краснодарский край, Славянский район, город Славянск-На-Кубани, Школьная улица, 304

    Зарегистрирован 25 сентября 2013

    Перейти ко всем адресам


    Телефоны

    +7 (918)… показать

    Электронная почта


    Деревянная архитектура Сормова. Нижегородская глухая резьба, славянские образы и родовые гнезда

    Текст АННА ЖЕЛЕЗОВА

    Фотографии ИЛЬЯ БОЛЬШАКОВ

    Деревянная застройка в Нижнем Новгороде уже стала для жителей новым трендом. Сейчас эти дома — главные герои новостей, предмет дискуссий и носители особенного локального колорита. А иногда они даже помогают заново переизобрести современную русскую идентичность: например, в центре города деревянные здания стали полотном для молодых художников, дома в музее Щелоковского хутора — фотозоной для свадебных пар и декорациями для фольклорных гуляний. Но не все знают, что в нижней части города существует еще одно место, где до сих пор сохранилась старинная дореволюционная застройка, — это территория бывших деревень Дарьино, Мышьяковка, Сормово, Починки, Копосово, которые впоследствии образовали единый Сормовский район. Вместе с проектом «Культурный район» и городским гидом Татьяной Нечаевой The Village Нижний Новгород совершил культпоход по старинным кварталам Сормова и составил собственный лист домов —носителей аутентичного локального зодчества

    Улица Коминтерна, 193

    Это первый дом на нашем маршруте. Конечно, тут не все сохранилось, и уже видно только один наличник, но все равно осталось главное его украшение — лобовая доска с указанием года постройки: 1858. На доске перевивается ветвь, символизирующая и древо жизни, и райское дерево. И его очень интересно изучить, потому что когда мы говорим о райском дереве, то сразу представляем себе яблонюг. Но для русского крестьянина это слишком просто. Яблоня для него обыденна, хотя цветет прекрасно, благоухает и дает вкусные плоды, но райским плодом должно быть что-то невероятное. Поэтому здесь появляется виноград, который в русской традиции принимает причудливые формы. Он может становиться то шишкой хмеля, то какой-то ягодой-малиной. Вообще русские крестьяне, привнося что-то в свой изобразительный ряд, очень сильно это переосмысляют, и классические греческие сюжеты становятся абсолютно русскими. Греческий рт становится похож на лист чертополоха или лопуха, тем не менее, весь строй остается классическим.

    А вот это настоящее Сормово: после шумной и активной улицы Коминтерна мы оказываемся в совершенно другом, уютном мире с зеленой травкой, где гуляют прекрасные пушистые коты. Здесь сплошные деревянные дома, а значит — мыши. Так что коты здесь необходимые рабочие единицы.

    Улица Коминтерна, 185

    Можно легко выделить единый стиль архитектуры этих домов. Крестьянский дом очень часто старались уподобить городскому дому в стиле классицизма: у них есть треугольный верх, как фронтон классического греческого или римского дворца, верхнее окно, которое называется палладианским, доски, закрывающие торец сруба подобны пилястрам. Вот в этом доме мы как раз его видим. Также есть колонки, поддерживающие фронтон. При этом сам дом крестьянский, и здесь выстраивается известный крестьянский сюжет, когда розетка (орнамент в виде круглого цветка. —Прим. авт.)  становится символом солнца. И конечно, для крестьянина очень важно подписать дату строительства, потому что это фиксация истории места, сила древности его рода. Сначала она была на лобовых досках, потом стала появляться на окнах. Нижняя доска — это одновременно и дата, и либо подпись хозяина, либо инициалы мастера, чьи работы в то время становились буквально брендом — здесь это ТДБМ. Они максимально стилизованы под растительные побеги и цветы, но что именно они означают, мы, скорее всего, не узнаем.

    Еще одна особенность Сормова — это частый уход дома в глубину от улицы. Маленький домик с тремя окошечками, выходящими на улицу, часто обманывает нас. Кажется, что он небольшой, но вот уходит, как своеобразный трамвай, вглубь домовой территории. Например, здесь мы можем понять по одинаковым наличникам, что у этой махины, скорее всего, был один хозяин.

    Улица Коминтерна, 205

    Местные жители — третье поколение тех, кто построил этот дом, и поэтому понятно, что они относятся к нему с большим уважением, берегут и не хотят отсюда съезжать. Этот дом — родовое место, где по-прежнему продолжают жить те, кто его строил. И здесь очень много таких семей. Верхняя часть переделана, там было прекрасное окно, но теперь уже дом выглядит иначе. Это реалии жизни. Нельзя ругать хозяев за то, что они ставят сайдинг и пластиковые окна, — каждый хочет жить удобно и комфортно.

    Все эти дома сохранились, потому что находятся в частной собственности. Если у вас течет крыша, то вы сами ее чините, потому что этот дом ваш, вы о нем заботитесь. Есть и оборотная сторона — хозяева имеют право с ними сделать все, что хотят. У них нет никакой защиты, но нет и никакой помощи, они берегут свой дом, как умеют.

    Улица Коминтерна, 209

    С уходом лобовых досок в 1870-х годах стали обильнее украшаться сами окна. Здесь вновь то самое палладианское окно с инициалами «ИК» 1885 года. Треугольный фронтон, колонны-пилястры и зашитые срубы бревен, которые тоже символически становятся некими пилястрами, подпирающими своды, за счет чего и получается система классического дома. Но и на этих пилястрах тоже были украшения. Есть, например, фрагмент с вазоном, из которого растут и переплетаются разнообразные ветви, с цветочками, виноградом, листьями. Дело в том, что древо жизни — это главный охранный символ, и когда исчезли лобовые доски, этот символ перебрался на символические пилястры. Древо жизни нельзя изобразить спиленным или срубленным, у него должны быть корни. И нижегородская традиция помещает корни древа жизни в вазон.

    Спереди мы видим три окна по фасаду, а сбоку становится видно, что дом уходит внутрь колоссальным количеством окон — это срубы, стоящие один за другим. Сейчас уже по тому, как окрашивают окна и меняют рамы, мы понимаем, что и тогда, и сейчас это многоквартирный дом. Он мог быть домом для одной очень большой семьи, а мог быть домом, где хозяева жили только в одной части, а все остальное сдавалось тем, кто работал на заводе. Очень часто жили за счет завода, сдавая квартиры, как это было в книге Максима Горького «Мать». Завод давал самые разные варианты заработка.

    Улица Коминтерна, 213

    Этот дом с виду скромный, но при этом очень важный на нашем пути, потому что дата его постройки — 1845 год. Не то что крепостное право еще не отменили, даже завода еще не было (дата основания завода «Красное Сормово» 1849 год. — Прим. авт.). Абсолютный старожил. У него очень простая резьба, потому что это самое начало использования системы лобовых досок в украшении дома. И здесь важна терминология. Для русского крестьянина дом — это очень важно, «лицо хозяина — лицо дома». У дома есть окна — «очи», над очами у нас лоб, поэтому доска, идущая поперек, называется «лобовой». То, что идет под кровлей, наклонные доски, называются «причелинами», как устаревшее название нашего лба — «чело».

    Дальше идет фронтон, который тоже разнообразно украшается. Есть еще розетки — подражание классической архитектуре, которые вместе с кубиками ведут к самому верху. И пусть здесь всего этого еще очень мало и скромно, но это оттого, что сам дом очень ранний. Это дом Кокушкиных. Хозяйке больше 90 лет, дом ставил дед ее мужа. Это настоящие родовые гнезда.

    Улица Большая Починковская, 24

    Вот еще один пример — 1895 год. Лобовые доски перестали делать уже в 1870-е годы. Этот дом как раз один из тех, где лобовая доска ставилась достаточно поздно, и это очень большая редкость. Видно, насколько этот дом богат, потому что лобовая доска идет по фасаду дома и уходит дальше по периметру. Наличники по длине дома разные по простой причине: дом менялся, мода приходила, уходила, а главное украшение в виде наличника оставалось.

    Техника, в которой выполнены украшения всех этих домов, называется нижегородской глухой резьбой. Ее еще называют«топорной», «барочной»с, «корабельной». Здесь, помимо древа жизни, есть еще два главных персонажа нижегородской глухой резьбы — львы. У левого льва даже видны черные усы. Такой красавец-мужчина, немножко кавказской наружности: белые глаза, черные усики. Львы пришли в русскую традицию рано, когда русские купцы уже начали ездить за границу, когда произошло крещение Руси и сближение с Византией. Но если в Европе и Азии это символ царской власти и жестокий и беспощадный к врагам зверь, то в русской традиции он ассимилируется и получает новое осмысление. С XI–XII веков он становится символом Владимирской княжеской дружины — неусыпной стражи. И вот с этим значением он приходит на крестьянские дома. Сторожит он не только дом — держит в лапах и охраняет то самое мировое древо. И еще он радостный и улыбающийся, а не грозный хищник, рассказывающий нам, как суровы стражи этого дома. Совсем не похоже на надпись: «Осторожно, злая собака!»

    Здесь тоже живет далеко не первое поколение семьи. Дом снизу каменный, верх — деревянный. Это не новострой, это дом на первом каменном этаже. Второй этаж деревянный, потому что в деревянном срубе жить приятнее, но видно, что уже в какой-то момент лицо дома решили отштукатурить. Сбоку дома проступает белый силикатный кирпич — признак советского времени.

    Улица Большая Починковская, 35

    Еще один особенный пример. Дома редко красили, потому что краска — это дорого. При этом теряется особая рельефность резьбы, ощущение скульптурности, хотя издалека она и становится заметнее. Лев здесь улыбается во всю морду, похож на котика или собачку. Он, конечно, стражник, но он вас приветствует и рад вам. За ним можно увидеть то, что мастера сами называли «сиянием». Вот эта цветочная розетка — символ солнца. По фасаду сидят львы, а доски этого дома уходят по обе стороны. Одна доска ушла в новую жилую часть, а на второй доске видно берегиню — деву с рыбьим хвостом. И если лев — это принесенный на Русь образ с Востока, то берегиня — древний славянский образ. Это божество, сохраняющее дом и приносящее дождь на землю, когда это нужно. Она из того времени, когда русские боги вообще не делились на какие-то персонифицированные образы, и были силы добра — берегини и силы зла — упыри. Это абсолютная архаичная древность, поэтому возвращение этих образов на дома поражает.

    Улица КИМа, 91

    А здесь с правой стороны мы видим руки, держащие ветвь. Слева табличка 1849 года в виде причудливой ветви с самыми разными листьями и плодами. Руки — это образ, который встречается очень часто в декоративном народном искусстве, он очень символичен. Это может быть и символ мастера, например. Или, если вспомнить, как изображается Бог на древних русских иконах, то это будет рука из облака. И для сюжета это значит, что все это происходит по указанию свыше.

    Здесь живет семейство Хазовых — дом строили их предки. Это родовое гнездо, которое они берегут. Стоят пластиковые окна, но это для того, чтобы люди могли здесь жить. Комфортная жизнь внутри — залог того, что дом будет стоять дальше.

    Улица КИМа, 151

    Этот дом заслуживает внимания не столько датой, сколько тем, что он сохранил вообще весь свой старый строй. Крылечко с резьбой, крытый двор, и видно, что причелины шли не только под крышей. Можно увидеть уже поистлевшую причелину, она идет по всему крытому двору. Старые ворота, старая калитка во двор с сохранившейся ручкой. Именно так выглядели дома когда-то. Дальше, блуждая по Сормову, можно найти и ворота, и кольцо коновязи.

    Улица КИМа, 163

    Дом для крестьянина — это его лицо. Поэтому парадная часть дома для него колоссально важна. Старый дом всегда имеет палисадник. Палисадники также служат в качестве украшения, они встречают приходящего, при этом не перекрывают дом — позволяют им любоваться.

    Ни один из этих домов не является памятником. Сейчас это частные дома, и сами хозяева не хотят, чтобы их признавали памятниками, ведь тогда они даже бытовой ремонт в доме не смогут сделать сами. Сейчас стать памятником означает получить проблемы с содержанием дома — и ничего взамен.

    Источник: https://www.the-village.ru/village/city/city-guide/359347-derevyannaya-arhitektura-sormovo?fbclid=IwAR2spMoaEoUs36jtkkyxlcLguQtHLbPUYquN41c64hrkOFjqYET3BtVXpwg

    Славянское Возрождение

    Славянское возрождение и мир Арт ( Мир искусства )


    Во второй половине XIX века русское искусство преобладают противоположные концепции национализма и интернационализма, то есть искусство, которое было исключительно русским или восходило к более ранним славянским и русские источники, и искусство, которое было связано с более крупными европейскими движениями и тенденции.



    Щелкните изображение, чтобы просмотреть его полностью


    Храм Христа Спасителя (Константин Тон, г. 1839-83 гг., Снесен 1931 г., на фото реконструкция 1990-х гг.) построен в память о победах России над Наполеоном в 1812-1814 годах. В то время, когда Тон спроектировал эту церковь, научный интерес к развитию древнерусского церковного зодчества находилась еще в начальной стадии.Подражая вертикальным очертаниям раннесредневековых церквей, Тон сегментировал свою церковь на заливы; купола также должны были напоминать старая церковная архитектура. Однако в результате получается странная смесь. поиска национального стиля и увлечения милитаристскими и напыщенные формы. Дизайн Тона идеально подходил для идеологической функции этой церкви: чтобы выразить концепцию официальной национальности царя Николая I. «Православие, Самодержавие, Народность.«



    Нажмите на изображение для полного просмотра
    history_museum.jpg

    При Александре II было более остро ценить древнерусское архитектура. Москва, в большей степени, чем Санкт-Петербург, пережила возрождение. допетровских архитектурных стилей 1870-х гг. Исторический Музей (1874-83; Владимир Шервуд / Шервуд) отразил культурное миссия славянского возрождения, так как она свободно заимствует из 16 века конструкции.Музей должен был выражать русское историческое сознание, и его расположение на Красной площади вполне оправдывает возрождение старых формы. Под давлением, чтобы создать эмблему национальной идентичности, Шервуд включены как можно больше исторических ссылок (обратите внимание на башни построен в стиле шатрового храма, отражающего собор Василия Блаженного, который находится на противоположном конце Красной площади).



    Нажмите на изображение для полного просмотра


    Еще одно здание, намеренно имитирующее Санкт-Петербург.Василия так называемый Храм Спаса-на-Крови (фактическое название, Храм Воскресения Христова), спроектированный Альфредом Парландом и построенный в 1883-1907 годах. План Парланда для церкви был выбран во втором раунде проектирования. конкурс на создание храма-памятника Александру II; в заключение первого конкурса все разработки были признаны «недостаточно Русский ». В отличие от уравновешенной симметрии Исторического музея, который имеет равномерное распределение тентовых крыш, кокошников , и восьмиугольных башни по обе стороны от центральной оси, творение Парланда имеет кластеры куполов вокруг центральной башни.Храм Воскресения несовместим в рамках петербургского ансамбля, но уместно как памятник царю, терпевшему панславизм.

    После восшествия на престол Александра III идеологический реализм в искусстве отказался в пользу официальной. Вместо того, чтобы работать в широком На арене истории идеалисты обратились к личным мирам лирического плача. Замена широких исторических опер, таких как «Борис Годунов» Мусоргского. у нас есть “Евгений Онегин” Чайковского, в котором очень неидеологические проблемы личных отношений.Сказочная красавица балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик». и “Спящая красавица” по-детски перемежались грациозными фантазия для русского народа. Подобные тенденции можно увидеть и на русском языке. рисование.



    Нажмите на изображение для полного просмотра

    Стилизованное неорусское полотно Виктора Васнецова “ Богатыри “. (1898; показано здесь), как и его « После битвы Игоря с половцами ». (1880; не показано) представляет интересный контраст с историческим Картины из Передвижники .В то время как они выбрали эпизоды от политических потрясений XVI-XVIII веков, такие как Иван IV с сыном; Петр и Стрельцы; или Питер и его сын Алексей Васнецов ушел так далеко в историю и легенды Киевской Руси, что на самом деле не было политического послания, которое могло бы можно почерпнуть из его картин. Они не подходят ни под жанр исторического живопись, ни батальная живопись.


    Нажмите на изображение, чтобы увидеть его полностью

    Религиозные картины Михаила Нестерова в сравнении с Ге, покажите пропасть, разделявшую реалистов 1870-80-х годов. с новым поколением 90-х гг. Реалистическая эстетика выпала из одолжение, когда стало ясно, что как социальная сила он не может облегчить несправедливость и как художественная программа она даже не привела к истинным произведениям искусства.Его “Видение Варфоломею ” (1889-90) включает безмятежный русский пейзаж на фоне двух фигур, помещенных подряд на переднем плане.



    Нажмите на изображение, чтобы увидеть его полностью

    Михаил Врубель демонстрирует переход от мистического идеализма. религиозных картин Нестерова к оценке искусства как символа.В своем «Сидящий демон» (1890) Врубель выразил кризис, присутствующий во многих произведениях искусства конца XIX века. Отвращение к реализму, он пытался заменить его каким-нибудь поистине художественным символом.


    Бревенчатые дома в русской архитектуре


    Фото: mary_photo / fotolia

    Россияне по-особенному относятся к своим лесным ресурсам.Такое отношение основано на старой православной культуре и русских обрядах, связанных с лесозаготовками и строительством. Русские использовали дерево для строительства всего: от простых крестьянских домов до сложных архитектурных памятников, таких как Деревянный дворец царя Алексея, знаменитый своими крышами в сказочном стиле.

    История архитектуры русских бревенчатых домов

    Простая, лаконичная форма жилья, техника деревянного строительства, демонстрирующая выдающееся мастерство русских архитекторов, оттачивалась веками и широко использовалась для строительства жилья.В результате получилось множество построенных вручную зданий, которые передавались из поколения в поколение. Только в Санкт-Петербурге насчитывается более 18 000 крестьянских деревянных домов и построек, построенных до 1917 года и до сих пор находящихся в хорошем состоянии. А поскольку строительство жилья на огромной территории России охватывает самые разные климатические зоны, которые во многом определяют тип необходимого строения, архитектура домов значительно варьируется в зависимости от региона.

    Однако сохранилась лишь часть крупных исторических памятников и связанных с ними документальных фильмов о деревянных домах России конца XIX века.В отличие от крестьянского жилища или деревянной церковной архитектуры, большие особняки и дворцы, к сожалению, не пережили многочисленных войн и пожаров. За исключением нескольких редких усадебных построек, которые сами по себе находятся в плохом состоянии, сведения о памятниках более раннего периода должны быть получены из археологических материалов, картин известных художников, исторических рукописей и огромного количества сохранившихся крестьянских хижин. Мастерство древнерусских мастеров поражает наших современных архитекторов.

    Деревянные дома строили из бревен без единого гвоздя, используя самые разные столярные техники. Крестьянские постройки или ансамбли королевских особняков сочетали монументальность срубов и легких каркасных пристроек и летних комнат с сакраментальной и живописной внутренней и внешней отделкой.

    Топор против пилы


    Фото: Srdjan / fotolia

    В районах, богатых лесами, содержащими сосну, дуб, гикори и другие твердые породы дерева, при строительстве бревенчатых домов использовались в основном сосны и реже лиственные деревья.Длинный прямой ствол сосны в сочетании с мастерством топора позволил почти герметично складывать бревна. Среди большого разнообразия методов штабелирования бревен были техники «в лапу», «в чашку» и «ласточкин хвост», которые успешно используются до сих пор.

    Топор, которым, разумеется, рубили деревья, был также основным инструментом плотника. Следует отметить, что предки русских были виртуозами-топорщиками. Этим универсальным инструментом они выполнили практически все работы, от рубки леса до резных элементов на фасаде.Секрет популярности топора прост. Дело в том, что в старину было замечено, что пиленая древесина более подвержена влаге и гниению по сравнению с деревом, обработанным топором. Сжимающие удары топора делают древесину менее гигроскопичной. Поэтому, несмотря на то, что пила была известна давно, пользовались ею редко.

    Разнообразие русских конструкций сруба

    Фото: dimbar76 / fotolia

    Россия известна более чем 50 видами конструкций срубов.Однако наиболее распространенной была простая пятистенная кабина, которая представляет собой четырехстенный прямоугольный дом, разделенный пятой стеной для создания двух половин, обычно равных. Этот дизайн создавал большую жилую зону с окнами для хорошего освещения и печью или земляным очагом для обогрева и приготовления пищи, а также меньшую по размеру «рабочую» зону, которая обычно использовалась для укрытия домашнего скота или зерна. Если семья не нуждалась в «деловой» стороне, у них часто был бы дверной проем, соединяющий половинки. Отверстия в стенах были небольшими, чтобы не рубить бревна и минимизировать потери тепла.Тем не менее, окна были обычным явлением и были разных стилей, которые обычно были украшены снаружи, что отражало мастерство строителя.

    Креативность в использовании окон также была продемонстрирована, например, в «раздвижном» окне, где отверстие было вырезано в середине двух бревен и вырезана в дереве дорожка для скольжения доски через проем. Со временем эти окна заменили слюдяными, и только в 18-19 веках строители начали использовать стекло.

    Для дверных проемов использовались грубые доски от колотых бревен, а полы обычно делали из глины.Чтобы завершить внутреннюю отделку этих бревенчатых домов, в углах были размещены большие камни в качестве сидений, или на разных уровнях бревенчатой ​​стены были установлены толстые бревна, которые служили стульями или стеллажами.

    Для изготовления стульев использовалась древесина лиственницы или дуба, стойкая к гниению. Чтобы увеличить это сопротивление, дерево часто сжигали на костре или покрывали смолой. Фундаменты деревянных зданий закладывались не из бетона или других подобных материалов, а из бревен закладывались прямо на землю.

    Это, конечно, часто приводило к тому, что влага проникала внутрь, и, таким образом, со временем строилось все больше и больше зданий с мезонином и чердаком на верхнем этаже. В регионах с длинными снежными зимами деревянные полы поднимали как можно выше над землей, чтобы защитить дом от влаги и создать дополнительное пространство для хранения припасов, зерна и скота под этими полами.

    Техника кровли русского бревенчатого дома


    Фото: EhayDy / fotolia

    Одним из древнейших способов строительства крыши является двускатная конструкция, суть которой заключалась в том, что бревенчатые фронтоны укорачиваются по мере приближения к коньку, создавая треугольную крышу.

    Такие простые методы строительства крыши использовались до конца 19 века, когда использование стропильных конструкций стало доминирующим и сохранилось до наших дней почти без изменений. При строительстве церквей и замков гребни улучшали, приобретая форму луковиц, венцом которых служил крест, шест или другие деревянные украшения.

    На протяжении веков в русской архитектуре бревенчатых домов использовалась черепица для кровли. Гонт изготавливали из древесины пихты, ясеня и, чаще всего, ели.Правильно сделанная черепица называлась треснувшей. Они использовали прямые куски ствола дерева, расположенные между отдельными ветвями, с минимальным количеством сучков и длиной 24 дюйма. Опоясывающая черепица располагалась радиально вокруг ствола дерева.

    Для этого с помощью топора и молотка были изготовлены куски дерева в форме клина толщиной 3/4 дюйма. Каждая деталь обрабатывалась двуручным клиновым ножом, который доводил каплевидные детали до толщины, которая сужалась до примерно 3/8 дюйма. Специальным инструментом – гонтовой штангой – вырезали продольные бороздки, после чего черепицу сушили в течение шести месяцев.Когда черепица была готова к использованию, ее пропитывали антраценовым маслом и окрашивали.

    Современные приемы в дизайне русских срубов


    Фото: Антон Фрунзе / fotolia

    В России бревенчатые дома ручной работы веками успешно конкурировали с каменными. Но в первой половине прошлого века разруха, вызванная гражданской войной, заставила строителей искать более дешевую альтернативу. Производство панельных сборных деревянных домов по образцам домов Швеции и Финляндии впервые началось в Санкт-Петербурге.Петербург. Невысокая стоимость и короткие сроки постройки этих домов привлекли массу поклонников, и дома были названы «финскими».

    Популярные сборно-разборные конструкции появились после Второй мировой войны для обеспечения населения дешевым и быстровозводимым жильем. Для создания дешевых комплексных проектов сельского строительства были привлечены лучшие архитекторы. Многие из построенных домов сохранились до наших дней, дав приют нескольким поколениям россиян.

    21 век поставил перед производителями бревенчатых домов совершенно новые задачи.Использование высококачественных строительных материалов преобразовало искусство деревянного домостроения на более высокий уровень традиционных архитектурных и строительных систем России – от массивной древесины (с фрезерованными и круглыми бревнами) до каркасов и панелей. Бревна, сами по себе прочные и прочные, теперь усилены и защищены высокотехнологичными герметиками, а покрытия значительно продлевают срок службы бревенчатых построек.

    Например, 10 лет назад Perma-Chink Systems представила на российском рынке бревенчатых домов гибкую рубку, заменив старую русскую технику «конопатки» или заделки зазоров между бревнами коноплей, сухим мхом и т. Д.

    См. Также: Сагамор: национальный исторический памятник в Адирондаке

    Урок русской архитектуры для детей

    Ранняя русская архитектура

    Раньше Россия была довольно изолированной. Немногие посторонние хотели поехать в страну, где температура могла опускаться на много градусов ниже нуля! Однако, если какие-либо захватчики осмеливались холода, российские города часто были защищены крепостью под названием кремль .Одна из самых известных крепостей России – Красная площадь, расположенная в Москве. Он известен не только тем, что здесь размещалось правительство России, но и тем, что здесь находится собор Василия Блаженного, о котором люди чаще всего думают, когда речь заходит о русской архитектуре.

    Собор Василия Блаженного – известный русский собор на Красной площади.

    Влияние на архитектуру

    На протяжении большей части своей истории Россией управляли царей или правителей, которые принимали решения за страну.Многие из этих правителей оказали влияние на русскую архитектуру; одним из самых влиятельных был Петр Великий. Он правил в конце 1600-х – начале 1700-х годов и хотел, чтобы Россия была более современной, как некоторые части Западной Европы. Он нанял много людей и потратил много денег на обновление страны. Во время его правления было построено множество современных дворцов, в том числе Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

    Зимний дворец – образец русской постройки, на которую повлияли западноевропейские стили.

    Коммунизм и современная Россия

    Россия известна не только своим холодным климатом, но и коммунизмом , типом правительства и экономики, при котором государство владеет большей частью зданий, земли и другой собственности. После русской революции 1917 года коммунистическая форма правления также оказала влияние на архитектуру. Правительство хотело казаться могущественным, поэтому создавались большие здания, чтобы они выглядели впечатляюще.Многие из этих высоких зданий до сих пор стоят в России, особенно в столице Москвы.

    Когда коммунизм утвердился в России, архитекторы спроектировали и построили впечатляющие и мощные здания, подобные этому, в столице Москвы.

    Итак, если бы вы жили в коммунистической России, какой бы дом у вас был? На самом деле, у вас, вероятно, не было бы дома! Поскольку большая часть жилья принадлежала правительству, большинство людей жили в высоких многоквартирных домах, а не в частных домах.Однако после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1991 году ситуация изменилась.

    Частные дома, которые строят сегодня россияне, намного больше небольших квартир, принадлежащих государству. У многих россиян сегодня также есть дач , которые часто используются как вторые дома. В этих загородных коттеджах можно отдохнуть от шума и суеты больших городов.

    В крупных городах, таких как Москва, есть большие небоскребы из бетона, металла и стекла.Тем не менее, многие из старых зданий все еще стоят сегодня, создавая довольно крутое сочетание старой и новой архитектуры.

    Резюме урока

    A kremlin была ранней формой русской архитектуры, построенной для защиты городов; Одним из известных кремлей является Красная площадь, на которой находится знаменитый собор Василия Блаженного. Такие правители, как Петр Великий, повлияли на дизайн больших дворцов; после установления коммунизма год были построены впечатляющие высокие здания.Сегодня российская архитектура – это современные небоскребы и дач, или загородные дома.

    :: Цифровая коллекция русской архитектуры Уильяма Брамфилда :::

    О Уильяме Брамфилде (хронология)

    2014: награжден премией академика Д.С. Лихачева за выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России.

    2011: получил специальный диплом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «За многолетнюю исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность по сохранению и популяризации во всем мире регионального культурного наследия России», врученный на Седьмом Национальном конкурсе «Малая Родина». Всероссийский конкурс краеведческой литературы.

    2006: избран почетным членом Российской академии художеств (см. Фотографии, сделанные на церемонии введения в должность, на странице https://tulane.edu/liberal-arts/german-slavic-studies/brumfield-pictures.cfm). Профессор Брамфилд – единственный гражданин США, избранный в две российские государственные академии.

    2005: лауреат премии Провоста за выдающиеся достижения в области исследований и стипендии, Тулейнский университет.

    В 2002 г. избран членом Российской академии архитектуры и строительных наук.

    2000-01: стипендиат Мемориала Джона Саймона Гуггенхайма.

    1997: Получатель премии факультета за исследования 1997 года факультета свободных искусств и наук Университета Тьюлейн.

    1994: содиректор Летнего института NEH для факультетов колледжей и университетов “Москва: архитектура и искусство в исторической перспективе”, который проходил летом в Москве.

    1992-93: стал научным сотрудником Национального гуманитарного центра.

    1985-86: Приглашенные преподаватели славянского факультета Вирджинского университета.

    1983: публикация книги « Золото в лазурном свете: Тысяча лет русской архитектуры» , первой полной монографии профессора Брамфилда по русской архитектуре.

    1974-80: доцент славянских языков Гарвардского университета.

    1973-74: Приглашенные преподаватели, факультет славянских языков, университеты Висконсина.

    1973: доктор философии. по славянским языкам (специализируется на русской литературе и истории XIX века) в Калифорнийском университете в Беркли.Диссертация опубликована в различных формах, в том числе монография «Социальный проект в русской литературе XIX века». Москва, 2009.

    1970: первая поездка в Советский Союз в качестве аспиранта, где он начал фотографировать русскую архитектуру.

    Подробнее о Уильяме Брамфилде:

    Профессор Брамфилд часто читает лекции по русской культуре (архитектура, литература, фотография) в музеях и университетах Северной Америки и Европы.

    В настоящее время занимается фотографией и исследованием архитектуры по всей России.

    В настоящее время профессор славяноведения в Тулейнском университете, где он также читает лекции в Школе архитектуры.

    Аспирантура и докторантура МГУ.

    Аспирантура и докторантура Ленинградского государственного университета.

    Аспирантура и докторантура Российского института истории искусств в Москве.

    С 1994 года проводит летние семинары факультетов в России при организационной поддержке Российского института истории искусств.

    Активный участник как фотограф и автор интернет-проектов Библиотеки Конгресса, в том числе «Встреча границ» и Всемирной цифровой библиотеки (совместный проект с ЮНЕСКО).

    Фотографии русской архитектуры профессора Брамфилда выставлены в многочисленных галереях и музеях США, России, Франции и Канады и являются частью коллекции Фотоархива Национальной галереи искусств, Вашингтон, округ Колумбия.С.

    7 построек уникальной русской архитектуры

    7 уникальных построек русской архитектуры ⇒ Русская архитектура , полная самобытных деталей, является одной из самых уникальных архитектур в мире. Взглянем.

    ⇒ «Русская современная квартира» Екатерины Лашмановой

    Корни Русская архитектура глубоко связаны с прошлым страны, и можно много узнать о истории России , просто наблюдая и созерцая знаковых зданий .

    Однако этот уникальный архитектурный стиль все еще очень неизвестен на Западе, и все внимание привлекают такие здания, как Кремль в Москва . Хотя здание на Красной площади заслуживает такого внимания, вы должны знать гораздо больше!

    Храм Христа Спасителя в Москве является прекрасным образцом элементов византийской архитектуры, поскольку Архитектура в русском стиле ассоциируется как с Древней Русью, так и с Византией.

    Одним из самых популярных материалов, используемых в традиционной русской архитектуре , является дерево. Как один из самых богатых ресурсов страны, он активно использовался в строительстве. Либо как основной материал, либо резной и цветной для декоративных целей.

    Государственный исторический музей – еще одно замечательное здание, которое стоит увидеть. Расположенный в Москве, он является прекрасным примером роли кирпичной кладки в русской архитектуре.

    Это потрясающее бело-голубое здание – одно из самых знаковых произведений русской архитектуры. По проекту итальянского архитектора, создавшего Зимний дворец и многие другие достопримечательности Санкт-Петербурга.

    Этот невероятный храм Знамения Нашего Света, построенный еще в 1960 году к северо-востоку от Москвы, малоизвестен среди иностранцев, однако он находится всего в нескольких минутах езды от Москвы, и его стоит увидеть!

    Напоминающая Кремль Строгановская церковь, расположенная в Новгороде, полна декоративных элементов фасада, характерных для русской архитектуры.Красный цвет также является одним из самых отличительных элементов.

    Древний город Коломна, основанный в 1177 году, полон ярких красок. И хотя он существует веками, он очень хорошо сохранился, а на главной площади до сих пор кипит жизнь.

    Источник: theculturetrip.com и 56thparallel.com

    Если вам понравилась эта статья о русской архитектуре , обязательно загляните в наши социальные сети, чтобы найти больше тенденций и идей в дизайне интерьера:

    Pinterest | Facebook | Instagram

    Ужасающая русская архитектура, которая выглядит лучше с высоты

    Главная изюминка этих уникальных московских зданий – их архитектурные формы.В обычных ракурсах они могут выглядеть совершенно иначе. Но в полной мере творческий замысел архитекторов раскрывается только при взгляде на здания сверху.

    Круг

    Экспериментальный проект российских архитекторов Евгения Стамо и Александра Маркелова. Жилой дом построен в 1972 году. Здание было посвящено Олимпийским играм 1980 года и должно было иметь 5 кругов, но после второго проект закрыли.

    Снежинка

    Другое название – «Биологическая опасность».Легендарная недостроенная больница в Ховринском районе Москвы. Строительство началось в 1980 году, а в 1985 году по неизвестным причинам было заброшено. Это здание считается мистическим и опасным местом.


    Звезда

    Театр Российской армии был построен в 30-е годы прошлого века. Это красивое здание имеет форму звезды, которая практически не заметна с земли. Говорят, что во время Великой Отечественной войны немецкие летчики использовали его как ориентир.


    Спираль ДНК

    Институт биоорганической химии РАН был создан в 1959 году в СССР и получил новое здание в 1984 году.Он имеет форму спирали ДНК, которая также является логотипом института.

    Стена

    НИИ «Аргон» был построен в 1970-х годах и сейчас является одним из самых длинных зданий в Москве; его длина – 735 метров.

    Корона

    Масштабный жилой комплекс «Гранд Парк». Построен в 2007 году на Ходынском поле в Москве. Дома огромного комплекса расположены необычно, что напоминает изображение короны.


    Также не пропустите: «Архитектура советских бруталистов, сфотографированная Фредериком Шобеном».

    (Посещали 1 раз, Посещали сегодня 2)

    В погоне за русской архитектурой

    Обладая зорким глазом фотографа и проницательностью ученого, Уильям Брамфилд в течение трех десятилетий занимался поисками церквей и других зданий в России.

    В городе Тотьма от Храма входа в Иерусалим отъезжают сани, запряженные русским.Церковь в Вологодской области построена в 1774–94 гг. (Авторское право: Уильям Брамфилд, 1998 г.)

    Открывая Россию – это серия книг с художественными фотографиями и научными текстами Брамфилда. В книгах Брамфилд точно описывает застроенный ландшафт северной России и Сибири. Он говорит: «Книги дают вам представление о неписаной драме русского искусства ХХ века, о том, что сохранилось, а что нет, и почему».

    Брамфилд, выпускник Тулейнского колледжа искусств и наук в 1966 году, историк русской архитектуры и профессор славяноведения в Тулейне.Он был избран членом Российской академии архитектуры и строительных наук и является почетным членом Российской академии художеств. Он также получил стипендию Гуггенхайма.

    В последнее время Брамфилд сосредоточил свое внимание на поселках у реки Сухона на северо-западе России. Река была важным торговым маршрутом в 17-18 веках, и церкви в этом районе были построены на средства богатых купцов.

    В советское время, когда религия была подавлена, церкви были осквернены, пришли в упадок или были переделаны для других целей, включая даже завод по производству водки.Сейчас некоторые церкви возвращены «верующим», – говорит Брамфилд.

    Брамфилд снял тысячи фотографий в России, иногда в очень холодных условиях, а часто и в своей «любимой» черно-белой пленке. Фотографии – дело всей жизни Брамфилда. «Это то, что я делаю», – говорит он.

    «Что осталось, нам нужно это увидеть. Я не думаю, что мы будем знать ответы на многие из этих вопросов. Мы все еще недостаточно знаем, почему они [церкви] были созданы».

    Издается московской фирмой «Три Квадрата», серия пока состоит из пяти томов – Тотьма, Тобольск, Иркутск, Соликамск и Чердынь.Книги доступны в книжном магазине Тулейна.

    Институт Кеннана Международного центра ученых Вудро Вильсона также поддерживает эту серию. Скоро выйдет шестой том. Брамфилд говорит, что он мог бы сделать еще 30 или даже 50 томов. “Это вопрос времени.”

    Фотографии русской архитектуры Брамфилда находятся в музеях, в том числе в коллекции Уильяма Брамфилда в Национальной галерее искусств, и в Интернете на сайте Библиотеки Конгресса «Встреча границ».

    Хотя музеи и Интернет являются ценными хранилищами его работ, они совсем не похожи на печатную книгу. «Книга всегда создает свою ауру», – говорит Брамфилд. В своих книгах он передает загадочную суровую атмосферу русского пейзажа, в котором архитектуре есть что рассказать.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *