Софийский собор в киеве и новгороде: Сходства и различия Софийских Соборов в Киеве и Новгороде

Софийский собор в Киеве: история, описание, фото

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Содержание:

Содержание:

  1. История возникновения и существования Киевского Софийского собора
  2. Архитектурные особенности собора
  3. Софийский собор на карте

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

Согласно “Новгородской первой летописи”, постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в “Повести временных лет” рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в Софийский собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата – семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид Софийского собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв. м. фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь – Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид Софийского собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ – полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад Софийского собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец – “Шапка Мономаха”, который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.

В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Рейтинг достопримечательности:

← УКРАИНАЕВРОПА →

Софийский собор на карте

Собор Святой Софии (Софийский собор) – СТИФ

На территории современной России сохранился только один христианский храм XI в. – собор Святой Софии, архитектурный символ Великого Новгорода. Этот храм является выдающимся памятником русско-византийского зодчества, дошедшим до нас с тех давних времен. Громада собора возвышается над Новгородским кремлем и Волховом как часовой, поставленный на стражу города, зримо воплощая слова древних новгородцев: «Где Святая София — тут и Новгород!»

Софийский собор по своему архитектурному решению можно отнести к крестово-купольным храмам византийского типа. Такие церкви в плане представляют собой крест, в центре которого находится главный купол. Они широко представлены на территории исторической Византии, а также в некоторых странах, входивших в ареал византийской культуры. На Руси в XI в. под руководством византийских зодчих было построено всего 4 подобных храма, из них 3 на территории современной Украины, где в то время располагался центр Киевской Руси. Ближайшим прототипом нашей Софии послужила София Киевская, построенная незадолго до новгородского собора. Архитектурное сходство этих церквей, что называется «бьет в глаза», но есть между ними и существенные отличия. Как мы уже отмечали, главными заказчиками храмов были князья Ярослав Мудрый и его сын Владимир. Но правили они в разных, далеко отстоявших друг от друга, княжествах, поэтому поневоле в архитектуре храмов отразились черты местной природы, местного характера. Киевская София больше по размерам (все-таки центр тогдашней Руси находился в Киеве), пышнее по внешним формам (она имеет 13 куполов против 5 основных у новгородского собора) и архитектурному декору.

В то же время строгость форм и компактность объемов Новгородской Софии как нельзя лучше передавали сущность новгородского характера – сдержанность, граничащую с суровостью, простую, но величавую мощь. Сложенный из почти не обработанных плит волховского известняка, с возвышающимися над ним простыми шатровыми куполами (только позже они были переделаны на купола шлемовидного типа, центральный из которых позолотили), новгородский храм поражал взор своей суровой лаконичностью и монументальностью. Но стоило прихожанину зайти внутрь, как он попадал словно в другой мир. Красочные фрески на стенах собора, богатейшая церковная утварь, сверкание драгоценных окладов икон и золоченых паникадил, величавая Литургия – все это создавало для него образ «неба на земле». И такой контраст как нельзя лучше отражал одну из основополагающих идей христианства – главным для человека является то, что внутри него, его бессмертная душа, то есть идею превосходства внутреннего над внешним.

Высота Софийского собора составляет около 40 м. , его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1,2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу. Применение системы таких голосников приводит к отсутствию в соборе эха и значительно улучшает его акустику.

В конструктивных особенностях Святой Софии отчетливо прослеживаются и местные строительные приемы, к которым прибегали греческие и русские мастера, выполняя заказ новгородского князя. К ним можно отнести необычную высоту хоров, превышающих нормы византийской архитектуры, а также весьма своеобразный ритм разновеликих закомар, также не имеющий аналогов ни в Византии, ни в западной архитектуре. И такое «нарушение канонов» стало очень характерным признаком северной христианской архитектуры в дальнейшем, так как новгородский храм стал образцом каменного зодчества Руси на столетия вперед.

Этот образ сдержанной и величавой северной красоты воспроизводится в храмах Ладоги, Изборска, Владимира, отражается в могучих соборах Псково-Печерского монастыря и в сельских скромных северных церквах.

Новгородская икона — св. Софийский собор и Божия Матерь «Знамение» / Православие.Com

    

Новгородский Собор Святой Софии Премудрости Божией был символом города с тех пор, как он был построен князем Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром в одиннадцатом веке. Сам Новгород можно считать колыбелью Русского государства, так как святой Владимир родился здесь и правил этим городом-государством до восшествия на киевский престол и объединения этих городов в одно государство. Собор был завершен в 1050 году, что делает его старейшим каменным храмом России. Он был построен как русскими, так и византийскими мастерами, которым удалось соединить византийский стиль с характером северных стран и народов. В то время это было единственное каменное здание в Новгороде.
Новгородцы, сначала противившиеся христианству при святом Владимире, вскоре приняли его всем сердцем, с большим благоговением относились к Софийскому собору, особенно когда видели, как вся Киевская Русь стирается с лица земли татарами, а Новгород мистическим образом защищены от них. Это действительно примечательный исторический факт, и новгородцы приписывали его особому покровительству Святой Премудрости Божией. Татары двинулись на город, но повернули назад, не дойдя до него. Что Новгород тоже избежал страшной чумы в 139 г.1 также воспринимался его гражданами как знак особого покровительства Божия, связанного с их собором. Существует предание о фреске Пантократора в главном куполе. По-русски Пантократор называется Христос «Вседержитель», что можно перевести как Христос, Который держит все в Своих руках. Эту фреску больше нельзя увидеть из-за повреждений, нанесенных во время Второй мировой войны, но когда ее писали в одиннадцатом веке, она выражала необычайное значение. Каждый раз, когда иконописец изображал простертую руку Христа с перстами в благословляющем положении по канонам, рука чудесным образом вновь появлялась в виде сжатого кулака.
Перерисовав его несколько раз, художнику приснился сон, в котором Спаситель сказал ему больше не менять его, что Он сжал Свой кулак нарочно, чтобы «удержать» там Новгород. Когда вы рассматриваете историю христианства в Новгороде, эта традиция имеет прекрасный смысл. Первые новгородцы были закоренелыми язычниками, которых нужно было обращать «огнем и мечом». По милости Божией они в конце концов добровольно пришли к вере, но в XV веке Новгород станет рассадником жидовствующей ереси, принесенной со свитой литовского князя. Эта ересь, отрицавшая авторитет церковной иерархии и духовенства и выступавшая против почитания икон, со временем была подавлена; но в этом можно увидеть и замысел Пантократора, благословившего новгородцев тем, что «держала» их сжатым кулаком. Очень немногое из внутренних фресок пережило превратности времени. Сохранились только фрески святых Константина и Елены, остатки пророков в центральном барабане и Деисус над алтарем, а в алтаре иконы Христа на престоле и апостолов Петра и Павла.
Уникальной особенностью собора являются так называемые Магдебургские ворота, взятые в качестве военного трофея у шведов-католиков в двенадцатом веке. На этих воротах изображены сцены из Нового и Ветхого Заветов. Хотя ворота были сделаны в Германии, они были реконструированы в XV веке русским мастером по имени Авраам, фигуру которого можно увидеть внизу вместе с оригинальными немецкими мастерами Вейсмутом и Риквином. Авраам выделяется среди немцев своим кафтаном до колен, завязанным на талии, и стрижкой чашечкой. Но самой почитаемой иконой в новгородском Софийском соборе является икона Божией Матери «Знамение», сделанная в 1170 году. Эта икона спасла Новгород от нападения войска из русского города Суздаля. Это событие сыграло такую ​​большую роль не только в истории Новгорода, но и России, что отмечается как религиозный праздник. Фотографии в этой галерее взяты с сайта «Визит в Новгород». Мы также рекомендуем всем, кто хочет увидеть уникальный и вдохновляющий кусочек древней России, посетить этот очаровательный город, расположенный между Москвой и Санкт-Петербургом.

Софийский собор в Киеве | DailyArt Magazine

Святая София, потрясающий собор XI века в Киеве, Украина, является памятником того времени, когда Киев был столицей огромной империи под названием Киевская Русь. Его нынешний статус после недавнего российского вторжения в Украину неизвестен.

Киевская Русь

Собор Святой Софии был построен между 1011 и 1018 годами н.э. при двух главных правителях Киевской Руси, князе Владимире Святославиче (годы правления 980-1015) и его сын, князь Ярослав Мудрый (годы правления 1016-18 и 1019-54). 1 Первый был лидером, ответственным за первое обращение Киевской Руси в православие в 988-989 гг.; легенды рассказывают о массовых Крещениях в Днепре.

После обращения Владимир установил тесные связи с другими христианскими народами, особенно с Византийской империей. Считается, что над строительством и украшением Святой Софии работали византийские художники. Киевская Русь была политическим, экономическим и художественным центром региона в 11-м и 12-м веках, и она получила величественный собор, достойный этого статуса. Эта идея о том, что новая страна намеренно строит себя по образцу более устоявшейся империи, широко распространена в древнем мире и в средние века.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве имеет необычную форму, оказавшую влияние. Первоначально построенный в средние века, он имел форму греческого креста с пятью нефами, пересекаемыми трансептами и заканчивающимися пятью апсидами, содержащими алтарь. Были также несколько рядов одно- и двухэтажных галерей, крестообразные опоры и 13 куполов (некоторые из них были изменены во время более поздних реконструкций). Снаружи церковь имеет характерную форму пирамиды, созданную нисходящей высотой куполов.

Несмотря на то, что церковь получила свое название от широко подражаемого собора Святой Софии в Константинополе/Стамбуле, Святая София Киевская на самом деле не так уж много общего со своим тезкой. Оба имени означают Святую Мудрость, важное понятие в православном христианстве. Однако вместо прямого копирования византийских образцов Святая София по-своему обыгрывает византийскую архитектурную лексику. Крестообразный план был популярен в Византии в то время, но ни уникальный взгляд на эту форму Святой Софии, ни ее пирамидальный профиль не имеют византийских параллелей. Их следует считать результатом слияния византийской архитектуры с специфически украинскими заботами, а не импортированным византийским дизайном. Соответственно, его влияние проявляется по всей Киевской Руси. Новгород, например, может похвастаться своей упрощенной версией Святой Софии.

Изобилие украшений

Внутри собор Святой Софии имеет обильное, но не экстравагантное убранство, относящееся в основном к средневековому периоду. На стенах 3000 квадратных метров фресок, а на сводах и куполах 260 квадратных метров мозаики на золотом фоне. 2 Оба типа были восстановлены в их былом величии в 19 веке, с выборочной масляной живописью, заменяющей утраченные части. В то время как фрески изображают самые разные материалы, мозаики изображают наиболее значимые сцены православной христианской традиции. К ним относятся Христос Пантократор (Христос Вседержитель), Богородица Оранта (Богоматерь в молитве), Причастие апостолов (Христос, причащающий апостолов), Деисус (медальоны с изображением Христа, Иоанна Крестителя и Богородицы). Марии) и Благовещения. Иерархическая декоративная программа помещает Пантократора в окружении архангелов на самый высокий купол.

На фресках изображены сцены из жизни Христа в сочетании со сценами русской царской семьи, а также более 500 святых. Обилие украшений появляется почти на каждой поверхности, о чем свидетельствует этот виртуальный 3D-опыт.

Непоколебимая история

История показывает, что Софийский собор в Киеве уже пережил немало опасностей и лишений за свою долгую жизнь. Киевская Русь пала перед монголами в 1240 году н.э., и в последующие столетия собор пережил длительные периоды запустения и упадка. Во многих случаях он чудом избежал разрушения в результате войн и политических потрясений.

Однако периоды восстановления и обновления компенсировали эти трудности. Софийский собор когда-то был резиденцией митрополита, главы Украинской православной церкви. Это было также место захоронения правителей Киевской Руси, в том числе Ярослава Мудрого, и киевских митрополитов. Несколько последующих митрополитов проявили особый интерес к его восстановлению. В частности, Петр Могила, митрополит с 1633 по 1647 год, основал на этом месте монастырь. Хотя этот монастырь был снесен в советское время, вокруг собора до сих пор сохранились некоторые барочные монастырские постройки Могилян.

Пристройки в стиле украинского барокко

В 18 веке в связи с повреждениями и частичным обрушением собор подвергся капитальному ремонту в стиле барокко внутри и снаружи. Внешние изменения, в том числе структурные модификации и побелка стен, сформировали вид в стиле барокко, который можно увидеть и сегодня. Эти элементы делают собор памятником стиля украинского барокко, более сдержанного родственника западного барокко. Интерьер также был побелен, но в 19 в.ХХ века вернули фрескам и мозаикам их средневековый вид. Резной и позолоченный деревянный иконостас (ширма для выставления икон) и богато украшенные двери — два замечательных пережитка интерьера в стиле барокко.

Недавнее прошлое Софийского собора

Киевский Софийский собор избежал антирелигиозного разрушения в советский период и фактически стал центром изучения и сохранения. Однако с 1934 года он фактически не функционировал как церковь, а работал как музей. Софийский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 19 века.90, рядом с отдельным участком Киево-Печерской лавры, а также считается одним из семи чудес Украины.

Перенеся столько, остается только надеяться, что этот величественный собор, как и украинский народ, выживет еще раз.

Сноски

1

Дата 1038 иногда появляется для строительства Святой Софии, как правило, по острым причинам восточноевропейской политики. В кн.: «Период строительства собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской. По состоянию на 28 февраля 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *