Успенский собор суздаль: Рождественский собор в Суздале

Содержание

Владимиро-Суздальский музей-заповедник Успенский собор

Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Успенский собор – один из старейших русских храмов, святыня Православной Церкви, свидетель важнейших исторических событий, великокняжеский некрополь, хранилище уникальных древних росписей; единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник, сохранивший фрески прославленного иконописца Андрея Рублёва Уникальный памятник древнерусской истории и искусства, включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор представляет собой редчайшее сочетание архитектуры, настенных росписей, иконописи, декоративно-прикладного искусства XII–XIX вв.


Скрыть Подробнее…


Древнейший собор Владимира, построен в 1158-1160 гг. князем Андреем Боголюбским. «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем» – таков был замысел князя. Высокое назначение собора отразилось в дерзкой высоте– более тридцати двух метров, выше двадцатидевятиметровой киевской Софии.

Успенский собор был долгое время главным храмом всей Русской Земли. В этом соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть до Ивана III (среди них А. Невский, Д. Донской, И. Калита). Под сводами собора покоилась главная русская святыня – Владимирская икона богоматери. В XV веке он послужил итальянскому зодчему А. Фиораванти образцом для строительства Успенского собора Московского Кремля. В соборе сохранился древнейший русский некрополь – более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев. Здесь покоятся князья: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын Георгий Всеволодович. В соборе находится символическая гробница с частичкой мощей Александра Невского. В 1408 году стены храма расписал великий мастер «умозрения в красках» Андрей Рублев, и нигде более нет его гениальной живописи на столь значительной площади– свыше 300 кв. м. Созданная им композиция «Страшный суд» полна не ужасным предчувствием адских мук, а созерцательным покоем и пасхальной радостью грядущего Воскресения.
В конце XIX века собор подвергся первой научной реставрации, и с тех пор изучение и реставрация храма практически не прекращаются. Сегодня Успенский собор – это и музей, и действующий храм.

Успенская церковь в Суздале, история, адрес, мощи

Адрес: ул. Кремлевская, 12

Приехать в Суздаль и не посетить Успенскую церковь – это то, чего не может себе позволить ни один турист. Храм расположился в интересном месте на Кремлевской улице. Именно здесь можно увидеть настоящий крепостной ров шириной в 30 метров и специальный защитный вал, из-за которого и выглядывает макушка церкви. Но не надо думать, что попасть в храм сложно и для этого придется преодолеть все защитные сооружения. На самом деле он очень гостеприимный, а сам вал уже давно превращен в прогулочный бульвар.  Хотя его высота вместе с глубиной рва составляет внушительные 17 метров.  Успенская церковь является одним из трех храмов, относящихся к Суздальскому кремлю.

Компанию ей составляют Никольская и Христорождественская.  Успенская церковь сейчас размещается на территории, где ранее в 15 веке был двор князя Ивана III.


История Успенской церкви

История Успенской церкви берет начало во второй половине 17 века. Согласно сохранившимся документам именно в это время появилась нижняя каменная часть храма. Как и в большинстве подобных случаев, возведена она была на месте своей деревянной предшественницы.

В начале 18 века ей пришлось пережить перестройку после большого пожара, охватившего весь город. Из-за этого сейчас она состоит из форм, характерных для разных строительных эпох. В изначальном варианте конструкции у церкви была шатровая колокольня, а также придел Сергия и Никона Радонежских. Все это находилось в окружении невысокой ограды и опорных столбиков-башенок вместе с воротами. Но до наших дней эти архитектурные элементы не сохранились в результате печальных событий начала 20-го века.

Тогда директору суздальского музея пришла разнарядка из Спасо-Евфимиевого монастыря, где разместился политизолятор. В ней предлагалось снести одну из кремлевских церквей, для того, чтобы использовать освободившиеся в итоге кирпичи для различных производственных нужд. Директор музея принял решение сохранить именно Успенскую церковь, как наиболее ценную в архитектурном плане. Особо он старался уберечь единый ансамбль самой церкви, придела и колокольни. Но, увы, и это в полной мере ему не удалось. В результате разрушительных работ сохранился только храм. Таким образом особый ансамбль был разбит. Уже значительно позже колокольня была восстановлена на основе имеющихся исторических данных, и вновь дополнила конструкцию.

Архитектура церкви

Специалисты называют Успенскую церковь одним из скромных, но изящных памятников Суздаля. Ее особенность в архитектурном стиле, который нехарактерен для этих мест. Храм выполнен в формате нарышкинского барокко. Для этого стиля определяющими чертами являлись элементы европейского барокко, детали готики и ренессанса, тесно переплетенные с традициями русского деревянного зодчества и каменной архитектуры.

 Сама церковь представлена широким восьмериком, размещенном на четверике. На ней нет каких-то пышных украшений, но редкие элементы декора выглядят очень изящно. Купол храма покрыт барабаном и главкой небольших размеров. В середине 20 века церковь прошла реставрацию, которая позволила ей сохранить свой архитектурный облик.

Мощи Святителя Арсения Элассонского

Гости Суздаля, посетившие Успенскую церковь неизменно отмечают ее уют и очарование. Некоторые даже говорят, что посещение храма дает настоящий душевный и эмоциональный подъем. Внутреннее убранство церкви успокаивает и создает некоторое умиротворение, что позволяет не просто насладиться красотой здания, но и предаться приятным мыслям, отрешившись от всех мирских забот.

А в 2014 году в церковь были доставлены мощи Святителя Арсения Элассонского. Они доступны верующим для поклонения и многие отправляются в данный храм именно по этой причине.


Посетив Успенскую церковь все гости города вновь попадают на Кремлевскую улицу, где свой позитивный настрой дополняют приятной верховой прогулкой или поездкой с настоящим извозчиком. Это место отлично передаёт незабываемую атмосферу города и позволяет отдохнуть душой в окружении настоящей истории. 

Рекомендуем также посетить:

Церковь Бориса и Глеба

Отзывы туристов

Читайте также:

Собор, в трех эпохах сложенный


Один из древнейших и знаменитейших русских городов, Суздаль, упоминается в летописях с 1024 года, хотя и он, безусловно, намного старше. Археологами найдены арабские монеты, варяжские печати и иные артефакты, подтверждающие присутствие здесь крупного поселения и большого торга. А в указанный год, весьма неурожайный, волхвы, сопротивляясь насаждению христианской веры, взбунтовали народ, и усмирять восставших пришлось Ярославу Мудрому.

 


Столица Золотого кольца 

Город считается неофициальной столицей Золотого кольца, исходя из наиболее полного комплекса услуг, предлагаемых туристам: памятники истории и архитектуры, экскурсионное и гостиничное обслуживание, традиционное питание, сувениры.

В наши дни сюда приезжают покататься на тройках, встретить Новый год, проводить зиму, отпраздновать Масленицу, летом — побывать на Празднике Огурца или дне города, побродить по торгу, погрузиться в мир увлекательных экспозиций множества музеев. И хотя весь туристический Суздаль можно свести к одной-единственной большой улице, проходящей через город от кремля до Спасо-Евфимиева монастыря, на самом деле — это целый мир, в котором сошлись эпохи древних русских князей, Смутного времени, церковной реформы XVII века. Монастырские стены помнят царственных монахинь, узников Екатерины Великой и ГУЛАГа. А улица носит имя Ленина и соединяет Владимир с Иваново, откуда дальше можно доехать до Костромы, Плеса, Ярославля.

В суздальской архитектуре можно встретить элементы древнего белокаменного зодчества, русского узорочья и нарышкинского барокко, полюбоваться изяществом классических храмов и шедеврами средневекового крепостного строительства. На противоположном берегу реки Каменки устроен музей зодчества деревянного, здесь и крестьянские избы, перевезенные из разных деревень, и ветряная мельница, и рубленые церкви.

Купеческие дома традиционно двухэтажные: первый, где размещались лавка и склад, каменный, второй, жилой — в дереве. И не то, чтобы к концу тысячелетия в России камня не хватало, а помнили с давних пор: дерево — материал живой, оно «дышит», и жить в нем полезней.

Ансамбль Лазаревской и “тёплой” Антипиевской церквей с шатровой колокольней

В посадских храмах купеческого Суздаля изумляют неповторимые, словно вогнутые, шатры колоколен. «Шатер дудкой» – называют его порой. Полагают, что таким образом зодчие старались обойти запрет патриарха Никона на строительство шатровых храмов, полюбившихся на Руси. Видимо, эту уловку не сразу, но все же заметили, и подобных завершений в русском храмовом строительстве, кроме как на суздальской земле, практически нигде больше не встречаешь. Но говоря о неповторимости архитектурного ансамбля заповедного города, начинать нужно, конечно, с Рождественского собора. Правда, первоначально он был посвящен не Рождеству, а Успению Пресвятой Богородицы.

Древнее древнего

Пять синих глав суздальского Богородице-Рождественского собора, украшенные золотыми шестилучевыми звездами, поднимаются над невысокими зубчатыми стенами кремля. Внук Ярослава Мудрого, князь Владимир Мономах, получив во владение Суздаль, окружил поселение полуторакилометровым земляным валом со рвом, заполненным водой, дубовыми крепостными стенами и башнями и построил на месте уже существовавшей чуть ли не со времен крестителя Руси деревянной церкви каменный собор из плинфы — пришедшего из Византии плоского и тонкого (от 2,5 до 4 см толщиной) кирпича на известковом растворе-цемянке. Существование деревянного храма, предшествующего древнему каменному — вот доказательство еще более внушительного возраста города.

Вскоре Ростово-Суздальское княжество становится уделом Юрия Долгорукого, пожалуй, самого выдающегося градостроителя Древней Руси. Князь в 1125 г. переносит свою столицу из Ростова в Суздаль, а для своей резиденции выбирает небольшую деревню неподалеку, Кидекшу, где, по преданию, встречались первые православные святые, братья-князья Борис и Глеб, вызванные отцом, Великим князем Владимиром, в Киев. В Кидекше, подальше от строптивых бояр, князь Юрий построил укрепления и белокаменный Борисоглебский храм. От этого дошедшего до нас небольшого строения и начинается история белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси.

Ученые спорят: перестраивал ли основатель Москвы Рождественский собор в Суздале, используя для стен бутовый камень, или нет — поэтому можно говорить о двух версиях. От постройки начала XII в. остался только фундамент. В 1225 году по решению Юрия (Георгия) Всеволодовича, Великого князя Владимирского, на этом фундаменте был выстроен также трехглавый, но уже белокаменный шестистолпный храм.

Русские мастера, перенимая приемы византийцев, стремились совершенствовать их, вносить что-то свое, постепенно утверждаясь в строительстве шестистолпных, и менее сложных четырехстолпных храмов, ставших самыми распространенными на Руси. Удельные князья, к тому же, уже не могли позволить себе столичной пышности, однако храмы этого периода не столько бросают вызов окружающему миру, сколько органично вписываются в него.

Закомары храмов Владимиро-Суздальской Руси, в отличие от киевских, черниговских, новгородских, смоленских располагаются на одном уровне, словно отказываясь от пирамидального силуэта строений в византийском стиле. Уходят в прошлое «утопленные ряды» плинфы. Зато белокаменные фасады богато украшает каменная резьба, полуколонны, и, конечно, аркатурно-колончатые пояса. На реконструкции академика С. В. Заграевского Мономахов Успенский собор увенчан тремя шлемовидными куполами, а рисунок стен явно расчерчен под плинфу.

Возведение собора  XIII в. велось под руководством и духовным окормлением владимирского, суздальского и переславского епископа Симона, а завершение росписи и внешнего украшения стен — его преемника, Митрофана, принявшего в феврале 1238 г. мученическую кончину в Успенском соборе Владимира при взятии города Батыем. Митрофан, как считает историк и писатель В. В. Каргалов, стремился постепенно уйти от использования искусными владимирскими камнерезами в храмовом строительстве изображений славянских мифологических животных, считая это богопротивным.

Однако, подобно тому, как умело вписывали в родной природный ландшафт белокаменные храмы русские зодчие, так и церковь при возведении их избегала яростного тотального искоренения традиций, шедших еще с языческих времен, не уступая ни на шаг в незыблемости устоев христианской веры. И появлялись на стенах белокаменных православных храмов изображения львов и грифонов, на щитах Мономашичей и знаменах Романовых.

Лев, впрочем, зверь на Руси не такой уж и диковинный, по преданию, последнего царя зверей добыл в южно-русской степи Владимир Мономах. Изображение хищника украсило червленые щиты его дружины. А в православном искусстве лев символизирует Христа, и не только своей силой, царственностью и благородством, а еще и тем, что, как думали в старину, спит с открытыми глазами и все видит. Сокол — символ княжеской власти, позднее эта птица высокого полета стала гербом города. Собор посвящен Богородице, и появление каменных масок в виде женских ликов на фасадах также не случайно.

Стены собора сложены преимущественно из туфовых плит, из которых выступают белокаменные, украшенные резьбой, элементы и узорчатые порталы. Контраст грубоватого туфа и покрытого резьбой белого камня усиливал впечатление от строгого и торжественного облика храма. Узкие лопатки, членящие фасад, не совпадают с осями внутренних столбов и, пересекаемые орнаментальным поясом, выполняют лишь декоративное назначение. Так же зодчие отнеслись и к роли аркатурно-колончатого пояса, размещение которого на фасаде не соответствует уровню расположения хор, как это встречается в ранних крестово-купольных храмов. Исследователи считают, что каменной резьбой по относительно мягкому белому камню храм был украшен щедро — она есть даже на поребрике.

Южная и северная стены разбиты на четыре прясла, закомары, соответствующие рукавам сводов, образующих крест с куполом в центре, несколько шире и выше. Три прясла под закомарами — в западной части собора, три апсиды — в восточной. Внутренние стены были отделаны разноцветным мрамором и украшены фресками, небольшая часть которых дошла до наших дней, как и нижняя часть стен храма. После многих реконструкций фресковая живопись собора восстановлена в ростово-суздальских традициях, где преобладание синего цвета связано с образом неба и вечности. До появления в XVII веке иконостаса работы Григория Зиновьева и других мастеров школы Симона Ушакова алтарь отделялся белокаменной преградой.

Удивительным по красоте украшением собора стали «Златые врата», установленные в северной, западной и южной сторонах собора. Северные были похищены при разграблении монастыря захватчиками, но южные и западные сохранились и славятся на весь мир. Ранее предполагалось, что «Златые врата» вывезены из Херсонеса, но, в том числе и после обнаружения на них древних русских надписей — например, «Адам рыльцем землю копая», ученые считают, что этот шедевр, выполненный в технике «огненного золочения», создан владимирскими и суздальскими мастерами при Юрии Всеволодовиче. Двустворчатые врата разбиты сеткой покрытых орнаментом валиков с полушариями-умбонами в перекрестье на клейма с изображением сцен из Священного Писания и святых покровителей владимирских князей и епископов. В нижних рядах присутствуют также львиные фигуры. Семь рядов клейм, по два в ряду.

Пол собора покрыли цветной майоликовой плиткой, ступая на которую под расписанные своды и слыша голоса певчих, верующие испытывали благоговение и радость. Собор — впервые — был призван принимать в своих стенах большое количество горожан, а не только княжеской семьи и приближенных или монастырской братии.

После Орды 

Суздаль был взят монголо-татарами с ходу. Всадники Батыя, совершив стремительный бросок от стен осажденного Владимира, перебили немногочисленную стражу, разграбили и сожгли город. Языки пламени лизали белоснежные стены храма, оставляя на нем полосы черной копоти, подобные ударам плетей, которыми подгоняли победители угоняемых в Орду зодчих, резчиков по камню, златокузнецов. В своем культурном развитии Русь была отброшена назад на столетия. Когда много лет спустя в новой столице государства, Москве, задумали строить каменный Успенский собор, пришлось призвать из фряжских земель Аристотеля Фиораванти. Монументальные соборы в стране давно уже строить было некому и не на что.

В 1445 г. в Суздале рухнул верхний ярус собора. Потом были разорительные набеги Казани — и восстановление началось только в 1528 г.  Строили из кирпича, предварительно разобрав порушенные стены до аркатурно-колончатого пояса. В 1530 г. храм был заново освящен и переименован из Успенского в Богородице-Рождественский собор.

Прошло еще несколько десятилетий — и собор вновь разграбили захватчики из воинства пана Лисовского, антигероя Смутного времени. Интересно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля на противоположном конце города находится усыпальница Дмитрия Пожарского. Но даже легендарный князь не всегда мог справиться с быстрыми, неуловимыми «лисовчиками», уже в 1617 году совершившими практически безнаказанный грабительский рейд по всем окружающим Москву городам. Новая роспись покрыла стены собора в только 30-х годах XVII века.

Итак, в XVI веке Богородице-Рождественский собор принял современный вид. Его строение включает в себя элементы эпохи Владимира Мономаха (фундамент XI века), Юрия Всеволодовича (нижняя часть стен, XIII век) и Василия III, отца Ивана Грозного (верхний ярус, XVI век). Последнее строительство велось уже из кирпича. На этот раз над позакомарной кровлей поднялись пять глав на высоких барабанах; в основании центрального выложен декоративный ряд кокошников. Барабаны прорезаны щелевидными окнами.

Крытые оловом купола сильно пострадали в очередном пожаре, и в 1750 году над храмом поднялись большие луковичные главы. Центральная, наиболее крупная глава собора, подобно пылающей восковой свече, словно сплывает вниз. По этой характерной особенности суздальский собор уверенно отличается от всех известных допетровских храмов. Каменные гробницы собора хранят останки представителей княжеских и боярских родов — сыновей Юрия Долгорукого, Шуйских, Нагих, Бельских…  У стен собора собирался народ — здесь зачитывались царские указы и обсуждались внутригородские дела.

Напротив собора высится шатровая колокольня, построенная в 1635 г. и входящая в состав ансамбля архиерейских палат, где разместились коллекции Владимиро-Суздальского историко-художественного музея-заповедника, в том числе экспозиция уникальных икон, церковных книг, утвари и других произведений замечательных русских мастеров. Три основных колокола отбивали каждый час, а маленький колокол — каждую минуту. Циферблат часов на колокольне размечен не римскими, и не арабскими, а славянскими цифрами, о существовании которых мало кто знает. А применялись они вплоть до конца XVII века. Со всех сторон город окружали монастыри — сторОжи, некогда их было десять, осталось пять.

Когда-то главный город туристического маршрута “Золотое кольцо” считался одним из духовных центров страны. Сегодня Суздаль ассоциируется исключительно с “Женитьбой Бальзаминова”, медовухой и ресторанами-трапезными. 

Евгений ШАПОЧКИН

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Успенский собор во Владимире был возведен в 1158–1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н. Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.

После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186–1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.

В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

история, описание, как добраться до собора

Успенскую церковь в Суздале по праву можно назвать одним из красивейших соборов не только этого города, но и всей России. На сегодняшний день она является одной из немногих построек, сохранивших исконно русские традиции, как во внешнем, так и во внутреннем убранстве. Храм принадлежит к ансамблю Суздальского кремля, который относится к объектам культурного наследия Российской Федерации.

История церкви

История святыни насыщена интересными и трагическими событиями.

Возведение и основание

Точная дата основания неизвестна. Согласно старинным документам, храм Успения Пресвятой Богородицы существовал в Суздале еще в XV веке и был дворцовой церковью Московских князей. В 1495 году великий князь Иоанн Васильевич передал его Спасо-Евфимиеву монастырю, которому он принадлежит и по сей день.

Как и большинство сооружений того времени, здание было деревянным, и его ждала судьба всех древних деревянных построек – уничтожение огнем. После сильного пожара, произошедшего в городе около 1650 года, на месте сгоревшего деревянного собора был построен каменный.

Историческая судьба

В XVIII веке собор вновь пострадал от огня. После пожара 1719 года его пришлось перестраивать. Из-за немногочисленного населения города, а также из-за большого количества соборов в Суздале, приход храма был небольшим. В конце XIX века к его приходу относилось всего 9 дворов.

Революционные события начала XX не обошли стороной и Успенский собор в Суздале. Из всего архитектурного ансамбля сохранился только храм. Колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских были уничтожены в 1920-х годах ради производственных нужд, несмотря на старания директора суздальского музея В.И. Романовского, который пытался сохранить собор целиком.

В 1958 году под руководством А.Д. Ваганова комплекс был отреставрирован.

Современное положение

Успенская церковь, как и другие храмы Суздальского кремля, относится к епархии Спасо-Евфимиева мужского монастыря. Вместе с остальным кремлевским комплексом собор является одной из главных достопримечательностей Суздаля. Туристы и паломники не только со всей России, но и со всего мира приезжают в древний город, чтобы насладиться красотой собора и посетить потрясающие своей красотой богослужения.

Месторасположение храма

Церковь Успения Пресвятой Богородицы находится в восточной части Кремля. Она расположена за земляным валом, по адресу: Кремлевская улица, 8. Рядом находится другая достопримечательность Кремля – Рождественский собор.

Из Владимира до Суздаля можно добраться на автомобиле или автобусе № 159. Расстояние между двумя городами составляет 37 километров.

Архитектура и убранство сооружения

Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.

Внешний вид

Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.

Внутреннее оформление

Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.

Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского

22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.

Богослужения

Двери храма открыты для всех православных христиан. В церкви проходят ежедневные богослужения. Идя в храм, женщинам рекомендуется надеть головной убор и юбку. Мужчинам же следует находиться в церкви с непокрытой головой. Богослужение сопровождаются прекрасным пением женского церковного хора. По праздникам можно услышать голоса известных певчих Владимирской епархии. В церковной лавке продаются свечки, иконы, книги. К оплате принимаются банковские карты.

Видео богослужения в храме

На видео можно посмотреть, как проходит богослужение в Суздальской Успенской церкви. 

Белокаменные храмы 7 – Рождества Богородицы (Суздаль) 1225 г: bdb_2000 — LiveJournal

Рождественский собор – старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича – плинфы – и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня – пористого известняка – был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре.

О других белокаменных храмах Золотого Кольца России:

02 Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.

03 В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.

04 В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

05 Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого – Иван и Святослав.

06 В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.

07 В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.

08

09

10

11

12

Источник: http://www.golddomes.ru/suzdal/kreml1.htm

О других белокаменных храмах Золотого Кольца России:

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Владимир – Александров – Боголюбово – Суздаль

2 ДЕНЬ

06.27 Прибытие во Владимир. Встреча группы на вокзале.

Экскурсия Сергиев Посад. Убранства главных храмов Лавры и ее святыни. Вы познакомитесь с великолепным монастырским ансамблем-памятником пяти столетий, этапами развития русской архитектуры, традициями древнерусского зодчества и историей православного центра русской земли, посетите Троицкий собор, где находятся мощи преподобного Сергия Радонежского, Трапезную палату, Успенский собор.

Обед.

Отъезд в Александров. Экскурсия. Знакомство с архитектурным ансамблем Александровского Кремля, дворцовыми палатами, Покровским храмом, домовой церковью Ивана Грозного, малой трапезной палатой, художественной и историческими выставками.

 Размещение в гостинице «Владимир». Свободное время.

3 ДЕНЬ

Завтрак. Экскурсия в Боголюбово. Посещение Боголюбовского монастыря, бывшей резиденции князя Андрея Боголюбского или церковь Покрова на Нерли (в зависимости от погодных условий).

Отъезд в Суздаль. Экскурсионная программа по Суздалю: история города, архитектура Суздальского кремля с осмотром экспозиций Крестовой палаты и Рождественского собора, древнейшего из сохранившихся в Суздале памятников архитектуры. Экскурсия по Спасо-Евфимиеву монастырю: Спасо-Преображенский собор, внутренние росписи известных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, концерт колокольных звонов, архитектура Покровского монастыря, легендарного места пожизненной ссылки женщин из русских аристократических родов. Музей деревянного зодчества или Золотая кладовая.

Обед. Свободное время в Суздале. Отъезд во Владимир. Свободное время.

Ночлег в гостинице.

 

  4 ДЕНЬ

 

Завтрак. Экскурсионная программа по Владимиру: обзорная экскурсия по городу с осмотром Успенского собора, уникального памятника Владимиро-Суздальского зодчества с фресками Андрея Рублева, Дмитриевского собора, великолепного образца древнерусского зодчества и пластики, Золотых ворот, памятника русской фортификации, посещение музея хрусталя и лаковой миниатюры в Троицкой церкви или экспозиции «Старый Владимир».

Обед. Свободное время.

22.14  отправление поезда №103 из Владимира..

Успенский собор во Владимире, Россия

Успенский собор был самым большим зданием в рамках грандиозного строительства, которое Андрей Боголюбский развернул в новой столице – Владимире. Он занимал самую выгодную точку города – на самом высоком холме над Клязьмой. Его золотой купол был виден с дальних подступов к Владимиру и как бы утверждал независимость владимирского князя и его политические претензии на господство в феодальной России. Собор был заложен в 1158 году одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью.А в 1160 году уже был построен главный и величественный храм княжества. Андрей отдавал князю десятину и крупные имения на пропитание новой церкви, подражая своему знаменитому предку, крестителю Руси Владимиру Святославичу, покровительствовавшему Десятинной церкви в Киеве.

Для такого большого строительства к Андрею Боголюбскому были отправлены мастера белокаменной кладки из империи Фридриха Барбаросса. Это было демонстрацией отказа от помощи Киева и установления владычества владимирского князя на Русской земле.Но без местных мастеров обойтись было невозможно. В подмосковных карьерах добыли известняковый камень, привезли и распилили, заложили трехслойные стены. Икона Богородицы перенесена из Боголюбова в построенный Успенский собор. Андрей Боголюбский в свое время привез икону из Вышгорода под Киевом, когда «без отцовской воли» ушел в Суздальскую землю. Эта икона, впоследствии названная Владимирской Богородицей, – произведение гениального византийского художника, которое и сейчас поражает глубокой лиричностью, теплотой материнской любви к ребенку и человечеству (хранится в храме св.Николая в Толмачах в Третьяковской галерее).

Однако нынешний Успенский собор – памятник двух царствований. Однокупольная церковь Андрея Боголюбского сильно пострадала от пожара 1185 года, поэтому восстановить ее в прежнем виде было сложно. Поэтому архитекторы Всеволода III Большое Гнездо, брата князя Андрея, в 1185–1189 годах окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя маленькими головами, и старый собор оказался как бы футляром внутри нового здания.Стены старого собора прорезались большими арочными проемами, превращаясь в своеобразные внутренние столбы нового, обширного храма.

Ужасная катастрофа снова обрушилась на собор в феврале 1238 года, когда полчища хана Батыя захватили Владимир, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары засыпали собор дровами изнутри и снаружи и подожгли: на хоровой галерее собора погибли княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание выстояло, а его главная святыня – чудотворная икона Владимирской Богородицы, дважды спасенная от пожара, осталась невредимой.

На протяжении веков Успенский собор неоднократно подвергался пожарам и разграблению, а затем реставрациям, внесшим множество искажений в его старинный облик. В первой половине 19 века к собору пристроили колокольню и невысокую Георгиевскую церковь.

А что осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одном из закомаров видны резные фигуры библейского рассказа «Три юноши у камина» – рельефы, снятые со старых стен и положенные во внешнюю облицовку галерей.Женские маски (символ посвящения храма Богородице) и маски животных (символ княжеской власти) по бокам окон имеют одинаковое происхождение.

В интерьере собора в северной галерее-усыпальнице находится фрагмент фрески 1161 года с изображением пророков и павлинов. Сохранилось также несколько фрагментов фресковой росписи 1189 года: две фигуры – Артемия и Авраама – в обрамлении арки в юго-западном углу собора раннего Боголюбского, что связывает их с архитектурой храма и арко-столбчатым убранством. фасадов.

Роспись собора, пострадавшего от пожаров, была восстановлена ​​великим живописцем Андреем Рублевым, высланным из Москвы в 1408 году вместе с Даниилом Черным и его учениками. Фактически собор расписали заново и только придерживались старых подходов в размещении участков. В Успенском соборе сохранилось до 300 квадратных метров легендарных фресок дружины А. Рублева. Самая значимая композиция Страшного суда на своде под хорами – «Второе и страшное пришествие Христа».«После разгрома татарских орд на Куликовом поле страна вступала в новый подъем, тьма уступала свету надежд. Поэтому на фресках Рублева, изображающих ожидание конца света – неожиданное спокойствие, образы Судьи Христа, апостолов и ангелов лишены строгости. Их лица не пугают, а наполнены теплом, напоминая лица обычных людей. Фрески манят и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости. Следует упомянуть картину Рублева «Шествие праведников».Композиция «Лоно Абрахамово» символически изображает Рай на прилегающей арке: праотцы Авраам, Исаак, Иаков в цветущем саду. Во всех образах сквозит внутреннее благородство и искренность гения.

Живописное убранство Успенского собора, созданное Андреем Рублевым и его командой, было дополнено органично вписанным в пространство храма иконостасом, иконы которого сегодня составляют гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге.Петербург.

Успенский собор – тоже грандиозный старинный некрополь. В северо-восточный угол галерей перенесен саркофаг с останками первого строителя собора Андрея Боголюбского. Рядом – могила его брата и наследника, второго строителя собора – Всеволода III Большое Гнездо. С 1923 года мощевик с частью мощей великого князя Александра Невского хранится в некрополе собора. Александр Невский был внуком Всеволода III (в 1723 году по указу Петра I его мощи были перенесены из монастыря Рождества Богородицы во Владимире в Санкт-Петербург).Петербургская Александро-Невская Лавра). Десятки великих князей отдыхают в священных глубинах Успенского собора, наполняя его мрачной и торжественной атмосферой некрополя.

Успенский собор до сих пор поражает своим величием и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, приглашенному в конце 15 века в Москву для строительства зданий Московского Кремля, было приказано осмотреть Владимирский Успенский собор. Именно по его образу и подобию был построен грандиозный Кремлевский Успенский собор для великого князя Ивана III.

Сейчас Успенский собор во Владимире, памятник архитектуры и духовной красоты, используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, которые делят время для молитв и экскурсий.

Успенский собор, как и другие владимиро-суздальские белокаменные памятники XII-XIII веков, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

Автор: В. Королькова

Спасо-Евфимиева монастырь – Суздаль, Россия

На живописном берегу реки Каменки в северной части Суздаля стоит старинный монастырь.Монастырь Спасителя Евфимия был возведен здесь в 1352 году и являлся одновременно монастырем и женским монастырем, а также форпостом, укрепляющим окраину города. С этой целью Спасо-Евфимиев монастырь был окружен толстой стеной с башнями. Нынешняя стена с 12 башнями относится к 17 веку. В том же веке монастырь был полностью перестроен из камня. Первым настоятелем монастыря был преподобный Евфимий Суздальский, в честь которого монастырь был впоследствии назван. Небольшой храм над могилой Евфимия (1564 г.) со временем вырос и стал нынешним Спасо-Преображенским собором.Этот пятиглавый храм с изумрудно-зелеными головами – главное здание монастыря. Его архитектурный облик создавался более трех веков. У больших световых барабанов узкие окна. Меньшие венчают две меньшие приделы храма. С востока к собору примыкают глубокие алтарные экседры с гладкими безрамными оконными нишами. Интерьер Спасо-Преображенского собора очень богат. В 17 веке собор был украшен внешней и внутренней росписью.По периметру собор окружен поясом арок и колонн.

Перед собором на площади находится Успенская церковь (1525 г.) с колокольней. Успенская церковь – уникальное сооружение своей эпохи, так как совмещает в себе храм и трапезную. Церковь очень компактная и изящная. Ажурные кокошники перед шатровым куполом придают храму праздничный вид.

С юга к Успенской церкви примыкают дома архимандрита (16-17 вв.).

Монастырская звонница (XVI-XVII вв.) Впечатлит своим оригинальным оформлением. Внешне он напоминает арочную галерею с колокольчиками внутри. На звоннице стояли десятки колоколов, считавшихся самыми звонкими в Суздале.

Здесь, в монастыре, находится один из самых просторных в России братских домов. Его длина составляет более 100 метров, и в нем могут разместиться более 150 камер.

Самая интересная часть монастырского комплекса – тюрьма, построенная по указу Екатерины II в 1764 году для крестьян, участвовавших в восстании под предводительством Пугачева.Позже он стал местом заключения религиозных и политических преступников. В 1905 г. тюрьма была упразднена.

Сейчас монастырь Евфимия – крупнейший музей города. Сегодня храмы монастыря не действуют – в них размещаются музейные экспозиции.

Успенский собор Кремля, Москва

Успенский собор является старейшим храмом Кремля, а также самым важным: резиденция Русской Православной Церкви была перенесена сюда из Владимира в 1326 году, что сделало его центром Московского государства, а Московское государство – самым могущественным из них. Русские княжества.Здесь короновались русские императоры, а до них цари и великие князья. Здесь хиротонировали патриархи (высший чин духовенства), митрополиты (церковные руководители крупных митрополий) и епископы. В эпоху, когда государственная власть и религия едва ли были отделены друг от друга, он был также центром государственных ритуалов – местом, где читались правительственные указы и проводились официальные государственные службы. Внутри собора Престол Патриарха и Трон Мономаха, вырезанные в 1551 году для Ивана Грозного, отмечают физическое присутствие двух сторон этого исторического союза.

Первоначальный собор был построен во время правления Ивана Калиты, чей стратегический брак с дочерью татарского хана сделал Москву известной. Часовни выросли вокруг небольшой церкви, и в 1472 году Иван III, который занимался реконструкцией Кремля, чтобы отразить мощь своего нового российского государства, «Третьего Рима», построил новое здание. Псковские мастера Кривцов и Мишкин, продолжившие строительство Благовещенского собора, начали проект, но в 1474 году случилась катастрофа: недостроенное здание неожиданно рухнуло из-за чудовищного землетрясения.Руины пролежали в Кремле почти год, прежде чем закончить строительство было поручено болонскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Он изучил архитектурные традиции Новгорода, Суздаля и Владимира и принялся за дело. Скорость строительства собора поразила наблюдателей, и этот подвиг был подробно описан в хрониках. Церковь была освящена в 1479 году митрополитом Геронтием и стала одним из самых влиятельных архитектурных памятников в истории русской церкви.

Здание простое и строгое – сводчатый блок из известняка, увенчанный пятью золотыми куполами.Фрески с остроконечными крышами на восточной и западной сторонах были добавлены в 1660-х годах, а в остальном внешний вид почти не изменился по сей день.

Внутри иконостас собора датируется в основном 1652 годом, но с несколькими более старыми иконами внутри, в том числе двумя, приписываемыми мастеру Дионисию, самому известному и талантливому живописцу своего времени. Русский православный иконостас состоит из ярусов икон с изображением разных святых и праздников, соответствующих церкви, в которой находится иконостас.Первый, самый низкий ранг – это местные иконы, включая икону, которой посвящен собор. В Успенском соборе местный ярус являлся символом единства нового русского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. За иконостасом – каменная преграда с неотреставрированными фресками, изображающими первых святых. Некоторые из этих фресок также приписываются Дионису.

Большая часть фресок Успенского собора относится к 17 годам.Специальным указом царя Михаила Федоровича Романова, изданным в 1642 году, для украшения собора в Москву из разных городов были привезены около ста пятидесяти художников. Руководили коллективом иконописцы Иван и Борис Пайсеины, Сидор Поспеев. Это их картины, которые мы видим сейчас, хотя многие из них отсутствуют.

На протяжении веков собор страдал вместе с русским народом. Войска Наполеона поставили здесь своих лошадей во время его русской кампании, а в 1918 году собор был поврежден в результате перестрелки между белыми и большевиками.Последняя литургия была совершена на Пасху 1918 года Патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы большевиками. Однако, по слухам, когда нацистские войска подошли к окраинам Москвы в 1941 году, Сталин втайне разрешил провести здесь службу, чтобы спасти нацию от смертельной опасности. Собор был открыт для публики в 1990 году.

Успенский собор

Успенский собор (1158 – 1160) – всемирно известный памятник.По заказу Андрея Боголюбского был возведен белокаменный храм. После перенесения столицы из Киева во Владимир и переезда туда митрополита собор получил статус главного молельного дома России, имея в своем распоряжении образ Пресвятой Богородицы, икону-покровительницу России.

Его позолоченные купола и фасад, несущий фриз из арок и колонн, подчеркивают внушительность и торжественность. Владимирский собор был прообразом Успенского собора Московского Кремля.

Владимирский молельный дом служил святыней для останков князей и первосвященников. Здесь были захоронены кости Андрея Боголюбского, канонизированного в 18 веке.

Внутреннее убранство собора отличается изысканностью и роскошью. Древние летописцы сравнивали его с храмом Соломона в Иерусалиме. Росписи собора выполнены в разное время. Большинство из них датировано концом 19 века. Древние росписи составляют лишь незначительную часть общей поверхности фресок.

В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный нарисовали фрески для собора. Изобразительное искусство Андрея Рублева «Страшный суд» – единственное относительно нетронутое. Святые, наделенные человеческими чертами, покоряют зрительское сердце своей добротой и кротостью. Их фигуры изящны и изысканны.

Андрей Рублев написал 83 иконы для Успенского собора. Некоторые из них выставлены в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.

В 1773 году иконостас был заменен новым, существующим до сих пор.Под сводами этого собора Петр и Алексей Московские проводили службы. С 1917 по 1922 год здесь читал свои проповеди будущий Патриарх Сергий.

В 1952 – 1954 и 1974 – 1982 гг. Собор подвергался реставрации, финансируемой Русской Православной Церковью. Храм подготовили к своему 800-летию, отмеченному в 1989 году во Владимире.

Владимир – Боголюбово – Суздаль

Открывая Золотое кольцо России: «ПРЕД. |

Добро пожаловать в Русскую Сказку !!!

Обращает на себя внимание экскурсия по Золотому кольцу России с посещением городов Владимир, Суздаль и Боголюбово.Это один из самых длинных туров в моем списке. Он занимает целый день, 15 часов, и предполагает выезд из Москвы рано утром и возвращение в город поздно вечером. Как правило, своим клиентам я советую разделить его на два дня с ночевкой в ​​Суздале, где есть хорошая возможность расслабиться и насладиться настоящей русской баней. Разбивка тура на два дня поможет без суеты и суеты осмотреть все достопримечательности и получить удовольствие от путешествия.

Владимир

Владимир, признанный туристический центр России, расположен в 193 километрах от Москвы на живописной реке Клязьма.Впервые этот город упоминается в летописях в 988 году. Город Владимир назван в честь своего основателя Великого Князя – Крестителя Владимира Святославича или Владимира Красного Солнца. Долгое время – более двухсот пятидесяти лет – этот город был столицей Северо-Восточной Руси. За время своего существования Владимир сменил несколько названий – Владимир-на-Клязьме, Владимир-Залеский, Владимир-Волынский, в связи с существованием нескольких одноименных городов. Город Владимир известен своими архитектурными памятниками владимиро-суздальской школы: Успенским собором, Золотыми воротами, Дмитриевским собором и Музеем стекла, хрусталя и лаковой миниатюры.

Золотые ворота

Золотые ворота – выдающийся памятник архитектуры Владимира. Он представляет собой триумфальную арку из белого камня и надвратную церковь. Он был построен в 1164 году князем Владимирским Андреем Боголюбским. Золотые ворота, помимо оборонительных целей, носили торжественный характер. Это был парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. К сожалению, частые разрушительные пожары и нашествие врагов сильно исказили образ Золотых ворот.К нашему времени они пришли в сильно измененном виде.

Успенский собор во Владимире

Во время экскурсии особое внимание посетителей привлекает Успенский собор. Это уникальный памятник архитектуры конца 12 века, построенный великим князем Андреем Боголюбским. Это классический образец белокаменного зодчества России. Поскольку церковь сильно пострадала от пожара, Всеволод III значительно расширил собор в 1185 году. Храм изменился внешне и внутренне.Сохранились лишь фрагменты оригинальных красивых фресок Успенского собора. В очередной раз храм расписали Андрей Рублев и Даниил Черный (1408 г.). Фрески Тизе известны во всем мире и представляют большую художественную и историческую ценность. Большинство фресок, которые гости могут увидеть в соборе, относятся к 19 веку. Сейчас в храме проходят регулярные службы, а в остальное время он открыт как музейная выставка. Фрески собора находятся под угрозой из-за нарушений температуры и влажности, связанных с использованием собора не только как музей. но также как действующая церковь.

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор был построен Всеволодом Большое Гнездо в 1194–1197 годах как придворный храм. Собор знаменит своей белокаменной резьбой – его стены украшают около 600 барельефов с изображением святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первозданном виде. Во внутреннем убранстве до нас дошли лишь несколько фрагментов фресок 12 века. В частности, это фрагменты картины «Страшный суд».

Владимир – очень интересный город. Человеческого века не хватит, чтобы насладиться величием и славой этого места, узнать все его секреты.

Боголюбово

Расположен в 2 км к северо-востоку от Владимира, это место было основано Андреем Боголюбским в 12 веке и являлось резиденцией князя. Основание Боголюбово связано с легендой о явлении Богородицы князю Андрею: когда князь Андрей нес икону Богородицы из Киева во Владимир, конь в 10 км от Владимира поднялся, и никто не смог проехать. чтобы продолжить свой путь.Итак, принц и его люди решили остановить это место и переночевать. В ту ночь князю Андрею явилась Богородица. Андрей Боголюбский приказал построить на этом месте Свято-Боголюбский монастырь. Город образовался вокруг этого монастыря в году.

Суздаль


Суздаль – жемчужина Золотого кольца России. Город уникален своим ландшафтом, планировкой, исторической застройкой и практически полностью сохранился архитектурный ансамбль церквей, колокольней и монастырей.Они представляют особую ценность и интерес для посетителей.

Основные достопримечательности Суздаля, которые непременно стоит посетить, – это Суздальский кремль, архитектурный ансамбль Суздальского монастыря, памятники Посада, Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта.

Суздальский Кремль

Кремль – самая старая часть Суздаля, существует с 10 века. Архитектурный ансамбль Кремля состоит из трех церквей: Рождества Христова (13 век), Архиерейского дома (15 -18 вв.), Св.Николаевская церковь (18 век). Это место, где можно познакомиться с ранней историей города Суздаля, а также с древней архитектурой этого города, сохранившейся до наших дней в первозданном виде. Разнообразие архитектурного ансамбля способно удивить даже самую искушенную публику.

Суздальские церкви Посада

Посад – бывшая промысловая часть Суздаля. Современный облик этой части города сформировался в семнадцатом и девятнадцатом веках. Церкви и монастыри Суздальского Посада и Торговые центры – прекрасные образцы русской архитектуры.

Монастыри Суздаля

За свою долгую историю Суздаль насчитывал одиннадцать монастырей. До наших дней сохранилось всего пять монастырских ансамблей. А четыре монастыря сейчас работают. Они интересны своей историей, архитектурой и той ролью, которую играли в общественной жизни.

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта расположен у реки, на том месте, где ранее стоял Дмитриевский монастырь (XI век) – первый, построенный в городе.Ансамбль музея составляют интереснейшие религиозные и хозяйственные деревянные постройки, привезенные в Суздаль из разных мест Владимирской земли.
Суздальская архитектура разнообразна и интересна. Уникальность этого места в том, что здесь можно увидеть оригинальные постройки, имеющие многовековую историю и сохранившиеся до наших дней в первозданном виде. Прогуливаясь по Суздалю, вы полностью окунетесь в историю. Здесь все пропитано духом времени. Кажется невероятным, что здания, мимо которых вы проезжаете, видели величайшие события в истории, которые произошли, когда наши предки еще не родились.

Ссылки по теме:

Музеи Московского Кремля: Успенский собор

Архитектурный облик Успенского собора всегда поражал современников Аристотеля Фиораванти и до сих пор поражает воплощенной в нем смесью традиции и оригинальности. Сходство московского собора и его модели Владимира очевидно с первого взгляда. Оба величественных пятиглавых собора имеют белокаменные стены, колонные фризы и легкие полукруги глухих арок.Однако итальянский мастер решил не копировать план Владимирского собора и нашел храм, не имеющий аналогов в России, напоминающий светский парадный зал.

Ветви центрального креста, образованные пересечением средних ступеней, не выделяются ни по высоте, ни по ширине, что составляет оригинальную характерную черту архитектуры Успенского собора. В результате планировка храма разбита на одинаковые квадраты. Храм не имеет плана греческого креста с отчетливой игрой объемов разномерных частей храма, типичной для византийских и русских храмов.Ровные вертикальные части фасадных стен создают ощущение солидности объема и подчеркивают выразительность фасадов здания.

В соответствии с архитектурными принципами Возрождения итальянский архитектор ожидал, что здание будет гармонично вписано в ансамбль Соборной площади, а не восприниматься с точки зрения объема. До 17 века все постройки Соборной площади ориентировались на основные архитектурные формы и бетонные декоративные элементы Успенского собора, а иногда и копировали их.

Главный южный фасад здания – самый эффектный. Он разделен строгими перевязками пилястров на равные части, которые заканчиваются одинаково высокими полукругами глухих арок с помещенными в них узкими окнами верхнего яруса. Стены из белокаменных блоков кладутся на массивный профилированный цоколь. Колонный фриз, окружающий фасады храма, заимствован из Владимирского собора, но лишен пластической выразительности, характерной для владимиро-суздальской архитектуры.Кажется, что он вырезан в массе стены, не разрушая ее плоскости. Окна нижнего яруса вписаны в арки фриза прямо по центру каждой части стены.

Южный и северный порталы, служащие парадным входом в храм с Соборной площади и Митрополичьего дворца, украшены расширенными порталами с строгим узором полукруглых арок и московскими декоративными «бусами». К ним ведут высокие лестницы с широкими площадками, предназначенные для торжественных выходов царей и иерархов.Он находится только на западной стороне, напротив дворца митрополита и домашней церкви Смещения, где Фиораванти построил каменный насест с традиционной декоративной деталью в форме перевернутой пирамиды.

Фасад Успенского собора отличается некоторой асимметрией конструкции. Купола собора тесно сгруппированы вокруг массивного центрального купола, а южный и северный порталы смещены на восток. Что касается апсид восточного алтаря, то они несколько ниже по сравнению с глухими сводами, менее объемны, чем апсиды Владимирского собора, и скрыты колоннами с севера и юга.Это преувеличивает восприятие солидности здания, отчетливо ощущавшееся современниками, отмечавшими, что храм построен «как единый камень».

Успенский собор

Успенский собор

Успенский собор – уникальный памятник владимиро-суздальского белокаменного зодчества домонгольского периода.

В середине XII века князь Андрей Боголюбский сделал Владимир столицей Владимиро-Суздальского княжества.Белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 годах на крутом холме над рекой Клязьма, стал архитектурным и духовным центром княжества и новой столицы. Арки поддерживаются шестью столбами, а пятиглавый верх возвышается над ним. Киевская София почти на 33 метра. Сейчас трудно представить себе подлинное великолепие Успенского собора: резьба и золото фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции, полихромная роспись внешних стен, бронзовые чашки и паруса над закомарами..

Храм был задуман собором. В летописях упоминается весь ансамбль Епископского двора, уничтоженный пожаром 1185 года, а также княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Большое Гнездо. Продолжатель идеи самодержавия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод еще больше сблизил облик главной святыни княжества с величественной, многоглавой Киевской Софией. Пятиглавый верх Владимирского Успенского собора на многие века стал образцом православного храма.По этой модели Успенский собор Московского Кремля был построен в 15 веке.

Архитектурные формы собора раскрыты и отреставрированы реставраторами XIX и XX веков. Архитектурное совершенство, ценность и древность здания, его историческое значение – все живое. Богослужение проводилось постоянно, кроме периода с 1927 по 1944 год.

В 1862 г. часовня (архитектор Н. А. Артлебен) св.Георгия (удачная стилизация под белокаменную архитектуру XII века) построена между собором и колокольней.

В настоящее время Успенский собор принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику и РПЦ. Он внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Контактная информация:

Телефон:

+7 4922 32-52-01

Если вы хотите заказать экскурсию, звоните: +7 4922 32-42-63

Открыт с 13.С 00 до 16.45, кроме понедельника

На карте:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *