Характерные черты архитектуры классицизма: что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

Содержание

Особенности классицизма в Москве и Санкт-Петербурге

Работа представляет собой сравнительный анализ классицизма как художественного течения. Также в работе представлены особенности его проявления в Москве и Санкт-Петербурге

Просмотр содержимого документа
«Особенности классицизма в Москве и Санкт-Петербурге»

Классицизм в Москве и Санкт-Петербурге

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Сравнительная таблица

Классицизм Санкт-Петербурга

Классицизм Москвы

Архитектор

Его деятельность

Антонио Ринальди 1710-1794

Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С.

Жан-Батист Валлен-Деламот 1729-1800

Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 – костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.

Ю. М. Фельтен 1730-1801

Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.

В. И. Баженов 1737-1799

Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I

А. В. Квасов 1718-1772

Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.

И. Е. Старов 1745-1808

Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца

Н. А. Львов 1751-1803

Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны) , церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)

Джакомо Кваренги 1744-1817

Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40) , Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33) , Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице) , Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. Александровский дворец (село Кваренги) . Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.

А. Н. Вороникин 1759-1814

Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны Казанской улицы. Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание Горного института.

А. Д. Захаров 1761-1811

Капитально перестроил здание Адмиралтейства.

Жан Тома де Томон 1760-1813

Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора; особняк Лаваль на Английской набережной, 4.

 

Архитектор

Его деятельность

К. Бланк (1728-1793)

С 1762 г. был главным архитектором Москвы

И. Еготов

в 1787 г. Главный архитектор Москвы

Д. Ухтомский (1719-1774).

Основоположником московской архитектурной школы считается князь  В 1749 г. он основал Архитектурную школу, из которой впоследствии вышли выдающиеся зодчие М. Казаков (1738-1812) и А. Кокоринов (1726-1772).

В.

И. Баженов (1735 – 1799)

Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме против Кремля (1784 – 1786)

М.Ф. Казаков (1738 – 1812)

Здание Сената в Кремле (1776 – 1787)
Церковь Митрополита Филиппа (1777 – 1788)
Здание Благородного собрания (80-ые годы)
Голицынская больница (1796 – 1801)
Старое здание университета (сгорело)
Петровский подъездной дворец на Петербургском шоссе.
Всего Казаков построил около 100 зданий.

О. Бове

является автором проекта здания Большого театра (1821-1824гг.), Александровского сада у стен Кремля и триумфальной арки у Тверской заставы(1826-1834гг.).

Д. Жилярди (1785-1845гг.)

автор строений в Кузьминках под Москвой.

Этапы развития Классицизма

Ранний Екатерининский Классицизм

На годы правления Екатерины II пришлись сразу два этапа развития классицизма – ранний и строгий. Главным отличием одного периода от другого является смешение раннего классицизма с декоративными барочными формами и полный отказ от элементов барокко и рококо в строгом классицизме архитектуры Санкт-Петербурга.

Ранний классицизм в творчестве Ж.Б. Валлен-ДеламотаА.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена воплотил идеи гармоничной упорядоченности и лаконичной сдержанности, где остатки барочного шика ушли на второй план, освободив центральное место греческим ордерам.

Строгий классицизм, сформировавшийся к 1780 году, полностью отказывается от архитектурных форм барокко, безукоризненно следуя чертежам и описаниям греческого ордера Витрувием и Палладио. Среди петербургских зодчих этого периода можно выделить Чарльза КамеронаВ. И. БаженоваИ. Е. СтароваД. Кваренги и т.д.

Поздний Классицизм и ампир

Поздний классицизм (Александровский) в истории архитектуры рассматривается в качестве переходного этапа от классицизма к стилю ампир. Это объясняется, прежде всего, усиленной стилизацией под архаику, тяжеловесностью и величественностью образов. Петербургские архитекторы отдают предпочтение не украшенным, а простым ордерам, таким как дорический и тосканский.

Логичным завершением классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX веков. стало появление императорского стиля – ампира. Идеи торжественной и мужественной архитектуры, присущие французскому парадному стилю, быстро подхватывают зодчие Санкт-Петербурга, используя его не только в сооружениях военной тематики, но и в конструкциях церквей, площадей и даже улиц.

Неоклассицизм в архитектуре советского периода

Конец XIX века характеризуется полным отказом от классических форм и преобладанием эклектичных стилей в петербургской архитектуре.

Возвращение классического стиля в несколько измененном виде происходит в начале XX века, благодаря исканиям русских архитекторов, стремящихся преобразить советские жилые дома, посредством использования композиционных форм классицизма. Данный этап в архитектуре получил название неоклассицизм.

В архитектуре Санкт-Петербурга классицизм по праву занял самое заметное место. Он не только воплотил в себе сложнейшие градостроительные задачи XVIII века, но и способствовал укреплению высокого гражданского духа российской империи. Античные формы в исполнении русских зодчих стали визитной карточкой Санкт-Петербурга, сделав его настоящей архитектурной жемчужиной России и всего мира

Этапы развития Классицизма

Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)

На первом этапе тон задают общественные здания. В раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат одна-две правильные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).


Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).

На этом этапе тон задают— городские частные дворцы и усадьбы. В строгом классицизме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами). В этот период дворяне получили освобождение от обязательной государевой службы, что способствовало массовому строительству загородных усадеб с пейзажными парками. В центрах городов на крупных площадях по индивидуальным планам создавались ансамбли общественных и дворцовых построек. Ансамбль — отличительная черта классицистической архитектуры. Отдельно выделяется такой этап развития данного стиля, как ампир: наиболее поздняя стадия классицизма. Ампир начала XIX в. — наивысшая фаза в почти вековом развитии архитектуры классицизма. Новизну и стилистическое своеобразие этого этапа определяют преобладание в архитектурном творчестве градостроительных задач и господство общественных сооружений. Укрупнение архитектурных форм и членений, сокращение элементов, делящих объем, подчеркивали монументальные качества архитектуры. Пространственный размах предопределяет характерную для архитектуры ампира протяженность фасадов, все вертикальные акценты композиции подчиняются горизонтальной доминанте. Следует обратить внимание на то, что крупнейшие ампирные сооружения в столицах — это перестройки или перепланировки уже существующих комплексов.

Особенности Классицизма в Санкт-Петербурге

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И. Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Особенности Классицизма в Москве

Старая Москва была ограничена в пространстве, дома стояли довольно тесно. Строили в то время в разных стилях, не выдерживая общую концепцию, как в Петербурге, однако, всегда, по свидетельству историков, присутствовал специфический местный акцент, который давал возможность характеризовать постройки как типично московские.

Многие специалисты определяли московский акцент как сумбурность, нелогичность и аляповатость строений. Нередко даже в документах не указывали имя зодчего, в то время как в Петербурге по характеру фасада здания можно было определить имя архитектора.

Традиционный вид постройки в Москве того времени – городская усадьба. Существовало две разновидности усадьбы: когда дома выходил фасадом на улицу, а все постройки и сад находились за ним, или когда дом располагался в глубине двора, усадьба была ограждена решеткой с воротами.

В отличие от петербургского классицизма, классицизм в Москве больше связан с традициями древнерусского зодчества. Классицизм в Москве историки признавали менее строгим и рациональным, чем в Петербурге, зато в нем просматривались национальные черты, большая терпимость к дополнениям

Характерные черты Классицизма

  1. Полное господство ордерной системы

  2. Объемное решение зданий тяготеет к форме куба

  3. Фасад оформляют аркады и колоннады

  4. Главный вход здания оформлен в виде портика с фронтоном

  5. Сдержанное оформление окон и дверей

  6. Китайские, египетские, эллинистические, орнаменты декора зданий

  7. Скульптура, следующая античным образцам, является частью архитектурного сооружения

  8. Античные мотивы в оформлении интерьеров: скульптура, колонны

  9. Великолепие внутренних лестниц в музеях, театрах, связанное с придворными церемониями

Классицизм в архитектуре – презентация онлайн

Похожие презентации:

Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край

Биография Карамзина Николая Михайловича (1766 – 1826)

Авиценна Ибн Сина

Бауыржан Момышулы (1910-1982)

Аль-Фараби

Жан Жак Руссо

Леонардо да Винчи

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого

Ахмет Байтурсынов

Зигмунд Фрейд

1.

Классицизм в архитектуреКЛАССИЦИЗМ В
АРХИТЕКТУРЕ

2. Характерные черты архитектуры классицизма.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ
КЛАССИЦИЗМА.
Ориентация на лучшие достижения античной культуры –
греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую
соразмерность частей и их подчиненность общему
замыслу.
Господство простых и ясных форм.
Спокойная гармония пропорций.
Предпочтение прямым линиям.
Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета.
Простота и благородство отделки.
Практичность и целесообразность.

3. Шедевры классицизма в архитектуре России.

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА В
АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ.
Василий
Иванович
Баженов.
Пашков дом. 1784
– 1788 гг. Москва.

4. Василий Иванович Баженов.

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БАЖЕНОВ.
Дворцовопарковый
ансамбль в
Царицыно.
1775 – 1785
гг. Москва.

5. Дворцовый ансамбль в Царицыно.

ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ В
ЦАРИЦЫНО.

6. Василий Иванович Баженов.

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
БАЖЕНОВ.
1737 – 1799 гг., закончил Академию
художеств в Санкт-Петербурге и
продолжил образование в Италии и
Франции. Всю жизнь мечтал
возводить сооружения «к славе
великой империи, к чести своего
века, к беспримерной памяти
будущих времён, ко украшению
столичного града, к утехе и
удовольствию своего народа».

7. Шедевры классицизма в архитектуре России.

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА В
АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ.
Матвей
Фёдорович
Казаков.
Здание сената в
Московском Кремле.
1783.

8. Матвей Фёдорович Казаков.

МАТВЕЙ ФЁДОРОВИЧ КАЗАКОВ.
Петровский
дворец. 1775
– 1782 гг.
Москва.

9. Петровский дворец.

ПЕТРОВСКИЙ ДВОРЕЦ.

10. Матвей Фёдорович Казаков.

МАТВЕЙ ФЁДОРОВИЧ
КАЗАКОВ.
(1738 – 1812 гг.) Получил
образование в Петербургской
Академии художеств. В своём
творчестве ориентировался на
русские архитектурные
традиции. В его
произведениях классические
мотивы сочетаются с
традиционными
древнерусскими.

11. Карл Иванович Росси.

КАРЛ ИВАНОВИЧ РОССИ.
1775 – 1849 гг., сын
итальянской балерины,
приехавшей в Россию в
80-е годы 18 века. В
1816 г. – главный
архитектор при дворе
Александра 1. Построил в
Санкт-Петербурге
Михайловский дворец,
здания министерства и
арку главного штаба на
дворцовой площади.

12. Шедевры классицизма в архитектуре России.

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА В
АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ.
Карл Росси.
Александринский
театр. 1828 –
1832 гг. СанктПетегбург.

13. Карл Росси.

КАРЛ РОССИ.
Михайловский
дворец. СанктПетербург

14. Огюст Рикар де Монферран.

ОГЮСТ РИКАР ДЕ МОНФЕРРАН.
1786 – 1858 гг., русский
архитектор, по
происхождению француз. С
1816 г. работал в России.
Построил Александровскую
колонну (1830 – 1634) в
Санкт-Петербурге.

15. Шедевры классицизма в архитектуре России.

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЦИЗМА В
АРХИТЕКТУРЕ РОССИИ.
Огюст
Монферран
Исаакиевский
собор. 1818 –
1830 гг. СанктПетербург.

English     Русский Правила

Что такое классическая архитектура?

К

Лорен Томанн

Лорен Томанн

Лорен Томанн увлечена рукоделием и обустройством дома своими руками, пишет на обе темы. Самостоятельно ремонтируя свое бунгало 1916 года, она делится уроками, полученными в своих статьях «Сделай сам» и обустройстве дома.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 04.02.22

Факт проверен

Сара Скотт

Факт проверен Сара Скотт

Сара Скотт занимается проверкой фактов и исследователем, работала в сфере индивидуального строительства в сфере продаж, маркетинга и дизайна.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Самыми знаковыми классическими постройками являются большие каменные храмы, построенные на основе симметрии и порядка. Таким образом, существует давняя традиция архитекторов оглядываться на эту архитектурную историю и возрождать ценности и идеалы древнего мира.

Что такое классическая архитектура?

Классическая архитектура возникла в Древней Греции и Риме и характеризуется симметрией, колоннами, прямоугольными окнами и мрамором, и это лишь некоторые из них. На протяжении веков архитекторы опирались на влияние этих цивилизаций и включали традиционные идеалы в последующие архитектурные стили.

В широком смысле классическая архитектура может охватывать всю архитектуру, полученную от древних греков и римлян. Для наших целей движение «Классическое возрождение» является наиболее верным стилем классической архитектуры, существующим сегодня.

История

Классическая архитектура была построена в 5 веке до нашей эры в Греции и примерно в 3 веке нашей эры в Риме. Стиль неоднократно возрождался на протяжении многих лет. Во времена итальянского Возрождения архитекторы работали над восстановлением классической римской архитектуры.

Спустя столетия в Европе раскопки в Помпеях возродили архитектуру Древней Греции. Соответствующий архитектурный стиль стал известен как греческое возрождение. Эта архитектура в значительной степени была ориентирована на греческий идеал пропорций и структурной целостности.

Один из наиболее распространенных типов классической архитектуры в Соединенных Штатах известен как неоклассический. Этот тип архитектуры появился в ответ на архитектуру барокко и в значительной степени опирался на идеалы дизайна древнего Рима. Этот стиль зародился в Европе в 18 веке и стал культовым для многих правительственных зданий в Вашингтоне.

Классическое возрождение — это стиль, вошедший в моду в конце 19 века и имеющий более свободную интерпретацию классических идеалов. Стиль взорвался после Всемирной Колумбийской выставки в Чикаго в 189 году.3. Здания для ярмарки подчеркнули классические формы и вдохновили строителей по всей стране. Многие дома, здания судов, банки, школы и церкви были построены в этом стиле в конце 19 и начале 20 веков.

Характеристики

Классическая архитектура ценила такие понятия, как смелость, смирение и интеллект. Эти значения помогают определить отдельные компоненты, которые можно найти в нескольких классических архитектурных стилях. Некоторые из этих ключевых элементов включают следующее.

  • Симметрия и пропорции. Классические здания обычно симметричны и имеют такие элементы, как колонны и окна, которые расположены на равном расстоянии друг от друга.
  • Столбцы в определенном стиле (или порядке). Эти классические ордера могут быть дорическими, ионическими или коринфскими для греческой архитектуры. У римлян также были тосканские и композитные ордена.
  • Парадное крыльцо с фронтоном. Во многих домах и зданиях есть крыльцо во всю высоту, которое увенчано классическим фронтоном наверху. Дверь обычно располагается в центре дома.
  • Прочные строительные материалы. Классическая архитектура включает в себя такие материалы, как мрамор, бетон и кирпич.
  • Классические мотивы дизайна. Дома часто имеют зубчатую лепнину, крыши со средним уклоном, коробчатые карнизы, декоративную окантовку дверей и сломанные фронтоны над входной дверью.
  • Прямоугольные окна. Окна часто были двустворчатыми и включали в себя множество симметричных конфигураций окон.

Интересные факты

Классическое возрождение конкурировало с архитектурой колониального возрождения.

Архитектура классического возрождения и колониального возрождения была популярна в тот же период. Однако дома классического возрождения были более формальными и грандиозными. Стиль колониального возрождения был более распространен в американских городах и пригородах и подходил для жилой жизни. Классическое возрождение было значительно более популярным для коммерческих и государственных зданий.

Архитектура классического возрождения похожа на стиль изящных искусств.

Архитектурный стиль Beaux-Arts был популярен в тот же период и также включал в себя многие элементы классического дизайна. Один из способов различить эти два стиля — изучить уровень детализации. Стиль классического возрождения значительно менее богато украшен.

Современная архитектура положила конец стилю классического возрождения.

Классическое возрождение 19 века было попыткой воссоединить архитектуру с классическими политическими идеалами, которые также были американскими политическими идеалами. В ответ на выставку в Чикаго в 1893, многие молодые архитекторы были разочарованы выставкой и категорически откликнулись новыми идеями. Этот ответ, возможно, стал началом современной архитектуры, которая заменила классические формы зданий более современными конструкциями.

Вы можете приобрести дом в стиле классического возрождения.

Несмотря на то, что этот стиль не был так популярен, как другие стили, до сих пор сохранилось немало жилых домов в стиле классического возрождения. Передние колонны и крыльцо во всю высоту — главные признаки того, что дом, скорее всего, выполнен в этом стиле.

Таким образом, классическая архитектура — это метод строительства, зародившийся в Древней Греции и Риме. Стиль возрождался много раз, и многие архитектурные стили включают в себя классические формы. Классические архитекторы сосредотачиваются на колоннах, симметрии и пропорциях, среди других правил проектирования, при создании таких зданий, как Капитолий США и здание Верховного суда США.

Характеристики классической архитектуры – Бангладешский институт повышения квалификации

от радость

с без комментариев

Блог

 

Классическая архитектура процветала в древней цивилизации Греции, а затем в Риме. Этот архитектурный стиль имеет некоторые характеристики строительных материалов и компонентов, таких как колонны, окна, симметрия, порядок, мрамор и т. д. Архитекторы веками используют этот стиль в сотрудничестве с другими стилями. Здесь мы собираемся исследовать некоторые характеристики классической архитектуры.

Начнем.

Характеристики классической архитектуры:

Классическая архитектура фокусируется на интеллекте, смелости и смирении. В большинстве классических архитектурных проектов мы нашли эти элементы. Давайте немного углубимся в элементы этого стиля.

 

Использование пропорций и симметрии:

В зданиях классической архитектуры используются пропорции и в большинстве случаев симметричные элементы здания, такие как окна и колонны.

 

Использование ордера:

В этом архитектурном стиле используются различные греческие ордера, такие как ионический, дорический и коринфский, а также римский составной и тосканский ордер.

 

Парадное крыльцо с фронтоном:

Парадное крыльцо с фронтоном видно в здании классического стиля. Фронтон расположен в верхней части крыльца, а входная дверь обычно находится в центре здания.

 

Строительные материалы:

Классическая архитектура использует прочные строительные материалы, такие как твердый бетон, мрамор, кирпич и другие твердые камни.

 

 

Уникальный дизайн:

Классическая архитектура отличается уникальным дизайном от других стилей архитектуры. Обычно мы видим сломанные фронтоны в верхней части входной двери, более декоративную окантовку и двери, коробчатые карнизы, зубной карниз и крыши со средним уклоном и т. д.

 

Окна прямоугольной формы:

Прямоугольные окна часто используются в симметричном стиле, и в большинстве случаев окна имеют двойную подвеску.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *