Архитектура барокко. Особенности и примеры зданий
В последние десятилетия развития Ренессанса постепенно складывается новый архитектурный стиль — барокко. Барочными называли жемчужины неправильной формы. Так и архитектурные сооружения, в эпоху XVII века, лишенные идеального облика и благородных пропорций, получили название барочных. От кривого жемчуга избавлялись, а барочные сооружения превратились в шедевры архитектурного искусства.
Барокко — жемчужина с изъяном
В разные периоды развития искусства и архитектуры в понятие «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу термин носил даже несколько оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. Существует версия, что само слово происходит от португальского, означающего жемчужину неправильной формы. В настоящее время этим термином именуется стиль, который царил в европейском искусстве приблизительно с конца XVI до начала XVIII столетия.
От периода, когда работал Брунеллески, архитектура барокко унаследовала основательность и пышность. От Микеланджело в будущий XVII век перешли динамичность и глубокая эмоциональность. Черты классицизма и барокко гармонично слились в единое целое. Возникла неповторимая по своей красоте архитектура, впитавшая в себя лучшие достижения предыдущих поколений зодчих.
Палаццо Кариньяно. Турин. Италия. XVII в. Архитектор Г. Гварини
Наступивший XVII век поставил новые задачи перед зодчеством. Ведущее место в развитии архитектурного строительства принадлежало Риму. Виллы и палаццо итальянской знати и духовенства, рассчитанные на пышные, театрализованные приемы и праздники, стали проектироваться как единые ансамбли, которые, в свою очередь, умело вписывались в городские дворцово-парковые ансамбли.
В России барокко появилось еще в XVII веке и приобрело черты подлинного национального стиля. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями. Это позволяло окрашивать здания в разные цвета. Наиболее популярными были лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие. Такое решение отвечало традициям русского национального зодчества
Лоренцо Бернини. Законодатель стиля
Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.
Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.
Площадь Святого Петра. Рим. Италия. XVII в. По проекту Д. Л. Бернини
Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.
Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора. Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников. Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.
Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора. Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла. Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.
Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.
Архитектура барокко славится искусством создания городских и дворцовых ансамблей. Ансамблем называют художественно законченное и согласованное единство застройки большого участка. В разные периоды он мог создаваться в течение многих десятилетий, иногда даже веков. Современные ансамбли и проектируются, и строятся как единое целое
Барокко в Европе. Королевская роскошь!
Барочные идеи распространились по всей Европе. Во Франции развитие стиля связано со временем правления Людовика XIII. Это вполне объяснимо: барокко — пышный, помпезный и торжественный стиль, а это поистине королевские черты! Но под влиянием традиций итальянского ренессанса французское барокко имело более спокойный характер. В отличие от Рима, здесь в архитектуре дворцов и городских особняков строгость стиля всегда преобладала над художественной фантазией.
Церковь Иль Джезу. Главный фасад. Рим. Италия. XVI в. Архитекторы: Д. Б. да Виньола, Д. дела Порта
XVII век в Париже начался с радикальных изменений в планировке города. Осваивались новые монументальные пространства. Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и даже России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре. Самыми первыми из них стали Вандомская площадь и площадь Вогезов.
В церковной архитектуре французы ориентировались на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы построек. Но возводили их уже с элементами нового стиля. Например, в соборе Инвалидов в Париже архитектора Ж. А. Мансара основная часть здания с использованием большого ордера была решена в стиле классицизма. А в силуэте купола и в пластических элементах его убранства можно увидеть барочные черты.
Людовик XIV всячески поощрял размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий. Но в эту эпоху фасады большинства крупных дворцовых построек решались уже в духе нового стиля — классицизма, а барокко сохранялось главным образом в интерьерах. Примером могут послужить Большой королевский дворец в Версале Л. Лево и Ж. А. Мансара или восточный фасад Лувра К. Перро. Противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры того времени.
Фраунекирхе (церковь Богородицы). Дрезден. Германия. XVIII в.
В целом сооружения, построенные в эпоху барокко в Европе, не имеют соперников по красоте, пышности и торжественности. Может быть, в них нет благородства и ясности античных храмов. Но это настоящий триумф развития каменного зодчества.
Стиль барокко распространился по всей Европе. В Испании он получил название чурригереско, в честь семейства испанских архитекторов эпохи барокко Чурригера. Наиболее известным сооружением испанского барокко стал собор Святого Иакова — один из наиболее почитаемых верующими храмов Испании
Лучшие представители архитектуры барокко
- Карло Мадерно
- Лоренцо Бернини
- Франческо Борромини
- Гварино Гварини
- Жак Лемерсье
Поделиться ссылкой
Барокко в архитектуре. Кратко
Барокко в переводе с итальянского означает причудливый, странный. Зарождается данный стиль в Италии, затем он приобретает популярность в других европейских странах и в Америке, несколько видоизменяясь и приобретая ряд национальных черт. Барокко активно развивается в XVI – XVII веках. В разных странах этот стиль восприняли неодинаково. В Англии, например, барокко получило не столь сильное развитие, как в Италии. Во Франции, Германии и Голландии, напротив, данное направление стало весьма популярным.
На рубеже XVI – XVII веков Европу потрясла череда научных открытий, которые оказали сильное влияние на мировоззрение людей. Происходит ломка представления о неизменности и постоянстве мира. Изменения в науке не могли не повлиять на искусство. В барокко удалось отразить новое прогрессивное представление людей о противоречивости, многообразии и непостоянстве мира. Произведения, выполненные в данном стиле, оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Для архитектуры барокко свойственен широкий размах, сложность форм. Наиболее известными мастерами, работавшими в данном направлении, являются Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России.
Стиль барокко отражает представления людей о постоянном изменении мира. Архитектурные работы, выполненные в стиле барокко, отличаются богатством и роскошностью, для большей эффектности мастера часто сочетают разноплановые масштабы, материалы, соединяют иллюзорное и реальное.
Живописность и динамичность постройки барокко приобретают благодаря использованию причудливой пластике фасадов, часто используется прием цветовой контрастности. Очертания построек, как правило, имеют сложный криволинейный план, благодаря чему они точно срастаются с окружающим миром.
Интерьеры зданий изобилуют большим количеством украшений: многоцветными скульптурами, зеркалами, лепниной. Росписи стен создают впечатление необъятности пространства, а живопись плафонов стирает границы сводов.
Архитектурные особенности барокко восходят к традиции итальянского Ренессанса, но по сложности, разнообразию и живописности новые произведения превосходят своих предшественников. Характерными чертами барокко являются: постройка фасадов с профилированными карнизами, сооружение громадных колонн высотой в несколько этажей, украшение полуколоннами и пилястрами, использование скульптурных декоративных деталей. Все это создает впечатление движения здания, придает ему динамику.
Все детали, используемые при построении, подчинены общему замыслу, а не являются отдельными элементами, как это было характерно для эпохи Ренессанса.
Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села
К стилю барокко относятся такие постройки как:
- Версальский дворец (Франция)
- Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Россия)
- Собор святого Петра в Риме (Ватикан)
- Дрезденский Цвингер (Германия)
- Аранхуэс (Испания)
- Дворец Шёнбрунн (Австрия)
Много архитектурных памятников, церкви создавались в стиле барокко. Искусство барокко всегда ошеломляло зрителей, именно такое сильное эмоциональное впечатление необходимо было служителям религии для того, чтобы подчеркнуть их всемогущество и мощь.
Поделиться ссылкой
Архитектура в стиле барокко – Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимально удобные условия пользования нашим веб-сайтом. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Редактировать эту статью
Последняя редакция 15 ноя 2021
См. вся история
|
Это была более театральная версия архитектуры эпохи Возрождения, с драматическим освещением и цветом, иллюзорными эффектами, такими как trompe l’oeil, и проектами, которые играли в игры с архитектурными особенностями, иногда оставляя их незавершенными.
Его здания обычно включают центральные башни, купола, портик или другие центральные выступы на главном фасаде. Поскольку барочная архитектура совпала с европейским колониализмом, ее можно увидеть во многих странах мира; а в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, это продолжалось до 18 века.
Барокко зародилось в период Контрреформации, когда католической церкви нужно было восстановить свое ослабевающее влияние в Европе перед лицом протестантской Реформации. Одним из способов привлечения новых последователей было создание откровенно эмоциональных и чувственных экспонатов в искусстве и архитектуре. Церковная архитектура апеллировала как к эмоциям, так и к интеллекту верующих, пытаясь убедить их в безоговорочной верности церкви. Приближение и вход в церковь стали символическим, чувственным и таинственным опытом.
Первоначально этот стиль находил форму в дизайне церквей и соборов, но позже этот стиль стал использоваться для визуальной демонстрации абсолютистских режимов в виде тщательно продуманных королевских дворцов.
Стиль позднего барокко часто называют рококо, а в Испании и Испанской Америке – чурригереском.
Архитектура барокко характеризуется динамичными конструкциями и сложными формами архитектурного плана; предназначен для усиления чувства движения и чувственности и часто основан на овале. Часто встречается смесь повторения, распада и искажения классических мотивов эпохи Возрождения.
Общие элементы включают:
- Великолепие.
- Контраст.
- Изгибы и повороты.
- Богатая обработка поверхности.
- Позолоченная скульптура.
- Яркие цвета.
- Ярко окрашенные потолки.
- Фрагментированные или преднамеренно неполные элементы.
- Масштабные фрески.
- Эффектные центральные выступы на внешнем фасаде.
- Использование гипса или гипса, мрамора или искусственной отделки.
- Иллюзорные эффекты, такие как trompe l’oeil.
- Грушевидные купола (чаще встречается в восточноевропейском барокко).
Наиболее известными представителями стиля барокко в Италии были Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно и Франческо Борромини. Развиваясь позже, в Центральной Европе самым известным архитектором был Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В Великобритании барокко было принято Кристофером Реном и Николасом Хоксмуром.
Некоторые из наиболее примечательных зданий в стиле барокко:
- Собор Святого Павла, Лондон.
- Зимний дворец, Санкт-Петербург.
- Карлскирхе, Вена.
- Версальский дворец, Версаль.
- Дом Инвалидов, Париж.
- Площадь Святого Петра, Ватикан.
- Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, Рим.
- Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта.
- Архитектурные стили.
- Ар-деко.
- Баухаус.
- Стиль изящных искусств.
- Бельведер.
- Классическая архитектура
- Эклектика.
- Богадельня больницы Фонтан.
- Международный стиль.
- Итальянский стиль Возрождения.
- Модернистская архитектура.
- Моноптерос.
- Неоклассическая архитектура.
- Архитектура Палладио.
- Пьяцца.
- Постмодернистская архитектура.
- Восстановление восьмиугольника Орлеанского дома.
- Рококо.
- Скальола.
- Архитектура Стюарт.
- Trompe l’oeil.
- Дух времени.
- Доля
- Добавить комментарий
- Отправьте нам отзыв
Архитектура в стиле барокко – Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Редактировать эту статью
Последняя редакция 15 ноя 2021
См. вся история
|
Архитектура барокко — стиль, возникший в Италии в конце 16 века.
Это была более театральная версия архитектуры эпохи Возрождения, с драматическим освещением и цветом, иллюзорными эффектами, такими как trompe l’oeil, и проектами, которые играли в игры с архитектурными особенностями, иногда оставляя их незавершенными.
Его здания обычно включают центральные башни, купола, портик или другие центральные выступы на главном фасаде. Поскольку барочная архитектура совпала с европейским колониализмом, ее можно увидеть во многих странах мира; а в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, это продолжалось до 18 века.
Барокко зародилось в период Контрреформации, когда католической церкви нужно было восстановить свое ослабевающее влияние в Европе перед лицом протестантской Реформации. Одним из способов привлечения новых последователей было создание откровенно эмоциональных и чувственных экспонатов в искусстве и архитектуре. Церковная архитектура апеллировала как к эмоциям, так и к интеллекту верующих, пытаясь убедить их в безоговорочной верности церкви.
Первоначально этот стиль находил форму в дизайне церквей и соборов, но позже этот стиль стал использоваться для визуальной демонстрации абсолютистских режимов в виде тщательно продуманных королевских дворцов.
Стиль позднего барокко часто называют рококо, а в Испании и Испанской Америке – чурригереском.
Архитектура барокко характеризуется динамичными конструкциями и сложными формами архитектурного плана; предназначен для усиления чувства движения и чувственности и часто основан на овале. Часто встречается смесь повторения, распада и искажения классических мотивов эпохи Возрождения.
Общие элементы включают:
- Великолепие.
- Контраст.
- Изгибы и повороты.
- Богатая обработка поверхности.
- Позолоченная скульптура.
- Яркие цвета.
- Ярко окрашенные потолки.
- Фрагментированные или преднамеренно неполные элементы.
- Масштабные фрески.
- Эффектные центральные выступы на внешнем фасаде.
- Использование гипса или гипса, мрамора или искусственной отделки.
- Иллюзорные эффекты, такие как trompe l’oeil.
- Грушевидные купола (чаще встречается в восточноевропейском барокко).
Наиболее известными представителями стиля барокко в Италии были Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно и Франческо Борромини. Развиваясь позже, в Центральной Европе самым известным архитектором был Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В Великобритании барокко было принято Кристофером Реном и Николасом Хоксмуром.
Некоторые из наиболее примечательных зданий в стиле барокко:
- Собор Святого Павла, Лондон.
- Зимний дворец, Санкт-Петербург.
- Карлскирхе, Вена.
- Версальский дворец, Версаль.
- Дом Инвалидов, Париж.
- Площадь Святого Петра, Ватикан.
- Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, Рим.
- Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта.