Японский сад камней: принципы создания и идеи дзен сада — Мои Идеи Для Дачи и Сада

принципы создания и идеи дзен сада — Мои Идеи Для Дачи и Сада

Прогуливаясь в японском саду, зритель невольно должен отключиться от постороннего мира, насущных проблем, подумать о своем предназначении, задуматься над смыслом жизни. Японцы считают, что медитационному созерцанию способствуют камни.

Именно по этой причине практически во всех японских садах присутствуют композиции из камней. Существует даже отдельная разновидность сада, почитание камней у жителей страны восходящего солнца вылилось в так называемый «сухой сад» или «сад камней». Один из известнейших садов камней — Рёандзи в Киото.

Если вам интересны принципы создания такого сада и вы хотели бы применить их для создания небольшой «тихой гавани» в своем саду, прибежища умиротворения и спокойствия, то буду рада вам в этом помочь.

Издавна японцы считали, что божества избирают своим жилищем места с большим скоплением камней. Таким местам поклонялись, считали их чистыми, благословленными. В первую очередь каменный сад — это символизм. Это и острова бессмертных и священные животные, например, черепаха, или журавль, и мифологические персонажи, и сам Будда…

Так называемый сухой сад для тех, кто не знаком с японским мировоззрением – это тайна. Те, кому чужда восточная философия, зачастую воспринимают каменный сад только с эстетической точки зрения, не вникая в глубинный смысл языка символов.

Однако культ камня распространен не только в Японии, многие народы верят в магические свойства необычных камней, в их сильное эмоциональное воздействие. Да и сейчас есть много людей, которым понятна и близка культура и искусство Дальневосточных стран. Проникшись философией Японии и знаниями об этой чудесной стране, многие решаются на создание сада в японском стиле.

Чтобы создать сухой сад следует придерживаться основных принципов и в первую очередь понять природу и характер камней, которые будут жить в этом саду, ведь именно им отводится главная роль. Камни следует подбирать с особой тщательностью.

Каждый камень — это артист, в театре сада камней. Однако, что бы увидеть его «талант», следует внимательно посмотреть на его форму, габариты, цвет. Ведь именно на них делается акцент композиции.

Поэтому, перед тем, как начать воплощение проекта, следует определиться, какие это будут камни, и где их взять. Камни должны быть подобраны в соответствии с общим стилем композиции сада, не «соперничать» между собой по цвету и структуре, форма и размер тоже должны быть подходящими. В саду камней используются также гравий и песок. Могут быть дорожки, растительность и источники воды. Иначе бы диалог обитателей сада стал монологом.

Варианты размещения камней в саду

Камни следует брать натуральные, долго пребывавшие в естественных природных условиях — горах или полях, на берегу моря. Словом, пропитанные силой природы и стихий. Камни с искусственными сколами нежелательны, так как их «острая» энергетика будет резать пространство сада, тем самым нарушать гармонию.

Идеальным местом для сада камней будет склон, направленный на восток, юго — восток или юго — запад. Размеры сада предпочтительны небольшие, можно, например, из общей территории выделить участок 5х7 метров.

Общее число камней обязательно должно быть нечетное. Например, группы в композиции составляются из трёх штук или же просто одного камня. При расстановке необходимо избегать горизонтальной симметрии.

Японский сад камней может иметь как открытые границы, так и располагаться в замкнутом пространстве. Участок можно разбить на маленькие фигурные зоны. Слева от калитки можно расположить разносторонний треугольник, где в центре поместить фигуру из камня, и низкорослые растения. С правой стороны — ромб с выступающим углом. Вдоль изгороди можно расположить низкий «зеленый» заборчик из тиса.

А вот в центре стоит разместить композицию из камней. При такой расстановке можно не делать конкретных дорожек, промежутки, где не лежат камни и не растут растения, просто засыпают гравием. В глубине сада можно установить камень, на котором можно сидеть и созерцать красоту природы.

Если вы сторонник восточной философии и одновременно садовод-любитель, то вам наверняка будет интересно узнать — как создать японский сад на приусадебном участке, как сделать грамотную планировку и какие растения выбрать.

Видео бонус

В одном из своих путешествий, мы посетили японский садик, в ботаническом саду Праги, в Чехии. Предлагаю вам экскурсию по красивому и четко продуманному дизайну. Мне этот сад очень понравился, мы даже некоторое время посидели в беседке и послушали журчание водопадика.

Сэкитэй – японский Сад камней

Японский Сад камней может стать прекрасным дополнением ко многим типам ландшафтного дизайна. Видимая простота и надежность каменных композиций способны создать атмосферу спокойствия и умиротворенности практически на любом приусадебном участке. Потому что есть в них что-то вечное, остужающее пыл и останавливающее ежедневную рутинную суету.

При создании любого японского Сада камней главным считалось искусство правильной расстановки камней – сутэ-иси. Древние художники вдумчиво подбирали камни по соответствию их цвета, формы и фактуры. Они должны были органично вливаться в стиль и характер будущего сада. По форме их разделяли на три основные группы, при этом камни могли иметь низкую вертикаль, а так же быть плоскими и лежачими.

Обычно суть композиции определял один, самый главный камень. В совокупности с двумя остальными, более мелкими камнями он составлял триаду, которая приравнивалась к буддийскому пантеону божеств. Основные элементы композиции располагали параллельно основной линии сада, а второстепенные – по диагонали.

При этом, использовались только необработанные камни. Особо ценились элементы, подвергшиеся атмосферному воздействию или стихии. Это могли быть камни, подвергшиеся водной или световой эрозии, или покрытые мхом. Так же выбирались определенные цвета. Например, большой популярностью пользовались коричневые, красные, пурпурные или голубовато-зеленые оттенки.

Обычная для японского Сада композиция состоит из нечетного количества элементов. Чаще всего это один или три камня, хотя возможны и варианты «три-два» и «три-два-два». В схеме из большого количества камней основу составляют сразу три камня, сомкнутые в верхней точке в одну вершину. Если условия позволяют, то камни просто устанавливаются на земле. В других случаях они немного углубляются, иногда располагаясь под небольшим углом к поверхности.

Изредка пустоты между камнями использовали для посадки растений или мелких кустарников. Так же в японском Саду обязательно должны присутствовать каменные дорожки. Для этого выбирают камни с одной ровной поверхностью, которую зарывают в землю. Причем, линии камней должны располагаться по диагонали к краям дорожек.

В Саду камней широко используются очень мелкий гравий и песок. Здесь так же важны определенные цвета, которые должны гармонировать друг с другом. После выбора необходимого оттенка на защищенном от ветра участке трамбуют землю, после чего ограничивают его невысоким бордюром, и насыпают слой песка толщиной несколько сантиметров. После этого граблями аккуратно наносят волнообразный рисунок. При нормальной погоде он будет сохраняться не меньше двух недель. Если же погода очень сухая, то песок рекомендуется немного опрыскать водой.

После этого останется только выбрать время, выйти в свой Сад камней, и вспомнить хокку великого японского поэта Мацуо Басё:

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.


Теги: дача и сад, ландшафтный дизайн


6 most beautiful Japanese Zen rock gardens in Kyoto

  1. Photo: Lim Chee WahDaitokuji Temple

    PreviousNext

    /4

  2. Photo: Minchun Chen/DreamstimeThe rock garden at Enkouji, Kyoto

    PreviousNext

    /4

  3. Photo : Ryogenin Temple

    ПредыдущийСледующий

    /4

  4. Фото: kibaiyanse/photo-ac

    ПредыдущийСледующий

    /4

Во время следующей поездки в Киото не пропустите эти 9 традиционных японских садов. 0005

Реклама

Большинство людей едут в Киото, чтобы увидеть исторические храмы или весну сакуры (цветение вишни), но обязательно посетите традиционные киотские сады камней. Отсутствие цветов не означает отсутствие красоты — преднамеренное размещение камней и минималистские выражения на песке, с галькой, расположенной в виде волн, тщательно подобраны, чтобы вызвать определенное настроение или мышление.

В традиционном японском саду камней есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд; у многих есть абстрактные диалоги дзен, спрятанные в декорациях, а некоторые представляют собой каменные воссоздания известных сцен из японской истории. Имея немного базовых знаний, эти статичные пейзажи могут ожить для вас. Вот некоторые из наших любимых садов камней Киото.

РЕКОМЕНДУЕМ: Самые красивые места в Японии

Фото: храм Дайтокудзи

Храм Дайтокудзи, Кита

первый. В этом обширном храмовом комплексе дзен на севере города есть ряд садов камней, спрятанных среди нескольких подхрамов.

От взаимосвязанных садов камней Дайсенина с их морем белого гравия до сада камней Риогенина, представляющего вселенную, нет недостатка в символических камнях, которые стоит увидеть. Каждый подхрам в Дайтокудзи имеет свои часы работы и плату за вход, но большинство из них открыты с 9 до 18 часов.утра и 3 вечера.

Фото: Минчун Чен/Dreamstime

Энкодзи

Энкодзи — лучшее место для наблюдения за осенней листвой, которая в конце ноября окутывает территорию храма красными, золотыми и оранжевыми цветами. Помимо природной красоты, окружающей буддийский храм, в том числе пышной бамбуковой рощи, есть также дзен-сад, который намеренно оставлен незавершенным.

Почему садовник решил не отмечать границы пространства камнями, остается открытым для толкования, но храм предполагает, что, возможно, садовник надеялся, что посетители дополнят образ сада в своем воображении. Белый гравий в саду сгребен таким образом, что напоминает облачное небо и окружает набор камней, изображающий летающего дракона.

Advertising

Photo: kibaiyanse/photo-ac

Ryoanji

В Рёандзи, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится, пожалуй, самый известный в стране сад камней. В то время как сам храм Дзэн был основан в 1450 году Хосокавой Кацумото, представителем династии сёгунов Асикага, год постройки первого сада до сих пор является предметом ожесточенных споров. Некоторые теории говорят, что за садом стоял сын Кацумото, другие считают, что его создал знаменитый художник 16-го века Соами.

Кроме того, происхождение сада — не единственная его загадка. От загадочной резьбы с именем «Котаро» за одним из пятнадцати камней сада до его асимметричных образований, сад полон загадок, которые заставляют многих посетителей размышлять о значении этого безмятежного пространства. Хотя более крупные камни остались нетронутыми, гравий в саду ежедневно разгребают монахи храма.

Фото: Храм Тайдзоин

Храм Тайдзоин, Укё

В храме Тайдзоин — части храмового комплекса Мёсиндзи — можно увидеть ряд садов разных периодов, в том числе Мотонобу-но Нива, сад камней с вечнозелеными растениями, создан как выражение неизменной красоты, а сад Inyo no Niwa Garden — это игра тени и солнечного света. Каждый сад контрастирует с другими и дополняет их, как образец сада камней.

Общий вход стоит 600 йен; тем не менее, храм также предлагает сделку, включающую вход, сеанс дзен-медитации и порцию утренней рисовой каши за 2500 йен, что является отличным способом отточить свой разум и тело перед тем, как отправиться в путь.

Реклама

Фото: Руби Ли/Unsplash

Тофукудзи

Сады Тофукудзи были построены известным земельным архитектором Мирей Сигэмори в 1939 году и расположены в четырех кварталах, окружающих Ходзё (жилые помещения священника). Южный сад состоит из зубчатых скал, окруженных круглыми узорами из гравия. Говорят, что скалы символизируют райские острова Эйдзи, Хораи, Корё и Ходзё, а гравий — восемь бурных морей.

Восточный сад характеризуется семью цилиндрическими камнями на моховом поле, которое представляет собой созвездие Большой Медведицы, также известное как Большая Медведица. Западный и северный сады храма, хотя они также классифицируются как каменные сады, отличаются от строгости южного и западного садов тем, что включают зеленые образования из мха и кустарников азалии.

Фото: храм Маншуин Монзеки

Храм Маншуин Монзеки, Сакё

Расположенный немного в стороне от проторенных дорог, храм Маншуин Монзеки предлагает более тихий сад камней с большой каменной черепахой и гравийным «ручьем». Он также предлагает уникальное занятие: приготовление собственного десерта из сада камней. Вы можете создать съедобный миниатюрный сад камней, разбросав конфеты, похожие на гальку, поверх шелкового тирамису из зеленого чая, приготовленного местным кондитером Итидзё-дзи Накатани.

Фото: ikeda_a/PIXTA

Самые красивые места Японии

  • Путешествия

Отправляйтесь за пределы Токио — добавьте эти захватывающие дух храмы, достопримечательности и пешеходные маршруты в свой список желаний по Японии

Подробнее 600

Фото: Chichibu

Самые красивые фестивали в Японии

  • Чем заняться
  • Фестивали

В Японии проходят удивительные культурные фестивали — спланируйте свое путешествие на эти японские праздники в Киото, Осаку и другие места

Подробнее

Реклама

Фото: Starbucks

Самый красивый Starbucks в Японии

  • Рестораны
  • Кафе

В Японии Starbucks сочетает в себе уникальную архитектуру, местную историю и кофе. культура кафе

Подробнее

Подробнее

Рекомендуем

  • [изображение]

    [название]
  • Вам также может понравиться

    Вам также может понравиться

    Реклама

    Значение японского сада дзен

    Загрузка

    Коллекция | Философия

    (Изображение предоставлено Getty Images)

    Стив Джон Пауэлл и Анхелес Марин Кабелло, 12 апреля 2022 г.

    В садах дзен можно найти красоту и спокойствие. Но эти загадочные пространства также выражают высшие истины философии, пишут Стив Джон Пауэлл и Анхелес Марин Кабелло.

    F

    Для большинства садоводов камни, наряду со слизнями, мошками и сорняками, являются вредителями, от которых нужно избавляться. Тем не менее, в Японии некоторые из самых удивительных садов состоят только из скал и камней. Как 19Писатель 19-го века Лафкадио Хирн писал: «Чтобы понять красоту японского сада, необходимо понять красоту камней».

    Больше похоже на это:

    –          Как продлить жизнь вашей одежде

    –          Древняя загадка, которая актуальна сегодня окончательное выражение красоты камней лежит в sekite i , или альпинарии, просторы из выровненного белого гравия, усеянные стратегически расположенными камнями. Но в садах есть нечто большее, чем просто красота. Исследователь и историк искусства Лэнгдон Уорнер (прообраз персонажа Индианы Джонса) заметил, что японские сады предназначены «для выражения высших истин религии и философии точно так же, как другие цивилизации использовали искусство литературы и философии».

    Сад Шуккейен в Хиросиме изначально был спроектирован воином-самураем Уэда Соко (Фото: Анхелес Марин Кабельо)

    Секитей впервые стал популярным в эпоху Камакура (1185-1333), после прихода дзен-буддизма из Китая в конце 13 века. Эти сады продолжали развиваться в период Муромати (1333-1573). Дзен подчеркивал важность медитации, а также более простого и осознанного мировоззрения. В период Муромати расцвели искусства, связанные с дзэн, включая каллиграфию, чайную церемонию, аранжировку цветов, боевые искусства и ландшафтное садоводство.

    Раньше сады эпохи Хэйан (794-1185) были роскошными воссозданиями буддийских видений рая. Лорды и дамы императорского двора катались там на лодках среди роскошной красоты. Но в эпоху Камакура баланс сил изменился, и класс воинов-самураев занял видное место. Дзэн был быстро принят самураями, которые отождествляли его с его акцентом на простоте, самодисциплине и важности медитации для обретения своего истинного «я», не отвлекающегося на хвастовство и мирские блага.

    Некоторые самураи также посвятили себя вдохновленному дзэн искусству чайной церемонии и ландшафтного садоводства, например, Уэда Соко (1563-1650), который не только основал свой собственный стиль чайной церемонии, который практикуется до сих пор, но и разработал сказочный Сюккэйэн. Сад в Хиросиме.

    Может показаться странным, что свирепые воины также увлекаются чаем и садоводством. Но, как написал Тревор Леггет в книге «Введение в обучение дзен» (Таттла): «Многие воины были людьми культуры, поэтами и художниками, и их работа часто освещалась их обучением дзен».

    Дзен — это не просто сидение со скрещенными ногами и медитация (что дзадзэн , или медитация сидя). Все виды деятельности, от подметания огорода и нарезки овощей до чайной церемонии, икебана (цветочная композиция) и ландшафтное садоводство считаются практиками дзен-дисциплины, направленными на сосредоточение ума и работу по духовному пробуждению.

    Ведущий дизайнер садов дзэн в Японии, Масуно Сюнмё, священник дзэн в 18-м поколении, объясняет эту связь между дзэн и искусством: «Благодаря аскетической практике дзэн обнаруживается эмоция ума, которая не может быть напрямую раскрыта или понята. Поэтому нужно найти способы передать эту эмоцию другим, то есть «выразить себя». Жрец дзэн традиционно обращался к таким классическим искусствам, как каллиграфия, икебана и размещение камней».

    Японские дзен-сады изначально создавались как места для саморефлексии и связи со своим внутренним «я» (Фото: Миано Табата/ JLC) избегайте чувства благоговения перед завораживающим видом безупречно уложенного гравия — волнистыми линиями, прямыми линиями или концентрическими кругами — разбитого только горсткой камней, возможно, кустом или двумя или комком мха, но определенно без цветов. , вы знаете, что находитесь в присутствии чего-то глубокого и могущественного, предназначенного «дать зрителю тот удар по лицу, который должен произойти, прежде чем вмешается отражение», как сказал художник Жоан Миро об искусстве, согласно книге «Жоан Миро: Живопись». и анти-живопись (MoMA).После того как рефлексия вмешивается, у вас остается вопрос – что же это значит?

    Заинтригованные идеей о том, что сад может быть чем-то, что нужно понять, а не просто рассматривать для удовольствия, мы решили узнать, что именно секитеи пытаются нам сказать.

    Мы слышали, что некоторые говорят, что они представляют собой острова, плавающие в океане. Другие утверждают, что это 3D-версии традиционных китайских рисунков тушью с зубчатыми горными пейзажами. Третьи считают, что они символизируют нечто гораздо более глубокое, даже мистическое. Д. Т. Судзуки (1870–1966) — выдающийся японский авторитет в области дзэн — утверждал, что японские сады выражают дух дзэн.

    Озадаченные этими противоречивыми сведениями и движимые западной одержимостью рациональными объяснениями, мы посетили Сайдзодзи, наш местный дзен-храм в Хиросиме, у которого есть собственный великолепный сад с граблями из гравия. Навстречу нам вышел главный священник. Мы немного поговорили о том, сколько работы было вложено в содержание гравия. Но когда мы попросили его объяснить значение сада, он вздохнул, улыбнулся и сказал: «Это не то, что вы можете объяснить. Это нужно испытать».

    Чем меньше, тем лучше

    Затем мы спросили Рейну Икэду, выпускницу Киотского университета иностранных языков. Киото, в конце концов, является домом для некоторых из самых красивых садов Японии, тех, которые Стив Джобс назвал «самой величественной вещью, которую я когда-либо видел». Самым известным и посещаемым из них является гравийно-каменный пейзаж в храме Рёандзи.  

    «Смысл сада Рёандзи до сих пор остается загадкой, — говорит Икеда. «В саду 15 камней, но вы можете видеть только 14 из них одновременно — под каким бы углом вы ни смотрели. Число 15 означает «совершенный» в восточной культуре. Число 14 означает «несовершенный». красиво именно потому, что не идеально.Эта идея называется ваби-саби ». Ваби-саби — это концепция, которая находит красоту в деревенской простоте, в предметах, изношенных временем, несовершенных и преходящих. Она пронизывает большую часть дзен-искусства и дизайна. Таким образом, несовершенство далеко не является негативной концепцией. , является атрибутом японской культуры

    Сад с граблями из гравия в храме Сайдзодзи в Хиросиме — незагроможденное пространство побуждает посетителей очистить свой разум (Фото: Angeles Marin Cabello) – чистый и незагроможденный – отражение того, каким должен быть ваш разум, когда вы медитируете. На Западе нам некомфортно с пустым пространством, так же как и с тишиной. Мы чувствуем себя обязанными заполнить и то, и другое. В дзен пространство важным, даже красивым, что демонстрируют два концепта ма (промежуток или пробел) и йохаку но би (красота пустоты).

    По словам Миры Лочер, архитектора, педагога и автора двух книг о Сюнмё Масуно («Дизайн сада дзен », « 2020» и «Сады дзен — Полное собрание сочинений Сюнмё Масуно», 2012 г.): «Концепция ma подразумевает существование границы, чего-то, что определяет интервал или пространство (например, два столбца). На Западе мы склонны считать граничный объект (объекты) «позитивным», а пространство «негативным». Однако в дзэн сад, простор ( ma ) воспринимается как положительный элемент, и дизайнер сада использует граничные объекты для его формирования… это важный элемент в саду». что позволяет разуму зрителя успокоиться. В отличие от ma , который представляет собой неосязаемое пространство, yohaku no bi обычно представлен чем-то материальным, например слоем сгребенного белого гравия. Контраст белизны и однородности гравия на фоне грубых скал или пестрой зелени создает ощущение пустоты, что, в свою очередь, позволяет зрителю «опустошить» свой разум». состояние.

    Сюнмё Масуно принадлежит к исчезающей породе, ишитате-со 21-го века (буквально «жрецы, устанавливающие камни»), выражение уважения к дзен-священникам, которые проектируют сады, отражающие идеалы дзен, как часть их аскетической практики. , при этом большое значение придается размещению камней. Столетия назад существовало много таких священников. Сегодня осталась лишь горстка. Интерес Масуно к садам камней начался, когда в детстве родители отвели его в сад храма Рёандзи в Киото. «Это был своего рода культурный шок, — писал он, — как будто мне раскололи голову топором». Сегодня его отмеченные наградами проекты можно найти в офисных зданиях, жилых комплексах и частных резиденциях от Нью-Йорка до Норвегии.

    Масуно считает, что дзен-сады, даже самые маленькие, могут играть жизненно важную роль в современных городах, не только украшая городскую среду, но и помогая «восстановить человечность людей». Для тех, кто проводит свои дни, работая внутри зданий, бомбардируемых информацией и оторванных от природы, садовые пространства могут помочь найти баланс в своей жизни, «создавая пространство, как физическое, так и умственное, для медитации и созерцания в хаосе повседневной жизни». пишет Лочер в Zen Garden Design.

    Очень важно, чтобы сады всегда были нетронутыми, чтобы отражать и вдохновлять медитативное состояние ума. Что необходимо, чтобы противодействовать этой одержимости, говорит он, так это «изобилие духа», возможность саморефлексии и связь со своим внутренним я. Это то, что он стремится обеспечить своими пространствами дзен. «В садах дзен есть красота, которую многие люди находят привлекательной и успокаивающей», — говорит Лочер. «Многие люди страдают от того, что в повседневной жизни оторваны от природы, и дзен-сады созданы для того, чтобы обеспечить эту связь».

    Привнося прошлое в настоящее, современные пространства дзен дают надежду на будущее. Итак, возвращаясь к нашим первоначальным поискам, чтобы выяснить, что именно означают сады Дзэн, именно Масуно дает наиболее проницательный ответ: «Сад — это особое духовное место, в котором обитает ум… место, где можно встретиться лицом к лицу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *