Архитектура владимиро суздальской земли: Средневековая владимиро-суздальская архитектура | портал о дизайне и архитектуре

СТИЛЬ ЭПОХИ online-журнал » Архив блога » Особенности зодчества Владимиро-Суздальского княжества

Прежде чем начать говорить об уникальности архитектуры присущей Владимиро-Суздальским землям, нужно сначала обрисовать исторические реалии того времени. В первую очередь это 12-13 века, период, о котором принято говорить, как о политическом, культурном и экономическом расцвете общества на этой территории. Хотя, например, Ростов возник в 862 году, но в ту пору подчинялся Киевскому княжеству. А в Ростове, впоследствии Суздале, сидел наместник. Но, как это водится, на эти земли начали претендовать соседи — черниговские князи и волжские булгары. И только в 1125 году Юрию Долгорукому удалось отстоять независимость.

К тому моменту Киев уже не справлялся со своими столичными функциями. Считается, что Владимиро-Суздальское княжество первое сепаратировалось, когда Андрей Боголюбский перенес особо чтимую икону Богоматери из Киева в только что построенный город Владимир. Теперь она известна как Богоматерь Владимирская. Отсюда идет стремление князей отстроить Владимир так, чтобы, если не затмить бывшую столицу, но точно быть не хуже.

К слову сказать, удаленность княжества от Киева тоже во многом сыграла свою роль: не было монополизированного давления верхов на низы. Еще одной особенностью было то, что на этих землях не существовало единого центра: поначалу конкуренция была между Ростовом и Суздалем, потом к ним присоединился Владимир, также не отставали Дмитров, Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. Поэтому важные памятники этого княжества распределены по всей территории земли, а не были сосредоточены большинством, как в Киеве.

А теперь обратимся непосредственно к архитектуре, которая естественно отражала социальные и исторические аспекты существования Владимиро-Суздальского княжества. Как уже было отмечено, еще при Юрии Долгоруком этот регион смог отстоять свою независимость. Но необходимо было подчеркнуть легитимность власти, поэтому в главных городах шло активное строительство, особенно религиозных памятников, которые так или иначе подчеркивали или отсылали к преемственности архитектуры Киевской Руси.

Если копнуть еще дальше, то киевские князья позиционировали себя как продолжателей византийских традиций. А когда Андрей Боголюбский в 1155 году увез икону Божьей Матери, написанную византийским мастером, во Владимир, он наглядно показал, что отныне его княжество — центр православной культуры.

Архитектура самих храмов тоже не придумывалась с нуля. За основу был взят крестово-купольный тип. Такой же был распространен и в Византии, и в Киеве.

Само название говорит за себя: в плане церковь напоминала равносторонний крест. Интерьер разделялся четырьмя столбами, которые образовывали прямоугольные проходы между ними — нефы. Центральные столбы соединялись арками, на которые как бы «насаживался» купол на барабане посредством парусов. Восточная алтарная часть заканчивалась полукруглыми апсидами. Не вдаваясь особо в подробности, это наиболее простое описание крестово-купольного храма. В статье на примере Спаса-Преображенского собора в Переславле-Залесском есть обозначения этих необходимых элементов.

Следующий этап — определение наиболее значимых построек Владимиро-Суздальского региона за 12-13 века. Тут можно просто пройтись по главным религиозным памятникам уже обозначенных городов:

  1. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157). Построил Юрий Долгорукий, как и сам город, центром которого собор и был. К слову, помимо него сохранились еще насыпные валы вокруг не уцелевшего Кремля.
  2. Церковь в Кидекше в честь Бориса и Глеба, первым исконно русским святым (1152). Тоже инициировал строительство Юрий Долгорукий, а церковь была в составе его княжеской резиденции.
  3. Золотые ворота с церковью Ризположения (1164). Уже заслуга сына Юрия Андрея Боголюбского во Владимире, который хотел сделать также, как и в Киеве. На лицо преемственность, о которой было выше.
  4. Успенский собор (1158-1161). Первоначальный вариант строил тоже Боголюбский, чтобы не хуже Киева, Чернигова, Ростова и всех остальных. Кафедральный.
  5. Покрова на Нерли (1165). В честь победы над волжскими булгарами и в память о смерти сына, поэтому и место такое удаленное от всех центров. Тоже Боголюбский.
  6. Успенский собор (1185). Перестройка после пожара Всеволодом Большое Гнездо. Расширение, укрупнение. Фрески Андрея Рублева уже относятся к 15 веку.
  7. Дмитриевский собор (1194-1197). Построен Всеволодом в честь своего покровителя Дмитрия Солунского. По сути — кульминация всего Владимиро-Суздальского наследия.
  8. Собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125). При Юрии Всеволодовиче. Началось отхождение от традиций.
  9. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234). Эпилог всей истории. Один из последних домонгольских храмов в этом регионе.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157)
Церковь в Кидекше в честь Бориса и Глеба
Золотые ворота с церковью Ризположения (1164)
Успенский собор (1185)

Теперь необходимо перейти к непосредственным особенностям развития и сложения архитектурной храмовой традиции Владимиро-Суздальских земель, которые характерны для всех обозначенных выше построек:

  • владимиро-суздальская школа зодчества формировалась постепенно. Когда возводились первые храмы, традиций еще никаких не существовало. Поэтому приглашали архитекторов из дружественных земель, например, из Галича. Через них прослеживаются заимствования даже западных традиций. В первую очередь юга Германии и севера Италии.
  • использование белого камня — еще одна особенность этой школы. Если в Киеве строили из плинфы (плоского кирпича), то храмы в Кидекше и Переславле-Залесском из крупных хорошо отесанных блоков известняка. Возможно, это тоже галицкое влияние.
  • фасады почти всех владимиро-суздальских храмов имеют горизонтальное членение, которое проходит на уровне хоров: специального помещения на втором этаже в интерьере напротив алтаря, где во время служения находился князь. Выделялось оно обычно аркатурным пояском — декоративным орнаментом из арок и маленьких полуколонок. Ниже этого членения стена была толще, выше — уже. Все это подчёркивало тектонику храма, художественно выявляя зрительно облегчённый верх. Кульминация такого приема — храм Покрова на Нерли.
  • Еще один признак — связь с народным творчеством. О нем подробнее ниже.

Симбиоз народного творчества, языческих представлений и пришедшего в эти земли христианского мира — характерная черта для многих культур, в которых старое заменяется на новое.

Несмотря на преемственность Владимиро-Суздальского княжества по отношению к Киевскому, расстояние между ними играло большую роль. В том числе сознательное нежелание подчистую копировать формы, а взять лишь основой крестово-купольный тип. Эта же удаленность помогла и в сепарации от Киева. А независимость и отсутствие единого центра никак не препятствовали, а даже, наоборот, позволили местным ремесленникам развивать народное творчество.

Покрова на Нерли (1165)
Дмитриевский собор (1194-1197)
Собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125)
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234)

В первую очередь речь идет о деревянной резьбе, которой украшали здания. В ранних церквях 12 века (Спасо-Преображенском и Борисоглебском в Кидекше) декор почти отсутствует, тогда как во Владимирских церквях, построенных уже Андреем Боголюбским, оформлению уделяется большое внимание.

Конечно, особенно на этом фоне выделяются Церковь Покрова на Нерли, чье скульптурно-архитектурное убранство отвечает изяществу и пропорциональной гармонии поэтического образа храма, стоящего в живописном месте. В облике преобладают вертикальные линии, которым вторят узкие окна и вытянутый аркатурно-колончатый пояс. Помимо этого, на фасаде можно найти скульптурные фигуры зверей вокруг Давида с гуслями — этакий симбиоз христианских и народных мотивов.

Еще дальше пошли зодчие при создании Дмитриевского собора во Владимире. Он отражает как бы несколько иной подход архитектурных традиций княжества. Все элементы и признаки соблюдены, но храм кажется еще более величественным и нарядным за счет усиления рельефного декора. Здесь также присутствует Давид, а все остальное пространство — густо переплетенные сказочные, растительные, зооморфные мотивы. Свободного места почти нет, но все вырезано настолько гармонично и с любовью, будто исполнял искусный мастер-резчик по дереву, всю жизнь украшающий сундуки и утварь. Плоскостной характер и сюжеты рельефов как раз говорят об этом.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском мог бы стать завершающей жемчужиной домонгольского зодчества, но в результате перестроек потерял свою изначальную форму. Однако многочисленные рельефы, которые охватывали уже не только религиозные и народные мотивы, но и политические и даже военные, делают из него уникальный памятник Владимиро-Суздальского княжества.

Итог развития архитектуры можно подвести, сопоставив ее особенности, присущие сохранившимся религиозным постройкам в городах на территории бывших Владимиро-Суздальских земель. Все они разнообразны, тем не менее в них заложены несколько важных объединяющих факторов, которые отражаются не только на общей стилистике, но и на стремлении князя продемонстрировать свою преемственность по отношению к Киевской Руси. А это был важный этап на пути определения своих владений центром православия.

coded by nessus

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества – презентация онлайн

• использование местного мягкого известняка
• бутовая кладка: пространство между двумя стенками засыпается бутом
(щебень, строительные остатки) и заливается связующим раствором
• в декоре и резьбе появились романские черты, в главном же — в
конструкции, плане, в решении объемов — сказались киевские традиции
• щелевидные окна, перспективные порталы, обилие рельефов
• фасады расчленены аркатурно-колончатым поясом: лопатки, членящие
фасады, украшены полуколонками, такие же полуколонки на апсидах
• заметное уменьшение толщины верхней части стены и дополнительное
членение, примыкающее к лопатке, выявляют несущие функции опор и
подчеркивают усиление нагрузки в нижних участках кладки.
Владимир Мономах
Владимир Мономах, став в 1093 г. правителем РостовоСуздальских земель, в условиях княжеских междоусобиц и угрозы
нападения волжских болгар и печенегов ведет большое
оборонительное строительство. В 1108 г. он завершил сооружение
нового княжеского города и дал ему свое имя — Владимир. Новый
город, как и древний Суздаль, увенчивается каменным
храмом. Первые каменные строения: Спасская церковь во
Владимире (1108— 1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало XII
в.) не дошли до наших дней. Археологические данные
свидетельствуют о том, что эти постройки продолжали традиции
киевского кирпичного зодчества.
Юрий Долгорукий
Смерть Владимира Мономаха еще больше усилила княжеские распри. Его
сын и наследник — Юрий Долгорукий ведет упорную борьбу за киевский
престол. Только в конце своего княжения он начинает осуществлять большое
стратегическое строительство.
В четырех километрах от Суздаля,
близ устья р. Каменки, Юрий
Долгорукий строит в 1152 г. свою
резиденцию. Ограждения княжеского
замка в Кидекше явились отражением
нараставших противоречий между
князем и родовитым боярством,
которое он стремился подчинить
своей власти. Важное значение
княжеского двора в Кидекше
подтверждается сохранившейся
белокаменной церковью Бориса и Глеба
(1152 г.). Ансамбль княжеской
резиденции дополнялся
гражданскими постройками,
частично, возможно, каменными.
В крупной крепости на
Плещеевом озере — ПереславлеЗалесском — тоже сооружается
каменный собор. Внутри кольца
мощных земляных валов с
деревянными стенами в 1152—
1157 гг. возводится СпасоПреображенский собор. Этот
монументальный, несмотря на
небольшие размеры, собор
имеет характерную объемнопространственную схему
четырехстолпного крестовокупольного храма с хорами
Андрей Боголюбский
Искусство Владимирской земли обретает свои отличительные черты и
достигает расцвета при сыне Юрия —Андрее Боголюбском.
Въезды во Владимир с запада и востока
замыкали каменные башни Золотых и
Серебряных ворот.
Белокаменный, высотой в
семиэтажный дом, монументальный
объем Золотых ворот, прорезан почти
четырнадцатиметровой аркой, на нем
расположена церковь Ризположения
(1164г.). Очевидно, аналогичный облик
имели Серебряные ворота.
Присвоение главным воротам города
наименования Золотых, как в
Киеве, свидетельствует о
великодержавных замыслах князя.
Андрей Боголюбский
возвел и главную святыню
Владимира — Успенский
собор (1158—1161гг.),
величественный
шестистолпный храм с
хорами (Хо́ры — в
архитектуре верхняя открытая
галерея или балкон внутри
церкви (обычно на уровне
второго этажа), в парадном
зале). К основному его
объему примыкали три
притвора, а западный
фасад дополнялся
каменными зданиями
епископского двора.
Поставленный на самом высоком месте, Успенский собор
превосходил по высоте (32,3 м) Софию Киевскую. Он должен был
олицетворять честолюбивые замыслы владимирского «самовластца»
и затмить своим великолепием предыдущие сооружения.
Горизонтально по всему
фасаду владимирского
Успенского собора проходит
аркатурный пояс; порталы
перспективные, окна
щелевидные. Прясла
украшены скульптурными
рельефами.
В строительстве собора
принимали участие мастера и
русские, и иностранные.
Пластика белокаменных архитектурных ферм с резными камнями в
полукружиях верха стен обогащалась красочной росписью и позолотой.
Аркатурно-колончатый пояс был расписан. Между вызолоченными
колонками аркатуры встали во весь рост фигуры пророков. Своеобразный
облик храма, перетянутого цветным поясом, с окованными, видимо,
золоченой медью порталами притворов, как бы впитал в себя языческую
приверженность к красочности и праздничной нарядности
В память об удачном походе суздальских
войск на волжских булгар был заложен
храм Покрова на Нерли (1165г.). Он
посвящен неизвестному в Византии
празднику Покрова Богородицы. Так
утверждалась аллегорических образах
идея божественного покровительства
Владимирской земле и исключительных
прав «богоизбранного» князя Андрея.
Церковь Покрова на реке Нерль — как
будто типичный одноглавый
четырехстолпный храм XII в. В нем
налицо все характерные для
владимирского зодчества черты. Но в
отличие от Успенского собора он весь
устремлен ввысь, в нем преобладают
вертикальные линии, что подчеркнуто и
узкими пряслами, и окнами, и
полуколонками на апсидах, и даже тем,
что начиная от аркатурного пояса стены
вверху несколько наклонены внутрь.
Три широких центральных
прясла – Участок стены древнерусского
каменного сооружения, ограниченный
двумя лопатками, пилонами или
башнями. трех фасадов храма
украшены фигурой Давидапсалмопевца, с гуслями на
коленях, в окружении зверей и
птиц, прославляющего «всю
тварь земную». Соединяя в
единое целое этот
иносказательный гимн Давиду
— царю-объединителю (как и
князь Андрей), протянулась
цепочка женских масок,
воспринимавшихся как символ
девы Марии.
Раскопки Н.Н. Воронина показали, что во времена князя Андрея
храм выглядел несколько иначе: он был обнесен с трех сторон
галереей-гульбищем и стоял на искусственном холме, вымощенном
белыми плитами, возведение которого было необходимо, так как луг
весной затопляло.
Опасаясь боярской верхушки, предусмотрительный князь возвел в 10 км
от Владимира укрепленный замок в Боголюбове (1158—1165 гг.),
позволявший ему контролировать водный путь из Суздаля во Владимир.
Расположенный на высоком берегу Клязьмы, окруженный валом с
редкими для того времени каменными стенами и башнями, княжеский
двор представлял собой очень сильную крепость.
Из въездных ворот
открывался ряд
вытянувшихся в одну
линию белокаменных
построек.
Композиционным
центром ансамбля
был собор Рождества
Богородицы.
Перед собором на площади стоял киворий (поддерживаемая
колоннами сень над престолом, святым источником). Восемь колонн
из камня поддерживали шатровый верх, который прикрывал чашу с
освященной водой. До наших дней сохранилась одна лестничная
башня с переходом к церкви.
В данном комплексе
культовых и
гражданских
построек
проявляются черты
владимиросуздальской школы,
превращающей
мотив аркатуры в
ведущий
композиционнопластический
элемент.
Всеволод III
В княжение Всеволода III, прозванного за многочисленное потомство
Всеволодом Большое Гнездо, Успенский собор во Владимире получил тот
облик, который знаком нам. После пожара 1185 г. собор был перестроен в
пятиглавый, обстроен галереей, и таким образом старый Андреевский
храм оказался как бы заключенным в новую оболочку.
На центральном холме
Владимира был возведен в
честь патрона Всеволода —
Дмитрия Солунского —
Дмитриевский собор (1194—
1197гг.), одноглавый,
трехнефный,
четырехстолпный,
первоначально имевший
башни, галереи,.
Дмитриевский собор не
устремлен ввысь, а
торжественно, спокойно и
величаво стоит на земле. От
его внушительно-массивного
образа веет эпической силой,
что достигается
пропорциями: высота стены
почти равна ширине.
Особенностью Дмитриевского
собора является его резьба. Мощный
колончатый пояс делит фасады по
горизонтали на две части, вся
верхняя часть сплошь украшена
резьбой. В средних закомарах
(полукруглое или килевидное
завершение прясел церковного
здания, примерно соответствующее
кривизне закрываемого свода),
изображен Давид, а на одном из
прясел помещен портрет князя
Всеволода с меньшим сыном
Дмитрием и подходящими к нему с
двух сторон старшими сыновьями.
Остальное пространство занято
изображением зверей и «птиц», в
изобилии заполнено растительным
орнаментом, мотивами сказочными
и бытовыми. Многие из мотивов
имеют давнюю «языческую
историю», некогда имели древний
магический смысл.
При преемниках Всеволода III стали возвышаться другие города
княжества: Суздаль, Нижний Новгород. При князе Юрии Всеволодовиче
был построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122—1125, верхняя
часть перестроена в XVI в.), шестистолпный, с тремя притворами и
поначалу с тремя главами.
Одной из последних построек
домонгольской поры был
Георгиевский собор в ЮрьевеПольском (1230—1234)
перестроенный в XV в. и ставший в
результате перестроек
значительно более приземистым.
Закомары порталов сохранили
килевидную форму. Пространство
этого небольшого
четырехстолпного храма с одной
главой было расширено за счет
трех сильно выступающих
притворов(оконные ставни),
причем западный притвор был
двухэтажным, и eгo верхней части,
находилась княжеская ложа. Верх
Георгиевского собора обрушился в
XV в. После восстановления он
стал более приземистым.
Здание было сплошь покрыто резьбой.
Отдельные фигуры святых и сцены
Священного Писания выполнены в
основном в горельефе (вид скульптуры,
высокий рельеф, в котором изображение
выступает над плоскостью фона более чем
на половину своего объёма) и на отдельных
плитах, вставленных в стены, а сплошное
узорочье орнамента — растительного и
звериного — исполнялось прямо на стенах и
в плоской резьбе.
Здесь нашли отражение и религиозная,
и политическая тематика, и сказочные
сюжеты, и воинская тема.

Государственный историко-архитектурный и художественный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Алиса Аксенова

Артикул: 

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Выпуск журнала: 

№1 2005 (06)

В 2004 году Государственному историко-архитектурному и художественному Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику исполнилось 150 лет, что делает его одним из старейших и крупнейших музейных объединений России. в него входят наиболее значимые художественные объединения и памятники Виадимира, Суздаля, Боголюбова, Кидекши и Гуси Хрустатного, в состав объединения входят 40 отдельных музейных объектов и 55 памятников архитектуры, девять из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это делает Владимиро-Суздальский музей-заповедник настоящей достопримечательностью для туристов из России и зарубежья – жемчужиной Золотого кольца России, которую ежегодно посещают более миллиона туристов из более чем двадцати стран.


Андрей РУБЛЕВ. Богоматерь Владимирская. 1395 или 1408
Левкас и темпера на дереве. 102,2 х 69,5 см

Территория Владимиро-Суздальского края была крупным центром историко-культурного развития России в средние века. Владимирские князья в течение значительного периода были лидерами политической и религиозной жизни России. В XIV веке, когда были заложены основы русской государственности, с Владимирского княжества началось укрепление и расширение Московского царства на северо-восток. Среди уникальных памятников культового искусства владимирской и Суздаль. Фрески и иконы иконостаса Успенской церкви – бесценные памятники русского искусства, написанные Андреем Рублевым и его старшим другом Даниилом Черным.

Музей во Владимире основан в 1854 году при Владимирском статистическом комитете. Его первоначальное собрание включало в себя ряд произведений, собранных Владимирской Губернской научно-архивной комиссией , действовавшей с конца 1890-х по 1917 год. После революции монастыри и храмы Владимира и окрестных городов были закрыты, а иконы и другие произведения искусства из них были переданы музею. Среди них были и предметы из Религиозно-исторического хранилища Александро-Невского братства во Владимире.

Суздальский музей, открытый в 1923 году, его художественная коллекция основана преимущественно на фондах закрытых монастырей и городских церквей.

Коллекции музеев Владимира и Суздаля объединились в единый музейный центр в 1958 году, образовав Государственный историко-архитектурный и художественный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В 1961-1962 годах к комплексу присоединились этнографические музеи Александрова и Мстёры. Слияние коллекций этих музеев положило начало большой коллекции древнерусской живописи, которая впоследствии пополнялась за счет находок экспедиций по Владимирской области и произведений, приобретенных у частных коллекционеров.


Благовещение. 15 век. Суздаль
Левкас, темпера, дерево. 29,5 х 23,3 см

Общая коллекция древнерусского искусства Заповедника насчитывает более 2000 экспонатов. В уникальное собрание старинных икон входят «Богоматерь Боголюбовская» (1158 г.), «Богоматерь Максимовская» (1299 г.) и «Богоматерь Владимирская» (Андрей Рублев, конец XIV или начало XV века).

Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике хранится более 2000 произведений старинной и современной русской живописи. История этих произведений тесно связана с определенными этапами истории самого музея: в 1854 г. альтруистическим трудом энтузиастов и любителей краеведения К.Н. Тихонравов, И.А. Голышев, Н.Г. Добрынкин и Н.А. Артлебен помогли создать Музей природных и рукотворных изделий Владимирской Губерния. № В 1901 году при поддержке Владимирской Губернской Научно-архивной комиссии и многих частных пожертвований было построено новое двухэтажное здание по проекту городского архитектора П.Г. Для музея был построен Беген, куда была перенесена экспозиция: 17 июня 1906 года она была открыта для публики.


Петр КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет Д.П. Кончаловский. 1909
Холст, масло. 109 на 77 см

В 1914 году по завещанию помещика В.Н. Акинова, музею завещаны портреты его родственников из трех владимирских поколений.

В 1917 г. Владимирская Губернская Научно-архивная комиссия прекратила свое существование, а в мае 1918 г. музей перешел под охрану Владимирского комитета музеев и охраны памятников. Основным источником новых поступлений музея стали национализированные произведения искусства из заброшенных особняков бывших помещиков. Больше всего картин было привезено из имения Андреевское Воронцовых-Дашковых и имения Фетинино графов Зубовых. В последующие десять лет коллекция пополнилась картинами из Государственного музейного фонда.

Много картин местных художников, в том числе В.Я. Юкин, К.Н. Бритов и др. Работая в 1960-е годы, они считаются основоположниками так называемой «владимирской пейзажной» школы. Высоколиричные, с редким родным настроением, наполненные воздухом и светом, эти картины стали замечательным явлением выставок 1950-60-х годов.

Музей в Гусь-Хрустальном является филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В конце 18 века Аким Мальцев основал у реки Гусь во Владимирской губернии один из первых в России стекольных заводов. Мальцевский хрусталь всегда пользовался большой популярностью, и, наконец, в конце 19го века предприятие получило международное признание. Экспозиция музея представляет одну из богатейших коллекций произведений русского стекла и расположена в великолепном Георгиевском соборе по проекту Л.Н. Бенуа, построена в 1903 году.

Художественная коллекция Владимиро-Суздальского музея-заповедника насчитывает более 436 экспонатов: среди них археологические находки и коллекции монет; иконография 13-20 веков; старинные и современные образцы русского изобразительного искусства; знаменитые лаковые миниатюры мстёрских художников; изделия из стекла и фарфора; древние писания и книги 15-20 веков; и предметы быта Древней Руси.

Иллюстрации

Умиление Богоматери (Корсунской) . 16 век.
Дерево, левкас, темпера. 25 на 20 см. Рама и киот – 1590, Москва; большой киот – 1877, Суздаль (мастер А. Жилин). Дерево, темпера, золото, серебро, самоцветы, стекло, жемчуг, чернь, чеканка, золочение. 120 на 60 см (большой киот)

Алексей САВРАСОВ. Весенний день . 1873
Холст, масло. 95 на 140 см

Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ, Леонтий МИРОПОЛЬСКИЙ. Портрет князя Воронцова. 1783
Копия утерянного оригинала Левицкого 1783 года. Холст, масло. 69 на 51,5 см

Василий ТРОПИНИН. Швейные вставки. 1830-е годы
Вариант одноименной картины (1830 г.), находящейся в частной коллекции в Москве. Масло на холсте. 79 на 62 см

Илья МАШКОВ. Кипарис у Соборной стены. Италия. 1913
Холст, масло. 59 на 67см

Богоматерь Умиление (Корсунская). 16 век.
Дерево, левкас, темпера. 25 на 20 см

Св. Николай. Значок груди. 14 век. Владимиро-Суздальская земля
Золото, самоцветы, жемчуг, гравировка, драгоценный металл, скань. 5,7 х 4,1 см

Завеса над могилой Евросинии Суздальской. 1526–1542
Суздальский Покровский женский монастырь Студия Соломонии Сабуровой. Текстиль, вышивка серебром, шелком и шерстью, холст. 190 на 76 см

Богоматерь Боголюбовская . прибл. 1158. Византия (?)
Левкас и темпера на дереве 185 по 105

Богоматерь Максимова . 1299. Византия (?)
Левкас и темпера на дереве.165 на 66,3
По преданию икона написана по приказу митрополита Максима в память переноса митрополичьего престола в 1299 году из Киева во Владимир

Святая завеса. Последняя четверть 15 в.
Дерево, левкас, темпера. 141,5 х 105 см

Назад

Метки:

Белые памятники Владимира и Суздаля – Страница 1

Рождественский собор

Собор Рождества Богородицы в Суздале — один из восьми Белоснежных памятников Владимира и Суздаля. Один из самых сложных памятников русской средневековой архитектуры. Первоначально он был построен во времена правления Владимира II Мономаха в конце 11 века. Рождественский собор окружен кольцом земляных валов в старице реки Каменки. Он примечателен тем, что является первым городом …

Основан: 1102 | Расположение: Суздаль, Россия

Суздальский Кремль

Суздальский Кремль — старейшая часть русского города Суздаля, датируемая 10 веком. Как и другие русские кремли, он изначально был крепостью или цитаделью и был религиозным и административным центром города. Это прежде всего место собора Рождества Христова. Вместе с несколькими постройками в соседнем городе Владимире он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992. Пока архео…

Основан: 11 век | Расположение: Суздаль, Россия

Свято-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 14 веке и приобрел большое значение в 16 и 17 веках благодаря пожертвованиям Василия III, Ивана IV и семьи Пожарских, знатной династии региона. Среди построек, возведенных в этот период, были Успенская церковь, колокольня, окружающие стены и башни, семиглавый Спасо-Преображенский собор. Кате…

Основан: 1352 | Расположение: Суздаль, Россия

Успенский собор

Успенский собор или Успенский собор был материнской церковью средневековой Руси в 13-м и 14-м веках. Он является частью объекта Всемирного наследия «Белые памятники Владимира и Суздаля». Собор был заказан Андреем Благочестивым в его столице Владимире и посвящен Успению Пресвятой Богородицы (Богородицы), которую он сделал покровительницей своих земель. Первоначально возведен в 1158…

Основан: 1158 | Расположение: Владимир, Россия

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор (1194-97) – царский храм, построенный по приказу великого князя Всеволода III. Он кубической формы, с тремя внутренними нефами и шлемовидным куполом. Собор одноглавый и четырехстолпный. Первоначально его окружали галереи с башнями, соединявшие его с княжеским дворцом. Они были снесены при реставрации в 19 в.век. Церковь славится своей белоснежной…

Основан: 1194-1197 | Расположение: Владимир, Россия

Золотые Ворота

Золотые ворота Владимира, построенные между 1158 и 1164 годами, являются единственными сохранившимися древнерусскими городскими воротами. Музей внутри посвящен истории монгольского нашествия на Русь в 13 веке. Золотые ворота существовали в самых святых городах восточного православия: Иерусалиме, Константинополе и Киеве. Сделав Владимир своей столицей, Андрей Боголюбский стремился подражать этим сооружениям, заложив высокий башмак…

Основан: 1158-1164 | Расположение: Владимир, Россия

Борисоглебская церковь

Церковь Бориса и Глеба была построена в 1152 году по приказу князя Юрия Долгорукого. Вероятно, оно было частью княжеского (деревянного) дворцового комплекса, но использовалось Долгоруким всего несколько лет, прежде чем он уехал, чтобы стать великим князем Киевским в 1155 году. Деревня, расположенная в четырех километрах к востоку от Суздаля, до этого была важным городом. был разрушен монголами и пришел в упадок. Церковь, построенная из известняка, вероятно, …

Основан: 1152 | Расположение: Кидекша, Россия

Боголюбово

Княжеский замок в Боголюбово (1158-1165) содержит остатки царского дворца XII века в виде собора Рождества Богородицы и Лестничной башни Андрея Боголюбского. Боголюбово когда-то было резиденцией князя Андрея Боголюбского. Великий князь Андрей провел в Боголюбове 17 лет своего княжения, прежде чем был убит там в 1174 году. После смерти князя Андрея Боголюбово…

Основан: 1158-1165 | Расположение: Боголюбово, Россия

Собор Святого Георгия

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — один из десятка сохранившихся белокаменных храмов, построенных во Владимиро-Суздальском княжестве на северо-востоке Руси до монгольского нашествия. Построенный между 1230 и 1234 годами, собор был также последней из этих церквей, построенных всего за три года до вторжения. В отличие от большинства других домонгольских Владимиро-Суздальских храмов, Георгиевский собор…

Основан: 1230-1234 | Расположение: Юрьев-Польский, Россия

Избранные исторические достопримечательности, места и здания

Фото с сайта Flickr, авторское право Milan Tvrdý

Историческое место недели

Монастырь Джвари

Джвари — грузинский православный монастырь шестого века недалеко от Мцхеты. Наряду с другими историческими сооружениями Мцхеты он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он стоит на скалистой вершине горы у слияния рек Мтквари и Арагви, с видом на город Мцхета.

Согласно традиционным источникам, в этом месте в начале 4 века Святая Нино, женщина-евангелистка, которой приписывают обращение в христианство царя Иберии Мириана III , воздвигла большой деревянный крест на месте языческого храма. Примерно в 545 году нашей эры на остатках деревянного креста была возведена небольшая церковь. Считается, что нынешнее здание было построено между 590 и 605 годами Эрисмтавари Степанозом I. 

Значение комплекса Джвари со временем возросло и привлекло множество паломников. В позднем средневековье комплекс был укреплен каменной стеной и воротами, остатки которых сохранились до сих пор. В советский период церковь сохранялась как национальный памятник, но доступ к ней был затруднен из-за усиленной охраны на близлежащей военной базе. После обретения Грузией независимости здание было восстановлено для активного религиозного использования.

Церковь Джвари является ранним образцом четырехапсидной церкви с четырьмя нишами. Между четырьмя апсидами расположены трехчетвертные цилиндрические ниши, открытые в центральное пространство, а переход от квадратного центрального пролета к основанию барабана купола осуществляется через три ряда лепестков. Большое влияние оказала церковь Джвари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *