Версаль сад: Сады и парк Версаля (Gardens of Versailles) Франция — Мир красив!

Содержание

Сады и парк Версаля (Gardens of Versailles) Франция — Мир красив!

Сады и парк Версаля (Gardens of Versailles) являются частью дворцово-паркового ансамбля Версаля и находятся на территории прежних Королевских владений в Версале. Сады расположены к западу от дворца и занимают 900 гектаров площади, большая часть которой оформлена в классическом стиле французского парка, который был здесь доведен до совершенства известным французским ландшафтным архитектором Андре Ленотром.

Парк Версаля

На территории дворцово-паркового ансамбля Версаля по состоянию на 2010 год произрастало 350000 деревьев. Дворцовые парки Версаля, в период расцвета эпохи правления Людовика XIV, охватывали площадь 8300 гектаров. А по всему периметру Версальский парк был окружен оградой, в которой было 22 роскошных проезда. На сегодняшний день сады Версаля окружены поясом лесистой местности, которая на юге граничит с лесами Сатори, на севере примыкает национальный Дендрарий Шеврёлу, на востоке находятся жилые кварталы города Версаль, на северо-востоке с муниципалитетом Ле-Шене, на западе — охраняемый заказник Версальская равнина.

 

Версаль – маленький городок под Парижем (Франция). Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс. Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га. На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество.

 

В 1979 году парк и сады Версаля, вместе с самим дворцом, наряду с другими 31 объектами Франции были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сады и парк Версаля являются основной частью Национального достояния Трианон и Версаля. Версальский парк – это одни из самых посещаемых и знаменитых туристических объектов Франции, который в год принимает свыше 6 миллионов посетителей. По всей территории садов Версаля, тщательно подстриженны лужайки и газоны, цветы и скульптуры. В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.

 

Сады в Версальском парке самые красивые и обворожительные на всей нашей планете. Сады Версаля – это буйство красок целый год. Королевский сад производит просто неизгладимое впечатление на всех посетителей, он самым идеальным образом вписывается в архитектуру Версальского парка с его декоративными фонтанами и статуями.

В парадной части раскинулось партерное открытое пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых отражается дворец, солнце и небо. Слева и справа находятся южный и северный партеры. С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни экзотических растений в кадках. Далее ось завершается озером Швейцарцев. В северном направлении тянется аллея Детей. На этой оси расположены фонтан Пирамида, фонтан Дракон, а заканчивается она фонтаном Нептуна с большим бассейном.

Сегодня садово-парковый комплекс Версаля, как и много столетий назад, безупречен и красив. Тут постоянно ведутся множество работ по сохранению и уходу всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк Версаля уникален. Оказавшись здесь, Вы переноситесь в эпоху «короля-солнца» и барокко, красоты и богатства, моды и театра, Вы как-будто попадете в иное измерение.

 

Трудности с водой. В наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. В ходе Праздников фонтанов вода закачивается из Большого Канала в резервуары при помощи современных насосов. Компенсация испаряющейся воды происходит за счет дождевой воды, которую собирают в цистернах, размещенных в разных местах парка, и отводят в резервуары и в Большой Канал. Экономное расходование музеем этого природного ресурса не сказывается на снабжении города Версаля питьевой водой.

Приезжать в Версаль на несколько часов не имеет смысла. Его нельзя осмотреть даже за один день. Но если у вас все же недостаточно времени, не отказывайтесь от поездки. Даже то немногое, что вы успеете увидеть, произведет на вас неизгладимое впечатление, и вы будете мечтать о новой поездке в Версаль.

Ландшафтный дизайн садов и парков

Версаль – маленький городок под Парижем. Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс. Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га. На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество.

 

Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке. Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире. Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха.

 

Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров. Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи.

 

Версаль возник на болотистом месте и является творением человеческих рук, как бы противопоставлен естественной природе, подчеркивает тотальную власть над ней. Сюда было завезено неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф. Деревья высаживались уже большими. Кстати, многие деревья были вывезены из опального Во-ле-Виконта. Одна очевидица тех событий, живущая в городке Версаль, писала, что мимо ее окон бесконечным потоком в сторону дворца двигались подводы с деревьями, и казалось, будто лес ожил и передвигается по улице.

 

Весь этот огромный комплекс создан по единому проекту. Ленотр смог сочетать единство композиционного решения с тщательной проработкой деталей. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад.

 

 

Знакомство с Версалем начинается с площади Армий, одной из крупнейших в Европе. К ней ведут три лучевые аллеи из города. На площади перед дворцом установлена конная статуя Людовика XIV. Здесь пока не виден парк, и тем сильнее впечатление от внезапно открывающейся бесконечной перспективы, которое охватывает вас, когда вы попадаете по другую сторону дворца.


В парадной части раскинулось партерное открытое пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых отражается дворец, солнце и небо. Слева и справа находятся южный и северный партеры. С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни экзотических растений в кадках. Далее ось завершается озером Швейцарцев. В северном направлении тянется аллея Детей. На этой оси расположены фонтан Пирамида, фонтан Дракон, а заканчивается она фонтаном Нептуна с большим бассейном.

 

Далее к западу территория слева и справа от основной оси разбита на квадраты – боскеты. По периметру они обсажены плотной стриженой зеленью, а внутри находятся различные садовые изыски. Есть здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и другие забавы.

 

 

По главной оси парка располагаются друг напротив друга два знаменитых фонтана: Латоны, посвященный любимой матери Луи XIV и Аполлона, ее любящего сына. Между этими фонтанами находится еще одна особенная деталь Версаля – зеленый ковер, полоса идеального газона длиной 300 метров. За фонтаном Аполлона начинается Большой канал. Перспектива в этом направлении теряется где-то в голубой дымке. По каналам Версаля и сейчас, как в прошедшие века, можно покататься на лодке.

 

В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.

 

Версальский парк щедро украшен скульптурой. Некоторые изваяние были вывезены из того же Во-ле-Виконта.

 

Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют два Трианона: Большой и Малый. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить здесь павильон для легких трапез. Большой, или Мраморный, Трианон построен еще при Людовике XIV, а Малый позже – в 1768 году по заказу Людовика XV. Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система. Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала.

 

 

Малый Трианон отражает уже иную идею паркостроения. Он стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

 

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

 

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны. Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди. Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли Королеве истинное удовольствие.

 

Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

 

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые идеи были позже использованы в родном Павловске.

 

Приезжать в Версаль на несколько часов не имеет смысла. Его нельзя осмотреть даже за один день. Но если у вас все же недостаточно времени, не отказывайтесь от поездки. Даже то немногое, что вы успеете увидеть, произведет на вас неизгладимое впечатление, и вы будете мечтать о новой поездке в Версаль. И пусть ваша мечта осуществится!
 

Светлана Чижова, кандидат биологических наук, компания ‘Ландшафтное искусство’,

cпециально для GARDENER.ru

 

 

Сады и парки Версаля

Удивительно, но несколько веков назад потрясающий королевский дворец, о величии которого слагаются настоящие легенды, был всего лишь маленькой деревушкой вблизи Парижа. Разросшееся поместье, простиравшееся на восемь тысяч гектаров, стало домом для правителей Франции и местом, где плелись политические интриги. Сейчас ни один турист, мечтающий поближе познакомиться с Парижем, не обойдет своим вниманием одну из самых популярных туристических достопримечательностей.

История строительства

Говорят, что история возведения дворца, в котором все дышало роскошью, началась после того, как до Людовика XIV дошла слава о масштабном и величественном замке министра финансов страны. Когда «король-солнце» увидел собственными глазами пышность убранства, то понял, что резиденция его подданного гораздо прекрасней, чем его собственная. Конечно, правитель Франции этого не смог стерпеть и задумался о дворце, который бы затмил своим богатством все остальные.

После недавнего восстания проживание в Лувре было небезопасным, поэтому для строительства король выбрал находящийся за городом Версаль. Дворец и парк, ставшие национальным достоянием французов, появились не сразу.

Масштабные работы и огромные затраты

Для начала была осушена вся территория, занимаемая болотами, потом ее засыпали землей и камнями. После тщательного выравнивания почв к небольшому охотничьему домику завезли леса для будущего возведения королевской резиденции.

1661 год ознаменован началом строительства. Известно о тридцати тысячах исполнителях, занятых работами, к которым присоединялись матросы и солдаты по приказу Людовика XIV. Во время возведения дворца была очень жесткая экономия на материалах, продаваемых рабочим правителя Франции по самым низким ценам, но общий итог потраченных средств превышал 25 миллионов лир, что по современным меркам составляет более 250 миллиардов евро.

Дворец-город

Официальное открытие Версальского дворца состоялось через 21 год, но строительство при этом не останавливалось. Архитектурный шедевр постоянно разрастался новыми строениями до тех пор, пока в 1789 году не началась французская революция. Небольшая деревушка превратилась в настоящий город, в котором проживала не только королевская семья с придворными, но и вся прислуга и охрана.

Версаль: сады и парки

Резиденция включала в себя огромный садово-парковый ансамбль, закладка которого выверялась с математической точностью и подчинялась симметрии, поэтому все ландшафтные элементы имеют строгие геометрические формы. Идеально круглые фонтанные комплексы, выполненные в виде узоров красочные цветники и абсолютно ровные аллеи следовали идее четкой планировки.

Громадные парки Версаля спроектировал придерживавшийся классического стиля известный ландшафтный архитектор Ленотр. Не зря их считали самым совершенным творением той эпохи. Пышная зеленая изгородь создавала настоящие лабиринты и коридоры, в которых прятались мраморные скульптуры античных богов. Такое гармоничное сочетание архитектуры и растительности вызывало чувство восхищения. Считается, что тем самым была положена мода на идеально ровные парки Версаля в классическом французском стиле, как будто расчерченные строго по линейке с подчеркнутым разбиением на зеркальную симметрию.

Единый дворцово-парковый ансамбль

Особую атмосферу торжественности придают малые архитектурные элементы, расположенные в парке – мостики, пандусы и лестницы. А буйная растительность необычно смотрится сквозь прозрачные струи работающих фонтанов. По всей территории помпезного парка протекали искусственно созданные километровые каналы. Красочные газоны были украшены геометрическими рисунками, выложенными из цветов.

Ленотр объединил дворец и садово-парковый комплекс в единый ансамбль, что стало важной особенностью Версаля. Архитектор учел особенности барочных садов Голландии и использовал трехлучевую композицию, состоявшую из прямых аллей, расходившихся в разные стороны. На их пересечении находились живописнейшие пейзажи, и казалось, будто они простираются на несколько километров. Именно этим архитектурным решением славится парк Версаля.

Версаль, ставший настоящим памятником эпохи правления «короля-солнце», являлся грандиозным ансамблем, где природа покорялась архитектурным линиям дворца – доминанты паркового комплекса. А вся композиция королевской резиденции подчинялась одной-единственной идее восхваления самого могущественного из всех королей государства.

Открытая планировка

Отлично обозреваемый со всех сторон парк Версаля во Франции с открытой планировкой отобразил задумку Ленотра, мечтавшего показать отсутствие замкнутого пространства. Он использовал эффект обратной перспективы, позволяющий при удалении от сердца парка видеть нарастание некоторых элементов с укрупнением их рисунка. Талантливый француз тонко продумал последовательность визуального восприятия общей композиции ансамбля.

Прекрасный парк Версаль (Франция), за состоянием которого следили около тысячи работников, был отлично виден из любого окна королевской резиденции. В представлении ландшафтного архитектора зеленая зона должна была выглядеть как настоящий город с проложенными улочками, триумфальными арками, колоннами и галереями.

Собственная флотилия

Нельзя не восхититься видом, открывающимся на Большой канал, площадь которого превышает 20 гектаров. Созданный по проекту Ленотра, он символизирует морское превосходство флотилии Франции. Во время красочных праздников, так любимых Людовиком, разноцветные огни фейерверков освещали темный канал.

Во времена правления «короля-солнце» была создана специальная флотилия, состоящая из копий военных кораблей, яхт и баркасов, неизменно восхищавшая современников. Зная особую любовь Людовика, венецианские дожи подарили ему гондолу, ставшую настоящим украшением коллекции. Прибывавшие на переговоры дипломаты издалека видели мачты на кораблях, курсирующих по водной глади канала, которая зимой застывала, превращаясь в каток.

Вид с открытых террас Версаля удивлял всех особым визуальным эффектом, которым так любил пользоваться Ленотр: создавалось обманчивое впечатление, что канал находится совсем рядом со стоявшими, хотя это было не так.

Фонтаны парка

Королевский парк в Версале гордится великолепными фонтанами, действующими и в наши дни, а их постоянная работа считалась настоящим техническим прорывом той эпохи. Они были соединены в единую гидравлическую систему, которая с развитием прогресса совершенствовалась и давала возможность качать воду из самых дальних источников страны.

Фонтаны представляли собой целые скульптурные комплексы, состоящие из нескольких платформ. А отлитая фигура Аполлона, возникающая из воды и обращенная лицом к Версалю, считалась центральным образом. Сопоставление лучезарного бога, олицетворявшего Солнце, с могущественным монархом подчеркивало блеск королевского дворца. Кроме того, Людовик покровительствовал искусству точно так же, как Аполлон опекал муз.

Превосходство дворца над парком

Но Ленотр не забывал, что версальский дворец должен доминировать, показывая свое явное превосходство над парковым комплексом, который французы считают самым обворожительным на всем земном шаре.

Идеально вписан в архитектуру резиденции короля уникальный парк Версаля. Версаль со строгими пропорциями и линиями не кажется однообразным, а наоборот, производит невероятное впечатление буйством красок и особым великолепием. С определенных точек гости комплекса наблюдают линейную перспективу организованного с математической точностью пространства.

Наследие ЮНЕСКО

Всемирное наследие ЮНЕСКО с 1979 года переносит всех посетителей в эпоху тщеславного короля, словно машина времени. Роскошные сады и парки Версаля служили огромной театральной сценой для обитателей дворца. Здесь устраивались грандиозные праздники, массовые гуляния, таинственные маскарады, что неудивительно, ведь Людовик обожал театр и ему покровительствовал.

Сюда приезжали труппы, ставившие в стенах дворца пьесы Мольера и Расина, а наследники короля собрали актеров для собственного театра, в котором участвовали знатные особы.

Перемены в облике парка

После того как к власти пришел Людовик XVI, многое поменялось в облике зеленого парка. Кустарники и деревья безжалостно выкорчевывали, чтобы превратить французский парк в подобие английского под влиянием новых веяний в политике. Однако вскоре от новой эстетики, которая не прижилась, отказались, и вновь были высажены сады в классическом стиле.

Известно о пяти существенных пересадках растений сада. После разрушительных ураганов пострадали тысячи деревьев, и это был весьма ощутимый урон, который понесли парки Версаля.

Несостоявшееся восстановление

С 1837 года является музеем истории Франции бывшая резиденция королей Версаль. Парк, фото которого передают фантастической красоты зеленое буйство и четкие линии, по проекту масштабной реставрации правительства страны должен был подвергнуться восстановлению.

Однако современные реалии внесли существенные коррективы в этот план, и пока все работы отложены. Современники ограничились лишь поддержанием жизнедеятельности Версаля.

Знаменитые сады и парки: Версаль и Петергоф

Парк или сквер может оживить спальный район, создав условия для отдыха, а может стать жемчужиной мирового значения. И дело не только в размере, хотя и в нем тоже.

Версаль

Одним из самых известных в мире садово-парковым ансамблем является Версальский. Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале и являются частью Дворцово-паркового ансамбля Версаля. Расположенные к западу от дворца сады занимают 900 га площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром. По состоянию на 2010 год на территории дворцово-паркового ансамбля произрастало 350 тыс. деревьев. Сады являются частью Национального достояния Версаль и Трианон и одним из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 млн посетителей.

Парковая зона Версаля была создана в виде гигантской композиции общей протяженностью около 3 км, что определялось предельной видимостью самых отдаленных участков парка. Парк разделялся на три части: партерную, прилегавшую непосредственно ко дворцу, боскетную и лесо-парковую. Протяженности этих частей последовательно нарастали по мере удаления от дворца к периферии парка.

Версальскому дворцу дана западно-восточная ориентация, благодаря чему в лучах заходящего солнца он кажется особенно блистательным. Ленотр в Версальском парке создал три луча, сходящихся в вершине большого канала. В композиции парка он применил оптимальное число три, построив парк из трех частей: партеров перед дворцом, боскетов по обеим сторонам главной оси и массива свободно растущей зелени, группирующейся около большого канала, который в 1671 году получил форму креста. Вся композиция парка подчинялась главной оси, начинавшейся в центре дворца и пересекавшей партерную часть, где по ее сторонам располагались огромные плоские зеркала водных бассейнов. Далее на главной композиционной оси находился партерный спуск длиной 300 м, шириной 60 м, называвшийся «Зеленым ковром», который рассекал боскетную часть парка на две половины. Затем на этой же оси находился огромный крестообразный канал, располагавшийся в центре лесопарковой зоны, и, наконец, вся композиция парка заканчивалась широкой тополиной аллеей, уводившей взгляд к далеким окрестным горизонтам.

Ансамбль был построен на контрасте живой природы с ее постоянными сменами времен года, дней и ночей, с искусственной природой парка, подчиненной строгим законам классицистической композиции. И в этом контрасте заключалась вся гениальность Ленотра как художника и архитектора больших территорий.

Создание Версальского парка сопровождалось огромными земляными работами, связанными с вертикальной планировкой территории и ее обводнением. Это сказалось на стоимости работ и на длительности строительства, которое затянулось на несколько десятилетий. Ко времени переезда в Версаль из Парижа двора Людовика XIV он еще не был закончен.

Помимо тщательно подстриженных газонов и лужаек, скульптур и партеров цветов, по всей территории садов расположены фонтаны, которые обеспечивают уникальность садов Версаля. Фонтаны появились при Людовике XIV, и в наши дни их работу обеспечивает гидросистема, которая была установлена еще в дореволюционной Франции. Ежегодно с конца весны по начало осени каждые выходные устраиваются грандиозные представления – Grandes Eaux, или Праздник фонтанов – во время которых все фонтаны в парке работают в полную силу.

В 1979 году сады вместе с дворцом были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с другими 31 объектами Франции. Доступ в сады Версаля – бесплатный. Здесь можно гулять, устроить пикник или провести день рождения на берегу канала, или покататься на лодке, велосипеде, электрокаре.

Именно по образцу Версаля был по приказу Петра I был выстроен Петергоф.

Петергоф

Петергоф, на протяжении 200 лет бывший парадной летней резиденцией императоров, неразрывно связан с нашей историей. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России, завоевавшей в ходе Северной войны столь необходимый и желанный выход к Балтийскому морю. Строительство велось в 1714–1723 годах.

Петергоф – дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков.

Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.

К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.

Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырех парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьезные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.

Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем – 147 действующих фонтанов.

Аудиогид ВЕРСАЛЬ – Парк – Туристический Гид

 

Вы находитесь на территории необъятных королевских садов. Сад и парк разбиты на геометрические формы, развивающиеся вокруг основной оси, пересекаемой второстепенными осями, аллеями и фонтанами. Планировка соответствовала типологии того времени, которая позднее получила название «французский сад» с идеальной симметрией длинных прямых аллей, ухоженных квадратных лужаек и рядами высоких деревьев. Все здесь было организовано с производящим зрелищное впечатление театральным шиком.

Автором садов был архитектор Андре Ленотр. Основная тема парка, как и его убранство (статуи, фонтаны, цветники, водоемы и вазы) сконцентрирована вокруг фигуры бога Аполлона, с которым ассоциировался король, освещающий весь мир со своей солнечной колесницы.

Гениальный Ленотр превратил работы по благоустройству садов в декоративные элементы, которые были представлены длинными зеркальными водоемами. В глубине Гранд-канала было сооружено настоящее поселение, названное «Маленькая Венеция». В свое время в нем жили моряки, ответственные за вождение самых разнообразных судов, курсирующих по водоемам парка.

Прогулка садами Версаля представлялась настоящим видом искусства. Сам «король-солнце» написал трактат «Как показывать Версальские сады гостям». Следуя предложенному Людовиком XIV маршруту, наиболее привилегированный путь начинается с террасы позади дворца. Затем он сворачивает влево, в сторону Оранжереи, следует через рощу королевы и сад короля до грандиозного Фонтана Аполлона. Этот огромный водоем украшен множеством статуй. Далее маршрут разворачивается назад в сторону дворца мимо Фонтана Латона, символизируя путь солнца от восхода до заката.

Французский сад воспринимается не как царство природы, а как услада для взора, место приятного времяпровождения и символ роскоши и представительской власти. Его триумфальная и праздничная атмосфера очень быстро завоевала всю Европу и вскоре каждый уважающий себя монарх желал иметь свой собственный «Версаль». Но самым поразительным является то, что Людовик XIV открыл сады для общественного посещения.

Говорят, что по воскресеньям дорога из Парижа в Версаль всегда была заполнена людьми, желающими прогуляться по королевскому парку. И несмотря на наносимый ущерб и повреждения, вход всегда оставался открытым. Сегодня сады тоже можно посетить совершенно бесплатно!

 

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: вы конечно же знаете сказку про Красную Шапочку. Так вот, ее автор Шарль Перро был братом одного из любимых архитекторов Короля Солнца. Именно ему принадлежала идея создания тридцати двух фонтанов парка, по одному для каждой песни Эзопа.

 

 

Сад в Версале, поделитесь информацией о формировке плодовых деревьев

Запись опубликована Огород в городе. You can comment here or there.

Пост совсем не про огород на балконе,  и даже совсем не про огород, а про сад. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями о поездке в Версаль. Побывал я там в начале июня этого года.  Для кого-то Версаль это дворцы и парки, для кого-то фонтаны и живописно подстриженные деревья. Для меня это прежде всего огороды и сады. Да, огороды, которые поставляли к столу королей Франции овощи и зелень функционирую до сих пор, а овощи и фрукты может купить в сезон любой желающий. А формировка плодовых деревьев в саду — это фантастика. Кордоны, шпалеры — формам формировки яблонь и груш нет предела.

Ближе всего к дворцовым зданиям расположена оранжерея. Такого количества разных сортов и видов мандариновых, апельсиновых, лимонных, гранатовых деревьев в одном месте я нигде не видел. Все это растет под открытым небом в больших деревянных кадках, которые делают на подсобном производстве там же, в Версале. Причем по полному циклу — отливают из металла каркасы, обшивают деревом, красят в различные цвета. Продают также всем желающим. Выращивают все экзотические растения в кадках для того, чтобы на зиму убирать их в утепленную оранжерею до весны.

А вот немного фотографий этого чудесного места.


А вот и я в лимонах

А потом мы оказались на территории, где располагаются обслуживающие службы. Подсобные помещения, тракторы, инструменты. Никакой грязи, все аккуратно. Кругом розы и море других цветов. Грядки и парники с рассадой, которая потом переедет на постоянное место в парки и лужайки Версаля.

А это фотография не моя, взял с сайта Версаля. Зимняя оранжерея.

А вот на территорию плодового сада я не попал, просто потому, что не знал о его существовании. И если бы мне не попалась эта замечательная книга не узнал бы никогда. Книга называется — Королевские огороды, издана на французском и немецком языках. В ней очень красочно рассказывается об огородах и садах Версаля, методах агротехники и, самое интересное, формировки деревьев в плоскостные формы — шпалеры и кордоны.

Следующая моя поездка в Версаль будет посвящена специально посещению садов. Очень хочется создать такие формы формировки у себя в саду.

Друзья, посоветуйте хорошие книги по формировке плодовых деревьев. Прежде всего интересуют аспекты создания плоскостных форм — кордонов, шпалер и т.д. Очень мало информации в русскоязычном инете, книг, по-моему, вообще нет на эту тему. Возможно существуют обучающие фильмы и ролики. Буду признателен за любую информацию.



Садовники Версаля: правда и вымысел: conjure — LiveJournal

Когда-то давно я публиковала пост под названием “Женская работа”, в котором я упоминала прекрасный фильм “Садовница Версаля”. Фильм оказался трогательным и красивым, но одно мне не давало покоя. Действительно ли существовала в истории Версаля такая женщина-садовница как Сабин де Барра – главная героиня фильма? Была ли такая продвинутая женщина в Версале, которой сам король, помешанный на садово-парковом искусстве, доверил стройку одного из аттракционов парка при своем любимом замке?


Кадр из фильма “Садовница Версаля”, в главной роли Кейт Винслет (Kate Winslet).

Увы, Сабин де Барра существовала только в фантазиях создателей красивого фильма о любви, страсти и садах.[4] По мнению многих критиков было вообще-то глупо показывать, что одинокая женщина того времени могла бы добиться подобного признания и положения благодаря своей работе.

Но критики ошиблись! В результате поисков я нашла информацию, что уже в садах эпохи Солнечного короля работали женщины, причём на руководящих должностях. И что в Версале действительно была овдовевшая садовница, которая состояла в весьма близких отношениях с главным садовником короля. Но только не в таких, какими их представил Голливуд. Более того, скорее всего именно благодаря тому, что в садах Версаля работали и хрупкие женщины, а не только кентавры (я про использование мужской и лошадиной силы), у садовников появился ряд хитрых устройств по пересадке и транспортировке деревьев, значительно облегчивших тяжёлую физическую работу.

Настоящий сад – Бальный зал (фр. Salle du Bal) в Версале или Рокайльский боскет (фр. Le bosquet des Rocailles), который фигурирует в фильме, был спроектирован придворным садоводом, ландшафтным архитектором и генеральным контролером королевских зданий Людовика XIV — Андре Ленотром (фр. André Le Nôtre, 1613-1700) в 1679-1685 годах. Дедушка Андре – Пьер Ленотр, как и отец – Жан Ленотр отвечали ещё при папе Людовика за знаменитые сады Тиюльри при Лувре. То есть Андре Ленотр был потомственным садоводом. Причём Бальный зал, хоть и один из малых боскетов Версаля, был действительно весьма необычным, а идея его создания появилась у мастера после продолжительного путешествия по Италии.[2]


Слева портрет Андре ле Нотра в возрасте 65 лет кисти Карло Маратта (Carlo Maratta), 1678; cправа кадр из фильма “Садовница Версаля”, в роли ле Нотра – Маттиас Щёнэртс (Matthias Schoenaerts).

Рокайль (фр. rocaille – украшение из ракушек[15]) — термин в истории искусства, который описывает элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. В Италии ещё в садах Медичи подобными элементами украшли искусственные гроты, имитируя тем самым природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал и пр.). Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень.[14]

Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных шпалер.[16]

Рокайльская “рощица”, вокруг которой разгорелись страсти в фильме “Садовница Версаля”, была после десятка лет строительства парка при резиденции уже скорее изюминкой, а не главным аттракционом.

Le bosquet des Rocailles, фото Источник

Фишка Бального зала заключалась в том, что он имел круглую форму амфитеатра. Искусственные каменные горки, по которым стекали каскады воды, были, как и гласит название, украшены ракушками и всевозможными природными элементами. Но какой же бальный зал без музыки? Для уникальности “рощицы” музыканты были скрыты от глаз посетителей высокой изгородью. Оркестр играл по сути дела в лесу, пока придворные развлекались на “танцполе”. В целом складывалось впечатление, что посетитель окружён фонтанами и водопадами посреди дикого леса, а музыка совершенно волшебным образом витает в воздухе. Позже оркестр разместили над водопадами. Музыка смешивалась с журчанием воды и действительно лилась.


La salle de Bal avec en arrière-plan le parterre du Midi et l’Orangerie. [2]

Кстати, недавно я оказалась свидетельницей чего-то подобного на берегу Рейна в немецком Цонсе и пришла в полнейший восторг. Представьте только: закат, бескрайний луг колышется тёмно-изумрудным морем, тополя с развевающимися гривами, гул пароходов где-то вдали и… шотладская музыка, как с небес! Исполнители скрывались от мох глаз за высокой травой у берега, и я долго не могла понять, откуда обволакивающими волнами льются ладные звуки волынок. Люди просто репетировали под открытым небом. Могу себе представить, насколько были поражены первые посетители Бального зала в Версале, когда неожиданно из ниоткуда полилась музыка, а ноги сами пустились в пляс.

Но вернёмся к главному садовнику Версаля. По словам современников, Андре Ленотр был человеком весьма скромным [5], хотя был не только главным садовым архитектором Cолнечного короля, но и его близким другом.

В телесериале “Версаль” – франко-канадском историческом телесериале о времени строительства Версальского дворца Людовика XIV тоже появляется фигура некоего садовника Жака, которому доверяет король.

Заставка к телесериалу “Версаль”

По фильму Жак – человек достаточно опасный для врагов короны, хоть и далёкий от интриг. Он – бывший сослуживец Людовика XIII, папы Людовика XIV. Молодой Людовик в минуты сомнений якобы опирается на мудрое плечо садовника-солдата.


Британский актёр Джили Джилкрист (Gilly Gilchrist) в роли садовника в телесериале “Версаль”. Кадр из фильма.

Сады – особая любовь короля, и доверяет он их, как и судьбу государства, как будто единственному человеку с независимым и честным мнением. К тому же лояльному и мудрому. По свидетельству ряда источников, Ленотр тоже мог позволить себе быть предельно откровенным с королём, потому что слыл одним из его ближайших друзей.

Садовник Людовика. Кадр из сериала “Версаль”.

И хотя настоящий садовник тоже держался вдалеке от всех интриг при дворе, фигура Жака слишком далека от реального Андре Ленотра. Хотя бы потому, что реальный главный садовник Версаля на службе у Людовика уже явно не вырывал своими руками сорняки, потому что пришёл состоявшимся мастером от дяди короля – Гастона Орлеанского и влиятельной мамы – Анны Австрийской. Да и начинал Андре свою карьеру совсем на другой “войне” – как ученик главного архитектора покойного короля Людовика XIII. Речь о Франсуа Мансаре (фр. François Mansart, 1598-1666), который считается крупнейшим мастером элегантного французского барокко и зачинателем традиций классицизма во Франции.[9] Кстати, именно Мансар был одним из последних архитекторов замка Блуа, о котором я писала в своём недавнем рассказе о происхождении героев “Аленького цветочка”. Он перестраивал крыло, предназначенное для Гастона Орлеанского, вид на который открывается прямо с входа во двор замка и в котором сейчас на первом этаже находится кафе-ресторан с потрясающе вкусными омлетами и пирожными.


Портрет Франсуа Мансара. Гравюра Эделинка по портрету, написанному Луи де Иином. Источник.

Интриг и воинственных настроений вокруг строительства новой резиденции было действительно больше, чем хотелось бы. По свидетельству источника [8] как минимум для самого Людовика XIV Версаль был местом весьма далёким от развлечений. Цель строительства Версаля заключалась в первую очередь в том, чтобы укрепить абсолютизм и подчинить себе расслабившуюся к тому времени аристократию. Побочным эффектом стало то, что знать, вынужденная жить при дворе короля в Версале, не могла больше управлять собственными имениями или выполнять задания более ответственные, чем помощь королю во время утреннего туалета. Более того, почти все ранее аристократические обязанности перешли преданным служащим короля, которые были зачастую простолюдинам – без дворянских титулов.


Кадр из одной серии тересериала “Версаль”. Ночной вид на сады Версаля.

К подобным людям “из народа” относился и сам Андре Ленотр. Только в 1675 году, когда мастеру было 62 года, Людовик XIV пожаловал садовому маэстро и преданному другу за заслуги перед Родиной дворянский титул. Говорят, что Ленотр лично нарисовал для своего герба стропила с тремя улитками и кочаном капусты.[5]


Слева памятник ле Нотру (источник). Справа герб Андре ле Нотра (источник).

По свидетельствам источника [10] именно в таком виде, как на изображении ниже, герб нового дворянина был зарегистрирован в Главном французком управлении. Причём Андре Ленотр зовётся там весьма почётно советником короля, генеральным контролером зданий Его Величества, ответственным за сады, дизайн и убранство, а так же кавалером Ордена Святого Михаила, которым к тому времени награждали почётных деятелей культуры.


Выдержка из книги регистраций. Источник.

Если разбираться с геральдикой его герба, то первым делом в глаза бросаются стропила, разделяющие изображение посредине. Они являются символом тесной связи и силы, но и опоры. Ведь именно мощные стропила держат крышу дома. [11] Так и получаем, что опорой королю был человек, которому к тому же приходилось расправляться с улитками и спасать кочаны капусты.


Фруктовые и овощные сады Версаля. Источник.

Многие указанные ниже источники настаивают, что несмотря на все свои заслуги, Андре Ленотр не оставил после себя никаких записей в виде дневников или важных садоводческих книг. Его наследие – прекрасный сад Версаля, который послужил прототипом и примером для сотни других садов в мире. Да, Ленотр не бросился в своё время писать трактаты по садоводству, но как минимум рисунки, проекты, чертежи и даже патенты должны были остаться в большом количестве.


Вид на северные строение Бассейн Нептуна (Bassin de Neptune) с аллеей Allée des marmousets и пирамидой Pyramide. Источник.

Но кем же была та женщина на стороне Андре Ленотра, о которой я говорю в начале статьи?

Ею была сестра мастера по имени Франсуаз Бушар, урождённая Ленотр.

В историческом романе Эрика Орсенна “Портрет счастливого человека: Садовник Версаля” [18] есть упоминание, что именно Франсуаз – вторая сестра Андре Ленотра, была женой садовника Симона Бушара (фр. Simon Bouchard), который отвечал за королевскую Оранжерею. По некоторым свидетельствам в Тюильри, по другим в Версале (фр. L′Orangerie du Château de Versailles). Но, видимо, речь об одной и той же коллекции экзотических деревьев.


Оранжерея Версаля. Источник.

Причём построил Оранжерею в том виде, в каком она дошла до наших дней, другой знакомец Ленотра – Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, 1646—1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV и внучатый племянник Франсуа Мансара, о котором я говорила выше и у которого Ленотр учился архитектуре.

Как именно выглядела Франсуаз сложно сказать. Возможно так.

Nicolas Lancret (French artist, 1690-1743) A Family in a Garden.

А может и так 🙂

Кадр из фильма “Садовница Версаля”, в главной роли Кейт Винслет (Kate Winslet).

После смерти мужа Франсуаз переняла обязанности по уходу за Оранжереей, и та осталась на несколько поколений в руках потомков семьи Ленотр и Бушар.

Как описывает в книге “Сад Солнечного короля” Иэн Томпсон [19], в то время подобные вещи с наследованием обязанностей были вполне нормальными. Поэтому за всевозможными садами часто следили династии придворных садоводов. Например, семья Симона Бушара тоже относилась к такой династии, как и семья Ленотров. У того же Андре Ленотра все трое детей умерли младенцами, и потому наследным садовником Версаля стал племянник Клод.

У Оранжереи есть крытая часть, где зимуют деревья, и открытая – там, где растения стоят в кадках вдоль Швейцарского бассейна и дорожек. “В зимнее время Оранжерея Версаля укрывает более 1200 деревьев в кадках. Большинство этих деревьев — цитрусовые. А в период с мая по октябрь их выставляют в партере перед оранжереей.” [17]

View of the Orangerie in 1695 as painted by Étienne Allegrain and Jean-Baptiste Martin

То есть по сути дела именно Франсуаз выпала роль настоящей садовницы Версаля. Ведь и она была потомственной садовницей – внучкой и дочерью знаменитых садоводов. Как женщина не дворянского происхождения она по тем временам имела право обучаться ремеслу и получить профессию. Что она и сделала. И что помогло ей остаться садовницей при дворе и работать рука об руку с братом.


Оранжерея в Версале.[12]

Обратите внимание на кадки на фото выше, в которых находятся деревья. Их широкое использование – заслуга самого Ленотра. Ведь исторически оранжереями называли только выставочные коллекционные, если хотите, сады с цитрусовыми растениями. Слово ‘оранжерея’ было синонимом собрания экзотических нежных растений. А само место или конструкция, где деревья прятали от холода звали оранжереей. Ведь деревья росли корнями в земле. И только с появлением кадок стало возможным сажать экзотику по горшкам и ставить туда, куда пожелает хозяин. Но настоящий прорыв в садоводстве случился как раз с изобретением специальной транспортной тачки Андре Ленотром, с помощью которой кадки с ценным и хрупким грузом можно было легко маневрировать по местности.[12] Так же Ленотр придумал целый ряд весьма хитрых приспособлений для того, чтобы деревья можно было пересаживать и транспортировать без урона растениям.

Например, вот так выглядело устройство, с помощью которого можно было пересаживать деревья из земли в кадку или из одного горшка в другой.

Источник.

Увы, как именно выглядела тачка, которую изобрёл Ленотр, я не нашла (наверняка найду в одной из книг по истории оранжерей), но уверена, что смысл у неё был примерно такой. Ранее кадки имели ручки с нескольких сторон и их поднимали и грузили люди. Причём тащили до оранжереи на лошадях, ставили на круглые балки и катили до места. Потом на месте силой человеческих рук двигали и толкали для зимовки. Ленотр взял за основу традиционную тачку и увеличил её до размеров телеги, но с возможностью загружать и сгружать растения. Примерно вот так, как на фотографиях ниже.


Традиционная погрузка растений в кадках садовниками в Оранжерее дворца Сан-Суси́ (от фр. sans souci — без забот) — самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Источник.


Слева фото отсюда, справа отсюда.

Для кадок поменьше, но всё ещё достаточно тяжёлых для одного человека, была придумана тачка с опорными стенками, небольшими ножками и двумя колёсами. Выглядела она примерно так в деле, хотя наверняка была ещё полностью из дерева или кованного металла. И раз кадки в Версале квадратные на ножках, то скорее всего у Ленотра был вариан тачки с вилами, когда горшок можно было просто поддеть и откатить туда, куда душе угодно.

Так что вот такие они – правда и вымысел вокруг садовников и их ремесла. Одно остаётся неизменным – сад всегда был и будет неисчерпаемым источником вдохновения для художников.


Jean-Frédéric Schall (1752–1825), “Gardener in Straw Hat”, second half of 18th century, Private collection

И кропотливой, полной тревог за своих питомцев работой для садовников

——————-
Источники:
[1] André Le Nôtre, Андре Ленотр
[2] Bosquet des Rocailles
[3] Versailles (TV series)
[4] Andrea Beu “Freie Liebe am Hof des Sonnenkönigs”
[5] André Le Nôtre: Der große Meister der Gartenkunst
[6] André Le Nôtre Controller General of Buildings, Arts and Manufactures of France
[7] Sundaypost about Gilly Gilchrist
[8] Ludwig XIV
[9] Франсуа Мансар
[10] Hommage à André Le Nôtre
[11] Heraldik
[12] Orangerie
[13] Adamsapfel und Hermaphrodit-Orange
[14] Рокайль
[15] Rocaille
[16] Боскет
[17] Оранжерея Версаля
[18] Portrait eines glücklichen Menschen. Der Gärtner von Versailles. Andre Le Notre 1613 – 1700
[19] Ian Thompson: Sun King’s Garden: Louis XIV, Andre Le Notre and the Creation of the Gardens of Versailles

Сады | Версальский дворец

Посетители, смотрящие в центральное окно Зеркального зала, увидят Большую Перспективу, простирающуюся к горизонту от Водного Партера. Эта уникальная перспектива восток-запад возникла еще до правления Людовика XIV, но она была развита и расширена садовником Андре Ленотром, который расширил Королевский путь и прорыл Гранд-канал.

В 1661 году Людовик XIV доверил Андре Ленотру создание и обновление садов Версаля, которые он считал столь же важными, как и дворец.Работа над садами началась одновременно с работой над дворцом и длилась около 40 лет. В это время Андре Ле Нотр сотрудничал с такими людьми, как Жан-Батист Кольбер, суперинтендантом зданий короля с 1664 по 1683 год, который руководил проектом, и Шарлем Ле Бруном, который стал первым художником короля в январе 1664 года и предоставил чертежи большого количества статуй и фонтанов. И наконец, что не менее важно, каждый проект был рассмотрен самим королем, который стремился увидеть «каждую деталь».Вскоре после этого архитектор Жюль Ардуэн-Мансар, ставший первым архитектором короля и суперинтендантом зданий, построил оранжерею и упростил очертания парка, в частности, изменив или открыв некоторые рощи.

Создание садов было монументальной задачей. Пришлось переместить большое количество почвы, чтобы выровнять землю, создать партеры, построить оранжерею и выкопать фонтаны и канал в местах, ранее занятых исключительно лугами и болотами.Деревья были привезены из разных регионов Франции. В этом грандиозном проекте принимали участие тысячи людей, а иногда и целые полки.

Чтобы сохранить дизайн, сад нужно было пересаживать примерно раз в 100 лет. Людовик XVI сделал это в начале своего правления, а в следующий раз это мероприятие было осуществлено во время правления Наполеона III. После повреждений, нанесенных серией штормов в конце 20-го века, в том числе в декабре 1999 года , который был самым разрушительным, сад был полностью заново засажен и теперь имеет свежий, молодой вид, похожий на то, как он выглядел бы. Людовик XIV.

Версальские сады – Андре Ленотр

Версальские сады, спроектированные Андре Ленотром, стали всемирно известными с 17 века. Эти произведения искусства также являются райским представителем амбиций Людовика XIV, когда он был молодым королем.

Версаль до Людовика XIV

Прежде чем стать сегодняшним обширным владением, состоящим из парков и садов, Версаль был охотничьими угодьями для молодого Людовика XIII и его отца, короля Генриха IV, где были построены охотничий павильон, а затем дворец.Для Людовика XIII это место было не только убежищем, где он мог наслаждаться охотой, но и местом, где он мог уйти от власти своей матери Марии Медичи, которая гарантировала его восхождение на трон.

Андре Ленотр и сады Королевской резиденции

Работа, которую Андре Ленотр выполнил для Версальского дворца, ознаменовала не только его карьеру, но и историю Франции. Скромный садовник без специальной подготовки, Ле Нотр спроектировал и задумал серию садов, рощ и парков для дворца и его владений.Его достижения считались и остаются делом гения и охватывают 25 долгих лет, в течение которых сады Версаля продолжали расти в размерах и блеске.

Необходимо понять амбиции молодого Короля-Солнца, чтобы понять планы, задуманные для садов Версаля. Поскольку он искал мира удовольствий и роскоши, в котором он и его двор могли бы процветать , Король-Солнце выбрал замок своего отца, Людовика XIII. Хотя министр финансов Жан-Батист Кольбер хотел все снести, молодой король предпочел объединить старое здание с новым.

Парк и Версальский сад: план

Андре Ленотр известен изяществом своих формальных композиций на клумбах и беспрецедентными оптическими иллюзиями. Использование больших, широких перспектив позволяет сделать впечатляющих панорамы . В действительности, однако, почти невозможно увидеть Версальское владение сразу, и этот факт свидетельствует о таланте Ленотра. Действительно, благодаря серии плоских партеров сады раскрываются на каждом шагу.В результате, по мере продвижения посетителя пейзаж раскрывается медленно, но верно , во многом как последовательность театральных сцен, которые в конечном итоге создают законченную историю.

Благодаря двум достижениям, партерам Embroidery parterres и Grand Canal , имя Le Nôtre вошло в историю.

Сады Версаля во французском стиле: рождение традиции

Jardins de Vaux le Vicomte , созданный Le Nôtre

Вышитый партер или формальная клумба – это особая тема французского садоводства, восходящая к истинным традициям.Этот тип сада имеет геометрическую природу и имеет симметричные следы, газона в стиле арабески, перед зданиями. Не бывает сада во французском стиле без вышитого партера! Те, что в настоящее время существуют в Версале, являются реконструированными, датируемыми 1920-ми годами, и поэтому не полностью соответствуют оригиналам. Старые офорты показывают, что вместо газонов, обрамленных живой изгородью из небольших кустов, как сегодня, партеры представляли собой очертания лужаек, начертанных прямо на гравии.

Большой канал, оптический подвиг

Гранд-канал Версальского дворца, без сомнения, самая известная работа Андре Ленотра. Задача художника-пейзажиста заключалась в создании идеальной визуальной гармонии. Однако у Гранд-канала есть два боковых канала разного размера; один имеет размеры 62 метра, а другой – 80 метров в ширину. Главный бассен в виде креста имеет площадь и составляет 23 гектара. На бумаге крест кажется асимметричным, но когда Кинг подходил к басине – или, точнее, к латонной части басина – все казалось идеально гармоничным и симметричным.

В то время это техническое мастерство стало результатом медленной оптической перспективы , которая изначально создавала у зрителей впечатление, что канал намного больше, чем он есть на самом деле. Благодаря анаморфозе и использованию искаженных изображений Гранд-канал по-прежнему обеспечивает удивительную визуальную гармонию , не имеющую себе равных.

Реставрируют частный сад Марии-Антуанетты в Версале

Шато де Версаль с более чем 2 000 акров земли и дворцом на 2300 комнат требует значительного ремонта.Поэтому понятно, что некоторым областям поместья, возможно, придется подождать некоторое время, чтобы восстановить их первоначальное величие. Показательный пример: частный сад Марии-Антуанетты, известный как Королевская роща, который томился после ее безвременной кончины, не говоря уже о крупном ущербе, нанесенном во время сильного шторма 1999 года, когда в поместье было выкорчевано около 15 000 деревьев. Но грандиозная многолетняя реставрация стоимостью 2 миллиона долларов наконец началась, начавшись прошлой зимой.

Вид с воздуха на сады Версаля.

Фото: Getty Images / Jose Fuste Raga

Сад, расположенный к западу от Оранжереи, изначально был лабиринтом, установленным Людовиком XIV в середине 17 века, но к тому времени, когда Мария Антуанетта жила в Версале в середине 18 века. века, она вышла из моды и пришла в упадок. Королева наняла архитектора Мишеля-Бартелеми Хазона, чтобы он изменил дизайн участка, но не в классическом линейном французском стиле остальной территории Версаля, а на основе более естественных английских садов, которые были в моде через Ла-Манш – эти сады должны были быть ее личным убежищем, а не напоминанием о строгой придворной жизни.«В роще Мария-Антуанетта могла свободно бродить и отдыхать», – говорит Эбби Маклин, гид по Версалю из «Гая». «Ей действительно было предоставлено уединение в этом месте, которого не существовало в Версальском дворе».

Дорога, ведущая к Королевской роще до начала ремонта.

Фото: Angus McComiskey / Alamy

В отличие от остальных садов Версаля, в Королевской роще основное внимание уделялось самим растениям, а не формальному дизайну. Мария-Антуанетта всегда была законодательницей вкуса и привозила для своего сада деревья, кусты и цветы из Северной Америки, среди которых ее любимым было тюльпанное дерево Вирджиния.В ходе реставрации первоначальное видение королевы воплотится в жизнь еще раз – археологические исследования, проведенные до повторной посадки этой весной, подтвердили точную планировку Королевской рощи в том виде, в каком она была в 1776 году, в год ее создания. Будут восстановлены оригинальные виды растений, а также репродукции оригинальных скульптур и мебели.

Откройте для себя AD PRO

Уникальный ресурс для профессионалов в области дизайна, предоставленный вам редакторами Architectural Digest

Arrow

Хотя первые тюльпановые деревья были посажены этой зимой, реставрационные работы планируется продолжить в течение следующих нескольких лет – хотя ворота Версаля в настоящее время закрыты из-за пандемии коронавируса.Но Королевская роща пережила гораздо более сильные штормы, и когда все пройдет, станет еще ярче.

Версальские сады: цветок и мощь

Южный партер садов Версаля, известный как Цветочный партер, включает в себя шпалерные живые изгороди, ухоженные деревья, весенние нарциссы и нарциссы.

Более 300 лет назад правители Франции возвели Версальский дворец как памятник своему имперскому владычеству.Расположенный на 19 262 акрах в сельской местности в 16 милях от Парижа, Версаль с его величественным дворцом и обширными садами больше Манхэттена. Он даже больше, чем Париж.

Внешнее отражение Версальского дворца в безмятежном бассейне на Водной террасе в сумерках

После угрозы восстания, когда он жил в Лувре, король Людовик XIV решил основать резиденцию вдали от центра Парижа. Дворец, который он построил из позолоченных, облицованных мрамором и зеркальных комнат, был достаточно большим, чтобы вместить все его правительство.Королевские конюшни часто принимали за вход в замок, и в них содержалось 2000 лошадей. И хотя дворец продолжает очаровывать своей просторностью, чрезмерным убранством и любопытной холодностью, именно сады говорят с посетителями больше всего. Именно там, прогуливаясь по широким проспектам, ведущим вниз от дворца к Большому каналу, или, особенно, путешествуя по Гамлету Марии Антуанетты – ее убежищу от суров придворной жизни – можно на самом деле представить, каково это было, быть человеческим существом. кто жил в такой неестественно богато украшенной среде.

Versailles ‘Orangerie, спроектированный Жюлем Ардуэном-Мансаром, выходит на четыре квадранта parterres de broderie и может похвастаться деревьями из Испании, Португалии и Италии.

Место Версальского дворца изначально было простым охотничьим павильоном, построенным для короля Людовика XIII. Но именно его преемник, Король-Солнце (Людовик XIV), решил привлечь талантливую троицу – ландшафтного дизайнера Андре Ленотра, архитектора Луи Ле Вау и художника Шарля Ле Бруна – чтобы превратить скромный дворец в резиденцию своего большого дворца. Королевский двор.Хотя здания и интерьеры продолжали развиваться во времена правления Людовика XV и XVI, сады Версаля в значительной степени были созданы в этот ранний период. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар продолжил работу Ле Нотра после его смерти и создал некоторые из самых потрясающих элементов сада, такие как Оранжерея и рощи с их струящимися фонтанами.

Фонтан Латоны выходит на Гранд-канал и Королевскую аллею, также называемую Зеленым ковром.

Король-солнце считал воду неотъемлемой частью дизайна сада, и они занимают видное место в пейзаже как центральные элементы.Хотя Людовик XV внес несколько изменений в территорию, его сын, Людовик XVI (из неудачной стычки с гильотиной), в 1775 году заново засаживал большую часть садов. Как выражение императорского величия короля Франции Версаль несомненно доставляет. Здания поражают воображение своими размерами, дизайном и убранством. Но сады также передают мощь Франции, покоряя непокорную природу желанию короля. В дизайне использованы вода, земля, цветы и деревья, чтобы создать вид, который простирается до самого горизонта и, кажется, охватывает весь мир в упорядоченной последовательности дорожек, прудов и живых изгородей.

Огражденная дорожка ведет к фонтану Флора, названному в честь римской богини цветов.

За грандиозными проспектами сад переходит в рощи. Эти открытые жилые комнаты, огороженные зеленью или решетками, были построены для двора, чтобы использовать их как залы для вечеринок на открытом воздухе для музыкальных развлечений и танцев. Эффектные фонтаны и скульптуры украшают рощи, придавая каждой из них особую индивидуальность.

Крупный план весеннего цветения во Французском саду Пти-Трианон

Два самых популярных района Версаля – это Пти-Трианон, меньший частный дворец Марии-Антуанетты, и ее пасторальный замок Гамлет, который молодые королева построена, когда пышность и интриги придворной жизни стали невыносимы.Торговец антиквариатом и франкофил Дина Торо говорит: «Дворец был твердым и блестящим; сады были противоположными, вневременными, и они говорили с душой. Районы Марии-Антуанетты были лучшими.

Идиллическая сцена в садах, окружающих отель Petit Trianon

Petit Trianon, создает уюта для современного посетителя. А ее «Гамлет» – горькое напоминание о роковой наивности и легкомыслии Марии-Антуанетты. Она представляла это как деревню на берегу озера с хижинами с соломенными крышами и работающими молочными заводами.Там она могла навестить коров, пока их доили, и собрать продукты с действующей фермы.

Режиссер София Коппола получила разрешение сниматься в Версале для фильма «Мария-Антуанетта». В одной из сцен после ночного вечера Мария-Антуанетта и группа друзей, хихикая, бегают по широким проспектам, чтобы посмотреть, как солнце встает над Гранд-каналом. Как и молодые люди любого возраста, они встречают наступающий день с приподнятым настроением и оптимизмом. Похоже, что они владеют всем миром, как и предполагал Король-Солнце.Они просто не знали, что это не навсегда.

Вид на Французский сад и частный дворец Марии-Антуанетты, Пти-Трианон

Автор Lydia Somerville | Фотография Ардена Варда

Да здравствует Франция!

Мария-Антуанетта была бы гордой

Но это взаимодействие природы, естественный ритм, который мы могли бы назвать устойчивостью или экологическим сознанием, по-прежнему требует постоянного обслуживания. По словам президента Версаля Катрин Пегар, сады, как и сам дворец, всегда нуждаются во внимании.

Г-жа Пегар – бывший главный редактор еженедельного французского новостного журнала Le Point, о чем свидетельствуют книги, сложенные на полу ее офиса в бывшем помещении для прислуги, ниже по улице от дворца, – сказала, что ее миссия состоит в том, чтобы « открой Версаль миру ».

За семь лет работы в качестве высшего руководителя во дворце было открыто 65 комнат, которые не были общедоступными или использовались только изредка для проведения мероприятий, включая такие особые места, как Дом королевы в Гамлете, деревенское убежище, где Мария-Антуанетта принимала друзей .По словам г-жи Пегар, ремонт рощи ничем не отличается от «восстановления комнаты королевы во дворце».

Поскольку в последние годы поддержка со стороны правительства снизилась, гиганты роскоши, такие как Dior и Rolex, а также французские бренды, такие как производитель строительных материалов Saint-Gobain, помогли профинансировать продолжение реставрации в таких местах, как Королевская часовня и личная палата короля. Но для рощи людей просят пожертвовать от 1500 евро на тюльпанное дерево до 150 000 евро на беседку из вишневого дерева – и ранее в этом году администрация Версаля надеялась, что американцы подействуют.

В конце концов, американцы, в том числе Джон Д. Рокфеллер-младший в 1920-х годах, за годы вложили миллионы в восстановление дворца. «Американцы были первыми и крупнейшими иностранными спонсорами после шторма 1999 года», – сказала Софи Лемонье, директор департамента вотчин и садов Версаля.

Но «мы не могли представить, что через несколько месяцев глобальный кризис в области здравоохранения закроет двери этого замка», – сказала г-жа Пегар. «Сегодня наши две страны переживает одна и та же драма.Но мы хотим смотреть на Королевскую рощу как на символ воссоединения, которое мы обязательно испытаем. Как мы всегда переживали после трагедий ».

«Маленький хаос» скрывает правдивую историю невероятных садов Версаля

Фильмы о садовниках – это редкие цветы, поэтому «Маленький хаос» вызывает острые ощущения. В фильме Алана Рикмана о строительстве сада в Версале Кейт Уинслет – вымышленный садовник, неравнодушный к хаосу. Одержимый порядком Андре ле Нотр (Матиас Шонертс) неохотно нанимает ее, и вы можете догадаться, что будет дальше.Как бы мне ни нравилось смотреть, как Кейт Уинслет в корсете и прекрасных кожаных сапогах топает по грязи, вырывает буйные виноградные лозы и пропиливает заросшие деревья, мне больше нравится реальная история создания садов в Версале.

Как это для сюжета? До того, как Ле Нотр взялся за Версаль, ему было поручено работать с архитектором Луи ле Вау и художником Шарлем ле Бруном над новым замком французского министра финансов Николаса Фуке. На сады не пожалели средств, и вечеринка по случаю запуска в 1661 году была пиком экстравагантности в эпоху, известную своей чрезмерной роскошью.Играли фонтаны, по озеру плавали киты из папье-маше, Мольер представил новую пьесу, а молодой король Людовик IV (Рикман) был почетным гостем.

Алан Рикман в роли Людовика XIV в фильме A Little Chaos . Кредит: Алекс Бейли

Большое шоу было безумно смелым. Фуке занимался бухгалтерией, и, хотя он был не единственным аристократом, который держал руку в кармане французских государственных счетов, у него были могущественные враги. Через три дня после того, как он развесил свое богатство перед королем, он был арестован по обвинению в мошенничестве.Он больше никогда не видел Во и умер 19 лет спустя. (Вот странный сюжет: настоящий Человек в Железной Маске выступал в роли его тюремного камердинера.)

Ле Нотр и его коллеги жили лучше. Король приказал троице отправиться в Версаль и предупредил их, что лучше будет лучше, чем Во. Ле Нотр использовал многие новаторские методы ландшафтного дизайна, которые он разработал для Фуке. Он прекрасно умел сочетать архитектуру и формальные насаждения с топографией местности: оба сада представляют собой порядок, вырезанный из леса.Он также был прирожденным математиком, изобретавшим в своих садах умные сюрпризы и уловки перспективы. Масштаб его видения ошеломляет, тем более что сады Версаля в его время были вдвое больше, чем сейчас. «Мадам де Барра» Уинслета – выдумка, но сад, который она создает в фильме, – настоящий. Грот Фетиды был построен как бальный зал на открытом воздухе с мраморным полом, многоярусными креслами и фонтанами, которые выходят на ярусы из камня и ракушек. Грот также является частью изобретательной гидравлической схемы Le Notre.Наверху замаскирован резервуар, который под действием силы тяжести питает фонтаны в нижних садах.

Конечно, справедливо судить о фильме или о саду по тому, что это такое, а не по тому, чем не является, так что посмотрите A Little Chaos , чтобы развлечься романтикой, Кейт в грязи, Алан Рикман и Стэнли Туччи весело проводят время и заглядывают в сад. Однако, если у вас есть шанс, обязательно посмотрите шедевры Ле Нотр, Версаль и Во-ле-Виконт.

ПОРА…

ПОСЕТИТЬ ПАРК RETFORD

Парк и сад Сэмюэля Хордена 1887 года в английском стиле в Боурале откроются для публики в следующие выходные.Наслаждайтесь сказочными деревьями, зрелыми кустами, бордюром из персидского ковра и лепешками CWA. 28 и 29 марта, opengarden.org.au.

СОУ СЛАДКИЙ ГОРОХ

9780865650398: Версаль, сад в четыре сезона – AbeBooks

Издано ограниченным тиражом из 1250 экземпляров, вышло из печати, DJ в очень хорошем состоянии.У этой красивой книги 85 долларов на диджея. Изображения шикарные 213 иллюстраций с 116 полноцветными фотографиями. Издатель: Vendome Press Дата публикации: 1983 г. Переплет: издание в твердом переплете: первое издание в США, напечатанное и переплетенное в Швейцарии. Состояние: Репродукция в тонком суперобложке Описание: Белое льняное полотно Продолговатый лист, Большой объем. Vendome Press. 1983. Очень красивая копия в столь же красивом суперобложке, включая футляр из майлара.

«Синопсис» может принадлежать к другой редакции этого названия.

Об авторе :

Жан д’Ормессон – известный французский писатель и член Французской академии.

Пьер Аризцоли-Клеметель – директор Национального музея Версальского замка.

Гральд Ван дер Кемп – почетный главный хранитель Музея Версаля и Трианона.

Примечания к языку :

Текст: английский, французский (перевод)

«Об этом заголовке» может принадлежать другой редакции этого заголовка.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *