Кариатида в архитектуре: Кариатида – это… Что такое Кариатида?

Содержание

Кариатида – это… Что такое Кариатида?

  • КАРИАТИДА — (греч., от собств. им. города). Статуя одетой женщины, употребляемая вместо столба для поддержки антаблемана. См. АТЛАНТЫ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРИАТИДА [Словарь иностранных слов русского языка

  • кариатида — статуя, колонна, канефора, опора Словарь русских синонимов. кариатида сущ., кол во синонимов: 4 • канефора (1) • …   Словарь синонимов

  • КАРИАТИДА — (греч. karyatis) скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию) …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАРИАТИДА — КАРИАТИДА, кариатиды, жен. (греч. karyatis) (архит.). Человеческая статуя, преим. женская, поддерживающая подъезд, балкон или карниз крыши. «Проступили какие то тяжести и уступы и выступы; подъезды, кариатиды, карнизы кирпичных балконов.

    » Андрей… …   Толковый словарь Ушакова

  • КАРИАТИДА — КАРИАТИДА, ы, жен. (спец.). Колонна, опора в здании в виде женской фигуры. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КАРИАТИДА — жен., греч. в зодчестве, изображение человека, поставленное вместо колонны, столпа. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Кариатида — архитектурная опора в виде статуи женщины в длинном одеянии, употреблялась по большей части в античной архитектуре вместо колонны. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • кариатида — Скульптурная опора в виде женской фигуры, поддерживающая антаблемент или другой архитектурный элемент [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN caryatid DE Karyatide …   Справочник технического переводчика

  • Кариатида — Кариатиды. Акрополь, Афины, Греция. Кариатида  статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки …   Википедия

  • кариатида — ы; ж. [от греч. karyatides карийские девы, жрицы храма Артемиды в Карии (Лакония)] Архит. Колонна, опора в виде женской фигуры. Дом с кариатидами. * * * кариатида (греч. karyátis), известное с эпохи античности скульптурное изображение стоящей… …   Энциклопедический словарь

  • Кариатиды и атланты • Архитектура

    Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, пликоры, и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны.

    В афинском храме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420- 407 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин.

    Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.

    И развалинах колоссальною храма Зевса Олимпийского в Акраганте на острове Сицилия были найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур — атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания.

    В позе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.

    А история возникновения кариатид такова.

    Слово «кариатида» впервые встречается в сочинениях Витрувия. Он взял это слово из греческих источников, которыми пользовался при написании своего трактата об архитектуре.

    Греческая легенда гласит о том, что жители области Кария (на юго-западе Малой Азии) были обвинены в измене родине. Все мужское население было истреблено, а женщин продали в рабство. Женщин из знатного рода заставляли выполнять тяжелую работу — переносить тяжести, а в знак унижения и позора им не разрешали снимать богатые головные уборы, которые раньше указывали на их принадлежность к высшему обществу.

    Греки дают и другое объяснение происхождения этого слова, сравнивая женские фигуры с канеферами, носительницами корзин. Эти молодые девушки были служительницами храма богини Афины Паллады. Они принимали участие в торжественных шествиях и жертвоприношениях.

    Мы не будем утверждать или отрицать правильность этих суждений. Ясно одно: созданные зодчим кариатиды храма Эрехтейон наделены женской краортри, изяществом, грацией и на протяжении тысячелетий продолжают восхищать людей.

    храм Эрехтейон

    Из жизни кариатид – СТРАНЫ – ГОРОДА

    На Акрополе
    Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, – храм на афинском Акрополе, который своей смелой асимметричностью и идеальной связью со сложным рельефом предвосхищает зодчество Нового времени. Мы не знаем имени скульптора, изваявшего фигуры шести кариатид, девушек-колонн, которые поддерживают перекрытия южного портика храма. Не знаем и назначение этого портика: ведь портик – это оформленный колоннадой вход в здание, а в портике кариатид парадного входа как такового нет, только небольшое отверстие сбоку и малозаметный проем в стене храма.

    Однако нам точно известно время постройки храма. Строительство началось в 421 году до н. э., когда после десяти лет Пелопонесской войны Афины заключили недолговечный мир со Спартой, и закончилось в 406 году до н.э., когда губительная для Афин война близилась к концу. Эрехтейон стал последним значительным храмом Древней Греции.


    Вид на портик кариатид с юго-востока

    Мы знаем, почему храм, посвящённый богам Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею, был возведен именно здесь – на неровной северо-западной оконечности Акрополя, почти над обрывом. На этом месте, по преданию, поспорили за обладание Аттикой Афина и Посейдон. Рядом с храмом росло оливковое дерево, дар Афины, а в самом храме бил ключ солёной воды, дар Посейдона. В Эрехтейоне хранилась величайшая реликвия афинян – деревянная статуя Афины, упавшая с неба, а в пещере под храмом обитала священная змея богини.


    Вид на портик кариатид с запада. Священная олива Афины

    Мотив кариатид встречался в греческой архитектуре и прежде. До наших дней сохранились предшественницы кариатид Эрехтейона, которые украшали фасады двух сокровищниц 6 века до н.э. на Священной дороге в Дельфах.


    Кариатида из сокровищницы сифносцев в Дельфах. Ок. 525 г. до н.э.
     Дельфы, музей

    Почему девушки-колонны зовутся кариатидами? Ведь женские статуи Древней Греции называют “коры” (в переводе “девы”). Слово “кариатида” ввел в обиход Витрувий, римский архитектор и ученый 1 века н.э. Он связывает название “кариатида” с историей о женщинах из греческой области Кария. Карийцы заключили союз с врагами греков персами, были разгромлены греками, и в знак памяти о позоре Карии появились кариатиды – колонны в виде карийских женщин, несущих тяжесть архитектурных перекрытий.


    Вид на портик кариатид с запада

    Эта легенда, которую экскурсоводы с удовольствием рассказывают туристам, вызывает, несмотря на авторитет Витрувия, сомнение у историков, но название уже прочно укоренилось. Наиболее правдоподобной представляется иная версия: девушки – жрицы богини Афины. Это подтверждает находка, сделанная в Италии в 1952 году. На раскопках виллы императора Адриана в Тиволи обнаружили хорошо сохранившиеся, с уцелевшими руками, копии кариатид Эрехтейона. Выяснилось, что одной рукой девушки слегка придерживали край одежды, в другой был сосуд для жертвенных возлияний.


    Вид на портик кариатид с запада

    Высота кариатид – 2, 3 метра, высота цоколя, на котором они стоят, – 2,6 метра. Но по контрасту с высокой протяженной стеной храма фигуры девушек кажутся почти соразмерными человеческому росту.

    Шестеро девушек стоят, слегка согнув одну ногу в колене. Три правые и три левые фигуры зеркально отражают друг друга: фигуры справа переносят вес на левую ногу, фигуры слева – на правую. Очевидно, положение не сохранившихся рук статуй тоже было зеркальным. Складки тонких одежд лежат у каждой кариатиды немного по-другому. У девушек красивые сложные прически, спускающаяся вдоль спины тяжелая волна волос укрепляет шею, которая иначе казалась бы слишком хрупкой.


    Вид на портик кариатид с юго-запада

    Словно драгоценность на белом атласе, выделяется портик кариатид на фоне гладкого мрамора южного фасада Эрехтейона. Стройные, величавые, сильные, и в то же время женственные, девушки держатся свободно и прямо, не склоняя головы под своей ношей, словно не ощущая ее тяжести. Кажется, что кариатиды вот-вот сделают шаг и двинуться в торжественной процессии к стоящему напротив Парфенону.


    Вид на портик кариатид с юга

    Процессия – ключевое слово для всего ансамбля Акрополя. Самой важной и красочной частью Панафинейских игр – празднества в античных Афинах, проводившегося в честь покровительницы города богини Афины, было торжественное шествие горожан на Акрополь. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с натянутым вместо паруса великолепным пеплосом, новым одеянием для статуи Афины, пребывающей в Эрехтейоне. (Есть версия, что кариатиды – девушки-жрицы из благородных семей, выткавшие пеплос). Проходя вдоль стен Парфенона, участники панафинейского шествия видели рельеф с изображением такой же процессии. Среди фигур на рельефе – гордые девы в ниспадающих одеждах, словно двойники кариатид Эрехтейона.


    Панафинейская процессия. Водоносы. Фрагмент фриза  Парфенона. 443-438 гг. до н.э.
    Афины, Новый музей Акрополя

    С ансамблем Акрополя кариатид роднит не только их скульптурная, но и архитектурная сущность. Откуда бы мы ни смотрели на портик кариатид, мы обязательно увидим несколько колонн западного, восточного или северного фасада храма. Перекличка колонн и колоннообразных фигур – одно из очарований Эрехтейона. В своем единообразии и компактности, тела в струящихся одеждах с вертикальными складками уподобляются античным колоннам с углублениями-каннелюрами. Не будем, впрочем, забывать, что, скорее всего, кариатиды, как и другие скульптуры и рельефы Акрополя, были ярко окрашены. Сходство девушек с колоннами, возможно, меньше проявлялось, чем сейчас.


    ВИд на портик кариатид с юго-востока

    Самый прекрасный вид на портик кариатид открывается, если близко подойти к крайним с запада статуям. Не видно туристов, шелестит листьями олива Афины, фигуры кариатид вырисовываются на фоне неба, под холмом расстилается белый город и на миг кажется, что это те самые античные Афины и что за две с лишним тысячи лет почти ничего не изменилось…

    В музеях
    Увы! Город уже не тот, новое дерево посажено на месте древней оливы Афины в 1920-е годы, и самое главное – кариатиды тоже не те. В течение веков Эрехтейон, как и весь ансамбль Акрополя, пережил много бедствий. В 5 веке н.э. византийцы превратили храм в церковь, разбили статуи на восточном фасаде, а пространство между кариатидами заложили камнем. В начале 11 века Византию потеснили рыцари-крестоносцы. Афины стали центром герцогства афинского, и перестроенный Эрехтейон вошел в состав герцогского дворца. Позднее Афины снова отошли к Византии, павшей под натиском турок, которые хозяйничали на Акрополе с 1458 года. В Эрехтейоне расположился гарем коменданта крепости. Новые завоеватели не стали уничтожать статуи, но, согласно запрету Корана на изображение людей, стесали им лица (к счастью, не очень старательно). Эрехтейон, хотя ему был нанесен большой ущерб, чудом уцелел в 1687 году, когда Афины осаждали венецианцы и в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, попал снаряд.


    Подлинники кариатид в  Новом музее Акрополя

    Опасность несли кариатидам не только захватчики, но и коллекционеры. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, знаток и собиратель произведений античности, получил от турецкого султана разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями» и отправил несравненной ценности собрание выломанных на Акрополе скульптур в Британию. Среди этих сокровищ была кариатида Эрехтейона (вторая с запада). Коллекционер вывез бы все шесть, но при попытке выломать следующую кариатиду (заднюю с востока), возникли трудности. Любитель античности приказал распилить статую, а когда это не удалось, просто бросил остатки разрушенной кариатиды. Увезенная лордом Элджином кариатида до сих пор находится в Британском музее вместе с другими мраморами Акрополя, несмотря на все попытки Греции вернуть сокровища.

    Свои действия лорд Элджин мотивировал тем, что он спасает шедевры античности, которым в Греции грозит разрушение. И его доводы можно было отчасти обосновать: Эрехтейон снова пострадал в 1820-е годы, во время греко-турецкой освободительной войны, когда, среди прочих разрушений, упала вторая с востока кариатида.

    После получения Грецией независимости в 1833 году началась реставрация архитектурного комплекса Акрополя, которая длится по сей день. Британский музей сначала прислал слепок с кариатиды, увезенной лордом Элджином, а потом более качественную копию из искусственного камня.
    В 20 веке главным врагом кариатид и других скульптур Акрополя стала агрессивная окружающая среда. Во время очередной реставрации Эрехтейона в начале 1980-х годов все кариатиды были заменены копиями и перенесены в музей Акрополя, который открылся на холме в 1865 году, неоднократно расширялся, но все равно не мог вместить находки археологов и оставшиеся в Греции оригиналы скульптур.

    В конце 2008 года газеты писали об удивительном событии в мире искусства: кариатиды Эрехтейона покидают Акрополь! Статуи с великими предосторожностями перенесли в открытый, наконец, у подножия холма Новый музей Акрополя, грандиозный, суперсовременный и рассчитанный на то, чтобы принять когда-нибудь обратно все вывезенные в Англию произведения.

    Такова двойная жизнь кариатид. На Акрополе, открытые солнцу и ветру, стоят шесть искусных копий. В идеальной музейной атмосфере, в лучах искусственного света посетителей встречают пять подлинников. Кариатиды расположены в том же порядке, что и на холме. Вместо одной – пропуск, одна – почти разрушена. А в далёкой Англии в зале Британского музея стоит их одинокая сестра. Встретятся ли они? Возможно, газеты когда-нибудь напишут об этой сенсации: кариатида Эрехтейона возвращается домой в Грецию…

    В веках
    Кариатиды в мировом искусстве – тема для обширных и увлекательных исследований. Археологи нашли статуи кариатид, охраняющих гробницы эпохи эллинизма (конец 4 в. до н. э. – конец 1 в. до н.э.), на территории Греции, современной Болгарии и Ливии. Древние римляне помещали фигуры кариатид по углам саркофагов.


    Кариатида и атлант. Жилой дом в Сан Себастьяне, Испания.  Конец  19 века.

    В Средние века интерес к античности угас, и кариатиды на время сошли со сцены, но начиная с эпохи Возрождения они неизменно вдохновляют архитекторов и оформителей интерьеров. Каждый человек, кто хоть немного путешествовал, наверняка вспомнит увиденных им кариатид: возможно, это были павильоны Лувра или луврский зал кариатид, дворец Сан-Суси в Потсдаме, галерея австрийского парламента в Вене, галерея магазина Sinkel в Утрехте, Бельведер в Петергофе, где почти повторен портик Эрехтейона, дом в Денежном переулке в Москве, дача “Милос” в Феодосии …


    Кариатида и атлант. Жилой дом в Карловых Варах, Чехия. Последняя треть 19 века.

    В каждом европейском городе, где есть старая застройка, вы найдете десятки домов с кариатидами. В основном это будут пышные здания второй половины 19 века, когда архитекторам дозволялось смешивать разные стили. Кариатиды украшают фонари и городские фонтаны, в исторических интерьерах мы наверняка увидим камины, канделябры, мебель с кариатидами.


    Кариатида и атлант. Жилой дом в Карловых Варах, Чехия. Последняя треть  19 века.

    В последние десятилетия архитекторы нечасто используют мотив кариатид, но каждая такая работа значительна и полна смысла. Три бронзовые кариатиды поддерживают карниз здания Верховного суда в Варшаве (конец 20 века). Фигуры многократно отражаются в воде и в зеркальных стенах здания, словно тени бессмертных кариатид Эрехтейона выступают из глубины веков.

    Опубликовано в журнале “Партнер” (Дортмунд), № 8, 2018 год

    Самые интересные подбирающиеся статуи Киева

    Еще в древности зодчие додумались для придания особой выразительности своим творениям использовать вместо привычных колонн и кронштейнов скульптурные фигуры. Среди «очеловеченных» опор встречаются как мужские, так и женские изваяния – атланты и кариатиды.

    Понятие «атлант» произошло от имени титана Атланта, он же Атлас. По древнегреческой мифологии, он осмелился участвовать в восстании против олимпийских богов. За это его приговорили навечно удерживать на плечах немыслимую тяжесть – небесный свод. В среде наших соотечественников особенно известны грандиозные атланты Петербурга, в портале Нового Эрмитажа.

    Слово «кариатида» также связано с античностью. Еще Витрувий приводил греческое предание о том, что в свое время община города Кария изменила родине. Поэтому всех мужчин города истребили, а женщин Карии – кариатид – обратили в рабство, причем заставили для переноски тяжестей надевать самые роскошные наряды, чтобы усилить позор. С тех пор кариатидами в архитектуре называют женские фигуры, используемые как опоры. Наиболее знаменитая группа из шести кариатид украсила портик храма Эрехтейон в афинском Акрополе. Впрочем, широкое распространение получили не только одетые, но и обнаженные кариатиды.

    В Киеве эти фигуры особенно активно заселяли в конце XIX – начале ХХ столетия; с тех пор сохранились десятки подобных, отягощенных грузом, статуй. Потом, при союзе, когда антику в скульптуре заменили трудящиеся обоего пола, соответствующие изваяния обычно ничего не подпирали – ну не могли свободные советские люди что-то там подпирать. Но вот теперь мода на атлантов и кариатид возвращается. На фасадах нескольких вновь построенных или реконструированных зданий – к примеру, на Константиновской, 7, или на Гоголевской, 4 – мы видим свеженькие образы знакомых персонажей.

    Ул. Лютеранская, 6Мы с интересом разглядываем бородатого силача, удерживающего на плечах балкон бывшего доходного дома купеческой семьи Майкапар (архитектор Мартин Клуг, 1905).
    Ул. Ярославов Вал, 14

    Кавалерист и коннозаводчик Николай Родзянко застроил свою усадьбу высоченными домами в стиле модерн. Но две прекрасные девы подпирают обширный фасад одного из них (архитектор Мартин Клуг, 1911) легким и грациозным движением, словно бы едва касаясь.

    Ул. Ярославов Вал, 1

    Над аркой портала эффектного дома-замка вблизи Золотых ворот (построенного инженером Николаем Добачевским для помещика Михала Подгорского в 1896-1898 годах) нависают изображения двух загадочных крылатых звероголовых существ. То ли они поддерживают эркер, то ли приготовились наброситься сверху на нежеланного гостя… Хотя на пороге парадного входа в дом сделана успокаивающая латинская надпись «Salve» – «Привет».

    Ул. Саксаганского, 106/11

    Для внесения разнообразия в семейство атлантов, двум из них (на фасаде дома с аптекой, выстроенного в конце позапрошлого столетия) придали восточные черты. Их, пожалуй, следует называть не атлантами, а ифритами – грозными и могущественными персонажами арабских мифов.

    Ул. Рейтарская, 31/16

    Драконов, по идее, положено бояться. Но едва ли кого-то могут напугать два потешных чудища, которые подпирают угловой эркер здания на Рейтарской! Гражданский инженер Николай Яскевич, строивший его в 1900-м на деньги юриста Алексея Фурмана, был, по-видимому, не лишен чувства юмора.

    Ул. Пылыпа Орлика, 3

    Наиболее тщательно стилизованные под античность кариатиды стали неотъемлемой частью фасада небольшой, но выразительной постройки в духе нео-ампира, возведенной в 1911 году архитектором Иваном Беляевым в качестве резиденции инженера Всеволода Демченко, городского деятеля, депутата IV Государственной Думы. Правда, в этом особняке они практически ничего не подпирают, играя чисто декоративную роль.

    Ул. Владимирская, 18/2

    На фасадах старинных киевских зданий обнаженное женское тело не редкость. Едва ли не самый красноречивый пример – две довольно зазывного вида барышни-кариатиды, непринужденно расположившиеся перед самым Софиевским собором, на углу Владимирской улицы и Рыльского переулка. Занятно и то, что автором проекта (точнее, реконструкции с надстройкой в 1898-1900 годах) этого дома по заказу Николая Иконникова был академик архитектуры Владимир Николаев, буквально за пару лет до начала строительства состоявший киевским епархиальным архитектором при духовной консистории.

    Ул. Владимирская, 45

    Взглянув на дебелых, мускулистых женщин, играючи подпирающих балкон дома (строил его в 1891-м архитектор Александр Хойнацкий на средства супругов Владимира и Марии Качалы).

    Ул. Костельная, 7

    Сложная композиция фасада этого дома в стиле модерн еще более усложнена многочисленными скульптурными украшениями – вазами, масками, человеческими фигурами. Заметнее всего здесь группа из трех обнявшихся атлантов, выполненная в 1913 году скульптором Федором Соколовым для дворянина Александра Козеровского. Изучая этот декор, историки старой формации видят в нем проявление декаданса и усматривают влияние творчества Михаила Врубеля. Тогда как исследователи помоложе склонны рассуждать о сексуальной ориентации домовладельца.

    alltravels.com.ua

    Новая страница — Познавательное фото

    Атланты, кариатиды и путти в парадных Санкт-Петербурга

    Кариатида (греч. καρυάτιδα) — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.

    Так гласит официальное научное определение данной архитектурной детали. В парадных же Петербурга в 90 процентов случаев женские статуи изображены в полу-обнажённом виде, потому называть их кариатидами можно, видимо, лишь по аналогии. Точного определения у меня нет.

    Что же касается мужской скульптуры, то Атлант (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч.

    ——

    Основываясь исключительно на умозрительном заключении (то что я видел собственными глазами) могу сказать, что в Петербурге кариатиды и атланты находятся как минимум в 21 парадной Доходных домов (не считая особняки и дворцы, где подобные архитектурные детали встречаются в больших количествах, а потому не являются чем-то исключительным и редким). Если когда-то данная цифра именно по доходным домам увеличится — буду рад таким находкам!

    ——

    Опираясь, как я уже говорил, только на умозрительные данные, а также на даты постройки зданий, в которых расположены кариатиды и атланты, я сделал некоторые любопытные выводы.

    1. Сколько же лет нашим атлантам и кариатидам, что находятся в парадных доходных домов Санкт-Петербурга?

    Исходя из того, что первые кариатиды из мне известных появились в петербургских доходных домах, примерно, в 1873 году, то возраст петербургских кариатид на данный момент колеблется в интервале от 105 до 144 лет!

    2. В какое время парадные доходных домов Петербурга украшали кариатидами и атлантами?

    Примерно, в промежутке с 1873 года по 1912 год.

    3. В доходных домах какого архитектурного стиля находятся кариатиды и атланты?

    В домах трёх архитектурных стилей.

    Эклектика — 14 зданий.
    Модерн — 5 зданий.
    Необарокко — 1 здание.
    Стиль не был определён — 2 здания.

    4. Кого в парадных больше, кариатид или атлантов?
    Из 22-ух парадных в 3-х встречаются атланты, а в 21-ой кариатиды.
    В двух парадных атланты и кариатиды размещаются вместе.

    5. Каких кариатид больше? Одетых или обнажённых?
    Классические одетые кариатиды встречаются всего в двух парадных города.

    6. Есть ли данные о том, что в каких либо доходных домах кариатиды и атланты были когда-то ранее, но не сохранились до нашего времени?
    У меня таких данных нет! Может есть у вас?

    Было бы интересно узнать! Пишите на почту, указанную в разделе «Контакты» на этом сайте.

    ——

    Фамилии архитекторов и даты постройки доходных домов с кариатидами и атлантами в хронологическом порядке для общего представления.

    1. Доходный дом Фуфаевских — 1855-1856/1899 гг. Стиль: Эклектика.
    Построил: гражд. инж. Аникин Е.Е.; Перестроил: арх. Фуфаевский Л.Д.

    ——

    2. Доходный дом — 1873 г. Стиль: Эклектика.

    Построил: гр. инж. Петерсон М. Ф.

    ——

    3. Доходный дом — 1873/1907 гг. Стиль: Эклектика.
    Построил: академик архитектуры Штельб К. К.

    ——

    4. Доходный дом В. Ф. Краевского — 1881-1882 гг. Стиль: Эклектика.
    Построили: техн. Фон Вилькен М. И., скульптор Иенсен Д.И.

    ——

    5. Меблированные комнаты М. А. Ратькова-Рожнова — 1883 г. Стиль: ?
    Построил: архитектор Петерсон М. Ф.
    ——
    6. Доходный дом Ратькова-Рожнова — 1886-1888 г. Стиль: Эклектика.
    Построил: архитектор Сюзор П.Ю.

    ——

    7. Доходный дом — 1897 г.  Стиль: Эклектика.

    Построил: арх Горбунов Антон Кириллович

    ——

    8. Доходный дом — 1897/1903 г. Стиль: ?
    Построил: арх. Еремеев М. Ф.; Перестроил: арх. Товстолес Н. И.
    ——
    9. Доходный дом Р. И. Берштейна — 1898 г.Стиль: Эклектика.
    Построил: техник Андреев М.А.
    ——
    10. Доходный дом — 1899 г. Стиль: Эклектика.
    Построил: гражд. архитектор Архангельский Н.А.
    ——
    11. Доходный дом — 1899-1904 гг. Стиль: Эклектика.
    Построил: техник Поликарпов А. А. или техник Поликарпов А.И.
    ——
    12. Доходный дом — 1900 г. Стиль: Эклектика.
    Построил: архитектор Фуфаевский Л.Л.
    ——
    13. Доходный дом — 1903 г. Стиль: Эклектика.
    Построил: техник Спокойский-Францевич П. Л.
    ——
    14. Доходный дом — 1903 г. Стиль: Эклектика.
    Построил: архитектор-худ. Игнатович О. Л.
    ——
    15. Собственный дом Ф. Ф. Лумберга — 1903-1904 г. Стиль: Модерн.
    Построил: архитектор Лумберг Ф.Ф.
    ——
    16. Доходный дом И. С. Мальцева — 1906 г. Стиль: Эклектика.
    Построил: арх. Ковшаров А.И.
    ——
    17. Доходный дом М. Н. Кондратьева — 1907-1908 г. Стиль: Модерн.
    Построил: гражданский инженер Кондратьев М.Н.
    ——
    18. Доходный дом — 1907-1908 г.г. Стиль: Модерн
    Построил: инженер-техник Цейль М.А. — 1907-1908 г.
    ——
    19. Доходный дом Н. Я. и Ф. Я. Колобовых — 1908 г. Стиль: Необарокко.
    Построили: инж.-арх. Гингер С.Г. — автор-строитель и техн. фон Вилькен М. И. — завершение.
    ——

    20. Доходный дом Горбачёвых — 1908 г. Стиль: Модерн.

    Построил: архитектор Зонн Б.Я.

    ——

    21. Доходный дом — 1912 г. Стиль: Модерн.
    Построил — техник Гаврилов А.И.
    ——
    22. Доходный дом — 1911-1912 г. Стиль: Эклектика.
    Построил: архитектор Аристов Н. М.

     ——

    Также иногда архитекторы в парадных доходных домов размещали маленьких атлантов — путти.

    Что такое Кариатида, определение термина в Архитектурный словарь

    Выбор пал ещё и на две кариатиды из перуанского павильона для главного входа, а также на всевозможные детали для балюстрад, лестниц и других элементов здания.

    Владимир Счастный, Художники Парижской школы из Беларуси. Эссе, биографии, путеводитель

    Та неподвижно стояла на носу корабля, словно кариатида, украшавшая суда древних римлян.

    Рут Фландерс, Дочь Мытаря

    Архитрав его поддерживается прекрасными кариатидами.

    Екатерина Юхнева, Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта, 2012

    При оформлении фасадов доходных домов использовались лишь элементы: кариатиды в «греческом вкусе», колоннады, орнамент меандр.

    Екатерина Юхнева, Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта, 2012

    Последний, четвёртый, этаж украшен парными кариатидами, над итальянскими окнами третьего этажа — ниши с бюстами.

    Екатерина Юхнева, Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта, 2012

    Таких фасадов с праздными кариатидами, гирляндами, рогами изобилия, головками амуров и лицами роковых женщин с диадемой в виде змей видишь немало на старых дворянских домах, переделанных позднейшими владельцами по моде века.

    О. В. Волков, Москва дворянских гнезд. Красота и слава великого города, пережившего лихолетья

    По рисункам зодчего созданы фигуры атлантов и кариатид, украшающих большинство его сооружений.

    Б. А. Алмазов, Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга, 2012

    Как и в истории с атлантами, кариатидами стали именовать женские статуи в длинных драпировках, исполняющие роль колонн или опор.

    Б. А. Алмазов, Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга, 2012

    Вверху он мыслил лепной фриз с кариатидами, несущими антаблемент и плафон.

    И. В. Зимин, Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых, 2011

    Мы переступаем порог: прежде всего, обширный двор, окружённый галереями с колоннами или кариатидами; посредине жертвенник, где горят приношения.

    Александр Морэ, Во времена фараонов, 2014

    Крался по мощёным улицам мимо длинных галерей, в которых странные и чудовищные кариатиды поддерживали каменные архитравы, покрытые изображениями насмешливых дьяволов и клювастых демонов.

    Лин Картер, Джандар с Каллисто, 1972

    Женщины и кариатиды с лицами, покрытыми сеткой морщин, казались сёстрами.

    Яна Половинкина, Утраченное чудо, 2012

    За мной, подпирая дверной проём с двух сторон, как атлант и кариатида, стояли муж и дочь.

    Светлана До, Постигая Вечность, 2013

    Помпейский стиль ванной комнаты вызывал ассоциации с купальнями римских патрицианок: функцию помещения подчёркивал и белый цвет, преобладавший в его отделке, и кариатиды, изображавшие античных служанок.

    Г. И. Зуев, Течет река Мойка. Продолжение путешествия… От Невского проспекта до Калинкина моста, 2013

    Отопительные устройства этой эпохи обрамлены колоннами, пилястрами, у подножия восседают сфинксы, каминную полку удерживают на плечах атланты и кариатиды, а венчают грифоны.

    Е. В. Симонов, Камины и печи: выбор, дизайн, строительство, 2010

    В переулке, который располагался параллельно тому, где находилась кондитерская, стоял большой двухэтажный каменный дом с массивными колоннами и двумя полуфигурами кариатид, поддерживающих балкон.

    О. И. Власова, Ныбуты. Книга 2. Елена, 2015

    Карнизы, пилястры, кариатиды действительно позолотили.

    Н. А. Синдаловский, Пушкинский круг. Легенды и мифы, 2012

    Я толкнула небольшую дверь и, чувствуя на себе косой и неодобрительный взгляд одной из кариатид, оказалась в роскошном холле.

    Рафаэлла Джордано, Твоя вторая жизнь, или Шанс все изменить, 2015

    Поднявшись наверх и приподняв решётку, закрывавшую колодец, он попадал в широкую галерею, по бокам которой находились большие кариатиды, поддерживающие потолок галереи.

    А. М. Житников, Осколки языческой доктрины. От первоязыка к протоцивилизации Брабанта, Атлантиды и Гипербореи

    Но если так, то необходимо предположить, что загадка происхождения этносов потому и не была решена, что её решение лежит на порядок выше и, следовательно, зримый и ощущаемый нами феномен этноса, того или другого, — всего лишь вариант суперэтноса, в который он входит как элемент мозаичной системной целостности, подобно тому, как колонна или кариатида входила целостность дворца, хотя кариатиду можно рассмотреть, стоя с нею, а дворец целиком обозрим только с большого расстояния.

    Л. Н. Гумилев, Этногенез и биосфера Земли

    Однако без одной кариатиды дворец продолжает функционировать, а статуя при этом превращается в лучшем случае в музейный экспонат, а в худшем — в строительный мусор.

    Л. Н. Гумилев, Этногенез и биосфера Земли

    Каменная облицовка, декоративные колонны над входом, женские аллегорические статуи, кариатиды, гербы в центральном аттике — всё было исполнено в изысканной манере, говорившей о хорошем вкусе и профессионализме неизвестного зодчего.

    В. В. Кириллов, Княгиня З. И. Юсупова и её дворец

    У входа меня встретили скульптуры могучих кариатид.

    В. В. Кириллов, Княгиня З. И. Юсупова и её дворец

    Взгляд скользил по обычному маршруту — позолоченная лепнина на потолке, зеркало над камином, безделушки на каминной полке, подпираемой двумя кариатидами без лоскутка одежды…

    Екатерина Коути, Страшный дар, 2012

    Учительница на пенсии проживала в огромной комнате коммунальной квартиры — особняк с полуосыпавшимися кариатидами, расположенный в самом центре города ранее занимала гостиница.

    Петр Северцев, Хакер и его тень

    Солнечным утром я всегда любуюсь этим прекрасным видом: строгие фасады, украшенные кариатидами и романтичными скульптурами.

    Флоранс Серван-Шрейбер, 24 сверхспособности. Гениальность по-французски!

    Здесь намешаны жиденькие колонки, кариатиды, балкончики.

    А. В. Рогачев, Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935–1990, 2015

    Изогнутый кормовой балкон с балясинами в виде кариатид ограниченно переходил в штульцы, образуя, как бы основание для 4 амуров, поддерживающих кровлю.

    А. В. Федотов, Алексиано

    От этих кариатид на него тотчас повеяло холодом, а он этого так не любил!

    Альфонс Доде, Тартарен на Альпах, 1885

    Чарней раскопал там гигантские обломки кариатид, каждая из которых около 7 футов (2, 13 м) в высоту.

    Льюис Спенс, Мифы инков и майя, 2012

    Из богато украшенных интерьеров сохранились: нарядная парадная лестница и два зала в бельэтаже — большая гостиная, оформленная кариатидами и лепными фигурными панно, и другая, украшенная деревянными панелями, резными пилястрами и мраморным камином.

    В. В. Антонов, Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура, 2012

    Кариатиды имели лишь одну мачту с косым парусом, пару сотен локтей в длину, одну палубу, на которой были низкие, в рост человека надстройки, да тесный трюм.

    А. А. Дорофеев, Возвращение в Атлантиду

    Однако сложно представить, что для того, чтобы верно ориентироваться в размерах, кто-то покроет атлантами и кариатидами всё здание от цоколя до крыши.

    Сергей Кавтарадзе, Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле, 2016

    В отличие от предыдущей, которая исчезла, едва девушка до неё дотронулась, эта заранее превратилась в кариатиду.

    К. Н. Баштовая, Крылья ворона, кровь койота, 2016

    Храм отличают кариатиды (скульптуры в виде женщин), поддерживающие крышу и заменяющие в здании колонны.

    Е. Н. Пакалина, Чудеса света, 2009

    Должно быть, кариатиды, поддерживавшие лоджию, что находилась над нашим этажом, ненадолго покинули свои места, чтобы спеть песню над моей колыбелью; и пусть в той песне почти не упоминалось о том, что ожидало меня в будущем, зато были в ней слова, навсегда сохранившие для меня пьянящий воздух наших дворов.

    Вальтер Беньямин, Берлинское детство на рубеже веков, 1987

    Среди всех взиравших на меня кариатид и атлантов, амуров и нимф самыми близкими мне были те запорошённые пылью божества из племени хранителей порогов, что оберегают входящего в мир или в дом.

    Вальтер Беньямин, Берлинское детство на рубеже веков, 1987

    Классические орнаменты лишь подчёркивали контраст; кариатиды и маски печально взирали с углов здания на запущенные дорожки, и казалось, что они замерзают.

    Г. К. Честертон, Крылатый кинжал, 1922

    Стоят как кариатиды в своих вызолоченных касках со звездой.

    П. Д. Боборыкин, Жертва вечерняя, 1868

    На фронтоне эркера симпатичные кариатиды, символическое назначение которых «поддерживать» коммерческие дела и «равновесие» в доме.

    Л. А. Соколова, Московский модерн в лицах и судьбах, 2014

    Хотелось замереть, стать одной из кариатид, поддерживающих фронтон дома, и увидеть то, что видели люди, жившие здесь несколько столетий назад.

    Е. И. Федорова, Сновидения (сборник), 2008

    В два этажа высотой, с целым рядом высоких окон, с кариатидами, трагически поднявшими к плачущим небесам свои бездонные очи, держащими на плечах своды арки над массивной входной дверью.

    М. С. Серова, Тайна раскроется в полночь, 2013

    На террасе, по которой они проходят, ровными рядами растут апельсиновые деревья, под которыми прячутся от жары кариатиды.

    Е. И. Федорова, Веретено Судьбы (сборник), 2010

    Арку свода поддерживают кариатиды.

    А. Ю. Мудрова, Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир, 2014

    Второй этаж жилого здания украшен таинственными фигурами кариатид.

    Г. И. Зуев, Петербургская Коломна, 2007

    Тихо тут. Отходить не хочется. Хочется рассматривать гранитных кариатид в образе богинь здоровья… На гербе найти «кровавую руку»… Сосчитать ордена…

    С. А. Носов, Тайная жизнь петербургских памятников, 2009

    Полуденные солнечные лучи отражались от позолоты карет и начищенных до блеска медных барельефов и кариатид на фасадах дворцов, рассыпались на слепящие искры в струях фонтанов и игривыми бликами плескались на воде их мраморных чаш.

    Светлана Багдерина, Каждый Наследник желает знать…

    Кариатиды в декоре фасада: современный классицизм

    Мода циклична, тенденции меняются, но классические решения — вне времени, они актуальны абсолютно всегда и абсолютно везде. Сложно представить себе настолько явную отсылку к классицизму, как использование кариатид в декоре и оформлении фасадов зданий. Всем известно, что классицизм — это своеобразный флеш-бэк к искусству Античности, искусство Античности в рамках такой концепции воспринимается как эталонное, правильное. А кариатиды, в свою очередь — это статуи одетых женщин, помимо эстетического назначения, у них есть и функциональная нагрузка — они в буквальном смысле служат поддержкой, опорой балки в здании, заменяя собой колонны или пилястры. Назвать кариатид просто статуями нельзя — у этих скульптур существуют свои традиции создания и собственный, впечатляющий бэкграунд. Существуют и свои разновидности: скульптуры девушек, у которых в руках есть корзины с плодами, либо же цветы на голове, называют канефорами. Как уже было сказано ранее, кариатиды активно использовались как в Античной архитектуре, в эпохе Возрождения, так и в искусстве классицизма. В различных неоклассических стилях они, конечно же, также широко используются.

    Не стоит думать, что использование кариатид скульпторами и архитекторами в современных постройках — это архаизм. Это — изящная и эстетичная отсылка к определенному стилю и, если здание этому стилю соответствует, то почему бы не оформить фасад именно таким образом?

    Использование кариатид в фасадном декоре: Санкт-Петербург

    Современная скульптура имеет бесчисленное множество различных ответвлений и стилей, использование кариатид в декоре современных зданий вполне возможно, а на фоне современных нарочито минималистических решений — и вовсе небанально. Если вы хотите задействовать кариатид в декоре фасада, либо даже придать им, собственно, функциональную нагрузку, то эту задачу можно делегировать специалистам из Мастерской XIX. Мы — команда высокопрофессиональных скульпторов с соответствующим образованием и обширным опытом работы. Сочетание такого опыта, специальных знаний, работы только с качественными и надежными материалами, соблюдение всех необходимых технологий, а также наличие эстетического вкуса, гарантирует максимально качественный результат в итоге. Обратившись к нам, вы можете рассчитывать на полный, профессионально выполненный спектр работ: от разработки проекта и эскизов до конечной, качественной реализации. Мастерская XIX — это специалисты, которым можно доверить самые сложные, творческие и интересные проекты. Мы работаем качественно — на результат и за разумные деньги.

    Колонны кариатид: определение и скульптура

    Примеры колонн кариатид

    Независимо от того, какая история правдива, самые известные кариатиды в греческой архитектуре – это те, что находятся на крыльце Дев на Эрехтейон , маленькой часовне, названной в честь мифического афинского царя, в которой находилась деревянная статуя Афина. Здание, построенное около 420 г. до н.э., расположено на Акрополе в Афинах.

    Вид на кариатиды на притворе Дев на Эрехтейоне

    На южном крыльце Эрехтейона шесть кариатид поддерживают крышу вместо колонн.Каждая фигура – это молодая женщина, смотрящая на пейзаж и смотрящую на Парфенон. Каждый встает прямо, одна нога вперед. Это поза называется contrapposto , одна нога прямая, а другая слегка согнута. Поза определенная, но небрежная. Фигуры с длинными заплетенными волосами одеты в пеплос , тип греческой одежды, состоящий из туники, которая складывается сзади на лифе и прикрепляется к плечу брошкой. Каждая фигура однажды подняла угол своей мантии одной рукой, в то время как другая держала неглубокий сосуд, но руки и кисти давно исчезли.

    Другой вид на кариатиды на крыльце дев

    Сегодня кариатидные колонны на Эрехтейоне являются копиями. Один из оригиналов находится в Британском музее в Англии, а пять других хранятся в музее Акрополя. Они были удалены из Эрехтейона и заменены точными копиями в 1979 году, чтобы защитить их от экологического ущерба и вандализма.

    Кариатиды в более позднем искусстве и архитектуре

    Форма кариатид позже была принята художниками и архитекторами по всему миру.Итальянский скульптор двадцатого века по имени Джокометти создал произведения, которые он назвал кариатидами. А позже архитекторы использовали их в зданиях, таких как школы, театры и музеи. Вот пример общественного здания, две формы кариатиды скульптора Генри Херринга на крыльце Полевого музея естественной истории в Чикаго, сделанные в 1919 году и установленные в 1922 году.

    Вид на кариатиды в Полевом музее естественной истории в Чикаго

    Когда вы смотрите на архитектуру, видите ли вы какие-либо формы на крыльцах общественных зданий или в таких местах, как музеи и театры, которые напоминают кариатиды?

    Краткое содержание урока

    В древнегреческой архитектуре кариатид – это скульптурные женские фигуры, которые использовались вместо колонн в качестве опоры для зданий. Эта форма, которую иногда называют кораи или девицами, произошла от очень стилизованных фигур в раннем греческом искусстве. Некоторые из самых известных примеров кариатид находятся на Erechtheion , храме на Акрополе в Афинах. Шесть кариатид поддерживают крыльцо в южной части здания. Они стоят в позе Contrapposto , одна нога выпрямлена, а одна слегка приподнята. С длинными заплетенными волосами они одеты в форму греческого костюма, называемого peplos , одежду, сделанную из длинной туники, которая складывалась вдвое и удерживалась через плечо булавкой.Форма кариатиды позже использовалась другими художниками и архитекторами в декоративных целях.

    Кариатид: Дочери Афин

    Здравствуйте, я Кариатида!

    Кариатиды использовались в воротах, фасадах, карнизах, фризах, крышах и т. Д. Соответствующая мужская архитектурная фигура называется Атлас или Теламон! В древнем архитектурном искусстве, особенно в ионическом порядке, колонны часто заменялись изображением блестящей женской формы. В дорическом же ордене, напротив, предпочитали мужскую форму.У кариатид руки свободны, а вес просто и легко ложится на голову, элегантно поддерживая структуру. Атлас, с другой стороны, использует плечи, спину и руки, чтобы создать впечатление, что он держит большой вес. Классическая форма Кариатиды – это простые, но лестные вуали и рукава. У нее прямые и покатые туловища, а ноги либо сомкнуты, либо одна из них немного вперед. Руки находятся в стороны и вниз, иногда в одной руке держат дань.Складки на их одежде гармонируют с пазами колонн, изменяя их изгибы тела. В древности кариатиды были раскрашены в разные цвета, но со временем цвета поблекли.

    Кариатиды Акрополя

    Самыми известными кариатидами являются кариатиды Эрехтейона. Шесть сестер «родились», когда их дом, Эрехтейон, был построен на Акрополе. Кариатиды гордо поддерживают крышу, глядя на Парфенон неземным взглядом.Все шесть из них очень похожи, но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что каждый из них уникален. Их сочные тела словно дышат под складками вуали, плечи обнажены, а волосы длинные и завязаны по-разному для каждой сложной прически. Их ноги согнуты, они носят простую дорическую вуаль, которая образует складки между грудями и легко перекатывается к ступням. Они были нарисованы на поверхности, каждый разного цвета, который со временем потускнел.

    Эрехтейон был самым священным зданием на Акрополе.Это сложное мраморное здание, блестящий образец ионического ордена. Восточная часть храма была посвящена поклонению Афине, богине-покровительнице города, а западная часть была посвящена Посейдону-Эрехтею, от которого храм получил свое название, Гефесту и другим богам и героям. Таким образом, это многоцелевой храм, где были размещены более старые и молодые культы и где находилась самая священная реликвия Афин, Палладий (изображение богини Афины Паллады из оливкового дерева).Здание имело две пристройки. Крыша северной части покоилась на шести ионных колоннах, а под ее полом афиняне показали знак того, что Зевс убил мифического царя Эрехтея. Под троном находилась гробница другого мифического царя Афин, Кекропа.

    Связанный тур

    Экскурсия по мифологии Акрополя

    Узнать больше

    Наиболее известна южная часть. Вместо колонн крышу поддерживали шесть статуй Дев. Статуи называются просто «Кораи» (что означает «дочери» или «девушки» по-гречески) на строительной надписи Эрехтейона.Название «Кариатиды» было дано в более поздний период. Одна из кариатид была удалена из Эрехтейона лордом Элджином в 1801 году и сейчас хранится в Британском музее. Усилия греческого правительства по возвращению Кариатиды и объединению ее с пятью сестрами в Афинах продолжаются, но пока не увенчались успехом, поскольку британское правительство отказывается вернуть ее. Кариатиды Эректеона были заменены греческим правительством репликами, чтобы защитить оригиналы от загрязнения города.Оригинальные кариатиды теперь выставлены в новом музее Акрополя с одним пустым местом для возвращения их сестры из Британского музея.

    Кариатиды и их происхождение

    Эти шесть Кораи теперь называются Кариатидами, но так было не всегда. Существуют теории происхождения их имени. Согласно теории, приписываемой римскому писателю Витрувию, кораи представляли женщин Карии, небольшого городка в Лаконии, которые были наказаны за каторжные работы из-за их союза с персами во время второго персидского вторжения в Грецию.Эти женщины стали моделями статуй Кораи, которые поддерживали структуру, передавая бремя своего наказания будущим поколениям. Эта версия, которая была широко принята в римский период, позже была оспорена в основном потому, что кариатидам в их описании пришлось бы нести тяжелое бремя вечного наказания, когда они были запечатлены на мраморе. Более того, дочери Эрехтейона с их милым и гордым лицом не реагируют на это описание.

    Согласно другой теории, красивые, тщательно причесанные девушки Эрехтейона обязаны своим именем девственным жрицам Артемиды Кариатис, культа богини Артемиды, зародившегося в маленьком городке Карьяи в Лаконии.Жрицы, известные своей красотой, танцевали в честь Артемиды Кариатис, балансирующей на голове корзиной. Естественно, очевидный вопрос и контраргумент в пользу этой теории состоит в том, почему Кораи в храме, связанном с богиней Афиной, отождествляются со жрицами богини Артемиды из Карая.

    Создатели Кариатид также не уверены. Это мог быть скульптор Алкаменис или Каллимахос, или кто-то из учеников Фидия. Точная правда о них была утеряна на протяжении тысячелетий, но их красота и очарование остались неизменными и завораживающими.

    Кариатиды: сестры от другой матери

    Самые ранние известные кариатиды существовали в Дельфах и датируются 6 веком до нашей эры. Святилище Аполлона в Дельфах было домом для знаменитого Оракула Аполлона и считалось Омфалосом (военно-морским) Древнего мира. Города-государства, короли, императоры и простые люди со всего тогда известного мира воздвигали памятники и совершали подношения в честь бога света и пророчеств. Сифнийское казначейство было построено городом-государством Сифнос, чтобы завоевать расположение Аполлона и повысить престиж государства-донора. Фронтон Сокровищницы поддерживался двумя кариатидами, которые позже стали источником вдохновения для кариатид Эрехтейона на Акрополе. Эти две кариатиды выставлены в Дельфийском музее. У одного сохранилась большая часть туловища и головы, с корзиной, украшенной рельефной дионисийской сценой с Менадами и Силеном. Их одежда должна была быть цветной (красный, синий, зеленый, охра и золото), что делало их более яркими и красивыми.

    Две другие кариатиды, датируемые I веком до нашей эры, украшали и поддерживали небольшой пропилон святилища Деметры в Элевсине.Огромного размера, один из них является центральным экспонатом Археологического музея Элевсина, а другой находится в музее Фицуильяма в Кембридже. «Цистофорная дочь», как называют эту кариатиду, носит в своей голове замковый камень, цилиндрический сосуд, который использовался для хранения еды. Кариатида, которая находится в Кембриджском музее, имеет тот же орнамент, что и ее сестра в Элевсине, в то время как ее история очень похожа на историю Кариатиды Акрополя, захваченной лордом Элджином. Ее сделал Эдвард Кларк, доктор Кембриджа, специалист по минералогии, который осуществил перенос гигантской цистофорической кариатиды из Элевсина в Англию.

    4 сентября 2014 года Министерство культуры Греции объявило, что две кариатиды были обнаружены во втором вестибюле гробницы Каста в Амфиполисе. Две кариатиды имеют высоту 2,27 метра, тунику и длинный каблук с бахромой с богатыми складками, юбки, украшенные красными и желтыми цветами, и их пальцы ног изысканно детализированы. Что делает случай Амфиполя и гробницы Касты особенным и с самого начала вызывало интерес археологов, так это то, что кариатид в македонской гробнице в Греции никогда раньше не видели.По одной из версий, подобным случаем можно считать только те, что были найдены во фракийской гробнице Свештари в современной Болгарии, датируемой примерно 300 годом до нашей эры. Памятник был открыт в 1982 году, наиболее примечательными из которых были десять кариатид, полулюдей-полу-растений, которые сохранили следы своей первоначальной окраски, но были незаконченными – возможно, это пример внезапной смерти почитаемых мертвецов. Необычно то, что на их лицах – боль и печаль.

    Наконец, «Очарованные» Салоники, рельефные изображения, которые когда-то украшали две стороны коринфской колоннады, были названы «Кариатидами» города.Более новые, чем предыдущие (они датируются римским периодом, концом 2 века нашей эры), но с похожей историей «похищений», сопровождающих их, «Очарованные» сегодня выставлены в Лувре. На восьми рельефных фигурах изображены мифологические фигуры, связанные с поклонением Дионису, такие как сам бог, Ариадна, Ганимед, Авра и Диоскор. Позднее христиане называли их «Идолами», а испанские евреи города «Лас Инкантадас», то есть Заколдованные (или заколдованные). Их нашли недалеко от Древней Агоры, рядом с Райскими банями.В 1864 году они были вывезены и перевезены во Францию ​​с разрешения османских властей французским палеонтологом Эммануэлем Миллером. Их история стала еще одним археологическим документальным фильмом под названием «Очарованные» (2010), созданным Археологическим институтом македонских и фракийских исследований.

    Связанный тур

    Пробуждение Дельфи: однодневная поездка с гидом из Афин

    Узнать больше

    Наследие Кариатид

    Влияние кариатид на архитектуру и искусство продолжалось еще долгое время после их создания.Мы встречаем их как в неоклассической, так и в современной архитектуре, а также в различных видах искусства – от живописи до кино. Радостные или грустные, измученные или гордые, крепкие и эфирные одновременно, кариатиды хранят свои секреты и продолжают очаровывать нас сотни и тысячи лет спустя. Архитекторы, очарованные их загадочной загадочностью, использовали их формы в монументальных архитектурных сооружениях римской эпохи. Их влияние на римскую архитектуру было таким, что первая форма Пантеона Рима (не сохранившаяся сегодня), построенная Агриппой в 27 г. до н.э., имела кариатиды на фасаде, вырезанные афинским скульптором Диогеном.

    Кариатиды также украшали чердак коринфских колоннад, примыкавших к Храму Марса Ультора на Форуме Августа в Риме. Это были точные копии кариатид Erectheion в уменьшенном масштабе. Особняк Адриана за пределами Рима также был украшен кариатидами, точными копиями Erechtheion Korai. В европейской архитектуре мы находим кариатиды эпохи барокко и классицизма, например. во дворце Сан-Суси в Германии, а также позже в современной архитектуре и художественном потоке исторической архитектуры 19 века, e.грамм. в отеле Atlantic в Гамбурге.

    Девушки были известны не только в архитектурном мире, но и в живописи. В картине Жака-Луи Давида «Любовь Парижа и Елены» (1788) показана глубина сцены с кариатидами, на которую глубоко повлияло неоклассическое движение. Чистота тел, изящество движений и богатство тканей Paris и Helen, которые расположены в центре стола и образуют кластер, создают впечатление скульптур. Планировка интерьера, декоративные детали и, конечно же, галерея с кариатидами раскрывают влияние классической античности и влияние кариатид на художественную сцену тысячи лет спустя.

    Сказки и городские мифы о кариатидах

    Афины, улица Асоматон 43: На этой маленькой улице в районе Псири находится внушительный неоклассический народный дом, крышу которого поддерживают две кариатиды. Они намного моложе своих «кузенов» из Эрехтейона – поскольку это здание было построено в 19 веке – и они скрестили руки на груди. Окружающая среда связана не с классической эпохой Акрополя, а с популярным районом Псири.Однако эти дочери остаются столь же красивыми и пылкими, держась за голову бремя времени.

    Городской миф, сопровождающий их историю, был создан парикмахером с богатым воображением, который годами держал свою мастерскую на первом этаже. Панайотис Критикакос рассказывал своим клиентам – возможно, ради репутации и известности в этом районе – что у владельца дома были две умершие дочери. Тогда несчастный отец, чтобы облегчить его боль, приказал сделать две кариатиды, чтобы он навсегда запомнил свой корай! Время от времени цирюльник рассказывал разные версии историй.Другой хотел, чтобы дочери владельца были отравлены их якобы злой матерью, то есть женой предполагаемого второго владельца, которая завидовала им и ненавидела их.

    Рассказы парикмахера были интересны, но далеки от реальной истории. Это потому, что потомки владельца не только опровергли эту историю, но и опубликовали фотографии и другие доказательства того, что все они жили долго и счастливо. Дочери наслаждались жизнью, и парикмахер, вероятно, оставил большую бороду. История очаровательна, но без внезапных смертей, как рассказала Рена Каракацани, одна из внучок владельца, которая также была скульптором кариатид..!

    Любоваться кариатидами сегодня

    Сегодня можно посетить Кариатиды и полюбоваться ими лично. При посещении Греции вам следует присоединиться к экскурсии по Акрополю, чтобы увидеть Кариатиды Эрехтейона и узнать больше о священных структурах священной скалы Афины. Вы найдете оригинальные кариатиды в музее Акрополя. Вы также можете совершить однодневную поездку в Дельфы из Афин и посетить Святилище Аполлона, где вы прогуляетесь рядом с Сифнийской сокровищницей, а затем полюбуетесь кариатидами в Археологическом музее Дельф! Элевсин – город недалеко от Афин, и вы можете посетить его археологический музей, где выставлена ​​Цистофорная Дочь, пока вы пытаетесь открыть Элевсинские мистерии.

    Связанный тур

    Экскурсия по мифологии Акрополя

    Узнать больше

    Кариатида | Encyclopedia.com

    Oxford

    просмотров обновлено 23 мая 2018 г. кариатида (е) (мн. Кариатида (е) с). Резная задрапированная прямая стоящая женская фигура ( cora ), поддерживающая на голове астрагал (обогащенный бусинами и катушкой), оволо (обогащенный яйцом и дротиком) и квадратные счеты, используемые как заменяет колонну и поддерживает антаблемент.Самым известным примером использования кариатид в греческой античности было южное крыльцо Эрехтейона в Афинах ( ок. 421–407 до н. Э.), Крышу которого поддерживали шесть фигур. Похожая задрапированная женская фигура с корзинообразной формой над головой вместо столичной астрагало-оволо-абака – это canephora (мн. Canephorae). См. Атлас, герм, персидский, теламон, термин.

    Библиография

    Dinsmoor (1950)

    Словарь по архитектуре и ландшафтной архитектуре ДЖЕЙМС СТИВЕНС КЕРЛ

    оксфорд

    просмотров обновлено 18 мая 2018 г.

    car · y · at · id / ˌkarēˈatid; ˈKarēəˌtid / • п.(мн. автомобиль · y · at · id или автомобиль · y · at · i · des / ˌkarēˈatəˌdēz /) Archit. резьба по камню, изображающая задрапированную женскую фигуру, служившая опорой для антаблемента здания в греческом или греческом стиле.

    Оксфордский карманный словарь современного английского

    оксфорд

    просмотров обновлено 29 мая 2018 кариатида резьба по камню драпированной женской фигуры, используемой в качестве столба для поддержки антаблемента здания в греческом или греческом стиле. Название происходит (в середине 16 века) через французский и итальянский от латинского caryatides от греческого karuatides , множественное число от karuatis «жрица Артемиды в Кариях», от Karuai (Caryae) в Лаконии.

    Оксфордский словарь фраз и басен ЕЛИЗАБЕТ ЗНАЕТ

    оксфорд

    просмотров обновлено 21 мая 2018 кариатида (архит .; ориг. И обычно мн.) Женская фигура, используемая в качестве столбца. XVI. – Ф. , кариатид – Ит. кариатид , или их источник L. кариатиды – Gr. karuátides (мн.) Жрицы Артемиды в Karuai (Caryae) в Лаконии.

    Краткий Оксфордский словарь английской этимологии T.F. HOAD

    Кариатида Эрехтейона

    Изображение любезно предоставлено wikipedia.com

    Около 420 г. до н.э. в Афинах происходило создание одного из самых классических архитектурных памятников в мире. Персы разрушили большую часть города во время недавнего вторжения, поэтому Перикл, генерал Афин с 461 по 429 год до н.э., поручил двум мужчинам восстановить поврежденные здания на вершине Акрополя. Наряду с восстановлением священного религиозного здания, разрушенного персами, Перикл также попросил, чтобы они построили еще одно здание, Эрехтейон.Именно тогда архитектор Мнесикл и скульптор и каменщик Фидий создали то, что сейчас известно как Кариатида Эрехтейона (khanacademy.org; Росс).

    Назначение

    Цель Эрехтейона мало обсуждается. Некоторые ученые считают, что он был построен в честь мифического царя Эрехтея (wikipedia.com), в то время как другие полагают, что он был построен в честь Афины и Посейдона (Росс). Независимо от первоначальной причины его постройки, Эрехтейон – очень яркое сооружение, воплощающее в себе многие черты, характерные для древнегреческой архитектуры.

    Уникальные особенности

    Помимо храма, построенного в честь греческих богов, Эрехтейон также известен уникальными колоннами, поддерживающими крыльцо с южной стороны. Уникальность этих столбов заключается в том, что они имеют форму женщин и называются кариатидами, которые представляют собой человеческую фигуру, выступающую в роли колонны (khanacademy.com). Эти кариатиды изначально не планировались для Эрехтейона, но были добавлены для поддержки крытого крыльца, предназначенного для скрытия опорной балки, которая была добавлена ​​к зданию после начала Пелопоннесской войны и привела к уменьшению размера здания из-за ограниченного финансирования (Википедия.com).

    Сравнение с другими кариатидами

    Изображение любезно предоставлено wikispaces.com

    Когда были созданы Кариатиды Эрехтейона, они были выполнены в стиле, который не был полностью новым для мира. Было известно, что в 6 -м – -м веке до нашей эры в Сифнийском казначействе в Дельфах были кариатиды, и термин «кариатида» впервые был встречен в 4 веке до нашей эры (Картрайт). Эти предыдущие кариатиды, хотя и использовались таким же образом, не получили такой же известности, как кариатиды Эрехтейона.Они были спроектированы схожим образом, с «вертикальными складками драпировки, скрывающими их жесткие, несущие вес ноги» (Gardner & Kleiner, 119), но сифнийские кариатиды не были такими реалистичными и яркими, как кариатиды Эрехтейона.

    Кариатиды Эрехтейона были намного более замечательными, чем ранее известные кариатиды, потому что в них было много особенностей, которые вскоре станут ядром будущей классической греческой скульптуры. Эти особенности включают: замысловатые складки ткани, искусство заставлять одежду прилегать к телу, их реализм и позу контрапоста.Эти скульптуры были покрыты тканью, которая была изящно задрапирована и размещена таким образом, чтобы демонстрировать женское тело без ущерба для ее скромности. Скульптура обнаженной женщины еще не была приемлемой в греческом обществе, поэтому скульпторы разработали способы демонстрации женской формы без аспекта обнаженной натуры. Кариатиды Эрехтейона демонстрировали ноги, тело и грудь женской формы идеалистически реалистичным, но скромным образом, чтобы сделать их значительными и достойными внимания тех, кто приходил на них посмотреть.

    Заключение

    Кариатиды Эрехтейона важны для истории греческой архитектуры, потому что они воплощают форму идеальной женщины для древних греков и «демонстрируют черты, которые станут основными элементами классической скульптуры» (Картрайт). Эти статуи прославляют идеальную женскую форму, демонстрируя при этом замысловатый дизайн, необходимый для их формирования. Черты кариатид Эрехтейона вскоре станут общими для греческого архитектурного сообщества и станут классическим представлением искусства того времени.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Олдермен, Лиз. «Девы Акрополя сияют заново». Нью-Йорк Таймс . The New York Times, 7 июля 2014 года. Интернет. 19 сентября 2014 г. .

    Картрайт, Марк. «Кариатида». Энциклопедия древней истории . Энциклопедия древней истории, 29 октября 2012 г. Интернет. 19 сентября 2014 г. Кариатида />.

    «Кариатида из Эрехтейона.» Британский музей . Британский музей, без даты. Интернет. 19 сентября 2014 г. .

    «Кариатида». Википедия . Фонд Викимедиа, 19 сентября 2014 г. Интернет. 19 сентября 2014 г. .

    Clair, William St. Lord Elgin and the Marbles . Лондон: Oxford U.P., 1967. Печать.

    «Contrapposto». Ханская Академия .Smart History, н.д. Интернет. 19 сентября 2014 г. .

    Редакторы Британской энциклопедии. «Кариатида (архитектура)». Британская энциклопедия онлайн . Британская энциклопедия, без даты. Интернет. 19 сентября 2014 г. .

    Редакторы Британской энциклопедии. «Contrapposto (искусство)». Британская энциклопедия онлайн . Британская энциклопедия, n.d. Интернет. 19 сентября 2014 г. .

    Гарднер, Хелен и Фред С. Кляйнер. Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива . Бостон, Массачусетс: Wadsworth Cengage Learning, 2010. 99. Печать.

    Харрис, доктор Бет и доктор Стивен Цукер. «Кариатида и колонна из Эрехтейона». Ханская Академия . Khan Academy, 1 октября 2011 г. Web. 19 сентября 2014 г. .

    Shear, Ione Mylonas. «Девы в греческой архитектуре: происхождение« кариатид »». Bulletin De Correspondance Hellénique 123.1 (1999): 65-85. Интернет.

    Нравится:

    Нравится Загрузка …

    Похожие сообщения

    Как древние греки мастерски сочетали скульптуру с архитектурой

    Когда мы говорим о мраморных статуях, что в первую очередь приходит на ум? Скорее всего, вы представляете себе известные статуи, такие как Афродита Милосская и Давид.Но помимо декоративной функции искусства, некоторые произведения еще и функциональны. И, конечно же, наиболее представительным примером этого искусства являются кариатиды.

    Отчасти женские мраморные фигуры несравненной красоты, отчасти архитектурные элементы, Кариатиды творчески помогают удерживать вес здания на протяжении тысячелетий. Хотя было доказано, что эти древние статуи были чрезвычайно популярны в Древних Афинах, сегодня они продолжают вызывать восхищение сочетанием искусства и архитектуры.

    Что такое кариатиды?

    Кариатида – женская статуя, служащая опорой и столпом или другим поддерживающим архитектурным элементом. Традиционная кариатида имеет капитель на голове, хотя некоторые также, кажется, держат в руках трезубец (украшенную часть над капителью).

    Слово Кариатида на древнегреческом означает Дочь Кариеса, города, расположенного недалеко от Спарты. В Кариесе был храм, посвященный богине Артемиде.

    В честь богини местные женщины часто исполняли традиционные танцы, возлагая корзины с растениями на головы – образ, вдохновивший эстетику кариатид.Соответствующий архитектурный элемент в мужской форме – Атлас, но с некоторыми отличиями.

    История кариатид

    Хотя происхождение их названия происходит от Кариес, самая старая из известных кариатид существовала в Дельфах и восходит к 6 веку до нашей эры. Здесь кариатиды были интегрированы в архитектуру зданий, предназначенных для размещения пожертвований, таких как Сокровище Сифнии. В этот момент жители Дельф принесли дары богу Аполлону.

    Два века спустя в Афинах были созданы самые популярные кариатиды в истории. Их было шесть, и они поддерживали вход в один из дворов Эрехтейума Акрополя. И если на первый взгляд они выглядят одинаково, это не так. У них разные волосы, их лица, но также и их одежда.

    Сегодня на их месте копии • 5 оригинальных статуй находятся в Музее Акрополя и одна в Британском музее.

    Как и все остальное классическое искусство, кариатиды «утратили интерес» в средние века.Однако во время итальянского Возрождения – периода, когда возродился интерес и использование классической старины – художники снова начали использовать эту технику. Но вместо того, чтобы вырезать кариатиды на фасадах зданий, скульпторы встроили их внутрь.


    Источник: Δναλλακτική Δράση by enallaktikidrasi.com.

    * Статья переведена на основе содержания ναλλακτική Δράση, выполненного enallaktikidrasi.com. Если есть какие-либо проблемы с содержанием, авторскими правами, оставьте, пожалуйста, отчет под статьей.Мы постараемся обработать как можно быстрее, чтобы защитить права автора. Большое спасибо!

    * Мы просто хотим, чтобы читатели получали более быстрый и легкий доступ к информации с другим многоязычным контентом, а не с информацией, доступной только на определенном языке.

    * Мы всегда уважаем авторские права на контент автора и всегда включаем оригинальную ссылку на исходную статью. Если автор не согласен, просто оставьте отчет под статьей, статья будет отредактирована или удалена по запросу автор.Спасибо большое! С наилучшими пожеланиями!


    Определение кариатиды в истории искусства.

    Примеры кариатид в следующих разделах:

    • Пропилеи и Эрехтейон

      • Крыльцо на южной стороне Эрехтейона известно как Крыльцо Кариатид , или Крыльцо Дев.
      • Шесть высоких скульптурных женщин ( кариатид, ) служат опорой для антаблемента здания.
      • Скульптурная колонна кариатид названа в честь женщин городка Кайрай, небольшого городка, расположенного недалеко от Спарты и связанного с ней.
      • Таким образом, кариатид , изображенных на Акрополе, являются символическими изображениями всей власти Афин над Грецией и наказания предателей.
      • Крыльцо Эрехтейона с кариатидами .
    • Акрополь

      • Крыльцо на южной стороне Эрехтейона известно как Крыльцо Кариатид , или Крыльцо Дев.
      • Шесть высоких скульптурных женщин ( кариатид, ) поддерживают антаблемент.
      • Скульптурная колонна кариатид названа в честь женщин городка Кайрай, небольшого городка, расположенного недалеко от Спарты и связанного с ней.
      • Этот стиль встречается в других местах Акрополя, например, на кариатидах и женщинах на фронтоне Парфенона.
      • Крыльцо Эрехтейона с кариатидами .
    • Афины

    • Храм Афины Ники

      • Этот стиль встречается в других местах Акрополя, например, на кариатидах и женщинах на фронтоне Парфенона.
    • Скульптура догонов

      • Темы, встречающиеся на всей скульптуре догонов, состоят из фигур с поднятыми руками, наложенных друг на друга бородатых фигур, всадников, табуретов с кариатидами , женщин с детьми, фигур, закрывающих их лица, женщин, измельчающих жемчужное просо, женщин, несущих сосуды на головах, ослов с чашами , музыканты, собаки, четвероногие корыта или скамейки, фигуры, изгибающиеся в пояснице, зеркальные изображения, фигуры в фартуках и стоящие фигуры.
    • Догоны

      • Темы, встречающиеся на всей скульптуре догонов, состоят из фигур с поднятыми руками, наложенных друг на друга бородатых фигур, всадников, табуретов с кариатидами , женщин с детьми, фигурок, закрывающих их лица, женщин, измельчающих жемчужное просо, женщин, несущих сосуды на головах, ослов с чашами , музыканты, собаки, четвероногие корыта или скамейки, фигуры, изгибающиеся в пояснице, зеркальные изображения, фигуры в фартуках и стоящие фигуры.
    • Дельфийские и греческие казначейства

      • Две колонны в антисептиках были не типичными колоннами, а кариатидами , поддерживающими колоннами, принявшими форму женщин.
    • Архитектура под Нерван-Антонинами

      • Среди заимствованных им рисунков кариатид и статуи рядом с ними, изображающие египетского карлика и бога плодородия Беса.
    • Классическая греческая архитектура

      • Кариатиды – драпированные женские фигуры, используемые в качестве опорных элементов для антаблементы – также были характерной чертой ионического ордена.

    Атлас в архитектуре – HiSoUR – Hi So You Are

    🔊 Аудиочтение

    В классической европейской архитектуре атлас (также известный как атлант, или атланте, или атлантид; множественное число атлантов) представляет собой опору в форме человека, которая может заменять колонну, пирс или пилястру.Римское название такой скульптурной опоры – теламон (теламоны или теламоны во множественном числе).

    Термин «атланты» – это греческое множественное число от имени Атлас – Титана, который был вынужден вечно держать небо на своих плечах. Альтернативный термин, теламоны, также происходит от более позднего мифологического героя Теламона, одного из аргонавтов, который был отцом Аякса.

    Кариатида – женский предшественник этой архитектурной формы в Греции, женщина, стоящая на месте каждой колонны или столба.Кариатиды находятся в сокровищницах в Дельфах и Эрехтейоне на Акрополе в Афинах для Афины. Обычно они находятся в ионическом контексте и представляют собой ритуальную ассоциацию с богинями, которым поклоняются внутри.

    Atlantes выражают чрезвычайное усилие в своей функции: головы наклонены вперед, чтобы выдержать вес сооружения над ними на плечах, предплечья часто приподняты, чтобы обеспечить дополнительную поддержку, создавая архитектурный мотив.

    Атланты и кариатиды были отмечены поздним республиканским римским архитектором Витрувием, чье описание построек, а не сохранившиеся образцы, передало идею атлантов в архитектурный словарь эпохи Возрождения.

    Происхождение
    Кариатиды не только предшествовали им, но и аналогичные архитектурные фигуры уже были сделаны в Древнем Египте из монолитов. Атланты возникли в греческой Сицилии и в Великой Греции на юге Италии. Самые ранние из сохранившихся атлантов – это падшие из раннеклассического греческого храма Зевса, Олимпейон, в Агридженто, Сицилия. Однако атланты сыграли более значительную роль в архитектуре маньеризма и барокко.

    В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков многие здания были построены из великолепных атлантов, очень похожих на греческие.Их выбор из двух предложенных дизайнов – другой дизайн с использованием кариатид – для входа в Эрмитаж, построенный для российского царя Николая I, сделал атланты еще более модными. Портик этого здания украшен десятью огромными атлантами, примерно в три раза превышающими натуральную, вырезанными из сердобольского гранита, которые были спроектированы Иоганном Хальбигом и выполнены скульптором Александром Теребеневым.

    Примеры
    Базилика Санта-Кроче, Лечче, Италия
    Casa degli Omenoni, Милан, Италия
    Церковь Св.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *