Соборы построенные в 15 веке – Древнерусские храмы

Содержание

Древнерусские храмы

В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

 

Десятинная церковь в Киеве

 

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры, однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.

Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины. Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.

Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов. Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора, который был построен в 1037 — 1044 годы.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

 

Софийский собор в Киеве

 

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

 

Мария Оранта — мозаика Софийского собора.

 

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры —

Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

 

Софийский собор в Великом Новгороде

 

Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

 

Полоцкая София

 

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

 

Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

 

Основателем города Владимира в 1108 году  был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

 

Успенский собор во Владимире

 

Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли. Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

 

Церковь Покрова на Нерли

 

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире

, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

 

Дмитриевский собор во Владимире

 

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

 

Икона Владимирской Божьей Матери

 

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

 

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

 

Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.

 

design-fly.ru

7 древнейших храмов России

Северный храм в Карачаево-Черкесии построили еще до Крещения Руси, а керченскую церковь Иоанна Предтечи — во времена Тмутараканского княжества. В новгородском соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде молился Иван Грозный, а собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире реставрировал Андрей Рублев. Рассказываем о самых древних храмах России, некоторым из них — больше 1000 лет.

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный). Республика Карачаево-Черкесия, X век. Фотография: pravoslavie.ru

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Храм Святого Иоанна Предтечи. Керчь, Республика Крым, X век. Фотография: vkrym.su

Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.

В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.

Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.

В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.

Подробнее о храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.

Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде

Собор Софии Премудрости Божией. Великий Новгород, 1045–1050 годы. Фотография: fakt777.ru

Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.

Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.

Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.

В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.

Подробнее о соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловский храм). Смоленск, 1146 год. Фотография: ru.esosedi.org

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Церковь Бориса и Глеба села Кидекша

Церковь Бориса и Глеба. Село Кидекша, Владимирская область, 1152 год. Фотография: golddomes.ru

Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.

Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.

В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.

В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.

Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков, 1156 год. Фотография: ecominfo.spb.ru

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Владимир, 1160 год. Фотография: al-eparhiya.ru

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.

Автор: Лидия Туляганова

www.culture.ru

ДОНИКОНОВСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ (XIV – XVI вв.)



          Это рассказ, иллюстрированный моими фотографиями, о древнейших, сохранившихся до наших времён, храмах Москвы. Хронологически рассказ закончится на патриархе Никоне, который при поддержке царя Алексея Михайловича начал религиозную реформу. То есть, речь пойдёт о тех Московских храмах, под сводами которых во время служб дважды звучала «аллилуйя», крестные ходы были «по солнцу», и времени, когда повсюду на Руси люди безбоязненно освящали себя двоеперстием.

          Первые церкви в Москве появились, вероятно, в XII веке, когда это была ещё вотчина боярина Кучки, и когда это был небольшой приграничный пункт Суздальского княжества. Известно, что Москва появилась на месте сел, расположенных вдоль Москвы-реки. В этих поселениях были и боярские хоромы Кучковичей, и церкви, но не было еще самой Москвы, поэтому отсчет первых московских церквей будем брать с момента, когда Юрий Долгорукий в 1147 году положил начало будущей столице России.
          Известный строительством храмов в других городах, Юрий Долгорукий и в Москве построил церковь Спаса на Бору и храм Иоанна Предтечи под Бором – древнейшие московские храмы. Первые церкви в Москве, были деревянными, которые были недолговечны. Лишь спустя два века, в 1330 году в Москве появились каменные церкви, хотя эти сведения могут не отвечать исторической действительности, так как речь идет о каменных храмах, известных из документальных источников.
          В Москве в XVI веке было 400 действующих церквей. Учитывая достаточно скромные размеры города, это число было достаточно внушительным.
          Первый каменный храм Москвы, Успенский собор на территории Кремля, был заложен в 1326 году. Строили его по образу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но, в отличие от «провинциального» собрата, первый каменный храм столицы не сохранился: он обрушился незавершенным в 1474 году. Следующий каменный храм тоже не сохранился, но есть его фотографии, потому что разрушили его уже в ХХ веке.

Собор Преображения Господня, что на Бору
Собор Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору и Вознесенскому монастырю (также разрушенному). Разобрали по распоряжению Сталина к 1 мая 1933 года. Есть легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. “Безобразие, убрать!” – буркнул он. Поскольку, никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли. Позднее на месте «кремлевского патриарха» построили флигель с туалетами, буфетами и курилками.

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения в Кремле
Построена в 1393-94 годах на месте деревянной Лазаревской церкви, как церковь Рождества Богородицы (с сохранением Лазаревского придела). Заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской, предположительно, в память Куликовской битвы: дата сражения совпадает с посвящением храма. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века. Закрыта вскоре после революции, доступа нет. Древнейшее сохранившееся сооружение Москвы. Находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле
Вероятно, первая деревянная церковь построена в конце XIII – начале XIV в. Каменный храм второй половины XIV века заменен более обширным в 1416 году. Ныне существующее девятиглавое здание построено в 1484-1489 годах, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора. Благовещенский Собор с древних времен домовый храм великих князей и царей. Закрыт в 1918 г. С 1955 года доступен вновь как музей. Новообрядческие богослужения на престольный праздник проводятся с 1995 года.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре
В соборе сохранились фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым.
Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил: «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века. Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ. На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле
Первый каменный храм датируется концом XIII в. Следующий, возведенный Иваном Калитой в 1326-1327 годах, просуществовал до 1472 г. Строившийся с этого времени новый собор обрушился незавершенным в 1474 г. Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола. Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на Владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений. На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. С 1990 г. новообрядческие богослужения в праздники.

Церковь Трифона Мученика, что в Напрудной слободе
Село Напрудное известно с XIV века – в 1331г. оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь завещал это село своему старшему сыну Семену. Судя по наименованию «село», уже тогда здесь был храм. Напрудным село назвали неспроста: у речки, на которой оно стояло, б

shurov-oleg.livejournal.com

Древние храмы России XI – XII век.: mama_zima2013 — LiveJournal

Древние храмы  XI – XII  относятся  к  домонгольскому   периоду истории России. Одним из самых старых храмов является Спасо – Преображенский  собор, находящийся в г. Переславль – Залесский  Ярославской области. Храм начал строить  Юрий Долгорукий в 1152,  а завершил строительство Андрей Боголюбский в 1160. Этот собор  – единственный  из храмов того времени, почти не изменивший своего облика за столетья.
http://hramy.ru/regions/r76/pereslreg/pereslavl/kreml/spaspreob.htm.

Собор  Бориса и Глеба в  Кидекше –  древнейший храм  Суздальского района. Он был построен  в 1152  при Юрии Долгоруком. Село Кидекша как  укрепленное  поселение  существовало еще до того, как был построен  собор Бориса и Глеба.
По преданию здесь  было становище святых князей  Бориса и Глеба, так говорится в “Степенной книге”. Именно поэтому  собор был освящен в честь  великомучеников  Бориса и Глеба.
http://hramy.ru/regions/r33/suzdalreg/kideksha/borgleb.htm.

Собор  Покрова на  Нерли –  белокаменный храм, построенный  Андреем Боголюбским  в память о погибшем сыне  Изяславе Андреевиче. Постройка датируется 1165 годом, но есть источники, говорящие о дате постройки – 1158.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме, раньше в этом месте Нерль впадала в Клязьму.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8.

Одна из древнейших  церквей – храм  св. Георгия, находящийся  в городе  Старая Ладога, был  заложен  по разным версиям   в конце  XI века  или в 1164году.  По одним данным  церковь была заложена еще при Ярославе Мудром  в  конце XI века, по другим  –  время закладки относится   к  правлению его внука,  Мстислава  Мудрого. Но, вполне возможно, что храм построили  в честь победы жителей  Старой Ладоги и Новгорода над шведами  в  1164 году.
http://www.archmuseum.ru/?p=479

Во  Владимирской, Суздальской, Ленинградской , Новгородской, Смоленской  областях  существуют древнейшие храмы домонгольского периода истории России.  См. ссылку:
http://hramy.ru/rare/domongol.htm.

mama-zima2013.livejournal.com

Деревянные храмы Руси (преимущественно): 2dar — LiveJournal

Нет, “не перекошены древние стены”. В целом состояние деревяных храмов на северо-востоке Ленобласти сейчас хорошее. Помимо пейзажей в 7-м выезде “Открывая Ленобласть” много было и церквей, преимущественно деревянных. Среди них и самый древний храм построенный в 15 веке и оставшийся до сих пор на своём месте (не переместили его в музей), что вообще исключительно! А ещё они очень красивые и живописные.

Ансамбль Согинского погоста.

Но, чтобы дальше не отвлекаться сразу расскажу про две кирпичные религиозные постройки. Цельную и заброшку.
[Spoiler (click to open)]

Храм Собора Пресвятой Богородицы в деревне Рогожа у реки Сясь. Возвели ещё при Пушкине – в 1834-35 годах на деньги крупного бизнесмена (купца) из Петербурга взамен сгоревшей деревянной.
2

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в деревне Шустручей. Построил её в 1870 году один петербургский мелкий бизнесмен (мещанин), а сейчас пока не восстановили. В принципе ничего особого интересного и уникального с этими церквями не происходило.
3

Далее уже в полном соответствии с заголовком. В хронологическом порядке.

1493 год.
Церковь Георгия Победоносца в деревне Родионово. Вот это уже довольно древняя история (по нашим меркам). Церковь считается одой из трёх самых древних деревянных церквей России и единственная оставшаяся на своём историческом месте (две другие были перевезены в музеи: это церковь Воскрешения Лазаря Муромского в Кижи и самая древняя 1485 года постройки Церковь Ризоположения из села Бородава перемещённая в город Кириллов). Это церковь клетского типа. На церкви стоит дата 1493 год, но это отчасти лукавство.
4

От времён Ивана Грозного остался только внутренний перестроенный сруб, который в 1632 году обложили пристройками. Интересно, что полная реставрация храма произошла при Брежневе в 1970-х годах. Тогда, возможно после открытия музея в Кижах, наблюдался всплеск интереса к деревянному русскому зодчеству и многие постройки были отреставрированы в те года. Но, да внутри есть доски, брёвна, двери которым больше 500 лет!
5

1696 год.
Церковь Николая Чудотворца и Ильи Пророка в деревне Согиницы.
6

Церковь Николая Чудотворца. Видно, что это шатровый храм на восьмерике с колокольней.
7

А церковь Ильи Пророка клетского типа. Датируется постройка приблизительно 1850 годом. Вместе они образуют ансамбль Согинского погоста.
8

1695 год
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека. К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо.
9

Считается типичным образцам распространенных в Обонежье шатровых храмов.
10

Вся церковь украшена деревянной резьбой.
11

1783 год.
Церковь Дмитрия Солунского Мироточивого в деревне Щелейки  Буквально этой весной завершили реставрацию! Прежняя проходила опять же в 70-х годах при Брежневе, тогда восстановили многие исторические элементы – те же лемихи.
12

13


Памятник в некотором роде уникальный – 5 глав с колокольней.
14

Церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. То что видно на фото имеет отношение к периоду 1827-1831 году – это годы ремонта, когда сруб 1630 года постройки  перекрыли куполом в стиле классицизма. А в 1874-77 вообще произошёл случай вандализма 19 века. Сейчас периодически можно услышать, как исторические здания обшиваются сайдингом или навесными панелями. Вот тогда поступили точно так же – обшили сруб досками (был бы тогда сайдинг, точно бы обшили им). Тогда же пристроили и теплую трапезную с 8-угольной колокольней.
15


А постройка-то уникальна тем, что это единственный известный деревянный храм, имеющий в плане «десятерик». А ещё в послевоенное советское время это был единственный действующий храм в Лодейнопольском и Подпорожском районах.
16

Рекомендую к прочтению – Одна из старейших в мире деревянных церквей в Норвегии 1180 год.

Организаторы проекта “Открывая Ленобласть”: газета Metro и Сообщество Питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк “Политехнический” и Motionpix
Телеком-партнер: компания МТС
Официальные партнеры: web-студия PetrogradWeb и Петровский автоцентр, компания Danone.
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, Bigpikcha.Ru, Наши походы.

2dar.livejournal.com

Соборы Московского Кремля: список, описание, фото

Главной площадью Московского Кремля является Соборная, получившая своё название благодаря расположенным на ней величественных православным храмам, заметных издалека и придающих всему Кремлю легко узнаваемый и ни с чем не сравнимый облик. Соборы Московского Кремля со времен средневековья и на протяжении нескольких веков служили местом, в котором отмечались самые торжественные события в жизни страны и её столицы: как церковные так и мирские, как радостные, так и печальные.

Современный облик архитектурного ансамбля всей Соборной площади сложился, главным образом, на рубеже 15-16 веков, однако до настоящего времени талант итальянских архитекторов поражает грандиозностью замысла, а упорный труд русских зодчих – мастерством исполнения. В наши дни древние Соборы Московского Кремля не только продолжают выполнять традиционные религиозные функции, но и являются государственными музеями, экспонатами которых являются как сами здания, так и находящиеся внутри них шедевры древнерусского искусства.

Колокольня Ивана Великого

Соборы Московского Кремля

Величественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом, колокольня Ивана Великого является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой и самым высоким московским зданием вплоть до начала 18 века, церковь-колокольня гармонично объединяет в грандиозный архитектурный ансамбль все соборы Московского Кремля. Ансамбль колокольни, который можно увидеть сегодня, складывался почти на протяжении двухсот лет. Возведенное в 1508 году первоначальное здание было дополнено несколькими пристройками, включая восьмигранный Ивановский столп – высокую внешнюю пристройку-звонницу для 1000-пудового колокола, которая также со временем была увеличена с 60 до 81 метра. Такая высота позволяла звоннице одновременно выступать в качестве сигнальной и сторожевой башни, ведь находившийся на ней дозорный мог видеть окрестности почти на три десятка километров. В 1812 году часть колокольни и звонница были взорваны наполеоновской армией и отстроены заново только после окончания войны с французами, при этом были заимствованы некоторые элементы архитектуры, характерные для начала 19 века.

В наши дни в колокольне Ивана Великого функционирует один из многочисленных залов Музея Московского Кремля, оснащенный современной мультимедийной экспозицией. Отдельный интерес представляют и многочисленные колокола, большинство из которых являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, а поднявшись на обходную галерею колокольни, можно с высоты полюбоваться на Соборы Московского Кремля и всю его территорию.

Успенский собор

Соборы Московского Кремля

Главным собором Московского Кремля, является построенный во второй половине 15 века по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Успенский собор. Взяв за основу архитектурный стиль Успенского собора в г.Владимир, Фиораванти внес в проект ряд новых архитектурных решений. В процессе строительства собора из камня и специально изготовленного кирпича были использованы технологии, ранее не применявшиеся на территории Руси. Они позволили не только сократить период возведения собора, но и послужили важнейшей причиной того, что Успенский собор является одним из самых старейших, но отлично сохранившихся до наших дней зданий в Москве.

Богатое внутреннее убранство главного собора Московского Кремля, контрастирующее с достаточно строгим внешним видом, украшает стенопись и множество икон, включая боковые (пристенные) иконостасы. Главный пятиярусный иконостас середины 17 века состоит из 69 икон, над написанием которых трудились 16 иконописцев. Перед иконостасом расположены молельные места патриарха и царя с царицей. Сразу после освящения собора он стал и местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски – установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, златоглавый Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей, а в наши дни является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.

Благовещенский собор

Соборы Московского Кремля

Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в конце 15 века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих, белокаменный храм представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине 16 века с по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрел нынешний пирамидальный вид с девятью главами.

Благовещенский собор отличает богатая внутренняя отделка: полы, вымощенные ценными породами камней, средневековая стенопись с изображением греческих мудрецов, русских и византийских царей. Отдельного упоминания заслуживает богатый пятиярусный иконостас собора, один из самых древних на территории России. Возраст некоторых икон, над написанием которых, вероятно, трудился сам Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековья, более чем на сотню лет превышает возраст храма. Большинство содержащихся в соборе икон, включая несколько особо чтимых в России чудотворных, имеют мастерски выполненные оклады из драгоценных металлов. В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.

Архангельский собор

Соборы Московского Кремля

Нынешний Архангельский собор, построенный в начале 16 века по проекту архитектора из Милана Алевиза Фрязина (Нового), расположен в южной части Соборной площади. Храм построен из кирпича, после чего декорирован белым камнем. Главной архитектурной особенностью храма является одновременное сочетание элементов итальянской и классической русской архитектур. Описываемый собор Московского Кремля представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, делящим декорированные пилястрами фасады пополам. По итальянской традиции и центральный, и боковые порталы украшены великолепной резьбой по камню. Впервые были использованы в отделке верхней части фасада храма белокаменные резные раковины.

Несмотря на немалые размеры этого собора Московского Кремля, его силуэт с золотыми и серебряными куполами выглядит легким и устремленным ввысь. Изначально построенный в качестве главной царской усыпальницы, на протяжении столетий Архангельский собор исправно выполнял эту роль. Причем в соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья, вплоть до периода царствования Петра I. В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Соборы Московского Кремля

Небольшой одноглавый кремлевский храм на Соборной площади, построенный в 80-х годах 15 века приглашенными в столицу мастерами из Пскова. Заменил собой ранее сгоревшую одноименную церковь, построенную в честь внезапного отступления осаждавших Московский Кремль татар. Первоначальный вид нынешней кирпичной церкви с белокаменной отделкой фасадов был несколько изменен: добавлена четырехскатная кровля, а открытая до этого паперть у западного фасада постройки была перекрыта сводами. Это превратило её в крытую галерею, которой пользовалась женская половина царской семьи для похода в Успенский собор из Теремов.

За годы существования храм дважды получал серьезные повреждения. В первый раз причиной послужил пожар 1737 года, а во второй – артиллерийский обстрел кремля в 1918 году. В середине 20 века храм был восстановлен и до настоящего времени, как и большинство других соборов Московского Кремля, является музеем. Богослужение в храме, который часто называют Часовней Иконы Божией Матери Печерской, проводится только один раз в год – во время престольного праздника.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов

Соборы Московского Кремля

Патриарший дворец, также известный как Патриаршие палаты, вместе с небольшим пятиглавым Собором Двенадцати апостолов, также расположены в Московском Кремле на Соборной площади. Возведенные в середине 17 века здания неоднократно подвергались перестройке и внутренней перепланировке. В патриаршем дворце размещались личные покои патриарха с его трапезной, патриаршие приказы, домовая церковь, а также хозяйственные службы. После переноса столицы в Петербург, Патриарший дворец стал местом размещения Московской конторы Синода.

В ноябре 1917 года, когда Московский Кремль был обстрелян из артиллерии, здания сильно пострадали, но позже были восстановлены советской властью. В качестве музея Патриаршие палаты функционируют с 1961 года, при этом с 1987 года там размещается постоянная экспозиция. Во внешней отделке церкви и дворца заметны детали оформления, повторяющие таковые у соседних соборов Московского Кремля: пилястры, выступающие карнизы, украшенные резьбой порталы. Выходящий во двор северный фасад имеет гораздо более скромную отделку, чем парадный южный, выходящий на Соборную площадь. Особую культурную ценность представляет иконостас собора Двенадцати апостолов, который изготовлен в 17 веке и ранее находился во взорванном большевиками соборе Вознесенского монастыря. С середины прошлого века до нашего времени в Патриарших палатах размещается Музей русского прикладного искусства и быта.

Верхоспасский собор

Соборы Московского Кремля

Входящий в комплекс Теремного дворца Верхоспасский собор построен в первой половине 17 века в качестве домовой церкви, т.е. расположенной на территории царских покоев. Именно в данном соборе Московского кремля цари причащались, участвовали в обрядах крещения своих детей и в богослужениях, когда совершеннолетние царевичи объявлялись наследниками царской короны. Во время посещения Московского Кремля, Верхоспасский собор легко узнать по неповторимому облику его крыши с одиннадцатью близко расположенными друг от друга позолоченными куполами на украшенных изразцами изящных шейках глав. На всех куполах установлены ажурные позолоченные кресты с полумесяцами. Внутри собора имеется многоярусный иконостас конца 17 века, множество чеканных серебряных икон 18 века, частично сохранившаяся со времен постройки стенопись и изразцовые печи, согревавшие царей на протяжении нескольких столетий. В наши дни свободный доступ в Верхоспасский собор ограничен из-за того, что он расположен на территории резиденции президента.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Соборы Московского Кремля

Изначально церковь была построена по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии – в конце 14 века. Будучи расположенной на женской половине дворца, церковь Рождества Богородицы на Сенях на протяжении нескольких веков служила в качестве домовой церкви, посещаемой великими русскими княгинями. От первоначальной постройки 14 века до наших дней сохранилась лишь нижняя часть стен, до середины их высоты, а также фрагменты сводчатого перекрытия хор. Многочисленные перестройки церкви в 15, 16, 17 и 18 веках периодически меняли её внутренний облик и наружный силуэт. Крупнейшая перестройка церкви была произведена в первой половине 19 века, когда велось строительства Большого Кремлевского дворца и архитектурное оформление храма были привнесены элементы, которые по своему стилю относились к архитектуре 17 века. Последняя крупная реставрация церкви, как и прочих соборов Московского Кремля, была произведена в середине 20 века. В настоящее время доступ в храм перекрыт: экспозиций музея в церкви нет, богослужения не проводятся.

Московский Кремль является не только символом российской государственности, но и одним из самых крупных архитектурных ансамблей мира, богатейшей сокровищницей памятников искусства, культуры и исторических реликвий. А златоглавые Соборы Московского Кремля являются такой же его неотъемлемой частью, как и роскошные дворцы, которые окружены мощной, укрепленной знаменитыми башнями зубчатой стеной.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Казань

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Владимир

Владимир

Ярославль

Ярославль

Муром

Муром

Ростов Великий

Ростов Великий

Александров

Александров

Иваново

Иваново

Калуга

Калуга

Кострома

Кострома

Сергиев Посад

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Нижний Новгород

Псков

Псков

Касимов

Касимов

Переславль-Залесский

Переславль-Залесский

Суздаль

Суздаль

putidorogi-nn.ru

Православные храмы 14 в. | МОСКВА В ЦЕРКВАХ

Суздаль

Суздаль

Суздаль – город-заповедник, награждённый «Знаком Почёта» за сохранение архитектурного наследия и развитие туризма. К сожалению, время беспощадно, и многие памятники архитектуры теряют былую красоту. Возможно, потемневшие и облупившиеся местами стены придают определённый шарм, пропитывают «духом старины». Но так хотелось бы уберечь культурное наследие и передать его в целости следующим поколениям. И мы очень надеемся, что Русская Православная Церковь обратит внимание на обветшалые суздальские храмы и протянет руку помощи.

Покровский монастырь

Покровский монастырь, Суздаль

Покровский монастырь

Предыстория его возникновения удивительна и связана с Великим князем Суздальско-Нижегородским – Андреем Константиновичем. Однажды на пути в Суздаль на княжеское судно обрушилась буря, и он присягнул, что отстроит в городе монастырь, если останется в живых. Клятву князь сдержал и в 1364 году на берегу Каменки основал Покровскую женскую обитель.

Первые деревянные постройки до наших дней не дошли. Но, благодаря щедрому пожертвованию князя Василия ІІІ, в ХVI ст. в монастыре активно велись каменные строительные работы, большинство из которых мы можем видеть и сегодня.

Покровский собор

Покровский собор. Источник: suzdal.org.ru

Главное сооружение монастыря – Покровский собор, построенный в начале ХVI века. Вид он имеет ошеломительный и почти сказочный. Это массивное четырёхстолпное здание на высоком цоколе, окружённое двухэтажной галереей, куда ведут крытые лестницы. Со стороны реки к собору примыкает алтарная часть с тремя апсидами, разделёнными гладкими колоннами. Собор венчают шлемовидные главы на массивных световых барабанах. Стены его украшены аркатурно-колончатым поясом и завершаются закомарами.

Покровский собор, Суздаль

Покровский собор. Источник: alchevskpravoslavniy.ru

Старинные здания Покровского женского монастыря имеют особую атмосферу, особый дух. Не удивительно, учитывая то, что на протяжении веков его пленницами являлись женщины высшего света. Да, именно пленницами, ведь как ещё назвать неугодных кому-то княгинь, цариц и просто знатных аристократок, отправленных сюда в пожизненную ссылку.

Одной из первых, кого постигла такая участь, стала жена вышеупомянутого щедрого князя – Соломония. За 20 лет брака женщина так и не родила детей, в связи с чем была объявлена бесплодной и сослана в монастырь. Конечно, на самом деле Василий III имел более веские причины распрощаться с супругой. Он повстречал любовь в лице молодой и прекрасной Елены Глинской.

Ходили слухи, что Соломония всё же была беременна и родила сына уже в обители, а чтобы никто не покушался на его жизнь, инсценировала его смерть и устроила фальшивые похороны. Ребёнок вырос и стал легендарно известным разбойником Кудеяром.

Соломия Сабурова, Елена Глинская

Соломия Саброва (слева) и Елена глинская

Но вернёмся к фактам. В 1923 г. обитель была закрыта и разорена. Спустя 10 лет в ней расположилась военная лаборатория, где работали над созданием биологического оружия. Просуществовала она там всего 3 года. Во второй половине XX ст. здания монастыря реставрировались, в них выставлялись музейные экспонаты. В 80-х здесь находился гостиничный комплекс. И, наконец, в 1992-м в стенах монастыря вновь забурлила монашеская жизнь.

Покровский монастырь, Суздаль

Покровский монастырь

Конечно, теперь это уже не «тюрьма», а традиционный монастырь, где прекрасная половина человечества обретает бога. Вот только увядающая красота монастырских стен заставляет сердце скорбеть…

Покровский женский монастырь

Покровский женский монастырь. Источник: sobory.ru

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь — ещё более древняя обитель, основанная в 1207 г. епископом Иоанном. Каменные постройки здесь появились в ХVI веке. Центром архитектурного ансамбля является Ризоположенский собор – бесстолпное архитектурное строение с тремя апсидами у алтарной части. Крещатый свод над четвериком венчают главы на тонких высоких барабанах, что совсем не характерно для того времени.

Ризоположенский монастырь, Суздаль

Ризоположенский монастырь. Источник: miroved.com

Довольно интересным сооружением являются и Святые ворота с двумя арками разной величины, декорированные каменной резьбой и изразцами в ширинках. Меньшая арка отделана рустом. А над воротами, на низких восьмериках стоят два живописных шатра с маленькими главками.

Ризоположенский женский монастырь

Ризоположенский женский монастырь

Неподалёку от Ризоположенского собора расположилась трёхъярусная 72-метровая колокольня, построенная в честь победы над Наполеоном. Она всецело выпадает из общего архитектурного стиля обители, да и всего города, хотя классицизм (в стиле которого она выполнена) – типичное направление в зодчестве тех времён.

Преподобенская колокольня

Преподобенская колокольня. Источник: redigo.ru

История Ризоположенского монастыря тесно переплетается с именем святой Ефросинии Суздальской (в миру она называлась Феодулией). Когда-то девушка собиралась замуж за князя Фёдора Ярославовича, но тот скончался в день венчания, и Феодулия приняла постриг в монастыре. Своими деяниями, подвижничеством и целительским даром она принесла славу обители, куда стекались паломники из других городов.

Ризоположенский собор

Ризоположенский собор. Источник: sobory.ru

Ризоположенский собор, Суздаль

Ризоположенский собор

Ризоположенский монастырь закрыли в 1923 г. Колокола сняли и отправили на переплавку. Одно время в главном соборе находилась электростанция, а в Святых воротах – склад горючего.

В 1999-м обитель вернули церкви, и в ней снова забурлила жизнь.

Спасо-Евфимиевский монастырь

Спасо-Евфимиевский монастырь (изначальное название – Спасо-Преображенский) был построен в качестве крепости князем Борисом Константиновичем в 1352 г. Грандиозными каменными постройками (XVI—XVII веков) обитель обязана меценатам, среди которых были Иван Грозный, князь Василий III, князья Пожарские.

Спасо-Евфимиевский монастырь

Спасо-Евфимиевский монастырь

Крепостные стены имеют 1200 м. в длину и снабжены массивными башнями, а также амбразурами и бойницами. Самая «нарядная», с богатым декором — Проездная башня, выложенная из красного кирпича. Все остальные – полукруглые, и вид имеют более сдержанный.

Спасо-Евфимиевский монастырь, Проездная башня

Проездная башня. Источник: dimfoto.livejournal.com

Практически все сооружения, составляющие архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря обладают потрясающим экстерьером. Центральная фигура здесь — массивный, помпезного вида Спасо-Преображенский собор. Четырёхстолпное трёхапсидное здание венчают пять мощных глав на широких барабанах. Алтарные апсиды имеют гладкие стены и большие полуциркульные окна. По периметру храма растянулся аркатурно-колончатый пояс, а стены его завершаются килевидными закомарами.

Собор Спаса Преображения, Суздаль

Собор Спаса Преображения. Источник: sobory.ru

Монастырь известен тем, что в стенах его существовала тюрьма, учреждённая Екатериной II. Среди её узников были монах Авель, известный своими предсказаниями о смерти императрицы и других российских государей, лидер мистической скопческой секты Кондратий Селиванов, М. Рудомёткин (лидер секты прыгунов), а также декабрист Ф. Шаховский, в последствии лишившийся разума. Все они здесь погибли. А вот старообрядец (раскольник) Ф. Ковалёв, закопавший заживо больше 20 людей (в частности своих родных), дабы избежать переписи населения, спустя 7 лет вышел на свободу.

Собор Спаса Преображения

Собор Спаса Преображения. Источник: sobory.ru

В 20-х гг. XX ст. тюрьму превратили в политизолятор, позже в нём организовали специальный лагерь для проверки вернувшихся из немецкого плена. Потом – лагерь для военнопленных, а ещё позже – колонию для несовершеннолетних. Наконец, в 1968 г. Спасо-Евфимиевский монастырь превратился в музей. Сейчас он является частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

Суздальский кремль

Суздальский кремль расположен в южной части города и существует здесь уже десять веков. Когда-то тут были дворы князя и епископа, окружённые крепостью с земляными валами. В 1719 г. все оборонные деревянные сооружения сгорели. До наших дней сохранились лишь земляные валы и рвы, а также несколько храмов.

Богородице-рождественский собор

Богородице-рождественский собор. Источник: www.bogoslov.ru

Богородице-Рождественский – один из них. Он основан в начале XII в. и является одновременно частью музея-заповедника и действующим храмом. За свой долгий век он перестраивался несколько раз и до наших дней дошёл в изменённом виде. Изначально храм был трёхглавым, а сейчас увенчан пятиглавием. Его богатый декор — дивные орнаменты, фигуры львов и женские маски на фасаде — сохранился, к счастью, поныне. Что касается интерьера, местами на стенах храма можно увидеть росписи XIII, XV и XVII вв.

Златые Врата

Златые Врата. Источник: cult-ura.ru

Но главная гордость обители — Золотые ворота, построенные в XIII ст. суздальскими мастерами. На створках ворот изображены сюжеты из Еванглие, повествующие о деяниях Христа и Пресвятой Марии.

Архиерейские палаты

Архиерейские палаты. Источник: perlyny-ua-rus.narod.ru

Большим массивом рядом с собором расположились Архиерейские палаты. На протяжении XV-XVIII веков они формировались в качестве жилых и хозяйственных строений для суздальских церковных глав, теперь же в них устроен музей.

Суздальский кремль, Никольская церковь

Никольская церковь. Источник: www.suzdalrest.ru

Интересным сооружением является деревянная Никольская церковь. Она была построена в 1766 г. совсем в другом районе, в селе Глотово, но перевезена сюда, в западную часть Кремля. Эта обитель – образец древнего типа деревянного зодчества. Экстерьер её прост, но самобытен и довольно привлекателен.

* * *

Суздаль – будто волшебный, эдакая капсула времени, где сохранилась почти вся его древняя история. Жаль, фотографии не могут в полной мере передать атмосферу старинного русского города.

mos-churches.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *