Церковь 15 века на руси: Церковь в начале XV века — урок. История, 6 класс.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ – Древо

История Русской Православной Церкви

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа – крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом – не говоря об их чисто духовной роли – в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие – величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, – не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси – залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг – Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем – исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, – раскол старообрядчества.

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники – обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции – в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: “Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!”

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. “обновленческий раскол”, провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. “Карловацкого Собора”, создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной “Русской Православной Церкви зарубежом” (РПЦЗ).

После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский). Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. “правый раскол” и создавших “катакомбную церковь”.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества – она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в “патриотическом единении”, был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. “катакомбной церкви” по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период “потепления” в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению “борьбы за мир и разоружение”.

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой “хрущевской оттепели”, когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В “брежневский” период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как “граждане второго сорта”.

Современная история

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

См. также

  • Русская Православная Церковь

Литература

  • А.В.Карташев Очерки по истории Русской Церкви в 2 тт.
    • http://nikolsky.w777w.ru/file/400/2216
  • Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.
    • http://pstgu.ru/library/data/none/none/title/none/?/10/
  • Л.Регельсон. Церковь в истории России
    • http://www.apocalyptism.ru/Church-1.htm
  • Л.Регельсон. Даты и документы. Хронология церковных событий 1917-1953гг.
    • http://www.apocalyptism.ru/Docum.cont.htm
  • Л.Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953.
    • http://www.lregelson.narod.ru/knigi/index.html

Использованные материалы

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви
    • http://www. mospat.ru

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

В конце 15 – начале 16 веков на Руси происходили события, на долгое время предопределившие пути её социально-политического развития.

Царские регалии

Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим религиозным и политическим вопросам. Именно на эти темы мы сегодня поговорим на нашем уроке.

Православная церковь поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства.

Она поддерживала Александра Невского в его мирных отношениях с Ордой, выступала против княжеских усобиц, оказала поддержку князьям в Куликовской битве и противостоянии с ханом Ахма̀том.

Великие князья, в борьбе за объединение Руси, поддерживали церковь, предоставляли ей земельные владения и льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады.

В 1439 году на соборе во Флорѐнции, иерархи Греческой и Римской церкви заключили унию – акт о соединении обеих ветвей христианства.

За участие в этой акции собор московских владык прогнал митрополита Исидо̀ра, избрав вместо него в 1448 году рязанского владыку Ио̀ну.

В 1453 году пал Константинополь. Выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от патриархов Византии и получила полную самостоятельность, провозгласив свою автокефа̀лию. Авторитет церкви возрос.

Но такое положение дел имело обратную сторону. Митрополит зачастую избирался с согласия великого князя, что давало возможность последнему вмешиваться в церковные дела. Князья видели, что церковь с её огромным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала соперничать с великокняжеской властью.

Церковные деятели противились такому положению дел. Они старались помешать князьям в их устремлениях. Часто это приводило к конфликтам.

Церковь оставалась мощной религиозной силой, богатейшим землевладельцем и средоточием культурных ценностей.

Церковь вела себя агрессивно по отношению к другим религиям, которые исповедовали враги России, – к католичеству и мусульманству. Все это было на руку великокняжеской власти. Поэтому, не смотря на противоречия, церковь и государство нуждались друг в друге.

Вторая половина 15 – первая 16 века – период распространения на землях Руси различных

еретических ученийЀреси – это отступление от официального церковного учения и церковных догм. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

Одним из центров распространения ереси был Новгород. Он был ближе всего к Западу, любое вольнодумство быстро достигало этого города по торговым путям вместе с привозимыми товарами.

Первые ереси появились в Новгороде в 14 веке. Приверженцев такого учения называли «стриго̀льниками». Руководителями движения стали диаконы Карп (который был стригольник, или парикмахер, от его профессии и произошло название «стригольники») и Никита.

Суть учения выражалось в неприятии поклонения иконам, неприятии молитв святым. Они отрицали, существование души и загробную жизнь. Выступали против взяточничества священников, церковного землевладения, угнетения одних людей другими.

Новая ересь, известная под именем жидо̀вствующих, появилась в Новгороде во второй половине 15 века и оттуда перешла в Москву. Её приверженцы частично использовали иудейское учение, отсюда и название.

Еретики отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, поклонение святым.  Критиковали монашество за непотребный образ жизни.

Взгляды еретиков нашли поддержку среди народа, некоторой части духовенства, бояр, дьяков, людей близких к Ивану 3.

Иван 3 не вмешивался в религиозные споры и терпимо относился к еретикам, поскольку те, обличая церковь, поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения церкви в государстве.

Но вскоре споры возникли и внутри руководства православной церкви. Их основой был вопрос о церковных богатствах.

15 век был периодом бурного развития монастырей. В различных частях страны появилось большое количество новых обителей. В 1436 году, в землях Новгорода, монахами Зо̀симой и Германом был основан Соловѐцкий монастырь.

В 1479 году преподобным Иосифом был основан Ио̀сифо-Волокола̀мский монастырь.

Ещё в 14 веке Сергием Ра̀донежским был основан Троице-Сергиев монастырь, бывший одним из самых богатых на Руси.  

Монастыри получали богатые подношения, являлись собственниками земли. Собирали деньги и товары за свою церковную деятельность. Монастыри занимались торговлей и ростовщичеством. Тем не менее, монастыри занимались благотворительностью.

Другая ситуация была в небольших монастырях, скѝтах и пу̀стынях. Там монахи жили от собственного труда. Вели аскетический образ жизни.

Скит

Постепенно между этими двумя крайностями возник спор. Первая сторона «нестяжа̀тели», проповедовали уход от мира отказ церкви от приобретения

богатств и земель. Их вдохновителем был известный церковный деятель Нил Со̀рский.

Вторая – «иосифля̀не» – последователи Иосифа Воло̀цкого. Они доказывали, что монастыри нуждаются в землях и крепком хозяйстве. Что только так возможно распространять идеи христианства, помогать верующим и заниматься посвящением.

Великий князь поддерживал нестяжателей

. При помощи их и еретиков он стремился ограничить влияние и богатство церкви и усилить свою власть.

Но вскоре иосифляне изменили своё учение. Теперь они признавали главенство князя над церковью, передавали ему решение многих церковных вопросов. В руки князя перешла обязанность борьбы с ересью. Князь поддержал иосифлян. Вскоре с ересью и нестяжателями было покончено. Представители этих учений были сосланы либо казнены.

В то время как иные православные страны Европы и сам центр православия Византия были покорены османами, русские земли объединились в единое сильное государство.

Постепенно русские церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в Православном мире, о её преемственности Византии, которой больше не существовало. Теория получила название «Москва – Третий Рим».

Первым эту теорию в 1490 году озвучил митрополит Зосима. Он приравнял Ивана 3 к императору Константину, а Москву – к Константинополю.

В явном виде теория была сформулирована в посланиях старца Филофѐя великому князю Московскому Василию 3.

Теория обосновывала значение Москвы как религиозного и политического центра, ставшего преемником Рима и Константинополя, которые пали по причине «уклонения от истинной веры».

Данная теория стала основой представлений о роли и значении России, как единственного центра истиной веры, которые сложились в период образования Русского государства.

Церковные деятели, проповедовали о том, что род Рюриковичей происходит от римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Самим Богом дана и власть московских монархов. 

Итогом развития отношений церкви и государства были следующие моменты.

Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии.

Внутри церкви появились разногласия. Церковь попала в зависимость от великих князей.

Главной заслугой церкви было то, что при её поддержке проходило объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание Российского централизованного государства.

Русская Православная Церковь | История и факты

Св. Василия Блаженного

Смотреть все СМИ

Сферы деятельности:
Восточное православие автокефальная церковь
Связанные люди:
Никон Феофан Прокопович Сергий Иоанн Кронштадтский

Просмотреть весь связанный контент →

29 апреля, 2023, 12:06 ET (AP)

Папа Римский в Венгрии встречается с украинскими беженцами, посланник России

Папа Франциск ввязался в обе стороны войны России с Украиной

Русская Православная Церковь , одна из крупнейших автокефальных автокефальных , или духовно независимые восточно-православные церкви в мире. Его членство оценивается более чем в 90 миллионов человек. Чтобы узнать больше о православных верованиях и практиках, см. Восточное православие.

Христианство, по-видимому, было привнесено в восточнославянское государство Киевскую Русь греческими миссионерами из Византии в 9 в.век. Известно, что организованная христианская община существовала в Киеве еще в первой половине X века, а в 957 году в Константинополе была крещена правительница Киева святая Ольга. За этим актом последовало принятие христианства в качестве государственной религии после крещения внука Ольги Владимира I, князя киевского, в 988 г. При преемниках Владимира и до 1448 г. русскую церковь возглавляли митрополиты киевские (которые после 1328 проживал в Москве) и образовал митрополию Византийского патриархата.

Еще из Британники

Восточное православие: норма церковной организации

Пока Россия находилась под властью монголов с 13 по 15 века, русская церковь пользовалась привилегированным положением, получив освобождение от налогов в 1270 году. В этот период наблюдался значительный рост монашества. Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в середине XI века подвижниками святыми Антонием и святыми Феодосиями, был вытеснен как передовой религиозный центр Троицко-Св. Сергиев монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским (на территории нынешнего города Сергиева Посада). Сергий, а также митрополиты св. Петр (1308–26) и св. Алексий (1354–78) поддерживали растущую мощь Московского княжества. Наконец, в 1448 году русские архиереи избрали своего митрополита без обращения к Константинополю, и русская церковь стала отныне автокефальной. В 1589 г.Иов, митрополит Московский, был возведен в патриархальное положение с одобрения Константинополя и получил пятый чин по чести после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

В середине XVII века православный патриарх Никон вступил в ожесточенный конфликт с русским царем Алексеем. Никон, преследуя идеал теократического государства, пытался установить примат православной церкви над государством в России, а также предпринял тщательный пересмотр русских православных текстов и обрядов, чтобы привести их в соответствие с остальным восточным православием. Никон был низложен в 1666 году, но русская церковь сохранила его реформы и предала анафеме тех, кто продолжал противиться им; последние стали известны как старообрядцы и в течение следующих двух столетий сформировали энергичную группу инакомыслящих в Русской православной церкви.

В 1721 году царь Петр I (Великий) упразднил Московский патриархат и заменил его Священным Правительствующим Синодом, созданным по образцу государственных синодов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и жестко контролируемым государством. Обер-прокурор синода, мирянин, получивший министерский чин в первой половине XIX в., впредь до 1917 г. осуществлял действенный контроль над церковным управлением. Этот контроль, чему способствовало политическое раболепие большей части высшего духовенства , особенно отметился в период прокуратуры (1880–1919 гг.).05) архиконсерватора К.П. Победоносцев.

В ноябре 1917 года, после падения царской власти, Собор Русской Православной Церкви восстановил патриаршество и избрал патриархом митрополита Тихона. Но вскоре новое советское правительство объявило об отделении церкви от государства и национализировало все земли, принадлежавшие церкви. За этими административными мерами последовали жестокие санкционированные государством преследования, включавшие массовое разрушение церквей, аресты и казни многих священнослужителей. Русская православная церковь еще больше ослабла в 1922 декабря, когда Обновленная Церковь, реформаторское движение, поддерживаемое советским правительством, отделилась от церкви Патриарха Тихона, восстановила к власти Священный Синод и вызвала раскол среди духовенства и верующих.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

После смерти Тихона (1925 г.) правительство запретило проведение патриарших выборов. В 1927 году, чтобы обеспечить выживание церкви, митрополит Сергий официально выразил свою «лояльность» советскому правительству и впредь воздерживался от какой-либо критики государства. Однако такое отношение лояльности спровоцировало новые разногласия в самой церкви: внутри России ряд верующих выступили против Сергия, а за границей русские митрополиты Америки и Западной Европы разорвали свои отношения с Москвой.

Затем, в 1943 году, воспользовавшись внезапным изменением политики Иосифа Сталина в отношении религии, русское православие пережило возрождение: был избран новый патриарх, открыты духовные школы, начали функционировать тысячи церквей. Между 1945 и 1959 годами официальная организация церкви была значительно расширена, хотя отдельные представители духовенства время от времени подвергались арестам и ссылкам. Количество открытых церквей достигло 25 000. Впоследствии под руководством Никиты Хрущева и Леонида Брежнева были установлены новые и широкомасштабные гонения на церковь. Затем, начиная с конца 1980-е годы, при Михаиле Горбачеве, новые политические и социальные свободы привели к тому, что многие церковные здания были возвращены церкви для восстановления местными прихожанами. Распад Советского Союза в 1991 году способствовал духовному прогрессу, и в 2000 году царь Николай II, российский император, убитый большевиками после Октябрьской революции 1917 года, и члены его семьи были канонизированы церковью.

Русская революция 1917 года отрезала большие слои Русской церкви — епархии в Америке, Японии и Маньчжурии, а также беженцев в Европе — от регулярных контактов с материнской церковью. Группа епископов, покинувших свои кафедры в России, собралась в Сремски-Карловцах, Югославия (ныне в Сербии), и заняла явно политическую монархическую позицию. Группа также утверждала, что выступает как синод для всей «свободной» русской церкви. Эта группа, в которую и по сей день входит значительная часть русской эмиграции, была формально распущена в 1922 Патриархом Тихоном, который затем назначил митрополитов Платона и Евлогия правящими архиереями в Америке и Европе соответственно. Оба этих митрополита периодически продолжали поддерживать отношения с синодом в Карловцах, но ни один из них не принимал его как каноническую власть.

После Второй мировой войны Московский Патриархат безуспешно пытался восстановить контроль над этими группами. В 1970 г. она наконец признала автокефальную Православную Церковь в Америке, тем самым отказавшись от своих прежних канонических притязаний в США и Канаде; в том же году он также признал автономную церковь, основанную в Японии. После распада Советского Союза начались дискуссии о воссоединении церквей. В 2007 году церкви воссоединились, когда было восстановлено каноническое общение между Русской Православной Церковью и зарубежной церковью. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом, почетным первенством Восточного Православия, после того, как последний утвердил независимость автокефальной Православной Церкви Украины; Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года..

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Мелиссой Петруцелло.

Православная вера – Том III – История Церкви – Пятнадцатый век – Россия

Том III – История Церкви

Пятнадцатый век

Возникновение Московского государства

В то время как Византийская империя падала под натиском турок-османов, в Москве пускались корни грядущей Российской империи. Святителя Димитрия Донского сменили на посту великого князя Московского три выдающихся деятеля 15 в.: Василий I (или Василий; год правления 1389).–1425), Василия II (годы правления 1425–1462) и Ивана III (годы правления 1462–1505).

Эти правители были убеждены, что Бог избрал их, чтобы возглавить русских в свержении татарского ига и в защите православия. Они осторожно и обдуманно шли к укреплению и расширению могущества Московского государства. Главным образом путем дипломатических переговоров, ведущих к покупкам и аннексиям, они постепенно приобретали власть над соседними городами и провинциями. Они и, вероятно, большинство народа понимали, что необходимо сильное централизованное политическое государство, чтобы объединить всех русских в их сопротивлении татарам и защитить землю от других врагов на западе.

В 1472 году великий князь Иван III женился на Софье Палеологе, племяннице императора Константина XI, последнего из византийских императоров. Теперь Иван был напрямую связан с последней императорской династией Нового Рима. Он взял в качестве своего герба византийского двуглавого орла.

В 1479 году Ивану удалось включить в состав Московского государства очень важный город-государство Новгород у Балтийского моря. Эта аннексия дала большой толчок объединению центральных и северных княжеств, но за это пришлось заплатить высокую цену. Ведь москвичи, подозрительно относившиеся к активным торговым связям Новгорода с Западной Европой, закрыли связи города-государства с Западом. Как объясняет Николя Зернов в Русские и их церковь , «Дверь в Европу была закрыта, внешняя торговля остановилась, и дух свободы и предприимчивости, столь заметно проявляемый новгородцами, угас».

В 1480 году, уже на следующий год, Иван почувствовал, что Россия достаточно сильна, чтобы перестать платить ежегодную дань татарам. В 1498 году он был коронован митрополитом Московским Симоном как «царь [по-русски „кесарь“], великий князь и самодержец всея Руси». Митрополит поручил ему «заботиться о всех душах и о всем православном мире».

К настоящему времени все элементы идеологии Москвы как «Третьего Рима» были в основном готовы.

Восстание обладателей и невладельцев

В России XV века постепенно складывались два совершенно разных подхода к монашеской жизни и к отношениям между Церковью и государством. Лидерами двух «партий» — разделивших наследие преподобного Сергия Радонежского и причисленных к лику святых Церкви — были Нил Сорский (1433–1508) и Иосиф Волоцкий (1439).–1515).

Святой Нил

Святой Нил (Нил) возглавлял партию «нестяжателей». Монахи этого исповедания жили большей частью за Волгой, поэтому их иногда называли «заволжцами». Предпочитая полуотшельническую жизнь в небольших скитах, нестяжатели считали, что монастыри не должны владеть и управлять большими имениями. Они считали, что церковь должна быть свободна от прямого влияния и контроля государства, и решительно выступали против права государства казнить еретиков. Они защищали бедность как главную добродетель, а смирение и духовная свобода пронизывали созерцательную, молчаливую и затворническую жизнь монахов. Они были наследниками мистических, исихастских и кенотических традиций преподобного Сергия и отшельников Киево-Печерского монастыря.

Святой Иосиф

«Владетелей» возглавлял Святой Иосиф. Поэтому их иногда называли иосифлянами. Предпочитая крупные общежительные монастыри, они считали, что монастырям уместно владеть крупными поместьями, в том числе крепостными, поскольку это давало бы доход для строительства и содержания их крупных заведений, а также обеспечивало бы доход для раздачи бедным. Они считали, что церковь и государство должны быть в тесной связи, и что церковь должна служить социальным и политическим нуждам зарождающейся русской нации. Они подтвердили право государства казнить еретиков. Они подчеркивали жизнь строгой аскетической дисциплины и активного общественного служения среди людей, которые коренились бы в строгом соблюдении литургических ритуалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *