Соборы 15 века на руси: чем интересны Софийский и Свято-Успенский соборы, храм Петра и Павла, церковь Бориса и Глеба и еще 5 древнейших строений

чем интересны Софийский и Свято-Успенский соборы, храм Петра и Павла, церковь Бориса и Глеба и еще 5 древнейших строений

В России сохранилось множество древних православных церквей, особенно в крупных городах Древней Руси, например в Великом Новгороде, Смоленске, Пскове и других. В нашей подборке — храмы 10—15 веков, которые стоит включить в маршрут своего путешествия. Среди них самый древний храм России, самый старый памятник древнерусского зодчества, а еще — соборы с уникальными фресками и росписями знаменитых мастеров.

Вход в большинство храмов бесплатный, но некоторые работают как музеи. Мы отметили места, где за вход попросят заплатить.

НИЖНИЙ АРХЫЗ

Северный Зеленчукский храм

Самый большой из трех сохранившихся храмов 10 века. На территории, где он находится, располагалось государство Алания. Христианство здесь приняли раньше, чем на Руси, и первыми стали строить православные соборы

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Софийский собор

Главный православный храм Великого Новгорода и самый древний храм России. Его построили в 1045—1050 годах. По легенде, фигура голубя на кресте храма — окаменевшая птица, которая охраняет город от бед

СМОЛЕНСК

Храм Петра и Павла

Самый старый памятник древнерусского зодчества в Смоленске. Храм 1146 года постройки сильно пострадал во время войн в 1812 и 1943 годах, а в 1960-е ему вернули первоначальный вид

КИДЕКША

Церковь Бориса и Глеба

Одна из самых ранних белокаменных построек Северо-Восточной Руси. В 2011 году в храме были обнаружены фрески 12 века и саркофаг из белого камня. Вход платный — 150 Р

ПСКОВ

Спасо-Преображенский собор

Самый древний храм Мирожского монастыря построен в 12 веке. В нем сохранились фрески греческих мастеров, единственные в России

ВЛАДИМИР

Свято-Успенский собор

Включен в список всемирного наследия Юнеско. Раньше был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Здесь сохранились фрагменты фресок 15 века Даниила Черного и Андрея Рублева. Вход платный — 200 Р

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Храм Спаса Преображения

Памятник новгородского зодчества 14 века отличается богатым декором фасада: пряслами, арками, бровками и нишами. Единственный храм, где сохранились фрески Феофана Грека. Вход платный — 140 Р

КИРИЛЛОВ

Церковь Ризоположения

Древнейший памятник русского деревянного зодчества 1485 года. Церковь перенесли из села Бородава на территорию Кирилло-Белозерского монастыря в 1957 году, чтобы спасти от затопления. Вход на территорию монастыря — 1500 Р

СЕРГИЕВ ПОСАД

Троицкий собор

Древнейшее из зданий на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры относят к 1422 году. Его главная святыня — мощи Сергия Радонежского. А икона «Троица» работы Андрея Рублева сейчас хранится в Третьяковской галерее

Собираем чемодан

Раз в неделю присылаем лучшие статьи о том, как экономно путешествовать по России и миру и какие места посмотреть

Цены действительны на момент публикации

Спланируйте путешествие по древним городам России:

1. Великий Новгород за один день.
2. Что нужно знать перед поездкой по Золотому кольцу.
3. Главные достопримечательности Пскова и окрестностей.

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.

Строительство храмов на Руси — история, застывшая в камне и дереве

  • Главная
  • Информация
  • Статьи

Задать вопрос

Хотите узнать подробности? — спросите нас! 

Древние каменные соборы и классические деревянные церкви — уникальные сооружения, возведение которых началось ещё в X веке после принятия христианства, впечатляют мастерством и искусством умельцев, их создавших. Простоявшие несколько столетий и существующие по сей день во многом благодаря реставрации, храмы не только дают возможность познакомиться с разными школами русского зодчества, но и продолжают олицетворять своим видом силу и мощь православной Руси.

В разные исторические периоды преобладали отдельные архитектурные направления, для каждого из которых были характерны свои формы и внешнее оформление. Но вне зависимости от того, в каком стиле велось строительство храма, любой из них содержал в себе что-то от предшествующего и будущего.

Архитектура древних соборов

К широко распространенным типам культовых сооружений, относятся:

  • Крестово-купольные храмы в византийском стиле, прочно укоренившиеся на православном Востоке и появившиеся после крещения Руси. Прямоугольные в плане, они могли быть как скромно оформленными, так и поражающими воображение своей пышностью. Их характерной особенностью является пирамидальная композиция, где главная роль отводится центральному куполу, высоко поднятому на барабане;

  • Шатровые и многошатровые храмы, появившиеся в XV-XVI веках и имеющие практически одинаковую основу — восьмерик на четверике. Не имеют аналогов в европейской архитектуре, однако перестали строиться после никоновских церковных реформ. Кровля храмов (облицовка шатров и глав) могла выполняться лемехом из осины, что придавало им особую нарядность;

  • Ярусные храмы, характеризующиеся нарастанием восьмериков или четвериков, постепенно уменьшающихся в размерах. Как и шатровые сооружения, могли выполняться из камня или дерева, и изобиловать внешним декором;

  • Храмы-ротонды эпохи классицизма и барокко, круглые в основании, доставшиеся в наследство от античности. Символ вечности, они смело могут называться драгоценными жемчужинами среди сохранившихся зданий XVIII-XIX веков. Воссоздание и реставрация храмов этого типа особенно важно ввиду их малочисленности;

  • Храмы-корабли, которые стали строиться в XVII веке. Кубические сооружения, соединяемые со звонницей прямоугольным зданием. Образ корабля, на котором можно отправиться в плавание по житейскому морю, является символом спасения верующих;

  • Храмы «иже под колоколы» или «под звоном», возводимые с XV века.
    Ажурные столпообразные или пирамидальные строения, где ярус звона расположен под главой, над основным объемом. Были распространены в эпоху московского барокко, но появлялись и при классицизме, о чем свидетельствует восстановление храмов в Московской области;

  • Клетские храмы, небольшие простые постройки с одной маленькой главкой и двускатной кровлей, которые в последствие развивались и получали все более сложные формы. Самые поздние из известных строений датируются началом XVIII века.

Реставрация храмов

Все перечисленные виды храмовой архитектуры существуют и в наше время. Одни из соборов и церквей, построенные уже в начале XXI века, продолжают собой традиции древней Руси. Другие являются памятниками зодчества и сохранились до наших дней только благодаря реставрации храмов.

Строительно-реставрационная компания «Искон» принимает непосредственное участие в возведении и восстановлении храмов, занимаясь

изготовлением элементов наружного убранства и кровельными работами. Мастерство и накопленный опыт дают нам возможность возвращать народу России религиозные сооружения, разрушенные в результате влияния времени, исторических ошибок или военных


Галерея

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте. Мы свяжемся с вами для уточнения деталей. 

Поделиться ссылкой:

Вернуться к списку

Успенский собор, Москва

Какова история Успенского собора и что там можно увидеть?

  • Успенский собор был возведен в конце XV века и следующие четыреста лет функционировал как религиозный центр России, где проводились мероприятия общегосударственного значения
  • Архитектура и убранство Успенского собора отражают его важную роль в истории России. Стены покрыты драгоценными фресками, средневековый иконостас простирается от пола до потолка, а на стенах установлены гробницы патриархов и митрополитов

Средневековая и Императорская Россия

Первый каменный собор был заложен на этом месте в 1326 году московским митрополитом Петром и великим князем Иваном I. В конце XIV века Иван III в рамках реконструкции Московского Кремля приказал возводится новый Успенский собор (Успенский собор). Он был возведен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти между 1475 и 1479 годами с использованием новейших технологий, обеспечивающих большие размеры и устойчивость собора.

Следующие четыре века Успенский собор был религиозным центром России. Здесь проходили события общегосударственного значения, такие как коронации русских князей и царей, инаугурации митрополитов и патриархов, службы по освящению предстоящих военных походов и военных побед, оглашение важных государственных актов. В 14-17 веках в Успенском соборе хоронили глав Русской православной церкви. Хотя большинство царских венчаний проходило в Благовещенском соборе (личной часовне царской семьи), самые важные венчания проходили в Успенском соборе

Знаете ли вы? Деятельность Успенского собора ознаменовала новую независимость Русской Православной Церкви. Раньше для рукоположения митрополитам приходилось ездить в Константинополь, и здесь был назначен первый патриарх России Иов.

Как и другие соборы на Соборной площади Кремля, Успенский собор был разграблен польско-литовскими войсками и наполеоновской армией в 1612 и 1812 годах и неоднократно страдал от пожаров на протяжении столетий.

Советская Россия и не только

После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Ленин лично разрешил провести последнюю пасхальную службу в 1918 году, и службы не возобновлялись до 1990 года. Благодаря реставрационным работам, проведенным в советский период, великолепное внутреннее убранство собора прекрасно сохранилось.
Знаете ли вы? Успенский собор уникален во всем, кроме названия – в России более 30 церквей с таким названием!

Что можно увидеть в Успенском соборе?

Фото с сайта https://assumption-cathedral.kreml.ru/

Величественный Успенский собор создан по образцу Успенского собора во Владимире, одном из городов Золотого кольца Древней Руси, и его конструкция объединяет древнерусские религиозные архитектура с элементами ренессанса. Хотя Успенский собор не так богато украшен, как другие соборы Кремля, тем не менее, это завораживающее зрелище. Пять позолоченных куполов венчают его крышу, изображая Иисуса и четырех евангелистов и отражая серебряные купола церкви Двенадцати апостолов, которая стоит рядом.

Знаете ли вы? На звоннице Успенского собора установлен самый большой звон в Москве! Большой Успенский колокол (Большой Успенский колокол) весит 62,5 тонны. Рядом на Соборной площади стоит самый большой в мире Царь-колокол.

В связи с тем значением, которое Успенский собор имел в Российском государстве, особое внимание уделялось убранству его внутреннего убранства, а выдающиеся образцы русского искусства покрывают стены от пола до потолка. Его фрески и иконы являются произведениями искусства международной художественной ценности, а в соборе также находится старейшая сохранившаяся фреска Кремля. Росписи куполов изображают образы Бога, колонны украшены изображениями христианских мучеников, а разные участки стен посвящены сценам из Евангелия, из жизни Девы Марии и Семи Вселенских Соборов, сыгравших основополагающую роль в христианстве. Православная история. Помимо картин, посетители могут полюбоваться искусными изделиями из дерева, металла и богато украшенными люстрами.

Фото с сайта https://assumption-cathedral.kreml.ru/

Грандиозный пятиярусный иконостас был создан в 1653 году и занимает всю стену собора, возвышаясь от пола до потолка с иконами, написанными средневековыми русскими мастера. Перед иконостасом стояли молельни царя, царицы и патриарха, которые находились под резными шатрами. Вдоль стен лежат мощи и гробницы русских митрополитов и патриархов, датируемые XIV-XVIII веками.

Важная информация для посетителей

Адрес и контактная информация
Соборная площадь, Московский Кремль, Москва, 103132
Тел: +7 (495) 695-46-31 (касса)
Веб-сайт: https://assuption- Cathedral.kreml.ru/
Ближайшее метро: Библиотека имени Ленина/Александровский сад/Боровицкая (550 м)

Часы работы
С 15 мая по 30 сентября – с 9:30 до 18:00, с 1 октября по 14 мая – с 10:00 до 17:00. Закрыт по четвергам. 900:25 Стоимость билета на посещение ансамбля Соборной площади, включая Успенский собор, составляет 700 рублей.

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская лавра

Выдающаяся мировая ценность

Краткое обобщение

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская лавра представляют собой два выдающихся комплекса памятников культурного наследия Средневековья и раннего Нового времени (Киевская Русь и Гетманщина).

Объект состоит из двух отдельных частей: Софийского собора и связанных с ним монастырских построек, а также монастырского комплекса Киево-Печерской Лавры с храмом Спаса в Берестово.

Софийский собор, расположенный в историческом центре Киева, является одним из крупнейших памятников архитектуры и монументального искусства начала 11 века. Собор был построен при участии местных строителей и византийских мастеров в годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого как главный христианский храм столицы Киевской Руси.

Собор сохранил свои старинные интерьеры, а коллекция мозаик и фресок XI века уникальна своей целостностью. Среди его шедевров — Пантократор, Богородица Оранта, Причастие апостолов, Деисус и Благовещение. Архитектура и монументальное искусство собора оказали большое влияние на архитектуру и убранство храмов Киевской Руси. Собор окружают монастырские постройки XVII-XVIII веков в стиле украинского барокко. В архитектурный ансамбль входят колокольня, дом митрополита, трапезная, Заборовские ворота, южная въездная башня, кельи соборных старцев и обнесенная каменной стеной семинария. Собор и монастырские постройки на протяжении веков выражали неповторимую гармонию архитектурных и природных форм, национального духа и занимали значимое место в традиционном историческом ландшафте Киева.

Киево-Печерская Лавра — архитектурный ансамбль монастырских построек, расположенный на плато с видом на правый берег Днепра. Ансамбль формировался на протяжении многих веков в органичном сочетании с ландшафтом и выступает общей городской доминантой.

Основанный святыми Антонием и святыми Феодосиями в XI веке, монастырь стал выдающимся духовным и культурным центром, внесшим значительный вклад в развитие образования, искусства и медицины. В архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры входят уникальные наземные и подземные храмы 11-19 вв.века, в комплексе лабиринтных пещер, простирающихся более чем на 600 м, а также жилых и хозяйственных постройках 17-19 веков. Свой современный вид архитектурный ансамбль приобрел в результате строительных работ XVII–XVIII вв., в период расцвета украинского барокко. Основными памятниками ансамбля Киево-Печерской лавры являются Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, Большая колокольня, церковь Всех Святых, Трапезная церковь, монастырские оборонительные стены с башнями, пещерные комплексы св. Антония ( Ближний) и Святой Феодосии (Дальний) с надводными церквями, Крестовоздвиженской и Рождества Богородицы и церковью Спаса на Берестове.

На протяжении столетий Киево-Печерский монастырь с мощами святых, захороненными в пещерах, был одним из важнейших центров христианского паломничества в мире.

Критерий (i): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляет собой шедевр человеческого творческого гения как по своему архитектурному замыслу, так и по замечательному убранству.

Софийский собор – уникальный памятник архитектуры и монументального искусства начала XI века, обладающий крупнейшей сохранившейся коллекцией мозаик и фресок того периода. Архитектура собора отличается дополнительными нефами, пристроенными к пятинефному ядру, и пирамидальной пространственной композицией крестово-купольного храма. Монументальное убранство собора составляет уникальный по концептуальному замыслу ансамбль, отражающий основные богословские идеи того времени и являющийся выдающимся образцом византийского искусства. Огромный пантеон христианских святых, изображенных в соборе, имеет непревзойденное многообразие среди византийских памятников того времени. Росписи собора включают в себя также комплекс уникальных светских фресок в лестничных башнях, выполненных в традициях византийского искусства.

Ансамбль Киево-Печерской Лавры – шедевр украинского искусства, определенно сформировавшийся в эпоху барокко. Он объединяет уникальные наземные и подземные здания и сооружения XI-XIX веков в сочетании с богатым ландшафтом.

Критерий (ii): Объект является результатом культурного взаимодействия Киевской Руси, Византийской империи и Западной Европы. Архитектура и монументальная живопись объекта отражают изменения византийских архитектурно-художественных традиций, которые приобрели новый смысл под влиянием местного видения. Выявлено, как в духовной традиции, так и в архитектурно-планировочной, заключающей в себе традицию подземного православного культового зодчества Киево-Печерской Лавры. Успенский собор был образцом для строительства подобных церквей в регионе Восточной Европы в течение 12-15 веков.

Критерий (iii): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра является исключительным свидетельством многовековых византийских культурных традиций соседних стран в целом и Киевской Руси в частности. На протяжении веков это имущество имело большое духовное влияние в Восточной Европе.

Критерий (iv): Софийский собор – уникальное сооружение, отражающее в своей архитектуре и росписи особенности старостенного строя. Строительство собора положило начало архитектурной школе, оказавшей влияние на культовое зодчество и монументальное искусство Киевской Руси, а затем и Восточной Европы.

Киево-Печерская Лавра – исключительно ценный архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении почти девяти веков, отражающий изменения стилистических направлений в архитектуре, а также процесс совершенствования инженерных сооружений.

Целостность

Все важные элементы и атрибуты, необходимые для передачи Выдающейся универсальной ценности, содержатся в границах собственности и сохраняются.

По первоначальному проекту Софийский собор был построен как доминанта архитектурного элемента городской среды, открытый для широкого и всестороннего обзора. В 19XX века обстановка собора изменилась в связи с модификацией традиционной городской ткани.

Целостность ансамбля Киево-Печерской Лавры пострадала во время Великой Отечественной войны, когда Успенский собор, главный храм Лавры, был почти полностью разрушен, за исключением его юго-восточной башни. В 1999-2000 годах собор был реконструирован по архитектурным формам периода украинского барокко конца 18 века.

Что касается гидрогеологических условий, то пещеры Киево-Печерской Лавры требуют постоянного наблюдения за состоянием их сохранности и проведения профилактических мероприятий.

Быстрое городское развитие, особенно за счет высотных зданий, и отсутствие механизмов защиты и планирования могут угрожать непосредственной близости от объекта. Целостность объекта с точки зрения пространственных связей между его компонентами и их связи с окружающими городскими и монастырскими речными ландшафтами также требует структурированного планирования для устранения любой потенциальной угрозы.

Подлинность

Атрибуты объекта отражают его выдающуюся универсальную ценность. Все построенные элементы восстановлены с использованием оригинальных материалов.

Работы по реконструкции собора Святой Софии были награждены «Европейской золотой медалью за охрану исторических памятников» в 1987 году. Собор Святой Софии и связанные с ним монастырские постройки используются как музей в образовательных целях и для проведения государственных мероприятий.

Киево-Печерская Лавра используется в музейных целях, а также для религиозных обрядов, соответствующих ее первоначальному назначению.

Хотя доминантность силуэта ансамбля уменьшилась за счет городской застройки, традиционные панорамы и силуэты Киево-Печерской лавры вдоль Днепра сохраняются.

Требования к охране и управлению

Киево-Печерская Лавра была объявлена ​​«Государственным историко-культурным заповедником» в 1926 году, а Софийский собор с прилегающими к нему монастырскими постройками – в 1934 году. в том числе Законы Украины «Об охране культурного наследия», «Об охране археологического наследия». Кроме того, различные постановления Кабинета Министров Украины обеспечивают правовую основу для конкретных объектов по охране, сохранению и использованию объекта.

Национальная заповедная зона «София Киевская» и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник находятся в ведении Министерства культуры Украины, которое теперь отвечает за единое оперативное управление всем объектом.

В соответствии с национальным законодательством разработаны Планы организации территории обеих составляющих объекта (Национальный заповедный заповедник «София Киевская» и Киево-Печерский национальный историко-культурный заповедник). Эти планы определяют границы и режимы охранной зоны объекта, план мероприятий по восстановлению, консервации и охране объекта. Вышеупомянутые планы соответствуют Плану консервации. Кроме того, на государственном уровне утверждаются ежегодные планы реставрации памятников, территорий и инженерных систем объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *