- Шпайерский собор – самый большой романский храм Европы – DW – 09.10.2022
- Романские соборы | История Средних веков. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
- Романские и готические соборы доклад
- Библия в камне романских соборов
- История презентация о романском соборе
- Доклад романские соборы
- Раскройте смысл понятия библия в камне
- Почему именно соборы воплотили в себе лучшее в средневековом искусстве?
- Каковы отличительные черты романского стиля?
- Раскройте смысл понятия «Библия в камне».
- 10 вещей, которые вам нужно знать
- Шпейерский собор – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Шпайерский собор – самый большой романский храм Европы – DW – 09.10.2022
Шпайерский собор во время захода солнцаФото: Marius Becker/dpa/picture alliance
ТуризмГермания
Максим Нелюбин
Имперский собор был заложен в Шпайере около тысячи лет назад. Он тесно связан с историей Германии и является памятником Всемирного наследия. | 30 фотографий
https://p.dw.com/p/1Eo18
Реклама
Шпайер – город небольшой, но в истории Германии занимает особое место. Когда в XI веке здесь возвели самый большой по тем временам храм всего христианского мира, в этом городе на Рейне проживало всего лишь несколько сотен человек. В наши дни население составляет около пятидесяти тысяч. В тени Шпайерского собора, как образно выражаются немецкие историки, состоялось более полусотни гофтагов и рейхстагов, в усыпальнице под этой церковью покоятся останки четырех германских императоров и четырех королей. В 1981 году храм был внесен в список Всемирного наследия как выдающийся памятник романской архитектуры. Рядом находится самая старая миква в Германии и вообще севернее Альп – ритуальная еврейская купальня, в 2021 году также ставшая памятником ЮНЕСКО. Микву построили те же самые мастера, которые ранее возвели здешний собор.
Сам город в 1990 году отметил свое 2000-летие. Он ведет историю от древнеримского военного лагеря, основанного в 10 году до нашей эры. Через полтора века Шпайер уже был обозначен на карте мира Клавдия Птолемея под кельтским названием Noviomagus, то есть Новый рынок. В Средние века город был окружен крепкой стеной, но от этих сооружений почти ничего не осталось, да и многие здания в историческом центре были возведены уже во времена барокко – на месте разрушенных пожарами средневековых.
Большой имперский собор Девы Марии и Святого Стефана в Шпайере Фото: Thomas Haltner/DUMONT Bildarchiv/picture-alliance Вид на Шпайерский собор с западной стороны со смотровой площадки городских ворот АльтпёртельФото: DW/Maksim NelioubinВид на Шпайерский собор со смотровой площадки на территории Технического музея ШпайераФото: DW/Maksim NelioubinБольшой имперский собор
Собор до сих пор производит на посетителей очень сильное впечатление. В былые времена службы в нем справляли до семидесяти священников одновременно. В одной только старой крипте под храмом насчитывалось семь алтарей. Кто и зачем заложил такой большой храм в этом месте? Что он видео на своем веку, вернее – на протяжении почти целого тысячелетия? Какое место занимает в истории Германии и Европы? Вопросов много, отправимся за ответами.
Всего в Германии насчитывается семь храмов, особо тесно связанных с историей Священной римской империи и поэтому получивших название имперских соборов (Kaiserdom). Помимо Шпайера они находятся в Ахене, Бамберге, Майнце, Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Кёнигслуттере. Шпайерский, Ахенский и Бамбергский соборы имеют статус памятников Всемирного наследия.
Изображение Георгия Победоносца на улице Максимилианштрасе, ведущей к Шпайерскому собруФото: Andreas Arnold/dpa/picture allianceБольшой имперский собор Девы Марии и Святого Стефана (Kaiser- und Mariendom zu Speyer или Domkirche St. Maria und St. Stephan) в Шпайере является самым крупным из дошедших до наших дней романских храмов Европы. Этот храм возводило пять поколений мастеров и рабочих. Позже на него ориентировались зодчие, строившие церкви в рейнских и многих других городах.
Вероятной датой закладки Шпайерского собора считается 1027 год. По замыслу правителя Священной римской империи Конрада II, представителя Салической династии, храм должен был стать воплощенным в камне символом твердой власти императоров – не только светской, но и духовной. Решение было принято на фоне назревавшего конфликта с Папским Престолом. Пиком этого затяжного конфликта стало легендарное Хождение в Каноссу внука Конрада II – Генриха IV. “Идти в Каноссу” (Gang nach Canossa) – это выражение, означающее покаяние и капитуляцию, вошло во многие языки мира. Суть спора состояла в том, что Генрих IV настаивал на праве императоров вводить в должность епископов и других священников. В ответ папа Григорий VII отлучил этого монарха от церкви.
Генрих IV перед воротами Каноссы. Гравюра на дереве 1878 годаФото: picture-alliance/akg-imagesВ 1077 году император отправился из Шпайера в замок Каносса, чтобы просить у понтифика прощения. В Каноссе Генрих IV вернулся в лоно церкви. Папа простил императора, унизительно продержав три дня перед входом в замок на снегу, в одеждах кающегося. Формально в споре победил папа, но Генрих IV, известный тем, что не признал традиционные правила и неписаные законы своего времени, одержал тактическую победу. Позже некоторые лютеране даже называли этого императора первым немецким протестантом.
Шпайер и Реформация
Позже, через несколько столетий, Шпайер по стечению обстоятельств сыграл особую роль в истории немецкой Реформации, начавшейся в 1517 году, когда Мартин Лютер огласил в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. В результате монах был объявлен еретиком, однако это не помешало распространению критических идей. В 1529 году на рейхстаге в Шпайере шесть князей, разделявших взгляды Лютера, подали протест против преследования лютеран в империи.
Этих князей поддержали еще почти полтора десятка свободных немецких городов. Именно от этой “Шпайерской протестации” (Protestation zu Speyer) произошло общее название возникших в ходе Реформации конфессий – протестантские. Заседания рейхстага 1529 года проходили в Имперском подворье, разрушенном в XVII столетии, а богослужения – в соборе, которому к этому времени как раз исполнилось полтысячи лет.
Западные башни Шпайерского собораФото: DW/Maksim NelioubinВосточная сторона Шпайерского собораФото: DW/Maksim NelioubinВид на купол собора со смотровой площадки Южной башниФото: DW/Maksim NelioubinШедевр романской архитектуры
Первый этап возведения собора, заложенного в 1027 году при Конраде II, продолжался около трех с половиной десятилетий. Древесину и камень доставляли из соседнего Пфальцского леса по специально прорытому каналу и далее – по Рейну. Храм освятили в 1061 году, но уже через двадцать лет при Генрихе IV приступили к перестройке и расширению, чтобы сделать еще более мощным и внушительным.
При Генрихе IV под крышей церкви появилась открытая аркадная галерея. Особенность Шпайерского собора состоит в том, что галерея опоясывает храм по всему периметру. В других немецких храмах этой эпохи она украшает лишь отдельные части, например, алтарную апсиду. Наиболее же ярким примером использования таких галерей является знаменитая Пизанская башня в Италии, возведенная в 1173-1360 годах.
Шпайер на гравюре Маттеуса Мериана 1637 годаФото: GemeinfreiШпайерский собор на литографии около 1850 годаФото: akg-images/picture-alliance Центральный неф Шпайерского собора в разрезе на гравюре 1855 годаФото: akg-images/picture allianceДлина собора от входа до восточной апсиды составляет 134 метра. Высота центрального нефа достигает 33 метров. Боковые нефы – в два раза ниже. Выдающимся достижением зодчих, строивших этот храм, считается создание гармоничной структуры и ритма внутреннего пространства с помощью архитектурных элементов романского стиля.
При Генрихе IV в Шпайерском соборе также заменили плоский деревянный потолок центрального нефа на сводчатый из камня – в то время он стал самым большим по площади в Европе потолком такого типа, созданным со времен античности, знания мастеров которой были утрачены. Во время этих работ центральный неф вырос еще на пять метров. В итоге внутренний объем романского храма превысил 40 тысяч кубических метров. Это составляет примерно одну десятую от внутреннего пространства Кельнского собора, заложенного в 1248 году и после завершения строительства (более чем через шесть веков) ставшего на некоторое время самым большим зданием мира. В романскую же эпоху шпайерские зодчие добились результатов почти на грани возможного.
Потолок боковых нефов изначально был сводчатым. При этом оформление боковых нефов характерно для раннего романского периода, а центральный неф является примером зрелого романского стиля с некоторыми техническими решениями, предвещавшими готику. Кладка стен не связана с несущими колоннами, что найдет свое развитие в каркасной системе следующей архитектурной эпохи.
Разграбление Шпайерского собора во время Войны за пфальцское наследство. Гравюра на дереве около 1860 годаФото: akg-images/picture allianceРазрушение Шпайерского собора
Самая большая катастрофа в истории храма произошла после того, как город был занят войсками короля-солнце Людовика XIV в ходе Войны за пфальцское наследство (1688-1697). В начале войны французский монарх последовательно разрушал взятые им города Пфальца. Шпайер не стал исключением.
Город был подожжен французами 31 мая 1689 года. Королевский маршал, командовавший войсками, обещал соборному капитулу пощадить древний храм, поэтому жители снесли сюда свои вещи, которые надеялись спасти от пожара. То есть, не желая того, сами сложили внутри собора огромный костер. Когда огонь стал подбираться к зданию, они предприняли все возможное, чтобы спасти церковь, но тщетно.
Препятствуя продвижению огненной стихии, жители Шпайера разбирали крыши соседних домов, поливали стены водой, всеми силами пытались тушить новые очаги пожара. Может быть, их попытки оказались бы успешными, если бы не начавшаяся в ночь на второе июня гроза. Сильный ветер раздул пламя, окончательно вышедшее из-под контроля. В это время французы грабили соборную крипту, где успели вскрыть несколько саркофагов императоров и королей.
Когда начали рушиться своды, солдаты бежали из собора, успев осквернить лишь верхние захоронения, а до более древних, находившихся ниже в земле, не добрались. После пожара о могилах средневековых правителей здесь надолго забыли. Уцелевшие гробницы вскрыли в начале прошлого века в ходе реконструкции собора, во время которой под алтарем обустроили новую усыпальницу, открытую сейчас для доступа. Попасть в нее можно через старую крипту романского периода. В новой усыпальнице покоятся останки императоров Салической династии – Конрада II, Генриха III, Генриха IV и Генриха V, германских королей – Филиппа Швабского, Рудольфа I, Адольфа Нассауского и Альбрехта I, а также нескольких императриц, королев и принцесс. В Шпайере хотели похоронить Фридриха Барбароссу, но он умер во время крестового похода, и этим планом не суждено было сбыться.
Крипта Шпайерского собораФото: DW/Maksim NelioubinИмператоры Салической династии Конрад II, Генрих III, Генрих IV и Генрих V – каменный барельеф около 1480 года в крипте Шпайерского собораФото: DW/Maksim NelioubinКрипта зального типа – самая большая в ЕвропеФото: DW/Maksim NelioubinРеликвии из гробниц Шпайерского собора сегодня можно увидеть в Историческом музее Пфальца, находящимся по соседству. Старая крипта зального типа, расположенная под храмом, считается самой большой в Европе. Она сохранилась в неизменном виде со времен раннего Средневековья.
В результате пожара 1689 года большего всего пострадала западная часть собора. Западная половина центрального нефа обрушилась, а восточная часть храма, несмотря на то что пожар добрался до купола, все же устояла. После возвращения жителей в Шпайер эту половину отгородили стеной и возобновили здесь богослужения. Средств на полноценный ремонт и восстановление собора в городе не было. С такой зияющей дырой он простоял почти девяносто лет.
Влиянию погоды в это время были особенно подвержены западные башни и портал, которые устояли, хотя серьезно пострадали от огня. Многие камни потрескались от высокой температуры, после чего в образовавшиеся трещины начала проникать вода, которая зимой замерзала, что приводило к дальнейшим разрушениям. Постепенно возникла угроза обрушения, поэтому в 1755 году башни были вынуждены почти полностью разобрать. Восстановлением же храма занялись только через несколько десятилетий.
Шпайерский собор на рисунке 1817 годаФото: gemeinfreiШпайерский собор в эпоху барокко
В 1772-1778 годах брешь в центральном нефе заделали. Эту часть восстановили в прежнем романском виде, однако разобранные западные башни отстроили по новой моде эпохи барокко в виде остроконечных пирамид. В этом же стиле барочными скульптурами и другими декоративными элементами оформили частично сохранившийся романский портал.
Восстановлением Шпайерского собора руководил Франц Нейман – сын знаменитого зодчего эпохи барокко Бальтазара Неймана – архитектора Вюрцбургской резиденции, также ныне имеющий статус памятника Всемирного наследия. После окончания работ прошло всего полтора десятка лет, как храм вновь ожидало нашествие французов, правда, на этот раз сражавшихся не за интересы короля, а распространявших в Европе идеалы революции – со всеми вытекавшими последствиями.
Храм французского аббатства Клюни на рисунке 1887 годаФото: gemeinfreiКак мы уже отмечали, Шпайерский собор является самой большой из дошедших до наших дней в Европе церковью романской эпохи. Лишь один романский храм, ныне разрушенный, превосходил этот архитектурный шедевр по размерам – церковь аббатства Клюни в Бургундии, длина центрального нефа которой составляла 187 метров – после перестройки, завершенной в XII веке.
Пятинефная церковь бенедиктинского аббатства в Клюни вообще была самым большим христианским храмом в мире до возведения барочного собора Святого Петра в Ватикане в начале XVII века. После Великой французской революции аббатство распустили, а монастырское имущество было конфисковано. В 1810 году часть храма взорвали, а затем использовали в качестве каменоломни. Аналогичная судьба ожидала Шпайерский собор – после захвата Пфальца французскими революционными войсками. Жертвами секуляризации стали тогда многие монастыри и храмы Европы. Спасло этот памятник истории и архитектуры вмешательство одной знатной дамы.
Купол над алтарем Шпайерского собораФото: DW/Maksim NelioubinМадонна с младенцем в Шпайерском собореФото: DW/Maksim NelioubinЦентральный неф Шпайерского собораФото: DW/Maksim NelioubinШпайерский собор вновь под угрозой
В 1794 году французские революционные солдаты опустошили и осквернили собор, а затем стали использовать в качестве хлева, хранили здесь фураж и снаряжение. В 1801 году земли на левом берегу Рейна официально отошли Франции. Собор стал государственной собственностью, а папа римский Пий VII был вынужден признать роспуск Шпайерского епископства, главным храмом которого собор являлся. В 1805 году французы вознамерились превратить Шпайерский собор в каменоломню, как это произошло с храмом в Клюни. Правда, действовали уже не в революционном порыве, а основываясь на заключении архитектора об аварийном состоянии здания. Западный фасад, правда, планировали сохранить, переделав в триумфальную арку.
На пути этих планов сначала встал городской совет, отказавшийся финансировать такого рода варварство. Затем в дело включился тогдашний епископ Майнца, в ведение которого после роспуска Шпайерского епископства отошли здешние католические общины и приходы. Используя, в частности, хорошие личные связи с женой Наполеона Жозефиной Богарне, он смог через нее убедить императора отозвать уже подписанное решение о сносе. В 1806 году Наполеон издал декрет о возвращении храма прихожанам, обязав нести расходы по содержанию.
Баварский период в истории Шпайерского собора
После разгрома Наполеона здешние территории по решению Венского конгресса 1815 года отошли Австрии, которая затем передала эти владения Баварии. Баварскими они оставались до создания нынешней федеральной земли Рейнланд-Пфальц после Второй мировой войны в 1946 году.
Когда в 1817 году Шпайерское епископство было восстановлено, перед собором установили каменную чашу, вмещающую 1580 литров. Все новые епископы стали наполнять эту чашу вином в честь своего назначения в Шпайер. На этом век страданий Шпайерского собора, можно сказать, закончился и начался отсчет восстановления, история которого служит примером для реставраторов и специалистов по охране архитектурных памятников не только в Германии. Сегодня храму в целом возвращен исконный романский вид, а оставленные на память свидетельства непростой истории гармонично вписываются в общий облик.
Дева Мария и другие покровители Шпайерского собораФото: DW/Maksim NelioubinЧашу перед собором наполняют пфальцским вином не только по случаю назначения новых епископов, но и по другим важным поводам – например, в 2011 году, когда в Шпайере отмечали 950-летние освящения собора Фото: Arne Dedert/dpa/picture alliance Аркадная галерея в юго-восточной части Шпайерского собораФото: DW/Maksim NelioubinНеороманский вестверк
После ремонта собор вновь освятили в 1822 году. В 1854-1858 годах по заказу баварского короля Людвига I, австрийского императора Франца I и герцога Адольфа Нассау-Люксембургского в неороманском стиле был заново отстроен западный фасад. Его украсили круглым окном с барельефом Иисуса, изображениями Девы Марии и других святых покровителей собора, а также многочисленными резными фигурами.
Тогда же весь собор был расписан орнаментами и фресками в так называемом назарейском или западно-итальянском стиле. Идея принадлежала Людвигу I, знаменитому строителю замка Нойшванштайн. От результатов баварский король был в полном восторге. Однако воодушевление сказочного короля разделяли далеко не все, а некоторые даже сочли эти новые росписи чуть ли ни большим уроном храму, чем разрушения времен французской оккупации.
Почти всю эту роспись удалили со стен, потолка и колонн во время последовательного возвращения церкви исконного романского облика в середине XX века, оставив лишь отдельные фрагменты в верхней части центрального нефа. При этом почти все фрески, подлежавшие удалению и находившиеся в хорошем состоянии, сохранили с помощью специально разработанной технологии, перенеся на особым образом подготовленную ткань.
Коронование Богоматери – фреска Йозефа Шварцмана в Императорском залеФото: Joseph Anton SchwarzmannКруглое окно в Императорском залеФото: DW/Maksim NelioubinСвятой Стефан, Бернард Клервоский и Пресвятая Дева Мария с младенцем Христом на одной из фресок в Императорском зале Шпайерского собораФото: Uwe Anspach/dpa/picture allianceИмператорский зал
Некоторые из удаленных фресок сейчас выставлены в так называемом Императорском зале. Он находится за фасадом вестверка в просторном надвратном помещении, раньше никак не использовавшимся. В 2012 году зал переделали для постоянной экспозиции, которую можно посетить в рамках экскурсии на смотровую площадку, оборудованную в это же время на Южной башне собора.
Несмотря на то, что фрески из собора удалили, это нисколько не преуменьшает мастерства их создателя – Йозефа Шварцмана, придворного художника Людвига I. Центральное место в Императорском зале занимает фреска коронования Богоматери, раньше находившаяся над алтарем. Рядом выставлены монументальные изображения, на которых представлены сцены из жизнеописаний других покровителей этого храма. Среди них – французский монах и богослов Бернард Клервоский. В Рождество 1146 года он посетил Шпайер для встречи с Конрадом III, во время которой убедил императора принять участие в очередном Крестовом походе. Один из фрагментов показывает сцену исцеления Бернардом Клервоским больного мальчика перед собором.
Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и канцлер Германии Гельмут Коль в Шпайерском соборе в 1989 годуФото: Marcus Thelen/picture alliance Торжественная военная церемония Большой вечерней зари для Гельмута Коля в 1998 году Фото: picture-alliance/dpaЦеремония прощания с Гельмутом Колем в Шпайерском соборе в 2017 году Фото: Boris Roessler/dpa/picture allianceШпайерский собор и Гельмут Коль
Храм был свидетелями многих исторических событий. К их числу также можно отнести церемонию Большой вечерней зари, которой в Германии провожают уходящих с должности президентов, канцлеров и министров обороны. В 1998 году Гельмут Коль, родина которого – Пфальц, пожелал для себя, чтобы она прошла в этом месте перед Шпайерским собором.
Во время своего канцлерства и после ухода на пенсию Коль показывал собор некоторым своим особенным зарубежным гостям – в том числе, британскому премьер-министру Маргарет Тэтчер, президенту США Джорджу Бушу – старшему и лидеру СССР Михаилу Горбачеву. В этом же храме прошла официальная церемония прощания с канцлером германского единства, скончавшимся в 2017 году.
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Романские соборы | История Средних веков. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
В XI-XV вв. во многих городах Европы были воздвигнуты романские и готические соборы, воплотившие в себе лучшие достижения строительной техники и искусства Средневековья.
XI-XIII вв. стали временем расцвета архитектуры. Ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно. Именно тогда церковь достигла вершины могущества и накопила огромные богатства.
Архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XI-XII вв. (черты его видны и на Руси), называют романским, поскольку архитекторы применяли древнеримские строительные приёмы. Зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами, но их давление могли выдержать только толстые стены и мощные столбы, разделявшие нефы. Чтобы стены были прочными, окна в них делали маленькими и узкими, поэтому в храмах царил полумрак, а внешне они часто напоминали крепости. Отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок внутри здания и при оформлении его фасадов.
Карл Великий. Витраж |
Интерьер романской церкви Сен-Сернен. Тулуза. Франция. XII в. |
Романские соборы украшались каменными скульптурами, а их стены и своды часто расписывались фресками. В собор входили через богато украшенный вход — портал. Над дверями чаще всего находился рельеф с изображением Страшного суда. Главным для мастеров было не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.
Загрузка…
В скульптурах храмов проявились не только глубокие религиозные чувства людей того времени, но и их любовь к необычному. Здесь можно увидеть кентавров, драконов, играющих в шахматы обезьян. Строгие аббаты и епископы осуждали такие фантазии. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Романская церковь в Конке. Франция. XII в. |
Надвратный рельеф церкви в Конке. Фрагмент |
Войдя в храм, верующий шёл в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, капителях колонн представали библейские сцены. Он ещё раз переживал в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называют «Библией в камне».
На этой странице материал по темам:
Романские и готические соборы доклад
Библия в камне романских соборов
История презентация о романском соборе
Доклад романские соборы
Раскройте смысл понятия библия в камне
Вопросы по этому материалу:
Почему именно соборы воплотили в себе лучшее в средневековом искусстве?
Каковы отличительные черты романского стиля?
Раскройте смысл понятия «Библия в камне».
Материал с сайта http://Doklad-Referat. ru
Загрузка…
10 вещей, которые вам нужно знать
Примерно с 1000 по 1200 год нашей эры романский стиль был архитектурным стилем, наиболее тесно связанным со строительством церквей по всей Западной Европе. Опираясь на классические римские прецеденты, включая округлую арку и каменный свод, романский стиль был предшественником более известного готического стиля. Он сопровождал период роста церковного строительства, религиозного рвения, процветания и роста населения на рубеже первого тысячелетия.
По мере приближения календаря к 1000 году средневековые христиане верили, что приближается конец света. Согласно христианскому учению, апокалипсису будет сопутствовать Страшный суд, а поскольку плохая оценка означает вечность в аду, ранние христиане серьезно относились к подготовке. Соответственно, в годы, предшествовавшие этой важной вехе, наблюдался всплеск религиозного рвения, который вызвал сопоставимый рост церковного строительства по всей Европе. Когда тысячелетие миновало без происшествий, страхи переместились на 1033 год, тысячную годовщину смерти Иисуса. Он тоже прошел без апокалипсиса, но христианская активность не уменьшилась. Церкви продолжали возникать по всему христианскому миру, чтобы приспособиться к увеличению населения, вызванному относительной стабильностью и процветанием. В Западной Европе эти церкви, как правило, были романскими.
2. Он был основан на классических моделях, но не полностью
Романская архитектура получила свое название от использования в ней классических римских структурных компонентов, в частности, каменного цилиндрического свода и закругленной арки (термин романский не существовал в средние века). Более ранние средневековые здания также использовали некоторые римские черты, но не так сплоченно и не в таком масштабе.
Ученые считают романскую архитектуру ближе к римской архитектуре, чем ее средневековые предшественники. Однако романский стиль также имел несколько других влияний, включая раннехристианское, каролингское, оттоновское, византийское, исламское и островное (имеется в виду Британские острова) искусство и архитектуру. Например, геометрические декоративные мотивы в английских романских церквях могут относиться к островным художественным традициям, в то время как использование взаимосвязанных глухих арок в качестве украшения кажется заимствованным из исламской архитектуры.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Византийское влияние, особенно мозаика с золотым покрытием, обычно проявлялось в итальянских романских церквях. Мало кто спутает большинство романских зданий с классическими римскими, несмотря на их общие архитектурные формы.
В течение сотен лет после падения Рима средневековый художественный и архитектурный стиль был преимущественно местным делом. Однако романский язык получил международное распространение. Примеры появляются во Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, Скандинавии и государствах крестоносцев (районы Святой Земли, контролируемые латинскими христианами), естественно, с некоторыми региональными вариациями.
Как далеко распространился романский стиль? Проще говоря, к этому периоду западный мир стал более интернациональным, поскольку относительный мир и процветание облегчили путешествия и торговлю. Люди и товары перемещались по суше и по морю, неся с собой такие идеи, как романский стиль. Норманнские завоевания, самое известное из которых произошло в Англии в 1066 году, но также включало Сицилию и южную Италию, часто приписывают привнесение романского стиля в эти области.
По этой причине романские церкви в Англии иногда называют нормандскими романскими или англо-нормандскими. В других местах романский стиль распространился на части Испании, которые недавно присоединились к христианству после столетий исламского правления. Наконец, паломничество, крестовые походы и монашество помогли распространить романский стиль по Европе.4. Тесно связано с религиозным паломничеством
Паломничество — это практика путешествий к священным местам. Для христиан Иерусалим был конечным местом паломничества, но Ближний Восток, управляемый исламом, был недоступен для них на протяжении большей части Средневековья. Вместо этого они нашли смысл в пунктах назначения ближе к дому. Храм Святого Иакова Старшего в Сантьяго-да-Компостела на севере Испании был, безусловно, самым популярным вариантом, хотя и не единственным.
Паломничество было средневековым эквивалентом туризма. Маршруты паломничества развивались вдоль основных дорог, ведущих в Сантьяго, и эти маршруты включали в себя многочисленные церкви с реликвиями, которые можно было посетить по пути. Реликвии приносили пожертвования, поэтому они были крупным бизнесом для соборов и монастырей, которым они принадлежали. Поэтому эти храмы должны были быть достаточно большими, чтобы вместить паствы верующих и обеспечить им доступ к мощам, не нарушая церковных служб. Поскольку популярность паломничества возросла примерно в 1000 году, многие паломнические церкви были построены или расширены в романском стиле.
Они, как правило, размещали реликвии в нескольких часовнях за апсидой, с проходами и проходом, называемым амбулаторным, обеспечивающим доступ.
Что действительно отличает романский стиль от его непосредственных предшественников, так это каменные своды. В то время как базилики раннехристианского, каролингского и оттоновского периодов в основном имели деревянные крыши, романские церкви часто имеют своды из каменных бочек. Хотя каменные своды имеют то преимущество, что они огнестойкие, они очень тяжелые и их сложно построить. Чтобы поддерживать их, в романских церквях есть массивные опоры или колонны и толстые стены, которые могут быть прерваны только маленькими окнами. Добавление широких галерей (например, балконов) над крышами проходов служило как для поддержки сводов, так и для предоставления дополнительного места для посетителей.
Романские постройки производят впечатление своей монументальностью и простым, ориентированным по горизонтали расположением архитектурных форм, а не детализацией или сложностью. В результате получились прочные церковные здания, похожие на замки, с довольно темными интерьерами и внушительными внешними фасадами, окруженными башнями.
6. Романские двери украшены яркими изображениями
В
романских церквях была установлена первая в Европе крупномасштабная архитектурная рельефная скульптура со времен классического мира. Наиболее значительные фигуративные изваяния встречаются на порталах — входных дверях и их арочном обрамлении. Большинство романских церквей имеют как минимум пять порталов, в том числе три на западном фасаде и по одному на каждом конце трансепта. На портале достаточно места для скульптуры, особенно в большой арочной области над дверью, называемой барабанной перепонкой.
Романские порталы представляют собой смесь изображений, но главный входной портал обычно показывает Страшный суд, событие, которое христиане ожидали в 1000 году. Романская скульптура смелая, статическая и не особенно натуралистичная, но она, безусловно, производит впечатление. Христос как Судья появляется в центре барабанной перепонки в ореоле всего тела, называемом мандорла. Вокруг него мертвые души поднимаются из могил, взвешиваются и отправляются в рай или в ад. Неудивительно, что на стороне ада все становится наглядным: демоны уносят проклятых, адские пасти пожирают людей, гротескные звери мучают грешников и многое другое. Подобные образы появляются в иллюминированных рукописях того же периода. Очевидно, что Судный день не был для этих людей шуткой. На самом деле, ученые считают, что эти образы были настолько наглядными и расположены так на видном месте, потому что они должны были напугать зрителей, чтобы они стали лучшими христианами.
Не вся романская портальная скульптура настолько кошмарна. Другие изображения включают жизни Христа и Девы Марии, истории святых, ветхозаветных персонажей, ангелов и многое другое. Косяки и трюмо (колонны рядом с дверями и между ними) обычно содержат статуи святых, пророков и апостолов в полный рост, а архивольты (сегменты арки над тимпаном) часто включают символические или даже светские предметы, такие как знаки зодиака.
После порталов капители являются следующими наиболее частыми местами романской скульптуры. Капители — это декоративные навершия колонн или опор. В классическом мире они должны были содержать свитки или величественные листья аканта. В романском мире столицы стали местами для сложных скульптур, часто изображающих людей и животных.
Исторические заглавные буквы — с повествовательными образами — обычно рассказывают библейские истории, такие как Благовещение или Даниил во рву со львом. Обитаемые столицы, содержащие фигуры без повествования, также могут быть библейскими, но они часто изображают множество странных, причудливых или удивительно богохульных образов. Возможности включают гротескных монстров, людей и животных, ведущих себя плохо, и даже некоторые сексуальные темы. Опять же, средневековые иллюминированные рукописи имеют похожие изображения на полях. Эти мотивы сегодня кажутся наивными или юмористическими, но трудно понять, почему они появляются в религиозных книгах или структурах. Все, что мы знаем наверняка, это то, что они всегда вызывали споры. Некоторые средневековые священнослужители утверждали, что они помогают неграмотным прихожанам понять религиозные концепции, в то время как другие считали их неподобающим отвлечением для благочестивых монахов.
8. Этот стиль широко использовался для монастырей
Монастыри — это общины монахов или монахинь, посвятивших свою жизнь Христу. Они живут отдельно от мира в аббатствах или монастырях — студенческих городках, включающих церковь, общежития, столовую, возможно, библиотеку и другие здания, необходимые для совместной жизни. Присоединение к монашескому ордену, такому как бенедиктинцы или цистерцианцы, было популярным жизненным выбором в средние века. Технически отдельные монахи и монахини должны были отказаться от всего мирского имущества, но монастыри могли стать феноменально богатыми и могущественными. Многие владели реликвиями, которые сделали их ключевыми остановками на пути паломничества. Соответственно, монастыри были большими покровителями романской архитектуры.
Характерной чертой монастыря была клуатр, открытый двор, окруженный со всех сторон крытыми коридорами. Соединявшие церковь и другие ключевые постройки, монашеские клуатры были местами для тихих занятий и созерцания. Ряды арок соединяют внутренний двор монастыря с его проходами, сливаясь внутри и снаружи. С таким количеством колонн, необходимых для поддержки всех этих арок, монастыри изобиловали причудливыми романскими капителями.
Романский стиль был предпочтительным архитектурным стилем для величайших монастырей той эпохи, таких как могущественное бенедиктинское аббатство Клюни во Франции, а также для строгих орденов, таких как цистерцианцы, которые разработали элегантный минималистский подход к романскому стилю. С ростом известности монастырские фонды основали зависимые «дочерние дома» по всей Европе, распространяя свой предпочтительный романский архитектурный стиль по мере продвижения.
Вводные тексты по истории искусства заставят вас поверить, что романский стиль полностью отделен от более известного готического стиля, который развился из него. Хотя это правда, что здания высокой готики, такие как Шартрский собор, сильно отличаются от большинства романских построек, переход не обязательно был четким. Две наиболее характерные черты готики — стрельчатые арки и ребристые своды — впервые появились в нескольких романских церквях. Например, в Даремском соборе XI века есть и то, и другое.
Что отличает Дарем от ранних готических зданий, таких как Сен-Дени, так это не используемые структурные элементы, а то, как они использовались вместе для создания определенных эффектов. Готические строители воспользовались большей прочностью, обеспечиваемой остроконечными арками, ребристыми сводами и контрфорсами, чтобы построить более высокие своды на более тонких опорах и вставить между ними большие окна. Получившиеся в результате высокие, наполненные светом, изящные готические церкви резко контрастируют с внушительной романской монументальностью. Романские каменщики проводили самые ранние эксперименты с ключевыми формами готики, но они еще не реализовали весь их потенциал.
10. Многие романские постройки сохранились до наших дней
Несмотря на то, что им уже тысяча лет, удивительное количество романских церквей и монастырей сохранилось до наших дней. Естественно, многие из них со временем видоизменялись, приобретая элементы и украшения готики, ренессанса, барокко или XIX века. Например, собор Сантьяго-да-Компостела приобрел платереский (позднесредневековый) монастырь, два фасада в стиле барокко и алтарь в стиле барокко. Они существуют рядом с романским нефом, шеветом (конец апсиды), южным трансептом и наполненным скульптурами Порталом Славы. Сантьяго по-прежнему остается одним из самых популярных мест паломничества христиан. Романский стиль также пережил свое собственное возрождение наряду с более известным готическим возрождением в XIX веке.век.
Шпейерский собор – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Шпейерский собор на юго-западе Германии, базилика с четырьмя башнями и двумя куполами, была основана как плоскопотолочная базилика Конрадом II в 1030 г. , вероятно, вскоре после его императорской коронации. Он был перестроен Генрихом IV после его примирения с Папой в 1077 году как первое и самое большое церковное здание с постоянными сводами в Европе. Собор был усыпальницей германских императоров почти 300 лет.
Шпейерский собор исторически, художественно и архитектурно является одним из самых значительных образцов романской архитектуры в Европе. В силу своих пропорций он является самым большим и, в силу истории, с которой он связан, самым важным.
Собор является выражением и автопортретом изобилия имперской власти в Салианском периоде (1024 – 1125) и был построен в сознательном соревновании с аббатством Клюни как представитель папской оппозиции.
Собор включает в себя общий план собора Святого Михаила Хильдесхаймского и доводит до совершенства тип плана, который был принят в основном во всей Рейнской области. Этот план характеризуется равновесием восточного и западного блоков и симметричным и своеобразным расположением башен, обрамляющих массу, образованную нефом и трансептом. При Генрихе IV были проведены ремонтные работы и расширения. Шпейерский собор — первое известное сооружение, построенное с галереей, опоясывающей все здание. Система аркад, добавленная во время этой реконструкции, также была первой в истории архитектуры.
По своим размерам и богатству скульптур, некоторые из которых созданы итальянскими скульпторами, она выделяется среди всех современных и более поздних романских церквей в Германии и оказала глубокое влияние на их планировку и своды. Сегодня – после разрушения аббатства Клюни – Шпейерский собор является самой большой романской церковью в мире. Точно так же его склеп, освященный в 1041 году, является самым большим залом романской эпохи. Не менее восьми средневековых императоров и королей Священной Римской империи германской нации от Конрада II до Альбрехта Габсбурга в 1309 году.были погребены в его склепе. В 1689 году собор серьезно пострадал от пожара. Реконструкцию западных пролетов нефа с 1772 по 1778 год как почти археологически точную копию оригинальной конструкции можно рассматривать как одно из первых крупных достижений в области сохранения памятников в Европе. Вестерк, перестроенный с 1854 по 1858 год Генрихом Хюбшем на старом фундаменте, напротив, является свидетельством романтизма в интерпретации Средневековья и, как таковое, независимым достижением XIX века.век. По заказу баварского короля Людвига I интерьер был расписан в стиле позднего назарянина школой Иоганна Шраудольфа и Йозефа Шварцмана с 1846 по 1853 год.
Критерий (ii): о развитии романской архитектуры в 11 и 12 веках, а также об эволюции принципов реставрации в Германии, Европе и мире с 18 века до наших дней.
Целостность
За исключением семи западных пролетов нефа и западной части, средневековая структура оригинальна. После серьезного пожара 1689 г. семь западных пролетов нефа пришлось возводить заново (1772-1778 гг.), и они являются точной копией первоначальной конструкции. Вестерк, заменивший средневековую постройку и пристройку конца 18 в., является пристройкой периода 1854-1858 гг. В ходе комплексной реставрационной кампании между 1957 и 1972 г.