Травы севера: Новинка бренда «Архангельская»: особая водка «Архангельская Северные Травы»

Российские травы и их прованские кузены

Образ жизни

Дары природы

«Золото» нашей страны имеет различные оттенки, в том числе и зеленый. С полным правом им можно считать богатейшую флору России. И один из важнейших даров родной природы — ее целебные травы.

Пожалуй, у российских женщин на слуху не только «байкальские травы», «травы Западной Сибири» или «горные травы Алтая», но и травы, произрастающие в Европе — в первую очередь «прованские травы». Они составляют конкуренцию нашим отечественным как на кухне, так и на туалетном столике.

Юго-восток Франции, гористая местность Средиземноморья, щедро залитая солнцем, благодатна для выращивания пряных трав. Чабер, орегано, розмарин, тимьян и базилик составляют основу букета с фирменным лейблом Herbes de Provence. Лаванда — ароматный символ Прованса, шалфей, фенхель, тмин, кориандр и эстрагон часто гармонично дополняют композицию.

Давайте попробуем сравнить характеры традиционной растительности юго-востока Франции и нашей необъятной Родины.

Итак, Российские травы VS Herbes de Provence

Прованские травы

«Прованские травы» — это в первую очередь знаменитый бренд. Традиционный сбор имеет практически неизменный состав и достаточно четкие пропорции. Рецепты, выверенные веками, сочетания, не меняющиеся кардинально. Отчасти причиной такой педантичности могут служить и относительно узкие географические границы региона.

Разобрать по травинкам полный перечень российских целебных трав не получится — слишком обширны и различны по климату территории их произрастания.

Предгорья Алтая с изумляющим взор разнотравьем; серебристо-зеленый таежный ландшафт; Крым — уникальный регион с множеством растений-эндемиков; Байкал — чистейшая, нетронутая, заповедная растительность.

Чаще упоминаются в гастрономическом аспекте. Кулинарные рецепты средиземноморской кухни немыслимы без прованских приправ. При этом далеко не все травы, входящие в состав «Прованской смеси», имеют достаточный вес с медицинской точки зрения.

Российские травы

Российские травы в первую очередь ценятся за свои лечебные свойства. В древности их применяли для исцеления от всевозможных хворей. И, конечно же, для омоложения и поддержания естественной красоты. Масса примеров применения трав в медицинских целях содержится в русском фольклоре.

Хотя некоторые травы бывают и крайне успешными экземплярами, сделавшими «карьеру» и в кулинарии, и в косметологии, — к примеру, всеми нами любимая петрушка является прекрасным отбеливающим кожу средством.

Больше ценятся в косметологии за свои ароматические свойства. Чаще используются для создания пикантных аромабукетов в парфюмерии, косметике, мыловарении. К примеру, для туристов — гостей Прованса доступна опция — создать свой парфюм на основе местных растений под руководством профессиональных парфюмеров.

Травы севера

Ароматы трав севера не всегда так ярки и разнообразны, как их выросших под жарким солнцем собратьев. Однако главная ценность сокрыта внутри. Например, клевер повышает способность кожи к нейтрализации воздействия вредных факторов. Первоцвет тонизирует, освежает, придает здоровое сияние. Таволга содержит салициловую кислоту, оказывающую мощное противовоспалительное действие. Шлемник Байкальский обладает антиоксидантными свойствами, способствует проникновению в кожу других активных компонентов.

Однако у нас с Провансом есть и много общего. Травы, которые отлично себя чувствуют и во Франции, и в России, — например, в Крыму — лаванда, на Кавказе — чабер, по европейской части России и Уралу распространена вербена. А та же петрушка, хоть и не входит в классический состав «Прованской смеси», является весьма популярным кулинарным и косметическим средством в Провансе. Душа прованского букета — тимьян — более известен в России как чабрец или богородская трава, потому что на Руси его клали под иконы Божией Матери в день Успения Богородицы.

* Важно понимать, что производитель косметических средств отслеживает все этапы роста, сбора и переработки растительного сырья. Это правило соблюдается и во Франции. Именно поэтому настоящим прованским букетом можно считать травы, выращенные, собранные и просушенные по всем канонам фитотерапии. Гарантией подлинности и качества является знак Label Rouge.

резная кость Русского Севера — Политика

Художественные изделия из кости, созданные архангелогородцами, устюжанами, жителями Сольвычегодска, хранятся в Оружейной палате и Эрмитаже, в Государственном историческом музее и Всероссийском музее декоративного искусства. Есть они и во многих провинциальных музеях. Старинные ларцы, шкатулки, гребни можно увидеть практически всюду, где в состав музейных коллекций вошли вещи из частных собраний, принадлежавших некогда российскому дворянству и купечеству. В выставочных залах, где экспонируется современное искусство, тоже время от времени встречаешь работы архангельских резчиков по кости. Пережив за свою многовековую историю не одно потрясение, косторезное искусство Русского Севера существует и сегодня.

С русской северной костью знакомы, таким образом, миллионы людей. Но насколько полны наши знания об этом художественном феномене? Рискну предположить, что, исключая специалистов-искусствоведов, у так называемой «широкой аудитории» в представлениях о нём много белых пятен. Сужу по себе. Об удивительном многообразии косторезного искусства Русского Севера я получил представление, лишь прочитав монографию доктора исторических наук И.Н. Ухановой «Резьба по кости в России XVIII – XIX веков». Ирина Николаевна многие годы возглавляла сектор прикладного искусства в отделе русской культуры Государственного Эрмитажа и как никто другой знала, какую кость использовали северорусские народные художники, какие технические приёмы применяли, насколько разнообразными по форме, размерам, характеру декора были созданные ими художественные изделия.

Так, например, работали резчики не только с «рыбьем зубом» – клыками моржей, которых добывали в Белом и Баренцевом морях, но также с бивнями мамонтов и цевкой. Бивни находили в обрывистых берегах полярных рек. За тысячи лет, проведённых в вечной мерзлоте, они меняли свой цвет. Грунтовые воды окрашивали мамонтовую кость в различные тона, в том числе, сине-зелёный. Русские мастера называли её «голубой костью». Цевка – трубчатая кость домашних животных, в основном, быков и коров. Изначально она имела сероватый оттенок, но художники знали способы её отбеливания и могли придать цевке такой же благородный вид, как моржовой или мамонтовой кости.

Разнообразными были не только материалы, которые использовали северорусские косторезы. Они владели тремя различными видами резьбы – гладкой, объёмной и ажурной, широко применяли гравировку. Набор инструментов включал в себя резцы, пилки, лобзики, свёрла. Для того чтобы косторезные изделия приобрели дополнительную декоративность, белую кость нередко окрашивали в жёлтый, зелёный, красный, чёрный цвета. Для окраски использовали листья щавеля, кору ольхи, ягоды черники и бузины. Под ажурную, сквозную резьбу (её называют на Севере «резьбой на проём»), часто подкладывали цветную фольгу, яркую бумагу, шёлк или бархат.

Очень интересно ещё одно наблюдение И.Н. Ухановой. Декоративными элементами изделий из кости являлись даже их конструктивные детали. В умелых руках народных умельцев, отмечает исследовательница, металлические скрепы, гвоздики, накладки, крепившие костяные пластины на деревянную основу, превращались в дополнительный узор.

Что касается назначения косторезных изделий, то, помимо украшений и небольших по размерам предметов быта, это была мебель – буфеты и секретеры, были иконы, кресты, парадные кубки, а также рельефные панно и многофигурные скульптурные композиции, запечатлевшие героев российской истории.


Скульптура «Пётр I – победитель шведов». Моржовый клык, бивень мамонта. XVIII в.

 

Столь же неожиданной оказалась для меня почерпнутая из монографии И.Н. Ухановой информация о том, что косторезное искусство, веками существовавшее на Русском Севере, было в значительной степени городским, вобравшим в себя, как любое городское искусство, различные по своему происхождению истоки. В первую очередь это относится к Холмогорам, где началось формирование северорусских традиций резьбы по кости, где и поныне работают талантливые народные художники. Расположенные в низовьях Северной Двины Холмогоры долгое время представляли собой, как сказали бы мы сегодня, «городское поселение», «агломерацию» нескольких сёл, деревень и посадов. Здесь были церкви и часовни, был обнесённый мощными деревянными стенами кремль, близ которого причаливали английские и голландские суда. Когда в конце XVI века, спустя четыре столетия после возникновения Холмогор, неподалёку от них стали строить Архангельск, его называли вначале «Новый Холмогорский город».

Удивляться тому, что в средние века Холмогоры были городом, не приходится. Основали его в XII веке новгородцы, а «Господин Великий Новгород» был в те времена одним из самых крупных и самых богатых городских центров Европы. Новгородская художественная культура представляла собой сплав древнерусских, византийских, варяжских традиций. Тесно переплелись они и в существовавшем в Древнем Новгороде искусстве резьбы по кости. Косторезное ремесло пришло сюда, главным образом, из Византии, вместе с православием. Создавая церковную утварь, мастера изначально использовали слоновую кость, однако по мере продвижения Новгородской республики на север они познакомились с моржовым клыком и бивнем мамонта. Собственно, кость и стала веской причиной, по которой древние новгородцы устремились на берега «студёных морей». Добыча моржового клыка, поиск в тундре останков мамонтов были важными хозяйственными занятиями поморов – особой русской этнической общности, которая сформировалась на освоенных Великим Новгородом побережьях Белого моря. Прошло ещё какое-то время, и поморы, в первую очередь жители Холмогор, стали не только сбывать добытую ими кость, но и сами работать с ней.

Принято считать, что косторезное искусство существует в низовьях Северной Двины с XVI века. Этим столетием датируется несколько миниатюрных скульптур, а также письменные источники, в которых упомянуты художественные изделия северорусских резчиков по кости. Высокое мастерство, с которым выполнены эти скульптуры, а также хвалебные отзывы иностранцев о русских изделиях из моржового клыка, позволяют, с моей точки зрения, предполагать, что история косторезного дела на Русском Севере началась не пятьсот лет назад, а раньше.

Многоликость северорусской резной кости, обусловленная историей её формирования, сохранялась на протяжении длительного времени. Различные по происхождению культурные пласты – русские и западноевропейские, городские и сельские – прочитываются в холмогорских изделиях вне зависимости от того, когда они были созданы. Убедиться в этом несложно. Достаточно лишь внимательнее вглядеться в произведения народного искусства.

    

  Чернильный прибор. Моржовый клык. Конец XVIII – начало XIX вв.

Чернильный прибор, состоящий из двух небольших футляров для чернильниц, коробки для перьев и овальной подставки, был создан не менее двухсот лет назад. Примечательно уже само назначение этого изделия. Предназначалось оно, несомненно, для горожанина. Вместе с тем, в нём отчётливо прослеживается «деревенский мотив»: формы предметов, их декор, характер резьбы таковы, что вызывают ассоциации с изделиями, сплетёнными из ивовых прутьев.

На пару десятилетий старше чернильного прибора с его лёгким «воздушным кружевом» массивный, тяжеловесный ларец с многочисленными фигуративными изображениями. Широко распространённые в прошлом в городском и сельском быту ларцы имели различные размеры и формы. Те, у которых были высокие крышки, назывались «теремками». Их обычно дарили новобрачным и украшали растительными узорами, близкими к узорам на праздничной одежде.


   Ларец-теремок. Моржовый клык. 1770–1780-е гг.

 

Изображения на стенках этого ларца-теремка тоже имеют свадебную символику – в большинстве медальонов помещены фигурки купидонов, – однако это уже не русская, а европейская традиция.

Впрочем, на костяных ларцах работы архангельских мастеров мы чаще видим декор, восходящий к геометрическим и растительным мотивам славянской орнаментики.

    

    Ларцы. Моржовый клык, бивень мамонта. Конец XVIII – начало XIX вв.

Ларцы – ещё одно свидетельство разнообразия резной кости Русского Севера. На первый взгляд, они похожи друг на друга, но стоит приглядеться, и находишь массу отличий. Среди них, например, были изделия со скошенными крышками. Использовали их не только для хранения ценных вещей, но также как подушки, и называли ласково – «ларчики», «ларчики-подголовники». Один из таких ларчиков, созданный в Архангельской губернии около двухсот пятидесяти лет назад, ценен, прежде всего, тем, что здесь искусно соединены два вида резьбы – резьба по кости и резьба по дереву.

    

  Ларчик-подголовник. Моржовый клык, бивень мамонта. XVIII в.

Костяные и деревянные пластины, которыми облицованы крышка и стенки ларчика (ларчики-подголовники имели прочную деревянную основу), контрастируют друг с другом и друг друга дополняют. Сочетания белого цвета кости и коричневого, богатого оттенками цвета, дерева делают «палитру» художественного изделия более сложной. Дополнительную звучность цветовой гамме придаёт вкрапление в неё «зелени». Зелёный цвет перекликается с сюжетами рисунков на костяных пластинах: изображённые на них цветы приобретают близость к натуре. Живость и выразительность растительного орнамента оттеняют соседствующие с ним строгие геометрические узоры.

Изображения побегов, листьев, лепестков, которые мы видим на этом ларчике, постоянно встречаются на других ларцах и шкатулках, изготовленных тогда же, в XVIII веке, и позднее, в начале и середине XIX столетия. Часто на таких изделиях в зарослях цветов можно увидеть птиц. Изображали их, как правило, с распахнутыми крыльями, словно они взлетают из густой травы в светлое северное небо.


  Шкатулка. Моржовый клык, бивень мамонта. XIX в.

 

«Травы, а в травах птицы» – так, по словам искусствоведов, определяли сюжеты своих рисунков холмогорцы. Этот мотив встречался также в косторезных изделиях мастеров из Сольвычегодска и Великого Устюга. Расположенные неподалёку от Северной Двины, они тоже долгое время были центрами косторезного промысла Русского Севера. Историки искусства полагают, что русская традиция художественной обработки кости, оказавшая большое влияние на косторезное искусство якутов, проникла в Сибирь, в основном, из этих городов.

Трудно сказать, когда впервые в косторезном искусстве Русского Севера появились композиции с травами и птицами, каковы истоки подобных сюжетов. Быть может, одним из таких истоков был двуглавый орёл с российского герба? Он изображён на крышке ларчика, выполненного в технике ажурной резьбы в конце XVII века.


 Ларчик. Бивень мамонта. Конец XVII в.  

Это замечательное художественное изделие из коллекции Государственного исторического музея интересно, как минимум, ещё по одной причине. Изготовил его мастер из семьи холмогорцев Шешениных. Согласно сохранившимся в архивах документам, в царствования Алексея Михайловича и Петра I восемь мужчин этой семьи «работали по кости» в Оружейной палате Московского Кремля. В XVII-XVIII веках это был далеко не единственный случай, когда резчикам с Северной Двины приходилось покидать родные края и жить, выполняя заказы царствующих особ, в Москве или Санкт-Петербурге. (Замечу в скобках, что интерес высшей знати к работам архангелогородцев способствовал появлению в российском обществе моды на косторезные изделия, а это, в свою очередь, благотворно отразилось на развитии художественного промысла в целом).

По-разному складывались судьбы оказавшихся в центре Российской империи холмогорских художников. Кому-то расставание с Севером, с привычным образом жизни далось тяжело, для кого-то столичные города открыли широкие перспективы. На портале GoArctic можно прочесть статью Е.Ю. Колебакиной, в которой приведена любопытная информация об известном русском скульпторе второй половины XVIII века, академике Императорской Академии художеств Федоте Шубине. Этот прославленный автор изваянных из мрамора портретов Екатерины II, Павла I, Ломоносова начинал свой творческий путь с работы резчиком по кости в Холмогорах.

Наряду с двуглавым орлом, на ларчике из коллекции ГИМа изображён лев – традиционный символ царской власти. Львы и увенчанные короной двуглавые птицы вырезаны и на двух гребнях, элегантно объединённых неизвестным нам мастером в одно художественное изделие.


  Гребни. Бивень мамонта. XVIII в.  

Сюжетное сходство декора на шешенинском ларчике и гребнях, одинаковая техника исполнения дают, на мой взгляд, основание полагать, что изготовлены гребни были тоже достаточно давно, возможно, не позднее начала XVIII века. Столь же вероятным представляется и другое предположение: резчик, создавший их, так же, как Шешенины, работал при царском дворе.

Помимо государственной символики, повлиять на пристрастие народных художников Русского Севера к образам птиц, окружённых растениями, могли, на мой взгляд, вошедшие в европейскую моду в XVII-XVIII столетиях изображения, родиной которых был Китай. Сложившийся в здешней средневековой живописи жанр «цветы и птицы» оказал большое влияние на декоративное искусство многих восточных стран, а также Западной Европы и России.

Но всё же главная причина возникновения у северорусских резчиков сюжета «травы, а в травах птицы» заключалась, по-видимому, в-другом. Эти образы пришли в их искусство из дохристианских мифологических представлений восточных славян. Изображения растений и птиц мы встречаем повсеместно на русской традиционной женской одежде, на старинных полотенцах и подзорах, на изразцах, на оконных наличниках, в росписях на изделиях из дерева. «Травный орнамент» восходит, вероятно, к появившимся ещё в далёкой древности рисункам «древа жизни». Птицы же олицетворяли у славян ветер, облака, молнию. Композиция из цветов и птиц на одежде, посуде, жилищах могла восприниматься, таким образом, как оберег, как символ мироздания, как магический знак, означавший, что человек – неотъемлемая часть мира земного и небесного.

Длительное бытование подобного сюжета в косторезном искусстве Русского Севера — тоже аргумент в пользу гипотезы о том, что он был связан с сохранившимися в подсознании народных художников древними магическими представлениями. Холмогорские мастера обращались к нему не только в XVIII-XIX веках. «Травы, а в травах птицы» присутствуют и в работах наших современников.

  

 В.Т. Ватлин. Брошь и гребни. Бивень мамонта. 1986–1996 гг.

 

Резчика, изготовившего эти изящные женские украшения, зовут Василий Тимофеевич Ватлин. До чего хороши созданные им образы! Сколько пластики в извивах растительных узоров, как грациозно изгибают шеи птицы, как гордо расправляют крылья! Выполненные Ватлиным в 1980-1990-х годах гребни и брошь находятся ныне в Историко-мемориальном музее М.В. Ломоносова. Он расположен близ Холмогор, на Курострове, в селе, где родился Михаил Васильевич и которое уже более ста лет носит его имя. Холмогорские художники помнят, разумеется, своего всемирно известного земляка. В том же музее в Ломоносове хранится ларчик «Сын помора».


 П.П. Штанг. Ларчик «Сын помора». Цевка. 1987 г.

 

Фигурка, венчающая крышку ларчика, – босой юноша с книгой в руках, будущий великий учёный. Он, действительно, мог выглядеть так, когда ещё только мечтал об учёбе в Москве. На стенках крышки рельефные изображения: сценки из жизни северян, виды Петербурга. Пирамидальная форма ларца повторяет форму деревянного памятника, установленного в XIX веке там, где до девятнадцати лет жил Ломоносов. Автор ларчика П. П. Штанг. В 1987 году, когда Пётр Петрович создал его, мастеру было уже далеко за шестьдесят. Он принадлежал к старшему поколению холмогорских резчиков середины – второй половины ХХ века.

О славном прошлом Холмогор напоминает ещё одно произведение современного косторезного искусства архангелогородцев – ларец «Пётр I». Изготовил его Николай Николаевич Лаврентьев.


 Н.Н. Лаврентьев. Ларец «Пётр I». Цевка. 1981 г.  

Так же, как Ватлин, Лаврентьев пришёл в косторезный промысел на рубеже 1970-1980-х годов. Обратившись к образу Петра, мастер поместил его властный профиль на крышке ларца, а на стенках, согласно давней традиции архангельских резчиков, изобразил парусные корабли петровских времён – те, что по приказу царя строили на верфях неподалёку от Холмогор.

Вернёмся, однако, к «травам и птицам». Ларец «Весенняя песня» создал Геннадий Фёдорович Осипов – уроженец Холмогор, заслуженный художник Российской Федерации.


 Г.Ф. Осипов. Ларец «Весенняя песня». Цевка. 1989 г.

 

Творческий путь этого мастера начался в 1960-х годах и продолжался более полувека. Г.Ф. Осиповым было создано множество работ на самые разные темы. Были среди них и традиционные изделия прикладного характера – гребни, шкатулки, ларцы-теремки с травами и птицами. Художник обладал тонким вкусом, в совершенстве владел всеми известными холмогорским резчикам и гравёрам приёмами работы с костью, и поэтому каждое его произведение становилось шедевром.

В конце 1980-х годов, когда Осипов работал над «Весенней песней», он был директором Ломоносовской школы резьбы по кости. Открывшаяся ещё в XIX веке, в 1885 году, она в начале ХХ столетия прекратила своё существование. Связано это было с общим кризисом русского косторезного искусства, обусловленным рядом причин, в том числе недостаточной поддержкой народных художественных промыслов государством. В советское время, на рубеже 1920-1930-х годов, школа возобновила работу. Тогда же в селе организовали артель резчиков по кости, которая немногим позднее была преобразована в фабрику косторезных изделий. В 1990 году Г.Ф. Осипов возглавил эту фабрику и оставался её директором на протяжении многих лет.

Последнее десятилетие ХХ века и первое десятилетие века нынешнего вновь стали трудным периодом в истории холмогорского косторезного ремесла. Причина была всё та же: народное искусство не может существовать в индустриальном обществе без государственных дотаций.

В настоящее время ситуация улучшается. Косторезная фабрика продолжает работать, а школа резьбы по кости получила статус профессионального училища. Недавно ему присвоили имя Николая Дмитриевича Буторина – холмогорского резчика, заслуженного художника России, лауреата Государственной премии РСФСР имени Е. И. Репина.

Завершая очерк о резной кости Русского Севера, я хочу познакомить читателя с работой одного из учеников Н.Д. Баторина. Туалетную коробочку «Тюльпаны» изготовил в середине 1990-х годов его сын – Михаил Сфотографирована она вместе с ювелирными изделиями других мастеров и стоит чуть в стороне от них, справа.


 М.Н. Буторин. Туалетная коробочка «Тюльпаны». Зуб кашалота. 1996 г. (крайняя справа).

 

Моё внимание к этой миниатюрной шкатулке привлекло не только то, что в её декоре есть травы и птицы. Птиц, правда, увидеть непросто. У Михаила Буторина они не взлетают ввысь, как у других резчиков по кости, а снижаются, «ныряют» в заросли цветов. Но дело, повторюсь, не только в этом. Меня поразило, как изобразил художник крупные побеги растений. Они похожи на плывущих лебедей: характерное небольшое туловище, длинная, изогнутая шея, опущенная вниз маленькая голова. Сходство цветов с лебедями особенно заметно на тулове коробочки, но в растительных узорах на её крышке тоже есть нечто общее с плывущими друг за другом гордыми птицами.

Сознательно ли создал резчик подобные образы — или же силуэты растений и лебедей совпали случайно, сами собой, поскольку в косторезном искусстве Русского Севера «травы» и «птицы» уже сотни лет составляют единое целое? Ответа на этот вопрос у меня нет. Могу лишь в заключение сказать, что когда М.Н. Буторин работал над «Тюльпанами», ему не было ещё и тридцати лет. Это, во-первых. А во-вторых, фотография его шкатулки, как фотографии всех остальных работ, иллюстрирующие эту статью, опубликованы в альбоме «Северная резная кость». Альбом был издан в Москве в 2003 году с весьма примечательным подзаголовком: «Шедевры народного искусства России».

Автор: Михаил Бронштейн, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного музея Востока.

 

8 трав, произрастающих в северном климате

К

Эми Джинрой

Эми Джинрой

Эми Джинрой — мастер-садовник и владелец фермы, занимающаяся тепличным бизнесом с 1999 года. В течение восьми лет она работала экспертом по выращиванию трав в компании The Spruce. Используя свой опыт в травничестве, она делает и продает травяное мыло, настойки, мази, чаи и рецепты на фермерских рынках в штате Мэн. Она также является автором трех книг по консервированию и ферментации пищевых продуктов.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 15.11.22

Рассмотрено

Барбара Джиллетт

Рассмотрено Барбара Джиллетт

Барбара Джиллетт — мастер-садовник, травник, пчеловод и журналист. У нее 30-летний опыт размножения и выращивания фруктов, овощей, трав и декоративных растений.

Узнайте больше о The Spruce’s Наблюдательный совет

Факт проверен

Сара Скотт

Факт проверен Сара Скотт

Сара Скотт занимается проверкой фактов и исследователем, работала в сфере индивидуального строительства в сфере продаж, маркетинга и дизайна.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Роэл Мейер / Getty Images

Некоторые травянистые растения довольно хрупкие, в то время как другие, кажется, продолжают расти, независимо от того, что на них бросает Мать-природа. Если вы живете в северном климате, у вас все еще есть несколько вариантов, которые будут процветать в вашем саду с травами. Выращивать эти растения можно как в контейнерах, так и в земле. Многие из них являются многолетними, возвращаясь год за годом при правильных условиях выращивания. Вот восемь трав, которые, как правило, хорошо себя чувствуют в северном климате.

Совет

Вкладывая средства в здоровое растение, вы повышаете вероятность того, что ваши травы выдержат холодную погоду. Выберите травянистое растение с яркой, пышной листвой, без признаков насекомых или болезней. Болезненное растение не только не выживет, но и может заразить весь ваш сад.

Планирование и посадка травяного сада

  • 01 от 08

    Ель / К. Дэйв

    Зеленый лук – обычно устойчивое многолетнее травянистое растение. Они начинают расти в начале сезона и дают красивые пурпурные цветы с апреля по май. На самом деле цветы съедобны и часто используются в качестве украшения для супов и салатов. Листья можно нарезать по мере необходимости, чтобы придать блюдам легкий аромат лука, или заморозить их целиком для последующего использования. Если ваши зимние условия слишком суровы для лука-резанца, вы можете выкопать растения и пересадить их в горшки для зимовки в помещении.

    • Зоны выращивания USDA: от 4 до 8
    • Воздействие солнца: Полное солнце или полутень
    • Потребности в почве: Средняя влажность, хорошо дренирующая
  • 02 от 08

    Ель / К. Дэйв

    Фенхель — это ароматное многолетнее растение, которое можно вырастить из семян, посеянных прямо в землю во время последних весенних заморозков. Вы также можете посадить семена в помещении примерно за четыре-шесть недель до последнего прогнозируемого заморозка. Некоторые сорта фенхеля могут вырасти довольно большими — около 6 футов в высоту и 3 фута в ширину — поэтому дайте своим растениям достаточно места. Собирайте листья по мере необходимости, чтобы использовать их в свежем виде. Семена созрели для сбора в конце лета или в начале осени.

    • Зоны выращивания USDA: от 4 до 9
    • Воздействие солнца: Полное солнце
    • Требования к почве: Богатая, влажная, хорошо дренируемая
  • 03 от 08

    Ель / К. Дэйв

    Лаванда — излюбленное ароматное растение во многих садах, а ее фиолетовые цветы любят пчелы, бабочки и другие опылители. Хотя это растение обладает некоторой морозостойкостью, оно ценит защиту от зимней непогоды. Слой мульчи поможет защитить мелкие корни в холодную погоду. Обязательно удалите его ранней весной. В период вегетации лаванда предпочитает солнечное место с хорошим дренажем. Нарежьте листья по мере необходимости для кулинарных и других целей. И обрежьте цветы, чтобы они высохли для пакетиков, попурри и многого другого.

    • Зоны выращивания USDA: от 5 до 8
    • Воздействие солнца: Полное солнце
    • Требования к почве: Средняя, ​​от сухой до средней влажности, хорошо дренируемая
  • 04 от 08

    Ель / К. Дэйв

    Мята — заведомо выносливая трава, которая часто становится инвазивной в некоторых садах. Даже если вы живете в холодном климате с коротким вегетационным периодом, у мяты достаточно времени, чтобы распространиться по большому пространству в вашем саду. Он предпочитает богатую влажную почву, но может адаптироваться к большинству условий, за исключением очень сухой почвы. Вы можете начать собирать листья, как только у вашего растения будет несколько стеблей длиной не менее 6 дюймов. Не собирайте за один раз больше трети растения. Мята хорошо растет в больших горшках, и ее можно оставить на зиму. Растения отомрут, но этот многолетник вернется и размножится весной. Мятные конфеты бывают разных сортов, среди которых наиболее популярны Spearmint и Peppermint.

    • Зоны выращивания USDA: от 5 до 8
    • Воздействие солнца: Полное солнце или полутень
    • Требования к почве: Богатая, влажная
  • 05 от 08

    Ель / К. Дэйв

    Душица — кустистое растение, которое можно найти не только в садах с травами, но и в качестве бордюрного растения, в альпинариях и в качестве почвопокровного растения. Кроме того, он хорошо растет в контейнерах. Этот многолетник может переносить жару и засуху, а также каменистую почву. Вы можете собирать листья по мере необходимости или срезать большое количество для сушки. Листья, как правило, вкуснее всего непосредственно перед цветением растения в конце лета. Большинство трав выигрывают от регулярного сбора урожая, а орегано будет продолжать давать вкусные листья в течение всего сезона, если ему не дают зацвести.

    • Зоны выращивания USDA: от 4 до 8
    • Воздействие солнца: Полное солнце
    • Требования к почве: Супесчаная, от сухой до средней влажности, хорошо дренируемая
  • 06 от 08

    Ель / К. Дэйв

    Как ни полезен шалфей для лечения простуды и гриппа, вполне уместно, что шалфей также может противостоять холодной погоде. Шалфей лучше всего растет на полном солнце, но может переносить и небольшое затенение. Однако пребывание во влажной почве может привести к тому, что растение загниет и погибнет, поэтому убедитесь, что в вашей зоне выращивания есть хороший дренаж. Нежные молодые листья, как правило, более ароматные и, следовательно, лучше подходят для кулинарных целей, чем более старые. Используйте эти листья свежими или соберите несколько, чтобы высушить их позже. Сушка целых листьев и измельчение их по мере необходимости усиливает вкус травы.

    • Зоны выращивания USDA: от 4 до 8
    • Воздействие солнца: Полное солнце
    • Требования к почве: Средняя, ​​от сухой до средней влажности, хорошо дренируемая
  • 07 08

    Эстрагон (Artemisia dracunculus)

    Ель / К. Дэйв

    Эстрагон — многолетнее растение в большинстве регионов с умеренным климатом, хотя он предпочитает места, несколько защищенные от непогоды. Он хорошо растет в травяных и контейнерных садах, если у него хорошо дренированная почва. Растение может легко погибнуть от корневой гнили в слишком влажной почве. Некоторые сорта лучше подходят для кулинарного использования, чем другие, и даже отдельные растения различаются по вкусу. Собирайте свежие листья по мере необходимости в течение вегетационного периода. Вы также можете высушить или заморозить листья на потом. Этот многолетник является одним из первых, который каждую весну появляется в саду с травами.

    • Зоны выращивания USDA: от 5 до 8
    • Воздействие солнца: Полное солнце
    • Требования к почве: Богатая, от сухой до средней влажности, хорошо дренируемая
  • 08 от 08

    Ель / К. Дэйв

    Чабрец — низкорослое многолетнее травянистое растение, которое может быть эффективным в качестве почвопокровного растения и в альпинариях. Он также хорошо растет между брусчаткой и в контейнерах. Растение очень ароматное и производит крошечные цветки лаванды в конце весны и начале лета, которые, как правило, привлекают пчел и бабочек. Собирайте свежие листья по мере необходимости или сушите их на потом. Если вы планируете перезимовать тимьян в земле, обрежьте его как минимум на две трети в конце вегетационного периода. Весной растение пустит новые побеги, а деревянистая поросль снова распустится.

    • Зоны выращивания USDA: от 5 до 9
    • Воздействие солнца: Полное солнце
    • Требования к почве: Средняя, ​​от сухой до средней влажности, хорошо дренируемая

Когда ваши травы высаживают на открытом воздухе в землю, вы можете подготовить их, обрезав почти до древесных стеблей такие травы, как лаванда, шалфей, эстрагон и тимьян. Вы можете добавить зимнюю защиту слоем мульчи, которую следует удалить до начала весеннего роста.

Перечисленные выше травы особенно подходят для климата с заметным холодным сезоном. Некоторые, такие как лаванда, доступны во многих различных вариантах. Ищите варианты, которые более устойчивы к холоду и лучше подходят для вашей зоны выращивания.

Статья Источники

The Spruce использует только высококачественные источники, в том числе рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочтите наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и делаем наш контент точным, надежным и заслуживающим доверия.

  1. Распространение патогенов растений. Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне.

  2. Шалфей лекарственный. Ботанический сад Миссури.

  3. Полынь дракункулезная. Ботанический сад Миссури.

Выращивание лекарственных растений в домашнем саду | доморощенный

В саду

18 декабря 2021 г. Саймон Гонсалес

Проиграть видео

Имена экзотические и причудливые. Манрут. Голденсил. Лапчатка. Пиретрум. Ложный единорог.

Звучат как что-то из средневековой литературы, возможно, тайна, действие которой происходит в монастыре. «Брат Кадфаэль наложил припарку из клопогона, чтобы залечить рану сэра Гарета от меча».

Или, может быть, фольклорная сказка из Аппалачей. «Болезнь желудка у Джедидии угнетала его, но Мамма приготовила настойку желтого корня, которая вылечила его».

Однако в лекарственных растениях нет ничего выдуманного.

Травы использовались в народной медицине с доисторических времен. Сегодня они популярны как никогда.

Лекарственные растения выращивают в коммерческих целях (доступны как в чистом виде, так и в виде множества добавок), для домашних средств или просто как привлекательное и интересное дополнение к любому ландшафту.

В этом выпуске Homegrown, эксперты по сельскохозяйственным культурам штата Северная Каролина Крейг Мони и Маргарет Блумквист знакомят нас с несколькими лекарственными травами и объясняют, почему они могут хорошо работать в вашем домашнем саду или ландшафте.

Смотреть сейчас

Защита растений, которые защищают нас

Северная Каролина является родиной многих лекарственных растений. Леса и леса региона Аппалачей, в частности, обеспечивают идеальные условия для выращивания и издавна были местом, где люди собирали растения.

Многолетние растения, произрастающие в этом регионе, включают лапчатку, женьшень, цимицифугу и желтокорень, которые собирают ради корней или травянистых или листовых частей.

Чрезмерный сбор дикорастущих растений может привести к вредному сокращению или уничтожению местных растений.

«Купите семена или растения и выращивайте их в своем домашнем саду, а не ходите по лесу, собирая их и вынося наружу», — говорит Мани.

«Есть довольно много растений, популяция которых, нас беспокоит, будет сокращена. Поэтому, если вы ответственный садовник, вы можете помочь нам в стремлении сделать наши леса лучше».

При небольшом уходе и особом внимании к их потребностям многие лекарственные травы могут хорошо расти в домашних садах. Их можно выращивать просто из-за их эстетической привлекательности, для коммерческой продажи или, для более смелых, из-за их терапевтических свойств.

Назовите это растение

Дополнительный набор инструментов для садовых растений

Дополнительный набор инструментов для садовых растений Северной Каролины содержит подробные описания и фотографии более 4500 растений, которые растут в Северной Каролине и ее окрестностях, в том числе различные лекарственные травы.

Копать сейчас

Лекарственные растения Северной Каролины

Многие важные лекарственные растения произрастают в Северной Каролине. Их можно найти от Пьемонта до Аппалачей, растущих в лесах и садах.

Найдите ниже образцы видов, обитающих в Северной Каролине.

ЖЕНЬШЕНЬ

Женьшень — «король леса», по словам Блумквиста. Это одна из самых популярных трав во всем мире, которую рекламируют за множество преимуществ для здоровья. Сообщается, что корень американского женьшеня охлаждает тело; это уменьшает стресс и усталость и помогает восстановить тело и разум.

Женьшень, также называемый человеческим корнем, можно выращивать в зрелых лесах (или даже в красивых лесистых дворах) в предгорьях или горах, с хорошей почвой и дренажем. Растение появляется в конце апреля, а цветение приходится на конец весны, на третий и последующие годы развития.

Женьшень трудно выращивать, так как для получения товарного корня может потребоваться от 15 до 20 лет. Но отдача может того стоить; фунт корня женьшеня можно продать более чем за 500 долларов.

КОХОШ

Циполистник — популярное растение, используемое в качестве научно обоснованного средства при менопаузе и других состояниях, связанных с эстрогеном. Его огромная популярность вызвала беспокойство за его благополучие, и поощряется выращивание в домашних условиях. К счастью, его легко вырастить.

Черный кохош — привлекательный кустарник, который может вырасти довольно высоким, с нежной кружевной листвой. Весной или в начале лета вырастает красивый высокий цветонос с белыми цветами. Он хорошо растет на богатой влажной почве в тени примерно на 80%. Корни собирают ранней осенью для лечебных целей.

Когда он высыхает, его семена немного звенят, поэтому его также называют корнем гремучей змеи. Не больно, что коренные американцы когда-то использовали это растение и для лечения укусов гремучих змей.

GOLDENSEAL

Goldenseal , также известный как желтый корень, молотая малина, желтый пакун, дикая циркумма, бальзам для глаз, желтая краска, дикая куркума и желтоглазка, является одним из самых продаваемых трав в Соединенных Штатах.

Goldenseal используется как антисептическое, мочегонное, слабительное и противовоспалительное средство. Рекомендуется при геморрое, заложенности носа, язвах во рту, заболеваниях глаз и стригущем лишае. Обычно считается, что он помогает укрепить иммунную систему и повысить эффективность других лекарственных трав.

Некоторые люди также ошибочно полагают, что желтокорень маскирует анализы мочи на запрещенные наркотики (не надейтесь на это).

Goldenseal — вид, находящийся под угрозой исчезновения в Северной Каролине, и продажа, обмен или обмен любых растений, собранных в дикой природе, является незаконным.

Взрослые растения (не моложе 3 лет) имеют два или более прямостоячих опушенных стебля, 10-14 дюймов в высоту и обычно имеют два листа. Мелкие, довольно невзрачные цветки появляются в конце апреля-начале мая и держатся около недели. В середине лета созревают плоды, похожие на одну красную малину.

Кровавый корень

Кровавый корень — традиционное лекарство, используемое многими племенами американских индейцев для лечения лихорадки и ревматизма. Другое традиционное применение было для лечения язв, стригущего лишая и кожных инфекций. Он использовался и до сих пор используется для производства натуральных красных, оранжевых и розовых красителей.

В настоящее время лапчатка изучается для использования в качестве противоракового средства, особенно для лечения рака кожи, и в качестве растворяющего средства для кожных новообразований, таких как бородавки. Однако он может быть токсичным, и его нельзя использовать небрежно.

Это привлекательное низкорослое растение с лопастными восковыми листьями, которое очень ранней весной покрывается красивыми белыми цветами. Его часто можно встретить растущим в глухих лесах.

Лапчатку можно выращивать под искусственным затенением или под пологом естественного леса с затенением 70%-80%. В лесу лапчатку можно интенсивно выращивать на приподнятых грядках (называемых «возделываемыми лесами»), интенсивно на приподнятых грядках в искусственной тени (называемых «теневыращенными») или на низкоплотных низкорослых почвах. метод ввода, имитирующий то, как он растет в дикой природе (так называемая «симуляция дикой природы»).

ЭХИНАЦЕЯ

Эхинацея, , также известная как эхинацея, — привлекательная трава, которую легко выращивать дома. Эхинацея традиционно использовалась индейскими племенами для лечения укусов змей, ангины и зубной боли, среди прочего.

В настоящее время он в основном используется в качестве усилителя иммунной системы для уменьшения продолжительности или тяжести симптомов простуды и гриппа, а также для поддержки лимфатической и дыхательной систем.

Он растет со скоростью от 6 до 8 дюймов в год до высоты зрелого возраста от 12 до 28 дюймов. Цветки, распускающиеся с июня по июль, представляют собой конусообразные диски с лиловыми, бледно-розовыми или редко белыми раскидистыми лучевидными цветками.

Стержневой корень собирают через три-четыре года после посадки из семян. Эхинацея предпочитает хорошо дренированную щелочную почву в солнечном месте.

ЛОЖНЫЙ ЕДИНОРОГ

Ложный единорог широко используется для женского здоровья, традиционно используется для предотвращения выкидыша, лечения менструальных проблем и улучшения фертильности. В западной фитотерапии ложный единорог использовался для лечения проблем с беременностью и кист яичников, а также в качестве противовоспалительного и мочегонного средства.

Его листья образуют прикорневую розетку с формирующимся цветоносом, который несет либо мужской, либо женский цветонос высотой около 2 футов. Цветение происходит с мая по июнь. Ложный единорог любит расти на влажной кислой почве, расположенной в частично или полностью затененных местах на лугах, в зарослях и в густых лесах.

Сбор корней обычно происходит осенью, после завершения цветения и в возрасте от 4 до 8 лет. Ложный единорог известен под многими распространенными именами, включая волшебную палочку, корень звездчатой ​​личинки, укус дьявола и пылающую звезду.

Нужна помощь, чтобы начать работу или определить растения в вашем районе? Свяжитесь с нашим кооперативным центром распространения знаний Северной Каролины в вашем округе, чтобы получить местные рекомендации от экспертов штата Северная Каролина в вашем сообществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *