История Версаля | Искусство
Версальский дворец расположен в одноименном городе, находящемся в 16 км на юго-запад от Парижа. Был резиденцией французских королей Людовиков XIV, XV и XVI. Также здесь с 6 мая 1682 г. по 6 октября 1789 г. жил французский королевский двор.
Замок состоит из множества элементов, объединенных в архитектурный ансамбль. Он занимает более 63 тыс. квадратных метров, состоит из 2300 комнат, из которых на сегодняшний день 1000 – музейные помещения.
Практическая информация для посещения Версаля
Парк Версальского дворца простирается на 815 га (до Революции – на 8 000 га), из них 93 га – сады. Он состоит из нескольких элементов: Малого и Большого Трианона (здесь жили Наполеон I, Людовик XVIII, Карл X, Луи-Филипп I и Наполеон III), хутора королевы, Большого и Малого Канала, зверинца (разрушен), оранжереи и водного бассейна.
Первое упоминание о поселении Версаль встречается в 1038 г. в уставе аббатства Сен-Пэр де Шартр. В 1561 г. Версаль с рыцарским замком продан Марсьялю Ломени, секретарю финансов при Карле IX.
Затем владельцем земель и замка становится итальянский фаворит Катерины Медичи, граф де Ретц Альбер де Гонди.
В 1589 г. за месяц до того, как стать королем Франции Генихом IV, в Версале останавливается король Наварры. Затем он возвращается туда в 1604 и 1609 гг. на охоту. В возрасте 6 лет впервые на охоту приезжает сюда и будущий король Людовик XIII.
Версаль при Людовике XIII
Король начинает приобретать владения в Версале с 1623 г. На месте дворца тогда стояла лишь одна ветряная мельница.
В 1623 г. Людовик XIII, страдающий приступами агорафобии (боязни открытых пространств) и желающий духовного отдыха, решает выстроить скромный охотничий павильон из камня и кирпича на вершине Версальского плато, на дороге между Версалем и Трианоном. Он выкупает мельницу и дом мельника, стоявшие на этом окруженном болотами холме. Людовик лично присутствует при разработке архитектурного плана павильона и прилегающих садов. Постройка была скромной и утилитарной. Вместе с окружающими ее земляными валами и рвами она скорее напоминала старинный феодальный замок. Время от времени к Людовику в это скромное жилище приезжают королева-мать Мария Медичи и супруга, королева Анна Австрийская. Правда, всегда проездом, без ночевок, потому что в здании не было предусмотрено женских покоев. Королевские покои состояли из небольшой галереи, где была вывешена картина с изображением осады Ла Рошели, четырех комнат, где стены были увешаны коврами. Королевская комната занимала центр здания, ее размещение соответствует впоследствии спальне Людовика XIV.
В 1630 г. в Версаль тайно приезжает кардинал Ришелье для переговоров с королем по случаю излишнего влияния на политику королевы-матери. Это стало первым важным политическим событием в стенах замка. Ришелье остался премьер-министром, а королева-мать была выслана.
В 1632 г. Людовик XIII выкупает Версальское владение у Жана-Франсуа Гонди. За год до этого начинаются работы по расширению дворца: в каждом углу добавляются маленькие павильоны. В 1634 г. стена, окружающая двор, заменяется на каменный портик с шестью аркадами с металлическими украшениями. Новый замок впервые получает цветочное обрамление: сады разбиты на французский манер Буасо и Менуром, украшены арабесками и прудами. Фасады укреплены кирпичом и камнем. В 1639 г. перед основным фасадом замка обустроена прогулочная терраса с балюстрадой, украшенной орнаментом. Тот замок соответствует современной части дворца, окружающей знаменитый Мраморный двор.
В 1643 г. Людовик XIII умирает, на трон восходит его четырехлетний сын, Людовик XIV, а бразды правления передаются королеве-матери, Анне Австрийской. Версаль перестает быть королевской резиденцией на 18 лет.
Версаль при Людовике XIV
Королевская семья живет в это время в Пале-Рояль в Париже. Известно, что впервые Людовик XIV посетил Версаль в 1641 г., куда был отправлен вместе с младшим братом на время эпидемии ветряной оспы в Сен-Жермен-ан-Лэ, месте королевской резиденции той эпохи.
С 1651 г. король несколько раз посещает замок во время охоты. Также во время охоты после своей свадьбы с Марией-Терезой Австрийской в 1660 г. король по-настоящему заинтересовался бывшей резиденцией своего отца. Первые изменения коснулись сада. Король пожелал выправить форму и увеличить площадь, а также окружить его стеной.
В 1661 г. художнику Шарлю Эррару поручено привести в порядок комнаты замка. Вместе с изменениями в составе королевской семьи (ожиданием рождения будущего дофина и свадьбой брата короля) пришла необходимость в перераспределении комнат. Замок был поделен на покои короля и принца с отдельными лестницами в боковых крыльях. Лестница Людовика XIII в центре лоджии разрушена.
Серьезные работы по изменениям замка начались в 1664 г. Первоначально критике подверглось расположение замка: Версаль представлялся неприглядным, печальным местом, в котором некуда было кинуть взгляд – ни лесов, ни воды, ни земли, а вокруг лишь песок и болота.
Официально Лувр пока еще оставался королевской резиденцией. Однако всё чаще именно в Версале стали устраиваться придворные праздники. Придворные смогли «оценить» неудобство этого небольшого замка, т.к. многие из них не находили крыши для сна. Проект по увеличению площадей Людовик поручил Лё Во, который предложил несколько вариантов: 1) разрушить всё, что было, и на этом месте построить дворец на итальянский манер; 2) оставить старый охотничий замок и окружить его с трех сторон новыми корпусами, таким образом как бы заключая его в каменный конверт. Король поддержал сохранение отеческого дома больше из финансовых, нежели сентиментальных побуждений. И Лё Во увеличил площадь дворца в три раза, шикарно украсил его, развивая вездесущую в Версале тему солнца. Королю больше всего понравилось украшение сада скульпторами Жирардона и Лё Онгра — в 1665 г. были установлены первые статуи, построены грот Тетис, оранжерея, зверинец. Через два года началось строительство Большого канала.
Вторая строительная кампания началась после подписания мирного договора между Францией и Испанией. По этому случаю 18 июля 1668 г. был организован праздник, известный теперь как «Великие королевские развлечения в Версале». И опять не все смогли уместиться во дворце, что опять привело к необходимости увеличивать здание.
В это время дворец начинает приобретать знакомые нам черты. Самое важное новшество – каменный конверт, или новый замок, который окружал замок Людовика XIII с севера, запада и юга. В новом дворце находились новые апартаменты короля, королевы и членов королевской семьи. Второй этаж был полностью занят двумя покоями: короля (северная сторона) и королевы (южная сторона). На первом этаже нового дворца также были обустроены двое апартаментов: на северной стороне – Банный кабинет, на южной – апартаменты брата короля и его жены, герцога и герцогини Орлеанских. На западе терраса выходила в сады, она была снесена чуть позже, чтобы не мешать проходу между апартаментами короля и королевы. На ее месте была построена знаменитая Зеркальная галерея. На третьем этаже располагались покои других членов королевского дома и придворных.
Зеркальная галереяНа втором этаже расположены ионические колонны, высокие прямоугольные окна, ниши со скульптурами и барельефами. Третий этаж получил декор коринфского ордера, здесь возвышалась балюстрада с трофеями.
После заключения мирного договора с Голландией началась третья кампания обустройства Версаля. Под руководством Жюля Ардуэна-Мансара дворец принял современный нам облик. Зеркальная галерея с салонами-близнецами – салоном Войны и салоном Мира, северное и южное крылья («Дворянское крыло» и «крыло Принцев»), дальнейшее благоустройство сада – отличительные характеристики этой эпохи правления Короля-Солнца.
Салон мираСалон войны и выход в Зеркальную галереюХроника строительства:
1678 год:
— переделка фасада перед садами;
— в Банном кабинете установлены две ванны из белого мрамора с позолоченной бронзой;
— начало работ по разбивке Швейцарского пруда и бассейна Нептуна, новой оранжереи;
Бассейн Нептуна1679 год:
— Зеркальная галерея, салон Войны и салон Мира заменяют террасу и кабинеты короля и королевы;
— центральное здание со стороны мраморного двора увеличено на один этаж; новый фасад украсили часы в окружении статуи Марса Марси и Геркулеса Жирардона;
Часы Версальского дворца— Орбэ начинает строительство второй лестницы — Лестницы королевы, предназначенной стать парой к Лестнице Послов;
— По окончании работ с министерскими крыльями предпринято строительство Больших и Малых конюшен;
-продолжаются работы в саду: еще больше статуй и боскетов.
Лестница ПословЛестница Королевы1681 год:
— Шарль Лё Брён заканчивает декорацию Больших покоев короля;
— машина Марли начинает качать воду из Сены;
— вырыты Большой канал и Швейцарский пруд;
— увеличено количество боскетов и фонтанов в садах.
Большой канал Версаля1682 год:
В этот год король решает, что двор и центр политической власти Франции отныне должны находиться в Версале. Во дворец съезжаются тысячи человек: королевская семья, придворные, министры, обслуга, служащие, рабочие, торговцы — все, от кого зависит нормальная жизнедеятельность замка и государства.
После неудачи в войне против Аугсбургской лиги и под влиянием набожной мадам де Мэнтенон Людовик предпринимает последнюю кампанию по строительству в Версале (1699-1710 гг.). В это время воздвигается последняя часовня (современная Версальская часовня), построенная по планам Жюля Ардуэна-Мансара, после его кончины законченная Робером де Котом. В самом дворце расширяются королевские покои, завершаются работы по обустройству салона «Овальное окно» и спальни короля.
Версаль при Людовике XV
Следующий король Франции – Людовик XV – родился 15 февраля 1710 г. в Версале. После смерти своего отца в 1715 г. он переезжает вместе с регентом в Парижскую резиденцию – Палэ-Рояль.
В 1717 г. Версаль посещает русский царь Петр I и живет в Большом Трианоне.
Большой ТрианонВ 1722 г. в возрасте 12 лет Людовик XV обручается с испанской инфантой Марией-Анной-Викторией, и двор возвращается в Версаль после 7 лет, проведенных в Винсенне, затем в Тюильри. Столь продолжительное отсутствие хозяев привело к упадку дворца, поэтому понадобились немалые средства, чтобы он приобрел былой блеск.
При Людовике XV во дворце был обустроен салон Геркулеса, добавлена королевская опера, в саду появился пруд Нептуна. Королевские покои были кардинально изменены. Церемониальные покои короля находились на втором этаже. На третьем этаже Людовик обустроил малые покои с кабинетом для личного пользования.
Малые покои короляВ 1723 г. переделке подвергся Банный кабинет: на фасаде одного из внутренних двориков появились головы оленей, из-за чего двор был прозван Оленьим. В инициативе короля проявился его интерес к охоте.
В 1729 г. начались работы по обновлению декора покоев королевы, длившиеся до 1735 г.
1736 г. – завершены работы в салоне Геркулеса. Он находится на месте капеллы, разрушенной в 1710 г. Строительство проходило под руководством Робера де Кота, декоратора новой королевской часовни. Потолок салона расписан Франсуа Лемуаном в 1733-1736 гг. На нем изображен Апофеоз Геркулеса. На одной из стен висит огромное полотно Веронеза «Ужин у Симона Фарисея», подаренное Людовику XIV в 1664 г. Венецианской республикой. Торжественное открытие салона прошло в 1739 г. во время бала по случаю свадьбы старшего сына короля с испанской инфантой. В салоне проходили различные торжественные мероприятия: свадьба герцога Шартрского, рождение дофина, прием послов от султана.
Салон Геркулеса1737 г. – Людовик XV переделывает центральную часть второго этажа вдоль Мраморного двора с северной стороны в личные покои, предназначенные для проживания и работы. Обновляются шелковые покрытия королевских покоев. В этом же году строится королевская псарня.
1750 г. – во дворце появляется новый тип королевских комнат – столовая для принятия пищи по возвращении с охоты.
1752 г. – разрушены лестница Послов, малая галерея и кабинет Медалей. Эти славные свидетели правления Людовика XIV уничтожены, чтобы на их месте появились покои старшей королевской дочери.
1755 г. – бывший кабинет Короля-Солнца соединяется с кабинетом Терм и образуется большой салон Совета. Жюль Антуан Руссо делает обшивку стен из позолоченного дерева. Габриэль использует старинные панно для украшения стен. В королевской части дворца нет позолоты: здесь используются разнообразные яркие краски для статуй, раскрашенных в технике, придуманной Мартэном. Основная «изюминка» покоев – небольшая галерея у Мраморного двора с картинами Буше, Карла ван Лоо, Патера и Парроселя, развешанными на разноцветных стенах.
Мраморный дворУ Людовика XV родилось 8 принцесс. Чтобы их разместить во дворце, были предприняты различные переделки: исчезли банные покои, лестница Послов, перегородка Нижней галереи. После покои принцесс были разобраны Луи Филиппом, но несколько великолепных стенных обшивок остались и демонстрируют роскошь, в которой жили дамы.
По традиции, появившейся при Людовике XIV, наследный принц и его супруга проживали в двух покоях на первом этаже под покоями королевы и Зеркальной галереей. Там был великолепный декор, потерянный в XIX в. Единственное, что уцелело – спальня дофина и его библиотека.
1761 – 1768 гг. Анж-Жак строит Малый Трианон.
Малый Трианон1770 г. – открытие Королевской оперы, вершины творчества Габриэля. Работы по строительству начались в 1768 г., торжественное открытие прошло одновременно со свадьбой наследного принца, внука короля, и Марии-Антуанетты Австрийской. Здание оперы выдержано в правилах классической архитектуры с небольшими вкраплениями барокко. В оперу ведут две каменные галереи: через одну из них в оперу по второму этажу дворца попадал король. План зала стал новаторским для того времени: он представляет усеченный овал, традиционные ложи заменены на простые балконы один над другим. Такое расположение благоприятно для просмотра и слушания – акустика была великолепной. К тому же здание было построено из дерева, и зал резонировал, как скрипка. Пропорции идеальны, колоннада на четвертом этаже восхитительна, в зеркалах отражаются до бесконечности полу-люстры, что придает изящество архитектуре. Декор исключительно утонченный. Центральный плафон расписан Луи-Жаком Дюрамо, на нем изображен Аполлон, раздающий короны музам, а на двенадцати малых плафонах колоннады – амуры. Их цветовая гамма гармонирует с цветом зала, выкрашенным под мрамор, с преобладанием зеленого и пиренейского мрамора (красного с белыми прожилками). Барельефы первого ряда лож выполнены Огюстеном Пажу, это профили муз и граций на лазурном фоне, лица богов и богинь Олимпа; на втором ряду лож – амуры, символизирующие самые знаменитые оперы, и знаки зодиака. Антуан Руссо – автор декорации сцены музыкальными инструментами и оружием. Сцена оперы, как это часто и бывало в дворцовых театрах, могла быть за 24 часа трансформирована в просторную залу для костюмированного бала. Специальные механизмы позволяли поднимать паркет партера, чтобы возвысить его до уровня амфитеатра и сцены. Сцена Версальской оперы – одна из самых больших во Франции.
Королевская опера ВерсаляКоролевская опера Версаля1771 г. – Габриэль представляет королю «Великий проект» реконструкции фасадов дворца со стороны города. В проекте соблюдались правила классической архитектуры. Король дал согласие, и в 1772 г. работы начались, но не были завершены, зато дали рождение крылу Людовика XV.
В эту эпоху Версаль был самым роскошным королевским дворцом в Европе. Пока Габриэль реконструировал, продолжалась блестящая и роскошная жизнь двора с балами и праздниками. Любимой утехой аристократов был театр, особенно ценились трагедии Вольтера. Людовик XV разрушил несколько блистательных залов и построек времен своего отца, но ему удалось создать великолепный внутренний декор. Сады и Трианон обогатились Французским павильоном и Малым Трианоном.
Французский павильонВерсаль при Людовике XVI
При Людовике XVI жизнь двора в Версале продолжилась, но финансовые трудности все чаще стали отражаться на ней. Поддерживать дворец в хорошем состоянии стоило денег. К тому же требовались работы по его реновации – там отсутствовали удобства, становившиеся привычными в ту эпоху (ванные комнаты, отопление). Королева Мария-Антуанетта вложила много средств в обустройство Малого Трианона, что стало одной из причин ее непопулярности.
По восшествии на трон Людовик XVI хочет для себя комнату для отдыха. Выбор падает на библиотеку. Ее декор придумывается Анж-Жаком Габриэлем и выполняется скульптором Жюлем-Антуаном Руссо. Жан-Клод Кервэль делает большой стол из монолита дерева, на который Людовик выставляет севрский фарфор. Два глобуса – земли и неба – дополняют декор в 1777 г.
Библиотека Людовика 161783 г. – создается Позолоченный кабинет. Эта комната была задумана для хранения коллекций Людовика XIV. При Людовике XV она служила комнатой для выставления королевского золотого сервиза, откуда одно из ее названий – «кабинет золотого сервиза». Затем ее присоединили к покоям дочери Людовика XV Аделаиды, и она стала музыкальным салоном, где Аделаида брала уроки арфы у Бомарше. Там для королевской семью играл Моцарт в 1763 г. При Людовике XVI комната снова становится выставочным залом. В 1788 г. он помещает туда своё собственное приобретение – кабинет бабочек.
Позолоченный кабинетВерсаль после Бурбонов
Версаль стал свидетелем апогея королевской власти Бурбонов и их падения. Именно в Версале прошло заседание Генеральных штатов в 1789 г., давшее начало Французской революции. 5 октября 1789 г. парижане выдвинулись на Версаль, захватили его и привезли королевскую семью в Париж. Дворец оказался брошенным.
В 1791 г. картины, зеркала и эмблемы короля были сдернуты со стен и потолков. Произведения искусств перевезены в Лувр, ставший центральным музеем в 1792 г.
В 1793-1796 гг. мебель дворца была распродана. Самые красивые предметы интерьера уехали в Англию в Букингемский дворец и Виндзорский замок.
Революционное правительство одно время собиралось разрушить дворец. Бедняки выдирали цветы в саду, чтобы на их месте сажать картошку и лук. Малый Трианон превратился в трактир, а в Опере и королевской часовне заседали революционеры.
Некоторое время замок служил складом для изъятого у аристократов имущества. В 1795 г. он становится музеем.
При Наполеоне дворец передается в императорскую собственность. Наполеон приезжает и решает расположиться в Большом Трианоне. И опять начинаются работы по благоустройству: в 1806 г. для дворца заказывается серия гобеленов и из музеев выписываются статуи. Многочисленные планы по благоустройству и переделке дворца при Наполеоне осуществить не удается.
После Реставрации Людовик XVIII предпринимает серию работ с целью превратить дворец в свою летнюю резиденцию. Однако понимает, что проживание в Версале плохо отразится на его имидже, и отказывается от затеи.
В 1833 г. король Луи-Филипп поручает своему министру Камилю Башассону задачу превратить дворец в музей истории Франции, посвященный военным победам времен старого режима, французской революции, империи и Реставрации. Реставрацией дворца занялся архитектор Пьер Фонтэн. Для своего личного пользования Луи-Филипп приказывает привести в порядок Большой Трианон. В 1837 г. там празднуется свадьба его дочери, принцессы Марии.
Для музея военной славы Франции в Южном крыле дворца вместо покоев принца устраивается галерея Баталий, поражающая своими размерами (120 м в длину и 13 в ширину). Её украсили 32 картинами огромных размеров, прославляющими победы Франции от битвы при Тольбиаке в 496 г. до Ваграмской битвы в 1809 г. Самыми востребованными стали картины Ораса Вернэ. Музей стал очень популярен.
Галерея баталийВо времена Второй империи в музее добавился зал во славу побед в Крымскую и Итальянскую кампании. Наполеон III поддерживал дворец в надлежащем состоянии. А императрица Евгения способствовала частичному возвращению оригинальной мебели.
В 1870 г. Франция повержена прусскими войсками, и Версаль становится ставкой прусского штаба во время осады Парижа. В Зеркальном зале размещают госпиталь; наследный принц Пруссии награждает своих офицеров у статуи Людовика XIV. В Версале провозглашается рождение Немецкой империи.
В 1871 г. управление Францией переходит к Парижской коммуне, ее административные органы располагаются в Версале. Национальная ассамблея заседает в бывшей королевской опере, в оранжерею свозят 23 тысячи пленных, многих из которых казнят в парке. В 1879 г. парламент переезжает в Париж, но вплоть до 2005 г. у обеих палат сохраняются свои помещения в Версале.
Важную роль в сохранении Версаля сыграл историк Пьер де Ноляк, назначенный хранителем дворца в 1887 г. К тому времени дворец и сады были в запустении в течение 20 лет, так, что даже названия прудов были забыты. Ноляк планирует обустроить настоящий исторический музей, организованный по всем правилам науки. Он стремится вернуть дворцу дореволюционный вид. Высшее общество устремляется на открытие нового Версаля. Ноляк приглашает иностранных гостей, устраивает приемы для потенциальных меценатов.
28 июня 1919 г. в Версале был подписан договор о прекращении первой мировой войны, названный Версальским договором. Место было выбрано неслучайно: Франция ждала реванша после унизительного поражения во франко-прусской войне 1870 г.
Дворец же и сады страдают от недостатка финансов. В 1924 и 1927 г. Джон Дэвисон Рокфеллер жертвует на реставрацию дворцовых художественных произведений и фонтанов. Благородство американского миллионера подтолкнуло французское правительство выделять бюджетные деньги на реставрацию.
Зеркальная галереяВо вторую мировую войну дворец снова у немцев.
В послевоенный период хранитель Версаля Моришо-Бопре опять озабочен сбором средств на восстановление дворца и парка. В 1952 г. он обращается по радио к французам: «Сказать, что Версаль находится в руинах, — это сказать, что западная культура лишается одной из своих жемчужин. Это шедевр, потеря которого будет утратой не только для французского искусства, но и для образа Франции, который живет в каждом из нас и который не заменится ничем другим». Призыв был услышан, многие французы приняли участие в сборе средств для реставрации Версаля.
Версаль становится государственным дворцом в распоряжении президента. В нем принимаются главы иностранных государств, например, Джон Кеннеди в 1961 г, Елизавета II в 1957 г. и 1972 г., шах Ирана в 1974 г., Михаил Горбачев в 1985 г. и Борис Ельцин в 1992 г. В 1959 г. генерал де Голль предпринимает работы по переустройству Большого Трианона для проживания иностранных гостей; одно крыло отводится французскому президенту. В 1999 г. эти комнаты вновь переделываются в первоначальное состояние.
История Версаля в мини-фильме:
1. от Людовиков до Революции —
2. после Революции —
подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.
история, интересные факты, архитектура (фото)
63 282 4 0Право умереть в покоях Версальского дворца всегда имели лишь представители королевской семьи. Но ради маркизы де Помпадур, которая была официальной фавориткой, другом и советником Людовика XV, посвящённой практически во все тайны Версаля, король сделал исключение.
Она была умна, расчётлива, не давала правителю скучать и делала ставку на его увлечение искусством, приглашая ко дворцу самых известных и интересных людей того времени – Монтескье, Вольтера, Бюффона и др. А потому сумела сохранить благорасположение короля даже тогда, когда болезнь лёгких сделала своё чёрное дело, подорвав здоровье, и уничтожив красоту.
Умерла она в возрасте сорока трёх лет в дворцовых покоях и была похоронена в Париже возле дочери. Говорят, когда похоронная процессия направилась к столице, король, стоя на одном из балконов Версаля под проливным дождём, сказал: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам».
Дворец короля
Находится Версальский дворец в одном из самых респектабельных городов Франции, Версале, в двадцати километрах от Парижа в юго-западном направлении, по адресу: Place d’Armes, 78000 Versailles. На географической карте мира этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 48° 48′ 15.85″ с. ш, 2° 7′ 23.38″ в. д.
История Версаля началась, когда Людовик XIV увидел замок министра финансов Во-ле-Виконт, по красоте, масштабности и величию значительно превосходящего такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр. Такого «король-солнце» стерпеть не мог, а потому решил построить замок, который являлся бы символом его абсолютной власти. Город Версаль для строительства новой королевской резиденции он выбрал не случайно: как раз недавно во Франции произошло Фрондское восстание, а потому проживание в столице показалось ему довольно опасным.
Строительство дворца
Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро). И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.
Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.
Работы были сложными: сперва необходимо было осушить болота, засыпать их землёй, песком и камнями, после чего выровнять почву и создать террасы. Вместо находившейся там деревушки нужно было обустроить город, где должны были поселиться придворные, прислуга и охрана.
Параллельно с этим шли работы в садах. Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.
Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.
Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.
Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.
В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.
Описание Версаля
Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.
В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.
Версальский дворец
Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.
С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.
Всего Версаль насчитывает около семисот комнат различного предназначения. Тронный зал дворца назывался Салоном Аполона – здесь монарх принимал иноземных послов, а вечером здесь часто устраивали театральные представления и музыкальные спектакли.
Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.
Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал).
Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.Большой Трианон
Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.
Малый Трианон
Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).
Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.
Парк и сады
Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.
Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».
Дальнейшая судьба Версаля
Около ста лет Версальский дворец являлся резиденцией французских королей. Так, было до тех пор, пока в результате восстания 1789 года Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы и перенаправлены в город Париж, где через некоторое время сложили головы на гильотине. После этого Версальский дворец практически сразу перестал являться административным и политическим центром Франции, а сам он был разграблен, вследствие чего многие шедевры оказались безнадёжно потеряны.
Когда к власти пришёл Бонапарт, он взял замок под свою защиту и велел начать разрабатывать план по восстановлению дворцового комплекса (для этого была привезена мебель из Фонтенебло и Лувра). Правда, все планы не удались, и его империя рухнула. Версалю это пошло только на пользу, потому как к власти вернулись Бурбоны, которые начали активно восстанавливать замок, а затем передали музею.
Роль замка в жизни общества на этом не ограничилась и тайны Версаля продолжили твориться в его кулуарах: когда немцы захватили Версаль во время франко-прусской войны, они разместили здесь главный штаб, а в Зеркальной галерее провозгласили Германскую империю. Здесь же через месяц они подписали с Францией мирный договор, после чего какое-то время во дворце заседало французское правительство.
После окончания Первой мировой войны французы, чтобы отомстить немцам, в Зеркальной галерее заставили их подписать Версальский договор. А вот через сорок лет после Второй мировой войны во дворце Версаля произошло французско-немецкое примирение. После войны французы начали повсеместно собирать деньги на восстановление замка, а в Версаль со временем вернулись многие утраченные ценности, ЮНЕСКО внесло в свой список, а в начале двадцать первого века он присоединился к Ассоциации европейских королевских резиденций.
Как попасть в Версаль
Желающим добраться в Версаль самостоятельно, нужно учитывать, что по понедельникам Версальский дворец для посещения закрыт. Кроме того, знающие люди не рекомендуют сюда ехать в воскресенье, когда у французов выходной, и вторник – в этот день большинство музеев Парижа закрыто, а потому многие люди едут сюда. Дабы избежать очередей, лучше приезжать рано утром или между 15.30 до 16.00.
Тот, кто желает добраться до этого памятника архитектуры самостоятельно, вначале должен доехать до Парижа, который является ближайшим к Версалю крупным городом. Дальше существует несколько вариантов: до Версальского дворца можно добраться на поезде или доехать на автобусе.
Дальше нужно самостоятельно доехать до железнодорожной станции и сесть на один из трёх железнодорожных маршрутов «Версаль Париж» (дорога займёт около сорока минут). Если воспользоваться линией С, то следует учитывать, что поезд отправляется отсюда каждые пятнадцать минут, а за билет нужно будет заплатить около 2,5 евро. А вот поездка с вокзала Paris Saint Lazare обойдётся дороже на одно евро. Кроме того, раз в час до города, где расположена резиденция королей, идёт поезд с вокзала Paris Montparnasse.
Желающим ехать самостоятельно на автобусе в Версаль, можно посоветовать воспользоваться маршрутом №171, остановка которого находится на станции Pont de Servres на конечной станции девятой линии метро. В данном случае дорога займёт около тридцати пяти минут, а билет обойдётся дешевле – около полутора евро.
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Викторина по американской истории и политике
7 повседневных английских идиом и их происхождение
Простые числа
Версальский дворец: факты и история
Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Версальский дворец, резиденция французской королевской семьи, находится примерно в 10 милях (16 км) к юго-западу от Парижа. (Изображение предоставлено: Воракит Сириджинда | Шаттерсток)Версальский дворец — роскошный комплекс и бывшая королевская резиденция за пределами Парижа. Он годами господствовал в общественном сознании благодаря своему архитектурному величию и политической истории.
«Для общественного воображения Версаль является воплощением роскоши», — сказала Луиза Бойзен Шмидт, датский писатель This Is Versailles. ” Это эпоха во французской истории как подъема Франции как центра моды и власти, так и драматического и кровавого упадка монархии.”
Расположенный примерно в 10 милях (16 км) к юго-западу от Парижа, дворец находится рядом с поселением Версаль. Город был не более чем деревушкой, прежде чем стать резиденцией королевской власти. Ко времени Французской революции в нем проживало более 60 000 человек, что делало его одним из крупнейших городских центров Франции.
От охотничьего домика до дворца
Королей Франции впервые привлек Версаль из-за богатой дичи. Людовик XIII, живший в 1601-1643 годах, скупал земли, строил замок и ездил на охоту. В то время большая часть земли вокруг Версаля была необработанной, что позволяло процветать диким животным.
Замок, построенный Людовиком XIII, был не более чем охотничьим домиком, в котором достаточно места для короля и небольшой свиты. Именно его преемник, Людовик XIV (1638-1715), «Король-Солнце», правитель, избравший солнце своей эмблемой и веривший в централизованное правительство с королем в центре, радикально преобразовал Версаль, сделав его резиденцией Правительство Франции на момент его смерти.
В Версале есть много фонтанов, которые для своего времени были технологическим чудом. (Изображение предоставлено Джоан Кевадо Фле Shutterstock)Людовик XIV правил Францией 72 года и за это время преобразил Версаль, окружив замок Людовика XIII дворцом с северным и южным крыльями, а также близлежащими зданиями, в которых располагались министерства.
Версаль был создан, чтобы впечатлять. «Самым важным посланием, которое Людовик XIV послал через архитектуру Версаля, была его высшая власть», — сказала Теа Гудек Снайдар, амстердамский искусствовед, музейный доцент и блоггер в Culture Tourist. «Он абсолютный монарх, неприкасаемый и далекий. Но, более того, он — Король-Солнце. Этот символизм Короля-Солнце очень заметен в архитектуре Версаля. Художник Лебрен, разработавший иконографическую программу Дворец, картины, скульптуры и архитектура сосредоточены только на одной цели — прославлении короля».
Ряд садов, созданных в формальном стиле, стоял к западу от дворца (один из них сегодня имеет форму звезды) и содержал скульптуры, а также фонтаны под давлением, способные запускать воду высоко в воздух. . По словам Гудека Снайдера, формальность и величие садов символизировали абсолютную власть Людовика XIV даже над природой.
«С самого начала Луи придавал первостепенное значение этим водным эффектам. Их виртуозность стала звездой экскурсии по садам», — пишет Тони Спофорт, профессор Ньюкаслского университета, в своей книге «Версаль: биография Дворец» (St. Martin’s Press, 2008). «Эффекты были работой инженеров, чьи машины сделали Версаль не только гидравлическим, но и художественным чудом». К сожалению, отмечает Спофорт, из-за проблем с подачей воды фонтаны можно было включать только в особых случаях.
Кроме того, большой канал, построенный к западу от сада и протяженностью около мили, использовался для военно-морских демонстраций и имел гондолы, подаренные Венецианской республикой, управляемые гондольерами.
Строительство такого роскошного комплекса было важной частью стиля правления Людовика XIV и убеждений о монархии, которую мы бы назвали абсолютизмом, сказал Шмидт. «Как король Франции он был воплощением Франции, и его дворец должен был демонстрировать богатство и мощь его народа», — сказала она. «Более того, ему было жизненно важно повысить статус Франции в Европе не только военными подвигами, но и в искусстве. Например, когда строился Зеркальный зал, зеркала обычно импортировались из Италии по высокой цене. Людовик XIV хотел показать, что Франция может производить зеркала не хуже, чем в Италии, и, следовательно, все зеркала этого зала были сделаны на французской земле».
Людовик также настаивал на переезде французского правительства в Версаль. Ученые предположили ряд факторов, которые побудили его построить большой дворцовый комплекс в Версале и переместить туда французское правительство. Было отмечено, что, удерживая резиденцию короля на некотором расстоянии от Парижа, он давал ему защиту от любых гражданских беспорядков, происходящих в городе. Это также вынудило дворян отправиться в Версаль и искать жилье во дворце, что мешало им создавать региональные базы власти, которые потенциально могли бросить вызов королю.
Когда французское правительство переехало в Версаль, и король оказался заваленным работой в своем дворце, он построил себе Большой (также называемый Мраморным) Трианон, более скромное дворцовое сооружение, примерно в миле (1,6 км) к северо-западу. дворца как уединенного убежища, куда мог приходить только он и приглашенные.
Внутри дворца
Спофорт отмечает, что во дворце было около 350 жилых единиц разного размера, от многокомнатных квартир до помещений размером с нишу. Размер и расположение комнаты, которую получал человек, зависели от его ранга и положения с королем. В то время как наследный принц (известный как дофин) получил просторную квартиру на первом этаже, у слуги может быть не что иное, как место на чердаке или импровизированная комната за лестницей.
Спальня Людовика XIV была построена на верхнем этаже и расположена в центре по оси восток-запад дворца. Это была самая важная комната и место проведения двух важных церемоний, где король просыпался ( рычаг ) и ложился спать ( кушетка ) в окружении своих придворных. У короля также была церемония надевания и снятия охотничьих сапог.
Зеркальный зал Версальского дворца. (Изображение предоставлено Хосе Игнасио Сото Shutterstock)Эти практики были символами прозвища Людовика XIV Король-Солнце. «Его двор рассматривался как микрокосм вселенной, а король — это солнце, которое сияет над всем. Каждое действие, которое он совершал (прием пищи, прогулка по саду), становилось символической метафорой его божественного присутствия», — объяснил Гудек Снайдар. «Эскалье послов» была первой и самой важной церемониальной лестницей в стиле барокко. Взаимодействие между посетителем и королем могло быть организовано здесь самым тщательным образом».
Важность присутствия придворных на этих церемониях сохранилась и во времена правления Людовика XV и XVI. Споуорт отмечает, что один придворный в 1784 г. писал, что «большинство людей, приходящих ко двору, убеждены, что, чтобы пробраться туда, они должны всюду показываться, как можно меньше отсутствовать у королевского рычага , удаления сапоги и кучер , усердно показывают себя на обедах королевской семьи … короче, должны неустанно работать над тем, чтобы их заметили».
У короля был трон в «Салоне Аполлона», и ему поклонялись в двухэтажной королевской часовне, которая, как отмечает Бажу, была построена между 1699 и 1710 годами.
Несмотря на богатство дворца, королям приходилось обходиться с импровизированными театрами до 1768 года, когда Людовик XV разрешил строительство королевской оперы. Он содержал механизм, который позволял поднять уровень оркестра до сцены, что позволяло использовать его для танцев и банкетов. Споуфорт отмечает, что для открытия оперы требовалось зажечь 3000 свечей, и ее редко использовали из-за ее стоимости и плохого состояния финансов Франции.
Искусство и архитектура
Согласно Шмидту, Версаль для наших современных глаз является прекрасным образцом архитектуры барокко и рококо. Но, по словам Гудека Снайдара, французы того времени не сочли бы это барокко. — И понятно почему, — сказала она. «Это очень отличается, например, от итальянской архитектуры барокко, которая в то время служила источником вдохновения для других европейских стран».
То, что его дворец напоминает архитектуру итальянского барокко, разозлило бы Людовика XIV. По словам Гудека Снайдара, это противоречило бы его чувству абсолютизма, вере в то, что он находится в центре всего. Фактически, Людовик XIV уволил известного итальянского архитектора, нанятого для работы над Луврским дворцом, который был построен незадолго до Версаля.
Некоторые искусствоведы сейчас называют стиль Лувра и Версаля «французским классицизмом». Они обладают несколько иными чертами, чем архитектура итальянского барокко, включая акцент на символах власти и вневременного господства. Другие типы архитектуры барокко отличались символическим искусством, но не обязательно с упором на божественное право, королевскую власть и вневременное правление.
“ Все в Версале Людовика XIV имело символическое значение”, – сказал Шмидт. «Потолки украшены изображениями римских богов, а сам Людовик XIV изображен в образе Аполлона, бога Солнца. По всему дворцу вы найдете переплетенные буквы его имени. Все это служит постоянным напоминанием о том, что ему 9 лет.0177 король и вся власть исходит от него милостью Божией.”
Орнамент также подчеркивал достижения короля. ” “Зеркальный зал” и прилегающие к нему Салоны Войны и Мира были украшены история короля», — сказал Гудек Снайдар. В Зеркальном зале есть 30 картин, которые изображают эпическую историю достижений и стремлений Людовика XIV. Победа в битве занимает видное место в этих повествованиях, с одним примером, показывающим, как Людовик со своей армией пересекает реку Рейн. в 1672 г. Он одет в римскую одежду, его длинные волосы развеваются за спиной, он держит молнию, как снаряд, сидит, как бог, в колеснице, которую толкает не кто иной, как сам Геракл.0125
Рядом с Большим Трианоном Мария-Антуанетта, королева Людовика XVI, создала для себя поместье. Она заняла здание под названием «Маленький Трианон» и построила ряд построек, в том числе рабочую ферму (также называемую «деревушкой»), которая снабжала дворец свежими продуктами, а также соседний дом и небольшой театр.
Она также построила «Храм любви», который, по словам современных кураторов, можно увидеть из ее комнаты в Малом Трианоне. В нем есть купол, поддерживаемый почти дюжиной колонн, покрывающих статую, на которой изображен «Амур, вырезающий свой лук из дубины Геракла», — пишет Бажу.
Кроме того, она построила очаровательный «грот», пещеру с моховой подстилкой, на которой могла лежать Мария-Антуанетта. В нем было два входа, что вызвало множество предположений о том, что в нем происходило.
Хотя Мария-Антуанетта известна своей щедростью, на самом деле ей не всегда нравилось быть королевой. Ее поместье отражает стремление к более простой жизни и тоску по родной Австрии. «Мария-Антуанетта выросла в Вене как младшая дочь императрицы Марии Терезии и Франциска I. В империи Габсбургов члены королевской семьи обладали гораздо большим чувством уединения, и у нее было удивительно «нормальное» воспитание», — объяснил Шмидт. «В детстве она наслаждалась частными семейными обедами и играла с детьми простолюдинов, но в Версале это было невозможно. Как только она стала Дофиной, ее жизнь постоянно находилась в центре внимания. Этикет требовал, чтобы она обедала перед, казалось бы, нескончаемой толпой. зрителей и одевание само по себе было придворной церемонией».
Мария-Антуанетта попыталась нарушить некоторые правила этикета, но против нее выступили суд и французский народ. Она построила «Гамлета» и захватила Малый Трианон, чтобы убежать от многих бдительных глаз и быть самой собой. Это была попытка «воссоздать кое-что из ее очень упущенного детства».
Американская история в Версале
Два ключевых события американской революции произошли в Версале. Бенджамин Франклин, действуя от имени новых независимых Соединенных Штатов, заключил договор с Людовиком XVI, что привело к тому, что Америка получила критическую поддержку со стороны французских военных. Спофорт отмечает, что Людовик XVI установил одно из своих изобретений, «дымоход Франклина», который производил меньше дыма, чем обычный камин.
Парижский мирный договор, официально положивший конец Войне за независимость, был подписан 3 сентября 1783 года в Версале, недалеко от дворца, в соседнем здании иностранных дел. Несколько десятилетий спустя, когда король Луи-Филипп (годы правления 1830–1848) превращал Версаль в музей, он добавил картину, изображающую осаду Йорктауна, решающую победу в Войне за независимость, в которой американцы и французы сотрудничали против британцев. .
Америка ответит взаимностью в 1920-х годов, когда нефтяной миллионер Джон Д. Рокфеллер-младший заплатил за восстановление обширной крыши дворца, среди других зданий.
Версаль после падения
После начала Французской революции в 1789 году король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта были лишены власти, доставлены в Париж и в конечном итоге обезглавлены. Дворец попал под контроль нового республиканского правительства.
Большая часть его мебели была продана, чтобы оплатить последующие Войны за независимость. Когда Наполеон пришел к власти, он построил для себя квартиру в Большом Трианоне с картографической комнатой.
Король Луи-Филипп в созданном им музее представил различные аспекты французской истории. Галерею сражений можно увидеть и сегодня, и ее современные хранители отмечают, что искусство галереи изображает все основные французские сражения между битвой при Толбиаке в 496 году нашей эры и битвой при Ваграме в 1809 году.
В конце 19-го и 20-го веков Кураторы Версаля превратили многие музейные помещения обратно в дворцовые пространства, пытаясь показать, как они выглядели до Французской революции.
В этот послереволюционный период в Версале произойдут еще два поворотных события. В 1871 году, после того как Франция проиграла войну Пруссии, кайзер Вильгельм I был провозглашен императором Германии в Зеркальном зале, что добавило еще больше унижения к поражению французов. В течение нескольких лет после этого поражения ситуация во Франции была настолько плохой, что ее палата депутатов и сенат предпочли собраться в Версале, а не в Париже, из соображений безопасности.
В 1919 году Франция как бы отомстила, когда в том же зале был подписан Версальский мирный договор, налагавший на Германию репарации. Хотя договор формально положил конец Первой мировой войне, некоторые утверждают, что он помог проложить путь ко Второй мировой войне. Даже тогда, спустя столетия после его скромного начала как охотничьего домика, в Версале все еще происходили события, которые в конечном итоге помогли сформировать мир, в котором мы живем сегодня.
Наследие
Сегодня Версаль является одним из самых посещаемых мест во Франции. Посетителей привлекает его архитектурное величие, потрясающие водные объекты (летом в садах часто проходят концерты) и чувство истории.
Как символ Версаль можно понимать как одну из противоположностей, сказал Шмидт. Он отражает как красоту и культуру Франции, так и ее бурную историю. «Когда он был построен, он был чудом (и остается до сих пор) и олицетворял мощь Франции. Однако к концу 18-го века он стал больше символом богатства аристократии, которое резко контрастировало с богатством простых людей. Все мышление общества изменилось с эпохой Просвещения, в результате чего дворец стал рассматриваться как символ старого режима».
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях других брендов FutureПолучайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоровОуэн Джарус — постоянный автор Live Science, который пишет об археологии и прошлом человечества.