- Кратко об архитектуре средневекового Новгорода ~ Art-traveller
- Архитектура древнего Новгорода • Архитектура
- Исторические памятники Новгорода и окрестностей
- Древний Новгород
Кратко об архитектуре средневекового Новгорода ~ Art-traveller
Содержание
- Четыре периода архитектуры Великого Новгорода
- Рюриково городище
- Начало каменного строительства в середине XI века
- Софийский кафедральный собор (1045-1050)
- Архитектура Софийского собора
- Архитектура Новгорода в XII веке
- Никольский собор, 1113 — 1136
- Собор Рождества Богородицы (1117 г.) в Антониевом монастыре
- Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198
- Понятия в архитектуре древнерусских храмов
- Архитектура XIV — веков
- Церковь Успения на Волотовом поле, 1352
- Церковь Георгия на Торгу, 1356
- Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361
- Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, 1374
- Гостиный двор
- Программа тематической экскурсии в Новгород
- Первое знакомство с Великим Новгородом
- Заключение
Гуляя по центру Великого Новгорода, голова идёт кругом от количества древних церквей. Неподготовленному глазу одинокие белокаменные одноглавые церквушки покажутся однообразными и простенькими. Однако каждый храм отличается от остальных если не внешним видом, то своим происхождением, судьбой и интерьером. В этой статье я кратко поведаю об архитектуре Новгорода.
Для начала обратимся к истории Великого Новгорода и сравним местную архитектуру с архитектурными школами других древнерусских княжеств.
Четыре периода архитектуры Великого Новгорода
Итак, историю древнейшего города Руси разделим на следующие периоды:
- Эпоха Ярослава Мудрого, середина XI века. Строительство первого каменного храма в Новгороде — Софийского собора (1045 — 1050).
- Первая треть — середина XII века. Период активного строительства княжеских соборов в княжеских резиденциях на Ярославовом дворище и в Городище, а также в монастырях.
- XIII век — Новгородская республика живёт и торгует в окружении разорённых соседних княжеств. Воюет со шведами, тевтонскими рыцарями и суздальцами. Строительство замерло, — нет настроения, да и опасно.
- XIV век — эпоха «малых» церквей в период новгородской республики в относительно устоявшемся окружающем мире. Заказчики — бояре, купцы и архиепископ.
- Падение республики, присоединение к Московскому княжеству в 1478 году. Постройки в стиле архитектуры московского княжества.
Рюриково городище
В 862 году новгородцы призвали княжить варяга Рюрика с дружиной. На протяжении почти всей истории резиденция князей располагалась в Рюриковом городище. Сегодня от него остались лишь руины церкви Благовещения Богородицы XII века. Археологические раскопки на территории городища выявили ценные материалы, относящиеся к IX веку — оружие, одёжные пряжки, арабские монеты, керамические и стеклянные украшения и т.д.
Вид на Рюриково городище с Юрьева монастыряОт построек тех далёких врёмен ничего не сохранилось, так как основным строительным материалом являлась древесина. Однако по более поздним сохранившимся образцам деревянного зодчества, можно судить о высоком строительном мастерстве местных умельцев. Из дерева строилось всё — от крестьянских изб, до княжеских палат, храмов, крепостей и …деревянных мостовых.
Резиденцию для князя построили на территории Городища — развитого поселения с корабельной стоянкой и ремесленническими кварталами.
Для любителей деревянного зодчества открыт музей «Витославлицы». Время работы зависит от времени года. Вход платный.
Начало каменного строительства в середине XI века
При Ярославе Мудром в Новгороде началось каменное строительство. Первой такой постройкой считается Софийский собор (1045–1050 гг.). На сегодняшний день — это самый древний храм на территории России. После установления республиканских порядков в 1136 году, собор стал главным храмом Новгорода и до сих пор является его символом.
Софийский кафедральный собор (1045-1050)
В Новгороде князь Ярослав княжил с 1010 по 1034 гг. За это время он перебрался из Городища поближе к Торгу. Новая резиденция князя получила название Ярославово дворище.
Софийский собор строился уже после воцарения Ярослава Мудрого на Киевский престол и спустя несколько лет после начала строительства Собора Св. Софии в Новгороде.
При дефиците камней для строительства первые каменные постройки возводились с применением смеси ракушечника, камней, волховского известняка, колотого кирпича на цемяночном растворе. По этой технологии возведены стены собора толщиной 1,2 метра, оштукатурили их позднее. Центральный купол впервые позолочен в 1408 году.
Софийский собор, 1045 — 1050«Где святая София, там и Новгород»
Мстислав Великий, княжил в Новгороде с 1088-93 и с
1095-1117 годы
На что обратить внимание: в южной галерее сохранились фрагменты фресковых росписей и граффити XII века, чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII в., «царское место», иконостас, паникадило немецкой работы, западные входные бронзовые двери.
План Софийского собораАрхитектура Софийского собора
Пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами, с трёх сторон окружён галереями. Подобная архитектура была характерна для XI века. В качестве примера можно вспомнить Софийские соборы в Киеве и Полоцке.
Собор имеет пять глав с завершением в форме шлема. Шестой купол венчает лестничную башню. Большая часть внутренней настенной живописи относится к XIX веку. Однако история оставила нам имена мастеров фресок XII века, ими были некие Стефан, Микула и Радко — греческие живописцы.
Остромирово Евангелие (1056 — 1057 гг.) — древнейший из манускриптов. Книга использовалась в новгородском Софийском Соборе при богослужении. В настоящее время хранится в Национальной библиотеке в Петербурге.
Время работы: 9:00 – 20:00, вход бесплатный. Действующий храм, возможно заказать экскурсию.
Софийский собор находится на территории Детинцата — так в Новгороде называли защитное сооружение, которое в дальнейшем получило название «Новгородский Кремль».
Наше краткое путешествие по архитектуре Великого Новгорода продолжается. Переместимся из середины XI века в век XII. Летописи донесли до нас имя некоего зодчего Петра, который работал при сыне Владимира Мономаха — князе Мстиславе Владимировиче. Он княжил в Новгороде с 1088-1093 и с 1095-1117 гг. и «заложил Новгород “больше первого”.
Архитектура Новгорода в XII веке
К постройкам XII века относятся: Благовещенский Собор на Городище (ныне стоит в руинах, но был вторым после Софии Новгородской), Георгиевский собор (1119 г.) Юрьева монастыря, Собор Рождества Богородицы (1117 г.) Антониева монастыря и Никольский собор на Ярославовом дворище — это самая древняя постройка на Дворище и на Торговой стороне.
Никольский собор, 1113 — 1136Никольский собор, 1113 — 1136
Николо-Дворищенский собор, как его ещё называют, на 70-80 лет моложе Софийского собора и освящён в честь Николая Чудотворца. Именно перед Никольским собором собиралось вече после изгнания из Новгорода князя Мстислава Владимировича в 1136 году.
По планам всех соборов, построенных при участии зодчего Петра, видно, что это трёхнефные крестово-купольные постройки, отвечающие традициям киевской архитектуры. Никольский собор имел пятиглавое завершение, простой фасад с внешним членением согласно внутренней планировке, и был декорирован полуциркульными нишами. Внешний вид собора наиболее приближен к образцам древней архитектуры.
Планы соборов, построенных в XII веке при князе Мстиславе ВладимировичеАдрес: ул. Никольская, 5, вход платный. Выходные – понедельник, вторник. Санитарный день – последняя пятница месяца. Что смотреть: фрагменты фресок XII века и мультимедийную панораму).
Собор Рождества Богородицы (1117 г.) в Антониевом монастыре
Памятник архитектуры и монументальной живописи XII в. Заслуживает внимания.
Адрес: Антоново, вход платный. Выходные – понедельник, вторник. Санитарный день – первая среда месяца.
Благовещенский собор Антониева монастыря, сер. XII векаЭто последние крупные здания культового назначения в городе. При отсутствии княжеских заказов храмы строились на частные средства и были гораздо меньше по размерам.
После смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад государства на княжества. Все 15 княжеств превратились в маленькие независимые государства, враждовавшие друг с другом.
В то время как в Новгороде княжеское строительство идёт на спад, Владимир Мономах — правитель Ростово-Суздальских земель основал новый княжеский город Владимир (1108). До сих пор во Владимире сохранились величественные белокаменные соборы — Успенский (1185-1189) и Дмитровский (1194—1197). Поверхность стен из белого тёсаного камня украшалась богатым рельефом и резьбой, которые стали главным отличительным элементом Владимиро-Суздальской архитектуры. В Новгороде внешний декор храмов оставался очень аскетичным.
Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198
Храм конца XII века — современник владимирских церквей, взведён по княжескому заказу. Имеет кубическую форму, трёхнефный, одноглавый, славился богатыми настенными росписями, которые реставраторы восстанавливают из мельчайших фрагментов.
Адрес: недалеко от Рюрикова городища, открыт с 11:00 до 14:00, Выходные – четверг, пятница. При выпадении осадков (в дождливую и снежную погоду) памятник закрыт для посещений.
Понятия в архитектуре древнерусских храмов
См. больше на https://eightnsvn.appspot.com/krestovo-kupolnyy-hram-shema.htmlАрхитектура XIV — веков
Пока другие княжества сотрясало нашествие татаро-монгол Новгород жил своей жизнью. Заказчиками храмов в Новгородской республике стали бояре, купцы, жители улицы или района «конца» и архиепископ.
Строили много и быстро, иногда укладывались в два летних месяца, но без размаха. Церкви были проще снаружи и скромнее внутри, но при этом сохранялась узнаваемость новгородской архитектурной школы. Такой тип храма отныне будет доминировать в Новгороде вплоть до утраты независимости в 1478 году.
Церковь Николы на Липне, 1292, реконструкцияНесмотря на то что в конце 30–40-х годов XIII в. татарские орды не дошли до Новгорода всего 200 км, татаро-монгольское нашествие надолго подорвало экономический рост Новгорода. Церковь Николы на Липне (1292 г.) — первый храм, построенный после долгого перерыва (закрыт для посещения).
Церковь Успения на Волотовом поле, 1352
Памятник-музей 1352 г. Монументальная живопись второй половины XIV в. восстанавливается.
Адрес: деревня Волотово, вход платный, 11:00 – 14:00. Выходные — четверг, пятница
Церковь Георгия на Торгу, 1356
Адрес: Ярославово дворище, ул. Ильина, 1, 10:00 – 18:00 — перерыв 14:30 — 15:30, выходные – среда, четверг. Санитарный день – последний понедельник месяца.
Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361
Отличительной чертой этого храма является резной каменный декор на фасаде. Объект входит в список ЮНЕСКО. Фресковая роспись датирована XIV веком. По фрагментам прослеживается стилистическая связь с византийскими фресками XIII-XIV веков и с росписями Феофана Грека.
Адрес: ул. Фёдоровский Ручей, часы работы: с 10:00 до 17:00. Выходные дни — четверг, пятница. Санитарный день — последняя среда месяца
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, 1374
Церковь Спаса на Ильине улицеВ этой церкви сохранились фрески знаменитого Феофана Грека. Росписи относятся к 1378 году. Церковь закрыта на осенне-зимний период, но при большом желании попасть внутрь возможно.
Адрес: Ильина ул. 26 а. Вход платный.
В общей сложности в городе десятки церквей разной степени реставрации и художественного интереса. Разъезжая по улицам древнего Новгорода, их можно встретить в самых неожиданных местах.
К памятникам архитектуры более позднего периода относятся башни Новгородского Кремля.
Церковь Симеона Богоприимца (1467) Зверина монастыря
Памятник архитектуры и монументальной живописи XV в .
Адрес: ул. Звериная (Бредова), 20. Вход платный, выходные – четверг, пятница. Санитарный день – первый понедельник месяца.
После утраты в 1478 году Великим Новгородом независимости, последующая архитектура зданий приобрела московские черты.
Знаменский собор (1682 — 1688)
Памятник архитектуры и монументальной живописи XVII-XVIII вв.
Адрес: Ильина ул. , 26, вход платный, выходные – вторник, среда. Санитарный день – первый четверг месяца
Раз уж мы оказались на Торговой стороне, упомяну и Гостиный двор.
Гостиный двор
Пётр Первый повелел построить новый комплекс Гостиного двора в 1690-е годы. На данный момент близ Ярославова дворища можно лицезреть Воротную башню XVII в. и аркаду Гостиного двора второй половины XVIII в.
Аркада Гостиного двора в Новгороде, кон. XVII векаПрограмма тематической экскурсии в Новгород
Тема экскурсии: Архитектура и фресковая живопись древнего Новгорода, древнерусская иконопись новгородской школы.
Для кого эта экскурсия: для интересующихся древнерусским искусством. Тур полезен студентам, изучающим искусство, дизайн, архитектуру, а также тем, кто готов найти время для саморазвития и расширения кругозора.
Цель: познакомиться с новгородской школой древнерусской архитектуры, фресками XII, XIV веков и более поздними настенными росписями, иконами новгородской школы.
Продолжительность поездки: 12-13 часов
Программа предоставляется по запросу, так как зависит от времени года и погодных условий. Приблизительный маршрут описан выше. Экскурсию проводит сертифицированный экскурсовод — искусствовед.
Забронировать тематическую экскурсию в Новгород
Хотите лёгкую «классическую» обзорную экскурсию по Новгороду без искусстоведческих подробностей? Интересует Торговая и Софийская стороны, Новгородский Кремль и кое-что ещё? Тогда переходите на эту страницу:
Забронировать обзорную экскурсию
Первое знакомство с Великим Новгородом
Воспользуйтесь аудиогидом по главным достопримечательностям древнего города в режиме «лайт» с помощью мобильного приложения.
Заключение
Совсем кратко об архитектуре Великого Новгорода рассказать сложно. Мы не охватили шедевры монументальной живописи, с которой, впрочем, стоит знакомиться на месте. Рассказ о фресках включён в тематическую экскурсию.
Как бы то ни было, архитектура Новгородской земли начала XII века стала оригинальным направлением в истории древнерусского искусства. Новгородская архитектура домонгольского периода (XI–XII вв.) хронологически соответствует расцвету романского стиля в Западной Европе.
Однако в Западной Европе распространён базиликальный тип здания (Италия, Франция), а в Новгороде крестово-купольный. В обоих вариантах доминирует архитектурная масса здания для достижения эстетического эффекта.
Полезные материалы:
Пример апулийской романской архитектуры в Бари
Примеры армянской архитектуры X-XIII вв.
Источники фото: kdnv.ru, личный архив. Рекомендуемое чтиво: В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007, Т. Ю. Царевская. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода. М., «Северный Паломник», 2002, Герасимов Н. Н. Фрески церкви Симеона Богоприимца в новгородском Зверине монастыре // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1978. Л., 1979, с. 242–266, Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской земли. СПб., 2008, Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987, Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV в. М., 1976.
Архитектура древнего Новгорода • Архитектура
Город Новгород — центр торговой жизни северного края Киевской Руси. Дата основания Новгорода до настоящего времени точно не установлена. Есть сведения, что в середине IX в. город уже существовал.
Он был расположен на месте пересечения сухопутного и водного торговых путей, идущих с востока на запад (в сторону Балтийского моря) и с севера на юг (в сторону Киева).
В отличие от Киева и Чернигова Новгород занимает преимущественно равнинную территорию, примыкающую к р. Волхов. Первое поселение возникло на левом берегу реки, на территории в дальнейшем сформировавшегося детинца, ограниченного небольшими ручьями, протоками Волхова.
В 989 г. после принятия христианства на территории детинца был построен деревянный Софийский собор. В 1045 г. в северной части детинца началось строительство каменного пятиглавого Софийского собора, определившего силуэт Новгорода в ранний период его развития.
Местные природные условия не позволили организовать торг рядом с детинцем. С ранних времен торг располагался на противоположной стороне р. Волхов и создавал предпосылки для формирования целого района, получившего название Торговой стороны.
В 1116 г. при князе Мстиславе территория города расширяется за счет присоединения земель, расположенных к югу от детинца.
Значительное развитие получил Новгород после переворота, организованного новгородским боярством и купечеством в 1136 г. при поддержке широких народных масс. Образованная феодальная Новгородская республика освободилась от необходимости платить дань и поставлять войска для военных походов киевских князей.
Высшим органом власти являлось вече, состоявшее из представителей всех слоев населения. Вече решало все вопросы политической и экономической жизни города. Собрания проходили на вечевой площади, расположенной на территории Ярославова дворища (загородная резиденция на правом берегу р. Волхов).
Функция князей, которые приглашались по воле новгородского боярства, в этот период была довольно ограниченной.
Духовенство играло важную роль в жизни города. В детинце велась застройка культовых сооружений: звонница, Грановитая палата, Митрополичьи покои, церковь Сергия Радонежского и др.
В XII в. Новгород уже представлял собой большой город с двумя центрами, расположенными на двух берегах Волхова. Развитие торговли вызвало бурное развитие ремесленного производства.
Отдельные виды ремесел группировались в профессиональные слободы вокруг сформировавшихся центров. Эти слободы («концы») в первое время по всей вероятности представляли собой самостоятельные поселки, впоследствии при расширении их территории они стали административными районами Новгорода.
Археологические раскопки, дали богатейший материал, свидетельствующий о высоком уровне благоустройства города и культуре древних новгородцев.
В процессе исторического развития Новгород в итоге получил систему трех колец по аналогии с существовавшими укреплениями Софийской стороны.
Первое кольцо — крепостные стены детинца. За ними (на месте ныне существующей рыночной площади) — полукольцо деревянных стен. И третье полукольцо — на окраинах города, сооружено из валов, рвов и каменных башен.
Помимо крепостных укреплений, окаймляющих территорию собственно города, Новгород был защищен целой системой укрепленных монастырей, расположенных на подступах к нему. Первая ближайшая линия находилась на расстоянии 2-3 км. В эту линию входило 12 монастырей. Вторая линия на расстоянии 5-6 км — 8 монастырей, и, наконец, в 10-12 км располагалось 6 монастырей.
Эти монастыри, созданные на основных дорогах, ведущих к Новгороду, естественно становились форпостами защиты города.
Таковы были исторические и градостроительные особенности Новгорода, существовавшего как феодальная республика до 1479 г.
Исторические памятники Новгорода и окрестностей
Выдающаяся мировая ценность
Краткое обобщение
Город Новгород, самое раннее документальное упоминание о котором датируется Европа со Средней Азией и Византией.
Серийное достояние, Исторические памятники Новгорода и его окрестностей имеют прямое отношение к процессу становления Древнерусского государства в 9 в.го-10 вв. Городская аристократия, управлявшая городом-республикой через Народное Собрание ( Веце ), пригласила князя из шведской (варяжской) династии Рюриковичей княжить русскими землями на протяжении 700 лет.
Благодаря попечению православных архиереев Новгород был одним из древнейших и важнейших центров русского искусства и, в более широком смысле, русской культуры. В Новгороде написаны древнейшие русские старославянские рукописи (11 в.), в том числе автономная историография (еще в 12 в.) и, в частности, первый полный перевод на славянский язык Ветхого и Нового Заветов (конец 15 в.). ). Новгород был родиной национального стиля каменного зодчества и одной из старейших национальных школ живописи.
Большинство исторических памятников связано с Новгородской республикой (XII-XV вв.), которая сама по себе была уникальным явлением Средневековой Руси. Только после завоевания двух республик (1478 г., в случае Новгорода) московскими правителями нынешняя российская столица приобрела культурное превосходство.
Исторические памятники Новгорода расположены не только в центре города, но и на некоторых его окраинах. В самом Новгороде есть район Святой Софии, в том числе Кремль с его укреплениями 15 века, укрепленными в 17 веке; церковь св. Софии середины XI в.; и другие памятники с 12 по 19 вв.вв. В коммерческом районе есть памятники, в том числе многие из старейших церквей города, такие как Спасо-Преображенская церковь, расписанная фресками в конце 14 века Феофаном Греком, учителем Андрея Рублева. За пределами старого города также есть четыре религиозных памятника XII и XIII веков, в том числе знаменитая церковь Спаса на Нередице.
Выдающиеся археологические и культурные слои Новгорода 10-17 вв. занимают площадь около 347 га, глубину 7-8 м, заболочены и анаэробны, сохраняя органические вещества.
Критерий (ii) : Выдающийся культурный центр, родина национального стиля каменного зодчества и одна из старейших национальных школ живописи, город Новгород оказал влияние на развитие русского искусства на протяжении всего средневековья.
Критерий (iv) : Благодаря большому количеству памятников, сохранившихся в Новгороде, город является настоящей консерваторией русской архитектуры средневековья и более поздних периодов (XI-XIX вв.). Одних этих памятников достаточно, чтобы проиллюстрировать развитие русской архитектуры.
Критерий (vi) : Новгород был одним из крупных центров русской культуры и духовности; его памятники и хранящиеся в них сокровища являются живым свидетельством этого.
Целостность
Объект «Исторические памятники Новгорода и окрестностей» является серийным объектом, и целостность каждого его компонента обеспечивается охранной и охранной зонами. Атрибуты, выражающие Выдающуюся Универсальную Ценность, находятся в границах и доказывают значительную значимость объекта как целостного архитектурного ансамбля, гармонично складывавшегося на протяжении веков. Значительная часть археологических памятников находится в пределах территории собственности.
Атрибуты компонентов, а также динамические и функциональные связи между ними остаются неповрежденными и полностью соответствуют критериям Выдающейся универсальной ценности. Собственность страдает от ряда проблем, связанных с развитием, инфраструктурой и изменением окружающей среды.
Подлинность
Исторические памятники Новгорода и его окрестностей соответствуют критериям подлинности, так как даты их основания и авторство документированы и подтверждены полевыми исследованиями.
Археологический и культурный слой города имеет высокую достоверность и датирован высокоразвитыми средствами дендрохронологии, получившими мировое признание.
Все компоненты этого объекта всемирного наследия обладают характеристиками оригинальных артефактов. Это служит основанием для их использования в международном туризме. Памятники собственности были законсервированы с конца 19 века, и реставрационным работам всегда предшествовали общие исследования, чтобы гарантировать, что будут использоваться материалы, идентичные оригиналам. Это также оказало положительное влияние на понимание и сохранение выдающейся универсальной ценности объекта.
В результате этот объект всемирного наследия обладает свойствами, полностью отражающими его выдающуюся универсальную ценность.
Требования к охране и управлению
Все объекты объекта «Исторические памятники города Новгорода и его окрестностей» находятся в границах историко-архитектурного и археологического заповедника, созданного Постановлением Совета народных депутатов Новгородской области от № 366 от 25 сентября 1985 г. Археологический и культурный слой находится под охраной Постановления Совета Министров Российской Федерации № 624 от 4 декабря 1985 г.74.
В связи с этим постоянно проводятся плановые проверки зданий на территории заповедника и обеспечивается проведение археологических раскопок до начала строительных работ. Разработаны и утверждены охранные зоны памятников архитектуры. С 2014 года Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Новгородской области выполняет функции управляющей группы по охране и управлению объектом всемирного наследия. В 19№ 97 Новгородская городская администрация утвердила кадастровый план объектов культурно-исторического наследия города Новгорода, в котором совершенствовалась система мониторинга.
Федеральные средства направляются на сохранение компонентов объекта Всемирного наследия, находящегося в ведении Новгородского заповедника, в качестве музейных экспонатов, а также памятников, находящихся в ведении религиозных учреждений. Памятники, находящиеся в ведении администрации города, охраняются за счет средств муниципального бюджета. С последнего десятилетия 20-го века были проведены мероприятия, направленные на сохранение собственности, что позволило устранить выявленные угрозы либо развития, либо запустения. Существующие системы защиты и управления считаются эффективными.
Дальнейшие улучшения объекта могут включать: продвижение объекта местными сообществами, предприятиями, региональными властями и посетителями; предоставление адекватных человеческих ресурсов для управления и контроля за имуществом; управление на основе исследований; улучшения мониторинга памятников; совершенствование механизмов финансирования реставраций; совершенствование системы управления посетителями; разработка научно-исследовательских проектов с участием научно-исследовательских институтов как источника экспертных знаний; продолжение археологических исследований; проверка давления, оказываемого на имущество; и изучение потока туристов.