Водяная – Ой!

Водяной (1961) — КиноПоиск

Короткометражки обладают удивительной притягательной силой. Они как росток, как побег не выросшего пока дерева, но несущего на себе всю мощь будущего «полнометражного колосса». Киноминиатюра «Водяной» хоть и является по жанровой принадлежности комедией, но в ней заложен и глубокий педагогический посыл. Прохор Васильевич Лыков, которого за невероятную страсть к рыбной ловле местные жители иронически прозвали «Водяной», будто не от мира сего. Его невозможно использовать на обычной колхозной работе из-за его крайней рассеянности. На роль деревенского чудака Эраст Гарин подошёл просто идеально. С его своеобразной внешностью и неповторимым тембром голоса только и ждёшь очередной шутки-перла, и она не заставляет себя долго ждать.

Заслуга режиссёра Сергея Ильича Сиделёва заключается в том, что он подобрал удивительный творческий ансамбль, пригласив на главные роли замечательных талантливых актёров, сумевших создать неповторимые запоминающиеся образы: Валентина Владимирова (Кланя, жена Лыкова), Михаил Фёдоров (председатель Андрей Иванович Караваев), Владимир Казаринов (рыбак-любитель Тихон Тихонович). При всей комедийности происходящего, образ чудаковатого Прохора Лыкова воспринимается по-разному, в зависимости от жизненных ситуаций. В начале фильма зритель думает, что сейчас ему покажут разгильдяя и лоботряса, всеми способами увиливающего от работы. Однако это совсем не так.

«Водяной» Лыков просто безумно увлечён своим хобби — рыбалкой — и больше не может ни о чём думать. Зато в этой области он непревзойдённый дока. Правда, окружающим от его страсти «ни холодно, ни жарко» — в колхозе ему не могут доверить ни одного мало-мальски ответственного задания, а супруга Кланя готова помочь мужу, да не знает как. И вот тут председатель находит выход: зачем переделывать человека, заставляя его заниматься нелюбимым делом, если можно из его увлечения извлечь и пользу и прибыль? Всё это выглядело бы одним из множеств «производственных конфликтов» с мизерной долей юмора, если бы не сценарий, написанный просто блестяще.

Эсфирь Иосифовна Буранова — писательница, драматург, журналист, сценарист, — на момент съёмок фильма имевшая богатейший опыт работы в газете и театре, написала сценарий, который можно буквально разобрать по цитатам. В нём такое множество хлёстко-смачных запоминающихся выражений, что короткометражку хочется слушать как радиоспектакль, получая такое же удовольствие, как и от просмотра. «Озерки у нас невеликие, но большую музыку могут заиграть». «Щука — рыба скандальная. Она шум любит». «Приходи к вечеру, сам знаешь куда. Оденешься, сам знаешь как». «Да за таким мужем надо валерьянку ковшами принимать, а не каплями!»

Тремя годами позже Эраст Павлович Гарин вновь обратится к теме рыбалки, только теперь уже в мультфильме «Кот-рыболов» 1964 года. Поэтому тем, кому окажется мало этого бесподобного артиста, может вновь услышать его чудесный голос, повествующий о рыбных делах. Что же до его непутёвого персонажа, то к титрам он из «водяного» превратится в гордо вышагивающего по деревне Прохора Васильевича Лыкова, потому что 

«он просто стал нужен людям, а это — высокая должность!»

www.kinopoisk.ru

Водяной — Википедия

Водяной с открытки (рисунок Владимирова В. В.)

Водяно́й (также водник, водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик; чеш. vodník; в.-луж. wodby muž, wodnykus; словен. povodnj, vodni mož) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод[2]. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала[3].

Водяные считаются типичными представителями славянской демонологии. Согласно легендам они являются падшими ангелами, сброшенными богом с небес и попавшими в водяные пространства[2]. Хотя водяной имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с русалками и чёртом[4][5][6]

[7].

Как правило, его представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом или в восточнославянских мифах — очень длинными ногами. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Имеет звериные или рыбьи черты — рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Мог обернуться крупной рыбой, зверем, свиньёй, коровой, птицей, сомом, щукой, карпом, большой чёрной рыбой или рыбой с крыльями, гусём, уткой, петухом, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью[8]. Во многих поверьях он выглядит как заросший шерстью чёрт с рогами или чудовище серого цвета. Водяной может ездить верхом на крупном соме, из-за чего эту рыбу называют чёртовым конём. Он нередко обнаруживает себя громким хохотом, смехом, а в ожидании близкой жертвы может громко хлопать в ладоши. Часто способен подражать звукам, которые издают люди или животные — кричит, воет, ухает, визжит, крякает и блеет. Обычно это всё делается для того, чтобы напугать или завлечь в свои подводные хоромы

[2].

Считается, что водяной любит глубокую воду, живёт в омутах, водоворотах, в полыньях, на заброшенных водяных мельницах, причём особенно любит место возле колеса[9], под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец. Мельники предпочитали дружить с водяным, иначе он может сломать мельничные колёса или испортить плотину. Для того, чтобы он не пакостил ему раз в год приносили в дар чёрную свинью или другое животное[10]. За свои отношения с водяным мельники в восточнославянских поверьях имели недобрую славу. В народе верили, что постройка мельницы всегда должна быть связана с кровавой жертвой водяному, что мельники продавали душу водяному, а также, что они заманивают на мельницу прохожих странников и сбрасывают их в омут или под мельничное колесо. Иначе, якобы, водяной мог забрать их самих. Нужно сказать, что мельники действительно приносили жертвы водяным, кидая в воду мёртвых животных, крошки хлеба и т. п., а по праздникам выливая в воду водку

[11].

На Украине, чтобы обезопасить себя от проделок водяного в основании плотины закапывали лошадиный череп[10].

Украинцы рассказывают вот что. Водяной не всё время живёт в воде, так как его гоняет Бог: до Крещенья водяной сидит в воде, а потом переходит в лозу, отчего зовется «лозовиком», потом он переходит на сушу, в прибрежную траву и только после Спаса снова попадает в воду.

Белорусы верят, что накануне Крещенья водяной приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед её освящением. И вот перед Крещеньем сани и телеги переворачивали вверх ногами, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. У русских считалось, что зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля голодным и злым и потому ведёт себя очень бурно — ломает лёд и мучает рыбу.

В Белоруссии при заморозках часто опускали под мельничные колёса сало, иначе водяной мог слизать с них смазку. Под дверями мельницы закапывали живьём чёрного петуха, а в самой мельнице держали животных чёрного цвета (петуха и кошку)

[11].

На Русском Севере считают, что у водяных есть водяной царь — старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь[12]. Славянские поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском царе[3].

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы.

От водяных чертей доводится терпеть и всего больше страдать, конечно, мельникам. Привычные всю свою жизнь иметь дело с водой, мельники достигают таких удобств, что не только не боятся этих злых духов, но вступают с ними в дружеские отношения. Они живут между собой согласно, на обоюдных угождениях, руководясь установленными приёмами и условленными правилами. Осторожные и запасливые хозяева, при постройке мельницы, под бревно, где будет дверь, зарывали живым чёрного петуха и три «супорыжки», то есть стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями; теперь с таким же успехом обходятся лошадиным черепом, брошенным в воду с приговором. В тех же целях, на мельницах все ещё бережно воспитываются все животные чёрной шерсти (в особенности петухи и кошки). Это — на тот случай, когда водяной начнет озлобленно срывать свой гнев на хозяев, прорывая запруды, и приводя в негодность жернова: пойдёт жёрнов, застучит, зашепчет да и остановится, словно за что-нибудь задевает Пословица говорит, что «водой мельница стоит, да от воды и погибает», а потому-то все помыслы и хлопоты мельника сосредоточены на плотине, которую размывает и прорывает не иначе, как по воле и силами водяного черта. Оттого всякий день мельник, хоть дела нет, а из рук топора не выпускает и, сверх того, старается всякими способами ублажить водяного по заветам прадедов. Так, например, упорно держится повсюду слух, что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью, в недалекую старину, сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных (непременно в шкуре)

[13].

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.

[13]

У пасечников водяные считались покровителями пчёл[14]. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Яблочный Спас некоторые пчеловоды приносили водяному жертву — бросали в пруд или болото свежий мёд и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или лучший улей. По поверьям, в награду за это водяной оберегал пчёл. Позже роль покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий[15].

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. С добряками-домовыми водяные не схожи характером, оставаясь злобными духами, а потому всеми и повсюду причисляются к настоящим чертям. Недоброжелательство водяного к людям и злобный характер этого беса выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах, после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. (Эти «дневные уповоды» считает он преимущественно любимыми и удобными для проявления своей недоброй и мощной силы.) Кроме того, на всем пространстве громадной Великороссии, он хватает цепкими лапами и с быстротой молнии увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя крестным знамением. С особенным торжеством и удовольствием он топит таких, которые вовсе не носят тельных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д. Сверх того, водяной замучивает и производит свои злые шутки с проходящими, забывшими перекреститься во время прохода нечистых мест, где он имеет обычай селиться и из водных глубин зорко следить за оплошавшими. Людям приносят они один лишь вред и радостно встречают в своих владениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников (самоубийц). На утопленницах они женятся, а ещё охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями, Кровоподтеки, в виде синяков на теле, раны и царапины, замечаемые на трупах вынутых из воды утопленников, служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия

[13]

Максимов С. В., Нечистая, неведомая и крестная сила

В. Малышев. Водяной, 1910
  • Водяницы — водяные девы — бывают жёнами водяных.

Водяница — утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова[16].

  • Болотник — родич водяного и лешего
  • Блудички — в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков.
  • Водяной является одним из самых известных персонажей советских мультфильмов. В мультфильме «Летучий корабль» (1979) он показан синим демоном в чёрном канотье и с длинными волосами, как у хиппи. Сидя в болоте, Водяной поёт песню о своём одиночестве и о необходимости поговорить с кем-нибудь. В этом же фильме болото, где он живёт, находится как минимум на 20 км дальше от города, где был царский дворец, и за лесом. У мультипликационного Водяного 13 сестёр (это Бабки-Ёжки), и они живут в избушке на курьих ножках.
  • В третьей части сказки Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька» (1977—1986) Водяной выглядит так: у него «огромная косматая голова», «длиннющие усы и борода, корявые руки и могучие плечи», а голос грубый. Он «в тине, в водорослях, маленькие рыбки запутались в бороде». Когда Водяной идёт, с него льётся вода. Он «терпеть не может козлов, слышать о них не хочет, жизнь ему делается не мила при одном имени козла».
  1. ↑ Мадлевская и др., 2007, с. 328.
  2. 1 2 3 Петрухин, 1995, Водяной, с. 98.
  3. 1 2 Иванов, Топоров, 1990, с. 127.
  4. Виноградова Л. Н. Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. — М.: «Индрик», 2001. — С. 23, 34-39, 42-43.
  5. ↑ Чорт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. ↑ Чёрт // Мифы народов мира / Гл. редактор С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 А–К. — С. 228.
  7. Померанцева Э. В. Образ чёрта в русской устной прозе // Мифологические персонажи в русском фольклоре / Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая, Академия наук СССР. — М.: Наука, 1975. — С. 118—149, 177-181.
  8. ↑ Левкиевская, 2000, с. 340–341.
  9. Седакова И. А. Мельница Архивная копия от 3 апреля 2015 на Wayback Machine // Славянская мифология
  10. 1 2 Петрухин, 1995, Водяной, с. 98—99.
  11. 1 2 Петрухин, 1995, Мельник, с. 258.
  12. 1 2 Левкиевская, 2000, с. 342.
  13. 1 2 3 Максимов, 1903.
  14. ↑ Левкиевская, 2000, с. 348.
  15. ↑ Мадлевская и др., 2007.
  16. ↑ «Женские персонажи славянской мифологии» (на основе Кононенко А. А., Кононенко С. А. «Персонажи славянской мифологии», Виноградова Л. Н. «Славянская народная демонология: проблемы сравнительного изучения»)
  • Славянская мифология / В. Я. Петрухин. — М.: Эллис Лак, 1995. — ISBN 5-7195-0057-X.
  • Даль В. И. Водяной // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1880.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Водяной // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 127–128. — ISBN 5-85270-032-0.
  • Левкиевская Е. Е. Водяной // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 340–349. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
  • Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Эксмо, Мидгард, 2007. — С. 340–349. — 527 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-699-13535-9.
  • Максимов С. В. Водяной // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 81—99.
  • Никифоровский Н. Я. Водяники // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 75—80.
  • Л. В. Беловинский. Водяной // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 95—96. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

ru.wikipedia.org

читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Лето. Жаркая погода. Прыгнешь в речку — благодать!
Любо мне нырять и плавать, воду головой бодать!
Так играю, так ныряю час, а то и полтора.
Ну, теперь я освежился, одеваться мне пора.
Вышел на берег, оделся. Всюду тихо, ни души.
Пробирает страх невольный в этой солнечной глуши.
На мостки, зачем — не знаю, оглянулся я в тоске…
Ведьма, ведьма водяная появилась на доске!
Растрепавшиеся косы чешет ведьма над водой,
И в руке ее сверкает яркий гребень золотой.
Я стою, дрожа от страха, притаившись в ивняке,
И слежу за чудным гребнем, что горит в ее руке.
Водяная расчесала косы влажные свои,
В реку прыгнула, нырнула, скрылась в глубине струи.
Тихо на мостки всхожу я, выйдя из листвы густой.
Что это? Забыла ведьма чудный гребень золотой!
Оглянулся: пусто, глухо на реке, на берегу.
Гребень —
хвать и прямо к дому опрометью я бегу.
Ну лечу я, ног не чуя, ну и мчусь, как быстрый конь.
Я покрыт холодным потом, я пылаю как огонь.
Посмотрел через плечо я… Ай беда, спасенья нет:
Ведьма, ведьма водяная гонится за мною вслед!
— Не беги! — кричит бесовка.— Погоди, воришка!
Стой!
Ты зачем украл мой гребень, чудный гребень золотой?
Я — бегом, а ведьма — следом. Ведьма — следом,
я — бегом.
Человека бы на помощь!.. Тихо, глухо все кругом.
Через ямы, буераки до села мы добрались.
Тут на ведьму все собаки поднялись и залились.
Гав! Гав! Гав! — не уставая, лают псы,
щенки визжат,
Испугалась водяная, поскорей бежит назад.
Отдышался я, подумал: «Вот и минула беда!
Водяная ведьма, гребня ты лишилась навсегда!»
В дом вошел я: — Мать, нашел я чудный гребень
золотой.
Дай попить, бежал я быстро, торопился я домой.
Золотой волшебный гребень принимает молча мать,
Но сама дрожит, боится, а чего — нельзя понять.
Солнце закатилось. Ладно, спать ложусь я.
День потух.
И в избу вошел прохладный и сенной вечерний дух.
Я лежу под одеялом, мне приятно, мне тепло.
Стук да стук. Стучится кто-то к нам в оконное стекло.
Лень мне скинуть одеяло, лень добраться до окна.
Мать, услышав, задрожала, пробудилась ото сна.
— Кто стучит в такую темень! Убирайся, проходи!
Что тебе приспело ночью? Пропадом ты пропади!
— Кто я? Ведьма водяная! Где мой гребень золотой?
Давеча стащил мой гребень твой сынок,
воришка твой!
Одеяло приоткрыл я. Лунный луч блестит в окне.
Ах, что станется со мною! Ах, куда податься мне!
Стук да стук. Уйди, бесовка, чтобы черт тебя унес!
А вода — я слышу — льется с длинных и седых волос.
Видно, славною добычей мне владеть не суждено:
Мать швырнула гребень ведьме и захлопнула окно.
Мы избавились от ведьмы, а не в силах были спать.
Ох, бранила же, бранила, ох, меня бранила мать!
Вспоминая стук зловещий, я сгораю от стыда.
И чужие трогать вещи перестал я навсегда.

skazki.rustih.ru

Водяной дедушка в славянской мифологии

В славянской мифологии водяной — часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

 

Водяной в славянской мифологии — это дух воды?

Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян — настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

 

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина — это его волосы, а пена на поверхности воды — слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

 

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

 

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

 

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября, прощались с Водяным — несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной — олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Слово ВОДЯНАЯ – Что такое ВОДЯНАЯ?

Слово состоит из 7 букв: первая в, вторая о, третья д, четвёртая я, пятая н, шестая а, последняя я,

Слово водяная английскими буквами(транслитом) – vodyanaya

Значения слова водяная. Что такое водяная?

Водяная баня

Водяная баня — устройство для нагревания веществ, когда требуемая температура составляет до 100 °C при нормальном атмосферном давлении.

ru.wikipedia.org

Водяная крыса

Водяная крыса Водяная крыса – Arvicola terrestris см. также 11.10.2. Род Водяные полевки— Arvicola Водяная крыса [265] – Arvicola terrestris (Массивный большеголовый грызун с короткими, почти не выступающими из меха ушами. Хвост круглый в сечении…

Животные России. – 1998

Водяная полёвка, или (европейская) водяная крыса (лат. Arvicola terrestris) — земноводное млекопитающее семейства хомяковых. Водяная полёвка часто селится по берегам рек, озёр, прудов и других водоёмов…

ru.wikipedia.org

ВОДЯНАЯ ПОЛЕВКА, водяная крыса (Arvicola terrestris), грызун подсем. полёвок [полевок], вредитель с.-х. культур. Дл. тела 15—20 см, хвоста 7,5—10 см. Распространена широко. В. п. хорошо плавает; поселяется вблизи водоёмов [водоемов].

Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. – 1989

Водяная ночница

Водяная ночница, или ночница Добантона (лат. Myotis daubentonii) — вид евразийских летучих мышей рода ночницы (Myotis) семейства гладконосые летучие мыши (Vespertilionidae).

ru.wikipedia.org

Водяная ночница Водяная ночница – Myotis daubentoni см. также 2.1.1. Род Ночницы — Myotis Водяная ночница [46] – Myotis daubentoni (между голеностопным суставом и пальцами).

Животные России. – 1998

Водяная полёвка

Водяная полёвка, водяная крыса (Arvicola terrestris), млекопитающее семейства хомякообразных отряда грызунов. Длина тела до 24, хвоста — до 15 см. Распространена по всей Европе, в Северной и части Передней Азии.

БСЭ. — 1969—1978

ВОДЯНАЯ ПОЛЁВКА ВОДЯНАЯ ПОЛЁВКА водяная крыса (Arvicola terrestris), млекопитающее подсем. полёвок. Дл. тела 14— 25 см, хвоста до 15 см. Распространена в Европе, в Северной и частично Передней Азии.

Биологический энциклопедический словарь. – 1986

Водяная рубашка

Водяная рубашка, полость, окружающая подверженные сильному нагреву элементы машин, оборудования (двигатели внутреннего сгорания, металлургические печи и т.д.) и предназначенная для пропускания охлаждающей жидкости.

БСЭ. — 1969—1978

ВОДЯНАЯ РУБАШКА – полость для воды или др. жидкости, окружающая подверженные нагреву элементы машин и оборудования, напр., двигателей внутреннего сгорания, металлургических печей (в этом случае водяная рубашка называется кессоном), для их охлаждения.

Большой энциклопедический словарь

ВОДЯНАЯ РУБАШКА — полость, окружающая подверж. сильному нагреву элементы машин и оборудования (двигатели внутр. сгорания, металлургич. печи и т. д.). В В. р. циркулирует охлаждающая вода или др. жидкость.

Большой энциклопедический политехнический словарь

Водяная пантомима

«ВОДЯНАЯ ПАНТОМИМА», феерический цирковой спектакль, по ходу к-рого манеж превращается в бассейн, где разыгрываются разл. сцены (иногда на спец. мостках), демонстрируются фонтаны, каскады и др. водяные эффекты.

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Водяная пантомима – сюжетное цирковое представление, в котором применяются эффекты, связанные с использованием воды, заполняющей весь манеж. Действие водной пантомимы: – происходит на воде и в воде; – объединено единым сюжетом…

glossary.ru

Ипомея водяная

Ипоме́я водяна́я, или Водяно́й шпина́т (лат. Ipomoea aquatica) — вид цветковых растений рода Ипомея (Ipomoea) семейства Вьюнковые (Convolvulaceae). Однолетнее или многолетнее травянистое растение.

ru.wikipedia.org

Водяное колесо

Водяное колесо — это совершенное механическое устройство для преобразования энергии падающей воды (гидроэнергии) в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу.

ru.wikipedia.org

ВОДЯНОЕ КОЛЕСО механическое устройство для преобразования энергии падающей воды в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу.

Энциклопедия Кольера

ВОДЯНОЕ КОЛЕСО, механическое устройство для преобразования энергии падающей воды в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу.

Энциклопедия Кругосвет

Водяной затвор

Водяной затвор, гидравлическое устройство, препятствующее обратному течению газов в трубопроводах. В. з. применяется в санитарной технике для предотвращения попадания канализационных газов в помещения через санитарные приборы…

БСЭ. — 1969—1978

ВОДЯНОЙ ЗАТВОР — устройство, препятствующее проникновению газов из одного пространства в другое, в к-ром течению газов в нежелательном направлении препятствует слой воды.

Большой энциклопедический политехнический словарь

ВОДЯНОЙ ЗАТВОР – гидравлическое устройство, препятствующее обратному течению газов в трубопроводах. Применяется в санитарной технике для предотвращения попадания канализационных газов в помещение через санитарные приборы (унитазы, раковины)…

Большой энциклопедический словарь

Примеры употребления слова водяная

Будет построена водяная мельница на искусственной горной реке.

Вот такая предложена водяная мельница на Свислочи.


  1. водский
  2. водырь
  3. водь
  4. водяная
  5. водяника
  6. водяник
  7. водянистость

wordhelp.ru

водяной — Викисловарь

  • имена собственные: Водный Стадион, Водовзводная башня, Водолей, Водовик
  • фамилии: Водкин, Водопьянов, Водорезов, Петров-Водкин
  • топонимы: Железноводск, Кисловодск, Минеральные Воды, Приводье
  • пр.  существительные: безводность, безводье, вода, водево, водега, воденик, водень, водея, водина, водинка, водица, водичечка, водичка, водища, водка, водник, водница, водность, водность, водовица, водовка, водонька, водось, водочка, водочник, водочница, водья, водява, водявка, водяник, водяника, водяниковые, водянинка, водянистость, водяница, водянка, водяной, водяность, заводь, маловодность, наводнение, наводненье, обводнение, обводненье, обезвоживание, обезвоживанье, паводок, подводник, подводница, приводнение, приводненье, приводье, разводье;
    • водка-сучок, воднолыжник, воднолыжница, водобой, водобоязнь, водоброд, водоважда, водоверть, водовместилище, водовод, водоводец, водоводство, водовоз, водовозка, водовозница, водовозня, водовозчик, водовозчица, водоворот, водогнёт, водогной, водогон, водогонка, водогрей, водогрейка, водогрейня, водогрельня, вододержа, водоём, водоёмина, водожил, водожила, водозабор, водозвёздка, водоизмещение, водоканал, водокача, водокачка, водокид, водоклёв, водоклюв, водокрас, водокреща, водокрещенец, водокропление, водокрот, водокруть, водокряка, водокша, водокшина, водолаз, водолазка, водолей, водолейщик, водолечебница, водолечение, водолив, водоливня, водолист, водолитие, водолюб, водомер, водомерка, водомёт, водомётчик, водомоина, водомышь, водонагреватель, водонасыщенность, водоненавистник, водонепроницаемость, водонос, водоносец, водоносица, водоноска, водоносность, водоносок, водоношение, водооборот, водоописание, водоописатель, водоосвящение, водоотвод, водоотделитель, водооткачка, водоотлив, водоохлаждение, водоохрана, водоочистка, водопад, водопахарь, водоперица, водоперша, водопеха, водопивца, водопийца, водопитие, водоплав, водоплеск, водоплыв, водопляс, водопоглощаемость, водоподготовка, водоподогреватель, водоподъём, водоподъёмник, водопой, водопойка, водопойло, водопоймянин, водопойня, водополица, водополь, водополье, водопользование, водопользователь, водопотребитель, водопотребление, водоправость, водопривод, водоприводец, водоприёмник, водопровод, водопроводец, водопроводство, водопроводчик, водопроницаемость, водопропоица, водопроток, водопрямость, водопрятка, водопряха, водопуск, водопьяница, водорад, водорадка, водораздел, водоразделение, водоразлив, водоразлитие, водорез, водорезник, водород, водороина, водорой, водоросль, водорытвина, водосбор, водосброс, водосвет, водосвинка, водосвятие, водосвящение, водоскат, водоскоп, водослив, водослой, водоснабжение, водосоп, водоспуск, водостой, водостойкость, водосток, водостроитель, водотвор, водотерапия, водотеча, водотечина, водотечь, водоток, водотолча, водоточина, водоточь, водотрудие, водоупорность, водохай, водохватка, водохлёб, водохлёст, водоход, водоходец, водоходство, водохранилище, водохрущ, водочерпа, водочерпание, водочистильня, водоэмульсионка, водоямина, глубоководье, маловодье, мелководье, многоводье, половодье
  • прилагательные: безводный, безводородный, воднистый, водный, водоватый, водо-водяной, водочный, водяниковый, водянистый, водяной, водяночный, водяный, маловодный, неводянистый, обводнительный, паводковый, подводный, приводный;
    • воднолыжный, водно-моторный, водноправовой, водно-солевой, водноспортивный, воднотранспортный, водобойный, водовзводный, водовидный, водовозный, водовыпускной, водогнётный, водогнойный, водогонный, водогрейный, водогрузный, вододейный, водоёмистый, водоёмкий, водоёмный, водожилый, водожильный, водозаборный, водозащитный, водоземный, водоизмерительный, водоканальный, водоканальский, водокачальный, водокачный, водокольцевой, водокрепкий, водокрещёный, водокроплёный, водокрушный, водолазный, водолечебный, водоливный, водолюбивый, водомерный, водомётный, водомойный, водомоторный, водомутный, водонагревательный, водоналивной, водоналивный, водонаполненный, водонапорный, во

ru.wiktionary.org

Водяная полёвка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Водяная полёвка[1], или (европейская) водяная крыса[2] (лат. Arvicola amphibius) — млекопитающее семейства хомяковых. Водяная полёвка часто селится по берегам рек, озёр, прудов и других водоёмов, но нередко её можно встретить далеко от воды — на лугах, огородах, полях и даже в плодовых садах. Особенно часто перекочёвывает на более сухие участки во время половодья; после спада воды возвращается ближе к воде.

Самая крупная из полевок, уступающая по размерам в семействе Arvicolidae только ондатре. Внешне для неспециалистов сходна с крысой, но имеет более вальковатое тело, укороченную морду с короткими ушами, мягкий шелковистый волосяной покров и менее длинные, особенно малозаметные из-за пушистого меха ноги. Хвост, в отличие от ондатры, круглый в сечении, а в отличие от крысы покрыт, хотя и не густо, волосами, оканчивается не голой кожей, но слабым подобием кисточки длиной около 0,5 см. Глаза меньше, чем у крысы. Хороший диагностический признак — резцы в средней части желто-бурого цвета.

Размеры тела вполне взрослых особей заметно колеблются в разных географических районах как по ареалу, так и в разных ландшафтах на одной географической территории. Масса тела от 120 до 330 г, средние по выборкам взрослых из разных популяций колеблются в пределах 140—260 г. Длина тела абсолютная от 110 до 260 мм, среднепопуляционная — 140—215 мм. Хвост составляет в среднем от 1/2 до 2/3 длины тела.

Волосяной покров хорошо дифференцирован на густую тонкую подпушь и сравнительно грубую ость. Сезонные различия меха слабо выражены. Окраска верха одноцветная, варьирующая от тёмно-бурой до почти чёрной; в северных популяциях конец хвоста может быть белым[3].

В ареал входит северная часть Евразийского материка от Атлантического побережья Западной Европы до центральной и юго-восточной Якутии; к югу — до северного побережья Средиземного моря, Малой и Передней Азии, северной Монголии, северо-западных районов Китая. На территории бывшего СССР — широко распространённый вид, занимающий большую часть нечернозёмной зоны РФ, страны Балтии, Белоруссию, Западную Украину (Львовская и Тернопольская области), Северный Кавказ (Ставропольский край — в поймах рек Кубань, Кума, Терек; Кабардино-Балкария), Нижнее Поволжье, Казахстан (кроме пустынных и полупустынных районов), Сибирь (кроме арктической зоны).

Массовый вредитель с/х культур и пастбищ. Особенно существенный вред наносит всем полевым культурам в поймах рек и в непосредственной близости от водоёмов. Вредит также на пастбищах и сенокосах, в садах и питомниках, на огородах и в местах хранения овощной продукции. Не столько поедает урожай зерновых, сколько делает невозможным его уборку, взрывая поля в момент созревания колосовых и засыпая землей полегшие хлеба. Повреждает саженцы садовых и лесных деревьев, нанося ущерб садоводству и лесоводству. С наступлением заморозков массово покидают болота и перемещаются на занятые лугами, лесами, полями, огородами земли[4]. На зиму делает запасы кормов. Имеет второстепенное значение в пушном промысле. Основной носитель туляремии, омской геморрагической лихорадки, лептоспироза и других трансмиссивных заболеваний.

Научно-исследовательские работы по изучению этого вида проводятся в Новосибирском Институте систематики и экологии животных СОРАН.

  1. ↑ Полная иллюстрированная энциклопедия. «Млекопитающие» Кн. 2 = The New Encyclopedia of Mammals / под ред. Д. Макдональда. — М.: Омега, 2007. — С. 444. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01346-8.
  2. Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1984. — С. 153. — 10 000 экз.
  3. ↑ Водяная полевка: Образ вида. – М: Наука, 2001 – 527 с.
  4. Максимов А.А. Зона водяной крысы в Западной Сибири, методы учета численности и прогноза // Новосибирск.Наука. — 1967. — С. 58.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *