В наиболее чистом виде русское деревянное зодчество: Решение на Задание 73 из ГДЗ по Русскому языку за 8 класс: Ладыженская Т.А.

ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 73. Спишите. Подчеркните грамматические основы предложений. – Рамблер/класс

ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 73. Спишите. Подчеркните грамматические основы предложений. – Рамблер/класс

Интересные вопросы

Школа

Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?

Новости

Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?

Школа

Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?

Школа

Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?

Новости

Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?

Вузы

Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания “Останкино”?

Спишите. Подчеркните грамматические основы предложений. В каком предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена?

 
В наиболее чистом виде русское деревянное зодчество сохранилось на севере России. Там северяне2 строили большие, массивные,
уютные, добротные избы.4 Стоит такая изба лицом к проезжей дороге, реке или озеру. Она поблёскивает на солнце высоко поднятыми
над землёй окнами. Под её кровом жили деды, отцы, сыновья и внуки. Простая деревенская изба.

ответы

Привет, держи

1.    Повествовательное.
2.     Невосклицательное.
3.     Грамм. основа: северяне строили.
4.    Распространённое, осложнено однородными
членами.
5.     Члены предложения:
а)   подлежащее — северяне, сущ., мн. ч., им. п.;
б)  сказуемое — строили, глаг., изъяв. накл.,
прош. вр., мн. ч.;
в)   обстоятельство — там, нареч., неизм.;
г)  дополнение — избы, сущ., 1-е скл., ж. р.,
мн. ч., в. п.;
д)  определение — большие, массивные, добротные (прил.

, качеств., мн. ч., в. п.), уютные
(прил., качеств., мн. ч., в. п.).

ваш ответ

Можно ввести 4000 cимволов

отправить

дежурный

Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения

похожие темы

Иностранные языки

Психология

ЕГЭ

Сочинения

похожие вопросы 5

ГДЗ по информатике 8 класс, Босова, рабочая тетрадь, упр. 6. Приведите примеры информации

Приведите примеры информации, которая в конкретной ситуа-
ции является:
актуальной (своевременной)/неактуальной (Подробнее…)

ГДЗИнформатика8 классБосова Л.Л

ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 43 Упр. 222 Найдите два обращения

Кто выполнит?  Прочитайте отрывок из письма героя рассказа О. Берггольц «Лучший друг». Как начинается и заканчивается это письмо? О чём (Подробнее.

..)

ГДЗРусский язык5 классЛадыженская Т.А.

Хело! У кого есть ответ к уравнению? Вариант 29. Часть 2. Задание 21. ОГЭ 36 вариантов ответов по Математике 9 класс Ященко.

Решите уравнение х3 + 2х2 – х – 2 = 0.

ГДЗМатематикаОГЭ9 классЯщенко И.В.

Задание 152 Изменение по падежам имён существительных. Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ

Как правильно указать падеж?
Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио. Укажите падеж неизменяемых (Подробнее…)

ГДЗРусский языкКанакина В.П.Горецкий В.Г.4 класс

В правильной треугольной призме АВСA1В1С1 все ребра равны между собой. найдите угол между прямыми В1С и АВ.

УчебникиГДЗ

Красота деревянной избы

 

Памятники архитектуры… И мы сразу представляем себе какие-нибудь величественные, монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия и страны. ..

«Сорок веков смотрят на вас с вершин египетских пирамид»… Афинский Акрополь… Римский Колизей, на арене которого сражались гладиаторы… Средневековые соборы… Древнерусские церкви времен Дмитрия Донского и Ивана Грозного… Люди пересекают горы и океаны, чтобы полюбоваться ими, насладиться совершенными творениями зодчих — каменной летописью истории. Недаром бытуют легенды о семи чудесах света — удивительных архитектурных сооружениях.

Но помимо грандиозных дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры — русская изба. Простая деревенская изба.

Полно, о какой избе идет речь? Быть может, о какой-нибудь необыкновенной, единственной? Нет, о самой обычной деревянной избе русского крестьянина, какую и ты, наверно, не раз видел, а может быть, и жил в ней. На стене нет чугунной доски: «Памятник архитектуры. Охраняется государством»; спокойно проходят мимо нее люди, не догадываясь, что перед ними произведение высокого, подлинно народного искусства.

На Севере, как мы уже знаем, русское деревянное зодчество сохранилось в наиболее чистом виде, не слишком замутненное позднейшими влияниями. И по сей день здесь живы традиции народной культуры, рожденные в далеком прошлом. Даже если изба построена всего лишь в XIX веке (а более ранние, к сожалению, почти не сохранились), в ней видится характерный тип русского крестьянского жилища, восходящий к седой старине. Если хотите знать, где и как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси, всмотритесь в северные избы.

Строили здесь раньше широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. Избы большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, часто в два, со светелкой над ними, с обширным крытым двором. Объем некоторых изб измеряется внушительной цифрой — в две с половиной тысячи кубометров!

Стоит такая изба, обратившись «лицом» к проезжей дороге, к реке или озеру, поблескивает на солнце высоко поднятыми над землей окнами. Обширное крыльцо радушно манит к себе добрых гостей; смотреть на избу весело и радостно. Не изба — дворец, хоромы светлые! Под ее кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья и внуки. Из таких домов в старину выходило в поле сразу человек по двадцать.

В деревнях средней России сараи, конюшни, хлева и другие приусадебные постройки обычно стоят поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На Севере по-другому: все очень цельно и компактно, все собрано под одной крышей, и можно подолгу, не выходя из дому, выполнять все хозяйственные работы. В условиях долгой и суровой северной зимы, когда нередко неделями задувают жестокие ветры и земля покрывается громадными сугробами снега, такой тип дома-двора и дома-усадьбы отвечал насущным практическим потребностям крестьянина. Так строили здесь испокон веков и до недавнего времени. Избу срубить — не простое дело, это не только четыре угла да крыша. Русский крестьянин ставил дом прочно, основательно, на века. И чтобы жить в нем было тепло, уютно и удобно, и чтобы всякий, кто смотрит, порадовался.

Поэтому не каждый мужик способен был срубить избу, но лишь хороший, опытный плотник. Таких было немало и в Олонецкой, и Вятской, и Архангельской, и Костромской, и других губерниях России.

Инструменты нехитрые — топор, скобель да долото. Пилу, конечно, знали, но употребляли редко. Топором было сподручнее: им справный мастер и дерево срубит, и обтешет его, и доску «выгладит» по шнурку, да так, что не всякий рубанком выстругает, и ложку вырежет. Всю избу — от «подклета» до «конька» — сложит без единого гвоздя: железная поковка на селе всегда была дорогой. Впрочем, гвозди были не нужны, и без них ни одно бревнышко не сдвинется. Так дед отца учил строить, отец — сына, а тот — внука.

Избяной сруб ставили, как правило, на землю, иногда на низкий фундамент, сложенный из плоских камней. А сам сруб — это высокое творение народного строительного искусства.

Со стороны посмотреть, так кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено. Получается это так. Не на самом конце бревна, но отступя от него, делается вырубка до середины, круглая как чашка. Поэтому и говорят: «Углы в простую чашу рублены». А «не простая» — это когда еще зуб снизу. На перекрестном бревне такая же вырубка с пазом. Бревна ложатся вырубками, а концы их торчат наружу. Это называется рубить «в обло», иначе говоря, «с остатком». Если концы стесываются, то это уже сруб «в лапу».

Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладется следующий венец, а чтобы между ними не было даже маленькой щелочки и связь их была прочной, в верхнем бревне вытесывается желоб — продольный паз, плотно прилегающий к нижнему бревну.

Один венец на другой — растет сруб на глазах! Не нужны ни гвозди, ни скобы: все здесь прочно, надежно, выверено многовековым строительным опытом народа.

Тот, кто не почувствует прелести бревенчатого сруба,— никогда не познает самой сути русского деревянного зодчества. Прекрасны четкие, ясные формы сруба, его несколько суровая, мужественная монументальность. Он хорош прежде всего своей первозданной силой, естественной, природной красотой, простым ритмом могучих венцов.

Попробуйте, прикройте их каким-либо причудливым узором, аккуратно распиленными досками, штукатуркой или краской, и сразу же пропадет все очарование.

В прямых, крепких соснах и елях, взращенных русской землей, еще струятся неистребимые жизненные силы, и, притронувшись к бревнам, мы словно ощущаем их трепетный ток. Трудно отвести глаза от богатой и разнообразной фактуры дерева, подделать которую не сможет даже самый искусный мастер. Чудесен теплый цвет и оттенки дерева, доброго и на-дежного, дубленного северными ветрами, насквозь прогретого солнцем и теплом разгоряченных рабочих рук. Словно внутри разгорается огонь, и вся изба начинает светиться янтарным жаром, всеми оттенками старого червонного золота. Недаром писал Сергей Есенин:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы.

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Действительно, золотой! Поднялся сруб, выложены над его торцовыми стенами бревенчатые треугольные фронтоны — «щипцы», на которые ляжет вся тяжесть подкровельных конструкций. Теперь надо покрыть избу крышей. Покрытие это на Севере делается «по потокам и курицам», как говорят здешние плотники.

Кровля северной избы — это вторая глава «деревянной поэмы». Как просто, мудро и в то же время сложно соединены в ней все части! Нет ни одного гвоздя, но она надежна и прочна. В то же время в силуэте целого, в каждой детали ощущается рука зодчего и скульптора, творящего во имя пользы и красоты.

В бревна щипцов врублены продольные горизонтальные бревна — «слеги». Поперек них кладутся «кокоры» или «курицы» — срубленные с корнем молодые ели. Мощны, упруги и по-своему красивы очертания корневищ, напоминающие каких-то горделивых птиц или конские головы. Плотник только отсекает все ненужное, но никаких лишних линий и порезок, никакого стремления к натуралистическому, примитивному правдоподобию!

На свисающих концах куриц лежит длинное бревно с выдолбленным лотком — «поток». Это водосток и в то же время опора всей крыши. В него упираются нижние концы кровельных тесин, и таким образом они удерживаются на своих местах. Доски для крыши тоже не пиленые, а тесанные топором. Их укладывают плотно, но так, чтобы в случае нужды можно было заменить прохудившуюся, не разбирая всей крыши.

Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжелое бревно, которое на Севере называют «охлупень», или «шелом». Казалось бы, это сугубо конструктивная деталь, но под рукой строителя она становится и художественной. Далеко выступающие вперед наружные концы шеломов имеют плавный и как бы внутренне напряженный изгиб, тонко и красиво прорисованный силуэт. Иногда это чисто декоративная форма, а порой в ней легко угадываются очертания конской головы — конек.

Что значил конь для русского крестьянина, говорить излишне. Он сопутствовал ему во всей жизни, был верным помощником и в труде и в бою. Не случайно без «сивки-бурки» не обходится почти ни одна былина и сказка. Этот образ оживал в руках «древодельцев»: шеломы-коньки уста-навливались на самом высоком месте избы. В северных деревнях конек испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования строителей. У кого он красивее, у того изба лучше, а мастер искуснее.

Чтобы закрепить кровельный тес, шелом на крыше прижимают к коневой слеге особыми шпонками с клиньями — «сороками». Издали их наружные концы, ритмично расставленные на шеломе, действительно напоминают сорок, сидящих на крыше: ведь эти осторожные птицы, говорят, никогда не рассаживаются в один плотный ряд, как ласточки. Несмотря на свои малые размеры, сороки четко рисуются на фоне светлого неба и очень оживляют вытянутую горизонталь конька.

Вместе с шеломом и деревянным дымоходом — «дымником»,— зачастую сложной и занятной формы, они венчают все здание и вносят в его силуэт очень важный, завершающий штрих.

В северных избах кровля вынесена далеко вперед, иногда метра на два, образуя нечто вроде защитного навеса. Она поддерживается «помочами» — обычно резными выступами-выпусками верхних бревен продольных стен. А торцы подкровельных слег прикрываются на фасадах наклонными досками — «причелинами». Стык причелин под коньком отмечен вертикальной доской — «полотенцем».

Не очень-то любил северный плотник витиеватые и затейливые украшения, но здесь, в резьбе причелин и полотенец, он давал волю своей фантазии. Как поразительно тонка и разнообразна их ажурная резьба, сколько мастерства и какой-то наивной, бесхитростной радости жизни в этих сквозных орнаментах! Что ни изба — какая-нибудь новая выдумка… Но почти всегда на конце причелин и полотенец резная круглая розетка — символическое изображение солнца. В этих символах, ставших давней и прочной традицией, слышатся отголоски далеких времен, когда славяне- язычники поклонялись самому могучему и доброму божеству: Яриле — Солнцу. Вырезая символ солнца — розетку, русский крестьянин словно навсегда овладевал частичкой его вечного живительного тепла.

Потоки и курицы, шеломы и сороки, причелины и подзоры — слова-то какие! — красочные: древние, пропитанные густым ароматом смолистых бревен, духом самобытной строительной культуры русского народа. И это уже не только детали конструкции, но и понятия архитектуры как вида искусства.

Итак, изба почти готова. Над косящатыми, очень просто и умно сделанными оконцами мастер ставил козырьки-наличники, прикрывающие окна от дождя и снега, подпирал их снизу либо двумя боковыми кронштейнами, заделанными в стену, либо широкой, наклонно поставленной резной доской.

Во второй половине XIX века этот тип защитных наличников — простых и выразительных — постепенно выродился и его заменили пышные накладные наличники с двумя изящно изогнутыми «барочными» волютами, парными ставнями и другими украшениями, заимствованными из городской архитектуры. Наличники стали одним из главных элементов декоративного убранства фасадов домов.

Во многих северных избах встречаются такие особенности, которые присущи только местной школе русской гражданской архитектуры. Одна из них — узкая галерейка, опоясывающая ажурной каймой всю жилую часть дома, или, по-местному, «гульбище». Когда-то такие гульбища служили для закрывания наружных оконных ставен на ночь, зимой, чтобы защититься от леденящих ветров; летом, чтобы укрыться от назойливого света белых ночей. Но со временем, когда вошли в быт зимние рамы и занавески на окнах, эти ставни и гульбища утратили свое практическое назначение и стали просто декоративным украшением.

Но где с особенной силой и полнотой проявляется декоративный талант и неистощимая изобретательность крестьянских зодчих, так это в архитектуре крыльца. Сколько здесь вариантов, сколько интереснейших находок и тонкого художественного вкуса!

Крыльцо связывает избу с улицей, с деревней, со всем окружающим ее пространством. Оно гостеприимно открывается прохожим, соседям, друзьям, будто выходит им навстречу. В деревне крыльцо нередко играет роль своеобразного «домашнего клуба». В хорошую погоду по вечерам здесь собираются старики, молодежь, детвора. Без крылец немыслима не только частная, но в какой-то мере и общественная жизнь деревни.

Крыльцо на Севере обычно высокое, большое, просторное. Оно выходит в сторону улицы, но ставится, как правило, на боковом, южном фасаде.

Эта асимметрия композиции придает всему облику избы особенную прелесть и своеобразие. Нередко крыльцо ставится на один большой столб — такие часто встречаются в Олонецком крае и на Двине. Резные столбики поддерживают кровлю, украшенную ажурным подзором. Поставит мастер такое крыльцо — и весь дом, серьезный, добротный, основательный, словно озарится доброй светлой улыбкой.

Удивительно хороши эти северные золотистые избы! Реализм композиционного решения, сильные и крупные архитектурные массы, простота и многообразие форм, средств и приемов, острота и выразительность художественного контраста мощного сруба и деревянного кружева украшений, наконец, глубокая, подлинная гуманистичность — все это ставит их в один ряд с лучшими произведениями русского народного зодчества.

Их строили, в них жили простые крестьяне, но каждая изба — это поэма! Словно не жилище обыкновенного хлебороба, а богатый терем из старинной сказки. Богатырские срубы стен, что под стать любой крепости, напоминают величавые, торжественные ритмы древних былин, а искусные украшения приветливых нарядных фасадов вызывают в памяти задорные мелодии деревенских хороводов. Польза здесь неотрывна от красоты, ясность и простота конструкции — от украшений, монументальность — от разнообразия архитектурных форм и рациональности планирования.

Поднимемся по широкому маршу крыльца. В дом ведет низкая дверь: хочешь не хочешь, а придется поклониться хозяевам. Переступили высокий порог, и мы в избе.

Радушный хозяин проводит нас в «красный угол» напротив дверей. Раньше здесь всегда висели иконы, а под ними место для почетных гостей. Сядем на широкие встроенные лавки, за чистый, выскобленный добела стол, оглядимся.

Время властно, неодолимо ломает патриархальный, застоявшийся уклад жизни крестьянина. Растет, набирает сил советская деревня, и в доме колхозника мы сейчас увидим многое, о чем раньше крестьяне даже не имели понятия. Современная фабричная мебель, хорошая посуда, радиоприемник, часто телевизор, книги, журналы, в сенях велосипед или мотоцикл… Beщественные приметы нашего времени, нового быта. Но это предмет иного разговора. Вообразим, что мы нашли какую-нибудь старую, чудом уцелевшую избу, где все сохранилось в том виде, какой был и пятьдесят, и сто, и двести лет назад. С давних времен и вплоть до XIX века на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы, в которых топили «по-черному». Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник.

Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо сказать, поверхностное, неверное — представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного!

Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян. На столе — белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» — иконы в начищенных до зеркального блеска окладах. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.

Вся система вентиляции и дымоотвода продумана здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции,— опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах лишь одного-двух венцов. Чуть ниже той границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы», которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.

Мы сидим в такой избе, и какое-то особенное чувство закрадывается в душу. Гладко обтесанные стены с закругленными — чтобы не промерзали — углами словно излучают мягкий, приглушенный золотистый свет. Раньше их никогда не обклеивали газетами или обоями: русский крестьянин всегда остро и тонко чувствовал природную красоту дерева как материала архитектуры, красоту самых обычных, простых вещей. Да и какие обои могут сравниться с естественной текстурой некрашеного дерева, темными полосами сердцевины, ритмом сучков, гладкой и все же чуть шероховатой поверхностью! Пол, сложенный из широких цельных плах, мощная, ничем не скрытая кладка бревенчатого сруба, лавки вдоль стен, воронцы — все это создает мужественный, неторопливый ритм строгих горизонтальных линий.

Интерьер русской избы – это столь же высокое искусство, как и вся она в целом, искусство, в котором громадный жизненный опыт крестьянина воедино сплавляется с его врожденным эстетическим чувством.

Северная изба — это царство дерева. Всё, или почти всё, сделано здесь руками крестьянских умельцев. Привозного, покупного мало: деньги в деревнях были дороги. Долгими зимними вечерами долбили громадные ковши смелой и благородной формы, резали миски и ложки, плели кошели и солонки, в которых соль всегда оставалась сухой, мастерили из бересты туеса для ягод, меда и грибов. Предметом особой гордости считались прялки. Между хозяйками существовало своеобразное соревнование: чья прялка украшена более тонкой росписью и резьбой. Поэтому в северных деревнях редко встретишь две одинаковые прялки. Из дерева мастерили и ткацкие станки. Вещи всё простые, обычные, утилитарные, и делались они, понятно, не для выставок. Быть может, порой они получались слегка корявыми и грубоватыми, но сколько в них внутреннего изящества, вкуса, стремления мастера к прекрасному. .. Мало кто так любил и понимал дерево, его неисчерпаемые выразительные возможности, умел слушать и извлекать из него потаенную музыку, как русский крестьянин. В его душе труженик всегда уживался с художником, и потому самую простую, повседневную утварь он создавал по единому закону пользы и красоты: не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линиями, цветом. Возьмите, к примеру, деревянные ковши. Да ведь это творения талантливого народного ваятеля, не подражающего природе, но осмысливающего и воплощающего ее сущность в поэтической, подлинно художественной форме! И так во всем — от конька на крыше до коника на печи.

Источник: Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная: Образы русского деревянного зодчества./ Александр Викторович Ополовников; Григорий Семенович Островский; – М.: Детская литература, 1981 .- 199 с. – (В мире прекрасного)

Деревянное зодчество острова Кижи, Россия – RTF

Остров Кижи, Россия, является частью 40 островов Шардонского архипелага в центре Онежского озера и занимает около 6 км.

Деревянное зодчество можно найти по всей России, но остров Кижи может похвастаться одними из самых известных и замысловатых образцов в стране. Эти сооружения датируются несколькими веками (самые старые из 14-го века), и некоторые из них были перевезены на остров, чтобы их можно было сохранить и сделать доступными для публики.

На этом чудесном острове Кижи оригинальный строительный комплекс Спасский Погост с 1990 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Остров Кижи ©airpano.com

Величайший музей под открытым небом

Хотя многие здания на острове Кижи стояли веками, только в середине 20-го века Советы решили превратить остров Кижи в музей под открытым небом.
Государственный музей деревянного зодчества под открытым небом Кижи, основанный в 1951 году, представляет собой комплекс церквей, жилых домов, ветряных и водяных мельниц, кузниц, конюшен, колоколен и русских бань, вписанных в красивый природный ландшафт.

Спустя столетия строительство большинства поселений пришло в упадок, но новая глава в истории Кижей началась в 1966 году, когда было принято решение о восстановлении двух деревянных церквей и колокольни. Затем сюда были перевезены памятники деревянного зодчества из других исторических деревень Заонежья, и теперь он стал одним из крупнейших музеев под открытым небом в России.

Потрясающий образец древнерусского зодчества и высочайшего мастерства. Кижи представляют собой уникальные архитектурные памятники, предметы искусства и быта, воспроизводящие трехвековое искусство дерева.

На самом деле русские, карельские и вепсские деревни, существовавшие в различных районах Карелии, в Олонецкой и Архангельской губерниях до конца 19 века сначала восстанавливали старинные дома, а затем воспроизводили их по старинным схемам, приемам и материалам, а остров представлен несколькими жилыми поселками, где многие дома также являются памятниками деревянного зодчества.

Остров Кижи – деревянное зодчество ©airpano.comКижский погост ©airpano.com

Преображенская церковь

Преображенская церковь – самое известное и главное сооружение комплекса. Он был построен во время Северной войны (1700–1721 гг. ), когда Россия утверждала себя как держава на берегах Балтийского моря. Церковь стала выражением великого таланта своего народа. Преображенская церковь – непревзойденная вершина популярного русского деревянного зодчества.

В его составе в полной мере реализованы лучшие традиции северных столяров по дереву, представление о крестьянской красоте, рожденной постоянным трудом, в вечной связи с полем, лесом, озером, своим домом. В архитектуре всего комплекса чувствуется язычество, православный фестоизм, суровый аскетизм древних обрядов, барокко, дыхание культуры коренных жителей этих мест: карелов и вепсов.

Церковь Спаса Преображения на острове Кижи возведена на месте старой церкви, подожженной молнией. Его высота до креста центрального купола составляет 35 метров. С крестом вы получаете 37 метров. Церковь восьмиугольного типа на нескольких уровнях. В качестве строительного материала использовались сосна, тремоло и пихта.

С конструктивной точки зрения церковь построена «сухой», то есть без пакли или моховой заделки, кроме того, в церкви нет двойных дверей, окон, а также подогрева пола и потолка.

Центральный объем состоит из трех уменьшающихся диапазонов измерений. 22 купола покрыты стругами, которые парят в небе на нескольких уровнях, создавая поистине уникальный и неповторимый силуэт. Размер куполов варьируется в зависимости от уровня: во втором уровне они немного меньше, чем в первом, в третьем они больше, чем во втором, в четвертом они меньше. Над ними, примерно в три раза больше, огромный центральный купол, венчающий всю композицию.

Трапезная перекрыта трехъярусной покатой крышей, вход в церковь перекрыт крыльцом. Церковь украшена досками в начале 19 века, купола обшиты водонепроницаемым железом. При реставрации 1950 г. под руководством архитектора А.В. Ополовников.

При строительстве Спасо-Преображенской церкви архитекторы думали не только о красоте линий и архитектурных форм, но и уделяли внимание практической стороне, чтобы придать вечность этому прекрасному строению.

Многие части и детали церкви, считающиеся декоративными, на самом деле выполняют защитную функцию. Купола, бочкообразный свод, тоннели, аркады объединены не только в изящную архитектурную композицию, но и в единую техническую систему, продуманную до мелочей отвода дождевой воды и защиты от атмосферных осадков.

Даже если капля дождя пройдет через крышу, вода не повредит картины, так как внутри восьмиугольника вставлена ​​вторая крыша из массивного деревянного бруса, слоя бересты и березовой сетки.

Внутреннее убранство церкви простое, но очень красивое: здесь нет особо вычурных фресок или резьбы. Напротив, сплошные бревенчатые стены, большие деревянные доски на полу и массивные дверные косяки, лишь скамейки, расставленные вдоль стен храма, слегка вырезаны.

Церковь не имеет фундамента и стоит на каменном цоколе, только под приделом западной церкви, в 1870 г. приготовлено основание на известковом растворе.

Преображенская церковь ©airpano.com Преображенская церковь – вид сверху ©airpano.com Преображенская церковь – крыша ©airpano.com

Покровская церковь

Покровская церковь на Кижах была построена рядом с Спасо-Преображенской на полвека позже, в 1764 году, хотя, по некоторым документам, дату можно было перенести на несколько лет вперед. Его высота 27 м. Оставшимся неизвестным архитекторам-проектировщикам предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не затеряться рядом с чудом из 22 куполов Спасо-Преображенской церкви?

Решение было найдено так: Покровская церковь интегрирует в себе эхо Спасо-Преображенского, отзывается на него эхом своей эксклюзивной архитектуры.

Восемь венцов Покровской церкви окружают центральный никель. Церковь уравновешивает свою композицию, простираясь вверх вершиной восьмиугольника и завершаясь уравновешенным Повалом.

Покровская церковь украшена очень бережно. Резной и зубчатый пояс фронтона придает «монументальному строению ноту теплоты и чистой любви русских к шитому изяществу» и является одним из немногих декоративных элементов этого храма. Однако все элементы носят не только декоративный характер, но и выполняют функцию защиты от влаги. Каждый зуб фронтонного пояса имеет желобки, куда собирается дождевая вода.

Волна обновления второй половины XIX века затронула и Покровскую церковь: стена между корпусами храма и трапезной расширена наискосок, стены оштукатурены.

Обследование церкви показало, что она реставрировалась несколько раз, наверное, три. Дендрохронологический анализ бревен показывает, что они были изготовлены в конце XVII века, что позволяет предположить две гипотезы:

  • Церковь построена в 1764 году из заготовленного и открытого материала конца XVII века; в 1764 г. церковь была восстановлена, а затем достроена в конце 17 в.
  • Более вероятно второе предположение о том, что церковь строилась в несколько этапов, пока не приобрела свой нынешний вид.

Небольшие размеры и простота внутреннего убранства характерны для церквей севера, хотя, однако, главное – внешний вид.

Покровская церковь ©flicker.com Покровская церковь – крыша ©flicker.com

Церковь Воскресения Лазаря

Церковь является старейшей из экспозиций музея и одним из старейших сохранившихся зданий на территории России. Его можно было бы назвать миниатюрной архитектурой, настолько он мал по размерам, но в то же время имеет гармоничные и изящные формы. Его высота 7,1 м, длина 8,8 м, общая площадь 4,9 кв.м². Он состоит из трех тел разного размера. Культовая часть увенчана небольшой главкой с крестом, покрытым лемехами.

В 1959 г. перевезена в Кижи Муромским монастырем и отремонтирована. Он занимает особое место в музейной экспозиции, поскольку помогает проследить путь эволюции и развития искусства обработки дерева: от простой конструкции к композиции, к множеству куполов Кижского погоста. В 1980-е годы церковь была отгорожена деревянным забором.

Посеребрённый от времени храм с неким музейным обустройством был поставлен недалеко, почти у подножия Преображенской и Покровской церквей. Фундамента нет (как и у Спасо-Преображенской церкви), здание стоит на огромных каменных валунах.

Самая старая часть состоит из кубической молитвенной комнаты и прямоугольной, в которой находится алтарь. Оба объема завершаются трехконтурными апсидами, увенчанными крутыми шатровыми крышами и луковичным куполом с крестом. Некоторые нарушения геометрического рисунка, такие как неперпендикулярность стен алтаря, асимметрия расположения окон, особенно алтарных, придают храму дополнительный шарм.

Отклонение от архитектурного канона церкви Лазаря не случайность, идентичные тенденции встречаются во многих деревянных церквях севера России. Уточнение их архитектурного решения является закономерным результатом приспособления канона к традиционной крестьянской среде, вероятно, под влиянием жилых или хозяйственных построек.

Церковь Воскресения Лазаря ©airpano.com

Павильон Кижского погоста Колокольня

Колокольня построена в 1863 году на месте старой из-за ветхости. Его высота составляет 30 м. В 1872 г. И. Копошев изменил проект реконструкции «в связи с невозможностью утвердить намечаемую перестройку восьмиугольника колокольни». Предполагается, что в 1874 г. была проведена реконструкция верхней части колокольни.

В плане квадратное сооружение разделено двумя продольными стенами на три части: тамбур, лестничную клетку и кладовую. По высоте внутренний объем колокольни разделен на три уровня, соединенных лестницей, ведущей в звонницу. Колокольня с девятью балками, поддерживающими шатер, размещена над восьмиугольником и увенчана куполом из плуг с крестом. Наружные двери обшиты панелями. Крыши покрыты двумя слоями двухканальной обшивки для водосточного желоба.

Колокольня ©airpano.com

Часовня Архангела Михаила

Расположена в центре основной экспозиции музея. Он небольшой и имеет размеры 11×3×12 см. Он стоит на открытом месте, среди трав и дачных цветов, его серебристый плуг блестит в лучах солнца, тени от стриженных светильников весело играют, его колокольчики оповещают и приглашают на праздник всю округу.

Часовня перевезена в Кижи из села Леликозеро в 1961, где он лежал на холме в открытом грунте. Так как часовня была лишена обычного соснового убранства, столь характерного для северных часовен, зодчий задумал украсить ее более живописно.

Здание относится к типу часовни Клеть и состоит из трех частей. Сооружение имеет форму прямоугольника, вытянутого с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольное продолжение притвора. Часовня смотрит на запад из двойного окна.

Часовня Архангела Михаила ©flicker. comЧасовня Архангела Михаила – вид сзади ©flicker.com

Огонь, иди со мной – Русское деревянное зодчество

Автор: Мария Муштриева (15 июля 2016 г.)

Tweet

Если вы думаете о России как о бетонном монстре, то вы правы. И все же эта история относительно новая.

 

Вплоть до 19 века в архитектуре городов (даже Москвы!) преобладали деревянные постройки, потому что древесина была более доступна (представьте теперь бескрайние сибирские леса) и обходилась меньшими затратами на обработку (например, по сравнению с камнями или жженый кирпич).

 

 

 

Древесина как материал недолговечна. В то же время он обладает качествами, столь важными для жизни в континентальном климате: сохраняет тепло зимой и не слишком быстро нагревается летом. Тем не менее, этот короткий срок жизни (дома постоянно подвергаются опасности пожаров и наводнений) приносит совсем другое ощущение временности и отношения к собственности. Это своего рода жизнь на грани.

 

Пожалуй, самый известный пример из относительно недавней истории – это московский пожар 1812 года, когда, чтобы защитить Россию от нашествия Наполеона, Кутузов сжег город дотла, оставив своим врагам опустошенный пустырь без еды и правильное убежище.

 

Эта история, увековеченная в романе Льва Толстого «Война и мир», может быть, скорее легенда, чем факт, но она настолько правдоподобна, что ее можно принять за подсказку, пытаясь понять что-то о России. “Если она уже не для нас, то и врагу не достанется! А мы построим новую, выше, лучше”.

 

Эта идея временности дома имеет решающее значение. Скажи, что знаешь, что унаследуешь это место. Вам нужно сохранить его для будущих поколений, поэтому вы заботитесь о нем, выбираете лучший дизайн, выбираете лучшую мебель и аккуратно украшаете его.

 

Когда знаешь, что все может исчезнуть в один миг в пламени беды, ну… К этому отношение разное. Может отсюда и легкость характера, но и склонность к экстравагантным жестам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *