Строматы климента александрийского читать: Строматы (перевод Е. Афонасина) – пресвитер Климент Александрийский

Строматы (перевод Н. Корсунского) – пресвитер Климент Александрийский

пресвитер Климент Александрийский

Скачать

меня). 2

Клеман — самый философский из всех писателей, с которыми мне доводилось встречаться, и это о многом говорит. Иустин Мученик широко использует философские методы, Ириней в меньшей степени, но они все еще присутствуют, как и большинство других апологетов. Клемент выводит это на новый уровень. Его сочинения представляют собой истинное слияние греческой и христианской мысли. Он восхищается Платоном и широко использует его, а также немало заимствует у Филона. Он много цитирует философов, и некоторые из их сочинений известны только благодаря ему.

У Клемента много информации, хотя он мог бы сказать то же самое на трети места. Что интересно, так это то, как мало это стало частью постникейского православия. Первоначально я думал, что это будет довольно короткий пост, но решил, что обсуждение этих различных вопросов, которые не были приняты Церковью, так же важны, как и обсуждение того, что было принято.

Климент Александрийский, изображение с Викисклада. Обратите внимание на отсутствие ореола
, указывающего на то, что он не святой, однако имейте в виду, что в некоторых христианских церквях он им является.

Теология Климента в целом не является инославной, хотя есть несколько моментов, которые должны были обеспокоить первых богословов, и я коснусь их. Однако, хотя в целом он является мейнстримом, он занимается общим переписыванием Священных Писаний, чтобы они имели в виду то, что, по его мнению, они говорят, в такой степени, которую я не видел за пределами Варнавы. Ириней возненавидел бы некоторые его части, особенно те, где Климент придает большое значение скрытому, мистическому символизму слов и чисел. 3

Главной темой Климента является то, как быть хорошим христианином. За исключением Увещевание , его обсуждение этого является доминирующим во всех его сохранившихся произведениях. Это слияние греческой и христианской мысли оказало большое влияние на то, как он подходит к этой теме. Для Климента есть несколько уровней верующих. Простая вера и добрые дела — это средства, с помощью которых христиане могут быть спасены, однако те, кто продвигается в своем понимании Бога и Христа, также преуспеют в своей награде. Идеальный христианин Климента — это тот, кто стремится как можно полнее понять и познать Бога, кто пытается открыть то, что неоднократно именуется «тайнами веры». Это достигается через знание, созерцание и изучение. Климент использует термин Гностический в положительном ключе, чтобы представлять просвещенного христианина. Верить хорошо, знать лучше. По сути, люди — это дети, но, используя философию, христиане могут продвигаться вперед в знании, чтобы стать тем типом христианина, который имел в виду Бог, когда создавал Адама. Этот гностический, «совершенный» человек познает Бога и тайны религии так, как не узнает тот, кто просто верит, и ему будет предоставлен более высокий статус на небесах. 4

Одна из самых глубоких идей Климента состоит в том, что греки и иудеи не ошибаются, просто христиане более правы. Греки и евреи знают Бога, греки через философию, евреи через Ветхий Завет. Философия есть дар людям от Бога, средство, с помощью которого они могут более полно познать Его. Греческие философы, особенно Платон, веками изучали Бога, хотя у христиан это получается лучше. 5 Это огромный сдвиг по сравнению с предыдущими авторами и апологетами, которые приводили доводы не только в пользу своей веры, но и в том, что евреи и греки ошибались. Для Климента философия имеет большую ценность, и даже еретики могут быть полезны. Имейте в виду, что это не то же самое, что Климент считал, что поклонение римским богам правильно. Он совершенно ясно говорит, что римских богов не существует, что истории о них либо выдуманы, либо о злых людях. 6 Однако христианство Климента более всеобъемлющее, чем у других ранних писателей и греческих философов. Евреи и даже еретики не исключаются полностью. Лично я из всех идей Клемента нахожу эту наиболее интересной. Христианство могло бы развиваться совершенно по-другому, если бы оно получило признание.

Следуя примеру Иринея и других, Климент утверждает, что греки получили свою философию из других источников. По большей части это из Моисея и Ветхого Завета. Он также считает, что большая часть их идей возникла у варваров, включая египтян и индийцев. К тому времени, когда Климент заканчивает сравнивать идеи греческих философов с понятиями Ветхого Завета и варваров, греки в значительной степени остаются без оригинальной мысли, которую они могут назвать своей. 7

Хотя теология Климента не является еретической, время от времени всплывают намеки на ересь. Наиболее серьезными являются некоторые утверждения, которые, как мне кажется, довольно близки к адопционизму. Климент приводит несколько примеров, когда он указывает, что Христос на самом деле не страдал, не пострадал и не умер на самом деле. Это настолько важно, что я приведу пару цитат, используя жирный шрифт для выделения:

И где же тогда была дверь, через которую явился Господь? Плоть, которой он был проявлен. Он Исаак (поскольку повествование может быть истолковано иначе), который является прообразом Господа, дитя как сын; ибо он был сыном Авраама. как Христос, Сын Божий, и жертва, как Господь, но он не был принесён в жертву как Лорд. Исаак нес только древо жертвоприношения, как Господь древо креста. И таинственно засмеялся, пророчествуя, чтобы Господь исполнил радости нас, искупленных от тления кровью Господа нашего. Исаак делал все, но не страдал , как и было правильно, уступая в страданиях первенство Слову. Кроме того, есть указание на божественность Господа в 90 055 году, когда Он не был убит. Ибо Иисус воскрес после погребения, не понесший вреда , как Исаак, освобожденный от жертвоприношения. 8

и

Ну, я утверждаю, одновременно с Его [Христа] крещением Иоанном, Он становится совершенным? Явно. Больше он ничего от него не узнал? Конечно нет. Но Он совершенен одним омовением – крещением – и освящён нисхождением Святого Духа ? Так обстоит дело. 9

Еще одна интересная концепция, которую он предлагает, заключается в том, что Христос сошел в ад и проповедовал там Евангелие, чтобы те, кто мог уверовать, были спасены. В Аиде Христос сделал так, как повелел Апостолам; идти и проповедовать Слово Божье. Климент явно верит, что души в аиде не останутся без возможности для спасения. 10

Он также может рассказать кое-что интересное о Мученичестве. Мученичество — это хорошо, и мужчина или женщина, отдающие свою жизнь за веру, благословлены. Мученик «явил совершенное дело любви». Однако это не относится к тем, кто спешит на мученичество, жаждущий смерти. Климент считает их трусами, занимающимися своего рода самоубийством и самоубийством, и они не являются настоящими христианами, хотя и могут носить одно и то же имя. Как страдали желающие смерти? Те, кто боятся смерти, но крепко держатся своей веры, несмотря на этот страх, достойны восхищения и считаются совершенными. Эти другие, самоубийцы, виновны в собственной смерти и соучастники преступлений преследователей. 11

Чтобы не делать этот пост слишком длинным, я собираюсь перечислить некоторые другие темы от Клемента. Я расскажу о них немного подробнее в заметках.

  • 1. Святы не места, святы люди. 12
  • 2. Мужчины и женщины духовно равны, хотя мужчинам следует подчиняться, особенно в браке. 13
  • 3. Сколько бы человек ни учился и не учился; даже христианину-гностику Бог не вполне понятен и не может быть описан словами или идеями. 14
  • 4. Он не является экстенсивным антиеретиком, хотя и называет некоторых еретиков, особенно Валентина и Василида. Он считает, что даже у еретиков есть цель, и они могут помочь христианам открыть истину. 15
  • 5. Он не выглядит строгим вегетарианцем, однако иногда кажется, что он против мяса. 16
  • 6. Христиане не должны давать клятв. Будучи христианином, их утверждения следует принимать как истину без них. 17
  • 7. Брак — благословенное учреждение, и добродетельный женатый мужчина выше добродетельного неженатого мужчины. 18
  • 8. Телесные удовольствия сами по себе не являются злом или грехом, но злоупотребление ими и одержимость ими являются таковыми. 19
  • 9. Он считает Варнаву апостолом и много цитирует из Пастыря Ерма , как будто он считает, что это часть Священного Писания. 20
  • 10. Он приводит самое раннее из известных мне заявлений в пользу содержания цыплят на свободном выгуле. 21

Климент Александрийский читать утомительно. В то время как остальные три работы неплохи, его Stromata показался мне запутанным и неорганизованным, и он МНОГО повторяет одни и те же идеи. На самом деле, только в Книге 5 он, казалось, организовал свои мысли. Помимо его рассуждений о мученичестве, я думаю, вы могли бы начать Stromata с Книги 5 и получить большинство его основных идей.

Многое из того, что он говорит, в конце концов вышло за рамки господствующей христианской мысли. Я не знаю, чтобы различные уровни на небе когда-либо получили широкое признание (хотя Чистилище действительно появилось, и он, возможно, имел какое-то отношение к этому), и его дарование грекам обширных знаний о Боге выходит за рамки всего, что я видел, хотя во время Средневековье Платона указывали как пример человека, который, по крайней мере, имел некоторое знание о Боге до пришествия Христа. Я также не знаю, чтобы идея Христа, проповедующего в Аиде, когда-либо была принята господствующим христианством, и его концепция человека, становящегося совершенным и, таким образом, воздерживающегося от употребления мяса, определенно звучит как катарский/альбигойский предшественник. 22 Что касается его мыслей о добровольном мученике, хотя эта тема время от времени всплывает, истории о добровольном или даже нетерпеливом мученике стали отдельной литературной формой. Как я уже говорил выше, идея о том, что Иисус был чем-то иным, чем полностью Богом и Человеком с момента зачатия, всегда считалась еретической. И идея брака так же полезна, как и воздержание, хотя и не совсем то, что сказал Климент (его незамужняя личность не была идентифицирована как девственница, хотя, что касается Климента, секс был только для целей продолжения рода, а брак был единственным способом законно производить детей). думаю, это подразумевается) превратилась в нокдаун, затяжную битву между Джовинианом и Августином в начале 5-го века, о чем я с нетерпением жду, чтобы прочитать.

Я постоянно возвращаюсь к тому, как он пытался объединить греческую и христианскую мысли. Если бы это прижилось, насколько другим было бы развитие христианства или его окончательная форма? Очевидно, нет, хотя до тех пор, пока я не прочитаю Тертуллиана и Оригена, я не смогу сказать, получила ли она какое-то распространение. Будучи религией меньшинства или суеверием, как считали римляне, у Климента было мало шансов убедить греков того времени, и как только христианство получило официальное признание в начале 4 века, необходимость в компромиссе отпала. Климент становится известен не своим наследием тому, что впоследствии стало православным христианством, а тем, что многое из того, что он написал, не стало его частью.

ПРИМЕЧАНИЕ: Изначально я собирался рассказать об идеях Климента о богатстве и бедности, но решил сделать об этом отдельный пост. Очень интересный материал, по крайней мере, я так думаю. В любом случае, мой дополнительный пост здесь.

1 Я использую титулы, данные в Доникейских Отцах, Том II , хотя у меня есть ощущение, что они не являются предпочтительными. Например, Увещевание язычникам обычно записывается как 9.0047 Увещевание грекам .

2 Я решил пропустить биографию, потому что, кроме того, что он жил в Александрии в конце 2-го/начале 3-го века, почти все, что мы знаем о Тите Флавии Клеменсе, получено из его произведений. Евсевий, Церковная история VI.13.2, упоминает, что Климент учился у Пантена, что указывает на то, что он был связан с христианской школой в Александрии.

3 Это всплывает несколько раз, чаще всего в Stromata V.4-10 и VI.16, последний связан с числами, в частности с 10. Он также обсуждает божественную символику, содержащуюся в музыке в Stromata VI.10.

4 Эта общая тема пронизывает все Stromata , но наиболее четко описана, включая небесную иерархию Климента, в VI.10-18. О концепции Климента о мужчинах как о детях см. Instructor I.5-6, где он подробно обсуждает это.

5 Это еще одна идея, к которой часто возвращается Клемент. Он наиболее откровенен в Stromata VI.5 и VI.17 в обсуждении того, как философы имели некоторое знание о Боге, и он все время говорит о том, как греческая философия пришла из Ветхого Завета. В VI.5 он пишет: «Ибо ясно, как я думаю, что он [Христос] показал, что единый и единственный Бог был известен эллинам по-язычески, иудеям по-иудейски, а нам по-новому и духовно. ».

6 Это основная тема Увещевания , особенно глав 2-4.

7 У Климента много дискуссий о происхождении греческой мысли. Он подходит к теме в начале Stromata I.15-16 относительно варваров, а в V.14 подробно рассказывает об этом, в том числе и о евреях. Египтяне и индийцы упоминаются в VI.4. В I.21 он пишет: «И Нумений, философ-пифагорейец, прямо пишет: «Ибо что есть Платон, как не Моисей, говорящий на аттическом греческом языке».0048 I.5, ближе к концу (в ANF II номера проходов не указаны). Stromata VII.3 описывает Христа как «полностью неизменного», а ANF II p. 586 цитирует Дж. А. Крамера Catenae Graecorum patrum в Novum Testamentum , Oxford (1840), том VI, стр. 385, где говорится, что в четвертой книге Климента Hypotyposes говорится, что Христос не подвергался влиянию плоти, в том числе был голоден, жажду, усталость или потребность во сне.

9 Инструктор I.6. Усыновление представляло собой идею о том, что Иисус не всегда содержал Христа, что Сын Божий вошел в него в какой-то момент после его рождения и что до этого времени Иисус был человеком, хотя и готовился стать сосудом Христа. Вариант этого включает веру в то, что Христос был невосприимчив к страданию и боли, о чем свидетельствует восклицание Иисуса: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?» на кресте, указывающее на то, что дух Христа оставил его и человек остался один претерпевать распятие. Климент не заходит так далеко, но это утверждение указывает на то, что что-то было добавлено при крещении Иисуса.

10 Стромата VI.6.

11 За мысли о мученичестве, Стромата IV.7-9. За его критику добровольного мученика, IV.4 и IV.10.

12 Он впервые упоминает об этом в Stromata V.11 и расширяет его в VII.5. Эта тема о том, что христиане как люди были святыми, но вещи, включая места, не были таковыми, была важной темой в раннем христианстве.

13 Обе концепции обсуждаются в Стромата IV.8. Он также подразумевает мужское доминирование в Инструктор в различных моментах, где он советует женщинам, что одна из их главных ролей – доставлять удовольствие своим мужьям и делать для них то, что в противном случае могло бы считаться греховным, в частности, в III. 11, где он говорит женщинам, что они могут украшать себя, чтобы угодить своему мужу и удержать его от поиска удовольствий в другом месте.

14 Эта концепция также обсуждалась несколько раз, наиболее полно в Stromata V.12

15 Климент весьма мягок, говоря о еретиках, особенно когда читаешь его, как я, сразу после Иринея. Эта конкретная идея описана в Stromata VI.15.

16 Клемент довольно противоречив с этим. Чтобы привести пару примеров, в Инструктор Глава 2 он говорит, что мясо можно есть в умеренных количествах и это не грех. Однако в Stromata VII.6 он выходит и говорит: «Но я считаю, что жертвоприношения были изобретены людьми, чтобы служить предлогом для употребления в пищу мяса». В VII.12 он заявляет, что истинный гностик не будет есть мяса, поскольку это означало бы поддаться удовольствию: «Как же тогда то, что относится к мясу, питью и любовным удовольствиям, может быть приятным для такого человека?»

17 Стромата VII. 7. Это было довольно распространенное мнение среди первых христиан, хотя если вы действительно хотите вникнуть в него, прочтите проповеди Иоанна Златоуста.

18 Мне будет очень любопытно, когда я прочитаю об этом, чтобы увидеть, можно ли проследить идеи Джовиниана до Климента. Климент высоко отзывается о браке в г. Стромата г. II.23. В VII.12 он утверждает, что женатый мужчина, которому приходится иметь дело со всеми отвлекающими факторами, связанными с наличием жены, семьи, домашнего хозяйства и т. д., превосходит холостого мужчину, чье изучение Бога не обременено всем этим.

19 Это связано с обсуждением Клементом богатства, когда различные вещи разрешены, но не должны потакать себе. Он обсуждает это в связи с едой в Инструктор II.1, в II.2 о выпивке и в II.10. на наслаждении сексом в браке, если его основной целью является продолжение рода.

20 Варнава цитируется много раз, но Климент называет его апостолом в Stromata II. 6, II.7, II.20 (здесь назван одним из 70 посланных 12), V.10, и я, возможно, пропустил один или два. Важным вопросом здесь является не то, что Варнава — апостол, как он назван в Деяния , но Климент считает, что ему следует приписать Послание Варнавы , что даже тогда не было общепринятым. Отказ Иринея от мистических образов и нумерологии для объяснения Священных Писаний — довольно убедительный показатель того, что Варнава в то время терял популярность, по крайней мере, в некоторых христианских кругах. Ерма наиболее широко цитируется в Stromata II.9, II.12, IV.9, а в VI.15 Климент очень близко подходит к тому, чтобы назвать это Писанием.

21 Как-то я подумал о том, чтобы сохранить это для отдельного короткого юмористического поста, когда наступило затишье. Земледелец во мне уловил эту цитату в Stromata II.1: «Говорят, что у птиц есть мясо самого приятного качества, когда, не обеспеченные изобилием пищи, они с трудом добывают пропитание, царапая своими ноги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *