Китайский сад камней: Небесные сады Поднебесной: как в Китае сложилось искусство сочетать природу, философию, поэзию и живопись

Небесные сады Поднебесной: как в Китае сложилось искусство сочетать природу, философию, поэзию и живопись

Истории

«Знакомство с китайскими садами следует начинать с китайской литературы», — говорил величайший знаток и ценитель садово-паркового искусства профессор Чэнь Цунчжоу (1918–2000). Изучение китайских садов было делом всей его жизни. Он умел читать их язык, слышать их музыку. Можем ли мы, люди, воспитанные в другой эстетике, малознакомые с китайской словесностью и художественной традицией, проникнуться духом китайского сада, прочесть его послание?

Фото
travellinglight / Alamy via Legion Media

В любом случае перво-наперво следует отмести плодово-ягодные ассоциации. Традиционный китайский сад бесконечно далек от всякой утилитарности — это произведение искусства, синтез архитектуры, каллиграфии, живописи, поэзии и философии.

Устроение такого сада — предприятие хлопотное и затратное, которое было по силам лишь богатым людям. В Китае на протяжении многих столетий экономическую элиту общества составляли наиболее образованные его представители, поэтому садовое искусство там процветало. И какой сад ни возьми — императорский или частный, — везде присутствуют следы учености: цитаты из великих поэтов, угадывающиеся в названиях павильонов, творения известных каллиграфов на камнях и стенах беседок, рукотворные пейзажи, отсылающие к классическим произведениям живописи.

Идеал даоса

Исторически в Китае сложились два основных типа садов: императорские, они же северные — район Пекина и Чэндэ (провинция Хэбэй), и частные, или южные — обширный регион дельты реки Янцзы, известный также под названием Цзяннань. Обе традиции, несомненно, восходят к одному корню. В самых ранних описаниях китайские сады уподоблены раю, который мало чем отличается от библейского Эдема. Так, в философском трактате II века до н. э. Хуайнаньцзы есть рассказ о легендарном парке Сяньпу («Висячие сады»). В нем круглый год разлито мягкое тепло, текут кристально чистые ручьи и бродят фантастические животные.

Гармония растений и камней не только радует глаз — для китайца она еще и символ равновесия между краткостью, быстротечностью (опадающий или отцветающий сад) и незыблемостью, которая присуща камню

С утверждением даосизма, который учит, что человек может избежать смерти, представления о рае и, соответственно, об идеальном саде несколько меняются — теперь это не только прекрасное во всех отношениях место, но и обиталище бессмертных. Стремясь приобщиться к тайнам вечной жизни, правители древности сооружали в своих садах искусственные горы, символизировавшие сакральное пространство, а чтобы привлечь в сад бессмертных, возводили террасы и помещали на них специальные чаши для сбора росы — напитка небожителей.

Владельцы частных садов, конечно, не имели тех возможностей, какие были у императора, поэтому образ рая они воплощали часто не в физических объектах. Например, на райскую природу сада, принадлежавшего сановнику XVI века Гун Фу, указывало его название — Юйян дунтянь («Небесный грот яшмового солнца»), так как дунтянь («небесный грот») — синоним рая в даосизме.

Название Баолу («Хижина-тыква») одного из садов в Янчжоу, как это ни удивительно, тоже отсылает к легендам о бессмертных. В «Истории поздней Хань» (V век) есть рассказ следующего содержания. Как-то раз господин Фэй, чиновник, надзиравший за городским рынком, обратил внимание на одного из торговцев — старик, как только торговля заканчивалась, не уходил, а запрыгивал в тыкву, висевшую у него над прилавком.

Однажды Фэй подошел к старику и засвидетельствовал ему свое почтение. Так он действовал изо дня в день, пока торговец не взял его с собой в тыкву. Фэй очутился в настоящем раю, где стоял невиданной красоты яшмовый дворец, полный яств. Когда господин Фэй со стариком закончили трапезу и вышли из тыквы, тот, поклонившись Фэю, сказал: «Я бессмертный и вынужден был искупать свои прошлые грехи, но теперь, когда я сослужил тебе службу, я должен покинуть тебя».

Круглые проемы в Китае называются «лунными», поскольку они имеют форму полного месяца. В древнейшем китайском трактате о садах говорится: «В круглом проеме окна любая картина похожа на пейзаж, отраженный в зеркале»

Даосский идеал отшельничества лег в основу представлений, на многие столетия определивших облик частного сада как тайного убежища. В философии даосизма традиционно противопоставляются жизнь городская и сельская, светская и уединенная. Даосы верили: чтобы обрести духовное равновесие, необходимо отказаться от комфорта, благ и развлечений, которые сулит жизнь в городе, и вернуться к природе.

ПЕКИН


Не слышно шума городского

Фото
World of Asia / Alamy via Legion Media

В столице к западу от Запретного города тянется вереница искусственных озер — Бэйхай (Северное море), Чжунхай (Среднее море) и Наньхай (Южное море). Два последних лежат внутри Озерного квартала, где находятся ЦК КПК и Совет министров, поэтому они закрыты для простых граждан.

Озеро Бэйхай окружает парк, который носит то же название. Большая часть построек в нем относится к XVII веку. Вдоль северного берега озера тянется крытая галерея. Ритм ее проемов, необычайно разнообразных по форме — веера, цветки сливы, листья, плоды, — и свисающие над водой ветви плакучих ив создают неповторимую атмосферу покоя и умиротворения.

Модель империи

Устройство императорских садов, помимо прочего, нередко служивших местом проведения официальных церемоний, как правило, отражало государственную идеологию, в основе которой лежала философия конфуцианства с ее строгой регламентацией придворной и социальной жизни через ритуал.

Их идеально симметричная композиция отвечала конфуцианским представлениям о порядке и справедливости, которые должны царить как в семье, так и в строящемся по модели семьи государстве. Сад мыслился как метафора Поднебесной. Так, император Хань У-ди (правил в 141–87 годах до н. э.), объединивший страну, реализовал эту метафору, устроив парк Шанлиньюань (провинция Шэньси).

Стена, его окружавшая, имела протяженность около 200 км. За ней находились 36 дворцов и павильонов, пруды и озера, экзотические растения трех тысяч видов, ценные камни, животные со всех концов Китая, причем разные части парка представляли разные регионы страны с соответствующими флорой и фауной. Грандиозные масштабы этого шедевра садово-паркового искусства призваны были демонстрировать величие империи и безграничность императорской власти.

Китайский сад — это цепь переходящих одна в другую композиций. Для прогулки по нему существует специальный маршрут, связывающий их в единое целое. Такая прогулка напоминает разворачивание живописного свитка

Спустя почти два тысячелетия эта метафора вновь реализовалась в крупнейшем из дошедших до нас императорских парков Бишу шаньчжуан в Чэндэ. Он находится в 250 км к северо-востоку от Пекина и занимает площадь 5,64 км2.

Строительство парка продолжалось почти 100 лет и завершилось в 1792 году. По легенде, его создатель, император Канси (правил в 1661–1722 годах), охотясь в долине реки Жэхэ, был пленен красотой и разнообразием тамошних ландшафтов: на западе крутые скалистые горы, на севере обширные степи, на юге и востоке водные потоки — лучшего места для создания уменьшенной копии Поднебесной не придумаешь.

Цинские императоры каждый год проводили здесь несколько месяцев, укрываясь от пекинской жары, и вся придворная жизнь на некоторое время перемещалась в Чэндэ. Южная сторона парка отводилась для проведения официальных церемоний и поэтому представляла копию Запретного города в Пекине: в передней части располагался двор, где императоры принимали чиновников и иностранных посланников, в задней части — жилые покои.

По периферии комплекса было возведено 12 храмов. Среди них особенно выделяются «восемь внешних храмов», каждый из которых воплощает ту или иную традицию буддийской архитектуры — ханьскую, тибетскую или монгольскую. Восемь внешних храмов символизировали союз с сопредельными Китаю ламаистскими странами, находившимися под его эгидой.

Вид, открывающийся в проеме, редко бывает случайным. Он должен подготовить к восприятию новых картин, разворачивающихся за стеной

Как и в Бишу шаньчжуан, в пекинском парке Ихэюань («Сад, творящий гармонию»), разбитом в 1750 году императором Цяньлуном, архитекторы намеренно использовали стили разных эпох и разных частей Поднебесной, дабы подчеркнуть историческую преемственность и единство огромной империи.

К примеру, естественный водоем, располагавшийся на территории парка, был расширен и преобразован так, что его очертания повторяли форму знаменитого озера Сиху в Ханчжоу, а его название — Куньминху — напоминает еще об одном живописном озере в провинции Юньнань.

Один из парковых храмов, Путоцзунчэн («Малый дворец Потала»), — многократно уменьшенная копия дворца далай-ламы в Лхасе. А внутренний сад Сецююань («Сад гармонии и очарования») в точности повторяет знаменитый южный сад Цзичанъюань («Сад спокойное пристанище») в городе Уси провинции Цзянсу.

СУЧЖОУ


Сборник цитат

Фото
CHMJO / Alamy via Legion Media

Чжуочжэнъюань («Сад скромного чиновника») — самый большой и самый знаменитый в Сучжоу. Его создатель Ван Сяньчэнь, императорский чиновник (отсюда и название сада), отстраненный от дел, вернулся на родину и в 1513 году взялся за устроение сада.

Каждый объект здесь не только часть паркового ансамбля, но и элемент литературной игры. Так, в названии «Зал далекого благоухания» образованный китаец угадывал цитату из Чжоу Дуньи (1017–1073): «А я так люблю один только лотос — за то, что из грязи выходит, но ею отнюдь не замаран, и, чистой рябью омытый, капризных причуд он не знает… И запах от него чем далее, тем чище».

Вода и камни

Место для сада, как на севере, так и на юге, выбирали, руководствуясь фэн-шуй, традиционным китайским учением о гармонизации жилищ и могильников с потоками космической пневмы ци.

Согласно ему земля является живым организмом, пронизанным каналами, как тело человека кровеносными сосудами. По таким извилистым каналам струится животворная энергия ци. Но есть и другие, по которым течет губительная энергия ша, — они обязательно прямые, как вырытые руками человека канавы. Поэтому в садах редко можно было встретить прямую дорожку или ручей. Источниками ци считались ветер и вода (фэн-шуй так и переводится — «ветер и вода»), отсюда традиция возводить садовые павильоны вблизи водоемов.

Размеры искусственных озер могли быть весьма значительными. Например, в пекинском парке Бэйхай («Северное море») оно занимает половину площади, около 35 га. В центре него на острове Цюнхуа («Нефритовый остров») возвышается знаменитая пагода Бай та («Белая пагода») из ослепительно-белого ракушечника. Внутри нее хранятся буддийские свитки и монашеская утварь. Пагода была построена в 1651 году по образу и подобию одной из самых известных буддийских пагод Китая, Да бай та («Великая белая пагода»), в храме Тайюань на священной горе Утайшань.

Парк Бэйхай также славится уникальной коллекцией камней с озера Тайху — они там самые причудливые в Китае. Как и вода, камни традиционно считаются вместилищем ци. Чем удивительнее их форма, тем выше они ценятся. Каких только нет в парковой коллекции камней: с «дуплами», похожие на игольное ушко, витые. Красота камня определяется в первую очередь тремя свойствами: «проницаемостью» — это когда глаз может как бы проникнуть в его объем; «худобой», создающей впечатление легкости и изящества; «открытостью», то есть гармонией пустот и отверстий.

Вода и камень — символы динамического и статического начал. Парк Ихэюань, расположенный недалеко от Пекина, весь изрезан рукотворными протоками, через которые перекинуты прекрасные мосты. Когда-то здесь была летняя резиденция императора — «Летний дворец»

Камни в Китае нередко становились объектом поклонения, предметом страсти коллекционеров. Известно, что прославленный сунский живописец Ми Фу однажды облачил камень в церемониальные одежды и обратился к нему: «Старший брат…» Один из «четырех великих мастеров» эпохи Юань (1271–1368), живописец Хуан Гунван, чтил некий камень как своего учителя.

Камни были едва ли не основной статьей расхода при устройстве сада. Коллекционеры не жалели на них средств и порой в своей одержимости заходили за грань разумного. Цзи Чэн, автор первого в китайской традиции трактата по садово-парковому искусству «Устроение садов» (XVII век), писал:

«Любители садов по всему свету пленяются пустой славой старинных камней. Многие выбиваются из сил в поисках камня из такого-то сада с такой-то горной вершины, на котором такой-то поэт написал стихотворение и который был известен еще при такой-то династии, или желая приобрести настоящий камень с озера Тайху, из сада, ныне разрушенного, хозяин которого, дождавшись подходящей цены, готов наконец расстаться с сокровищем. …Вот ты нашел камень, даже если ты платишь только за перевозку, погрузку и разгрузку судна, подумай, во сколько обойдется его доставка к воротам твоего сада? Я слышал о камне с названием „Пик (тип камня, форма которого напоминает горную вершину. — Прим. авт.) ста мер риса“. Сто мер риса нужно было заплатить, чтобы получить его, — отсюда и название. В наше время пришлось бы заплатить сто мер риса за камень и еще сто за транспортировку, то есть его следовало бы переименовать в „Пик двухсот мер риса“!»

Болезненная, всепоглощающая страсть к камням отличала влиятельного сановника эпохи Тан (618–907) Ли Дэюя. Он служил при трех императорах в должности премьер-министра, но в конце концов впал в немилость и был удален от двора.

До нас дошло «Собрание эпистолярных произведений Ли Дэюя», немалая часть которых посвящена его усадьбе Пинцюань («Горная усадьба у тихого источника») в пригороде Лояна (современная провинция Хэнань). Чиновник собрал там огромную коллекцию камней и редких растений. Государственные дела не позволяли Ли Дэюю часто наведываться в Пинцюань. Как несчастный влюбленный, он страдал вдали от своего сада и обращался к нему в стихах. Когда же Ли Дэюй наконец вернулся домой, как счастлив он был обнаружить, что «сосны и хризантемы в его саду все еще ждут своего хозяина».

ШАНХАЙ


Хороший сын

Фото
travellinglight / Alamy via Legion Media

Парк Юйюань («Сад радости») в Шанхае был создан Пань Юньдуанем, государственным служащим династии Мин, для своих престарелых родителей. Строительство сада началось в 1559 году, продолжалось почти 20 лет и стоило Пань Юньдуаню всего его состояния.

За четыре столетия сад не раз менял хозяев, разрушался и восстанавливался. Он сильно пострадал в годы японской оккупации и только в середине прошлого века был возвращен к жизни и открыт для публики. Сад расположен почти в центре города, и когда из безумия мегаполиса попадаешь в этот оазис красоты и покоя, возникает ощущение чуда.

Волны расцвета

Эпоха Тан, в которую была создана усадьба Пинцюань, — период экономического и социального процветания страны, закономерно повлекшего за собой расцвет науки и искусств. Самые знаменитые танские сады, такие как Ванчуань бие («Усадьба на реке Ван») и Цаотан («Соломенная хижина»), принадлежали художникам и поэтам, об этих садах нам известно благодаря стихам, картинам и просто описаниям, оставленным хозяевами.

Ванчуань бие — загородная усадьба знаменитого поэта и художника Ван Вэя, располагалась в живописной местности неподалеку от танской столицы Чанъань (современный уезд Ланьтянь, провинция Шэньси). Поэт воспел усадьбу во множестве картин (сохранилась лишь одна копия) и стихотворений: «Живу средь гор, вкушаю покой, / Люблю на цветы смотреть, / Пощусь под сосной, подсолнухи рву, / От мирской тщеты в стороне, / Веду простую крестьянскую жизнь, / С людьми не тягаюсь впредь, / Но птицы — не ведаю почему — / Нисколько не верят мне».

Миниатюрный пейзаж пэньцзин (буквально — «пейзаж в плошке») — удивительный вид искусства, распространившийся из Китая по всей ЮгоВосточной Азии и Японии. Самые крошечные пейзажи могли поместиться на ладони

Сад «Единственная радость», принадлежавший историку, философу и видному сановнику Сыма Гуану (1019–1086), прославился, как и Ванчуань бие, исключительно благодаря личности своего легендарного владельца.

Сыма Гуан строил сад прямо в городе Лоян, что не помешало создать в нем атмосферу деревенского покоя и простоты. Там был отдельный сад трав, терраса, три павильона и библиотека. Пруд с пятью небольшими бухтами имел форму лапы тигра. В центре него возвышался остров, на котором по кругу был высажен бамбук — это называлось «яшмовое кольцо». Стволы, связанные в верхней части, образовывали беседку — «рыбацкую хижину».

Каждая часть сада была посвящена какому-то историческому персонажу, к примеру, терраса для любования горами Цзяньшань тай — величайшему поэту Китая Тао Юань-мину. Вот что Сыма Гуан рассказывает о своем саде и о себе (в третьем лице):

«Обычно он проводил много времени в зале, за чтением книг. Мудрецов он сделал своими учителями и с многими благородными мужами древности подружился. Ему открылась истина добродетели и справедливости, он постиг явный и скрытый смысл Ритуалов и Музыки… Принципы сущего открывались его внутреннему взору. А когда его энергия иссякала и тело истощалось, он брал удочку и ловил рыбу, закатывал рукава и собирал травы, отводил воду от ручья и поливал цветы, брал топор и рубил бамбук, чтобы охладить свое тело, омывал руки в ручье, взойдя на холм, позволял своему взгляду блуждать повсюду. По временам, когда яркая луна была полной и налетал свежий ветер, он бродил свободно где ему заблагорассудится. Все, что он видел, вдыхал, все его чувства принадлежали только ему… Какая радость может заменить это? Потому он и назвал свой сад «Единственная радость».

Павильоны часто располагали у самой воды, чтобы те, кто в них находится, могли вдыхать аромат лотосов и любоваться рыбками. Весной или послед дождей, когда уровень воды поднимается, возникает иллюзия, что беседка плывет по поверхности озера

Фото
robertharding / Alamy via Legion Media

Второй расцвет садово-паркового искусства, главным образом в южном Китае, приходится на эпоху Мин — период формирования национальной буржуазии. В стране появилось много людей, располагавших значительными средствами, но при этом незнатных и не получивших классического образования.

Нувориши стремились попасть в высшее общество, в котором по-прежнему ценились ученость и тонкий вкус. Одним из «путей наверх» было устройство сада, что традиционно считалось признаком аристократизма. О масштабах «садового бума» в области Цзяннань, славящейся уникальной природой, можно судить по каталогу известного сановника и драматурга Ци Бяоцзя: там перечислено около двухсот садов. Они были открыты для публики, и люди с удовольствием их посещали, не забывая при этом осудить садоустроителей за расточительность.

Высокопоставленный чиновник Ци Бяоцзя, который задумал устроить собственный сад, получил гневное письмо от своего учителя Ван Чаоши. Тот назвал все это пустой тратой времени и средств и обвинил Ци Бяоцзя в «четырех грехах»: нарушении сыновнего долга, долга служения государству и в растрате собственных талантов. Четвертый грех — недолжное исполнение роли наставника — учитель взял на себя: он должен был удержать Ци Бяоцзя от этой затеи.

Ученик смиренно принял наставления, поблагодарил учителя и, между прочим, включил их в описание своего сада. Один из его павильонов он так и назвал «Четыре греха» — в нем Ци Бяоцзя устраивал роскошные приемы и весьма затратные постановки пьес собственного сочинения.

ПЕКИН


Гора преклонного возраста

Фото
Tuul and Bruno Morandi / Alamy via Legion Media

Парку Цзиншань в центре Пекина около тысячи лет. Это один из немногих хорошо сохранившихся императорских парков. Он считался частью дворцового комплекса и был открыт для публики лишь в 1928 году.

В центре возвышается гора Цзиншань (буквально — «Гора прекрасного вида») высотой почти 45 м, она и дала название парку. На отсыпку горы шла земля, которую вынимали во время строительства канала вокруг Запретного города. Императоры и их приближенные часто поднимались сюда, чтобы полюбоваться видами столицы. Сегодня то же проделывают простые граждане, тем более что новый Пекин — зрелище грандиозное.

Из руин

Ни один сад — ни южный, ни северный — не дошел до нас в неизменном виде, все они подвергались многочисленным реконструкциям. Иногда по причинам, от людей не зависящим. Так, пекинский парк Бэйхай перенес два разрушительных землетрясения — в 1679 и 1976 году. А вот цинский парково-дворцовый комплекс Юаньминъюань («Сад совершенной ясности»), остатки которого можно видеть в Пекине недалеко от Запретного города, пострадал от человеческих рук.

Сад славился разнообразием архитектурных стилей: на площади 350 га располагалось 145 крупных построек, среди которых были как китайские павильоны, так и сооружения, выполненные в западной традиции. В 1860 году, когда объединенная англофранцузская армия вошла в Пекин, все деревянные постройки парка погибли в огне, сохранилось лишь несколько мраморных фасадов. По рисункам, сделанным в первой половине XVIII века итальянским художником, монахом-иезуитом Джузеппе Кастильоне, парк планируют восстановить, но пока это только планы.

Разбивка сада требовала огромных вложений, но отнюдь не все отдавали себе отчет в том, что его содержание обойдется еще дороже. В результате сады часто переходили из рук в руки, и каждый новый владелец вносил в него что-то свое. Так, один из самых старых дошедших до нас садов Сучжоу, уже упоминавшийся Чжуочжэнъюань («Сад скромного чиновника»), созданный в начале XVI века, столько раз менял хозяев, что сегодняшний его облик никакого отношения к первоначальному не имеет.

Белую стену китайцы уподобляют бумаге. Располагая перед стеной камни (и растения), устроитель сада словно рисует по ней тушью

Сад в Китае рано стал осознаваться как культурная ценность, но очень поздно превратился в объект изучения. Причем методы научного описания садов и их точной исторической реконструкции китайские интеллектуалы позаимствовали в начале прошлого века у японцев, которые некогда почерпнули у китайцев саму идею сада как произведения искусства.

В 1929 году в Пекине было учреждено Общество изучения китайской архитектуры, которое занималось и садово-парковым искусством. За 14 лет своего существования оно подготовило к изданию ряд классических трудов, таких как упоминавшийся выше древнейший китайский трактат «Устроение садов».

В годы гражданской войны многие сады сильно пострадали — старинные павильоны использовались для хозяйственных нужд, прекрасные растения безжалостно вытаптывались. После небольшой передышки новый удар по садам нанесла «культурная революция». На сей раз сады уничтожались целенаправленно как символы феодализма. Только в середине 1980-х власти спохватились и занялись восстановлением того, что еще осталось. Успехи были достигнуты немалые — в 1997 году в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО были включены сразу четыре классических сада Сучжоу.

Известный китайский прозаик XX века Лао Шэ писал, что по виду кошек и собак можно судить о состоянии общества. Судя по этим кошкам, обитающим в пекинском саду Бэйхай, дела в стране идут неплохо

В последние десятилетия в Китае возникло несколько государственных и частных организаций по защите архитектурного наследия. Крупнейшая из них — Государственный центр по изучению культурно-исторического наследия городов в Университете Тунцзи в Шанхае.

Городские власти тоже осознали, что старина — это и культурное богатство, и богатство в прямом смысле слова, она обеспечивает поток туристов. В частности, мэрия Сучжоу, дабы оградить старые кварталы от современной застройки, выделила для возведения производственных и жилых зданий специальные зоны на окраине. Благодаря этим мерам историческую часть быстро развивающегося города удалось спасти, и сегодня мы можем видеть Сучжоу с его храмами и садами почти таким, каким он был в эпоху Цин.

«Защитить старинный город значительно труднее, чем защитить предмет старины, — говорит директор центра в тунцзиском университете Жуань Исань. — Вы легко можете сохранить предмет старины, поместив его под замок в музее, но город жив людьми, которые его населяют».

Как и город, сад нельзя оградить от людей. И, конечно, нельзя требовать от современного человека, чтобы он действовал согласно рекомендациям поэта, жившего в позапрошлом веке: «Следует сначала изучить историю места. Входить в сад нужно умиротворенным, готовым к восприятию прекрасного. Исследуя устройство и стиль сада, употреби всю свою наблюдательность, поскольку его части расположены не произвольно, но искусно соотнесены друг с другом, словно парные надписи в павильонах. Насладившись внешними формами, попытайся проникнуть в душу сада и постичь таинственные силы, управляющие сменой пейзажей, связывающие их в единое целое».

Для современного китайца классический сад скорее место досуга, нежели сложное, многоплановое произведение искусства. По-настоящему насладиться гармонией, которой исполнены старинные китайские сады, могут разве что пенсионеры. Сегодня, оказавшись ранним утром в одном из садов Сучжоу или в пекинском парке Ихэюань, мы обнаружим там пожилых людей, занимающихся тайцзицюань, репетирующих партии из пекинской оперы или играющих на китайских традиционных инструментах. Днем они читают газеты в чайных, устроенных в павильонах. Вечером китаянки танцуют здесь с веерами, пожилые пары вальсируют. Разжиревшие карпы в прудах еле шевелят хвостами, веселые обезьянки клянчат угощение. Атмосфера тихой радости и покоя.

Фото: Уилл Уэбстер, если не указано иное

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2011, частично обновлен в апреле 2023

Елена Кузьмина


Теги

  • традиции и обычаи
  • страны мира
  • искусство
  • история

Японский каменный сад своими руками + 38 фото, в чем секрет

Мы все давно привыкли к тому, что сад должен представлять собой озелененную красочную территорию, состоящую из множества деревьев, декоративных кустарников, цветочных клумб, архитектурных скульптур и прочих элементов ландшафтного дизайна, сделанного своими руками или приобретенных декоров. А что если сад будет наполнен исключительно камнями разных размеров и форм, обросших мхом? Думаете это бред? Вовсе нет, яркий пример такому саду – японский каменный сад, который удивляет своей элегантностью и уникальностью.

На фото представлена часть японского сада камней.

Японский сад камней является полной противоположностью европейского сада. Основная его композиция состоит из множества камней, несущих тайный смысл. Увлечение японцев каменными садами логически обосновывается тем, что они живут на островах вулканического происхождения, которые почти полностью состоят из горных массивов. Так же не стоит забывать о том, что религия жителей Поднебесной – буддизм, философия которого направлена на черпания сил для духа в природе, частью которой являются камни. Постараемся раскрыть этот секрет гармоничности и красоты каменного японского сада.

Философия дзен в отношении японского каменного сада

На фото показан пример японского каменного сада, сделанного своими руками.

Японский сад камней называют еще дзен-садом либо Карэсансуй (в переводе, карэ – сухой, сан – гора, суй – вода). Он очень тесно связан с доминирующим в Японии дзен-буддизмом, который просветляет при помощи медитации, размышления и созерцания. Внешняя гармония и эстетика считается только способом познания Души Вселенной. В «молчащих» камнях скрыта вековая мудрость, которую может познать только тот, кто «умеет видеть прелесть в обыденном и изящество в простоте».

Сначала каменные сады создавали рядом с храмами для медитации, но позже традицию создания таких садов начали использовать и для украшения приусадебной территории обычного населения. Но все равно, даже в светском саду можно было познать тайный смысл камней при помощи медитации и обретения полного спокойствия.  Японские жители верят, что камни своим видом существования могут научить спокойствию, молчанию, терпению и созерцанию. Возможно это звучит и странно, но у каждого камня, по мнению японских мудрецов, есть свой характер, душа, путь и предназначение, собственно как и у человека!

Как правильно обустроить каменный сад своими руками?

На фото пример обустройство каменного сада в своем дворе.

Всю основную площадь рекомендуется засыпать песком либо мелкой галькой. На покрытую поверхность в хаотическом порядке расставляют камни. Но не все так просто. Для незнающего человека сад камней так и останется загадкой, а вот для того, кто знает,  сад станет местом для рассмотрения чего-то большего, мудрого. Поэтому жители Поднебесной считают, что если сад обустроить камнями уникального окраса, с отверстиями либо видимыми признаками древности, то такие камни обязательно придадут приусадебной территории новой положительной энергетики.

Следует обратить внимание на то, что каждый камень имеет свою определённую смысловую нагрузку, поэтому,  как считают японские жители, необходимо уметь общаться с камнями и даже договариваться. Именно из-за этого, в древности, монахов которые подбирали камни в японский каменный сад, называли «монахами, договаривающимися с камнями».

Японские мудрецы делят камни на:

  • Смотрящие вниз и вверх
  • Лежачие и прямостоячие
  • Прислоняющиеся и поддерживающие
  • Догоняющие и убегающие

Что касается расположения камней относительно садового участка, то должна обязательно присутствовать асимметрия.  Еще один немаловажный факт – нечетное количество камней в саду. Для создания гармоничной композиции используется расположение камней в форме треугольника.

Водная поверхность в каменном саду

На фото показан эффект водной поверхности в каменном саду. Расходящиеся концентрические круги как-бы «по воде», но на песчаной гальке.

Каменный сад так же не приветствует воду в ее природной форме. Для создания искусственных водоемов используют мелкую гальку, гравий и песок. Всю садовую площадку изначально засыпают перечисленными материалами и создают на ней волны при помощи грабель. Распространенный рисунок волн – концентрические круги.

Растительный мир японского каменного сада

Растительный мир японского каменного сада с использованием бонсай деревьев.

Так же как и в случае с водой, растений в каменном саду должно быть немного.  Лидером среди озеленения японских садов считается бамбук, который по дзен-буддизму олицетворяет принцип «мусин» (разум, не занятый мыслями, не тревожит сердце эмоциями и становится ко всему гибким, открытым и эластичным). Среди остальных растений, которыми разрешается украсить каменный сад, выделяют сливу, сосну и мох.

Дополнительное украшение для каменного сада

На фото малая архитектурная форма, для японского сада камней.

Кроме камней и растений, разрешается дополнить японский сад различными малыми архитектурными формами. Популярными элементами декора считаются декоративные фонарики, мостики-хаси, каменные башни, статуэтки, каменные дорожки, а также тсукубаи (каменные чаши с водой). Главное что бы таких элементов украшения сада было как можно меньше и они гармонировали с основной композицией.

Видео-экскурсия по японскому каменному саду

Советую так же к прочтению статьи о китайском садовом стиле и пейзажном садовом стиле!

китайских садов и коллекционных камней | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Согласно историческим записям династии Чжоу, самые ранние сады в Китае были обширными парками, построенными аристократией для развлечения и охоты. В текстах династии Хань упоминается больший интерес к владению редкими растениями и животными, а также связь между фантастическими скалами и мифическими горными раями бессмертных. Сложные сады продолжали строить представители высших классов на протяжении всей истории Китая.

Меньший, более интимный тип сада, представленный Китайским садовым двором музея, также был разработан в Китае. Сады такого рода связаны с учеными-джентльменами или литераторами и прославляются в китайской литературе с четвертого века нашей эры. В картинах, стихах и исторических книгах описывались знаменитые сады литераторов, которые часто считались отражением их владельцев. выращивание и эстетический вкус. Количество частных садов, особенно в районе Сучжоу на юге Китая, неуклонно росло после двенадцатого века. Умеренный климат и большое сельскохозяйственное и торговое богатство региона побуждали представителей высшего класса тратить свои ресурсы на выращивание садов. В период монгольского завоевания в конце тринадцатого и начале четырнадцатого веков многие литераторы в этом регионе считали официальную работу либо неприятной, либо труднодоступной, и поэтому посвятили себя самосовершенствованию и искусству.

Сад стал средоточием альтернативного образа жизни, предполагающего спокойное созерцание и литературные занятия, часто в компании друзей-единомышленников.

Традиционные китайские сады должны были вызывать ощущение присутствия в большом мире природы, чтобы посетитель мог уловить ощущения от блуждания по ландшафту. Композиции из садовых камней рассматривались как горные хребты и высокие вершины; миниатюрные деревья и кусты напоминали древние деревья и леса; а маленькие пруды или родники представляли могучие реки и океаны. Другими словами, сад представлял собой большой мир природы в микрокосмосе. Массы красочных культурных цветов, клумб правильной геометрической формы и необычных видов (таких как формальные сады в Версале) избегались в соответствии с целью воссоздания реальных пейзажей. Вместо этого многие аспекты китайского сада раскрываются по одному. Пейзаж сада постоянно меняется из-за меняющихся эффектов света и времен года, которые составляют важную часть восприятия сада и помогают задействовать все чувства, а не только зрение.

Одним из наиболее важных моментов в дизайне сада является гармоничное расположение элементов, выражающих различные аспекты инь и ян. Сопоставление и смешение противоположностей можно увидеть в размещении камней неправильной формы рядом с гладкими прямоугольными глиняными плитками; мягкий мох, растущий на грубых скалах; проточная вода, заключенная в скалистом гроте; и темный двор, который предшествует входу в залитый солнцем центральный двор.

В Китае уже давно восхищаются камнями как неотъемлемым элементом садов. Во времена ранней династии Сун небольшие декоративные камни также собирались в качестве предметов изучения ученых, а изображение отдельных камней, часто соединенных со старым деревом или бамбуком, стало излюбленным и устойчивым изобразительным жанром. К четырнадцатому веку изображения садов почти всегда включали изображения фантастической скалы или «искусственной горы», а скалы ученых часто вытесняли реальные пейзажи в качестве источников вдохновения для изображений пейзажей.

Скульптурные садовые камни необычной формы, текстуры и цвета всегда ценились как центральные элементы китайских садов. Во времена династии Тан были определены три основных эстетических критерия для оценки как садовых камней, так и более мелких «камней ученых», выставленных в литературных студиях: худоба ( shou ), перфорация ( tou ) и текстура поверхности ( zhou). ). Эти критерии привели к тому, что предпочтение отдавалось камням, ориентированным вертикально, часто с тяжелой формой вершины; испещренный полостями и дырами; и богато текстурированы бороздами, ямочками или полосами.


Цитата

Отдел азиатского искусства. «Китайские сады и коллекционные камни». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/cgrk/hd_cgrk.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Лейди, Дениз и др. Китайское декоративно-прикладное искусство . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1997. См. в MetPublications 9.0003

Мурк, Альфреда и Вен Фонг. Китайский садовый двор: Двор Астора в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1985. См. в MetPublications

.

Роусон, Джессика и др. Книга китайского искусства Британского музея . Лондон: издательство Британского музея, 1992.

.

Салливан, Майкл. Искусство Китая . Беркли: University of California Press, 1984.

.
Дополнительные эссе Департамента азиатского искусства
  • Отдел азиатского искусства. «Империя Маурьев (ок. 323–185 до н. э.)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Дзен-буддизм». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Китайский перегородчатый». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Пейзажная живопись в китайском искусстве». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Природа в китайской культуре». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Кушанская империя (приблизительно второй век до нашей эры – третий век нашей эры)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Цинь (221–206 до н. э.)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Стиль живописи Ринпа». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Культура Дзёмон (ок. 10 500–ок. 300 г. до н. э.)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Школа живописи Кано». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Ксилография в Укиё-э Стиль. (октябрь 2003 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Традиционная китайская живопись в двадцатом веке». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Мин (1368–1644)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Северная Сун (960–1127)». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Северной и Южной династий (386–581)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Южная династия Сун (1127–1279 гг.))». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Тан (618–907)». (октябрь 2001 г.
    )
  • Отдел азиатского искусства. «Культура яёй (ок. 300 г. до н.э. – 300 г. н.э.)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Юань (1271–1368)». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Искусство кварталов удовольствий и стиль укиё-э». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Ученые-чиновники Китая». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Кофун (ок. 300–710)». (октябрь 2002 г.
    )
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Шунга (ок. Второй – первый век до н.э.)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Лаковая посуда Восточной Азии». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Форматы живописи в искусстве Восточной Азии». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Периоды Асука и Нара (538–794)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Хэйан (794–1185)». (октябрь 2002 г. )
  • Отдел азиатского искусства. «Периоды Камакура и Нанбокутё (1185–1392)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Момояма (1573–1615)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Неолитический период в Китае». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Муромати (1392–1573)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Самурай». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Синто». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Сезонные образы в японском искусстве». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династии Шан и Чжоу: бронзовый век Китая». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Сёгуны и искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Искусство периода Эдо (1615–1868)». (октябрь 2003 г.)

Скалы и горы

Скалы были на Китайский сад — то же, что скульптура перед своим европейским аналогом. Глубина уважение к камням проистекает из древних религиозных взглядов на природа, включавшая в себя почитание гор. Считалось, что скалы иметь концентрированное количество природной энергии и символизировал жилища даосских бессмертных. Край суровый, высокий и Считалось, что удаленная местность добывала особенно мощные минералы и растения, которые при употреблении в правильном сочетании гарантируют долголетие, если не само бессмертие. Были представлены камни в сад как отдельные экземпляры, так и в составе сложных рокарии.

Как элемент, камень классифицируется китайцами как « ян ». потому что он крепкий, прочный, жесткий и «мужской»), но лучший садовые камни также демонстрировали скудость и деликатность. Тяжелый, прочный камни, которые, казалось, бросали вызов гравитации и висели в воздухе, как облака были наиболее высоко оценены.

 

Если камень оказался пористым с множеством сквозных отверстий насквозь и имел странно искривленную общую форму, он считался очень ценный актив для сада. Озеро Тай недалеко от Сучжоу произвело самые ценные камни; химический состав Великого озера стал причиной известняк на его ложе неравномерно разрушался.

Почему садовый дизайнер может изолировать отдельный камень, подобный тому, который слева в собственном павильоне?

Озеро Камень Тай в трехстороннем павильоне в Саду Мастера Сетей, Сучжоу

ИСТОЧНИК: Фотография предоставлена ​​Джеромом Силбергелдом, 1983.  

Камни устанавливали не только в садах, но и относились к ним как к предметам искусства объекты, которые будут выставлены внутри, возможно, на столе ученого. Некоторые типы горных пород, такие как скала Линби, показанная справа, высоко ценились за блеск, необычные формы, интересные прожилки или образовавшиеся в них полости. Часто эти камни были тщательно отполированы и помещены на изготовленные на заказ подставки.

Почему отверстия придавали камням большую ценность?

ПОДСКАЗКА: Отверстия в скалах озера Тай свидетельствуют об эрозионном воздействии. элемент инь, вода, элемент ян, камень. извилистые и дырчатые формы наводят на мысль о горных гроты считались изобилующими природной энергией (ци) и излюбленные места бессмертных.

 

Скала Линби

ИСТОЧНИК: Роберт Д. Моури, Миры внутри миров: Ричард Розенблюм Коллекция камней китайских ученых (Кембридж, Массачусетс: Художественные музеи Гарвардского университета, 1997), табл. 6, с. 163. Известняк Черный Линби, Период Канси (1662-1722). Коллекция Ричарда Розенблюма.

 

 

 

Скалы также были расположены по краям искусственных ручьев и пруды, с большим вниманием сделанные мелкие детали, такие как этот ручей появляются так, как они могли бы быть в природе.

 

Что натуралистического в камнях, изображенных в саду на эта страница? Что кажется искусственным?

Искусственный ручей кровать, Сад мастера сетей, Сучжоу (провинция Цзянсу)

ИСТОЧНИК: Сад Мастер сетей, Сучжоу. Фотография предоставлена ​​Джеромом Силбергелдом, 1980.

 

Считалось, что гроты и пещеры имеют много общего с эродированными камни из озера Тай усиленный источник космической энергии или ци , из-за того, что они образовались в результате концентрированного воздействия воды на каменные глубины внутри земли.  

Почему пещера или вырубленная в скале камера считаются идеальным местом для отдых?

Каменная камера в горном жилище Окружения Превосходство

ИСТОЧНИК: Пан Гуси, изд. , Чжунго мэйшу цюаньцзи, Цзянжу ишу биан 3: Юаньлинь цзянжу (Пекин: Чжунго цзянжу гонъе чубанше, 1988), с. 118.

 

Этот похожий на грот вход ведет на второй этаж библиотеки на Сад Мастера Сетей. Он кажется достаточно большим, чтобы войти, но становится довольно ограниченным уже после нескольких шагов.

 

Зачем использовать такой вход в саду?

Как вы думаете, почему вход в библиотеку был оформлен таким образом? внешняя форма?

Вход на второй этаж библиотеки,

Сад Мастер сетей, Сучжоу

ИСТОЧНИК: Сад мастера сетей, Сучжоу. Фотография предоставлена Джером Силбергелд, 1983.

Одна из самых характерных и выдающихся особенностей китайского сада – это искусственная гора, построенная из отдельных камни, которые были сцементированы вместе, чтобы сформировать сложные структуры.

Их часто тщательно размещали в саду в качестве фокусных точек большего обзора или как самих идеальных точек обзора.

Как вы думаете, почему искусственная гора, показанная слева, была построены в этом конкретном месте?

ПОДСКАЗКА: Название зала, Барьер Облаков, относится к этой скале. стена. Со стороны пруда стена напоминает горное убежище, популярное среди даосов. Предложение подкрепленный проблеском крыши за каменным барьером, куда ученый мог сбежать.

искусственный гора перед Залом Облаков, Сад Мастера сети

ИСТОЧНИК: Сад мастера сетей, Сучжоу. Фотография предоставлена Джером Силбергелд, 1981 год.

 

Определенные виды камней были собраны для мелодичного звуки, которые они издавали при ударе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *