Элементы японского сада: Японский сад | Основные элементы и ландшафтные компоненты сада в восточном стиле

Содержание

Японский сад | Основные элементы и ландшафтные компоненты сада в восточном стиле

Японский сад – основные элементы

Камни в японском саду

Камни в японском саду олицетворяют светлое мужское начало «ян». Они составляют «скелет» сада и задают его структуру. От них зависят величина и форма водоема, распределение растений в саду. Поэтому искусство подбора и расстановки камней — одно из важнейших в создании сада.

Камни подбираются по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и всем другим его элементам. Следует использовать естественные, природные камни. Округлые валуны и обработанные глыбы не подойдут. Больше всего ценятся причудливые камни, покрытые ржавчиной или мхом, камни с отверстиями от выветривания пород, и камни, поднятые со дна рек и озер. Чем необычнее и удивительнее камень, тем он лучше, так как природе пришлось потрудиться над его созданием.

Используют камни зеленовато-голубого, коричневого, красного и пурпурного цветов, реже – белого. Если глыба выглядит слишком «свежей», то ее «состаривают», выращивая на ней мох. В каждом камне нужно увидеть свое «лицо» и свою «позу», и наделить его определенной ролью в композиции. Он может лежать или стоять, прислоняться или поддерживать, убегать или преследовать, смотреть вверх или вниз.

Из камней составляют композицию с основной и второстепенными группами. Каждая группа выстраивается по принципу разностороннего треугольника, самая длинная сторона которого обращена к входу в сад, самая короткая помещена слева, а средняя справа. Камни всегда размещают по диагонали или параллельно линии главной части сада. Композиция составляется, как правило, из трех (одного большого главного и двух небольших боковых), реже пяти или семи камней. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли.


Вода в японском саду

Второй главнейший компонент сада – вода. Она символизирует темное женское начало «инь».

Она же – символ жизни и жизненной энергии. Водная стихия является одновременно и воплощением покоя, и приметой вечного движения и перемен.

Функции водоемов очевидны. Пруд, отражающий небо и растения на его берегу, делает малое пространство объемным. Ручей, перепрыгивая через небольшие валуны, играет солнечными бликами и делает сад более динамичным.

Вода в японском саду присутствует в виде прудов, ручьев, водопадов, либо заменяется «сухим ручьем», в котором ее имитирует мелкий гравий или песок. Не допустимо использование в дизайне неестественных форм и фонтанов.

а) Пруд создают лишь в больших японских садах. Он должен иметь неправильную форму, извилистые песчаные или каменистые берега, заливы и острова. Уровень воды в пруду следует поддерживать почти вровень с берегом, облицовка при этом исключается. Берег оформляется с учетом отражательной способности воды, на зеркальной поверхности которой создаются своеобразные картины.

Значительная часть пространства самого пруда занимается нимфеями и лотосами.

б) Ручей проще в исполнении и не требует таких больших площадей, как пруд. Своими причудливыми изгибами и поворотами он в равной степени с камнями задает схему сада, определяя расположение всех остальных элементов. Он может изображать спокойную реку или же бурный поток с порогами и водопадами.

в) Водопад — самый доступный из естественных водоемов. Его устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй. Для создания водопада используют один большой неровный камень, с которого будет падать вода, и 2 камня меньших размеров (кладут по краям большого), которые образуют русло потока. Форма водопада может быть любой. Главное, чтобы он выглядел естественно.

г) Сухой ручей, как альтернатива настоящему водоему, чрезвычайно востребован в наших условиях. Умело сделанный, сухой ручей создаст ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни. В зависимости от размеров камней (песка) и способа их укладки он сымитирует и тихий ручеек, и горную речку. Технология создания такого ручья весьма проста. Расчерченную под русло площадку засыпают песком или щебнем и граблями наносят рисунок в виде волн и ряби. Недостаток у сухого ручья один – время от времени придется восстанавливать рисунок, досыпать песок (щебень) и опрыскивать поверхность водой.


Растения в японском саду

Растения – третий важнейший атрибут японского сада. Их подбор и расстановка – сложнейшая задача, требующая знания сложнейших законов и правил создания сада.

В японском саду доминировать должны оттенки зеленого, серого и коричневого цветов. Яркие краски мешают настроиться на спокойный лад, поэтому от пестрых многолетников приходится отказываться. Основное внимание следует уделить контрасту, игре форм и текстур, света и тени.

Предпочтение следует отдавать невысоким, вечнозеленым растениям. Просто необходимо посадить сосну, сакуру (либо сходную с ней сливу или вишню) и японский клен (с изящными лапчатыми листьями, густо краснеющими в ноябре). Для японского сада подойдут: можжевельник, тис, ива, бересклет, барбарис, рододендрон, азалия, магнолия, пион, хризантема, папоротник, хоста, различные злаки, а также используемые для украшения водоемов ирис и лотос.

При составлении композиций необходимо учитывать оттенки зелени: более темную лучше поместить на заднем плане, а светлую – на переднем. Это создает ощущение глубины пространства сада. Деревья нужно расположить так, чтобы они образовали группу и, в то же время, каждое рассматривалось бы с разных сторон самостоятельно.

Японские сады должны выглядеть привлекательно в течение всего года. Растительные композиции надо создавать с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних акцентов на другие: весенние уступают место летним, а затем осенним и зимним сюжетным картинам. Весной сад окутывают бело-розовые облака цветущей сакуры и азалии, маленький пруд застилается лепестками. Летом на кустарниках распускаются цветы, радуют глаз яркие рододендроны. Осенью клены полыхают костром из листвы. Зимой переплетение голых ветвей деревьев рисует свой причудливый узор на фоне неба, а зеленые сосны покрываются, словно цветами, шапками белого снега. Внимание всякий раз привлекает растение, самое интересное в данный момент.


Цукубай

Цукубай – традиционный элемент японского сада, представляющий собой каменную чашу с водой, высотой около 25 см (иногда 50 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно цукубай располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада. В некоторых случаях он может находиться на уровне земли.

Цукубай состоит собственно из водного бассейна («каменной чаши» с водой) и валунов. На одном из валунов лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой, на другом – стоит свеча. Каждый гость обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем, особым образом поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика.

В цукубае постоянно должна меняться вода. С этой целью создают специальную систему из бамбуковых трубок («какеши»). К ней незаметно подводят водопровод. Для предотвращения затопления, в месте постановки цукубая делают небольшую дренажную систему.


Японские фонари

Японские фонари считаются одним из основных элементов японского сада. Их помещают в определенной композиционной точке в сочетании с камнями, кустарниками, деревьями, водоемами или цукубаем. Для изготовления настоящих фонарей применяют различные камни (чаще всего гранит), дерево или пемзу. Дешевые варианты делают из гипса и пластика.

Используют следующие виды фонарей: приземистые (с широкой крышкой, по форме напоминающие домик), изящные и потайные; на подставке или на ножках. Каменный фонарь, как правило, состоит из пяти частей, символизирующих один из пяти элементов: землю, воду, огонь, ветер, небо. Место для свечи – это огонь, круглая «луковка» наверху – небо, «крыша» с загнутыми кверху углами – ветер, опора – вода, основание – земля.

Не стоит забывать и о том, что японский фонарь – это не только украшение, но и прибор для освещения сада в темное время суток. Блики свечи, установленной в нем, могут раскрыть непривычные грани ночной жизни сада.


Дорожки в японском саду

Дорожки играют в японском саду очень важную роль. Их цель – провести посетителя по всем примечательным местам сада. Благодаря многочисленным изгибам, они удлиняют путь и создают эффект разнообразного пространства. Пейзаж меняется за каждым поворотом.

Как правило, дорожки делают из камня, реже из дерева (неотесанных досок, бревен, круглых спилов). В разных местах садика они могут быть выложены из различных материалов. Камни должны размещаться на 2-5 см выше уровня земли. Длинная ось каждого камня при этом должна быть перпендикулярна к направлению тропинки. Размеры камней и их узор задают ритм шагов. При оптимальной схеме установки камни располагаются как следы (один – для левой ноги, другой – для правой), чтобы вынудить зрителя к неспешной прогулке.

В местах, где требуется, чтобы зритель остановился и осмотрелся вокруг, поперек тропинки кладут широкий камень (для обеих ног).


Ограждение японского сада

Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их закрытость от внешнего мира. Стена сада не ущемляет его естественности, а наоборот, выделяет пространство сада, делает его «миром в мире». Она становится частью окружающего ландшафта, поскольку строится с таким расчетом, чтобы следовать складкам рельефа.

В качестве оград в японских садах используют бамбуковые изгороди и плетни, изготовление которых является особым искусством. Изгородь высотой 1-2 м устанавливают на естественной границе сада. Плетни из бамбуковых палок или тонких веток деревьев используют для отделения частей сада друг от друга. Часто изгородь оплетают лианами. Иногда в сплошной стене вырезают небольшое оконце, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада.


Арки в японском саду

Там где есть заборы, должны быть и двери. Вход в огороженный японский сад принято обозначать аркой. Очень важно правильно выбрать место для арки. Ее следует установить прямо напротив выходящих в сад окон дома с таким расчетом, чтобы зрителю, находящемуся вне японского сада, открывался лишь маленький кусочек того, что ожидает его по ту сторону арки.

Создавая арку, следует придать ей оттенок восточной культуры. Для этого при строительстве достаточно отказаться от аккуратного бруса или просто-напросто выдвинуть верхнюю перекладину на некоторое расстояние от опорных столбов. В качестве материалов следует использовать бревна, брус или толстый бамбук. Дальнейшие действия ограничиваются только фантазией создателя арки.


Беседки в восточном стиле

В традиционных японских садах практически всегда ставилась беседка. Она могла служить для работы, чаепитий, медитации.

Японские беседки во многом отличны от беседок европейских. Как правило, это небольшие открытые сооружения из дерева или бамбука без каких либо излишеств внутри. Они служат для уединения и созерцания, поэтому размещаются в самом выгодном месте сада, чтобы вид из них был наиболее привлекательным и выразительным. Не стоит думать, что беседки в японском саду обязательно должны иметь некие восточные черты (специфические крыши и украшения). Гораздо больше в данном случае ценится простота и аскетичность.


Лавки (скамьи) в японском саду

Лавки (скамейки) – практически обязательный элемент японского сада. Также как и беседки их устанавливают в наиболее живописных местах для созерцания сада. Наряду с цукубаем и фонарями они играют роль скульптурных украшений.

Для японского сада лучше всего подойдут нарочито грубые, массивные лавки (без спинки). Верхняя часть по возможности должна быть цельной. Ее можно сделать из большой каменной плиты или из широкого бревна. Не желательно выравнивать поверхности, шлифовать их до гладкого состояния, покрывать краской или лаком. Все должно быть предельно естественным. Ножки делают из камней или колод. Иногда от них и вовсе отказываются, устанавливая высокие лавки прямо на землю или на специальные насыпные холмы.


Мостики в японском саду

Мостики через водные или «сухие» потоки – интересное, стильное украшение японского сада. В саду с естественным ландшафтом лучше выглядят грубые мосты из плоских, неотесанных каменных плит или деревянных планок. В крупных садах мосты могут быть и менее естественными. Прекрасно смотрятся подвесные мосты из бамбука или дерева, изящно повисшие над зеркалом воды, а также зигзагообразные деревянные настилы и переходы из камней, расположенных под углом друг к другу.


Скульптура в японском саду

В японских садах скульптурные украшения играют второстепенную роль. К ним предъявляются особые требования, так как они должны гармонично вписаться в ландшафт. Помимо традиционных фонарей широкое распространение получили каменные пагоды и статуи Будды.

Не редко в саду можно встретить и бамбуковое пугало (сиси-одоси).

Пагоды (башни) заслуживают особого внимания. Они всегда имеют нечетное число ярусов с каменными пластинками, чаще всего четырехугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы. В маленьком саду хорошо смотрится пятиярусная башня. Пагоды размещают около цукубаев, мостов, водоемов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или перед большими деревьями. В отличие от фонарей обязательным атрибутом японского сада они не являются и устанавливаются по одной на сад.

Фигурку Будды (иногда Конфуция, дракона и т. п.) перед установкой в сад необходимо «состарить». Она должна обрасти мхом, лишайником, посереть. Для нее следует выбрать срытый интимный уголок вблизи дорожки. Однако нужно помнить, что в настоящем японском саду скульптура играет религиозную роль, и поэтому с философской точки зрения, будучи установленной приверженцем иной религии, нарушит гармонию сада, превратив его в дешевую подделку.


Колодец в японском саду

Еще одним необязательным атрибутом японского сада является колодец. Утратив практическое значение, он стал декоративным элементом.

Для создания импровизированного колодца потребуется сложить небольшое кольцо из камня и соорудить над ним подъемный механизм для деревянного ведра. Такое стилизованное сооружение станет прекрасным дополнением к цукубаю.


Коряги и пни в японском саду

В японский сад по соседству с молодыми цветущими или плодоносящими деревьями можно поместить остовы сухих деревьев и ветхие пни, зарастающие мхом и папоротниками. Такие композиции будут символизировать красоту естественного хода жизни.


Надписи в японском саду

Не редко в японских садах используют надписи. На стены можно нанести стихи, беседку украсить изречениями, на камнях и пагодах выбить письмена. Слово в садовом пейзаже как бы восполняет недостатки чувственного восприятия, призывает внимать тому, чего, казалось бы, и нет вокруг, но что является как нельзя более естественным для данного места.

Надписи, возможно, не будут лишними и в вашем саду. Однако следует отметить, что в нашей стране надпись на японском или китайском языке, утратив смысловую нагрузку, станет всего лишь загадочным украшением. Поэтому мудрые изречения и поэтические строки лучше писать по-русски красивым каллиграфическим почерком, либо заменять их на рисунки с восточной тематикой.


Пустое пространство в японском саду

Пустые пространства – такая же неотъемлемая часть японского сада, как камни, вода и растения. Они позволяют создать фон и подчеркнуть красоту каждого элемента. Заполнять такие пространства следует мхом, низкими почвопокровными растениями, различными мульчирующими материалами (корой, щепой, скорлупой кедрового ореха и т.п.). Ни в коем случае нельзя высаживать в японском саду газон. Он будет слишком высоким, а стрижка станет настоящей проблемой.

Как показывает опыт, вписать японский сад в европейский ландшафт совсем не сложно. Для сада в восточном стиле выбирается укромное тенистое место на краю участка. Его площадь может составлять всего 1,5-2 сотки.

При построении японского сада необходимо неукоснительно соблюдать принцип направления слева направо и принцип асимметрии. Принцип направления слева направо связан с психологическими и эстетическими законами восприятия движения. Соблюдение этого закона в композиции группы камней дает ощущение глубины пространства, а также общего равновесия масс. Принцип асимметрии говорит о том, что ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно.

Японский сад, как правило, состоит из нескольких групп с различными функциями. Композицию центральной группы могут составлять камни, водопад и деревья. Вторая группа (вспомогательная) должна подчиняться основной и подчеркивать ее главную пластическую идею. Третья группа (гостевая) устанавливается несколько поодаль, не подчиняясь первой, но контрастируя с ней и уравновешивая ее. Роль четвертой группы – связать сад с домом, с архитектурной формой. Пятая группа образует фон для всей композиции (чаще всего это высокие деревья, иногда естественная природа за пределами сада, силуэт леса).

Помимо основных групп, может быть значительное число добавочных, в зависимости от величины и типа сада.


Выводы

Соблюсти все строгие правила построения японского сада возможно даже в наших климатических условиях, но гораздо важнее не скопировать восточный стиль, а создать сад, отвечающий древней философии, пусть даже с элементами, не характерными для Японии.


Сад в японском стиле: 7 знаковых атрибутов. Фото

Характерная черта философии Японии — гармония во всем, но прежде всего — гармония человека и природы. Чтобы передать атмосферу этого единения, в Х веке в Стране восходящего солнца начали создавать сады весьма оригинального дизайна. Впоследствии они стали известны всему миру и не теряют популярности по сей день. Нашим дачникам тоже пришлись по душе японские сады.


Сад в японском стиле

Сразу стоит обратить внимание на то, что «скелет» японского сада — это камни, а «кровь» — это вода. Так считают сами японцы. Есть еще и третья важная составляющя — растения. Но поскольку воду, камни и растения можно встретить и в других садах, то особенность японского состоит в компоновке этих элементов и в применении знаковых атрибутов.
 

Ads by

1. Цукубай

За этим загадочным словом скрывается традиционная чаша для омовения рук и лица перед чайной церемонией. Цукубай выполняется из цельных необработанных камней.


Традиционная чаша для омовения рук

Допустимо украшение иероглифами или символами, характерными для японской духовной культуры. Внешне цукубай напоминает небольшой колодец. Рядом с чашей должен лежать бамбуковый ковш.

2. Мостик

Для японцев мост — это символ жизненного пути. Поэтому он не должен быть прямым. Изогнутый мост показывает все этапы жизни человека: от детства (начало моста) к зрелости (самая высокая его точка) и до спуска (старость).


Мост в японском саду должен быть изогнутым

Мосты обязательно должны выделяться на общем фоне, поэтому их окрашивают в яркие цвета и украшают традиционной символикой. В нашем случае совсем не обязательно делать мост как переправу через ручей или водоем, вполне можно ограничиться чисто декоративным вариантом с ведущими к нему дорожками и небольшими клумбами по краям.
 

3. Колокольчики

Чтобы послушать музыку ветра, развесьте на деревьях или крыше беседки колокольчики — фурины. Они сделаны из железа, стекла или меди. У каждого материала будет свой звук.
 
Колокольчики из стекла

Интересно, что японские колокольчики считаются символом прохлады. Это связано с тем, что в этой стране лето очень душное из-за высокой влажности. Даже самое слабенькое дуновение ветра приносит облегчение. А звон колокольчика — верный признак долгожданного ветра.
 


4. Беседки-пагоды

Настоящий японский сад немыслим без беседок. Они, как правило, выполнены в виде пагод — культовых сооружений. Для таких беседок характерны загнутые углы, использование только натуральных материалов и украшение вьющимися растениями.


Беседка в виде пагоды

Конечно, в Японии есть свои строгие правила строительства и расположения беседки. В дачном же варианте японского сада ими можно принебречь и установить беседку так, чтобы она не затеняла посадки и органично вписывалась в общую картину участка.
 

5. Бамбуковые изгороди

Японцы очень ревностно относятся к личному пространству. Сад — это место слияния с природой, со своими мыслями. В нем нет места для посторонних глаз. Но и заборов в привычном нам виде тоже нет. Есть только бамбуковые изгороди.


Традиционная бамбуковая изгородь

Они могут быть разной высоты и частоты плетения. В традиционных варинтах никогда не используются гвозди. Такие изгороди могут как отделять части сада друг от друга, скрывать ненужные элементы (например, шланги), так и носить декоративный характер.
 

6. Скульптуры из камня

Скульптуры в настоящем японском саду никогда не расставляются где попало и как попало. Да и сама скульптура не может быть какой угодно. Каждая имеет свое значение. Будда — покой и умиротворение, дракон — сила, лев — защита, черепаха — долголетие, журавль — стремление познать истину и т.д.


Скульптуры в японском саду. Фото с сайта iStock.com/PicturePartners Leiden, Netherlands

Если вы не погружены в буддийскую философию, то лучше не злоупотреблять такого рода символами и приобрести нечто нейтральное. Благо разного рода садовые скульптуры можно найти без особого труда. Одно «но» — для сада в японском стиле они должны быть максимально естественны и окрашены в один тон, никакого буйства красок.
 


7.

ФонариКакой же японский сад без фонарей? Обычно их располагают вдоль дорожек на пути к беседке, водоему или другому значимому объекту. Все фонари однотонные, цветных в японском саду не бывает. А вот варианты форм – есть:

  • Тачи-гата — это высокие каменные фонари, похожие на небольшие столбы. Их высота не должна превышать 3 метров. Тачи-гата могут осветить большую территорию;
  • Катцуга — фонарь, который очень похож на тачи-гата, но отличается от него обилием вырезанных украшений;
  • Икекоми-гата имеют форму столба. Они вкапываются в землю по краям дорожек;
  • Оки-гата — самые компактные фонарики. Их цель — создать загадочный полумрак. Оки-гата можно расставить по берегам садового водоема, на камнях или среди растений;
  • Юкими-гата, или «снежный фонарь» — приземистый фонарь с широкой крышей. Благодаря форме крыши он и назван снежным, т. к. в период снегопадов снег остается на ней и эффектно подсвечивается.

Японский фонарь тачи-гата

Конечно, в силу климатических особенностей и культурных отличий настоящий японский сад на дачном участке воссоздать не получится. Но можно максимально приблизиться к оригиналу благодаря этим элементам дизайна. 

А как вы относитесь к садам в японском стиле?

Японские сады: элементы сада

Рицурин Коэн в Такамацу В японских садах

используются такие элементы, как пруды, ручьи, острова и холмы, для создания миниатюрных репродукций природных пейзажей. Обычно используются следующие элементы:

Камни, гравий и песок

С древних времен камни играли важную роль в японской культуре. В синтоизме поклоняются выдающимся крупным камням, в то время как гравий использовался для обозначения священных мест, как это видно в некоторых древних святилищах, таких как святилища Исэ или святилище Камигамо в Киото.

В современных садах большие камни символизируют горы и холмы, расставляют декоративные акценты и служат строительным материалом для мостов и дорожек. Мелкие камни и гравий используются для облицовки прудов и ручьев. Между тем, сухие сады полностью состоят из камней, более крупные камни символизируют горы, острова и водопады, а гравий и песок заменяют воду.

Древняя песчаная структура в храме Камигамо (слева) и сухой сад в Дайсенин Дайтокудзи (справа) Сгребенный песок в Гинкакудзи (слева) и выложенный галькой пруд в замке Сумпу (справа) Храм Тофукудзи (слева) и крупнейший в Японии сад камней в храме Конгобудзи на острове Коясан (справа) Большие, красивые или необычные камни считались символами статуса (замок Нидзёдзё).

Пруды, ручьи и водопады

Пруды являются центральным элементом большинства садов и часто представляют собой реальные или мифические озера или моря. Иногда они служат средой обитания для карпов (кои), которые привносят в сад дополнительный цвет и жизнь. В сухих садах пруды, ручьи и водопады символизируются граблями из гравия, песка и вертикально стоящих камней.

В садах рекреационного типа пруды могут использоваться для катания на лодках или развлечений в павильонах, построенных над водой, или на площадях и набережных на берегу, которые в прошлые века часто служили местом для аристократической поэзии или вечеринок, посвященных просмотру луны.

Карп обычно водится в прудах (Коракуэн) (слева) и в храме Ниннаджи (справа). Кинкакудзи Ручьи питают большие пруды в храме Моцудзи (слева) и Кэнрокуэн (справа) Водопад в Гинкакудзи (слева) и гравий, изображающий бурное море в Дзуйхоин Дайтокудзи (справа) Пруд в стиле Чистой Земли в храме Моцудзи

Острова и мосты

Острова являются еще одним давним компонентом японских садов и варьируются по размеру от одиночных каменных выступов до больших островов, достаточно больших, чтобы поддерживать здания. Они часто представляют собой настоящие острова или имеют религиозную символику, например, те, которые построены в виде черепах и журавлей, символов долголетия и здоровья, или Хораи, священной мистической горы в даосизме.

Мосты — еще одна распространенная функция, которая используется для соединения островов и поперечных ручьев или прудов. Они построены из камня или дерева и варьируются по сложности от простой плиты необработанного камня, уложенной поперек ручья, до сложных крытых деревянных конструкций длиной более десяти метров.

Большие пруды часто имеют высокие арочные мосты в китайском стиле, под которыми могут проходить лодки ( Коракуэн ). Крытый деревянный мост в Хэйан Дзингу (слева) и мост в Императорском дворце Сэнто (справа) Каменный мост в Рикугиен Деревянный зигзагообразный мост в Коракуэне (слева) и каменные острова среди гравийного моря в Рёандзи (справа) Уникальный мост из кораллов в Шикинаен на Окинаве.

Растительность

Деревья, кустарники, газоны и цветы всех видов используются в японских садах. Такие растения, как клен и вишня, часто выбирают из-за их сезонной привлекательности и умело размещают, чтобы подчеркнуть эти характеристики. И наоборот, сосны, бамбук и сливы пользуются особым уважением за их красоту в зимние месяцы, когда другие растения впадают в спячку. Широко используются также мхи: только в Кокедере встречается более ста видов.

Вокруг садов тщательно высажены растения, имитирующие природу, и прилагаются огромные усилия для поддержания их красоты. Деревья, кустарники и газоны тщательно ухожены, а нежные мхи очищены от мусора. Зимой солома, мешковина и веревки используются для изоляции и защиты деревьев и кустарников от замерзающего снега, а соломенная пленка защищает от нашествия насекомых.

Ухоженные кусты в Художественном музее Адачи (слева) и клены в Коисикава Коракуэн (справа) Сосны и вишневые деревья в Синдзюку Гёэн (слева) и бамбуковая роща в храме Кодайдзи (справа) Покрытые мхом статуи в Санзенине (слева) и различные виды мха, выставленные в Гинкакудзи (справа) Зимние растения в Rikugien

Холмы

В больших садах, особенно в прогулочных садах периода Эдо, используются большие искусственные холмы. Холмы могут представлять собой настоящие или мифические горы, а на некоторые из них можно подняться и иметь смотровую площадку, откуда посетителям открывается панорамный вид на сад.

Холм, изображающий гору Фудзи в парке Суйзендзи Вид с искусственного холма в центре Рикугиена

Фонари

Фонари бывают разных форм и размеров и на протяжении всей истории были обычным элементом японского садового дизайна. Обычно они сделаны из камня и размещены в тщательно выбранных местах, например, на островах, на концах полуостровов или рядом со значительными зданиями, где они обеспечивают как свет, так и приятную эстетику. Фонари часто сочетаются с бассейнами с водой (подробнее см. Ниже), которые вместе составляют основной компонент чайных плантаций.

Каменный фонарь в храме Симогамо, снежный фонарь в Кэнрокуэн и фонарь на пьедестале в Рикугиен Захороненный шахтный фонарь во дворце Сенто Ряд фонарей на пьедестале в Саймёдзи (слева) и необрезанный фонарь на пьедестале в саду Ёсикиен (справа)

Бассейны с водой

Во многих садах есть каменные бассейны с водой (цукубай) для ритуального очищения, особенно перед чайными церемониями. Бассейны варьируются от простых углублений в необработанном камне до сложных резных каменных творений и обычно снабжены бамбуковым ковшом для черпания воды. В наши дни они часто появляются как декоративное дополнение, а не для практических целей. Бассейны с водой являются неотъемлемым элементом чайных садов и часто сочетаются с фонарями.

Каменный фонарь и бассейн с водой в Уракуэне (слева) и Котоине (справа) Бассейны в храмах Тюсондзи и Рёандзи Водоем из высеченного камня в храме Джоджаккодзи в Арасияме

Дорожки

Дорожки стали неотъемлемой частью японских садов с появлением прогулочных и чайных садов. В садах для прогулок есть круговые дорожки, построенные из ступенек, гравия, песка или утрамбованной земли, которые тщательно прописаны, чтобы привести посетителей к лучшим, хотя и контролируемым, видам на сад. Извилистые дорожки также служат для разделения различных областей, таких как изолированная роща или скрытый пруд, чтобы их можно было рассматривать по отдельности.

Утоптанные земные тропы ведут через Коракуен Различные каменные дорожки в Котоине (слева), Киёсуми Тейен (в центре) и Императорской вилле Шугакуин (справа) Каменная дорожка через Драконий пруд Хэйан Дзингу

Здания

Многие типы садов были построены для того, чтобы их можно было увидеть изнутри зданий, таких как дворцы, виллы или храмы. Напротив, сады, предназначенные для входа и наслаждения изнутри, используют здания как часть композиции сада, включая павильоны, чайные и гостевые дома.

Сад Шосейен Хигаси Хонгандзи Рицурин Коэн (слева) и Императорская вилла Кацура Рикю (справа) Знаменитая чайная Джоан в Уракуэне Храм Энкодзи (слева) и павильон в Кэнрокуэн (справа)

Заимствованный пейзаж

Заимствованный пейзаж (shakkei) — это концепция интеграции ландшафта за пределами сада в дизайн сада. В качестве заимствованных декораций могут использоваться как природные объекты, такие как горы и холмы, так и искусственные сооружения, такие как замки. В наше время небоскребы стали (обычно) непреднамеренно заимствованными декорациями для некоторых садов в городах.

Тенрюдзи заимствует пейзаж гор Арасияма (слева), а Рицурин Коэн — фон горы Шиун (справа). Коракуэн включает близлежащий замок Окаяма в качестве заимствованного пейзажа. Фон небоскреба, позаимствованный Хама Рикю, не был частью первоначального дизайна сада, но он завораживает.

Вопросы? Спросите на нашем форуме.

Город:

Выберите пункт назначенияТокиоФукуокаХаконэХиросимаХоккайдоСендайКамакураКанадзаваАэропорт КансайКобеКиотоГора ФудзиНагасакиНагоя АэропортНаритаНиккоНиигатаОкинаваОсакаСаппоро ТакаямаТокиоЙокогама

Регистрация:

Ночей:

1 ночь2 ночи3 ночи4 ночи5 ночи6 ночи7 ночи8 ночи9 ночи10 ночи11 ночи12 ночи13 ночи14 ночи

С:

Booking.comJAPANiCANAgodaHostel WorldJapanese Guest HousesHotelsCombined

Новости путешествий по Японии

Элементы японского сада

Искусство и ремесло японского сада продолжают процветать сегодня после более чем 1300 лет в Японии и в течение последних 150 лет в различных точках запада и востока. Трудно определить одну причину почти мгновенной любви к этим прекрасным местам, но для меня это всегда была способность японского сада улавливать суть большого мира природы, а также его способность адаптироваться практически к любому типу. место и топография. Большинство из нас знакомы с японскими садами только в общественных парках, и, несмотря на красоту, эти сады, вероятно, будут далеки от нашего диапазона с точки зрения стоимости — и, возможно, масштаба — чтобы даже подумать о них как о варианте для наши собственные дома. Однако почти во всех японских садах есть элементы дизайна, которые можно с большим успехом интегрировать в неяпонский сад. Секрет в том, чтобы не рисовать японское лицо в своем саду, чтобы он выглядел или чувствовал себя по-японски. Вместо этого возьмите реплики из японских методов садоводства, чтобы вызвать мир и спокойствие, которые вдохновляют эти сады. Для этого нам нужно будет внимательно рассмотреть некоторые элементы традиционного дизайна японского сада.

 

 

СЕЗОННОСТЬ

Каждое время года одинаково важно

Япония является одной из немногих областей в мире, где времена года придают такое большое культурное значение, поскольку они связаны с повседневной жизнью и чувства и настроения, которые они вызывают. Таким образом, легко понять важность времен года в саду. Например, в лучших садах Японии редко, если вообще когда-либо, выращивали сорт японского клена с красными листьями в течение вегетационного периода. Желательна сезонная смена цвета.

Весна — это период возрождения, поэтому лиственные растения, которые цветут или сразу превращаются в листья, являются желанной особенностью. Целью является краткое, приглушенное цветное отображение, соответствующее сезону. Лето
года в японском саду — это сезон зелени, а не буйства цветущих кустарников и многолетников, которые часто можно увидеть в западных садах. В дни, когда еще не было кондиционеров, ничто не доставляло большего удовольствия, чем уединение в зелени летнего сада, возможно, под звуки журчащей воды, чтобы охладить вас.

Осень дает нам возможность оглянуться назад, и падение разноцветных листьев знаменует собой конец года. Зима — это время отдыха для сада, но это также время, чтобы увидеть леса безлистных деревьев и то, как снег одевает вечнозеленые растения.

Нести домой
  • Весной выбирайте маленькие, нежные, бледные цветы
    .
  • Летом выбирайте растения со здоровой листвой, а не с большим количеством цветов.
  • Характеризуется отчетливыми изменениями цвета листвы и интригующей структурой осенью и зимой.

 

 

ПРОСТРАНСТВО

Минимизация отвлекающих факторов позволяет устроить сад в помещении

Принципы японских садов — это способ органичной интеграции японского дома и сада. Во многом это связано с японскими домами, из которых открывается вид на сад от пола до потолка, что эффективно переносит внешний мир в дом. В то время как во многих наших домах есть окна, через которые можно смотреть только стоя, в других есть дома с раздвижными дверями и планировка этажей, мало чем отличающаяся от традиционного японского дома.

Тем не менее, когда сад предназначен или потенциально может быть просмотрен из фиксированного места, например, из дома, не должно быть отвлекающих факторов или беспорядка между ними, чтобы уменьшить впечатление. Избегайте посадки прямо под окном. Не каждый дюйм должен быть заполнен растениями или группами камней. Должно быть пустое пространство — например, лужайка, море гравия или пруд — которое дает зрителю ощущение глубины.

Кроме того, многочисленные приемы позволяют обмануть зрение, заставив его поверить, что сад шире или глубже, чем он есть на самом деле. Например, в длинном узком пространстве можно использовать редкие растения на переднем плане с более тяжелыми насаждениями посередине и сзади, чтобы сузить прямоугольную форму участка и заставить зрителя смотреть только на одну удаленную точку обзора.

Домашний уют
  • Добавьте окна от пола до потолка или воспользуйтесь ими.
  • Избегайте посадки прямо за окном.
  • Обеспечьте место на переднем плане представления.
  • Управляйте видом, чтобы он казался более просторным.

 

 

КАЧЕСТВО

Выбор наилучших материалов очень важен при строительстве любой сад. Прежде чем начать, ознакомьтесь с доступными вам материалами. Высококачественные материалы могут быть дорогими, и лучше подождать, пока они не уложатся в ваш бюджет, чем идти на компромисс и использовать низкокачественные материалы только для того, чтобы выполнить работу. Консультация с профессионалом также может стоить инвестиций. Когда дело доходит до растений, рассмотрите виды, которые хорошо приспособлены к вашей местности, даже если они могут быть не теми, которые вы сразу сочли бы типичными для японского сада. Точно так же примите во внимание уход, который потребуется растению в начале, чтобы избавить вас от головной боли и заросшего беспорядка позже. Ухоженный сад маргинального дизайна намного затмит самый лучший сад, о котором не заботятся.

Принесите домой
  • Подождите, пока вы не сможете позволить себе качественные материалы, вместо того, чтобы соглашаться на более низкое качество.
  • Выбирайте растения, подходящие для ваших условий.
  • Следите за техническим обслуживанием, чтобы элементы вашего сада выглядели наилучшим образом.

 

 

ТОНКОСТЬ

Чем меньше, тем лучше

хорошая вещь». Преобладание сада с плохим архитектурным выбором, показными группами камней или слишком большим количеством экземпляров деревьев вызывает у зрителя чувство беспокойства, что противоречит нашей цели. Фонари и пагоды, например, имеют место в некоторых садах, но если они используются в качестве элемента для определения пространства как японского сада, было бы лучше начать все сначала и найти путь, который не требовал бы их использования для убедительности. . Также следует избегать указателей направления и этикеток с растениями, потому что они не нужны и загромождают сад.

Японские сады — это не коллекции японских растений, а, скорее, композиции из растений и материалов, напоминающие пейзажи. Когда мы пытаемся создать область, которая заставляет нас думать о горах, лугах или берегу моря, мы используем растения, которые обычно там растут. Чтобы создать сцену, в которой ни одна часть не затмевает остальные, избегайте смешивания резко контрастирующих текстур и цветов листвы в пользу более гармоничного сочетания растений.

Возьми домой
  • Избегайте показного искусства или групп камней.
  • Удалите все ненужное или создающее беспорядок в саду.
  • Используйте гармоничные сочетания растений вместо резкого контраста.

 

 

ПРОПОРЦИЯ

Соблюдение масштаба помогает создать нужное настроение

Хорошо продуманный сад должны иметь формы рельефа, насаждения и дорожки, соответствующие по масштабу размеру человеческого тела. . Это заставляет зрителя чувствовать себя знакомым с условиями сайта и, следовательно, чувствовать себя более комфортно. Японские сады создаются в этом человеческом масштабе, иногда с использованием методов абстрактного представления или дистилляции сущности живописных частей мира природы, чтобы передать их настроение саду. Например, при использовании больших камней для создания ощущения гор или водотока важно использовать различные размеры и формы, чтобы эффективно воспроизвести то, что мы видим в природе. Точно так же необходимо выбирать и поддерживать растения разных размеров и форм, чтобы создать ощущение старого и нового. Это удерживает вид от стагнации с насаждениями, которые выросли до одинакового размера и предлагают небольшие вариации для глаз, чтобы естественным образом перемещаться вверх и вниз по композиции.

Если скелетом сада считать разнообразно расположенные садовые камни и контур участка, то не менее важно учитывать идеальный размер сопутствующих насаждений; это потому, что камни и насыпи не становятся больше, а растения растут. Решение в Японии состояло в том, чтобы обрезать все растения в саду, чтобы они соответствовали планировке остальной части сада, но это также может быть достигнуто путем тщательного выбора растений.

В Японии редко можно увидеть большие тенистые деревья в саду просто потому, что они не соответствуют остальной части сада. Эти деревья зарезервированы для парков и храмовых садов, где их размер лучше соответствует окружающему пространству и архитектуре. Однако большие тенистые деревья являются обычным явлением в американских садах и часто необходимы для летней тени. Способ сохранить эти деревья состоит в том, чтобы использовать дополнительные посадки деревьев меньшего размера, которые возвращают высоту деревьев обратно к плоскости земли, чтобы они не были непропорционально больше, чем все остальное в саду.

Доставить домой
  • Соблюдайте высоту стен, ширину дорожек и размер насаждений относительно человеческого тела.
  • Используйте растения разных размеров, чтобы помочь глазу перемещаться по пространству.
  • Балансируйте большие деревья с постепенно уменьшающимися деревьями и кустарниками, чтобы придать им масштаб.

 

 

ДИЗАЙН

Это не про фонарь

Создание атмосферы, похожей на атмосферу традиционного японского сада, не означает, что повсюду должны быть бамбуковые и японские каменные фонари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *