Современный авангард: Наследие: авангард и современный дизайн

Содержание

Наследие: авангард и современный дизайн

  • Читать
  • Опыт
  • Наследие: авангард и современный дизайн

«Национальная идентичность перестает существовать сама по себе, но обогащает единое информационное поле, и дизайн превращается в живую материю, которая постоянно совершенствуется», – считает Екатерина Елизарова, приглашенный редактор Design Mate в сентябре. В этом месяце мы говорим про «Дизайн без границ», а в этом материале – про то, какую роль в мире современного дизайна играет авангард.

Авангард и конструктивизм, как направление авангарда, связанное непосредственно с понятием дизайна, признаны во всем мире. В прошлом году выставки, посвященные 100-летию революции, прошли во всех крупных музеях Европы. Но если в России акцент обычно делают на политике, за границей вспоминают влияние революции на искусство. Впрочем, об авангарде там и не забывали, более того, им вдохновлялись некоторые выдающиеся архитекторы, на которых сейчас равняется весь мир. Заха Хадид, например, всегда проявляла особенный интерес к абстрактной живописи, любила работы Казимира Малевича и часто использовала работы художников-авангардистов в качестве визуализации своих идей. А притцеровский лауреат Рем Колхас признавался, что захотел стать архитектором после того, как увидел чертежи русского архитектора, представителя русского авангарда и мастера «бумажной архитектуры», Ивана Леонидова.

Ранняя живопись Захи Хадид

Современные российские дизайнеры тоже активно обращаются к идеям авангарда и конструктивизма. Санкт-петербургский бренд 52 factory начал с органайзера и канцелярского набора по мотивам русского авангарда, потом выпустил набор деревянных детских игрушек «Красные куклы» с принтами, созданными по мотивам текстильных и графических работ художников-авангардистов Варвары Степановой, Любови Поповой, Александра Родченко, Ильи Чашника и Казимира Малевича. У одного из основателей проекта, Саши Браулова, есть, кроме прочего, и еще один интересный проект – он вышивает важные здания, построенные в стиле конструктивизм.

«Красные куклы», 52 factory

Кинотеатр «Металлист» в Новосибирске, Саша Браулов

Супрематические столики Екатерины Елизаровой B&W были спроектированы специально к 100-летнему юбилею картины Малевича «Черный квадрат» и впервые презентованы в Нью-Йорке в 2015 году. Они сделаны из мрамора и древесины и воплощают собой энергию глубокой тени и яркого света, слитых воедино.

Столики B&W, Екатерина Елизарова

Максим Щербаков из Supaform смог воплотить идеи авангарда в образе стула Apart. Предмет был разработан специально для нью-йоркской выставки SightUnseen Offsite. Тезка Щербакова, Максим Максимов тоже вдохновляется авангардом. Его минималистичные предметы мебели Asketik (в том числе запоминающийся «Красный угол») отличаются геометрическими формами и яркими цветами, и каждый из них воплощает собой саму идею авангарда – революционное восприятие действительности и выход за пределы известного.

Apart Chair, Максим Щербаков

«Красный угол», Максим Максимов

Один из последних проектов в области предметного дизайна, который посвящен авангарду и активно ссылается на его наследие – коллекция мебели дизайнера Анны Титовой. Анна использовала иллюстрации Казимира Малевича, а точнее его рисунки для пьесы «Победа над солнцем». «Победу над солнцем» художник придумал в 1915 году вместе с соратником, поэтом Велимиром Хлебниковым. Хлебников написал к ней пролог, а Малевич нарисовал костюмы для актеров. Анна воплотила эти наряды в образе стульев, которые заимствовали не только внешний вид одежд, но и имена персонажей. В коллекцию войдут стулья «Рабочий», «Неприятель», «Злонамеренный», «Трус», «Новый человек», «Толстяк», «Забияка», «Многие и один».

Эскиз стула по рисункам Малевича, Анна Титова.

Среди проектов интерьеров с отсылкой к авангарду главный – ресторан «Dr. Живаго» архитектора Анастасии Панибратовой. Авангард для Анастасии – это любимое направление в искусстве, и она активно использует его в своих проектах. Так, зал петербургского проекта архитектора, ресторана «Блок», украшают работы некоторых авангардистов: Лентулова, Альтмана, Гончаровой, даже Кандинского и Малевича.

Весь интерьер московского «Dr. Живаго» построен на сочетании двух цветов – белого и красного – и тоже дополнен картинами и мини-скульптурами художников начала XX века: Малевича, Петрова-Водкина, Дейнеки и Самохвалова. Специально для ресторана Анастасия придумала клатчи в стилистике авангарда – их покупают забежавшие пообедать иностранцы и везут домой в качестве нестыдного сувенира из Москвы.

«Dr. Живаго», Анастасия Панибратова

Белые скатерти, красные и белые кресла, бокалы из красного стекла, белые стены, красные гвоздики и белые розы — весь интерьер построен на сочетании двух цветов и картин художников XX века: Малевича, Петрова-Водкина, Дейнеки и Самохвалова; плюс мини-скульптуры советского дизайна из парка Горького. Всё это сдабривают песни Марка Бернеса и других советских исполнителей в таком же духе о любимом городе. Выглядит вживую интерьер, придуманный архитектором Анастасией Панибратовой, по сравнению с пересказом и даже самыми лучшими фотографиями, лёгким и очень праздничным. Идеальное место для приехавших в гости туристов, чинного ужина со строгими родителями или любого другого особенного случая.

Дарья Зиноватная работает в Санкт-Петербурге и считает авангард, наравне с «Мемфисом», одним из главных источников вдохновения. Так, проект квартиры для семейной пары Supremus отсылает к творчеству супрематистов. Интерьер построен на сочетании базовых форм – круга и квадрата – и дополнен яркими цветами, визитной карточкой дизайнера. Лиловый пол контрастирует со столешницей цвета охры, а кухонные блоки, как кубики, собраны из красного и желтого.

Supremus, Дарья Зиноватная

Read more

Искусство для уничтожения: «мимолетные» арт-объекты Никола-Ленивца

23 марта 2023

Дизайн-мышление

{short_desc}

Александра Калошина: «Текстильный дизайн — это промышленный дизайн. Мы думаем полками магазина одежды и километрами ткани»

09 марта 2023

Дизайн-мышление

{short_desc}

Основные направления авангарда • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсРусский авангардЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Подготовила Анна Красильщик

Абстрактное искусство

Василий Кандинский.
Картина с кругом. 1911 год
© Национальный музей Грузии

Одно из основных направлений авангарда. В отличие от тради­ционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные живо­писные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).

Авангард

Сначала термин употреблялся в военном деле и по отношению к политическим событиям — до тех пор пока в 1885 году французский критик Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. Впрочем, в таком значении слово не прижилось. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который впервые назвал авангардом русское искусство начала XX века.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».     

Заборная живопись

Обращение к сюжетам и стилистике надписей на заборах — одна из характер­нейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.

Конструктивизм

Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара © charnelhouse.org

От латинского constructio — «построение». Основные черты конструкти­визма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.

Космизм

Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год © newsfeed.kosmograd.com

Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.

Кубизм

Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год © San Francisco Museum of Modern Art

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <…> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Кубофутуризм

Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год © Государственный Русский музей

Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофуту­ристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).

Левое искусство

Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф»    «Леф» — «Левый фронт», журнал, выходивший в Москве в 1923–1925 годах, главный редактор — Владимир Маяковский. Несколько номеров оформлены Александром Родченко. (шарж на О. Брика). 1924 год
© Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».

Линиизм

Александр Родченко. Линейная конструкция № 108. 1920 год  © monoskop.org

В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из тече­ний в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конст­рукции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.

Лучизм

Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч. ).

Ориентализм

Важная часть программы художников раннего авангарда. Влияние восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах и привлекало худож­ников авангарда скорее сюжетами и темами, чем приемами. Важно было само погружение в атмосферу Востока, а не изучение особенностей искусства. Теоретическое обоснование ориентализма разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку стала поводом к разрыву Ларио­нова с «Бубновым валетом» — его членов художник обвинял в подража­тельном западничестве. Впрочем, к середине 1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм исчерпал себя.

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <…> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Супрематизм

Казимир Малевич. Без названия. Около 1916 года © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice

Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы, показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».

Футуризм

Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913–1914 годы © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice, 1976

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.  

Источники

  • Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932).

    Справочник. СПб., 1992.

  • Энциклопедия русского авангарда. Под ред. В. И. Ракитина и А. Д. Сарабьянова. Т. 3. Кн. 1–2.

    М., 2014. 

Теги

Шпаргалка
Живопись
Словарь

Радио ArzamasНовая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Валерий Шубинский — о Платонове, Хармсе, Зощенко, Бабеле, Олеше, Мандельштаме, Пастернаке и других писателях, создававших советскую литературу, их главных темах и героях

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

14 минут

1/5

Передовой отряд

Кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику

Читает Андрей Сарабьянов

Кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику

12 минут

2/5

Две столицы авангарда

«Союз молодежи» против «Бубнового валета»: чем отличались общества нового искусства Москвы и Петербурга

Читает Андрей Сарабьянов

«Союз молодежи» против «Бубнового валета»: чем отличались общества нового искусства Москвы и Петербурга

11 минут

3/5

Алогизм и заумь

Как совместить несовместимое и к чему это может привести живопись, музыку и поэзию

Читает Андрей Сарабьянов

Как совместить несовместимое и к чему это может привести живопись, музыку и поэзию

13 минут

4/5

Рождение и смерть супрематизма

Как возник «Черный квадрат» и чем закончились супрематические поиски Малевича

Читает Андрей Сарабьянов

Как возник «Черный квадрат» и чем закончились супрематические поиски Малевича

11 минут

5/5

Абстрактное и беспредметное

Как русские авангардисты перешли к абстракциям и попытались увлечь своими утопиями всю страну

Читает Андрей Сарабьянов

Как русские авангардисты перешли к абстракциям и попытались увлечь своими утопиями всю страну

Материалы

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Энциклопедия авангардного кино

Хроника сохранившегося и утерянного советского кино

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Как отличить подделку от подлинника

Коллекционер рассказывает о принципах экспертизы произведений русского авангарда

Слова, придуманные Малевичем

Невесомость, Госваал, планиты и другие слова, вошедшие и не вошедшие в употребление

9 шагов постижения современного искусства

Педагогические принципы Казимира Малевича, которые помогут его понять

Малевич и Шагал

Хроника взаимоотношений авангардистов, за год превратившихся из соратников во врагов

Писатели вспоминают о чудачествах поэтов‑авангардистов

Трогательные аудиозаметки о некоторых эпизодах из жизни поэтов

Что читать про авангард

Книги, которые помогут разобраться в истории и теории русского авангарда

Поиграйте с ребенком в тихие игры 20-х годов

Памятник русского конструктивизма и авангарда: распечатать, вырезать и склеить

Андрей Сарабьянов: «Сейчас „находки“ — удел поддельщиков»

Искусствовед — о забвении и открытии авангарда

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Как читать заумные стихотворения

Два филолога учат понимать заумь, разбирая стихотворения Каменского и Хлебникова

Карта провинциального авангарда

Главные после Москвы и Петербурга советские авангардные города

Заумь Хлебникова, Бурлюка, Каменского и Кручёных

Стихи в авторском и неавторском исполнении

Текстильные эксперименты Поповой и Степановой

Краткая история ситчика революционной расцветки и как делать правильную спецодежду

Как объяснить иностранцу, что такое заумь и сдвиг

Доклад писателя и теоретика авангарда Ильи Зданевича

Галерея авангардного киноплаката

Западная киноклассика и советский киноавангард в работах братьев Стенберг

Как происходили авангардистские акции

Воспоминания современников о скандалах и драках

Что придумали русские авангардисты

Вещи, которые имеют сегодняшний вид благодаря беспредметникам 1920-х годов

Весь курс за 5 минут

Курс Андрея Сарабьянова «Русский авангард» в кратком изложении

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Авангард | Тейт

Художественный термин

Применительно к искусству авангард означает искусство, которое является новаторским, вводящим или исследующим новые формы или предметы

Авангард — изначально французский термин, означающий по-английски авангард или авангард (часть армии, которая идет вперед впереди остальных). Впервые оно появилось применительно к искусству во Франции в первой половине девятнадцатого века и обычно приписывается влиятельному мыслителю Анри де Сен-Симону, одному из предшественников социализма. Он верил в социальную силу искусства и видел в художниках, наряду с учеными и промышленниками, лидеров нового общества. В 1825 году он писал:

Мы, художники, послужим вам авангардом, сила искусства самая непосредственная: когда мы хотим распространить новые идеи, мы записываем их на мраморе или холсте. Какой великолепной судьбой для искусств является осуществление положительной власти над обществом, истинное священническое служение и шествие в авангарде [т.е. авангард] всех интеллектуальных способностей!

Начало авангарда

Можно сказать, что авангардное искусство началось в 1850-х годах с реализма Гюстава Курбе, на которого сильно повлияли ранние социалистические идеи. За этим последовали последовательные движения современного искусства, и термин авангард является более или менее синонимом модерна.

Некоторые авангардные движения, такие как кубизм, например, были сосредоточены в основном на инновациях формы, другие, такие как футуризм, Де Стиль или сюрреализм, имели сильные социальные программы.

Развитие авангарда

Хотя термин «авангард» изначально применялся к новаторским подходам к искусству в девятнадцатом и начале двадцатого веков, он применим ко всему искусству, которое раздвигает границы идей и творчества, и до сих пор используется для описания искусства, которое является радикальным или отражает оригинальность видения.

Понятие авангарда заключает в себе идею о том, что об искусстве следует судить прежде всего по качеству и оригинальности видения и идей художника.

Движущие силы и тряски

Из-за своего радикального характера и того факта, что он бросает вызов существующим идеям, процессам и формам; авангардные художники и произведения искусства часто идут рука об руку с полемикой. Прочтите подписи к работам ниже, чтобы узнать о потрясениях, которые они вызвали.

Жорж Брак
Бутылка и рыбы (ок. 1910–12)
Тейт

© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2023

Рауль Хаусманн
Искусствовед (1919–20)
Тейт

© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2023

Марсель Дюшан
Фонтан (1917 г. , копия 1964 г.)
Тейт

© Преемственность Марсель Дюшан/ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2023

Ман Рэй
Неразрушимый объект (1923 г., переделан в 1933 г., репродукция 1965 г.)
Тейт

© Man Ray Trust/ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2023

Энди Уорхол
Черная фасоль (1968)
Тейт

© 2023 Фонд визуальных искусств Энди Уорхола, Inc. / Лицензия DACS, Лондон

Карл Андре
Эквивалент VIII (1966)
Тейт

© Carl Andre/VAGA, Нью-Йорк и DACS, Лондон, 2023

Рудольф Шварцкоглер
3-е действие (1965 г., напечатано в начале 1970-х гг.)
Тейт

© Поместье Рудольфа Шварцкоглера, предоставлено галереей Krinzinger

Йозеф Бойс
Информационная акция 1972
Авангардное искусство часто имеет социальное или политическое измерение. Йозеф Бойс, входивший в сеть художников-авангардистов Fluxus, использовал в качестве отправной точки концепцию, согласно которой все является искусством, что к каждому аспекту жизни можно подходить творчески, и в результате у каждого есть потенциал стать художником. Хотя он был страстным и харизматичным профессором искусств в Дюссельдорфской академии, его отношения с властью были бурными, и в 1919 году он был уволен.72.

Фото: Саймон Уилсон
Архив Тейт Коллекция фотографий: Семь выставок 1972

Мартин Крид
Работа № 227
Свет включается и выключается 2000

С середины 1960-х годов художники-концептуалисты отстаивали идею и процесс художника над арт-объектом. Мартин Крид вызвал споры в 2001 году, когда представил свою концептуальную работу Work No. 227 в Tate Britain. Он состоит из пустой галереи, которая то освещается, то погружается во тьму, когда свет включается и выключается. Произведение вызвало возмущение. Одна посетительница галереи забросала стены яйцами, чтобы выразить свое отвращение к произведению.

Фото: Tate Photography © Martin Creed

Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

Левый Верно

Исследуйте этот термин

Левый Верно

Авангард в Тейт

Левый Верно

  • 4 февраля – 16 мая 2010 г.

    Ван Дусбург и международный авангард в Тейт Модерн 4 февраля – 16 мая 2010 г.

  • 15 мая – 26 сентября 2010 г.

    Объект: Жест: Сетка: Сент-Айвз и международный авангард, Тейт Сент-Айвз, прошедшая выставка

  • 21 февраля – 26 мая 2008 г.

    Дюшан, Ман Рэй, Пикабиа 21 февраля – 26 мая 2008 г. Выставка ведущих деятелей нью-йоркского движения Дада в Тейт Модерн

  • 12 сентября 2012 г. – 13 января 2013 г.

    Прерафаэлиты: Викторианский авангард: выставка Тейт Британия до 13 января 2013 г., объединяющая более 150 работ в различных техниках, включая живопись, скульптуру, фотографию и прикладное искусство

  • 14 июня – 4 сентября 2011 г.

    Выставка вортицистов в галерее Тейт Британия прославляет всю волнующую силу этого ключевого модернистского движения

  • 20 февраля – 9 сентября 2007 г.

    Центр творческой вселенной: Ливерпуль и авангард Прошлая выставка в Тейт Ливерпуль

Что такое искусство авангарда и художники, преодолевшие барьеры?

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907 г. (Фото: MoMA через Wikimedia Commons, добросовестное использование)

Смелое, инновационное, прогрессивное, экспериментальное — все эти слова описывают искусство, которое раздвигает границы и создает изменения. Все эти характеристики также связаны с термином, который часто используется, но иногда неправильно понимается — авангард . Французский термин, который переводится как «авангард» или «авангард», относится к чему-то дальновидному и опережающему свое время.

Часто используемый для обсуждения художественного вклада в общество и культуру, авангард отвечает за некоторые из самых известных картин и скульптур в истории. Но как охарактеризовать авангардное искусство? И кто те дальновидные художники, которые пошли на риск, который теперь определяет историю искусства?

С точки зрения искусства авангард обычно связывают с каким-то эстетическая инновация — та, которая часто неправильно понимается или не принимается в свое время . Это понятие применимо к тем творческим людям, которые выступали против господствующих идеалов, и, хотя оно часто используется в отношении модернизма, существует множество исторических художников, чьи работы в свое время можно рассматривать как авангардные.

Прежде чем мы углубимся в некоторые из самых известных художников-авангардистов и направлений в искусстве, давайте посмотрим, откуда взялся этот термин и как он приобрел свое нынешнее значение. Первоначально оно использовалось французскими военными и относилось к небольшой группе войск, проводившей разведку впереди основной армии. В течение 19ХХ века его стали применять к левым мыслителям-социалистам и их призывам к политическим реформам. На самом деле именно влиятельный французский социалист Анри де Сен-Симон первым применил этот термин к искусству.

В тексте 1825 года он сгруппировал художников вместе с учеными и промышленниками как лидеров общества, которые могли бы вести людей вперед. Оттуда авангард стал термином, который регулярно применялся к художникам, и многие ссылались на реализм Гюстава Курбе в качестве отправной точки. Впоследствии этот термин применялся во многих современных движениях, хотя можно легко сказать, что более ранние художники, такие как Леонардо да Винчи или Караваджо, определенно были авангардистами, порвав с традиционными художественными практиками. Даже сам итальянский Ренессанс был авангардным движением из-за своего внимания к перспективе и реализму, чего раньше не было.

Авангардные художественные движения

Хотя это ни в коем случае не исчерпывающий список, вот некоторые из наиболее запоминающихся направлений современного искусства в западной истории, которые считаются авангардными за нарушение границ.

 

Импрессионизм

Клод Моне, «Впечатление на рассвете», 1872 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Хотя Искусство импрессионистов может и не показаться авангардным по современным меркам, в свое время это движение было революционным. Отвергнутые традиционным парижским Салоном, такие художники, как Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар, предпочитали пейзажи и сцены повседневной жизни общепринятым историческим и мифологическим сюжетам. Они также нарушили традицию, выйдя из студии и нарисовав на пленэре на воздухе .

Знаменитые картины импрессионистов:

  • Впечатление, Восход солнца Клод Моне
  • Обед на лодке Пьер-Огюст Ренуар
  • Paris Street: Rainy Day Гюстав Кайботт
  • Посмотрите этот список, чтобы увидеть 15 известных картин импрессионистов.

 

Фовизм

Анри Матисс, «Портрет мадам Матисс. (Зеленая линия)», 1905 г. (Фото: Statens Museum for Kunst через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Импрессионизм вызвал волну новаторских художников и стилей. Среди них было короткое, но мощное движение под названием фовизм . Созданный совместно французскими художниками Анри Матиссом и Андре Дереном, стиль les Fauves , или «дикие звери», характеризуется насыщенной цветовой палитрой, толстыми мазками и упрощенными — часто почти абстрактными — формами. Фовизм стал переходным периодом для многих художников, связанных с ним, в первую очередь Матисса и Жоржа Брака. После его завершения в 1910, эти фигуры использовали свой фовистский опыт, чтобы приступить к новым проектам и вступить в новые периоды.

Знаменитые фовистские картины:

  • Портрет мадам Матисс работы Анри Матисса
  • Женщина в шляпе Анри Матисса
  • Мост Чаринг-Кросс Андре Дерен

 

Футуризм

Джакомо Балла, «Динамичность собаки на поводке», 1912 г. (Фото: Википедия, общественное достояние)

Основанная в 1909 году, Футуризм была авангардным движением, которое охватило инновации, технологии и транспорт — все компоненты будущего, которые они увидели после Первой мировой войны. Отличительной чертой футуристического искусства является изображение скорости и движения. В частности, они придерживались принципов « универсального динамизма », что означало, что ни один отдельный объект не отделен от своего фона или другого объекта. Итальянский скульптор и ведущий художник-футурист Умберто Боччони так объяснил движение: «Мы синтезируем каждый момент (время, место, форму, цветовой тон) и таким образом рисуем картину».

Культовое футуристическое искусство:

  • Уникальные формы непрерывности в космосе Умберто Боччони
  • Динамизм собаки на поводке Джакомо Балла

 

Дада

Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Дадаизм может быть трудным для определения направлением, потому что работы его исполнителей очень разнообразны. Он был основан в Швейцарии во время Первой мировой войны и является революционным из-за своего внимания к работе, которая не обязательно эстетически приятна. Вместо этого его целью было поставить под сомнение капиталистическое общество и его ценности. Дадаизм также использовал реди-мейды — предметы повседневного обихода, превращенные в произведения искусства, — как способ подвергнуть сомнению чувства буржуазии и роль художника в творчестве. Дадаизм оказал глубокое влияние на другие последующие авангардные движения, такие как кубизм и флюксус.

Культовое искусство Дада:

  • Фонтан Марселя Дюшана
  • Стеклянные слезы Ман Рэй
  • Искусствовед Рауль Хаусманн

 

Сюрреализм

Сюрреализм — это в высшей степени экспериментальный жанр, основанный на принципах подсознания, заимствованных из литературной техники, называемой автоматизмом . Этот отрыв от реальности дал художникам-сюрреалистам, таким как Рене Магритт, Сальвадор Дали и Ман Рэй, полную творческую свободу, поскольку они больше не руководствовались академическими принципами. Сказочные пейзажи их искусства сочетают в себе реалистичные изображения фантастических предметов. Сюрреалисты также были известны тем, что занимались многими видами искусства, от живописи и скульптуры до фотографии и кино.

Культовое сюрреалистическое искусство:

  • Постоянство памяти Сальвадора Дали
  • Сын Человеческий Рене Магритт
  • Великий мастурбатор  Сальвадора Дали

 

Кубизм

Полностью отказавшись от традиционных форм и двигаясь к абстракции, кубизм является одним из самых известных авангардных движений. Основатели Жорж Брак и Пабло Пикассо играли со всеми традиционными, академическими правилами западного искусства и трансформировали их в новый, неожиданный метод создания искусства. Фигуры были разбиты на геометрические фигуры, цвета стали ярче и упрощены, а коллаж был использован для инновационного результата, который продолжает формировать искусство сегодня. На самом деле, глядя на хронологию истории искусства, западную визуальную культуру можно четко разделить на две части — до и после кубизма.

Важные произведения кубизма:

  • Авиньонские девицы Пабло Пикассо
  • Три музыканта  Пабло Пикассо
  • Герника Пабло Пикассо
  • Натюрморт с метрономом  Жоржа Брака

 

Флюксус

Сформировавшись в 1960-х и 1970-х годах, Fluxus представляет собой междисциплинарное движение, в котором участвуют художники, дизайнеры, композиторы и поэты. Находясь под сильным влиянием дадаизма, члены Fluxus устраивали перформанс-арт-мероприятия, включавшие шумовую музыку, чтения стихов, перформансы, основанные на времени, и многое другое. Композитор Джон Кейдж оказал большое влияние на Fluxus, и его идея о том, что взаимодействие между артистом и аудиторией было наиболее важным этапом работы, а не конечный продукт, часто использовалась. Художники-авангардисты, такие как Йозеф Бойс, Йоко Оно и Нам Джун Пайк, были активны во Fluxus.

Важные моменты в Fluxus:

  • Отрезанная деталь Йоко Оно
  • Zen for Film  , автор Нам Джун Пайк
  • Приготовь салат  Элисон Ноулз

 

Эта статья была отредактирована и обновлена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *