Версальский стиль в интерьере – советы и обзоры от специалистов
https://mebel.ru/articles/dizayn-i-stili/mebel-v-versalskom-stile/
Валерия Шартанова
Смешение классического стиля, барокко и рококо породило новый стиль — версальский. Он столь необычен, что его стали выделять после единственного оформленного в нём здания — собственно Версаля. И не забыли по сей день.
Содержание:
Дворец для Короля-Солнце
Испытание для дизайнера
Интерьер в версальском стиле: что должно здесь быть?
Дворец для Короля-Солнце
Версальский стиль иногда ещё называют французским, но это не вполне правильно. Он не был свойственен Франции определённого периода, нельзя сказать, что он несёт черты, отличающие именно французскую культуру. Вообще говоря, он появился потому, что Версаль, дворец Людовика XIV, должен был стать особенным местом, и дизайнеры того времени поработали над его проектом ничуть не меньше архитекторов. Король-Солнце хотел, чтобы его дворец запомнился как совершенно неповторимый, и интерьеры Версаля действительно невозможно ни забыть, ни спутать с чем-либо ещё.
Версальский стиль в чистом виде существует только в Версале, все остальные образчики — это попытка его повторить. Наверное, это уникальный случай: всего одно (правда, совершенно исключительное) здание — и новый стиль готов, и дизайнеры ломают головы, как сделать похоже!
Соедините несоединимое
Чтобы создать этот новый стиль, смешали воедино классицизм, барокко и рококо, соединили, казалось бы, несоединимое, подчеркнули дорогими материалами помпезность и роскошь (некоторые предметы мебели в Версале полностью сделаны из серебра!) и даже выдумали новые предметы мебели! Комод был создан именно тогда и именно для Версаля. Стулья и кресла здесь более низкие, а диваны шире, чем было принято делать в то время, и не с обычными для того времени ровными, а с чуть наклонными спинками.
Специально заниженными сделали и окна, чтобы свет, пронникающий сквозь них, заливал комнаты. Именно в таком освещении интерьер смотрелся наиболее выигрышно.
Испытание для дизайнера
Мебель в версальском стиле блестяще справляется с очень сложной задачей: показать роскошь и помпезность так, как её понимали французы того времени. Вообще они народ довольно сдержанный и выставленную напоказ кричащую роскошь обычно считают вульгарной. Уж вульгарным-то Людовик точно не хотел казаться! Но похвастаться богатством очень хотелось.
И выход был найден: придать интерьерам налёт театральности, словно бы это не совсем всерьёз. Совместить дорогие материалы и довольно сдержанный декор, взять яркие цвета, но подать их со вкусом. Задача человека, создающего сегодня интерьер в версальском стиле, — придерживаться именно этих принципов.
Интерьер в версальском стиле: что должно здесь быть?
Прежде всего следует, где это возможно, соблюдать историчность. Скажите твёрдое «нет» резким прямым линиям модерна, помпезности ампира, эклектичности бохо. Классицизм, барокко и рококо — вот ваши инструменты, не отходите от них.
В то время во Франции была модна китайская тематика, так что уместен соответствующий декор. Качественный китайский фарфор особенно подойдёт версальскому стилю.
Запомните: софа, секретер и вольтеровское кресло! Они должны быть просто обязательно. Вольтеровское кресло — это такое с высокой спинкой и двумя выпуклостями по бокам подголовника. Очень изысканно, но довольно непривычно в современном интерьере будет смотреться бюро. И, конечно, комоды, можно с изысканно расписанными фасадами, украшенными резьбой, инкрустацией или разрисованной эмалью.
Орнаменты — сдержанные. Посмотрите на фотографии, и вы поймёте, что мы имеем в виду.
Материалы и цвета
При этом очень важны качественные материалы; прежде всего о богатстве должны сообщать именно они. Цветовая гамма допустима довольно смелая. Аметистовый, сиреневый, зелёный соседствуют с золотом, серым цветом и привычными в интерьере пастельными тонами. Мебель лучше использовать со скруглёнными углами, и непременно добавьте круглый пуф (или несколько) и круглые же диванные подушки. Гобелены и тканевая драпировка на стенах вполне уместны, а ещё версальскому стилю свойственна декоративная штукатурка, например венецианская. Её можно по-разному окрашивать, и она сама по себе служит отличным декором. К слову, современная венецианская штукатурка отлично моется. Королевские лилии и прочие растительные орнаменты, вычурные выгнутые ножки мебели, камин с низкой полке и огромным прямоугольным зеркалом над ней, картины и статуэтки, соответствующие эпохе, — вряд ли вам удастся использовать в интерьере современной квартиры всё это, но что-нибудь — вполне. Если позволяет размер гостиной, непременно поставьте туда пару банкеток без спинок — для ног. Очень хорошо, если вы сможете повесить в комнате хрустальную люстру с изящными подвесками.
Роскошь и сдержанность
Несмотря на то, что в основе версальского стиля — «тяжёлое» барокко, шторы, покрывала и прочий текстиль должны создавать скорее впечатление воздушности. Шторы, собранные складками, как в театре, лучше выбрать шёлковые или атласные. Очень важна цветовая гамма: допустимы довольно яркие цвета, но не должно быть ощущения клоунской пестроты.
Вообще говоря, версальский стиль очень сложен для воссоздания, ведь так изящно соединить роскошь и сдержанность мало кому удаётся. Поэтому не будет ничего плохого, если вы вдохновитесь настоящими интерьерами Версаля, а потом попробуете создать нечто похожее, только с меньшим размахом.
Стиль версаль в интерьере – история, декор, фото
- История происхождения
- Современные черты стиля версаль
- Материалы и оформление
Сочетание великолепия и королевской сдержанности, обилие деталей, завершенность и выразительность – все это стиль версаль, используемый в интерьере, иначе называемый французским стилем. Он берет начало в XVII в. и связан с интерьерами не только давшего ему название Версаля, но и Парижа.
История происхождения
За основу стиля версаль, конечно, взято барокко, нашедшее удивительное воплощение в интерьере Версальского дворца. Этот памятник архитектуры служит не только символом эпохи короля Людовика XIV, но и источником идей для дизайнеров всего мира.
Именно поэтому для стиля версаль декор лучше подбирать соответствующий – скульптурные композиции, цветной мрамор, фрески, барельефы. В интерьере дворца были задействованы предметы мебели и люстры, выполненные под руководством самого известного в те времена декоратора Ш. Лебрена.
Атмосфере роскоши способствовало то, что в некоторых залах большинство предметов обстановки было сделано из серебра. Не меньшее внимание было уделено естественному освещению: арочные окна были заниженными, поэтому солнце могло заливать богатое убранство комнат (что заметно даже на сегодняшних фото).
Современные черты стиля версаль
Выбранный в качестве основы для дизайна квартиры, стиль версаль говорит о том, что владелец обладает тонким вкусом и способностью соединять традиционный подход к интерьеру с нестандартными решениями и тягой к искусству.
Известно, что французы избегают выставлять напоказ свое благосостояние (тем более богатство), поэтому для них пафос даже в интерьере – дурновкусие. Это следует учитывать, выбирая стиль версаль для оформления своего дома.
Одна из особенностей этого направления состоит в требовании уникальности каждого предмета обстановки или декора. Кресло или ковер, люстра или картина должны иметь собственную историю. В гостиной можно разместить статуэтки, с приключениями привезенные из Франции, во время праздничных обедов лучше использовать столовые приборы, доставшиеся от бабушки, а не купленные в супермаркете.
Не стоит бездумно воссоздавать вокруг себя увиденную на фото из глянцевого журнала декорацию. Стиль версаль должен смотреться в интерьере естественно, гармонируя со вкусовыми пристрастиями хозяина дома.
Стиль версаль дает простор дизайнерской мысли, потому что считается перекрестком идей различных мировых культур.
Базовую мебель для обстановки квартиры в соответствии с французским барокко составляют секретеры, софы и так называемые вольтеровские кресла – с высокой спинкой и выступами по сторонам изголовья.
Здесь важно гармонично соединить некоторую театральность с историзмом.Это сложное сочетание может также проявляться в коллекции французских полотен, украшении убранства комнаты предметами из натурального камня, использование в интерьере (точнее, в его отделке) твердых пород древесины – дуба, самшита, клена, ореха.
Материалы и оформление
В «версальском» интерьере можно встретить такие материалы, как дерево, металл, камень, керамика. На стенах лучше использовать матовую краску. Хорошо также будет смотреться фактура декоративной штукатурки.
В гостиной (которая во Франции с XVII в. стала центром культуры салонов) желательно использовать мебель со скругленными углами, шелковую или шифоновую драпировку на окнах и даже на стенах. Не стоит забывать и о небольших диванных подушках.
Базовую палитру стиля версаль можно легко определить хотя бы по фото дворцовых интерьеров: это сиреневый, зеленый, золотой, серый.
Трудно назвать этот французский стиль типичным для дизайна современной квартиры. Однако его удачное воплощение в конкретном пространстве обеспечит хозяину дома и репутацию истинного ценителя искусства, и восхищение гостей.
Мода в Версале | Версальский дворец
Партнерство между Версальским дворцом и Институтом культуры Google продолжается в рамках международного проекта «Мы носим культуру» с созданием двух виртуальных выставок: «Мода в Версале: Она» и «Мода в Версале: Он» .
Проект
Мода в Версале продолжает вдохновлять известных современных дизайнеров. Две виртуальные выставки предлагают расшифровку символических тенденций как в мужской, так и в женской моде, возникших в 1780-х годах во времена правления Людовика XVI вокруг культовой фигуры Марии-Антуанетты.
Найти выставки:
Мода в Версале: Она
Мода в Версале: Он
Мода при дворе
Ранние признаки одержимости модой, какой мы ее знаем сегодня, впервые появились в конец 18 века. Портнихи, создатели лифов и стилисты, такие как Роза Бертен, «министр моды» Марии-Антуанетты, которая в то время создала княжескую клиентуру в Версале и других европейских дворах, построили империю нового типа. Журналы мод того времени также дают представление о тональности, например, « Памятник костюму», опубликованный между 1777 и 1783 годами и напечатанный Моро ле Жене и Фройдебергом, в котором описывались различные способы одеваться в зависимости от времени суток. Следует также подчеркнуть важность «Кабинета моды», издававшегося между 1785 и 1786 годами, а также «Меркюр галант» и, особенно, «Галери моды и французского костюма», издававшегося с 1778 по 1787 год9.0003
Луи-Николя, шевалье де Леспинас, Vue de Grand Trianon du Côté de l’Entree
Иллюстратор Леспинас любил анимировать многочисленных персонажей, чьи позы свидетельствовали о поведении посетителей в садах Версаля.
© RMN-Grand Palais (Château de Versailles) / Жерар Блот
Несмотря на знаковые изменения в моде при французском дворе, на самом деле они были исключительными в истории одежды. Наряд крестьян состоял из простой рубашки, фрака, бриджей, чулок и кожаных ботинок. Волосы носили длинные и связывали сзади на затылке, часто с войлочной шапкой. Деревенские и мещанки носили рубаху под корсетом, короткую юбку поверх нескольких нижних юбок, фартук, фишю на плечах, чепчик вместо шляпы, на ногах — кожаные туфли на плоской подошве.
Юбер Робер, Оранжерея Версальского дворца
Это изображение Оранжереи дает хорошую иллюстрацию одежды Версаля для рабочего класса: мы можем идентифицировать слуг, одетых просто в рубашки и бриджи, в длинное пальто и треуголку
© Château de Versailles, р-н. RMN / © Кристоф Фуэн
Кураторы
Режиссеры Беатрис Сарразен, генеральный куратор, ответственный за отдел живописи, и Ив Карлье, генеральный куратор, отвечающий за управление коллекциями :
Жеральдин Бидо, ответственная за фотобиблиотеку и оцифровку коллекций, куратор цифровой выставки
Винсент Бастьен, кандидат искусствоведения, ассистент куратора, куратор цифровой выставки
Глоссарий
Мода 1780-х: какое платье для какого случая?
Robe retroussée dans les poches : это платье было в моде во времена правления Людовика XV и Людовика XVI. Это была самая популярная тенденция среди среднего класса и стандартная одежда для слуг.
Мантия в стиле полонеза или мантия в стиле королевы : это платье было в моде во времена правления Людовика XVI. Отличительной особенностью этого платья является лиф, который составлял единое целое с двойной юбкой.
Халат а-ля левит : это было прямое, простое и мягкое платье со складками сзади. Его свободный крой придает ему сходство с платьем-неглиже, которое женщины носят в то время в своих личных пространствах.
Карако : адаптация халата а-ля полонез и халата а-ля франсез, карако был обрезан так, чтобы свисать немного ниже бедер, и имел короткую баску.
Habit à la française : в основном его носили мужчины при дворе. Привычка а-ля франсез состояла из жюстокорпуса, сюртука и бриджей.
Frac : мужская одежда, которую носят в городе или как часть униформы. Это был тип короткого пальто с воротником, доходившим до талии и украшенным сзади длинными узкими кокетками.
Явка в суд :
Большая привычка суда :
Большая привычка суда : она состояла из манто, украшенного геральдическими лилиями с горностаем внутри, и широкий атлас или шелковая юбка с роскошно украшенным панье и королевскими символами, такими как корона.
Мужской парадный костюм : королевская фигура была идентифицирована по его одежде, характерной для его функции, а именно по коронационному одеянию, которое включало регалии .
Habit de cour:
Robe à la française : до Французской революции это было официальное платье с паньерами, которое носили для театра и балов. Платья с паньерами могли быть украшены фальбалами, бисером и драгоценными камнями.
Пуф : высокая прическа, состоящая из куска марли и накладных волос, вставленных между прядями. Эта прическа часто сильно украшалась аксессуарами, такими как модели лодок или воздушные шары.
Habit de cour : это часто также называют привычкой по-французски. В торжественных случаях его называли Костюмом Генриха IV, в основном из-за воротника, мягких бриджей и шляпы с перьями.
Охотничья одежда:
Женская охотничья одежда : Часто она состояла из мужской одежды или редингота с многоуровневым воротником. Для верховой езды использовались бриджи, которые часто шили из черного шелка и иногда надевали под юбку. Он также может состоять из платья-жакета и пелерины.
Военная форма:
Военная форма : определяла конкретные функции каждого офицера и, следовательно, была очень разнообразной. Примеры включают униформу капитан-полковника Королевской сотни швейцарских гвардейцев с ершом, перьями и серебряным мундиром с цветочными мотивами.
Инновации и свободы:
Robe en gaulle : с 1781 года сорочка à la reine или robe en gaulle, которую Роза Бертен создала для Марии-Антуанетты, искра устроил мини-революцию. Это был халат из хлопка или белого льна, марли или шелка, предназначенный для ношения в закрытых помещениях.
Robe en bergère : это платье было вдохновлено одеждой деревенских женщин, описанной выше. Он состоял из корсета, зашнурованного поверх белой льняной рубашки, и простой хлопчатобумажной юбки.
Robe à l’Orientale : на самом деле это было платье déshabillé из белого или цвета экрю шелка или муслина, затянутое на груди и подчеркивающее талию. Его дизайн был вдохновлен литературой и рассказами путешественников.
Английская мода:
Robe à l’anglaise : для этого платья характерен отказ от панье, которые были заменены турнюром (каркас, набитый конским волосом). Он был вдохновлен рединготом, который носили мужчины в то же время, и всегда был облегающим на талии.
Редингот : эта одежда была на самом деле курткой всадника. Завезенный из Англии в 1725 году, его название является французской адаптацией английского «пальто для верховой езды». Оно было длинным, с маленькими воротниками, которые можно было поднять.
1783 — Элизабет-Луиза Виже-Лебрен
Мария-Антуанетта, королева Франции
Подробнее
1779-1788 (XVIII век) — Аноним Франция XVIII век (художник) д’апре Виже-Лебрен, Элизабет -Луиза (художница) faussement attribué à Roslin, Alexandre (peintre)
Мария-Антуанетта, королева Франции (1755-1793)
Подробнее
1782 — Элизабет-Луиза Виже-Лебрен
9 0108 Иоланда-Мартин-Габриэль де Поластрон, герцогиня де ПолиньякПодробнее
XVIII век — Антуан-Франсуа Калле
Портрет Людовика XVI
Подробнее
1701-1800 — Луи-Жозеф-Сиффред Дюплесси
90 108 Шарль-Клод, граф д’Анживиллер Ла БильярдериПодробнее инфо
1785 — Мари-Виктуар Лемуан
Франсуа-Гийом Менажо (1744-1816)
Подробнее
Архитектура Версальского дворца
До того, как стал резиденцией королей Людовика XIV, Людовик XV и Людовик XVI, Версаль был охотничий павильон , построенный по приказу Людовика XIII Николя Юаутом. Также был построен замок с французским садом , где проводил время королевский двор. Однако, когда король умер, Анна Австрийская обеспечила корону своему сыну Людовику XIV и оставила версальские апартаменты на произвол судьбы.
После женитьбы на Марии-Терезе Австрийской Людовик XIV основал свою официальную королевскую резиденцию в Версале, и поэтапно началось строительство, чтобы превратить его в невероятный дворец, каким он является сегодня. Например, Зеркальный зал был построен только в 1679 году.тогда как Король-Солнце уже проживал в Версале почти 20 лет.
Возникновение архитектуры барокко
До строительства по приказу Людовика XIV Версальское поместье было построено из кирпича. Однако именно итальянское Возрождение (14-15 вв.) оказало огромное влияние на французское искусство на многие десятилетия. Барокко характеризуется экстравагантностью в архитектуре, литературе и музыке и является настоящим образцом мышления, побуждающим ремесленников разнообразить декоративные элементы, такие как позолота, лепные арабески, расписные своды и обманка .
Кроме того, планировка дворца вращалась вокруг короля. Например, его личная палата расположена ровно посередине дворца, тем самым демонстрируя, что все должно и вращается вокруг него. Первый этаж отведен под апартаменты короля и королевы, северное и южное крылья соответственно.
Высокотехническое произведение искусства
Несмотря на значительное влияние жанра барокко, весь Версальский дворец особенно гармоничен благодаря оптическим иллюзиям. Обстановка дворца очень геометрический с некоторыми искажениями, которые работают вместе с , создают иллюзию существования совершенной гармонии .
Исторический памятник с 1862 года, апартаменты дворца расположены на его центральной оси. В самой северной точке дворца находятся Боевая галерея и Конгресс-холл . Часовня дворца и Королевская опера , завершенная после смерти Людовика XIV, находятся в северном крыле. Помимо своих построек, дворец построен около внутренние и внешние дворы
. Оружейная площадь приветствует посетителей и сразу же вызывает необъятность дворца . Можно себе представить, сколько времени потребовалось, чтобы пересечь 300 метров площади, прежде чем добраться до Суда чести и внушительных золотых ворот. Королевский, Мраморный и Княжеский дворы выстроены в южной части дворца, а часовня расположена в северной части. В каждой части дворца также есть большие внутренние дворы, которые разделены на два меньших.Версальский замок был не таким, как сегодня. Те, кто проживал в его стенах, повлияли на архитектуру и организацию дворца, который становился все более сложным, пока, наконец, не стал независимой королевской резиденцией. Тот факт, что в нем есть королевская опера, собственная часовня и различные салоны, делает его одновременно функциональным и эффективным .