- Сценарий игры по станциям “Праздник цветов”
- Петроград. Станция “Цветочная”.: babs71 — LiveJournal
- Конспект игры-путешествия станция “Цветочная”
- Станция Цветочная, место где Петроград попрощался со статусом столицы.
- Сельское хозяйство в космосе / Habr
- Игра по станциям “Цветочная поляна”
- Конспект ООД « Станция Цветочный сад
Сценарий игры по станциям “Праздник цветов”
Праздник цветов – игра по станциям
Цель и задачи мероприятия:
1. Расширить знания учащихся о растениях, цветочного этикета.
2. Развивать творческие способности, художественный вкус учащихся.
3. Воспитывать любовь к окружающим растениям и бережное отношение к ним.
Участники конкурса:
Команды 4-х классов в количестве 6 человек (3 мальчика, 3 девочки). Придумать названия командам, эмблемы.
Программа:
Игра проводится по следующим станциям:
«Цветочный этикет»
«Цветочный аукцион»
«Цветочный калейдоскоп»
«Цветочная поляна»
«Цветочные сказки»
Следуя по маршруту, команда на станциях набирает баллы, которые выставляются в маршрутный лист. Команда-победитель определяется по сумме всех баллов, набранных на станциях.
Награждение:
Участники награждаются грамотами.
Оборудование:
Ход мероприятия:
Звучит музыка, презентация. Зал оформлен цветами. В зале организована выставка книг, рисунков. Команды построены.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости! Мы рады видеть вас в этом зале.
Ведущий 2: Праздник наш посвящен цветам – прекрасным творениям природы. Кто из нас не глядел в голубые глаза незабудок, с трепетом не прикасался к пылающим щекам тюльпанов, кто не любовался золотым и лучистым солнцем ромашки, не останавливался в изумлении перед благородством розы?
Ведущий 1:
Мы сегодня будем говорить о цветах, воспетых поэтами, музыкантами, художниками.Звучит музыка.
Цветочница: Ни один праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. Все любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Наряднее и веселее становится в комнате с цветами. Но цветы не только украшение! Каждый цветок из букета хранит свою тайну, а иногда забавные или поучительные истории, о которых интересно узнать тому, кто любит цветы.
Чтец: В небе радуга-дуга
Опустилась на луга.
В поле солнышко играет.
Оживилось все вокруг
И цветы в росе сияют
Тихим, ласковым огнем.
Цветочница: Нет ничего на земле прекрасней и нежней цветов. Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.
Чтец: Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.
Цветочница: Цветы – это прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
Чтец: Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Цветочница: Цветы и природа всегда вдохновляли музыкантов, художников, писателей. Всегда и везде цветы являлись символом прекрасного. Они являются символом некоторых государств: в Индии – лотос, в Египте – лилия, в Японии – хризантема и т. д.
Чтец: С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад
Видите, моргая еле-еле
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как люди в колыбели. (Расул Гамзатов)
Ведущий: Сегодня у нас игра по станциям. Команды готовы? Капитанам команд вручаются маршрутные листы. Следуя по маршруту, команда на станциях набирает баллы, которые выставляются в маршрутный лист. Команда-победитель определяется по сумме всех баллов, набранных на станциях. Конечная станция здесь, в актовом зале (награждение).
Станция «Цветочный этикет» (максимальный балл – 14).
Вопросы:
1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)
2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)
3. Как должен выглядеть подарочный букет? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан.)
4. Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)
5. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным. При большем количестве – произвольное.)
6. В какой руке нужно держать букет. (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)
7. Покажите, как правильно держать букет? (Стеблями вниз, цветками кверху.)
8. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)
9. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)
11. С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)
12. Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях; не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более, свисать.)
13. По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте. Корзины с цветами пересылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя).
14. В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня.)
Станция «Цветочный аукцион»
2 задание: Отгадать кроссворд. (максимальный балл – 9).
КРОССВОРД
(Ландыш.)2. Во лугах сестричка – золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка.)
3. Голова на ножке, в голове горошки. (Мак.)
4. Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан.)
5. Название какого цветка является кондитерским изделием? (Ирис)
6. Стоит дуб, полон круп, крышей покрыт. (Мак)
7. Он желтым цветком распускается, после цветенья сдувается.
Что это за цветок? (Одуванчик).
8. Вот еще малютка
Голубее дня
Как зовут ее? (Незабудка).
9.Золотая серединка и лучи идут кругомЭто может быть картинка? Солнце в небе голубом.
Нет не солнце на бумажке –
На лугу, ребята, цветок… (ромашка).
Станция «Цветочный калейдоскоп» (максимальный балл – 10).
1. У каких растений цветки могут «нырять» под воду? (Белая кувшинка, кубышка.)
2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет.)
3. У какого растения в качестве сырья используют лепестки цветов? (Роза — для масла.)
4. Какое растение в переводе с китайского означает «человек – корень»? (Женьшень.)
5. За цветками какого растения в джунглях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (Орхидеи.)
6. Название какого растения в переводе на русский означает «звезда»? (Астра.)
7. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.)
8. У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.)
9. Какие растения никогда не цветут? (Водоросли, мхи, папоротники, хвощи.)
10. Цветки какого декоративного растения употребляют в пищу? (Настурции.)
Станция «Цветочная поляна» (максимальный балл – 5).
Команда получает ватман, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, цветную бумагу.
Ребятам предлагается создать композиции из цветов, трав, листьев разной формы и размера, вырезанных из цветной бумаги. Приготовленные детали приклеиваются на ватман. Получается цветочная поляна. Авторы придумывают названия своим композициям. Из составленных композиций организуется выставка.
Станция «Цветочные сказки» (максимальный балл – 5).
Игрокам надо досочинить следующую сказку:
• «В некотором царстве, Васильковом государстве жил-был король Василек и королева Фиалка. И было у них три сына…»
Подведение итогов (в актовом зале).
Ведущий: В жизни цветов много таинственного и необычного.
Ученик 1. Белая кувшинка – у славянских народов она считалась могучим цветком, он помогал против нечистой силы. У белой кувшинки самый большой цветок в наших местах, а самый маленький в мире цветок у ряски.
Ученик 2. Венерин башмачок – из семейства орхидных. Именно об этом цветке сложены легенды, связанные с богиней красоты – Венерой. Орхидеи занесены в Красную книгу.
Ведущий. Наших верных друзей необходимо охранять, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Ученик 1:
Ученик 2: Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса, красоту природы.
Награждение. Команды награждаются грамотами.
infourok.ru
Петроград. Станция “Цветочная”.: babs71 — LiveJournal
Петроград. Станция “Цветочная”.: babs71 — LiveJournal ?- babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71
26 февраля 1918 года Совет Народных Комиссаров принял решение о переезде в Москву. Дата переезда держалась в строжайшей тайне. Новые руководители страны опасались, что будет подстроено крушение поезда.
В целях конспирации, на Николаевский (ныне Московский) вокзал были поданы для правительства два поезда, но В. И. Ленин, члены ЦК и Совнаркома уехали в Москву именно со станции “Цветочная” (тогда она называлась “Цветочная площадка”).
10 марта в семь часов вечера на Цветочную прибыл отряд латышских стрелков с пулеметами. Они быстро заняли посты на тендере паровоза С-245 и во всех вагонных тамбурах. Бригада железнодорожных рабочих тщательно осмотрела весь поезд. Затем была проверена колея от Цветочной площадки до главной магистрали, ведущей на Москву.
Вечером Смольный был ярко освещен, как обычно, и ничто внешне не говорило о задуманной операции. В десятом часу от Смольного отъехал автомобиль, в нем были В. И. Ленин, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова и В. Д. Бонч-Бруевич, вспоминавший позднее, что Владимир Ильич произнес, отъезжая: “Заканчивается петроградский период деятельности нашей центральной власти. Что-то скажет нам московский?”
Машина проехала от Смольного по Шпалерной, Литейному и Загородному проспектам, а выехав на Забалканский, доехали до Московских ворот. Там вскоре свернули налево и оказались на погруженной в темноту Заставской улице. Отсюда, вплоть до станции, машину сопровождали патрульные.
babs71.livejournal.com
Конспект игры-путешествия станция “Цветочная”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. МАЙСКОГО»
Учителя начальных классов
Ледневой Елены Ивановны
2 класс
I. Вводная беседа
Март у матери весны шубу снял,
И проталинками он засиял,
И капелью заплясал в тишине,
Петушок закричал о весне.
И в свете дней, во тьме ночей
Вдруг пашня задышала.
На оперение грачей
Похожей пашня стала.
Гляжу, ликуя, в синеву
И в гости я весну зову.
– Весна приглашает вас в лес, и не только. Наша станция называется «Цветочная».(Слайд №1). Весной так легко дышится и так интересно наблюдать за пробуждением природы! Что можно увидеть, почувствовать? (Ответы детей, слайд №2).
– Один из признаков весны – это появление цветов. А какие цветы радуют нас после стужи? Эти цветы называют в природе первоцветами. догадайтесь, почему? (Ответы детей)
II. Показ слайдов о первоцветах
1. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник, слайд №3,4)
Цветок подснежника состоит из 6 лепестков. В бутоне он похож на висящую каплю молока, потому его латинское название – «галантус», что в переводе означает «молочный цветок». Подснежник занесен в Красную книгу и охраняется государством.
2. С первым весенним солнышком вы увидите жёлтые огоньки этого цветка. Его очень часто путают с одуванчиком. Это растение цветет без листьев, они у него появляются уже летом. (Мать-и-мачеха, слайд №5). Почему это растение называют мать-и-мачеха? (Ответы детей). Как мать-и-мачеха от мороза спасается? (Если внимательно рассмотреть стебелек, то можно увидеть, что он покрыт пушком. Вот этот пушок и помогает растению спастись от заморозков.)
3. Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему? (Войдя в весенний лес, вы обязательно увидите необычный цветок, который зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. Сначала у него все цветки розовые, через несколько дней можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, они меняют окраску. Это медуница)
4. Давайте пройдем ещё по лесным тропинкам. Вы, конечно, увидите, как спешат развернуть свои листья торопливая хохлатка, ветреница, чистяк, пролеска сибирская, гусиный лук, печёночница благородная, калужница (слайды № 7-13), верба (№ 14).
Верба, верба, верба, верба зацвела.
Это значит, верно, что весна пришла.
Это значит, верно, что зиме конец.
Самый, самый первый прилетел скворец.
5. Лето житель луговой
Встретил в шапке меховой. (Одуванчик, слайд №16)
6. После того как отцветут самые смелые, самые первые цветы, придет пора одного из самых любимых цветов.
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы душистые висят. (Ландыш, слайд №17)
Ландыш – символ весны. О ландыше народ создал множество легенд. Послушайте одну. Юноша по имени Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы его превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды в алый цвет. Вот такая красивая история.
III. Закрепление о первоцветах
Вот весенние цветы, или первоцветы.
Их запомнить должен ты, как весны примету. (Слайд №18)
IV. Игра «Дай название»
Перед вами рисунки первоцветов и названия, которые им давал народ в различных местах. Соотнесите рисунки растений с их названиями. (слайд № 19)
Одуванчик Ландыш Мать-и-мачеха
- молочник мать-и-мачеха
ландыш гладыш
пустодуй серебренник
односторонник одуванчик
двоелистник
V. Загадки о цветах (Слайды №20-29)
1. Этот цветок с прямыми его лепестками
С давних времен называли «звездой».
Так бы её вы назвали и сами
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой. (астра)
2. На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашка)
3. На кустах в саду растет,
Запах сладкий словно мед.
Но нередко льются слезы,
Тех, кто рвет руками … (розы)
4. Эй, звоночки, синий цвет –
С языком, а звону нет. (колокольчики)
5. На воде увидел ты
Нежно-белые цветы,
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. (лилия)
6. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыши)
7. В траве густой зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек,
Но кто его не знает? Это … (василек)
8. Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверно, замечал,
Как вьётся розовый цветок,
Он называется … (вьюнок)
9. Буква И и буква Е
Подскажите слово мне.
Распустилась в ясный день
В саду белая … (сирень)
10. Украшая свежие газоны,
К шумам привыкнув городским,
Эти пышноцветные цветы
Нас нарядом радуют своим. (Пионы)
VI. Викторина «Узнай цветок» (слайды №30-38)
1. Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов? (роза)
2. Название какого цветка – кондитерское изделие? (Ирис)
3. Название какого цветка состоит из частицы не, предлога и названия собачьего домика? (Незабудка)
4. Название этого цветка переводится как «меч». (Гладиолус)
5. В названии какого цветка спрятался «гвоздь»? (Гвоздика)
6. В названии какого цветка спряталось имя девочки и её часть лица? (Анютины глазки)
7. Цветок, носящий женское имя. (Маргаритки)
8.Алые цветы колючего кустарника возвещают о начале лета. Как он называется? (Шиповник)
9. Название цветка от слова «дуть»? (Одуванчик)
10. Цветок солнца – так называют его. В Россию он попал из Голландии. Долгие годы люди ходили вокруг него, пытаясь разобрать, что это за растение. (Подсолнух)
VII. Математический конкурс. (слайды № 39-41 )
Узнайте растение. В этом вам поможет математика. Решите цепочку примеров, а её ответ вам поможет выбрать правильный вариант.
1. Цветы какого растения открываются только тогда, когда на него садится шмель?
а) ромашка – 15 10 – 5 + 4 + 10 + 1 – 4 =
б) львиный зев – 16
г) роза – 17
2. Этот цветок похож на перевернутый головной убор. Именуют его «лала», «лола», «лаля». Какое настоящее название у этого цветка?
а) подснежник – 101
б) пион – 90 4 х 2 + 2 + 20 – 10 + 80 =
в) тюльпан – 100
3. Во Франции и Англии называют эти цветочки «мысль» и дарят их при разлуке на память.
а) тюльпан – 9
б) анютины глазки – 1 12 – 8 + 40 + 6 – 50 + 1 =
г) астра – 15
VIII. Заключение (Слайд №42)
Берегите красивые растения.
Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей.
infourok.ru
Станция Цветочная, место где Петроград попрощался со статусом столицы.
Именно отсюда 10 марта 1918 года, литерный состав №4001, сформированный из бронированных вагонов вывез большевистское правительство во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) в Москву. Тем самым столицей нового государства вновь стала Москва. Вновь Москва, после 200-летнего перерыва.Руководил переездом управделами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич.
Поезд немного прошел по Путиловской ветке в восточном направлении, через станцию Волковскую и далее по съезду проследовал на московский ход в районе большой сортировочной станции, существующей и поныне. С того самого дня Петроград перестал быть столицей России.
Уезжать у всех на виду с Московского вокзала большевистское руководство не решилось, хоть и имитация этого была создана. Поэтому было принято решение осуществить это тайно, с одной из залолустных станций Путиловской ветви, затерявшейся в глубине промышленного пояса города. Тогда это была почти что окраина города – Московская застава.
Вот что по этому поводу пишет babs71) :
“10 марта в семь часов вечера на Цветочную прибыл отряд латышских стрелков с пулеметами. Они быстро заняли посты на тендере паровоза С-245 и во всех вагонных тамбурах. Бригада железнодорожных рабочих тщательно осмотрела весь поезд. Затем была проверена колея от Цветочной площадки до главной магистрали, ведущей на Москву.
Вечером Смольный был ярко освещен, как обычно, и ничто внешне не говорило о задуманной операции. В десятом часу от Смольного отъехал автомобиль, в нем были В. И. Ленин, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова и В. Д. Бонч-Бруевич, вспоминавший позднее, что Владимир Ильич произнес, отъезжая: “Заканчивается петроградский период деятельности нашей центральной власти. Что-то скажет нам московский?”
1. Старое станционное здание. Хоть бы табличку повесили, все таки событие тут произошло не рядовое.
2. Начал я свою прогулку к Цветочной от станции метро “Электросила”. Погода сегодня была просто ужасной – гололед, мокрый снег, ветерок. В общем все чисто по питерски. Но сидеть дома, это уж увольте..
На той стороне Московского проспекта стоял старый дом 1913 года постройки. В этих местах таких домов уже немного, 100 лет назад это была все таки окраина.
3. Наземный павильон станции метро “Электросила”. Чисто хрущевский стиль.
Трудно назвать эту станцию красивой.
4. Корпуса ОАО «Электросила», известного во всем бывшем Союзе завода, выпускавшего генераторы для электростанций.
5. Бизнес-центр Fort Tower на Московском проспекте. Введен в эксплуатацию три месяца назад.
6. Вот и железнодорожный путепровод послевоенной сталинской постойки (1955 год), по которой Путиловская жд ветка пересекает Московский проспект.
7. Элемент украшения моста – чугунная колонна.
Дальше было самое сложное – взобраться по обледеневшим тропинкам на насыпь. Я даже упал при этом.
8. Вид с насыпи на бывший дом культуры имени Ильича, ещё одного представителя ленинградского конструктивизма. Построен в 20-е годы.
9. Вид на запад, в сторону морского порта, откуда в основном и следуют все здешние грузовые поезда.
10. И вид с насыпи на территоию ОАО “Электросила”
11.
12. Горловина станции Цветочная. Третий путь, это путь который вел от бывшего жд музея у бывшего Варшавского вокзала.
Оттуда всю технику кажется уже вывезли.
13. Улица Рощинская. Кругом сплошная промзона.
14. Вид назад, в сторону моста над Московским проспектом. Слева стоит корпус “Электросилы”.
15. Бизнес-центр “Собрание”.
16. Вот собственно и станция Цветочная. Путевое развитие небольшое, много рельсовых ответвлений к заводам, некоторые из которых уже не работают.
17. Старое станционное здание, которое сейчас используется кажется по другому назначению.
Вот где-то здесь 10 марта 1918 года, Владимир Ильич бросил свой прощальный взгляд на “город трёх революций” и уселся в свой литерный поезд, который унес его в Белокаменную.
С тех пор Петербург лишь Северная и культурная столица России. В последнее время еще появился термин – Императорская, как напоминание о 200-летнем периоде Российкой империи.
18. Пассажирских платформ тут нет, потому что движение только грузовое, кроме кажется одного лишь поезда Таллин – Москва.
19.
20. Старый корпус завода тормозных, уплотнительный и термоизоляционных изделий, который стоит прямо около железной дороги.
Основан в 1913 году.
21. Тут все смешалось – старые дореволюционные и современные постройки.
22. А тут старинные заводские стены надстраивали современными зданиями.
23. Вот этот старый производственый корпус особенно красив. Надо же как заводы до революции строили, почти как храмы.
24. Вид с другой стороны железной дороги.
25. А это современное здание станции “Цветочная”. Пластиковая коробка.
26. Железная дорога (Путиловская ветка) тут делает большой поворот, чтобы потом пройти под витебским ходом и выйти к станции Волковская
27. Приближаюсь к восточной горловине, от которой отходит множество промышленый веток, многие из которых уже заброшены.
28. Восточная горловина станции Цветочная.
29. В этом месте железку перескает улица Заставская. Вот то серое небольшое здание тоже старое, постойки начала 20 века.
30. Улица Заставская. Название происходит от Московской заставы, как исторически называется эта местность.
31. Ну вот, наконец – дождались! Со стороны порта проследовал контейнерный поезд под 2ЭС4К.
32. Движение тут средней интенсивности. На Волковской более интенсивное, там с витебского хода присоединяются грузовые поезда.
Тут же только из морского порта Санкт-Петербурга.
3. Пошёл в сторону Волковской.
4. Здание где размещается знаменитый “Гранд макет Россия”. Был тут ровно три года назад.
5. Дома на улице Заставской по которой я возвращался к Московскому проспекту.
6. Этот и вовсе приметный. Почти как в центре. Доходный дом К. В. Степанова, 1905 год. Стиль – модерн разумеется.
7. Последние дома перед пересечением с Московским проспектом.
8. Площадь Московские ворота – самый центр Московской заставы.
9. Вид на юг к тому месту, где я забрался на жд насыпь у “Электросилы”. Я таким образом сделал полукруг, часть которого прошел вдоль железной дороги.
10. Вот так улица Заставская смотрится со стороны Московского проспекта.
11. Дом Лесли – Доходный дом Степановых. 1910 год. Модерн. Очень приметный домик на Московской заставе.
flackelf.livejournal.com
Сельское хозяйство в космосе / Habr
Человечеству потребовались все знания, собранные учёными за сотни лет, чтобы начать космические полёты. И тогда человек столкнулся с новой проблемой — для колонизации других планет и дальних перелётов нужно разработать замкнутую экосистему, в том числе — обеспечить космонавтов едой, водой и кислородом. Доставлять еду на Марс, который находится за 200 миллионов километров от Земли, дорого и сложно, логичнее будет найти такие способы производства продуктов, которые легко реализовать в полёте и на Красной планете.Как на семена влияет микрогравитация? Какие овощи будут безвредны, если их вырастить в богатой тяжёлыми металлами почве Марса? Как обустроить плантацию на борту космического корабля? Учёные и космонавты уже более пятидесяти лет ищут ответы на эти вопросы.
На иллюстрации — российский космонавт Максим Сураев обнимает растения в установке «Лада» на борту Международной космической станции, 2014 год.
Константин Циолковский в «Целях звездоплавания» писал: «Вообразим себе длинную коническую поверхность или воронку, основание или широкое отверстие которой прикрыто прозрачной шаровой поверхностью. Она прямо обращена к Солнцу, а воронка вращается вокруг своей длинной оси (высоты). На непрозрачных внутренних стенках конуса — слой влажной почвы с насаженными в ней растениями». Так он предлагал искусственно создавать гравитацию для растений. Растения должны быть подобраны плодовитые, мелкие, без толстых стволов и не работающих на солнце частей. Так колонизаторов можно частично обеспечить биологически активными веществами и микроэлементами и регенерировать кислород и воду.
В 1962 году главный конструктор ОКБ-1 Сергей Королёв ставил задачу: «Надо бы начать разработку «Оранжереи (ОР) по Циолковскому», с наращиваемыми постепенно звеньями или блоками, и надо начинать работать над «космическими урожаями».
Рукопись К.Э. Циолковского «Альбом космических путешествий», 1933 год. Источник
СССР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года, спустя двадцать два года после смерти Циолковского. Уже в ноябре того же года в космос отправили дворняжку Лайку, первую из собак, которые должны были открыть путь в космос людям. Лайка погибла от перегрева всего за пять часов, хотя полёт рассчитали на неделю — на это время хватило бы кислорода и еды.
Полёт Белки и Стрелки в августе 1960 года был более успешен и для собак, и для сопровождающих их животных — сорока мышей и двух крыс. Вместе с этим «Ноевым ковчегом» советские учёные отправили в космос семена кукурузы, пшеницы, гороха и лука. На Землю вся команда спустилась в контейнере, разработанном для будущих полётов человека. Но этого было мало — заниматься сельским хозяйством в космосе должен был начать человек.
Собака Лайка, первая собака на орбите Земли
В книге «Космос — землянам» лётчик-космонавт, член экспедиции «Союз-3» Георгий Береговой писал о том, что человеку свойственно ощущать причастность к земной природе, где бы он ни был: «Но когда оказываешься за пределами родной планеты, это воспринимается особенно остро. Обратите внимание, с каким волнением и теплотой рассказывают космонавты о том, как выглядит Земля с высоты орбиты. Ну а если вместе с ними путешествует в безжизненной пустоте космоса кусочек живого мира, то забота о «земляках» становится прямо-таки нежной. Даже когда эти «земляки» — зеленые стебли обыкновенного гороха. Именно его, кстати, выращивали на «Салюте-4» А. Губарев и Г. Гречко, а затем вновь посадили участники следующей экспедиций — П. Климук и В. Севастьянов».
На орбитальной станции «Салют-4», запущенной в 1974 году, была установка «Оазис» для культивирования растений в невесомости. Георгий Гречко писал в книге «Космонавт №34», что работа с системой была одним из самых интересных экспериментов в его полёте. Установка была гидропоническая, земли не было, горошины должны были прорастать в пропитанной марле. Вскоре после начала работы с «Оазисом» космонавт заметил, что в одну кювету вода не поступает, а в другую поступает слишком обильно, заставляя горошины подгнивать. Из установки срывались огромные капли воды, за которыми Гречко гонялся по станции с салфетками. Он отрезал шланг и стал поливать горошины вручную, пока несколько часов возился с аппаратом.
Космонавт признаётся, что из-за ненависти к биологии в школе чуть не загубил эксперимент. Он посчитал, что ростки путаются в ткани, растут неправильно, и освободил их от марли, но это не помогало. Оказалось, что он перепутал корешки со стеблями.
Эксперимент завершился успешно. Впервые в космосе растения прошли цикл от семени до взрослого стебля гороха. Но из 36 зерен взошли и выросли только три.
«Оазис-1» в Мемориальном музее космонавтики. Источник
Учёные предположили, что проблема возникла из-за генетически заложенной ориентации — проросток должен тянуться к свету, а корень — в противоположную сторону. Они усовершенствовали «Оазис», и следующая экспедиция взяла на орбиту новые семена.
Лук вырос. Виталий Севастьянов сообщил на Землю, что стрелки достигли десяти-пятнадцати сантиметров. «Какие стрелки, какого лука? Понимаем, это шутка, мы же вам давали горох, а не луковицы», — говорили с Земли. Бортинженер ответил, что из дома космонавты прихватили две луковицы, чтобы посадить их сверх плана, и успокоил учёных — горошины почти все взошли.
Но растения отказывались цвести. На этой стадии они погибали. Такая же судьба ждала тюльпаны, которые в установке «Лютик» на Северном полюсе распустились, а в космосе — нет.
Зато лук можно было есть, что успешно делали в 1978 году космонавты В. Коваленок и А. Иванченков: «Вот хорошо поработали. Может быть, теперь нам в награду и луковицу разрешат съесть».
Техника — молодёжи, 1983-04, страница 6. Горох в установке «Оазис»
Космонавты В. Рюмин и Л. Попов в апреле 1980 года получили установку «Малахит» с цветущими орхидеями. Орхидеи крепятся в коре деревьев и в дуплах, и учёные посчитали, что они могут быть менее подвержены геотропизму — способности органов растений располагаться и расти в определённом направлении относительно центра земного шара. Цветки через несколько дней опали, но при этом у орхидей образовались новые листья и воздушные корни. Ещё чуть позже советско-вьетнамский экипаж из В. Горбатко и Фам Туай привёзли с собой подрощенный арабидопсис.
Растения не хотели цвести. Семена всходили, но, например, орхидея не зацвела в космосе. Учёным нужно было помочь растениям справиться с невесомостью. Это делали в том числе с помощью электростимуляции корневой зоны: учёные считали, что электромагнитное поле Земли может влиять на рост. Ещё один способ предполагал описанный Циолковским план по созданию искусственной гравитации — растения выращивались в центрифуге. Центрифуга помогла — ростки ориентировались вдоль вектора центробежной силы. Наконец космонавты добились своего. В «Светоблоке» зацвёл Арабидопсис.
Слева на изображении ниже — оранжерея «Фитон» на борту «Салют-7». Впервые в этой орбитальной оранжерее Резуховидка Таля (Арабидопсис) прошла полный цикл развития и дала семена. Посредине — «Светоблок», в которой на борту «Салют-6» Арабидопсис впервые зацвёл. Справа — бортовая оранжерея «Оазис-1А» на станции «Салют-7»: она была оснащена системой дозированного полуавтоматического полива, аэрации и электростимулирования корней и могла перемещать вегетационные сосуды с растениями относительно источника света.
«Фитон», «Светоблок» и «Оазис-1А»
Установка «Трапеция» для исследования роста и развития растений. Источник
Наборы с семенами
Бортовой журнал станции «Салют-7», зарисовки Светланы Савицкой
На станции «Мир» была установлена первая в мире автоматическая оранжерея «Свет». Российские космонавты в 1990-2000-х годах провели в этой оранжерее шесть экспериментов. Они растили салаты, редис и пшеницу. В 1996-1997 годах Институт медико-биологических проблем РАН планировал вырастить семена растений, полученные в космосе — то есть поработать с двумя поколениями растений. Для эксперимента выбрали гибрид дикой капусты высотой около двадцати сантиметров. У растения был один минус — космонавтам нужно было заниматься опылением.
Результат был интересный — семена второго поколения в космосе получили, и они даже взошли. Но растения выросли до шести сантиметров вместо двадцати пяти. Маргарита Левинских, научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, рассказывает, что ювелирную работу по опылению растений выполнял американский астронавт Майкл Фоссум.
Видео Роскосмоса о выращивании растений в космосе. На 4:38 — растения на станции «Мир»
В апреле 2014 года грузовой корабль Dragon SpaceX доставил на Международную космическую станцию установку для выращивания зелени Veggie, а в марте астронавты начали тестировать орбитальную плантацию. Установка контролирует свет и поступление питательных веществ. В августе 2015 в меню астронавтов включили свежую зелень, выращенную в условиях микрогравитации.
Выращенный на Международной космической станции салат
Так плантация на космической станции может выглядеть в будущем
В российском сегменте Международной космической станции действует оранжерея «Лада» для эксперимента «Растения-2». В конце 2016 или начале 2017 года на борту появится версия «Лада-2». Над этими проектами работает Институт медико-биологических проблем РАН.
Космическая растениеводство не ограничивается экспериментами в невесомости. Человеку для колонизации других планет придётся развивать сельское хозяйство на грунте, который отличается от земного, и в атмосфере, имеющей иной состав. В 2014 году биолог Майкл Маутнер вырастил спаржу с картофелем на метеоритном грунте. Чтоб получить пригодную для выращивания почву, метеорит был размолот в порошок. Опытным путём он сумел доказать, что на грунте внеземного происхождения могут произрасти бактерии, микроскопические грибы и растения. Материал большинства астероидов содержит фосфаты, нитраты и иногда воду.
Спаржа, выросшая на метеоритном грунте
В случае с Марсом, где много песка и пыли, измельчение породы не понадобится. Но возникнет другая проблема — состав почвы. В грунте Марса есть тяжёлые металлы, повышенное количество которых в растениях опасно для человека. Учёные из Голландии имитировали марсианскую почву и с 2013 года вырастили на ней десять урожаев нескольких видов растений.
В результате эксперимента учёные выяснили, что содержание тяжёлых металлов в выращенных на имитированном марсианском грунте горохе, редисе, ржи и помидорах не опасно для человека. Картофель и другие культуры учёные продолжают исследовать.
Исследователь Вагер Вамелинк инспектирует растения, выращиваемые на имитированной марсианской почве. Фото: Joep Frissel/AFP/Getty Images
Содержание металлов в урожае, собранном на Земле и на симуляциях почвы Луны и Марса
Одной из важных задач является создание замкнутого цикла жизнеобеспечения. Растения получают углекислый газ и отходы жизнедеятельности экипажа, взамен отдают кислород и производят еду. Учёные проверяли возможность использования в пищу одноклеточной водоросли хлореллы, содержащей 45% белка и по 20% жиров и углеводов. Но эта в теории питательная еда не усваивается человеком из-за плотной клеточной стенки. Существуют способы решения данной проблемы. Можно расщеплять клеточные стенки технологическими методами, используя термообработку, мелки помол или другие способы. Можно брать с собой разработанные специально для хлореллы ферменты, которые космонавты будут принимать с едой. Учёные могут и вывести ГМО-хлореллу, стенку которой человеческие ферменты смогут расщепить. Хлореллой для питания в космосе сейчас не занимаются, но используют в замкнутых экосистемах для производства кислорода.
Эксперимент с хлореллой проводили на борту орбитальной станции «Салют-6». В 1970-е годы ещё считали, что пребывание в микрогравитации не оказывает отрицательного влияния на человеческий организм — слишком было мало информации. Изучить влияние на живые организмы пытались и с помощью хлореллы, жизненный цикл которой длится всего четыре часа. Её удобно было сравнивать с хлореллой, выращенной на Земле.
Источник
Прибор ИФС-2 предназначался для выращивания грибов, культур тканей и микроорганизмов, водных животных. Источник
С 70-х годов в СССР проводили эксперименты по замкнутым системам. В 1972 году началась работа «БИОС-3» — эта система действует и сейчас. Комплекс оснащён камерами для выращивания растений в регулируемых искусственных условиях — фитотронами. В них выращивали пшеницу, сою, салат чуфу, морковь, редис, свёклу, картофель, огурцы, щавель, капусту, укроп и лук. Учёные смогли достичь почти на 100% замкнутый цикл по воде и воздуху и до 50-80% — по питанию. Главные цели Международного центра замкнутых экологических систем — изучить принципы функционирования таких систем различной степени сложности и разработать научные основы их создания.
Одним из громких экспериментов, симулирующих перелёт к Марсу и возвращение на Землю, был «Марс-500». В течение 519 дней шесть добровольцев находились в замкнутом комплексе. Эксперимент организовали Рокосмос и Российская академия наук, а партнёром стало Европейское космическое агентство. На “борту корабля” были две оранжереи — в одной рос салат, в другой — горох. В данном случае целью было не вырастить растения в приближенных к космическим условиям, а выяснить, насколько растения важны для экипажа. Поэтому дверцы оранжереи заклеили непрозрачной плёнкой и установили датчик, фиксирующий каждое открывание. На фото слева член экипажа «Марс-500» Марина Тугушева работает с оранжереями в рамках эксперимента.
Ещё один эксперимент на «борту» «Марс-500» — GreenHouse. В видео ниже член экспедиции Алексей Ситнев рассказывает об эксперименте и показывает оранжерею с различными растениями.
У человека будет много шансов умереть на Марсе. Он рискует разбиться при посадке, замёрзнуть на поверхности или же просто не долететь. И, конечно, умереть от голода. Растениеводство необходимо для образования колонии, и учёные и космонавты работают в этом направлении, показывая удачные примеры выращивания некоторых видов не только в условиях микрогравитации, но и в имитированном грунте Марса и Луны. У космических колонистов определенно будет возможность повторить успех Марка Уотни.
habr.com
Игра по станциям “Цветочная поляна”
Игровая программа для детей младшего и среднего возвраста, подходит для пришкольных лагерей как общелагерное мероприятие. Игра проводится по 5 станциям (количество команд не должно превышать количество станций). в сценарии предложены следующие станции:
1. Отгадать загадки о цветах
2. Нарисовать цветок и придумать ему название
3. Придумать стихотворение, используя рифму
4. Назвать как можно больше названий цветов
5. Ответить на вопросы( касающиеся названий цветов)
Задача участников состоит чтобы заработать как можно больше баллов на каждой из станций и при этом собрать цветок. После выполнения каждого задания команда получает один лепесток, на котором прописано заработанное командой количество баллов.
Просмотр содержимого документа
«Игра по станциям “Цветочная поляна” »
Игра по станциям
«На цветочной поляне»
Задача участников собрать цветок. После каждого задания команда получает лепесток с количеством заработанных баллов.
1. Отгадать загадки о цветах
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (ВАСИЛЕК)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (РОМАШКА)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (ОДУВАНЧИК)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (ПОДСНЕЖНИК)
Лик пахучий,
А хвост колючий. (РОЗА)
2. Нарисовать цветок и придумать ему название
3. Придумать стихотворение, используя рифму:
Растет – цветет, Красивый – милый, Кудряшка – ромашка, Тропинке – травинке
4. Назвать как можно больше названий цветов
5. Ответить на вопросы:
1) Васин цветок (ВАСИЛЕК)
2) Всегда встающий первым после спячки (ПОДСНЕЖНИК)
3) Цветок, в названии которого есть кусок железа (ГВОЗДИКА)
4) Бродяга, слоняющийся по дорогам (ПОДОРОЖНИК)
5) Цветок с отличной памятью (НЕЗАБУДКА)
6) Имя самовлюбленного принца (НАРЦИТСС)
7) Этот цветок облюбовала Царевна-Лягушка КУВШИНКА)
8) Зеленый, но не крокодил, колючий, но не еж КАКТУС)
9) Маленький Рома (РОМАШКА)
kopilkaurokov.ru
Конспект ООД « Станция Цветочный сад
Конспект ООД « Станция Цветочный сад – пластический этюд «Цветочная композиция»
Дата: 16 августа 2018г.
Цель: развивать творческое воображение, формировать способность импровизировать под музыку, самосточятельно находить способы передачи музыкальных образов в движениях, поддерживать детскую инициативу
Материалы и оборудование: мелодии «Вальс цветов»П.И.Чайковский , «Утро» Э.Григ , искусственные цветы
Ход ООД:
1. Организационный момент
Дети входят, берутся за руки, строятся в круг, приветствуем друг друга.
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит удивительное путешествие. Поэтому нам нужно подготовиться к нему.
Слайд – улыбающееся солнышко.
Воспитатель: Эмоциональный настрой: “Сегодня прекрасный день. И у меня все прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение. Я уверен в себе. Я знаю, у меня все получится! Я готов к работе. Я все смогу! Давайте подарим друг другу наши улыбки”.
2.Основная часть
Слайд – цветочный сад
Воспитатель: Присаживайтесь на ковер. Посмотрите, какой у нас сегодня необычный зал. Что в нем изменилось? (много цветов). Молодцы, вы очень внимательны. Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир цветов. Хотите? (да)
Тогда закрываем глаза и каждый представляет себя в чудесном саду, где растет много – много красивых цветов.
Звучит “Вальс цветов” Чайковского
Вопросы к детям: -Как вы себя чувствуете в этом прекрасном саду? -Какие запахи наполняют мир цветов?
Слайд –розы.
Воспитатель: Представьте, что перед вами куст красивых алых роз. Давайте вдохнем его аромат.
Дыхательная гимнастика “Запахло розами”
Слайд – цветы в саду
Воспитатель: А какие звуки мы слышим в нашем волшебном саду? -Как мы будем там двигаться? – Как изменится наш голос? (цветы не любят громких звуков).
Слайд –цветочный сад
Воспитатель: Как мы должны себя там вести, чтобы не разрушить, не навредить этому миру цветов?
Пластический этюд “Цветок проснулся”
Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем превратиться в цветы. Ложитесь на спину. Закройте глаза и представьте себя цветком, кто каким хочет. Вместо рук у вас нежные листочки, вместо туловища – тонкий гибкий стебелек, вместо ног – проворные корешки, вместо головушки – красивый цветок. Итак, мы с вами прекрасные цветы в волшебном саду. Они спят.
Звучит “Утро” Э.Григ.
Воспитатель: Но вот запели птицы и появились первые лучики солнца. Цветочки зашевелили своими -листочками (руки вверх, пошевелить) -цветы начали выпрямлять свои стебельки (махи руками перед собой) -поворачивать бутоны влево, вправо. -затем потянулись навстречу солнышку -растения наливаются упругостью (выгнуться, лежа на спине) -даже самые сони – засони и те проснулись
Воспитатель: Цветы рады солнышку, новому дню; они благодарят солнце, приветствуют его листочками, кивают головушками и улыбаются ему. Давайте каждый из вас изобразит какой-то определенный цветок.
Вот вижу в саду распустились тюльпаны, а это – ромашки. Зазвенели колокольчики. Зашелестели листочки. Подул легкий ветерок – цветочки закачались, зашептались: «Ах, как хорошо утром в саду!
Пластический этюд “Оживший цветок”.
Воспитатель: Представьте, что в нашем саду давно не было дождя. Цветы завяли, засохли, опустили свои головушки. И вот закапали первые капельки, цветок глубоко вздохнул, поднял голову, стал глубоко дышать, наполняя листочки и стебельки влагой. Вот поднялись листочки, выпрямился стебелек. Цветок напитался дождиком от самых корней до кончиков листьев, стал упругим и гибким. Вот он подставил свои лепестки под капельки дождя и они смыли всю его усталость. Цветочку стало легко и хорошо».
3.Заключительная часть
Воспитатель: -Понравилось вам быть цветами?
-Какими вы были цветами?
– А хотели бы вы, чтобы этот цветок, которого каждый из вас показал, стал вашим другом?
-Чтобы вы с ним делали?
-О чем бы вы хотели поговорить со своим цветком?
Пластический этюд “Веселые колокольчики” («давайте представим, что каждый из вас – это веселый колокольчик этого цветка. Вот подул легкий ветерок и колокольчики зазвенели, задвигались. И получилась веселая легкая мелодия (танцевальная или инструментальная импровизация под соответствующую музыку).
Пластический этюд «Роза»
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
Креативная (творческая) игра: «Какой цветок растёт на клумбе?»
Поделить детей на две команды. Это будет две клумбы. Каждой команде дать задание. Первой показать картинку на которой нарисована ромашка, а второй колокольчик. Дети должны образно изобразить эти цветы, а противоположная команда, отгадать какой цветок растёт на клумбе. Отрываем седьмой лепесток (пожелания)
«Бутон цветка» (постановка кисти). Раннее, ранее утро. Сон царит на лесной поляне. Песня жаворонка разбудила нежно–розовый тюльпан. Цветочек расправил стебелек, покачал сонной головкой. «Пора просыпаться!!!» – щебетал лесной певец. «Ну, что ж,– подумал тюльпан, – пожалуй, стоит прислушаться к совету». Встряхнул головкой и раскрыл два маленьких розовых лепесточка, внутри показались тоненькие, покрытые налетом пыльцы, тычинки. Бутон стал медленно раскрываться. Цветок проснулся.
infourok.ru