Архитектура барокко 17 века: «Барóкко» — происхождение и значение слова

Архитектура барокко в России – Архитектурный стиль — LiveJournal

sergeyurich

Архитектура барокко в России

   
    Оригинал взят у sergeyurich в Архитектура барокко в России

   Оригинал взят у edwardjournal в АРХИТЕКТУРА БАРОККО НА РУСИ

    Стиль барокко расцвел буйным цветом в Европе в XVII веке, возникнув веком ранее в Италии, где местные мастера стремились возвеличить свою культурную значимость привнесением во все отрасли искусства некие излишества и вычурность, в том числе и в архитектуру.
    До России архитектурный стиль барокко дошел через «прорубленное» Петром I «окно в Европу» с изрядным запозданием, воплотившись в полной мере лишь в XVIII веке, когда в Европе уже начинал укрепляться классицизм. Но отставание в ракурсе времени было с лихвой компенсировано грандиозностью барочных построек городских и усадебных ансамблей столицы и прочих мест, облюбованных российской знатью.
Кроме того, российское барокко, как и прочие инородные культурные веяния, попадающие в страну, обрело новые, нехарактерные для европейского барокко черты, породив сугубо отечественные стили, такие как строгановское, голицынское и нарышкинское барокко.

    Стиль барокко воплощался в основном в проектах церквей и храмов. К знаменитым архитектурным памятникам можно отнести церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани, Новодевичий монастырь, брянскую Сретенскую надвратную церковь при Свенском монастыре, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах, недалеко от Подольска, и многие другие храмы. Нарышкинское барокко в архитектуре отличается ярусностью, центричностью, равновесием и симметрией, белыми элементами на красном фоне.



Храм Знамения Богородицы в Дубровицах, голицынское барокко




  Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы – витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых – делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

  Самоназвания архитектурных направлений барокко в России происходят от фамилий родов, покровительствовавших возведению наиболее знаковых сооружений данной эпохи, которые, разумеется, обладали собственными характерными особенностями. Вообще, отличие отечественного барокко от европейского можно в общих чертах проследить в простоте и композиционной структурности. Разницу можно найти и в деталях, например, в используемых отделочных материалах. В Европе для облицовки применялся камень, русскими же мастерами использовались штукатурка и гипс, которые, в отличие от камня, можно было красить. Именно поэтому архитектурные сооружения русского барокко радуют глаз ярким контрастным колером.
В основном использовались красные, голубые, желтые и белые краски, а также их сочетания, а для кровли применялась белая жесть и различная позолота.
    В декоре фасадов использовали орнаментную лепку, в которой отчетливо проступали элементы традиционного русского колорита. Западные зодчие, стремясь переплюнуть конкурентов, активно использовали мистические знаки и символы, что также не характерно для русского барокко, хотя, справедливости ради, иностранные архитекторы, возводившие усадебные имения для первых лиц империи в столице и ее окрестностях, все-таки прибегали к традиционно европейским приемам. Но в глубинке, куда барокко изначально просочилось стараниями боярина Льва Нарышкина, в отделке практически полностью преобладали местные традиции.

Церковь Покрова в Филях

  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – эта небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.

  Новодевичий монастырь в Москве.

    Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска – иконы Смоленской Божией Матери.

  Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле “московского барокко”. За короткий промежуток времени была выстроена колокольня, надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.

  Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

    Стиль барокко в архитектуре мест проведения церемониальных и светских мероприятий высших сословий подчеркивал могущество и благосостояние Российской империи тех лет. Не только внешнее, но и внутреннее убранство зданий не имело себе равных во всей Европе. Наиболее выдающимся архитектором того периода принято считать Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, представителя т. н. елизаветинского барокко. Среди его работ вспоминаются великолепные Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, Андреевская церковь в Киеве, Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь. Эти сооружения поражают своими масштабами и пышностью отделки.

  Екатерининский дворец

    Так получилось, что своим рождением Екатерининский (Большой) дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам – Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которым дворец принадлежал в XVIII веке и которые уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии, проекты и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, садоводов.

  Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищает своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядит празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера.

  Среди прочих архитекторов эпохи барокко можно выделить Михаила Земцова, Дмитрия Ухтомского, Доменико Трезини, Савву Чевакинского. Эти выдающиеся мужи оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Питере, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский. Среди прочих памятников периода барокко, можно вспомнить Петропавловский собор в Казани, Меньшиковскую башню в Москве, Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, Предтеченскую церковь в Троице-Сергиевой лавре, часовню Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде и многие другие.

  Андреевская церковь в Киеве.
    Андреевская церковь — памятник истории, архитектуры, живописи и декоративного искусства XVIII века мирового значения.
    Она строилась по заказу российской императрицы Елизаветы как часть Киевской царской резиденции, состоящей из Царского (Мариинского) дворца и дворцовой церкви.

  Церковь построена в 1747-1762 годах в стиле барокко по проекту Растрелли, сохранила не только аутентичные архитектурные формы и наибольший процент отделки экстерьера, но и во всей полноте донесла до наших дней свое внутреннее убранство, которое является совершенным образцом православного церковного интерьера стиля барокко.

  Совместное творение гениального архитектора Ф.-Б. Растрелли, человеческих рук и природы породило уникальный памятник, который благодаря легкости, утонченности композиции, гармоничному слиянию всех ее частей в единое целое и связи с окружающей природой, стала шедевром архитектуры эпохи барокко и послужила непревзойденным образцом для подражания в строительстве культовых сооружений. Мировым сообществом здание Андреевской церкви занесено в каталог «1000 чудес света. Шедевры человечества пяти континентов», изданного в Германии в 2002 году. Учитывая чрезвычайную ценность памятника, было предложено внести Андреевскую церковь в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Зимний дворец

  Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца.

  Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в. ) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: “Власть”, “Антиной”, “Диана”, “Справедливость”, “Могущество”. ..

  Зимний дворец, Иорданская лестница.
    Беломраморная лестница, начинаясь от Главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки.

  Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы.

  В 18 в. лестницу называли Посольской – послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца – Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX – начала XX века.

    Позже лестницу стали именовать Иорданской – по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

  Петропавловский собор, Казань.

    Петропавловский собор — выдающийся образец нарышкинского барокко. Выстроен в 1722 году. Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню и построенный позже дом причта.

  Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством.   Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска.


  Смольный монастырь.

    Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.

  Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

  Церковь Иоанна Воина на Якиманке (Москва).

  Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.

  Царствование барокко в России оказалось недолгим. Стремясь угнаться за Европейскими веяниями, в середине XVIII века столичные, а после и провинциальные постройки стали приобретать черты рококо, а к последней четверти XVIII века на смену им и вовсе пришел классицизм, сменив роскошество и грандиозность, на рационализм, простоту и монументальность античных форм.
    Но барочные архитектурные ансамбли до сих пор радуют нас своими стилями, формами и неповторимой красотой.

Источники:


http://deletant.livejournal.com/134112.html
https://www.google.ru/search?q=%D0%B5%D0%BA%D0%B0%…wBg&sqi=2&ved=0CEUQ7Ak

    Отредактировал данную статью для журнала “Архитектурный стиль” Сергей Воробьев.

Итальянское Искусство 17 Века. Архитектура. Стиль барокко в архитектуре.

Монументальная архитектура Италии 17 века удовлетворяла почти исключительно запросы католической церкви и высшей светской аристократии. В этот период строятся главным образом церковные сооружения, дворцы и загородные виллы.
Тяжелое экономическое положение Италии не давало возможности возводить очень крупные сооружения. Вместе с тем церковь и высшая аристократия нуждались в укреплении своего престижа, своего влияния. Отсюда — стремление к необычным, экстравагантным, парадным и острым архитектурным решениям, стремление к повышенной декоративности и звучности форм.
Строительство импозантных, хотя и не столь крупных сооружений способствовало созданию иллюзии социального и политического благополучия государства.
Барокко достигает наибольшего напряжения и экспрессии в культовых, церковных сооружениях; его архитектурные формы как нельзя лучше отвечали религиозным принципам и обрядной стороне воинствующего католицизма. Строительством многочисленных церквей католическая церковь стремилась укрепить и усилить свой престиж и влияние в стране.
Стиль барокко, вырабатывавшийся в архитектуре этого времени, характеризуется, с одной стороны, стремлением к монументальности, с другой — преобладанием декоративного и живописного начала над тектоническим.
Подобно произведениям изобразительного искусства, памятники архитектуры барокко (особенно церковные сооружения) рассчитаны были на усиление эмоционального воздействия на зрителя. Рациональное начало, лежавшее в основе искусства и архитектуры Ренессанса, уступило свое место началу иррациональному, статичность, спокойствие — динамике, напряжению.
Барокко — стиль контрастов и неравномерного распределения композиционных элементов. Особое значение в нем получают крупные и сочные криволинейные, дугообразные формы. Для сооружений барокко характерны — фронтальность, фасадность построения. Здания воспринимаются во многих случаях с одной стороны — со стороны главного фасада, нередко заслоняющего объем сооружения.
Барокко уделяет большое внимание архитектурным ансамблям — городским и парковым, однако ансамбли этого времени основаны на иных началах, чем ансамбли Ренессанса. Барочные ансамбли Италии строятся на декоративных принципах. Для них характерны изолированность, сравнительная независимость от общей системы планировки городской территории. Примером может служить самый крупный ансамбль Рима — площадь перед собором св. Петра.
Колоннады и декоративные стенки, замыкающие пространство перед входом в собор, прикрыли беспорядочную, случайную застройку, находящуюся за ними. Между площадью и примыкающей к ней сложной сетью проулков и случайных домов нет связи. Отдельные здания, входящие в состав барочных ансамблей, как бы утрачивают свою самостоятельность, всецело подчиняясь общему композиционному замыслу.
Барокко по-новому поставило проблему синтеза искусств. Скульптура и живопись, играющие в зданиях этого времени очень большую роль, переплетаясь между собой и нередко заслоняя или иллюзорно деформируя архитектурные формы, способствуют созданию того впечатления насыщенности, пышности и великолепия, которое неизменно производят памятники барокко.
Огромное значение для формирования нового стиля имело творчество Микеланджело. В своих произведениях он разработал ряд форм и приемов, которые были использованы позже в архитектуре барокко. Архитектор Виньола также может быть охарактеризован как один из непосредственных предшественников барокко; в его произведениях можно отметить целый ряд ранних признаков этого стиля.
Новый стиль — стиль барокко в архитектуре Италии — приходит на смену Ренессансу в 80-х годах 16 века и развивается на протяжении всего 17 и первой половины 18 столетия.
Условно, в пределах архитектуры этого времени, могут быть выделены три этапа: раннее барокко — с 1580-х до конца 1620-х годов, высокое, или зрелое, барокко — до конца 17 века и позднее — первая половина 18 века.


<<< Итальянское Искусство 17 Века. Италия в 17 веке

Итальянское Искусство 17 Века. Архитектура. Раннее барокко. >>>

Иллюстрации к разделу >>>

Эволюция архитектуры барокко в 15 проектах

Архитектура барокко — одно из немногих направлений, которое, несомненно, выходит за рамки различных средств самовыражения — искусства, архитектуры и даже музыки. И сегодня мы взглянем на возвышенный мир архитектуры барокко. Рожденное как эстетическое потомство власти католической церкви (особенно секты иезуитов) в Италии 17-го века, барокко быстро закрепилось как каденция к постренессансному маньеристскому стилю. В отличие от маньеризма, который был направлен на тонкое усиление элементов эпохи Возрождения, таких как масштаб, пропорция и симметрия, барокко стремилось преувеличить их. Навязчиво драматический стиль, он был направлен на то, чтобы сделать ренессансную архитектонику, такую ​​​​как арки, своды и купола, грандиознее, больше, чем жизнь, добавляя при этом очень богато украшенные лепные фигуративные мотивы. Отличительной чертой была скульптурность зданий в стиле барокко, придаваемая игрой света и объемов. Широко разделенное хронологически, барокко классифицируется как итальянское, французское и испанское. Вот пятнадцать зданий, отображающих эволюцию этого стиля —

1. Церковь Джезу, Рим | Архитектура барокко

Церковь Джезу была спроектирована и построена четырьмя выдающимися итальянскими архитекторами, принадлежащими к общине иезуитов. Построенная в 1580 году, церковь является первым образцом раннего барокко и задает тон тому, что должно было появиться позже в Италии. Церковь спланирована по центральной оси эпохи Высокого Возрождения, с парадным куполом, подчеркивающим пересечение прохода и трансептов, с полихромными изразцами и фигурной лепниной.

©Wikimedia_Commons©Lake_Geneva_Schools©Web Gallery of Art

2. Церковь Санта-Сусанна 

Фасад – Рим XVII века работы Карло Мадерно. После церкви Джезу Санта-Сусанна выделяется как пример более уверенной формы итальянского барокко. Церковь была впервые построена в 330 году и постоянно ремонтировалась до 17 века. Фасад был тщательно спроектирован из травертина, чтобы отразить чувство ритма через колонны, сгруппированные посередине. Треугольный фронтон добавил нотку классицизма.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

3. Санта-Мария-делла-Пейс

Санта-Мария-делла-Пейс работы Пьетро да Кортона 1656 г.: Это здание XVII века отличается привлекательным фасадом. Архитектор Пьетро да Кортона спроектировал отреставрированный фасад и добавил два выступающих наружу крыла, чтобы обозначить театральное измерение. Фасад имеет колонны двух порядков, причем выпуклые выступы имеют колонны тосканского ордера. Фасад также был урбанистическим – образовавшаяся вогнутая площадь была выгодна для удобного поворота римских экипажей.

©Wikimedia Commons©Ipin Image©Teggelaar

4. Площадь Святого Петра, Джан-Лоренцо Бернини

Да, в культовом памятнике эпохи Возрождения есть скрытые элементы барокко, хотя они намного тоньше, чем кажется на первый взгляд. Площадь, созданная базиликой, прославилась своими колоннами в стиле барокко и торжеством общественного пространства. Считающаяся мастерским ходом, «площадь» обрамлена двумя отдельно стоящими колоннадами, сосредоточенными вокруг египетского обелиска, обращенного к базилике.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Art History Unbounded

5. Сан-Марчелло-аль-Корсо Карло Фонтана | Архитектура барокко

Как и многие итальянские церкви, это здание было спроектировано и построено за много столетий до эпохи барокко. Однако фасад был спроектирован только в конце 17 века Карло Фонтаной. Фасад из травертина украшен декоративными барельефами из лепнины и свидетельствует о зрелости итальянского барокко.

 

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

6. Версальский дворец

Вскоре французы начали изучать барокко. Хотя Версаль был построен во время зарождения итальянского барокко, его влияние на остальную часть пейзажа французского барокко заслуживает внимания. Разработанный архитектором Луи Ле Вау, он является культовым синонимом помпезности, величия и королевской власти. Первоначально замок из кирпича и дерева, дворец можно рассматривать как архитектурный палимпсест французского барокко с 17 по 18 века, эволюционировавший со временем. Ле Вау черпал вдохновение в итальянских виллах в стиле барокко, но был выполнен с использованием тесаных белых камней и каменной кладки с рустом.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

7. Часовня Дома Инвалидов, построенная либералом Брюаном и Жюлем Ардуэном-Мансаром

Это здание конца XVII века отличается от общей темы религиозных и королевских проектов в стиле барокко. Начавшись как госпиталь для пожилых людей и военнослужащих, вскоре он расширился, включив в себя церковь и 15 дворов. Внушительный купол часовни является характерной особенностью, добавленной позже, в 1793 году.0004 8. Собор Святого Павла | Архитектура в стиле барокко

Собор Святого Павла сэра Кристофера Рена: Собор Святого Павла, плодовитый архитектор Кристофер Рен вдохновлен базиликой Святого Петра в Риме. На крыше купола собора установлены многочисленные статуи, изображающие библейские события. То, что мы видим сейчас, является результатом нескольких различных итераций дизайна.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

9. Карлскирхе, Вена

Расположенная в Вене, Австрия, эта церковь является самой большой в городе. Австрийский архитектор Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах превратил его в смесь греческого, римского и римского барокко. Купол украшен яркими фресками австрийских художников, а тонкое использование сусального золота отмечено по всей церкви.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

10. Королевский дворец Годолло | Архитектура барокко

Этот венгерский шедевр является одной из последних построенных форм периода высокого барокко. В отличие от других произведений высокого барокко, это произведение сдержанное и приглушенное — возможно, венгерская интерпретация барокко. С нежными растительными мотивами и явным гибридом стилей барокко и цопф он выделяется как образец сдержанного венгерского величия.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

11. Фасад Университета Вальядолида

В отличие от религиозной и королевской типологии, в этом фасаде кристаллизуется эпоха позднего барокко в Испании. Диего Томе и Фрай Педро де ла Визитасьон спроектировали фасад в 1719 году и добавили к нему динамичный, выразительный орнамент, массивные сплошные колонны и властный гребень наверху, сохранив при этом постэррерианский характер за счет простого акцента напольных плит.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

12. Королевский дворец в Мадриде 

В Королевском дворце есть очень подсознательные элементы испанского барокко, скрытые среди его отрезвляющих неоклассических мотивов. Этот переход, вероятно, можно отнести к тогдашнему правящему королю Филиппу V, аннексировавшему Испанию во время правления Францией, где стилистические чувства больше склонялись к неоклассицизму. Сильный пожар уничтожил большую часть фасада в 1738 году, который был переделан в стиле барокко итальянским архитектором Филиппо Юварра.

©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia

13. Церковь Сан-Франциско Акатепек

1760 Поскольку у Испании были колонии в Латинской Америке, местные обычаи во многом повлияли на то, как испанское барокко интерпретировалось в колониях. В Мексике церковь в Акатепеке особенно известна своей мозаикой Талавера и фасадом из красного кирпича. Также присутствуют отчетливые испанские эстипитные колонны, украшенные работой азулежу. Фасад церкви выделяется яркой основной цветовой палитрой и детальной иконографией.

©Википедия©Википедия©Википедия©Википедия©Википедия©Википедия©Википедия©Википедия©Википедия

14. Скиния Кафедрального собора Мехико 

Одно из самых известных сооружений мексиканского барокко, на его строительство ушло почти 250 лет. Результатом этого периода является слияние различных стилей — готики, чурригереско, неоклассицизма и, наконец, барокко. Скиния была построена для хранения важных документов архиепископа в стиле мексиканского барокко по проекту Лоренцо Родригеса с 1749 по 1750 год. Скиния богато украшена растительными мотивами и анимистическими иконами, такими как херувимы, с более подробным южным фасадом. Структура была построена из местного тезонтле и камня чилука.

©Википедия©Википедия©Википедия©Википедия©Википедия

15. Церковь Святого Франциска Ассизского | Архитектура барокко

Его строительство было начато в 1766 году, что сделало церковь Св. Франциска Ассизского в Ору-Прету одним из последних построенных зданий в стиле барокко. Расположенный в Бразилии, он отличается органическими скульптурными формами с богато вырезанным фасадом из мыльного камня, внутренним куполом с фресками и золотыми деревянными изделиями. Церковь отмечает официальный переход от барокко к рококо.

©Wikipedia

Архитектура барокко – Топ 6 зданий и конструкций в стиле барокко

Что такое архитектура барокко и когда был период барокко?

Архитектура барокко – это стиль архитектурного драматизма, зародившийся в начале 17 -го -го века в Италии. Период барокко был временем между 1600-1700 годами в Западной Европе с особым стилем искусства, музыки, архитектуры и дизайна.

Архитектура барокко характеризуется грандиозностью, чрезвычайно театральными и декоративными решениями. Это было достигнуто за счет контраста — особенно в освещении — головокружительных, размашистых форм, ярких цветов и сложных картин, иллюзорных эффектов и позолоченных украшений.

Что означает барокко?

Архитектура барокко кричащая и торжествующая, с орнаментом и деталями, говорящими о ее историческом происхождении. Его характеристики декоративного максимализма и неправильности часто характеризовались как причудливые, асимметричные или буйные.

Это отразилось и в искусстве и музыке эпохи барокко, которая получила название «барокко» как производное от португальского слова barroco или «странная жемчужина».

Развитие архитектуры барокко

Происхождение архитектуры барокко неразрывно связано с католической церковью. Первое появление архитектуры барокко можно проследить до конца 16 го и начала 17 го века в Риме, где оно возникло как реакция на жесткость более ранней религиозной архитектуры во время протестантской Реформации. Он был быстро принят новыми религиозными орденами и стал характерным для театинцев и иезуитов в стратегии, направленной на то, чтобы внушить простым людям благоговение перед их религиозной силой. Архитектура барокко вошла в моду немного позже эпохи Возрождения.

Карло Мадерно — один из первых знаменитых архитекторов эпохи барокко, который впервые использовал пространство и перспективу в дизайне наружных фасадов. Его редизайн фасада и колоннад базилики Святого Петра прямо противоречил ранее построенному художником Микеланджело куполу, создавая головокружительный контраст между порядком и энтропией.

Архитектура барокко неразрывно связана с распространением колониализма по всему миру. Возникновение барочного дизайна совпало с расширением европейской империи. Хотя он возник в Италии, стиль барокко распространился на все районы Западной Европы и, в конечном итоге, на их колонизированные территории. Отчасти поэтому Испания является таким важным культурным центром архитектуры барокко, потому что в период барокко Испания была одним из основных держателей колониального богатства.

Популярность

Архитектурное движение в стиле барокко остановилось примерно в 1720 году, сменившись еще более экстравагантным стилем рококо во Франции, а затем и в остальной Европе. Архитектура барокко просуществовала еще много лет в некоторых регионах, удерживая прочную цитадель в Германии и колониальной Южной Америке вплоть до 18 века.

Однако, как и многие другие архитектурные стили, барокко несколько раз возрождался после своего упадка. Архитектура необарокко возникла в конце 19 в.-й век как движение возрождения, которое стремилось сохранить нетронутыми основные характеристики архитектуры барокко, такие как элегантность, причудливость и непредсказуемость, но включить современные дизайны и материалы.

Еще более современным возрождением является строительство новых зданий в стиле барокко в 21 ст веке. Во многих местах архитектура демонстрирует тонкое влияние ценностей дизайна в стиле барокко, когда здания снова становятся драматичными и сложными, а не индустриальным шиком, который преобладал в течение многих лет.

Чтобы узнать больше о зданиях в стиле барокко (как исторических, так и необарокко), просмотрите список ниже.

Шесть лучших образцов зданий в стиле барокко по всему миру на сегодняшний день

6. Национальный музей Австралии

Национальный музей Австралии (NMA) расположен в Актоне, Канберра, и остается одним из лучших современных образцов архитектуры необарокко. Он был завершен 11 th марта 2001 года по проекту архитектора Говарда Рэггатта.

Хотя NMA также демонстрирует элементы деконструктивизма в дизайне, есть много черт, которые, несомненно, относятся к барокко по происхождению. С одной стороны, смелый и красочный внешний вид привлекает внимание, как и многие традиционные здания в стиле барокко. Во-вторых, NMA использует иллюзорные архитектурные мотивы с изобретательными формами и дизайном, оставаясь верным причудливой природе периода барокко. Подробнее о Национальном музее Австралии читайте здесь.

5. Королевский дворец в Мадриде

Королевскому дворцу Мадрида, построенному 7 901 05 901 06 апреля 1735 года, исполнилось 287 лет. На это ушло 16 лет. Его первым жителем был Карл III, которого в просторечии называли «мэром Мадрида» из-за большого количества реформ, которые он инициировал.

Первоначальный архитектор Филиппо Юварра, который находился под сильным влиянием итальянского архитектора эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини, у которого был сильный флорентийский стиль. Геометрическая строгость и квадратная планировка чрезвычайно типичны для стиля испанского барокко.

4. Церковь Святого Карла

Церковь Святого Карла, также известная как Карлскирхе, является самым знаковым образцом архитектуры барокко в Вене. Строительство было завершено в 1737 году, то есть церкви Карлскирхе исполнилось 285 лет. Церковь была построена в честь знаменитого целителя Святого Карла Борромео, который работал над облегчением страданий больных чумой.

3. Королевский дворец в Казерте

Королевский дворец в Казерте, пожалуй, самое сложное здание в Южной Италии, является крупнейшей королевской резиденцией в мире, его площадь составляет более 2 миллионов кубических метров, а площадь – 47 000 квадратных метров.

Королевский дворец в Казерте был построен в 1752 году архитектором Луиджи Ванвителли для короля Карла Бурбонского. Строительство заняло более пятидесяти лет, и стоимость проекта сегодня эквивалентна 330 миллиардам евро.

2. Собор Святого Павла

Собор Святого Павла — один из самых ионизированных соборов Лондона, в котором с момента его постройки в 1675 году произошло множество исторических событий. От огромных масштабов до тщательно продуманной мебели собор объявляет о своем барочном наследии с каждым квадратным футом.

1. Версальский дворец

Версальский дворец, без сомнения, является наиболее выдающимся произведением традиционной архитектуры барокко. Первоначально здание начиналось как простой охотничий домик, а затем в 1630-х годах его заменил небольшой замок, а затем перестроили в грандиозный образец архитектуры в стиле барокко, открытый для посещения сегодня.

Версальский дворец внесен в список Всемирного наследия и удерживает это звание на протяжении 40 лет. Это была основная резиденция большинства французских королевских особ с эпохи Людовика XIV до Людовика XVI. Дворец стоит сегодня как символ великой власти, вдохновляющей королевской власти, и практически безграничного потенциала декадентской архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *