Соборы 12 века: Домонгольские храмы Древней Руси

Содержание

Домонгольские храмы Древней Руси

Материал подготовил Петр Глебович Ершов
Кандидат искусствоведения, ведущий специалист Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП)

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Спасо-Преображенский собор в Чернигове – старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Пятиглавый четырехстолпный храм с нартексом (притвором) был заложен в начале 1030-х годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, братом Ярослава Мудрого. Мастера, возводившие собор, вероятно, относились к константинопольской школе, хотя некоторые черты памятника – многоглавие, укрупненность форм, элементы декора наводили исследователей на мысли об ином происхождении строителей (Херсонес, Абзхазия). На фасадах, частично освобожденных от позднейшего штукатурного слоя, можно видеть различные варианты орнаментов из кирпича-плинфы.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве был возведен по заказу Ярослава Мудрого в конце 1030-х – начале 1040-х годов артелью византийских мастеров, вероятно, прибывших из Константинополя. Величественный пятинефный храм с двухярусными обходными галереями имел тринадцать глав (сейчас их 19) и стал композиционным центром нового архитектурного ансамбля в Киеве, выстроенного по замыслу Ярослава Мудрого. В конце XVII века собор был перестроен в стилистике украинского барокко и в таком виде дошел до наших дней. В интерьере сохранился один из самых больших мозаичных ансамблей в восточнохристианском искусстве, а также мраморный саркофаг князя Ярослава.

Софийский собор в Новгороде

Шестиглавый пятинефный Софийский собор в Новгороде был построен в 1045-1050-х годах византийскими мастерами, работавшими до этого над возведением киевской Софии. Это – первый каменный храм на северо-западе Руси, ставший сакральным центром средневекового Новгорода. Новгородский храм меньше киевского по размерам, но более массивен по пропорциям. Изначально стены Софии не были оштукатурены, демонстрируя подлинный цвет красноватого камня и кирпича. В интерьере собора частично сохранились фрески XI-XII веков. Западный фасад храма украшают бронзовые Магдебургские (или Корсунские) врата, выполненные в середине XII века немецкими мастерами.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли – один из главных символов древнерусского зодчества. Она была поставлена князем Андреем Боголбским в 1165 году в память о погибшем сыне князя Изялсаве, у впадения в Нерли в Клязьму, на искусственном холме. Вероятно, это был первый на Руси храм, посвященный празднику Покрова Богородицы. Как и другие памятники владимиро-суздальской архитектурной школы, здание сложено из белого камня и украшено резьбой. Первоначально постройка была окружена с трех сторон галереями, остатки которых были вскрыты раскопками.

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса на Нередице 1198 года постройки расположенная недалеко от Новгорода является самым ярким примером новгородской строительной традиции второй половины XII – начала XIII века. Несмотря на типологическую близость к церкви Покрова на Нерли (четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием), нередицкая церковь отличается лаконизмом и строгостью форм, сочетающихся с живописной неровностью фасадов, будто вылепленных рукой. Интерьер постройки был полностью украшен фресками, однако большая их часть была утрачена во время Великой Отечественной войны. Реставрация 1950-х годов вернула храму прежний облик.

Церковь Михаила Архангела в Смоленске

Церковь Михаила Архангела в Смоленске (конец 1180-начало 1190-х годов) – первый и самый яркий пример храмового типа, сложившегося к концу XII века в древнерусской архитектуре и распостранившегося практически повсеместно. Это течение характеризовалось стремлением к созданию динамичных и эффектных архитектурных композиций (так называемые башнеобразные храмы) отчасти и под влиянием готической архитекутры. Изысканная и экспрессивная архитектура фасадов со ступенчато повышающимися объемами в сочетании с вертикально организованным, действительно башнеобразным внутренним пространством представляла контраст с более спокойным, умиротворенным характером зодчества предыдущих десятилетий.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг. ), последний домонгольский храм владимиро-суздальской архитектурной традиции. По словам летописца, заказчик строительства, князь Святослав Всеволодович выступил и в роли зодчего («сам бе мастер»). Все нижние части стен основного объема и притворов храма были покрыты сплошным резным каменным декором с изображением евангельских сцен, святых, птиц и животных (есть даже слон!). К сожалению, в XV веке глава и своды собора обрушились. Московский мастер Василий Ермолин, восстанавливавший в начале 1470-х годов храм, сделал его более приземистым, при этом многие рельефы оказались перепутаны и установлены произвольно. В настоящее время существует несколько вариантов реконструкции венчающих частей собора.

Предыдущая статья

Инфографика древнерусских притч

Следующая статья

Три самых сложных древнерусских вязи

Все древнерусские храмы – описание храмов домонгольской эпохи, много фото, история, маршруты

Древнерусские храмы находятся на Европейской территории России. В русской архитектуре этот период называется «Домонгольским». Русская православная церковь приняла византийские ритуалы богослужения, поэтому древнерусские храмы и древнерусское зодчество соответствуют классическим Византийским канонам. Русские храмы имеют крестово-купольное строение.

На территории России и Украины (бывшая Киевская Русь) сохранилось более 50 древнерусских храмов домонгольской эпохи, но их значительная часть отреставрирована в более поздние времена. Они утратили свою аутентичность и архитектурный стиль домонгольского периода. Вторжение монгольского войска хана Батыя в русские земли произошло в 1237 г.

В этом обзоре на онлайн путеводителе Геомерид вы можете почитать о древнерусских храмах в России, которые сохранили черты древнерусского зодчества и культурную ценность. 

1.    Церковь Иоанна Предтечи, Керчь, 10 век
2.    Софийский собор, Новгород – 1045
3.    Никольский собор, Новгород – 1113
4.    Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117
5.     Георгиевский собор, Новгород – 1119
6.    Собор Рожд. Иоанна Предтечи, Псков – 1137
7.    Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146
8.    Преображенский собор, Переславль – 1152
9.    Церковь Бориса и Глеба, Кидекша – 1152
10.    Спасо-Преображенский собор, Псков – 1156
11.    Церковь Покрова на Нерли, Владимир – 1158
12.    Успенский собор, Владимир – 1186
13.    Дмитриевский собор, Владимир – 1194
14.    Церковь Спаса на Нередице, Новгород – 1198

Переходите по гиперссылкам, чтобы подробно почитать о каждом древнерусском храме и посмотреть большое количество фотографий.

Церковь Иоанна предтечи, Керчь – 10 век

Церковь Иоанна предтечи в Керчи построена в 10 веке византийскими мастерами, причем фундамент и часть стен сохранились от христианской церкви 6 века. В Киеве и Новгороде, а также других городах Киевской Руси, до наших дней сохранились церкви 11 века. Таким образом, Церковь Иоанна Предтечи в Керчи можно назвать самым древним православным храмом на территории России.  

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – древнейший храм России, построенный в 10 веке

Колонны и своды 10 века в Церкви Иоанна Предтечи в Керчи – древнейшем храме России

От этой древней византийской церкви сохранился фундамент, фрагменты внешних алтарных стен и колонны. Их сейчас можно видеть в Церкви Иоанна Предтечи. В 10 веке церковь была частично разрушена во время штурма города дружиной князя Мстислава Владимировича, но ее сразу начали восстанавливать. Во время реконструкции 10 века византийские мастера в точности воссоздали архитектуру и интерьер древней церкви 6 века. Они сохранили и специальную кирпичную кладку из плинфы, которую использовали мастера 6 века. 

Софийский собор, Новгород – 1045

Храм Святой Софии Премудрости Божьей, или просто, Софийский собор в Великом Новгороде, самый древний каменный храм на Руси, заложен в 1045 г Ярославом Мудрым по образцу Софийского собора в Киеве. Храмы древнерусской архитектуры северной Руси отличаются от тех, что строили в южных землях.  

Собор Святой Софии (1045 год) в Великом Новгороде – самый древний храм России

Фасад Софийского собора в Новгородском Кремле

Древнерусские северные храмы приземисты, имеют мощные стены и узкие окна. Это связано с суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние архитекторы создали монументальный храм, высотой 38 метров. Толщина стен достигает 1.2 метра. Ширина собора вместе с галереями составляет 39 метров.

Никольский собор, Новгород – 1113

Никольский собор находится в центре Ярославова Дворища (торговой стороны, где построено более 10 древних церквей), однако, его культурное значение очень велико и его нужно рассматривать, не как часть архитектурного ансамбля Ярославова Дворища, а как отдельную достопримечательность Великого Новгорода.

Никольский собор в центре Ярославова Дворища был построен в 1113 году

Никольский собор в центре Ярославова Дворища был построен в 1113 году

Никольский храм построен в 1113 г и относится к самым первым образцам древнерусской архитектуры и зодчества. Заложил его князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Никольский собор являлся главным храмом Княжеской стороны Новгорода, а также центром вечевых собраний. Здесь находилась резиденция Новгородских князей, заложенная еще Ярославом Мудрым

Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117

Антониев Рождественский монастырь расположен на правом Торговом берегу реки Волхов в Великом Новгороде. Он был основан в 1106 г святым Антонием Римским. Здесь сохранился древнерусский Рождественский храм, построенный основателем монастыря. Об основателе монастыря преподобном Антонии Римлянине сложены легенды. 

Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 г – это третье по древности строение Великого Новгорода

Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 г – это третье по древности строение Великого Новгорода

Главный древнерусский храм монастыря, Собор Рождества Богородицы, заложен в 1117 г, а в 1119 г освящен. Он является третьим по древности каменным строением Новгорода. Рождественский собор часто горел и перестраивался, но в некоторых местах все же сохранились фрески 12 века. 

Георгиевский собор, Новгород – 1119

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре был заложен в 1119 г. Он является одним из древнейших православных храмов России. В те годы большинство древнерусских храмов Новгорода и Пскова были невысокими, но Георгиевский собор поражает своим масштабом и величием.  

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре был заложен в 1119 году, он является одним из древнейших храмов в России

Высота Георгиевского собора в Юрьевом монастыре Новгорода достигает 32 метров

Георгиевский храм заложен по приказу великого князя Мстислава I. Он был сыном князя Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. В начале 11 века он был князем в Великом Новгороде. Однако к началу строительства собора он занял Киевский престол, поэтому строительством руководил сын Мстислава, князь Всеволод.  Строительство храма продолжалось 11 лет. В 1130 г храм освящен в честь Георгия Победоносца. 

Собор Рождества Иоанна Предтечи, Псков – 1137

На противоположном от Кремля берегу реки Великой, прямо напротив Варлаамской башни находится один из древнейших храмов Пскова – Рождества Иоанна Предтечи. Раньше он был главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Собор Рождества Иоанна Предтечи был построен в 1243 году. Это один из древнейших храмов Пскова

Собор Рождества Иоанна Предтечи был построен новгородскими мастерами и он похож на Софийский собор Новгорода

Ученые раньше вели дискуссии о дате строительства храма Рождества Иоанна Предтечи. Упоминания в летописях о нем впервые встречаются в 1243 г, когда вокруг храма сложился монастырь. Однако исследования показали, что храм Рождества Иоанна Предтечи, был построен в период с 1137-1150 гг. При строительстве этого древнерусского храма использовалась плинфа, которая также применялась и при строительстве новгородских храмов первой половины 12 века.  

Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146

Церковь Петра и Павла на Городянке является самым древним из сохранившихся православных храмов Смоленска. Она была построена в 1146 г и относится к архитектуре древнерусского зодчества.

Церковь Петра и Павла была построена в 1146 году – это самая церковь Смоленска

Алтарная сторона Церкви Петра и Павла в Смоленске

Одноглавый четырехстолпный древнерусский храм Петра и Павла имеет характерные черты византийского архитектурного стиля. Церковь построена из тонкого кирпича (плинфа), но выглядит мощно из-за своих пропорций и высокого купола. На стенах храма обнаружены надписи 12 века. Первоначально церковь Петра и Павла была домовым храмом князя и соединялась с его загородной резиденцией крытым деревянным переходом.

Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский – 1152

Небольшой однокупольный Спасо-Преображенский собор является первым древнерусским храмом на территории Переславля-Залесского и всей Ярославской области. Этот храм находится в центре Красной площади, на которой в 12 веке находился княжеский дворец.

Памятник Александру Невскому перед собором на месте бывших княжеских палат, где он родился

Спасо-Преображенский собор и купола церквей на Красной площади

Спасо-Преображенский храм заложен в 1152 г, в период правления князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Спустя 70 лет, 30 мая 1220 г, здесь, в княжеских теремах родился князь Александр, которого после побед на реке Неве и Ледовом побоище стали называть Александр Невский. Сейчас на месте рождения Александра Невского, рядом с собором установлен его памятник. 

Церковь Бориса и Глеба, Кидекша – 1152

Церковь Бориса и Глеба находится в небольшом селе Кидекша, в 4 километрах на восток от Суздаля. Она построена в 1152 году и является одной из древнейших церквей России, сохранившихся до наших дней. Перед церковью в 18 веке построена колокольня, которая сейчас имеет наклон, подобно Пизанской башне или Невьянской башне.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше построена князем Юрием Долгоруким в 1152 году

Фрагменты фресок 12 века, сохранившиеся на стенах Церкви Бориса и Глеба в Кидекше

 

Согласно легенде, на этом месте в 1015 году встретились князья Борис и Глеб. Они направлялись из своих княжеств в Киев. В этом году в Киеве умер Князь Владимир, крестивший Русь в 988 году. Однако по прибытии в Киев они были убиты своим братом Святополком, который хотел захватить трон отца. В 1072 году Русская Православная Церковь канонизировала их. Борис и Глеб стали первыми святыми Русской Православной Церкви. Они были родственниками Юрия Долгорукого, поэтому в своей усадьбе в Кидекше он решил в 1152 году построить Церковь Бориса и Глеба. 

Спасо-Преображенский собор, Псков – 1156

На левом берегу реки Великой, в месте впадения в нее реки Мирожа, находится Спасо-Преображенский Завеличенский Мирожский мужской монастырь – один из древнейших монастырей России. Точной даты основания монастыря нет, но считается, что он основан в середине 12 века новгородским епископом Нифонтом. 

Собор Спаса Преображенья в Мирожском монастыре

Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре. Фреска 12 века: Спас на престоле с Богородицей

В центре монастыря находится его главный храм – Спасо-Преображенский собор. Он был построен в 1156 г, и является одним из значительных памятников церковного древнерусского зодчества домонгольского периода. Он имеет форму равноконечного (византийского) креста. Главная историческая ценность  – фрески Мирожского монастыря, которыми этот древнерусский храм расписан в 12 веке.

Церковь Покрова на Нерли, Владимир – 1158

Как сказал один из русских известных искусствоведов Игорь Грабарь: «Церковь Покрова на Нерли, близ Владимира, является не только самым совершенным древнерусским храмом, но и одним из памятников мирового искусства».

Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово была построена в 1165 году

Дорога к Церкви Покрова на Нерли по Боголюбскому лугу

Однокупольная Церковь Покрова на Нерли небольшая по своим размерам. Она построена в 1158 г. князем Андреем Боголюбским, в память о своем погибшем сыне Изяславе. На стенах Церкви Покрова на Нерли, также как и на Дмитриевском соборе, есть барельефы, где изображены мифические животные и растения. 

Успенский собор, Владимир – 1186

В период государственной раздробленности 12 века наиболее сильным стало Владимиро-Суздальское княжество с политическим центром во Владимире. Владимирский князь Андрей Боголюбский решил построить древнерусский храм, который подчеркивал бы статус Владимира, как политического центра России. 

Успенский собор во Владимире был построен в 1158 году

Самая монументальная фреска Страшного суда кисти Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г) в Успенском соборе

Успенский собор во Владимире построен в 1158-1160 гг, а спустя 30 лет, после пожара, храм существенно расширили и достроили в 1186-1189 гг. С тех времен он дошел до нас в неизменном виде. В 15 веке многие иконы и фрески Успенского собора были расписаны великим русским иконописцем Андреем Рублевым. Благодаря этому, Успенский храм России является не только ярким примером древнерусского зодчества, но и выдающимся памятником древнерусской живописи.

Дмитриевский собор, Владимир – 1194

Дмитриевский собор построен в 1194 году, буквально спустя 5 лет после полной реконструкции и расширения Успенского собора – главного древнерусского храма Владимира. В 12 веке около Успенского собора располагался, не дошедший до наших дней, дворцовый комплекс Князя Всеволода Большое Гнездо. Он решил построить Дмитриевский собор, как придворный храм своей резиденции.

Дмитриевский собор (1194 год) – один из самых древних храмов России

Барельеф библейского царя Давида на фасаде Дмитриевского собора во Владимире

Однокупольный древнерусский храм построен в традициях владимиро-суздальской архитектурной школы (тесно связанной с византийской). Раньше он имел несколько галерей, связывавших его с княжеским дворцом. Во время реставрации в 1837 году все эти галереи разобрали, так как до наших дней другие постройки дворца не сохранилась.

Церковь Спаса на Нередице, Новгород – 1198

Церковь Спаса Преображения на Нередице построена в 1198 году Князем Ярославом Мудрым. Предполагается, что название «Нередица» происходит от слова «не в ряду», «за городом». Церковь Спаса на Нередице часто сравнивают с Церковью Покрова на Нерли в Боголюбово. Действительно, оба древнерусских храма построены далеко за городом на заливных лугах, обе церкви – однокупольные. Их силуэты столь лаконичны и просты, но эта простота создает ощущение совершенной красоты.

Церковь Спаса на Нередице – последняя постройка новгородский князей, 1198 год

Фрески 12 века в Церкви Спаса на Нередице, на фото 1930-х годов, до разрушения церкви во время войны в 1941 году

Храм Спаса на Нередице в 1199 г был расписан фресками, которые дошли до 20 века в исключительной сохранности. Увы, но в годы Второй Мировой войны церковь была практически полностью разрушена. Ее восстановили в 50-х годах, но древние фрески оказались практически полностью утраченными.

10 готических соборов средневековой Европы (с фотографиями)

Готические соборы – это не религиозные сооружения древних готов, а соборы, построенные в готической архитектуре. Точно так же, как вандализм не имеет ничего общего с вандалами, готическая архитектура не имеет ничего общего с готами. Это стиль архитектуры, который развился во Франции из романского стиля в 12 веке и был известен просто как «французский стиль».

Готическая архитектура распространилась по всей Западной Европе и продолжала развиваться вплоть до 16-го века, прежде чем была включена в искусство эпохи Возрождения. Только тогда это называлось «готическим», и не в положительном смысле, так как готы считались грубыми и варварскими.

Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Этот внешний вид был достигнут за счет развития определенных архитектурных особенностей, таких как сгруппированные колонны, ребристые своды и контрфорсы. Хотя архитектура используется во многих замках, дворцах и ратушах, великолепные соборы Европы действительно демонстрируют красоту готической архитектуры.

10. Собор Святого Стефана

Собор Святого Стефана (Stephansdom), расположенный в центре Вены, пережил множество войн и сегодня является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух более ранних церквей и в значительной степени был инициирован Рудольфом IV, герцогом Австрии, в 14 веке. Его самая узнаваемая черта, черепичная крыша с ромбовидным узором, была добавлена ​​только в 1952.

9. Кафедральный собор Бургоса

Кафедральный собор Бургоса — средневековый собор в Бургосе, посвященный Деве Марии. Он известен своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство Бургосского собора началось в 1221 году и после длительного перерыва почти в 2 века было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения Родриго Диаса де Вивара («Эль Сид») и его жены Доньи Химены.

8. Собор Реймса

Собор Реймса был церковью, в которой были официально коронованы многие французские монархи. Он был построен на месте базилики, где Хлодвиг был крещен святым Реми, епископом Реймса, в 49 году нашей эры. 6. Собор был завершен к концу 13 века, а западный фасад был добавлен в 14 веке.

7. Миланский собор

giovanni_novara / Flickr

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана, Дуомо ди Милано является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из крупнейших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году при архиепископе Антонио да Салуццо в стиле поздней готики, более типично французском, чем итальянском. На возведение знаменитого собора ушло пять столетий.

6. Кафедральный собор Севильи

Ingo Mehling / Wikipedia

Построенный на месте великой мечети Альмохадов, средневековый собор Севильи был построен, чтобы продемонстрировать мощь и богатство города после Реконкисты. На момент завершения в 16 веке он вытеснил Собор Святой Софии как самый большой собор в мире. Это по-прежнему самый большой готический собор и третья по величине церковь в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы мечети, в первую очередь Хиральду, минарет, превращенный в колокольню.

5. Йоркский собор

Йоркский собор, один из двух крупнейших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кёльнским собором в Германии), возвышается над горизонтом древнего города Йорка. Йоркский собор включает в себя все основные этапы развития готической архитектуры в Англии. Нынешнее строительство было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году. «Большое восточное окно» внутри собора является самым большим пространством средневековых витражей в мире.

4. Нотр-Дам де Пари

MPD01605 / Flickr

Нотр-Дам-де-Пари — красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Начатый в 1163 году, он был практически завершен примерно к 1345 году. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам, прекрасный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время Французской революции 1790-х годов большая часть его скульптур и сокровищ была повреждена или уничтожена. Наполеон Бонапарт был коронован императором здесь 2 декабря 1804 г.

3. Кельнский собор

Пожалуй, самый большой готический собор в Германии, Кельнский собор (Kölner Dom) на протяжении веков был самой известной достопримечательностью Кельна. Когда-то самое высокое здание в мире, оно до сих пор имеет самый большой фасад в мире. Знаменитый собор стоит на месте римского храма 4-го века, за которым следует церковь, построенная по заказу Матернуса, первого христианского епископа Кельна. Строительство нынешней готической церкви началось в 1248 году и длилось с перерывами более 600 лет. Он посвящен святым Петру и Марии и является резиденцией католического архиепископа Кельна.

2. Санта-Мария-дель-Фьоре

Базилика Санта-Мария-дель-Фьоре, построенная в 1296 году в готическом стиле и завершенная в 1436 году, является прекрасным собором Флоренции и символом города. Снаружи базилика облицована полихромными мраморными панелями различных оттенков зеленого и розового цветов с белой каймой. Базилика является одной из крупнейших церквей Италии, и до современной эпохи купол был самым большим в мире. Он остается самым большим кирпичным куполом из когда-либо построенных.

1. Шартрский собор

PHOtONQuAnTiQuE / Flickr

Шартрский собор расположен в Шартре, городе недалеко от Парижа, который кажется слишком маленьким, чтобы вместить в себя собор. Шартрский собор не только является одним из лучших образцов французской высокой готики, но и почти идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей сохранились нетронутыми, а архитектура претерпела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Вот 10 величайших готических соборов, которые стоит увидеть

 

Самые ранние образцы готической архитектуры относятся ко второй половине 12 века. На строительных площадках соборов участвовали архитекторы, мастера-плотники, каменщики и стекольщики, а строительство могло длиться сотни лет и требовать усилий и пожертвований целых городов. Готические соборы выражали вкус, ценности и религиозность общества того времени. Подчеркнутая вертикальность, освещенные декорированными витражами стены, аркбутаны, ребристые своды и башенки создавали одухотворенное и трансцендентное пространство.

 

10. Готический собор Буржа
Буржский собор, фото Рено МАВРЕ, via Britannica

 

Готический стиль распространился из Северной Франции по всей Западной Европе с 12 по 15 века, прежде чем его вытеснили стили эпохи Возрождения. Франция была точкой распространения этого художественного течения со строительством первого собора: аббатства Сен-Дени, недалеко от Парижа.

 

Одним из самых образцовых из этих французских шедевров, хотя и не самым известным, является готический собор в Бурже, посвященный первому христианскому мученику Сент-Этьену. Это внушительное здание было построено между концом 1100-х и началом 1200-х годов на месте более раннего святилища. Он был тесно связан с господством Капетингов в регионе, символом которого он должен был стать. Собор Сент-Этьен характеризуется двумя асимметричными башнями, одна из которых имеет

яркий Готические вершины и крокеты, а также впечатляющая система двойных контрфорсов. Его скульптурные порталы, особенно тот, что изображает Страшный суд, также замечательны.

 

9. Итальянская интерпретация: Сиенский собор
Сиенский собор, фото Луки Флорио, через Unsplash

 

Несмотря на множество повторяющихся элементов, все готические соборы в Европе отличаются местными чертами и национальными вариациями. В Италии, например, готическая архитектура распространилась по всему региону, но в менее экстремальном стиле, чем по другую сторону Альп. Вот почему итальянскую готику также называют « gotico Tempato », или умеренная готика. В Италии нет готических соборов, достигающих головокружительной высоты или использующих массивную скульптуру своих французских сестер. Был сохранен простой классический архитектурный подход.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Фасад Сиены был задуман как двухуровневый и сочетает в себе элементы французской готической традиции с итальянской романской и классической архитектурой. Использование полихромного мрамора и геометрических украшений делает строение типично тосканским. Верхний уровень с башенками и готическими украшениями больше напоминает французские готические соборы. Внутри соборного комплекса Сиены находится скульптурная мраморная кафедра Никола Пизано, впечатляющее окно-розетка Дуччо ди Бонинсенья и библиотека Пикколомини, украшенная циклом фресок. Уникальность очарования Сиенского собора также заключается в его недостроенном нефе. Проект расширения был прерван страшной эпидемией Черной смерти в 1348 году.0003

 

8. Английский собор Уэллса
Собор Уэллса, фото Майкла Д. Беквита, через Unsplash

 

Уэллсский собор на юго-западе Англии — первый пример английской ранней готической архитектуры, порвавшей с предшествующей романской традицией. Его архитектура является еще одним примером того, как готический стиль принимал различные национальные формы. Самым уникальным аспектом здания, несомненно, является великолепный Западный фасад, построенный в середине 1200-х годов, в котором находится более 300 фигурных скульптур.

 

Если во французских экспериментах скульптуры обычно располагались в портале, то в Уэллсе они занимают ниши всего фасада. Эффект, должно быть, был еще более поразительным в средневековый период, так как резные статуи были окрашены в красный, синий и белый цвета. Еще одно любопытство в Уэллсском соборе касается музыки. Над дверным проемом в четырехлистниках есть отверстия. Это позволило голосам певчих звучать прямо с фасада, секрет, который делает этот сложный готический собор уникальным!

 

7. Великолепный Кёльнский собор
Кельнский собор, фото Юнуса Г., через Unsplash

 

Германия – это не только земля средневековых замков и укреплений; Готические соборы также оставили свой след в средние века. Кельнский собор, например, является крупнейшим готическим храмом в Северной Европе. Его башни-близнецы с огромными шпилями имеют высоту более 150 метров (492 фута), благодаря чему он был самым высоким сооружением в мире до 1884 года. Это также одно из самых посещаемых мест в Германии как место паломничества.

 

Со времен средневековья в кельнском готическом соборе хранятся мощи трех королей, взятые императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой из другой базилики в Милане. Это сокровище имело огромное значение для христианского культа и хранится в золотом реликварии, созданном знаменитым ювелиром Николя де Верденом. Сама святыня является еще одним средневековым шедевром.

 

Собор видел и драмы ХХ века.

Во время Второй мировой войны он подвергся четырнадцати авианалетам, потеряв один из своих ярких витражей. Современный визуальный художник Герхард Рихтер заменил его в 2007 году, создав современный витраж, наполненный пикселями, современную форму готического стекла и преданности.

 

6. ​​Синтез базилики Ассизи
Базилика Святого Франциска Ассизского, фото Джоша Эпплгейта, через Unsplash

 

Базилика Святого Франциска Ассизского является материнской церковью конвентуального францисканского ордена и почитаемым местом паломничества во всем католическом мире. Его архитектура может вас удивить, ведь это настоящий синтез романских и готических элементов. Это знаменует собой начало новой художественной эры. Базилика, по сути, выглядит как настоящая двойная церковь, с разными структурами и функциями. Верхняя базилика, более близкая к готическому стилю, была посвящена функциям и проповедям, а нижняя базилика с гробницей святого Франциска, основателя ордена, была предназначена для воспоминаний и более интимных молитв.

 

Фрески в Верхней церкви Ассизи, via sanfrancescoassisi.org

 

Архитектура церкви создает удачный и уравновешенный синкретизм; есть элементы, связанные с романской традицией Умбрии, такие как остроконечный фасад и прочная четырехугольная башня, а также аспекты, на которые повлиял более поздний готический стиль. Примерами этого являются контрфорсы, стрельчатые арки нефа верхней церкви и стрельчатые крестовые своды.

 

Интерьер базилики украшает необычный цикл фресок, изображающих основные истории из жизни святого Франциска. Цель была не только декоративная, но и дидактическая; преданные могли проследить жизнь святого. Фрески были написаны молодым Джотто, хотя покровительство и датировка цикла были предметом оживленных споров среди ученых на протяжении десятилетий.

 

5. Еще одна итальянская жемчужина: собор Орвието
Собор Орвието, фото Павла Сатрапы, Wikimedia Commons

 

Собор Орвието не входит в число самых известных церквей Италии, но в нем есть свое очарование именно потому, что это скрытая жемчужина. Он был построен в конце 1200 года по просьбе Папы Николая IV для празднования евхаристического чуда в Больсене, деревне недалеко от Орвието. Согласно легенде, священник служил мессу в маленькой деревне, когда заметил, что освященная Гостия истекает кровью на теле капрала. Священный объект сейчас хранится внутри собора в посвященной ему часовне. Церковь в Орвието имеет готические черты после итальянской интерпретации. Его окно-розетка, переработанное Орканья, особенно интересно и имеет необычную форму с 22-сторонним многоугольником.

 

4. Символический собор Шартра
Шартрский собор, Западный фасад, Коллекция белых архитектурных фотографий Эндрю Диксона, ок. 1865-ок. 1886 г., через библиотеку Корнельского университета

 

.

Шартрский собор, также известный как Собор Шартрской Богоматери, потому что он был посвящен культу Девы Марии, является вехой готической архитектуры. Его витражи, порталы, украшения и резные скульптуры до сих пор прекрасно сохранились. Они делают церковь одним из самых неповрежденных образцов для изучения периода. Как это типично для французской готики, западный фасад заключен между двумя разными башнями. Один из них имеет сложную и стройную структуру с пламенем и перемычками. Это отличный пример яркий готический.

 

Королевские ворота состоят из трех входов и украшены множеством скульптур, барельефов и статуй. Их иконография в некоторых случаях все еще связана с романским влиянием, изображая цикл времен года, зодиак и даже любопытный бестиарий. Однако именно знаменитый Шартрский лабиринт привлекает любителей символизма. Расположенный на полу главного нефа, он представляет собой спасительный путь, по которому должны следовать паломники, различая добро и зло. Слово предупреждения: есть только один выход.

 

3. Кентерберийский собор и его записи
Кентерберийский собор, фото Золтана Таси, через Unsplash

 

Кентерберийский собор является материнской церковью англиканской общины и расположен в средневековом центре Кентербери, одного из старейших городов Англии. Сердцем собора, несомненно, являются его хоры, перестроенные после страшного пожара 1174 года. Его перестройкой, затронувшей и другие части комплекса, руководил французский архитектор Вильям де Сен. Его выбор оставил сильный отпечаток готического стиля, уже распространенного во Франции. Витражи Кентерберийского собора занимают площадь около 1200 квадратных метров (12,916 квадратных метров). В 2021 году путем тщательного анализа было обнаружено, что некоторые из этих окон датируются серединой 1100-х годов и могут считаться одними из самых старых в мире!

 

2. Бесконечная стройка: Миланский собор
Миланский собор, фото Кристи Кравченко, через Unsplash

 

Милан — динамичный и яркий город, но в его сердце сохранился древний собор. Он посвящен Рождеству Святой Марии, а золотая статуя, расположенная на самом высоком шпиле, представляет Богородицу, «Мадонну», подлинный символ этого итальянского города. Миланский собор не боится больших чисел: это самая большая церковь в Италии (не считая Ватикана), и ее площадь составляет более 100 000 квадратных футов, что позволяет вместить до 40 000 человек. Он также украшен огромным количеством готических статуй, горгулий и фигур. Среди них есть и «Новый закон», статуя, почти идентичная Статуе Свободы.

 

Миланский собор, фото Калверта Ричарда Джонса, Миланский собор, 1846 г., из Метрополитен-музея

 

Строительство Миланского собора, « Fabbrica del Duomo », длилось около шести столетий… и до сих пор не закончено! Освященный в 1418 году, его фасад оставался незавершенным на протяжении столетий до вмешательства Наполеона. Сегодня он по-прежнему подвергается постоянной реставрации и очистке, благодаря чему его белый и розоватый мрамор остается впечатляющим. Правитель Джан Галеаццо Висконти очень хотел, чтобы первоначальный проект отпраздновал территориальное расширение его семьи.

 

Собор сегодня представляет собой триумф стилей, отчасти благодаря присутствию французских и немецких средневековых мастеров-каменщиков, которые работали вместе с ломбардскими мастерами. В результате получился образец готической архитектуры, в котором интернациональное влияние мастерски сочетается с более модульной ломбардской традицией.

 

1.Королева готических соборов: Нотр-Дам де Пари
Собор Парижской Богоматери, Фото Чан Ли, через Unsplash; с Нотр-Дам де Пари, неизвестный фотограф, 19 лет00, через publicdomainreview.org

 

Нотр-Дам де Пари, пожалуй, самый известный и узнаваемый из всех средневековых готических соборов. Он был построен на руинах двух более ранних церквей, которые, в свою очередь, были возведены на галло-романском храме, посвященном культу Юпитера. Освященный в 1189 году, но завершенный в середине 14 века, его фасад, обрамленный двумя готическими башнями-близнецами, является одним из символических памятников Франции. Две башни возвышались над парижским горизонтом до постройки Эйфелевой башни в 19 веке.век.

 

Его размеры впечатляют: это пятинефный латинский крест с двойными нефами. Нотр-Дам также был одним из первых зданий, в которых использовались контрфорсы, что делало его жемчужиной смелого готического стиля Rayonnant.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *