- Богородице-Рождественский собор (Суздаль) — Википедия
- Соборы Суздаля – на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
- Действующие монастыри, церкви и храмы
- Церкви Суздаля – на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
- Зачатьевская трапезная церковь
- Преображенская церковь с. Козлятьево
- Ильинская церковь
- Церковь Александра Невского
- Смоленская церковь с колокольней
- Деревянная Никольская церковь
- Входо-Иерусалимская церковь
- Благовещенская надвратная церковь
- Воскресенская церковь из села Потакино
- Благовещенская надвратная церковь
- Смоленская церковь Суздаля
- Пятницкая церковь
- Борисоглебская церковь
- Христорождественская церковь
- Никольская церковь
- Козьмодемьянская церковь
- Цареконстантиновская церковь
- Лазоревская церковь
- Воскресенская церковь
- Церковь Михаила Архангела
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
- Петропавловская церковь 1694 года
- Парная Боголюбская и Козьмы и Дамиана церковь
- Древние храмы Суздаля — Глобус России — энциклопедия путешественника
- Богородице-Рождественский собор Суздаль кремль
- Самые красивые церкви Суздаля
Богородице-Рождественский собор (Суздаль) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Богоро́дице-Рожде́ственский собо́р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами.
По версии Георгия Вагнера, уже в 1148 году собор был разобран, после чего возведён заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Николай Воронин и Сергей Заграевский отрицали существование собора 1148 года[1].
Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века. По сохранившимся нижним частям этого собора можно судить, что он был трехнефным, шестистолпным, трехапсидным, трехпритворным.
Академик Российской академии художеств Сергей Заграевский показывал, что строительством этого собора и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича руководил удельный князь Юрьева-Польского Святослав Всеволодович[2].
В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора.
В 1528 году Геннадий, епископ Суздальский, получил от великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, позволение на перестройку соборной церкви[4]. В результате старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение и в XVII веке был расписан изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII веков.
В 1233 году собор был украшен фресковой живописью ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Фрагменты этой росписи были открыты в 1938 году. Самая важная часть находки — изображение двух старцев в верхней части южной апсиды[5].
Собор находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. Храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и другие.
Западные врата (фрагмент)Западные и южные врата Рождественского собора в Суздале — выдающийся памятник русского прикладного искусства первой трети XIII века[6][7]. Врата состоят из деревянной основы, обитой медными листами, и украшены изображениями, выполненными в технике «огневого золочения». Западные врата содержат сцены христологического цикла и частично — богородичного, тогда как южные врата — в основном, деяния ангелов и в особенности архистратига Михаила
Рождественский собор входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»[10].
Первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году. В феврале 1992 года между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Владимиро-Суздальской епархией Русской православной церкви было подписано соглашение о совместном использовании собора[11].
Рождественский собор. Суздаль. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 годru.wikipedia.org
Соборы Суздаля – на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
Спасо-Преображенский собор
Рекомендовать место
8
Храм, расположенный на территории Спасо-Евфимиева монастыря, в Суздале, имеет название Спасо-Преображенского собора и является памятником русского зодчества XVI века. В наше время Спасо-Преображенский собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Он был построен в традициях древнейшей белокаменной архитектуры города Суздаля.
В начале XVII века веке собор украсили наружной росписью. Его стены были увенчаны традиционным для местной архитектуры аркатурно-колончатым поясом по всему периметру.
Четыре столпа и глубокие алтарные апсиды организовывают пространство в интерьере собора. Под руководством Гурия Никитина была выполнена роспись артелью художников в XVII веке. Весь собор украшает роспись стен и столбов, выполненная четырьмя полосами. Изображения деяний апостолов располагаются в нижнем ярусе, а в остальных трех – евангельские биографии Христа. Изображения первых русских царей династии Романовых были помещены в нижней части.
Рождественский собор (Суздаль)
Рекомендовать место
10
На территории Суздальского Кремля расположен завораживающий красотой православный храм Владимирской и Суздальской епархии – Богородице-Рождественский собор. Он является одним из памятников древнерусского зодчества, наиболее уникальных в своём роде. Сейчас этот храм действующий, и в то же время он является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Первый вариант постройки храма был возведён в XI веке, он простоял до 1222 года. Затем здание было разобрано и заново построено из белого камня. Новый храм простоял до XVI века. В 1528 году храм снова подвергся перестройке, и половина камня заменилась на кирпич. В XVII веке храм получил пятиглавое завершение и роспись стен изнутри.
В связи с большим количеством изменений, храм дошёл до наших дней далеко не в первоначальном виде. Убранство храма включает в себя красивые росписи, относящиеся к XIII, XV и XVII веков.
Звонница Спасо-Преображенского собора
Рекомендовать место
5
Сам монастырь появился в XIV веке благодаря князю Константину Васильевичу. Первые деревянные постройки прослужили недолго. На замену им в XVI веке были выстроены обители из камня.
В то же время в комплексе монастыря появилась Звонницы Спасо-Преображенского собора. Сначала это была простая церковь Иоанна Предтечи, которая примыкала к главному зданию в виде флигеля. Храм был излюбленным местом для молитв царя Василия III и его жены Соломонии Сабуровой. Историки предполагают, что сама церковь Предтечи и была выстроена на их деньги.
В XVI веке к церкви была пристроена первая колонна звона. Через сто лет появились еще две, образуя трехпролетную арку. В это же время от фасада вверх архитекторы приделали башенку. В центре есть отверстие для часов.
В 30-е годы XX века при советской власти начались гонения на церковь и все колокола снимались и отправлялись на переправку. Колокол со звонницы чудом удалось спасти в груде мусора. Он сохранился до сих пор хоть слегка и подпорченный. Находится в музее Спасо-Ефимиевского монастыря.
Колокольня Васильевского собора
Рекомендовать место
4
Знаменитая колокольня – символ собора Василия Великого Васильевского монастыря, построенного в 1662-1669 годах на месте деревянной шатровой церкви.
Васильевский монастырь являлся крепостью – этим можно объяснить особенности архитектурного сооружения: кубовидный объем, восьмигранник и луковичная главку. Васильевский собор был задуман как трехглавый – об этом говорят сохранившиеся два барабана, но либо из-за того, что были разрушены две другие главы, либо из-за нехватки средств Васильевский собор пришлось выстраивать как одноглавый.
В XIX веке к собору пристроили трехъярусную колокольню, украшенную резными карнизами и пилястрами – такой мы ее видим и сейчас. С храмом колокольня соединялась небольшой трапезной. В 1959-1961 годах Васильевский собор был отреставрирован В.В. Гасперовичем.
Преображенский собор
Рекомендовать место
7
Спасо-Преображенский собор находится на территории суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и является уникальным памятником зодчества России XVI века. Уточним, что храм был возведен в 1582 – 1584 годы на месте некогда сгоревшей церкви Спаса Преображения, которая была полностью деревянной.
Собор выполнен в старинных традициях древнейшей белокаменной суздальской архитектуры XII-XIII веков и изначально он внешне перекликался с Рождественским собором кремля Суздаля. Впоследствии, собор неоднократно перестраивался, его первоначальный облик сильно исказился. В XVIII веке к нему была пристроена галерея, в первой половине XIX века – придел Сергия Радонежского.
В XVII веке храм украсила наружная роспись. Интерьеры храма также заслуживают внимания: так, в центральном храмовом куполе размещена традиционная для мастеров из Костромы композиция «Отечество». Стены расписаны изнутри, и рисунок как бы описывает храм 4-мя полосами по периметру. Здесь можно увидеть изображения деяний апостолов, а также сценки из евангельской биографии Христа.
Покровский собор (1510-1514г.) Покровского монастыря
Рекомендовать место
8
Не смотря на то, что Покровский собор был построен гораздо позже, чем сам монастырь, он является его композиционным центром. По стилю он соответствует сложившимся к тому времени архитектурным канонам – массивная постройка, окруженная галереями, визуально связывающими её с соседними зданиями.
Благодаря филигранным, едва заметным деталям, зодчим удалось смягчить строгость белых стен собора и придать ему более изящный вид. Фасад построен по принципу ступенчатой композиции, что создает ощущение устремленности вверх.
Интерьер собора выполнен аскетичным, так как изначально сооружение использовалось как усыпальница знатных инокинь. Пол был вымощен необычной черной плиткой, а стены, судя по хранящимся в местном музее иконам и расшитым покровам, когда-то были богато украшены изделиями монахинь.
В 1962 году собор был отреставрирован, после чего ему был возвращен первоначальный вид, утерянный после неоднократных перестроек.
www.openarium.ru
Действующие монастыри, церкви и храмы
Древний город Суздаль восхищает красотой своих церквей, монастырей. В солнечный день их купола светятся на солнце, играют бликами, создают особый свет в городе.
История города начинается в XI веке, и церкви Суздаля отражают ее как нельзя лучше. Тогда, судя по древним летописям, только появилось поселение на месте современного города.
На город то и дело нападали враги, разоряли его, но он продолжал обороняться и развиваться. В Суздале был военный полк, который по своей силе мог сравниться с полками Киевского княжества. Спустя пять столетий это был уже большой город, торговый и культурный центр.
В XVI веке в Суздале началось активное строительство церквей, храмов, монастырей.
Сегодня мало кто знает точное число сохранившихся церквей в городе и его округе. Историки уверяют, что на территории города более 200 памятников архитектуры, если учитывать летние и закрытые дома, часовни и церкви. Это звучит особенно удивительно, когда знаешь, что сам город Суздаль можно обойти пешком за один день.
Такое количество церквей, храмов в одном небольшом городе делает его настоящей сокровищницей религиозного зодчества.
К сожалению, не многие из них сохранились в целости до сегодняшнего дня. Некоторым требуется реконструкция, реставрация. Тем не менее самые древние действующие церкви Суздаля датируются XII веком. В них и сегодня каждый день зажигают свечи, проходят службы и молятся сотни людей.
Суздаль – место, где сохранилась особенная атмосфера древнего русского города. Здесь кажется, будто время идет медленнее, давая возможность разглядеть красоту – природы, храмов и церквей. Размеренный образ жизни в городе умиротворяет, возвращает чувство гармонии и внутреннее спокойствие.
На сегодняшний день в Суздале насчитывается около 30 действующих храмов и церквей. Знакомству с ними следует уделить как минимум весь день, и вам наверняка захочется вернуться еще раз, чтобы рассмотреть все более детально и узнать историю каждого места.
КРЕМЛЬ
Суздальский кремль окружен высоким валом, по которому сегодня может прогуляться любой желающий. Три главные церкви кремля, расположенные вдоль центральной улицы:
-
Рождественский собор, построенный в XIII веке. На белом фоне его стен заметно выделяются синие купола с золотыми звездами. У южного фасада собора установлена колокольня с главными в городе курантами.
Никольская церковь в западной части кремля. Она является примером лаконичного деревянного зодчества. В ее облике – красота прямых форм и изящество традиционных сводов. Интересно, что построена Никольская церковь в 1766 году в селе Глотов на территории современной Владимирской области. В 1960 году церковь была полностью перевезена в Суздаль.
Успенский храм, пожалуй, самая яркая церковь в Суздале. Красные кирпичные стены, сочно-зеленая крыша башни, белые линии декоративных элементов. Этот стиль архитекторы определяют как московский барокко. Популярен он был в XVII веке. Примечательно, что в Суздале это единственная церковь в таком стиле.
ЛАЗАРЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Если рассматривать в общей картине действующие храмы Суздаля, они очень напоминают декорации фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: белокаменные своды, арки, галереи торговых рядов.
Лазаревская церковь выделяется из всего этого ансамбля. Она словно сделана из кружева. Тонкие ножки башен, вытянутые шпили куполов, резные бортики, порталы на фасаде и другие декоративные элементы. Талантливый архитектор, словно ювелир, в XVII веке создал эту утонченную, необычайной красоты церковь.
ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
На нижнем берегу реки Каменки расположен женский Покровский монастырь. Построен он был в XIV веке и стал приютом знатных жен. Монастыри Суздаля имеют богатую историю. Известно о том, как русские государи, князья и аристократы ссылали в монастырь жен, дочерей. Так, в Покровском монастыре в разные времена жили супруга Василия III, одна из жен Ивана Грозного, первая супруга Петра I и другие знатные женщины.
В XVI—XVII веках Покровский монастырь был одним из самых крупных монастырей на Руси.
Покровский собор – главное сооружение монастыря. Величественное белокаменное здание с традиционными арками, золотыми куполами, лестницей-галереей и колокольней задает тон всей архитектуре монастыря.
Внутреннее убранство собора скромное. Пол выложен черной плиткой. Стены светлые, без росписи. Главное украшение собора – иконы с позолотой. Некоторые из них были перенесены в музей. Они настолько ювелирно сделаны, что по праву считаются произведением искусства.
В Покровском соборе сегодня находятся мощи св. Софии Суздальской. Она была первой знатной женой, которую князь Владимир III отправил в монастырь.
Историки рассказывают, что они прожили вместе 20 лет, но не могли иметь детей. Князь, чтобы иметь наследника, решил взять себе в жены другую женщину, а с нынешней женой было решено развестись и отправить ее в монастырь.
Позже, после смерти Владимира III, его вторая жена, беспокоясь, что София Суздальская может отобрать у нее наследство, отправляет ее в тюрьму в Каргополь.
София Суздальская мужественно выдержала заточение до самой смерти нынешней княгини и вернулась в монастырь.
Сегодня к мощам Софии Суздальской приходят просить о потомстве, об излечении от болезней.
Для многих посетителей Покровский монастырь – святое место, где Бог и природа едины. Это выражается в великолепных пейзажах и видах в любое время года.
Вход в монастырь украшают Святые ворота. Они представляют собой сочетание крепостной стены и церкви. Такое смешение военной и религиозной архитектуры –необычное явление для того времени.
Ворота представляют стену с широкой башней. Она имеет два арочных проема: большой для транспорта, малый – для пешеходов.
На верхних этажах башни построена Благовещенская надвратная церковь с галереей. По задумке архитекторов своей конструкцией она напоминает Покровский собор.
Ворота – первое, что встречают гости на пути в монастырь. Это то, что очаровывает и завораживает, напоминает о силе и красоте земли русской.
Все здания на территории Покровского монастыря входят в фонд ЮНЕСКО и трепетно охраняются, реставрируются, восстанавливаются.
На территории монастыря есть трапезная, где любой гость, паломник может пообедать блюдами традиционной церковной кухни. Здесь не едят мяса и строго соблюдают посты.
ЦЕРКВИ СУЗДАЛЯ НА БЕРЕГУ КАМЕНКИ
Как в большинстве древних русских городов, река Каменка в Суздале – главная артерия города. И хотя сегодня уже нет активного судоходства по этой реке, еще сохранились живописные виды и церкви Суздаля на берегу Каменки. Они завораживают своей красотой, раскрываются во всем величии, если смотреть на них с вершин ближайших холмов.
Торговая, рыночная площадь в древних городах традиционно была главным местом сбора горожан. Так и в Суздале. Торговые ряды построены в центре города, а на главной его площади стоит небольшая церковь Воскресения.
Ее колокольня заметно отличается от всех других в Суздале. Как правило, здесь строились колокольни с шатровой крышей, но не на центральной площади. У церкви Воскресения звонница заканчивается высоким шпилем.
Цареконстантиновская церковь в ансамбле Торговых рядов была последней пятиглавой церковью, построенной в Суздале.
Если вы оказались в Суздале в хорошую погоду, прогуляйтесь вдоль реки к Спасо-Евфимиевскому монастырю. По пути вы не увидите парадные постройки, но встретите маленькие изящные действующие церкви, каждая из которых уникальна, имеет свою многовековую историю и интересные особенности архитектуры.
Среди них летняя Козьмодемьянская церковь в стиле барокко. Она возвышается на вершине Ярунового холма. Композиция ее строений асимметрична. Церковь построена с расчетом на то, что ею будут любоваться издалека.
Действующие монастыри Суздаля открыты для посещения паломникам и туристам, за исключением келий монахов.
Всего в Суздале сейчас пять действующих монастырей:
-
Женский Покровский монастырь с мощами св. Софии Суздальской.
Мужской Спасо-Евфимиев монастырь. Долгое время в монастыре была действующая тюрьма для душевнобольных заключенных. Здесь до последних своих дней содержались в заточении основатели различных сект. В XIX веке в тюрьму монастыря сажали старообрядцев. Сегодня уже никакой тюрьмы на территории монастыря нет. Вход в него свободно открыт для гостей.
Мужской Александровский монастырь, по мнению некоторых историков, был основан самим Александром Невским. Долгое время, с XVIII века вплоть до 2006 года, монастырь был упразднен, но его церкви продолжали работать, каждый день открывать свои двери прихожанам.
Женский Ризоположенский монастырь – один из самых старых на Руси, сохранившийся до наших дней. Он был основан в 1207 году. Многие его церкви пострадали в пожарах, были разрушены, в советское время переоборудованы, но монастырь продолжал возрождаться снова и снова.
Мужской Васильевский монастырь на окраине Суздаля. В XIII веке это было просто защитное укрепление на пути в кремль. По преданию, еще во времена крещения Руси жители Суздаля приняли новую религию в церкви, которая находилось ровно на том месте, где сейчас стоит Васильевский собор.
Старые храмы Суздаля сегодня активно реставрируются, восстанавливаются. Это помогает сохранить нам историю города, который непосредственно связан с историей древней Руси и современной России.
Если хотите узнать больше о каждой церкви, об их архитектурных особенностях, увидеть действующие храмы Суздаля во всей красе, рекомендуем взять экскурсию. История каждого собора уникальна и заслуживает внимания.
Стоит приехать в Суздаль в дни религиозных праздников, чтобы услышать, как звучит город, как он наполняется звоном колоколов, восхищает своей красотой.
nposad.ru
Церкви Суздаля – на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
Зачатьевская трапезная церковь
Рекомендовать место
7
2
Зачатьевская трапезная церковь входит в комплекс Покровского монастыря в Суздале и располагается к северу от Покровского собора обители. Она была построена в 16 веке, после смерти дочери Ивана Грозного Анны, по высочайшему приказу на месте прежней деревянной. Церковь выделяется из общего ансамбля монастыря, поскольку была возведена несколько позднее остальных зданий, когда на Руси стали применяться иные принципы монастырской застройки.
Верхнюю часть стены одноглавого большого здания украшает необычный рисунок из крупных ромбов. А также довольно необычной является и техника кладки сводов и стены – из мелкого кирпича, что характерно для польской архитектуры. Основой церкви является большой одностолпный трапезный зал, нижний этаж занимали хлебопекарня и кухня. На небольшой звоннице расположен шестигранный шатер, что характерно для деревянного зодчества.
Весь ансамбль Покровского монастыря включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.
Преображенская церковь с. Козлятьево
Рекомендовать место
15
3
Преображенская церковь из села Козлятьево, полностью выполненная из дерева, – шедевр древнерусской архитектуры. Предположительно, постройку относят к 1756 году, а в 1967 году с целью сохранения церковь была перенесена в Суздаль на территорию музея деревянного зодчества и крестьянского быта.
По мнению искусствоведов, это один из примеров многоярусного деревянного храма. Ее неизвестные создатели обладали недюжинным талантом: используя только деревянные конструкции, они создали храм нарядный и торжественный. Вместе с тем линии его необычайно выразительны, гармоничны, а само строение имеет очень четкие пропорции.
Основу Преображенского храма составляет четверик. На него поставлены один за другим три восьмерика, которые постепенно уменьшаются кверху. К основному строению с восточной части примыкает алтарная апсида, с юга и севера – приделы во имя Николая Чудотворца и Симеона Столпника. С западной стороны – трапезная, окруженная открытой галереей на массивных бревнах-консолях. Луковичные главки на барабанах и бочкообразные кровли крыты нарядным осиновым лемехом (деревянной черепицей).
Преображенская церковь не только одна из самых высоких в музейной экспозиции – ее высота достигает 67 метров – но и, пожалуй, самая красивая. Она очень гармонично вписывается в типично русский суздальский пейзаж.
Ильинская церковь
Рекомендовать место
13
3
Ильинская церковь (или Церковь Ильи Пророка) расположена в Суздале, на вершине небольшого холма, напротив Суздальского кремля. Ильинская церковь из камня появилась здесь в 1744 году на месте деревянной церкви. Церковь пережила многое. Так, во времена советской власти церковь существенно пострадала. Были разрушены колокольня и трапезная. Храм долгое время был на реставрации, которая завершилась только к 2010 году. После реконструкции церкви был возвращен её первоначальный вид.
Эта бесстолпная одноглавая церковь, увенчаная луковичной головкой является примером храма 18 века.
Церковь Александра Невского
Рекомендовать место
14
3
Церковь Александра Невского – одна из трёх церквей, расположенных в юго-восточном районе Суздаля, называемом Михали или Михайлова сторона. Она построена в начале 20 века и является единственной сохранившейся церковью Суздаля в псевдорусском стиле.
Небольшой крестообразный в плане храм из красного кирпича нарядно украшен наличниками, карнизами и колонками. Строители стремились приблизить его к древнерусскому узорочью. Завершает четырехугольный объем небольшой широкий шатер с маленькой главкой на высоком расписном барабане.
Эта церковь долгое время была заброшена, и только в начале 21 века ее отреставрировали и обнесли оградой вместе с церковью Михаила Архангела и храмом Флора и Лавра.
Смоленская церковь с колокольней
Рекомендовать место
9
1
В древнем Суздале привлекают внимание не только монастырские комплексы и Кремль, но и множество отдельно стоящих храмовых построек. Среди последних особо выделяется пятиглавая Смоленская церковь, создание которой относят к 1696-1707 гг.
Церковь была построена на юго-востоке от Спасо-Евфимьева монастыря и освящена в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Храм выделяется своей массивностью и монументальностью. Основу постройки составляет почти правильный куб, который мог бы выглядеть несколько тяжеловесно, если бы не пять легких башенок (барабанов), украшенных куполами. Они устремляются ввысь, зрительно увеличивая высоту храма и компенсируя основательность нижней его части.
Смоленская церковь встречает гостей города, приезжающих в Суздаль со стороны Ярославля, видимо, поэтому отделке фасада с северной стороны уделено особое внимание. Северный фасад показывает «товар лицом»: его украшает дверной портал, окна декорированы наличниками особой формы с фигурными колонками, прекрасными бусинами и удивительно красивым карнизом из обожженного лекального кирпича без побелки. Внизу возле юго-восточного угла расположено только одно окно. Южный фасад храма совсем прост, он не имеет даже входа. По верхнему периметру здание украшено фризом из 12 кокошников(арок) на каждой стороне. Колокольня, стоящая рядом, появилась гораздо позже, уже на рубеже XVIII-XIX веков.
Деревянная Никольская церковь
Рекомендовать место
12
2
В архитектурном ансамбле суздальского Кремля, который практически весь сделан из камня, сохранилась небольшая церковь, сделанная из дерева. Это Никольская церковь. Она была построена в 1766 году в селе Глотово, в Юрьев-Польском районе. В 1960 году церковь была восстановлена архитектором М. М.Шароновым и перевезена в Суздаль в качестве первого экспоната Музея деревянного зодчества. Перевоз связан с необходимостью полного сохранения памятника и планами развития города Суздаля, как туристического центра.
Теперь Никольская церковь — один из самых главных экспонатов Музея деревянного зодчества в Суздале. Она поражает, так как является произведением плотницкого искусства – церковь создана без единого гвоздя. Никольская церковь имеет чёткий силуэт, хорошие пропорции срубов, изысканную форму своего алтаря, изящную главку, крытую осиной.
Входо-Иерусалимская церковь
Рекомендовать место
11
3
Входо-Иерусалимская церковь относится к числу достопримечательностей Суздаля. Вместе с Пятницкой церковью храм образует единый ансамбль.
Расположен храм рядом с оборонительными укреплениями Кремля, в юго-западной части торговой площади.
Храм был возведен в 1707 году на месте ветхой деревянной церкви. Здание построено в классическом стиле. Стены храма гладкие. Окна украшены резными наличниками и расположены на одной высоте с окнами соседней Пятницкой церкви.
Изначально церковь была пятиглавой. В 18 веке к пятиглавию постепенно угасал интерес, и во время первого ремонта были снесены четыре главы. Но в 1990-1995 годах все пять глав были восстановлены и сейчас украшают храм.
Благовещенская надвратная церковь
Рекомендовать место
9
1
Благовещенская надвратная церковь – замечательное произведение древнерусского зодчества. Это самое раннее сооружение в Покровском монастыре, построенное около 1515 года.
Архитектура здания – комбинация крепостной башни с церковкой. В церкви имеется центральная часть и алтарь. Помещение для отдельного престола находится в юго-восточной части храма. В северо-восточном углу строения есть небольшое помещение – «придел» с престолом, оформленный в честь Михаила Архангела. Позже все боковые помещения были разобраны в связи с преобразованием молельни.
Благовещенская церковь — это работа и творчество местных суздальских мастеров. Доказательством этого служит декорирование южного фасада здания валиками, поребриком и ширинками.
Воскресенская церковь из села Потакино
Рекомендовать место
9
1
Воскресенская церковь, построенная в 1776 году, привезена из села Потакино и входит в комплекс Музея деревянного зодчества.
Она представляет собой распространенный в то время во Владимирской губернии вид храмов – «восьмерик на четверике». Храм увенчан небольшой главкой и крытый дощатой кровлей.
К основной части церкви примыкает трапезная, а к ней, в свою очередь, со стороны запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню венчает широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, которая крыта лемехом.
Благовещенская надвратная церковь
Рекомендовать место
8
1
Благовещенская надвратная церковь. Спасо-Евфимиев монастырь является дошедшим к нашему времени памятником монастырского зодчества XVI–XVII веков. К нашим дням дошел нижний ярус с проездной аркой в таком виде, в каком он был в XVI веке. Именно здесь находились главные монастырские ворота и южная граница территории монастыря.
Строение XVII века представлено в виде небольшого бесстолпного одноглавого храма, укрытого четырёхскатной кровлей. С восточной стороны выступает алтарная часть, с западной примыкает паперть.
Декорирование строений представлено килевидными закомарами-кокошниками, лопатками и карнизами в верхней части фасадов, окна разного масштаба обрамлены килевидными наличниками размещены на разной высоте, киоты расположены над проездной аркой.
В XVII веке церковь имела двухшаровый верх, в XVIII веке – пятиглавие, немного позднее была достроена одна главка. В храме сохранилась настенная роспись XIX века.
Смоленская церковь Суздаля
Рекомендовать место
9
2
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери — православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII–начала XVIII в. в городе Суздале. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника.
Пятницкая церковь
Рекомендовать место
7
3
Пятницкая церковь была возведена в 1772 году рядом с Входо-Иерусалимской церковью.
Обе церкви представляли до революции единый комплекс. Другое название храма – Никольская церковь. Но поскольку новая церковь была построена на месте деревянного храма с таким же названием, то и за новым храмом закрепилось название «Пятницкая».
Здание церкви – это две каменные клети с широкой абсидой с восточной стороны. На центральный куб поставлен восьмерик с высоким куполом, увенчанным необычной фигурной главкой. В этом – отличие церкви от других храмов.
Колокольня оформлена в классическом стиле: имеет вогнутую форму и создана без окон-слухов.
Борисоглебская церковь
Рекомендовать место
7
Борисоглебская церковь, построенная в 1749 году на месте разрушенного Борисоглебского монастыря, располагается недалеко от Музея деревянного зодчества Суздаля. Церковь является ярчайшим примером барочной архитектуры XVII—XVIII веков.
Сегодня взору туристов и местных жителей доступна полуразрушенная церковь из красного кирпича, однако на ней видны новые оконные рамы. Ее реставрация производилась Варгановым в 1961 году. Ранее рядом с храмом стояла Никольская церковь XVIII века постройки, ныне несуществующая.
Колокольня храма напоминает по своей архитектуре владимирскую колокольню храма Никиты-мученика, а композиция – храм Николы в Галлеях (восьмерик на четверике). Храм Бориса и Глеба отличается своей выразительностью, простотой и крупными деталями. Украшают здание белые наличники, пилястры, портал.
Христорождественская церковь
Рекомендовать место
6
1
Церковь появилась в 1775 году. Сразу строилась качественно из камня, а не из дерева как делали раньше. Внешне очень похожа на обычный крестьянский дом, если бы не тонкая главка с барабанами.
Здание церкви состоит как бы из двух частей разных по размеру. Это характерная особенность многих суздальских храмов.
Не смотря на маленькую площадь храма, он вмешает в себя помимо основной части еще трапезную и притвор. Фасад украшен резными пилястрами, зубчатыми фризами и каменными наличниками. Стены побелены в кипельно-белый цвет. Все окна в форме арки. Над притвором установлена фреска Рождество Христово.
В 1964 году Христорождественскую церковь была частью декораций в фильме “Женитьба Бальзаминов” режиссера К. Воинова.
Никольская церковь
Рекомендовать место
13
3
Никольская церковь или церковь Святого Николая была построена в Суздале в 1720 -1739 годах неизвестным мастером, судя по почерку – суздальским. Она была построена как летняя церковь на месте деревянного храма, сгоревшего во время пожара в 1719 году.
Располагается Никольская в юго-восточной части кремля, возле крепостного вала. Тут же находятся старинные Никольские ворота, названные так в честь деревянной церкви, предшественницы той, что мы видим сегодня. Как уже говорилось ранее, Никольская церковь- летняя, и в 1775 году в пару к ней построили зимнюю церковь – Христорождественскую.
Церковь Святого Николая состоит из основного объема, колокольни и трапезной их соединяющей. Это очень красивое здание, богатое украшениями. Не зря именно его выбрали для съемок фильма «Женитьба Бальзаминова» (эпизод, когда барыня в исполнении Нонны Мордюковой крестится на церковь).
Последняя реставрация проводилась в 1960 году под руководством О.Г. Гусевой.
После того, как в 2007 году настоятелем храма стал священник Андрей Давыдов, в Никольской церкви под управлением настоятеля открылась мастерская по написанию икон.
Козьмодемьянская церковь
Рекомендовать место
13
3
Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе или Козьмодемьянская церковь — православный храм в Суздале на левом берегу реки Каменки, построенный в 1725 году.
В древности здесь существовал мужской монастырь Космы и Дамиана, основанный в конце 12 века. Но в 17 веке от него осталась только деревянная церковь, которую 1725 году заменили каменным храмом с колокольней и приделом.
Церковь рассчитана на то, чтобы быть видной издалека. Хороший вид на нее открывается с улицы Ленина. Храм обладает живописной асимметрией композиции, которая характерна для архитектуры 17 века. Колокольня размещена в северо-западном углу простого куба здания, увенчанного одной главкой. С другой стороны к церкви примыкает низкий одноглавый придел. До революции вокруг храма была сооружена каменная ограда с лестницей, спускавшейся к реке Каменке.
Цареконстантиновская церковь
Рекомендовать место
13
4
В Суздале сосредоточено немалое количество храмов. Один из них – это Цареконстантиновская церковь. Местным жителям она известна еще под названием Царевская.
Из исторических источников известно, что в начале XVII века, на месте теперешней церкви стояла деревянная церковь царя Константина. По истечении времени церковь была разобрана, а в 1707 году, на ее месте начались строительные работы по возведению нового каменного храма.
К церкви пристроили алтарную абсиду, а позже и круглая «ампирная» паперть с тремя портиками. Такое строительное решение верха здания было вполне характерным для суздальского зодчества. Само здание являет собой высокий куб, который перекрыт кровлей на 4 ската и украшен пятью главами с длинными, вытянутыми крестами.
Главным отличием храма является его завершение – это пять красивых глав, которые так как и барабаны удлинены во всех деталях купола (шпили, купола, шейки). Декоративный карниз с арками в форме подковы с поребриком является уникальным примеров в истории архитектуры Суздаля.
Белые стены церкви декорированы кокошниками и красивыми резными оконными наличниками. В XIX веке к зданию церкви пристроили круглый притвор, который хоть и был выполнен в классическом стиле, очень гармонично дополнял основной объем.
Лазоревская церковь
Рекомендовать место
11
Церковь святого Лазаря с пятиглавым завершением 1667 года постройки представляет собой старейший каменный посадский храм, который был построен на месте одноименной деревянной церкви.
Лазоревский храм стал первым храмом Суздаля, в архитектуре которого впервые появились те декоративные детали и приемы, которые позже стали характерными для суздальских храмов XVII-XVIII веков.
Внутреннее убранство церкви впечатляет своим богатством и говорит о статусе людей, на чьи средства она строилась.
Воскресенская церковь
Рекомендовать место
6
Воскресенская церковь – это летняя церковь, построенная в 1720 году. Она находится на главной площади Суздаля, напротив Гостиного двора.
Воскресенская церковь – это удивительный и редкий образец двухстолпного кубического храма.
Она представляет собой возвышающееся белоснежное одноглавое здание с гладкими стенами фасадов и колокольней.
По углам ее стены украшены пилястрами, а четырехскатную кровлю венчает один барабан, украшенный наличниками и треугольными фронтонами. С востока к ней примыкает алтарь, а с запада — прямоугольная паперть. На стенах и столбах храма вы сможете увидеть сохранившиеся фрагменты росписей 18-19 веков.
Церковь Михаила Архангела
Рекомендовать место
11
5
Церковь Михаила Архангела в Суздале является одной из самых высоких в городе – красно-белое здание хорошо видно с берега реки.
Два яруса окон обрамляют увесистые наличники, выделяющиеся белым цветом на фоне красных стен. Колонки наличников созданы не гладкими, а ребристыми – это делает их узорчатыми и воздушными. Второй ярус украшен красивым пояском, под кровлей выделяется карниз. Центральный барабан выглядит немного ярче других – его броский «наряд» сразу бросается в глаза. Центральная глава подчеркнута крестом с оригинальным рисунком.
В западной части к церкви сделали пристройку – храм соединили с трапезной. По композиции церковь близка Преподобенской колокольне Ризположенского монастыря, которая считается самой высокой точкой Суздаля.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Рекомендовать место
7
1
Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери была сооружена в конце XVII века на месте разрушенного Андреевского монастыря. Это каменная церковь дошла до нынешнего времени без алтарной части и шатровой колокольни.
Внешний и внутренний облик церкви весьма интересен: арки, большие окна, небольшие колонны, резные фрагменты. На верхней части церкви находится фигурная главка, поставленная на высокий барабан с кокошниками.
Тихвинская церковь является прекрасным примером различных интересных декоративных решений и методов, которые можно увидеть в интерьерах древних сооружений Суздаля.
Сегодня церковь не действует, а лишь является важным архитектурно-историческим сооружением города.
Петропавловская церковь 1694 года
Рекомендовать место
9
2
Петропавловская церковь была построена в 1694 году по монастырскому заказу и расположена вблизи южной стороны Покровского монастыря, в Суздале. Церковь считается одним из самых монументальных творений поздней суздальской архитектуры.
Петропавловская церковь больше похожа не на приходскую церковь, а на собор – такое впечатление создается из-за широкого и мощного объема храма, перекрытого сомкнутым сводом. Ранее около северо-западного угла храма находилась шатровая колокольня, выполненная в строгой и монументальной форме, но после революции она была снесена. Церковь получилась достаточно большой и была построена с учетом ансамбля древнего монастыря, которому на момент постройки уже было более двух сотен лет.
За ходом постройки следил Илларион, известный в городе митрополит, живший с 1631 по 1708 годы.
Петропавловская церковь получилась монументальной и отлично вписалась в пейзаж Покровского монастыря. Оконные наличники, перспективные порталы, фигурный карниз и обходная галерея – весь архитектурный ансамбль церкви Петра и Павла делает образ храма завершенным и современным.
Парная Боголюбская и Козьмы и Дамиана церковь
Рекомендовать место
9
1
Крестовоздвиженская и Козьмодемьянская церкви в Суздале, расположенные на живописном берегу реки Каменки, представляют собой так называемые “парные” церкви, то есть зимнюю (теплую) и летнюю (холодную). В Крестовоздвиженской зимней церкви службы проводились в зимнее время,так как она отапливалась, а в неотапливаемой Козьмодемьянской церкви службы проводились летом.
Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1696 году, состоит из двух клетей разной высоты, более высокая клеть увенчана главкой на широком барабане. Колокольня церкви шатровая, шатер колокольни не является вогнутым, на нем в два ряда расположены небольшие слуховые отверстия.
Козьмодемьянская однокупольная церковь постройки XVIII века возведена в стиле барокко. Высокий восьмерик поставлен на невысоком четверике, глава купола посажена на узорный барабан с кокошниками.
В настоящее время службы в этих церквях не ведутся.
www.openarium.ru
Древние храмы Суздаля — Глобус России — энциклопедия путешественника
Суздаль с высокой колокольни Домонгольские храмы СмоленскаСуздаль — город-музей. В нем сохранилось не просто множество очень красивых церквей и монастырей, но в том числе и целых восемь древних (до XVI века) храмов.
- Самый древний на территории Суздаля — Рождественский собор в кремле. Он был построен в 1222-1225 годах на основании прежнего собора XII века. Сначала он был трехглавым, а в XVI веке стал пятиглавым. Внутри — и храм, и музей, великолепные росписи и знаменитые Златые врата.
- Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря (XVI век). В 1507-1511 гг. здесь была построена маленькая Спасская церковь, а в 1594 году к ней пристроили громадный собор, и церковка превратилась в придел.
- Успенская шатровая церковь Спасо-Евфимиева монастыря, 1525 года постройки — уникальный образец русского зодчества. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату — хозяйственное строение.
- Звонница Спасо-Евфимиева монастыря, XVI век. Сначала около собора была построена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, когда они приезжали в Суздаль. В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, — еще две.
- Покровский собор Покровского монастыря, 1510-1514 гг. Большой, трехглавый, он при этом не выглядит тяжелым и массивным, наоборот, словно устремлен вверх. Храм изначально использовался как усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье.
- Святые ворота Покровского монастыря с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518) — своего рода крепостная башня с двумя арками — большой проездной и малой для пешеходов.
- Зачатьевская трапезная церковь Покровского монастыря была построена после 1551 г. на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны.
- Ризположенский собор Ризположенского монастыря, середины XVI века, предположительно строился Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр. Храм, как и многие современные ему соборы, трехглавый. В советское время был занят под электростанцию и отреставрирован только в 1969г.
О храме в Кидекше, древнейшем здании средней полосы России, рассказано в отдельном посте.
Закладка.globeofrussia.ru
Богородице-Рождественский собор Суздаль кремль
Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором.
Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.
Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница.
В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г. Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами. Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.
Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.
Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах.
Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари. В 1635 – 1636 гг. Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора.
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечи. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным. Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.
Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом.
Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный.
Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи. Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.
Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева.
Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление.
Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.
17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов.
Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
Рождественский собор – усыпальница князей
Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав – сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.
Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) – первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви. Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя. В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.
posmotrim.by
Самые красивые церкви Суздаля
Суздаль – это город церквей! И это не простые слова. Отправляясь на прогулку по старинным улочкам города, перед вами раскрывается удивительная картина – на фоне жилых домов изобилие ярких пятен куполов озаряют город золотистым светом!
Суздальский посад. Лазаревская и Антипиевская церковь
В Суздале расположилось огромное количество церквей, всего их более трёх десятков. Каждая из них по своему уникальна и колоритна. Многие памятники архитектуры относятся к 16-17 векам. В те времена Суздаль был включён в состав Московского княжества, утратив, вместе с этим, статус политического центра. Но в то же время, он стал ремесленной и культурной столицей княжества. Сохранились в Суздале и более древние архитектурные памятники, относящиеся к 12 столетию. Многие церкви были возведены в 18 столетии. Принадлежащие разным эпохам, стоят они словно могучие воины, охраняя город.
Цареконстантиновская цековь
Каменные красавицы
Содержание статьи
Двумя красивейшими церквями в Суздале по праву считаются церкви Святого Антипия и Святого Лазаря. Эти церкви дополняются колокольней, с куполом в виде огромного вогнутого шатра. Являясь «зимней» и «летней» церквями, вместе с колокольней они составляют общий архитектурный комплекс. Расположились эти каменные красавицы на территории посада, бывшего ремесленного и торгового центра города, недалеко от торговых рядов, украшая собою окрестные места.
Лазаревская церковь
Лазаревская цервковь
Церковь Святого Лазаря стоит на улице Старая с 1667 года, это так называемая «летняя» церковь. Её можно смело назвать первой красавицей среди всех церквей суздальских, по внешнему изысканному оформлению, по её оригинальной архитектуре и всей пышности и величавости строения ей нет равных!
Стоит это чудо древнего белокаменного зодчества на месте прежней деревянной церкви, впервые упомянутой в жалованной грамоте Ивана третьего Спасо-Евфимиеву монастырю от 1495 года. Деревянная церковь впоследствии сгорела, а на её месте в 1667 году раскинула свои крыла прекрасная белая «птица» – церковь Святого Лазаря!
Будучи по сути первой каменной и чётко датированной постройкой посада, Лазаревская церковь открывает эпоху строительства пятиглавых суздальских церквей и имеет в своём строении все пять световых барабанов, на которых расположены, пять её куполов. Своды храма поддерживают два столпа, а широкий церковный карниз украшают подковообразные кокошники и пояс изразцов, впервые применённых для украшения храмов.
Эта церковь восхищала людей всех эпох. Стоит представить какое восхищение горожан вызывало это величавое здание сразу после своей постройки! Белокаменные узорчатые стены, золотой блеск крестов, коричневатая медь – и всё это на фоне серых посадских изб! Возможно ли сравнить это с чем-либо? Разве что с инопланетным космическим лайнером, внезапно приземлившемся в нынешнем посёлке городского типа.
В настоящее время, храм отреставрирован. По завершению наружных работ он словно птица Феникс возродился из пепла времён!
Церковь Святого Антипия
Антипиевская цервковь
По соседству с Лазаревской церковью расположилась её более молодая соседка – церковь святого Антипия. Состоящая в паре с Лазаревской церковью, она служит «зимним» храмом и дополняет весь ансамбль своей удивительной красоты колокольней.
Первые упоминания о церкви, располагавшейся на этом месте относятся к 1628 году. В то время на месте нынешней Антипиевской стояла прежняя, Сретенская деревянная церковь. В 1745 году Сретенская церковь была демонтирована, а на её месте возвели каменную Антипиевскую церковь сохранившую в своём строении, тем не менее, классическую архитектуру типа зимних «деревянных Клецких» храмов.
Колокольня Антипиевской церкви
Особую ценность представляет искусно украшенная колокольня Антипиевского храма. По внешнему облику она более характерна для 17-го столетия и, по-видимому, была построена раньше основного одноэтажного здания церкви. Высокий восьмерик колокольни, стоящий на четырёхгранном основании увенчан вогнутым шатром. Шатёр украшают три ряда маленьких окошек. А фасады декорированы ширинками, рустом и оформлены в нескольких цветах. Благодаря этому колокольня и получилась такой изящной и самобытной – это самая красивая колокольня в Суздале!
Церкви сегодня
Сегодня эти церкви соединяют Торговые ряды, расположенные в центре города и Ризоположенский монастырь. После своего восстановления, они вновь засияли своими первозданными красками! Являясь большой частью культурно-исторического наследия Суздаля, они ежедневно манят к себе горожан и туристов полюбоваться мастерством древнерусских зодчих и современных реставраторов, так заботливо возродивших Антипиевскую и Лазаревскую церкви!
Входо-Иерусалимский храм
Кроме Антипиевской и Лазаревской церквей, Суздаль изобилует и другими шедеврами храмового строения минувших и нынешних веков. Такими как: Пятницкая, Входо-Иерусалимская, Кресто-Никольская, Казанская, Воскресенская, Цареконстантиновская церкви
Кресто-Никольская церковь
Пятницкая церковь в Суздале
Приезжайте в Суздаль и всё это вы увидите своими глазами!
turizmbezgranic.ru