Соборы построенные в 15 веке: Соборы Московского Кремля: список, описание, фото

Соборы Московского Кремля: список, описание, фото

Главной площадью Московского Кремля является Соборная, получившая своё название благодаря расположенным на ней величественных православным храмам, заметных издалека и придающих всему Кремлю легко узнаваемый и ни с чем не сравнимый облик. Соборы Московского Кремля со времен средневековья и на протяжении нескольких веков служили местом, в котором отмечались самые торжественные события в жизни страны и её столицы: как церковные так и мирские, как радостные, так и печальные.

Содержание:

Содержание:

  1. Колокольня Ивана Великого
  2. Успенский собор
  3. Благовещенский собор
  4. Архангельский собор
  5. Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
  6. Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов
  7. Верхоспасский собор
  8. Церковь Рождества Богородицы на Сенях
  9. Дополнительная информация

Современный облик архитектурного ансамбля всей Соборной площади сложился, главным образом, на рубеже 15-16 веков, однако до настоящего времени талант итальянских архитекторов поражает грандиозностью замысла, а упорный труд русских зодчих – мастерством исполнения. В наши дни древние Соборы Московского Кремля не только продолжают выполнять традиционные религиозные функции, но и являются государственными музеями, экспонатами которых являются как сами здания, так и находящиеся внутри них шедевры древнерусского искусства.

Колокольня Ивана Великого

Статья: Колокольня Ивана Великого Московского Кремля – средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля

Величественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом, колокольня Ивана Великого является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой и самым высоким московским зданием вплоть до начала 18 века, церковь-колокольня гармонично объединяет в грандиозный архитектурный ансамбль все соборы Московского Кремля. Ансамбль колокольни, который можно увидеть сегодня, складывался почти на протяжении двухсот лет.

Возведенное в 1508 году первоначальное здание было дополнено несколькими пристройками, включая восьмигранный Ивановский столп – высокую внешнюю пристройку-звонницу для 1000-пудового колокола, которая также со временем была увеличена с 60 до 81 метра. Такая высота позволяла звоннице одновременно выступать в качестве сигнальной и сторожевой башни, ведь находившийся на ней дозорный мог видеть окрестности почти на три десятка километров. В 1812 году часть колокольни и звонница были взорваны наполеоновской армией и отстроены заново только после окончания войны с французами, при этом были заимствованы некоторые элементы архитектуры, характерные для начала 19 века.

В наши дни в колокольне Ивана Великого функционирует один из многочисленных залов Музея Московского Кремля, оснащенный современной мультимедийной экспозицией. Отдельный интерес представляют и многочисленные колокола, большинство из которых являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, а поднявшись на обходную галерею колокольни, можно с высоты полюбоваться на Соборы Московского Кремля и всю его территорию.

Успенский собор

Статья: Успенский собор – историко-архитектурный шедевр Московского Кремля

Главным собором Московского Кремля, является построенный во второй половине 15 века по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Успенский собор. Взяв за основу архитектурный стиль Успенского собора в г.Владимир, Фиораванти внес в проект ряд новых архитектурных решений. В процессе строительства собора из камня и специально изготовленного кирпича были использованы технологии, ранее не применявшиеся на территории Руси. Они позволили не только сократить период возведения собора, но и послужили важнейшей причиной того, что Успенский собор является одним из самых старейших, но отлично сохранившихся до наших дней зданий в Москве.

Богатое внутреннее убранство главного собора Московского Кремля, контрастирующее с достаточно строгим внешним видом, украшает стенопись и множество икон, включая боковые (пристенные) иконостасы. Главный пятиярусный иконостас середины 17 века состоит из 69 икон, над написанием которых трудились 16 иконописцев. Перед иконостасом расположены молельные места патриарха и царя с царицей. Сразу после освящения собора он стал и местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски – установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, златоглавый Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей, а в наши дни является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.

Благовещенский собор

Статья: Благовещенский собор Московского Кремля – древнейший памятник русской старины

Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в конце 15 века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих, белокаменный храм представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине 16 века с по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрел нынешний пирамидальный вид с девятью главами.

Благовещенский собор отличает богатая внутренняя отделка: полы, вымощенные ценными породами камней, средневековая стенопись с изображением греческих мудрецов, русских и византийских царей. Отдельного упоминания заслуживает богатый пятиярусный иконостас собора, один из самых древних на территории России. Возраст некоторых икон, над написанием которых, вероятно, трудился сам Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековья, более чем на сотню лет превышает возраст храма. Большинство содержащихся в соборе икон, включая несколько особо чтимых в России чудотворных, имеют мастерски выполненные оклады из драгоценных металлов. В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.

Архангельский собор

Статья: Архангельский собор Московского Кремля – усыпальница русских царей и князей

Нынешний Архангельский собор, построенный в начале 16 века по проекту архитектора из Милана Алевиза Фрязина (Нового), расположен в южной части Соборной площади. Храм построен из кирпича, после чего декорирован белым камнем. Главной архитектурной особенностью храма является одновременное сочетание элементов итальянской и классической русской архитектуры.

Описываемый собор Московского Кремля представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, делящим декорированные пилястрами фасады пополам. По итальянской традиции и центральный, и боковые порталы украшены великолепной резьбой по камню. Впервые были использованы в отделке верхней части фасада храма белокаменные резные раковины.

Несмотря на немалые размеры этого собора Московского Кремля, его силуэт с золотыми и серебряными куполами выглядит легким и устремленным ввысь. Изначально построенный в качестве главной царской усыпальницы, на протяжении столетий Архангельский собор исправно выполнял эту роль. Причем в соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья, вплоть до периода царствования Петра I. В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Статья: Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Московского Кремля

Небольшой одноглавый кремлевский храм на Соборной площади, построенный в 80-х годах 15 века приглашенными в столицу мастерами из Пскова. Заменил собой ранее сгоревшую одноименную церковь, построенную в честь внезапного отступления осаждавших Московский Кремль татар. Первоначальный вид нынешней кирпичной церкви с белокаменной отделкой фасадов был несколько изменен: добавлена четырехскатная кровля, а открытая до этого паперть у западного фасада постройки была перекрыта сводами. Это превратило её в крытую галерею, которой пользовалась женская половина царской семьи для похода в Успенский собор из Теремов.

За годы существования храм дважды получал серьезные повреждения. В первый раз причиной послужил пожар 1737 года, а во второй – артиллерийский обстрел кремля в 1918 году. В середине 20 века храм был восстановлен и до настоящего времени, как и большинство других соборов Московского Кремля, является музеем. Богослужение в храме, который часто называют Часовней Иконы Божией Матери Печерской, проводится только один раз в год – во время престольного праздника.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов

Статья: Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Патриарший дворец, также известный как Патриаршие палаты, вместе с небольшим пятиглавым Собором Двенадцати апостолов, также расположены в Московском Кремле на Соборной площади. Возведенные в середине 17 века здания неоднократно подвергались перестройке и внутренней перепланировке. В патриаршем дворце размещались личные покои патриарха с его трапезной, патриаршие приказы, домовая церковь, а также хозяйственные службы. После переноса столицы в Петербург, Патриарший дворец стал местом размещения Московской конторы Синода.

В ноябре 1917 года, когда Московский Кремль был обстрелян из артиллерии, здания сильно пострадали, но позже были восстановлены советской властью. В качестве музея Патриаршие палаты функционируют с 1961 года, при этом с 1987 года там размещается постоянная экспозиция. Во внешней отделке церкви и дворца заметны детали оформления, повторяющие таковые у соседних соборов Московского Кремля: пилястры, выступающие карнизы, украшенные резьбой порталы. Выходящий во двор северный фасад имеет гораздо более скромную отделку, чем парадный южный, выходящий на Соборную площадь. Особую культурную ценность представляет иконостас собора Двенадцати апостолов, который изготовлен в 17 веке и ранее находился во взорванном большевиками соборе Вознесенского монастыря. С середины прошлого века до нашего времени в Патриарших палатах размещается Музей русского прикладного искусства и быта.

Верхоспасский собор

Статья: Верхоспасский собор Московского Кремля

Входящий в комплекс Теремного дворца Верхоспасский собор построен в первой половине 17 века в качестве домовой церкви, т.е. расположенной на территории царских покоев. Именно в данном соборе Московского кремля цари причащались, участвовали в обрядах крещения своих детей и в богослужениях, когда совершеннолетние царевичи объявлялись наследниками царской короны. Во время посещения Московского Кремля, Верхоспасский собор легко узнать по неповторимому облику его крыши с одиннадцатью близко расположенными друг от друга позолоченными куполами на украшенных изразцами изящных шейках глав. На всех куполах установлены ажурные позолоченные кресты с полумесяцами. Внутри собора имеется многоярусный иконостас конца 17 века, множество чеканных серебряных икон 18 века, частично сохранившаяся со времен постройки стенопись и изразцовые печи, согревавшие царей на протяжении нескольких столетий. В наши дни свободный доступ в Верхоспасский собор ограничен из-за того, что он расположен на территории резиденции президента.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Статья: Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля

Изначально церковь была построена по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии – в конце 14 века. Будучи расположенной на женской половине дворца, церковь Рождества Богородицы на Сенях на протяжении нескольких веков служила в качестве домовой церкви, посещаемой великими русскими княгинями. От первоначальной постройки 14 века до наших дней сохранилась лишь нижняя часть стен, до середины их высоты, а также фрагменты сводчатого перекрытия хор. Многочисленные перестройки церкви в 15, 16, 17 и 18 веках периодически меняли её внутренний облик и наружный силуэт. Крупнейшая перестройка церкви была произведена в первой половине 19 века, когда велось строительства Большого Кремлевского дворца и архитектурное оформление храма были привнесены элементы, которые по своему стилю относились к архитектуре 17 века. Последняя крупная реставрация церкви, как и прочих соборов Московского Кремля, была произведена в середине 20 века. В настоящее время доступ в храм перекрыт: экспозиций музея в церкви нет, богослужения не проводятся.

Московский Кремль является не только символом российской государственности, но и одним из самых крупных архитектурных ансамблей мира, богатейшей сокровищницей памятников искусства, культуры и исторических реликвий. А златоглавые Соборы Московского Кремля являются такой же его неотъемлемой частью, как и роскошные дворцы, которые окружены мощной, укрепленной знаменитыми башнями зубчатой стеной.

← РОССИЯ

МОСКВА

СОБОРЫ МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ЕВРОПА →

Дополнительная информация

Отличные экскурсии по Москве от Трипстера

Поиск дешёвых авиабилетов в Москву на Авиасейлс.ru

Поиск дешёвого жилья в Москве на Суточно.ru


КАМЕННЫЕ СОБОРЫ НА РУСИ – Успехи современного естествознания (научный журнал)

1
  • Авторы
  • Файлы
  • Литература
Евдокименко М. А. 1 Суркова А.В. 1 Устич Н.А. 1

1 Железноводский филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

1. Заграевский С.В. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. – М., 2002.

2. Звягинцев Л.И., Викторов А.М. Белый камень Подмосковья. М., 1989.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 1024 с.

4. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. – М., 1978.

5. Повесть временных лет. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – Т. 1-2.

6. П.А.Раппопорт. Русская архитектура X–XIII вв. – Л., 1982.

7. Рыбалка А., Синельников А. Тайны русских соборов. – М. Изд-во «Эксмо», 2008. – 320 с.

8. http://www.rusarch.ru/zagraevsky12.htm.

9. http://inland.me.

10. http://rusarch.ru.

11. http://www.russiancity.ru/dbooks/d17-077-090-11.htm.

12. http://www.statesymbol.ru/image/regionsymbol/20051003/ 39600533.html.

13. http://www.rg.ru/2012/10/25/reg-cfo/rytsar.html.

14. http://www.lupula.ru/istoriya/xarakteristika-prinyatiya-xristianstva-na-rusi-i_2.html.

15. http://www.wikipedia.ru.

16. http://znichk-a.livejournal.com/1745.html.

В настоящее время издается много литературы, посвященной вопросам истории Руси. В издательстве «Эксмо» в 2008 году вышла работа Синельникова А. и Рыбалки А. «Тайна русских соборов». Знакомство с ней у нас, как будущих специалистов архитекторов, вызвало следующие вопросы: как связаны между собой архитектурные постройки Руси и Византии, и что такое «русский камень».

В 988 году во время правления князя Владимира I Русь приняла христианство византийского образца. Развитие экономики, укрепление государственности соответственно предполагали изменения в идеологии, основной формой выражения которой в Средние века была религия.

Князь Владимир принял решение реформировать языческие представления Древней Руси. С этой целью он попытался создать единый пантеон богов. Предпринятая попытка потерпела крах, так как многие предпочитали оставаться верными старым богам, отвергая насилие со стороны власти. Влиятельный мир по-прежнему воспринимал языческую Русь как варварскую страну. Именно после этого, Владимир I и провел вторую религиозную реформу в 988 году, когда в качестве новой государственной религии было принято христианство. Официальный историограф Российской империи Н.М.Карамзин в книге «История государства Российского» подробно описывает проблемы распространения христианства на Руси. Он делает вывод, что введение христианства на Руси в качестве государственной религии оказалось закономерным результатом предшествующей истории, культурных, идеологических и политических контактов с Византией. Одновременно автор подчеркнул и международный аспект крещения Руси в целях возвышения престижа Древнерусского государства.

В связи с тем, что христианство на Руси вводилось насильно, и народ не хотел принимать новые традиции и обычаи, возникло такое явление, как двоеверие. В рамках русской православной традиции явление двоеверия заключается в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк – Перун, Святой Николай или Святой Власий – Велес, Волос). Произошло отождествление и некоторых признанных православием, особо почитаемых народом языческих аграрных праздников, например: Масленница. Подобное осуществлялось и в отношении прочих объектов дохристианской культуры: в частности, православные храмы зачастую строили на местах бывших языческих святилищ (в связи с утверждением новой религии, появилась необходимость строить храмы, как места общения с Богом).

Основой для возникновения выдающихся архитектурных сооружений XI–XIII веков – каменных соборов – явилась общевизантийская художественная традиция. Почти все древнерусские храмы XI–XIII веков являются постройками крестово – купольного типа. Это обусловлено тем, что купольные соображения больше всего соответствовали потребностям христианской службы. Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменило и в течение V века выработало тип сооружений, существенно отличавшийся от древнехристианских базилик. Главной особенностью являлось употребление купола для перекрытия центральной части здания (центрально – купольная система).

Первый высокий расцвет византийского зодчества приходится на VI век. В этот период упрочилась государственная власть, тесно связанная с властью церковной. Отражая эти явления, на первом плане выступало искусство, прославлявшее императора, подчиненное религиозно – государственным требованиям. Самым величественным сооружением этого периода стал храм святой Софии. Памятники архитектуры VII века уже не обладают грандиозностью имперского величия, так как в VII веке большая часть территории Византии была завоевана арабами, государство потеряло свою силу и величие.

Немногочисленные храмы, возведенные в это время, весьма скромны по размерам. Следующим этапом в истории византийского искусства был период укрепления и полного господства феодальных отношений. В церковной архитектуре IX века утвердился крестово – купольный тип храма. Если внешний облик храмов более раннего времени был в основном маловыразителен, и весь художественный эффект заключался в интерьере, то зодчий крестово – купольного храма выявил его планировку и конструкцию во внешних факторах и внимательно обрабатывал здание снаружи. X–XI вв. – в архитектуре Византии происходило нарастание вертикализма. Архитектура XII века наследует декоративное убранство фасадов. В последующее время в храмовой архитектуре Византии практически не происходило изменений.

Каменное храмовое строительство на Руси началось в конце X столетия. Десятинная церковь в Киеве – первая каменная церковь Киевской Руси. Начало строительства – 989 г (согласно летописи), завершение – 996 г. Названа десятинной, потому что князь Владимир Святославович выделил на поддержание церкви десятую часть доходов – десятину.

Храм не сохранился, согласно классической истории он был разрушен в 1240 г при взятии Киева ордами хана Батыя.

К концу XI–XII веков на Руси уже полностью сложился тип храма, который получил широкое распространение. Из всех построек того времени до наших дней сохранились только четыре: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Новгороде и Киеве, Троицкая надвратная церковь в Киевско-Печерском монастыре.

С постройкой Спасо-Преображенского собора в Чернигове связано начало истории русского зодчества XI века, здесь началась переработка языка византийской архитектуры. Он был заложен в 1024–1026 г. (согласно Повести Временных Лет), а строительство было завершено в 1036 г (или в 1034). Спасо – Преображенский собор в Чернигове – это пятиглавый восьмистолпный храм. В плане собор представляет собой 18,25х27м трех нефный храм с 6 столбами и тремя апсидами. Стены собора декорированы кладкой утопленного ряда. Тимпаны трансепта черниговского Спаса украшены кладкой из тройных блоков плинф, составляющих специфические квадры – три плинфы, поставленных вертикально на ребро перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально друг над другом.

Аналогий этому в византийском строительстве нет. На северо-западной башне присутствует элемент, состоящий из «У» образных двойных компонент (второй знак вертикально перевернут). Подобные композиции встречаются на исходе раннего средневековья в Индии. Ниши на северо-западной башне храма расположены таким образом, что в дни летнего солнцестояния в 10:00 солнечный луч попадал в нижний уголок первой ниши, и в течение получаса ее уплощенное дно полностью заливал солнечный свет, после этого освещался уголок следующей, и так – каждый час. Угловое расстояние между нишами составляло около 15°, то есть, соответствовало градусному исчислению дуги, которую проходит солнце за каждый час. Размещение «У» образного меандра (каждая компонента составлена из трех равных плинф кирпичей при вертикальном рассечении) над нишами – по две компоненты над нишей – давало возможность использовать меандр в качестве пятиминутной шкалы. Крестами в меандре отмечено время обедни и вечерни. Спасский собор имеет небольшой перекос в плане: стены северного и западного фасадов сомкнуты под острым углом (менее 90°), а южного и западного под тупым (более 90°). Это произошло в результате того, что западный фасад смещен так, чтобы не закрыть тенью первую десятичасовую нишу. Смещение центральной продольной оси собора сориентировало поперечную ось и южный фасад черниговского Спаса на Назарет. В результате всего этого храм вписывался не в координаты окружающего ландшафта, а в координаты Солнечной системы.

В 1037 году был построен храм Собор святой Софии в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово – купольный храм с 13 главами. С 3 сторон он был окружен двухъярусной галереей, а снаружи – еще более широкой одноярусной. Собор имел пирамидальную композицию. Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы, снаружи кладка была покрыта раствором – цемянкой. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина 29,3 м; с галереями – 41,7 м и 54,6 м; высота до вершины главного купола 28,6 м. Особенностью Софийского собора является его триумфальность, праздничность. Это связанно с определяющим для этой эпохи значением княжеской культуры. Новая вера рассматривала власть земных царей как «богом данную». Князь являлся защитником и проповедником христианства. Невозможно найти прямых аналогов софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели 3 нефа и одну главу. В экстерьере Софии Киевской присутствует незначительное количество фигурных орнаментальных кладок, таких же, как в богато декорированных фасадах черниговского Спаса. Подобные орнаментальные кладки распространяются на территории Византии только с XIV века. Это подтверждает независимую от Византии эволюцию русского храмового зодчества.

Троицкая надвратная церковь построена в 1106–1108 гг., как часть фортификации лавры над главным входом в подземный монастырь, основана Святославом Ярославовичем. Это типичная каменная церковь Киевской Руси.

Собор Святой Софии в Новгороде является одним из самых выдающихся произведений русской архитектуры. Собор построен в типе пятинефного крестово – купольного храма. Построен в 1045–1050 гг. Собор имеет 5 глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Основной объем собора без галерей имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3. Высота от уровня древнего пола, находящегося на уровне на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы – 38 м. Стены храма имеют толщину 1,2 м и сложены из известняка разных оттенков. Первоначально стены храма были побелены за исключением апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах, но мрамор был заменен известняком, а мозаика – фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур (около 1153 г. ).

В последующие 200 лет на территории Руси, и в частности в Галицком и Суздальском княжестве, было построено большое количество белокаменных церквей и соборов. Все они характеризуются использованием при постройке белого камня, наличием зооантропоморфного декора, присутствием романских черт, которые выражались в усилении «башнеобразности» и ряде декоративных приемов. Все перечисленное значительно отличало русские храмы от византийских.

Коренным отличием русской архитектуры было использование белого камня. Под белым камнем понимается светлый известняк карбона, залегающий в центральных регионах европейской части современной России. В домонгольское время 95 % зданий Суздальской земли и 100 % зданий Галицкого княжества были построены из белого камня. Когда на Руси началось белокаменное строительство, Византия была ослаблена, а в Западной Европе строительство из различных сортов камня во времена романской архитектуры и »высокой» готики выражало государственную мощь и имперскую идеологию. Западноевропейский пример заставил русских князей перейти на белокаменную строительную технику. Только в конце XV в, когда мастера западно -европейского Ренессанса перешли на практичное кирпичное строительство, выражение государственной мощи и имперской идеологии в камне потеряло смысл. Тогда и на Руси произошел повсеместный переход на кирпич.

О расположении первых древнерусских каменоломен можно говорить лишь приблизительно. Наиболее вероятным регионом добычи белого камня в XI – XII веках являются выходящие к Москве-реке окрестности современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова – ближайших к суздальской земле регионов добычи, где качественный камень залегает близко от поверхности. Камень добывался и открытым, и закрытым способами. Производство белого камня на Руси было экономически выгодным, потому что осколки камня, полученных при обработке тоже шли «в дело» – на забутовку стен и известь, так что перевозка блоков, обработанных начерно, к напрасным трудозатратам не вела. Добывали камень и летом и зимой. Под землей температура практически постоянна в любой сезон (5°–10° тепла). На открытых разработках в холодное время года жгли костры – это решало сразу две задачи: обогрев рабочих и увеличение ломкости низкокачественного камня, используемого на бут и известь. При правильном уходе камень оставался прочным на века. «Первоначально все храмы XII века находились под защитой покрасок и росписей. Многовековые наслоения кальцинировались и служили броней для белого камня. Ни одна капля воды не могла туда проникнуть» – считает Скворцов А.И.

Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем знака – символа. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение – свет, а свет – это божество, благо, жизнь, полнота бытия. В религиозной символике белый цвет – это символ крещения и причастия. Белые одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов – язык общения с Богом. Белый цвет означает благородство, знатность, величие. В славянской символике белый цвет – это солнце, чистота, невинность, прозрение, святость, спасение, а также – разрешение проблем, новое начало. В современной архитектуре также довольно часто используется белый цвет из – за его универсальности.

В настоящее время разработка известняка стала активно возрождаться. Вновь открытые по всей России каменоломни позволяют поставлять специалистам по обработке камня известняки различных видов и оттенков – от ослепительного белоснежного до благородного желтоватого. Всё больше зданий стало обретать изящную белокаменную отделку, возвращая России забытый эпитет «белокаменная». Восстановлением облицовки памятников старины занимаются бригады квалифицированных специалистов и резчиков по камню. Их новые работы не уступают творениям древних мастеров, а благодаря использованию новых современных инструментов, художественная резьба стала более изящной, утонченной.


Библиографическая ссылка

Евдокименко М.А., Суркова А.В., Устич Н.А. КАМЕННЫЕ СОБОРЫ НА РУСИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 77-79;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32704 (дата обращения: 22.06.2023).

средневековых соборов – Сайт изучения истории

Образец цитирования: С. Н. Труман “Средневековые соборы”
historylearningsite.co.uk. The History Learning Site, 5 марта 2015 г. 22 июня 2023 г.

Средневековые соборы возвышались над горизонтом средневековой Англии. Соборы были намного больше, чем замки, что символизировало их огромное значение для средневекового общества, где религия доминировала в жизни всех, будь то богатые или крестьяне.

Как видно на фотографии Кентерберийского собора выше, соборы были огромными зданиями — это были крупные долгосрочные строительные проекты, и их стоимость была огромной.

Пожалуйста, включите JavaScript

Средневековые соборы – Сайт изучения истории

Средневековые соборы были наиболее очевидным признаком богатства церкви в средневековой Англии. Огромные соборы были найдены в основном в Кентербери и Йорке, а также в крупных городах, таких как Линкольн, Вустер и Чичестер. Стоимость этих зданий была огромной, но деньги для оплаты этих огромных зданий поступали от людей через многочисленные платежи, которые они должны были делать Римско-католической церкви.

Как были построены такие огромные здания? Средневековые рабочие работали с самыми простыми инструментами и в условиях, которые запрещают современные законы о здоровье и безопасности. Но для всего этого самой общей движущей силой было построить величественное здание во славу Божию.

Наиболее очевидной отправной точкой было найти архитектора, который спроектировал бы собор. Архитектор также должен был знать, каких мастеров лучше всего нанять, а требовалось много высококвалифицированных людей.

Мастер-карьер Мастер по резке камня
Мастер-скульптор Мастер-строитель растворов
Мастер-каменщик Мастер-плотник
Мастер-кузнец Мастер-кровельщик
  Мастер-стеклодув  

Каждый мастер своего дела держал мастерскую по своему конкретному делу, поэтому мастер-каменщик нанимал несколько каменщиков, которым доверяли достаточно, чтобы считать их компетентными для работы на соборе, поскольку они сами работали над стать мастером. Это были искусные люди, и никакой работы они делать не хотели – этим занимались чернорабочие, жившие недалеко от того места, где строился собор.

Многие квалифицированные рабочие полагались на другие профессии, чтобы удержаться на работе. Мастер-кузнец изготавливал все необходимые металлические инструменты, а опытные плотники делали для них деревянные ручки. Количество инструментов, необходимых для такой задачи, как строительство собора, было на удивление небольшим:

Кирка и топор Скоба и насадка
Молоток Кувалда
Долото Шнек
Пила Математические делители
Плоскость Квадраты и шаблоны

Глава была органом, который регулировал, сколько денег можно было потратить на что. Это было отделение, которое принимало решение об окончательном проекте собора, и именно оно давало архитекторам инструкции о том, чего они хотели.

После того, как план был принят, началась основная работа по строительству фундамента собора. В Кентерберийском соборе недавние ремонтные работы показали, что знаменитый собор был построен на месте первоначального собора в Кентербери, то есть старый собор стал частью фундамента нового. Фундаменты обычно уходили на глубину до двадцати пяти футов под землю. Строительство фундамента само по себе было искусством, поскольку любые ошибки могли привести к слабости стен над землей, особенно когда была надстроена крыша.

Пока закладывался фундамент, квалифицированные мастера работали в каменоломнях и производили каменные блоки, которые использовались в процессе строительства. Не было бы ничего необычного в том, что в каменоломне вместе с 250 рабочими работало бы до пятидесяти продвинутых квалифицированных учеников. За ними будет наблюдать главный каменоломня. Мастер-каменщик предоставил бы главному карьерщику шаблоны для форм, требуемых от вырезанного карьерного камня. Каждый камень будет помечен, чтобы показать, куда он пойдет после начала строительства.

Здание собора в средние века Дарем Объект Всемирного наследия

Масштабы средневековых соборов по сей день поражают посетителей. Узнайте, что побудило людей строить такие монументальные здания и как они это сделали.

Здание собора как выражение веры

Строительство монументальных соборов в средние века было отражением веры и каналом для значительной части творческой энергии средневекового европейского общества.

Несмотря на то, что строительством собора руководили религиозные деятели или учреждения, это часто было делом сообщества. С середины XII века Церковь начала даровать индульгенции (прощение грехов) тем, кто поможет построить церковь или собор, и поэтому вместо походов, которые были популярным средством отпущения грехов в конце В одиннадцатом веке люди уделяли больше внимания строительству домов Божьих.

Среди благочестивых всегда существовала фракция, не одобрявшая чрезмерных расходов на строительство и украшение роскошных религиозных зданий, но таких было меньшинство, и преобладающим чувством был большой энтузиазм, честолюбие и желание преуспеть в этом стремлении. построить великолепные здания, отражающие славу Божью.

Поскольку на возведение соборов уходили десятилетия, а часто даже столетия, мало кто из тех, кто работал над ними, ожидал увидеть их завершенными при жизни. Участие в строительстве собора, даже в качестве покровителя здания, требовало готовности быть частью процесса, который был больше, чем он сам.

Реликвии выдающихся святых были важным источником престижа, но также и дохода. Для общины святого Кутберта самой главной реликвией было, конечно же, нетленное тело самого святого, которое хранилось в этом деревянном гробу, датируемом VII веком. Гроб до сих пор выставлен в Даремском соборе.

© Даремский собор и компания Jarrold Printing

Руководство и финансирование строительства

Строительство собора часто возглавлялось и в значительной степени финансировалось соборным капитулом (высшим духовенством), в то время как епископы, как правило, вносили свой вклад по собственной воле. Однако в Дареме вклад епископов — как интеллектуальный, так и финансовый — был существенным.

Капитулы собора

финансировали строительство, активно собирая деньги от своих прихожан, создавая системы штрафов священнослужителей за такие проступки, как опоздание, и организуя поездки реликвий. Поездка с реликвиями была очень прибыльным способом сбора средств.

Строительные проекты, учитывая их важность и долговечность, обычно получают хоть какое-то участие от главы соответствующего религиозного учреждения. Это верно даже сегодня. На этой фотографии епископ монастыря Святого Антония в Египте обсуждает строительство нового здания на месте со своими архитекторами и двумя старшими монахами.

Строительство в средние века было таким же сложным процессом, как и сегодня, с участием «сборочной линии» мастеров. Это изображение из французской рукописи четырнадцатого века (лист 19из 90 170 Grande Bible Historial Жюара де Мулена) 90 171 хорошо это иллюстрирует.

© Национальная библиотека Нидерландов

Рабочие и строители

Рабочая сила, участвовавшая в строительстве собора, значительно различалась по квалификации. В нижней части шкалы находились рабочие, которые выполняли основные работы, такие как транспортировка строительных материалов, рытье фундамента или удаление земли. Вопреки распространенному мнению, что большая часть этого труда была добровольной, существуют существенные записи, доказывающие, что большинству рабочих платили.

В число высококвалифицированных рабочих, связанных со строительной площадкой, входили каменщики, штукатуры, изготовители растворов, каменщики и каменщики. Практические соображения определили рабочий процесс. Например, поскольку транспорт был очень дорогим, камни часто обрабатывались (обрабатывались) в карьере. Хотя резка камня могла производиться круглый год, каменщики, ответственные за укладку камня, не могли работать зимой, так как мороз не позволял раствору связывать камни.

Резчики по камню и их работа

Резчики по камню часто вели кочевой образ жизни, переезжая с одной строительной площадки на другую. Они будут оплачиваться либо по дням, либо по частям. Сдельная работа часто предназначалась для новых мастеров или тех, кто нанимался на короткий срок. Такие мастера вырезали свой знак на каждом камне, который они обтесывали, чтобы дать им возможность подсчитать, сколько им причитается. Со временем клейма изготовителя стали признаком гордости и стали более изощренными. Следы мастера до сих пор можно увидеть на некоторых камнях Даремского собора.

В раннероманских зданиях, таких как Даремский собор, фрески были наиболее распространенным средством внутренней отделки, а резьба по камню была ограничена. Однако по мере развития навыков резчиков по камню скульптура превратилась в важный компонент дизайна более поздних зданий. Скульпторы по камню становились все более и более независимыми, считая себя художниками, а не искусными мастерами.

Параллельно с дальнейшим развитием архитектурных технологий стали возможны большие стеклянные пространства. Это привело к тому, что витражи стали важным декоративным средством в религиозных зданиях, заменив фрески как средство изображения религиозных сцен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *