Успенский собор суздаль – Успенская церковь (Суздаль) — Википедия

Успенская церковь (Суздаль) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе — храм Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный в восточной части Суздальского кремля. Построен предположительно в XVII веке.

Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году. После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII—XVIII) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами[1]. По мнению одного из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре. Н. Н. Воронина, это был «один из скромных, но изящных памятников Суздаля»[2].

В описи города Суздаля от 1617 года, созданной по указу царя Михаила Феодоровича, есть такая запись: «Въ городе… ружные церкви Успение Пречистой Богородицы, другая церковь Афанасия Александрискаго древляны»

[3].

В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жёстоким выбором Романовский предложил сохранить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую[1].

В 1958 году церковь была отреставрирована А. Д. Варгановым[1].

31 декабря 2009 года храм был возвращён Русской православной церкви. Распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) храм был приписан к Александровскому монастырю. Суздаля[4].

22 декабря 2010 года в Суздале состоялся подъём главки и водружение креста на воссозданную колокольню Успенской церкви

[4].

6 января 2011 года наместник монастыря архимандрит Иннокентий (Яковлев) совершил первое богослужение в храме после возвращения его Владимирской епархии[5].

В 2012—2013 годы в храме была проведена масштабная реставрация: обновлена роспись храма, установлен иконостас[6].

21 декабря 2013 года епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев) совершил чин освящения храма. В тот же день первую Литургию в храме возглавил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов)[6].

ru.wikipedia.org

Успенская церковь в Суздале, история, адрес, мощи

Адрес: ул. Кремлевская, 12

Приехать в Суздаль и не посетить Успенскую церковь – это то, чего не может себе позволить ни один турист. Храм расположился в интересном месте на Кремлевской улице. Именно здесь можно увидеть настоящий крепостной ров шириной в 30 метров и специальный защитный вал, из-за которого и выглядывает макушка церкви. Но не надо думать, что попасть в храм сложно и для этого придется преодолеть все защитные сооружения. На самом деле он очень гостеприимный, а сам вал уже давно превращен в прогулочный бульвар.  Хотя его высота вместе с глубиной рва составляет внушительные 17 метров.  Успенская церковь является одним из трех храмов, относящихся к Суздальскому кремлю. Компанию ей составляют Никольская и Христорождественская.  Успенская церковь сейчас размещается на территории, где ранее в 15 веке был двор князя Ивана III.


История Успенской церкви

История Успенской церкви берет начало во второй половине 17 века. Согласно сохранившимся документам именно в это время появилась нижняя каменная часть храма. Как и в большинстве подобных случаев, возведена она была на месте своей деревянной предшественницы.

В начале 18 века ей пришлось пережить перестройку после большого пожара, охватившего весь город. Из-за этого сейчас она состоит из форм, характерных для разных строительных эпох. В изначальном варианте конструкции у церкви была шатровая колокольня, а также придел Сергия и Никона Радонежских. Все это находилось в окружении невысокой ограды и опорных столбиков-башенок вместе с воротами. Но до наших дней эти архитектурные элементы не сохранились в результате печальных событий начала 20-го века. Тогда директору суздальского музея пришла разнарядка из Спасо-Евфимиевого монастыря, где разместился политизолятор. В ней предлагалось снести одну из кремлевских церквей, для того, чтобы использовать освободившиеся в итоге кирпичи для различных производственных нужд. Директор музея принял решение сохранить именно Успенскую церковь, как наиболее ценную в архитектурном плане. Особо он старался уберечь единый ансамбль самой церкви, придела и колокольни. Но, увы, и это в полной мере ему не удалось. В результате разрушительных работ сохранился только храм. Таким образом особый ансамбль был разбит. Уже значительно позже колокольня была восстановлена на основе имеющихся исторических данных, и вновь дополнила конструкцию.

Архитектура церкви

Специалисты называют Успенскую церковь одним из скромных, но изящных памятников Суздаля. Ее особенность в архитектурном стиле, который нехарактерен для этих мест. Храм выполнен в формате нарышкинского барокко. Для этого стиля определяющими чертами являлись элементы европейского барокко, детали готики и ренессанса, тесно переплетенные с традициями русского деревянного зодчества и каменной архитектуры.

 Сама церковь представлена широким восьмериком, размещенном на четверике. На ней нет каких-то пышных украшений, но редкие элементы декора выглядят очень изящно. Купол храма покрыт барабаном и главкой небольших размеров. В середине 20 века церковь прошла реставрацию, которая позволила ей сохранить свой архитектурный облик.

Мощи Святителя Арсения Элассонского

Гости Суздаля, посетившие Успенскую церковь неизменно отмечают ее уют и очарование. Некоторые даже говорят, что посещение храма дает настоящий душевный и эмоциональный подъем. Внутреннее убранство церкви успокаивает и создает некоторое умиротворение, что позволяет не просто насладиться красотой здания, но и предаться приятным мыслям, отрешившись от всех мирских забот.

А в 2014 году в церковь были доставлены мощи Святителя Арсения Элассонского. Они доступны верующим для поклонения и многие отправляются в данный храм именно по этой причине.


Посетив Успенскую церковь все гости города вновь попадают на Кремлевскую улицу, где свой позитивный настрой дополняют приятной верховой прогулкой или поездкой с настоящим извозчиком. Это место отлично передаёт незабываемую атмосферу города и позволяет отдохнуть душой в окружении настоящей истории. 

Рекомендуем также посетить:

Церковь Бориса и Глеба

Читайте также:

russo-travel.ru

Город Суздаль, Успенская церковь — одна из достопримечательностей

Золотое кольцо России богато на монастыри и храмы. Оказавшись в том или ином городе, можно ознакомиться с его духовной историей, Суздаль — не исключение. Успенская церковь в Суздале относится к числу самых красивых благодаря своей архитектуре.

История до XX века

Все началось в XVII веке, когда была построена первая деревянная церковь. Хотя иные источники убеждают читателя в более ранних сроках строительства, по официальным данным возведение нижней части храма началось именно в XVII столетии.

Проходит время, деревянная Успенская церковь в Суздале, история которой рассказана в статье, сгорела дотла. На ее месте решают возвести каменный храм, что и происходит в 1650 году. Опять же, данные о строительстве разнятся, точной документальной информации нет.

Проходит 70 лет, в 20-х годах XVIII века в городе вспыхивает сильнейший пожар, уничтоживший большую часть построек. Не обошел он стороной и Успенскую церковь (Суздаль — город, о котором идет речь). Из-за бедствия пришлось несколько реконструировать сооружение. В XVII-XVIII веках был выстроен придел в честь преподобных Сергия и Никона Радонежских и отстроена колокольня.

История в XX веке

Успенская церковь в Суздале, фото которой можно лицезреть ниже, очень сильно пострадала после революции. Сохранились сведения о том, как храм хотели снести ради того, чтобы ценный кирпич пошел на строительные нужды политизолятора, находившегося тогда в Спасо-Евфимиевском монастыре. С соответствующим прошением обратились к директору городского музея, поставив его перед выбором: либо он дает разрешение на снос Успенской церкви (Суздаль, Владимирская область), либо избавляются от Афанасьевского храма. Человек был вынужден принять страшное решение по сносу последней церкви, ибо Успенская представляла собой архитектурный ансамбль. Колокольня была соединена с приделом, в этом и заключалась ценность храма.

Увы, сохранить ансамбль, как хотел того директор музея, не удалось. Успенская церковь подверглась разрушению вместе с колокольней. Реставрация храма началась в 1958 году.

Особенность строения

Успенская церковь в Суздале — памятник древнерусской архитектуры, одна из немногих среди каменных. Особенно выделяется ее оформление — резные оконные проемы и верхняя восьмигранная часть. Восьмигранник выполнен в редком московском или нарышкинском стиле барокко.

Настоящее время

На сегодняшний день, церковь Успенская в Суздале принадлежит Спасо-Евфимиеву мужскому монастырю. Она расположена в восточной части городского кремля, ее называют Успенской церковью на Княжьем дворе.

Храм был возвращен РПЦ (русской православной церкви) десять лет назад. За это время проведена реставрация, установлен иконостас и отстроена колокольня. В 2013 году было совершено освящение храма и отслужена первая литургия.

Адрес

Желающие совершить паломничество, записывайте адрес Успенской церкви в Суздале: улица Кремлевская, дом 8. Более подробные координаты отображены на карте:

Расписание Богослужений

На официальном сайте Спасо-Евфимиевского монастыря можно найти телефоны, по которым уточняют более подробную информацию о службах. На сегодняшний момент богослужения осуществляются:

  • По субботам. Начало всенощного бдения в 17:00 часов.

  • В воскресение начало Божественной Литургии — 8:00 часов.

  • Особые (праздничные) службы ведутся, но начало следует уточнять по телефону.

Для желающих подать записки или просто посетить церковь, дабы ознакомиться с ее убранством, уточняем: открыто ежедневно, с 8:00 часов утра до 20:00 вечера.

В помощь паломнику

С расписанием Успенской церкви (Суздаль, Владимирская область) можно ознакомиться выше. Этот раздел касается помощи новоначальным паломникам. Под последними понимаются те, кто только начал приближаться к Богу.

Женщинам во время посещения храма стоит позаботиться о головном уборе. Это может быть платок, красивая шляпка или капюшон. Мужчины при входе в храм снимают шапку (кепку, капюшон).

В церковной лавке можно приобрести свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать необходимые требы. Образцы написания записок, как правило, имеются в каждом храме. Если же таковых нет, то следует писать полные имена крещеных родных в родительном падеже. Например, Маргариты, Александра, Ольги.

Перед тем как приложиться к иконам (то есть поцеловать образ), женщины стирают губную помаду. В храм нежелательно заходить накрашенными, но это в идеале, равно как и надетая юбка.

Свечку ставят так: сначала зажигают фитилек, затем немного расплавляют ее кончик.

Для тех, кто задумался о посещении службы, правила нахождения в храме практически такие же. Есть несколько нюансов, они представлены в списке:

  • Приходят за 15-20 минут до начала службы, дабы не мешать потом молящимся, пробираясь к иконам.

  • Если возникла потребность в исповеди и причастии, к таинствам готовятся заранее.

  • Перед причастием три дня говеют, не вкушая скоромных блюд. Последними считаются яства животного происхождения: мясо, молоко, творог, яйца. Накануне вечером читают последование ко святому причащению и три канона с акафистом. Они есть в православных молитвословах, продаваемых в церковных лавочках.

  • Исповедоваться лучше в субботу вечером, ибо в воскресение утром часто бывает толпа причастников. Батюшке физически не хватает сил, чтобы исповедовать каждого так, как требует этого пришедший.

  • И последний нюанс, касающийся женщин. В критические дни нельзя исповедоваться и причащаться. Вообще, во время нечистоты желательно воздержаться от посещения храма в течение недели.

Заключение

Такова история старинной Успенской церкви в Суздале. Собираясь на экскурсию в город, посетите ее, приложитесь к русской святыне.

labuda.blog

Успенская церковь (Суздаль) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь.
Церковь
Успенская церковь

Успенская церковь в июне 2017 года
Страна  Россия
Город Суздаль
Конфессия Православие
Епархия Владимирская епархия
Архитектурный стиль Нарышкинское барокко
Дата постройки XVII век
Статус  ОКН № 3310130000№ 3310130000
 Медиафайлы на Викискладе

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе — храм Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный в восточной части Суздальского кремля. Построен предположительно в XVII веке.

История[ | ]

Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году. После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII—XVIII) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами[1]. По мнению одного из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре. Н. Н. Воронина, это был «один из скромных, но изящных памятников Суздаля»[2].

В описи города Суздаля от 1617 года, созданн

ru-wiki.ru

Город Суздаль, Успенская церковь — одна из достопримечательностей

Золотое кольцо России богато на монастыри и храмы. Оказавшись в том или ином городе, можно ознакомиться с его духовной историей, Суздаль — не исключение. Успенская церковь в Суздале относится к числу самых красивых благодаря своей архитектуре.

История до XX века

Все началось в XVII веке, когда была построена первая деревянная церковь. Хотя иные источники убеждают читателя в более ранних сроках строительства, по официальным данным возведение нижней части храма началось именно в XVII столетии.

Проходит время, деревянная Успенская церковь в Суздале, история которой рассказана в статье, сгорела дотла. На ее месте решают возвести каменный храм, что и происходит в 1650 году. Опять же, данные о строительстве разнятся, точной документальной информации нет.

Проходит 70 лет, в 20-х годах XVIII века в городе вспыхивает сильнейший пожар, уничтоживший большую часть построек. Не обошел он стороной и Успенскую церковь (Суздаль — город, о котором идет речь). Из-за бедствия пришлось несколько реконструировать сооружение. В XVII-XVIII веках был выстроен придел в честь преподобных Сергия и Никона Радонежских и отстроена колокольня.

История в XX веке

Успенская церковь в Суздале, фото которой можно лицезреть ниже, очень сильно пострадала после революции. Сохранились сведения о том, как храм хотели снести ради того, чтобы ценный кирпич пошел на строительные нужды политизолятора, находившегося тогда в Спасо-Евфимиевском монастыре. С соответствующим прошением обратились к директору городского музея, поставив его перед выбором: либо он дает разрешение на снос Успенской церкви (Суздаль, Владимирская область), либо избавляются от Афанасьевского храма. Человек был вынужден принять страшное решение по сносу последней церкви, ибо Успенская представляла собой архитектурный ансамбль. Колокольня была соединена с приделом, в этом и заключалась ценность храма.

Увы, сохранить ансамбль, как хотел того директор музея, не удалось. Успенская церковь подверглась разрушению вместе с колокольней. Реставрация храма началась в 1958 году.

Особенность строения

Успенская церковь в Суздале — памятник древнерусской архитектуры, одна из немногих среди каменных. Особенно выделяется ее оформление — резные оконные проемы и верхняя восьмигранная часть. Восьмигранник выполнен в редком московском или нарышкинском стиле барокко.

Настоящее время

На сегодняшний день,церковь Успенская в Суздале принадлежит Спасо-Евфимиеву мужскому монастырю. Она расположена в восточной части городского кремля, ее называют Успенской церковью на Княжьем дворе.

Храм был возвращен РПЦ (русской православной церкви) десять лет назад. За это время проведена реставрация, установлен иконостас и отстроена колокольня. В 2013 году было совершено освящение храма и отслужена первая литургия.

Адрес

Желающие совершить паломничество, записывайте адрес Успенской церкви в Суздале: улица Кремлевская, дом 8. Более подробные координаты отображены на карте:

Расписание Богослужений

На официальном сайте Спасо-Евфимиевского монастыря можно найти телефоны, по которым уточняют более подробную информацию о службах. На сегодняшний момент богослужения осуществляются:

  • По субботам. Начало всенощного бдения в 17:00 часов.

  • В воскресение начало Божественной Литургии — 8:00 часов.

  • Особые (праздничные) службы ведутся, но начало следует уточнять по телефону.

Для желающих подать записки или просто посетить церковь, дабы ознакомиться с ее убранством, уточняем: открыто ежедневно, с 8:00 часов утра до 20:00 вечера.

В помощь паломнику

С расписанием Успенской церкви (Суздаль, Владимирская область) можно ознакомиться выше. Этот раздел касается помощи новоначальным паломникам. Под последними понимаются те, кто только начал приближаться к Богу.

Женщинам во время посещения храма стоит позаботиться о головном уборе. Это может быть платок, красивая шляпка или капюшон. Мужчины при входе в храм снимают шапку (кепку, капюшон).

В церковной лавке можно приобрести свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать необходимые требы. Образцы написания записок, как правило, имеются в каждом храме. Если же таковых нет, то следует писать полные имена крещеных родных в родительном падеже. Например, Маргариты, Александра, Ольги.

Перед тем как приложиться к иконам (то есть поцеловать образ), женщины стирают губную помаду. В храм нежелательно заходить накрашенными, но это в идеале, равно как и надетая юбка.

Свечку ставят так: сначала зажигают фитилек, затем немного расплавляют ее кончик.

Для тех, кто задумался о посещении службы, правила нахождения в храме практически такие же. Есть несколько нюансов, они представлены в списке:

  • Приходят за 15-20 минут до начала службы, дабы не мешать потом молящимся, пробираясь к иконам.

  • Если возникла потребность в исповеди и причастии, к таинствам готовятся заранее.

  • Перед причастием три дня говеют, не вкушая скоромных блюд. Последними считаются яства животного происхождения: мясо, молоко, творог, яйца. Накануне вечером читают последование ко святому причащению и три канона с акафистом. Они есть в православных молитвословах, продаваемых в церковных лавочках.

  • Исповедоваться лучше в субботу вечером, ибо в воскресение утром часто бывает толпа причастников. Батюшке физически не хватает сил, чтобы исповедовать каждого так, как требует этого пришедший.

  • И последний нюанс, касающийся женщин. В критические дни нельзя исповедоваться и причащаться. Вообще, во время нечистоты желательно воздержаться от посещения храма в течение недели.

Заключение

Такова история старинной Успенской церкви в Суздале. Собираясь на экскурсию в город, посетите ее, приложитесь к русской святыне.

fb.ru

Успенский собор

Успенский собор является объектом культурного наследия Российской Федерации и по праву входит в число величайших храмов мира. Это памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Его начали строить по приказу Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, в 1158 году в городе Владимире.

История древнего града начинается задолго до описываемых выше событий. Археологические находки говорят о том, что еще в начале нашей эры на месте будущего Владимира селились финно-угорцы. Ближе к 10 веку их разбавили выходцы из новгородских и смоленских земель. Привлекательность и природная защищенность места заключались в крайне удобном положении на высоком берегу реки Клязьмы. Река также была основным торговым путем, потому как несла свои воды в Оку. Залесский край, в котором располагалось небольшое поселение, изобиловал могучими лесами, богатыми зверьем, а также речушками и озерами, в которых кишела рыба. Речные поймы были настоящей благодатью для скотоводов, а лежащие неподалеку от Клязьмы поля манили к себе земледельцев. В 11 веке за Северо-Восточную Русь, к коей принадлежал Залесский край, велась кровопролитная война. Обладание неизмеримыми плодородными землями и стало той причиной, из-за которой скромное поселение на берегу Клязьмы стали рассматривать в качестве защитного укрепления. Князь Владимир Мономах в 1108 году превратил торговый поселок в могучую крепость, которая получила название в честь своего создателя.

Наследник Мономаха, князь Юрий Долгорукий, долгое время не обращал внимания на свои северные земли, ведя войну за юг. Однако, в конце концов, поняв тщетность усилий, он все же развернул масштабное строительство городов-крепостей в Суздальской земле. Во Владимире был построен новый княжеский двор, а в 1157 году поднята белокаменная церковь княжеского патрона Георгия. Стратегическое значение Владимира, а также мощь его торговых путей, многочисленность и богатства сыграли решающее значение в битве городов за власть. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, поставил княжеский престол во Владимире, сделав его столицей. В 1158 -1165 годах в бывшей крепости Мономаха развертывается грандиозное строительство. Город опоясывают крепостные валы, поднимаются новые стены и ворота, но главное строительство происходит внутри Владимира.

В 1158 – 1160 годах в западной части Среднего города возводят Успенский собор – символ политической и церковной власти. Он задумывался не только как главный собор, но и как оплот отдельной от Киева митрополии. По высоте Успенский собор был выше Софии Киевской, ведь по замыслу Андрея Боголюбского новый столичный храм не может быть скромнее и ниже киевской святыни. Уникальная архитектура здания на века определила развитие зодчества северной части Руси. Успенский собор послужил примером для дальнейших построек. Для возведения храма приглашались мастера со всех концов света. Они ехали из Галича, Греции, Германии, прибывали из днепровских городов и самого Киева. Андрей Боголюбский получил тем самым поддержку разных стран в своих притязаниях на самостоятельность. А храм рос. Поднимались белые каменные стены, которые, несмотря на свою монументальность, давали ощущения движения вверх, к Богу. Основная часть храма, именуемая четвериком, зрительно воспринималась почти кубом, хотя ширина, высота и длина здания не были одинаковыми. Умелые руки строителей сумели при этом сохранить общую изящность храма.

На всех этапах строительства применялись и воплощались идеи, доселе неизвестные и нигде не построенные. Основная часть центрального купола, называемая барабаном, имеет 12 окон, и выполнена с помощью тромпов – конструктивным элементов в виде сводчатой ниши, с помощью которого перераспределяется нагрузка. Фундаментом служили выложенные рядами булыжники, которые проливались раствором на глубину двух рядов. Выше располагались более мелкие камни, ну а на них уже ставились относительно тонкие стены и столпы. Усилением стен, а одновременно и декоративным элементом являются лопатки – плоские выступы, формой своей вторящие столпам. С внешней стороны декоративные лопатки оформлялись с полуколонками, заканчивающимися капителями с лиственным узором. Верхняя часть профиля лопаток украшена валиком – декоративным элементом, который усиливает весь вид архитектурного ансамбля здания. Стены храма пересекал аркатурно-колончатый пояс. Вообще, Успенский собор совместил в себе мощь и уникальность архитектуры, и богатство и оригинальность убранства. По красоте ему не было равных. Украшенные позолоченной медью барабаны куполов и оковки порталов соперничали по яркости с медными же листами на полу храма. Двери в собор расписывались «золотом», а по стенам мастера пустили барельефную резьбу. Богатство внутри храма не поддавалось исчислению. Собор блистал, в пламени свечей переливалась драгоценная утварь.

В 1185 году во Владимире случился ужасный пожар, в котором сильно пострадал Успенский собор. Его буквально поднимали из руин, восстанавливая по крупицам и обнося новыми стенами. Оставшиеся фрески очистили, на месте утраченных появились новые узоры. Пожар также послужил поводом для расширения собора. Теперь он вмещал до 4 тысяч человек – огромное по тем временам здание. Храм в очередной раз подтвердил свое положение как архитектурного центра города. Старые стены держались за счет арок, которыми их соединили с новыми опорами. Пользуясь случаем, владимирские мастера увеличили алтарь. Выгоревшее убранство заменили на новое, еще более богатое. Одновременно с постройками, ведущимися в городе, велась огромная работа против сил феодальной знати, что пыталась раздробить молодую страну. Расцвет культуры Владимирской Руси виден и в работах местных соборян, подробно описывающих чудеса владимирской иконы, повести об убийстве князя Андрея Боголюбского, произведений, посвященных службам нового праздника Покрова богородицы. Все работы пронизаны одной идеей – единством Руси под началом города Владимира. Однако после смерти князя Всеволода III силы феодальной знати взяли верх, и началось дробление.

В это же время на земли Руси пришли татары. В 1238 году они штурмом взяли Владимир и подступили к стенам собора. Внутри здания прятались епископ Митрофан, княжеская семья и многие владимирцы. Все они погибли, кто в дыму от пожара, устроенного татарами, кто от железа. Татары взломали двери и устроили в святилище настоящую резню. Храм устоял, хотя и утратил все реликвии и святыни – их попросту вывезли. Однако даже гибель города не изменила в умах людей понимание его значимости. Здесь, во Владимире, под стенами Успенского собора продолжают венчать на великое княжение.

После первого нашествия татар погибла и большая часть уникальных настенных фресок Успенского собора, над которыми трудились лучшие мастера тех времен. В 1395 году в Москву, подальше от грабежей и пожаров вывозят главную владимирскую святыню – икону Владимирской богоматери. По преданию, она была написана самим евангелистом Лукой. Москва вообще активно использует владимирские исторические традиции, а в соборостроении и вовсе опирается на опыт Владимира.

Долгие годы собор, ранее не раз восстанавливавшийся почти из пепла, стоял заброшенным. Лишь в 1408 году из Москвы приехала группа мастеров. Знаменитые Андрей Рублев, Даниил Черный и их товарищи расписали собор заново, словно в кружева обернули любимую всеми святыню. Драгоценные их росписи дошли до наших дней с огромными утратами. Эти же мастера написали новые иконы для иконостаса. Не успели его восстановить, как опять пришли татары во главе со своим царевичем Талычем. Опять пожар и грабеж, снимали все, вплоть до позолоты на куполах. Но драгоценную утварь удалось спрятать в тайниках храма, и где именно, священник Патрикий не сказал татарам даже под пытками. И с этой поры унизительных гонений, разорений и пожарищ Владимир становится обычным рядовым городом Московского государства. Он утрачивает последние крохи влияния и остается в воспоминаниях городом великих событий и величайших святынь. Его рост идет медленно и к середине 17 века он насчитывает всего 990 человек, да 400 домов. Однако строительство во Владимире продолжается, несмотря на трудные времена. Мастера бережно вписывают в городской ансамбль новые здания, чинят старые и обветшалые дома, поднимают изящную Богородицкую церковь в южной части города.

Лишь в 1773 – 1774 годах иконы Рублева и Черного были вывезены в церковь села Василевского, а оттуда в 1922 году попали в Русский музей и Третьяковскую галерею. Новый, собранный вместе рублевского иконостас собора остается там и по сей день. На рубеже 17-18 веков Успенский собор перестраивают несколько раз. Поменяли крышу на четырехскатную, растесывали окна. В 1810 году рядом с собором воздвигли четырехъярусную колокольню, которая находится там и сейчас. Она соединяется с храмом Георгиевским приделом, построенным в 1862 году.

В 19-20 веках собор реставрировали. В ходе первой научной реставрации внутри помещения были открыты уникальные фрески Рублева. Внешне храм тоже претерпел существенные изменения. Луковичные главки заменили шлемовидными, восстановили растесанные окна, убрали контрфорсы. В 70-80х годах 20 века собор вычистили, постарались наладить температурный режим внутри помещений, позолотили купола, покрыли белые каменные стены специальным составом.

Монументальное сооружение Успенского собора относится к тем святыням, мимо которых проходить нельзя. Здесь веками молились люди за себя и за свою страну. Здесь умирали за веру, здесь не склонялся перед невзгодами русский дух. Собор олицетворяет собой всю мощь христианской Руси. Древней и великой страны.

Адрес: г.Владимир, ул. Б.Московская, 56

Время работы: музейная экспозиция работает ежедневно 13.00-16.45, выходной – понедельник.

Телефон: +7 (4922) 324 263 (экскурсионный отдел музея)

  • фреска, Даниил Черный и Андрей Рублев

 

 

v-puty.com

На один день в Суздаль. Часть III

Находясь рядом с музеем деревянного зодчества, можно полюбоваться общим видом Суздальского кремля.

Согласно археологическим данным, мерянское поселение на этом месте существовало еще в первой половине X века и ранее. В начале XI века Суздаль становится одним из центров Залесской земли. Это была далекая окраина Киевской Руси, которую выделяли в наследство младшим сыновьям киевских князей. А к концу XI века Суздаль значительно усиливается и становится крупным административным, религиозным, торговым и ремесленным центром. На территории Суздальского кремля строятся дворы князя и епископа, собор, дома княжеской дружины и окружения епископа.
В излучине реки Каменки был возведен мощный земляной вал длиной около 1400 метров. С уязвимой восточной стороны перед ним был прокопан ров глубиной до 17 метров. Внутри укрепленной территории при Владимире Мономахе был возведен Успенский собор — одно из первых каменных сооружений Северо-Восточной Руси. И это была первая православная церковь в Суздале.
Строился храм из кирпича-плинфы. По своим размерам он практически не уступал существующему ныне собору. Возводили его, вероятно, мастера, приглашенные Владимиром Мономахом из Киева. Однако фундамент оказался недостаточно прочным для столь масштабного здания. Простояв примерно полвека, Успенский собор начал разрушаться. В 1148 году суздальский князь Юрий Долгорукий приказал разобрать старый храм и возвести на его месте новый. В итоге Суздаль украсил новый величественный собор, по своей архитектуре напоминавший Успенский собор Киево-Печёрского монастыря. Вероятно, с помощью подобного сходства князь Юрий Владимирович стремился показать, что его цель – вокняжение в Киеве. (Он её добился, заняв киевский престол в 1154 г.).
Но и этот храм не отличился долголетием. В 1222-1225 годах на месте Успенского собора был построен новый, белокаменный, простоявший до XV века. Освящение собора состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и епископ Симеон принял решение посвятить храм именно этому событию Священной истории.
В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора Рождества Пресвятой Богородицы. В 1528 году старые стены были разобраны до аркатурного пояса и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI.

Только я хотела написать, что у меня нет фотографий, сделанных непосредственно на территории Кремля, для меня это оказалась задача невыполнимая, и тут я прочитала одно описание собора, которое лучше всего пояснит мои затруднения: «Собор возвышался над низкими домами горожан, символизируя мощь православия и прочность власти владимиро-суздальских князей. В то же время это могучее сооружение было домом Божьим, где рядом с князьями и боярами мог молиться простой люд».
Всё это мы ощутили в полной мере. Не зря говорится: «Большое видится на расстоянии». Вот и нам пришлось переправиться на другой берег реки для полного обзора.
На первой обзорной фотографии Кремля помимо синих со звёздами куполов собора Рождества Пресвятой Богородицы можно видеть архиерейские палаты, жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. А напротив южного фасада собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.
В западной части кремля (на той же фотографии слева) находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века.

Купола собора Рождества Пресвятой Богородицы навели на мысль, что я ещё не написала о символике цвета.
– Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа.
– Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению.
– Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице.
– Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым.
– Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы.
– Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве.

Успенская церковь «на княжьем дворе»

К Суздальскому Кремлю относятся также и церкви у крепостных валов – Успенская, Никольская и Христорождественская. Успенская церковь находится на территории, на которой во второй половине XV века располагался двор великого князя Ивана III.
Первое строение Успенской церкви было деревянное.Каменная церковь на месте сгоревшей была поставлена в 1650 году. После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обрела нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII—XVIII) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами. По выражению Н. Н. Воронина, это был «один из скромных, но изящных памятников Суздаля».
В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жёстким выбором Романовский предпочёл сохранить Успенскую церковь, как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую…

В государственном историческом музее сохранился фотонегатив с изображением Афанасьевской церкви.

В юго-восточном углу кремля находится церковь Николая Чудотворца.
Каменная церковь построена в 1720-1739 годах на месте одноименной шатровой деревянной церкви, сгоревшей в пожар 1719 года. Никольская церковь здесь существовала, видимо, очень давно, так как по ее месту названы древние Никольские ворота, выводившие к мосту через Каменку. Никола почитался как покровитель плавающих и путешествующих, и постановка его храма у этих ворот к дальним речным путям и дорогам была не случайной.

Церковь имеет типичное для посадского храма устройство и состоит из основного объёма, колокольни и соединяющей их трапезной. Выглядит церковь очень нарядно. Перспективный портал и резные оконные наличники служат простым и изящным украшением гладкой стены основного объёма-четверика. Верхняя часть четверика окаймлена широким карнизом из мелких кокошников. Луковичная главка опирается на высокий тонкий барабан – и впрямь свеча.
Колокольня по форме повторяет деревянные шатровые храмы. Особенность суздальской архитектуры, которую мы уже не раз подмечали, вогнутая форма шатра — изобретение суздальских мастеров.

Никольская летняя имеет по Суздальскому обычаю парную зимнюю церковь – церковь Рождества Христова.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Построена почти одновременно с Никольской церковью, но, несмотря на одинаковую трёхчастно-осевую композицию, заметно отличается от своей ровесницы лаконичностью декора. Лопатки на углах основного объёма-четверика имитируют обшитые тёсом концы брёвен сруба, напоминая о рубленых храмах XVII века. Лишённые карнизов фасады украшены лишь оконными наличниками и небольшим порталом. Четырёхскатная крыша церкви увенчана луковичной главкой на тонком барабане, а над порталом возведена невысокая шатровая колокольня с оконцами-слухами. Четверик колокольни поставлен вровень с мощным четвериком основного объёма, форма которого скрадывает массивность колокольни.

Если судить по более поздним фотографиям, имеющимся в интернете, церковь отреставрирована.

Пожарная каланча

И ещё о важном. Принципиально, что в городе с большим количеством деревянных домов и различных построек есть своя пожарная часть. Первые упоминания о пожарной дружине в Суздале относятся к 1864 году. Тогда на вооружении пожарных, располагавшихся в бывшем здании конюшни, находился один ручной насос, установленный на конный ход.
Пожарная каланча в городе была построена в 1890 году. Сто с лишним лет пожарная часть располагалась в одноэтажном здании, постепенно пришедшем в негодность. В 2004 году Суздальская пожарная охрана добилась выделения средств на строительство нового здания. За основу был взят проект более чем столетней давности, который хранился в архиве Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Новое здание пожарной каланчи гармонично вписалось в панораму Суздаля. Что значит правильный подход к исторической застройке города!

Васильевский монастырь

Восточная окраина города. Васильевский монастырь – последний объект, который мы осмотрели в тот день. Основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь. По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с князем Владимиром Красное Солнышко и датой крещения Руси. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.
Собор Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662—1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объём увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания ещё двух барабанов, так что задуман он был как трёхглавый. Небольшая трапезная соединяет с собором трёхъярусную колокольню XIX века, украшенную пилястрами и резными карнизами.
Монастырь не раз менял свою общину. То он был приписан к женскому Ризоположенскому монастырю, то к мужскому Спасо-Евфимиеву. С 1916 года опять действовал как женский монастырь. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря.
Монастырь расположен в очень тихом месте, поодаль от туристических троп. Осматривая территорию монастыря и его архитектуру, чувствуешь скромность и аскетичность во всём. Но вот отошли мы к дороге, и в начинающем вечереть воздухе, на фоне углубившихся красок неба, белоснежные стены монастыря с ажурным декором приобрели особенную нарядность и торжественность. С этим чувством и уезжаем домой.

mycruises.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.