Смотровая яма в гараже размеры стандартные: Размер смотровой ямы для легкового автомобиля

Содержание

технологии строительства с использованием разных материалов

Сегодня расскажем о том, как сделать смотровую яму в гараже. Для многих автолюбителей это необходимый элемент гаражной постройки, потому многие из нас стараются сэкономить, отчего некоторые профилактические работы, связанные с автомобилем, проводят самостоятельно. Сразу надо оговориться, что при кажущейся простоте конструкции смотровой ямы, соорудить ее не так просто. Поэтому большинство владельцев гаражей предпочитают пригласить опытных мастеров, чтобы получить гарантированно высокое качество конечного результата. Но чтобы гарантия была стопроцентная, надо самому знать технологию возведения гаражной ямы. Поэтому читайте статью, запоминайте все, и это будет гарантия, что мастера вас не обманут.

Смотровая яма в гараже Источник drive2.ru

Планирование сооружения смотровой ямы

Есть две ситуации, когда строят яму в гараже:

  • в только возводимой постройке;
  • в уже эксплуатируемой.

Первый вариант проще, потому что ничто не мешает выкопать грунт под размеры намеченного сооружения. Для этого даже можно воспользоваться услугами экскаватора, тем самым убыстрить сам процесс и отойти от трудоемких земляных работ.

Но обе ситуации случаются часто, так что разберемся с ними по отдельности. Но предварительно расскажем о размерах ямы в гараже под машину.

Требования

Для устройства ям для ремонта автомобилей разработаны свои стандарты, но они касаются только предприятий, которые занимаются осмотром и обслуживанием автомобильной техники. Техническая база должна быть зарегистрирована, поэтому подразумевается, что она соответствует действующим ГОСТам.

Смотровая яма должна обеспечивать:

  • безопасность — как для человека, так автомобиля и других строительных конструкций;
  • удобство при работе — внутри можно встать в полный рост;
  • легкое обслуживание — ремонт и уборка не вызывают трудностей.

Сооружение должно быть защищено от грунтовых вод и заливания при мытье машины. Когда яма не используется, она должна закрываться сверху настилом или крышкой, чтобы в туда никто не упал.

В условиях частной застройки нормативы никто не проверяет, поэтому каждый владелец гаража волен решать этот вопрос по своему желанию. Но это не значит, что должны нарушаться разумные требования по удобству и безопасности эксплуатации ямы. Необходимо соблюдать технику безопасности.

Размеры смотровой ямы

В основе размерных показателей лежит автомобильная база, а точнее, расстояние между колесами вашего авто, как по ширине, так и по длине. Но есть и минимальные параметры ширины, которые чаще и берутся за основу. Это 80-85 см. Что касается длины, то к длине автомобиля приплюсовывают 1 м. Хотя надо отдать должное, что для удобства использования смотровой ямы многие не останавливаются на этом размере, поэтому в гаражах можно встретить ямы длиною до 6 м.


Эскиз, где показана минимальная ширина смотровой ямы Источник windsc. ru

Теперь с глубиной. Понятно, что рост владельца гаража и должен стать этим габаритом. При этом он руками должен достать до любой детали или узла на машине. Но специалисты рекомендуют углублять смотровую яму до 2 м. И если даже рост человека небольшой, то можно на дно всегда установить подставку или настил. Правда, это возможно сделать не всегда. Многое будет зависеть от уровня пролегания грунтовых вод. Если он высокий, к примеру, 1,2-1,5 м, то о яме можно забыть.

Это были габаритные размеры. Теперь о размерах строительных. По понятным причинам сам котлован под яму выкапывается побольше. Это связано с тем, что для формирования самого сооружения необходимо конструкцию обустроить. А для этого на дно надо уложить подушку с гидроизоляцией и залить ее стяжкой. Стены собирают из блоков или кирпича или заливают монолитной конструкцией в опалубку. Для всех этих материалов необходимо пространство без учета выбранных габаритов смотрового сооружения.

Поэтому котлован выкапывают шириною, равной ширине смотровой ямы, плюс толщина стен, плюс 30 см. Длина рассчитывается точно также. Глубина – это толщина подушки, толщина стяжки и слоя гидроизоляции, плюс 1,8-2,0 м.


Эскиз смотровой ямы со всеми размерами Источник stroyfora.ru

Смотрите также: Каталог проектов гаражей, представленных на выставке «Малоэтажная страна».

Преимущества полимеров перед другими материалами

Применение в качестве материала для изготовления короба для смотровой ямы полимеров становится все более распространенным в связи с тем, что этот материал обладает следующими характеристиками:

  • Малый вес. Эта особенность позволяет вручную, без применения специальной техники установить изготовленный короб.
  • Влагостойкость. В отличие от других материалов, пластик не страдает от воздействия влаги, поэтому не требуется выполнения дополнительных операций по гидроизоляции.
  • Долговечность. Срок службы пластика составляет 50 лет и более.
  • Механическая прочность. При всех вышеуказанных положительных характеристиках, пластик обладает хорошей сопротивляемостью к механическим нагрузкам.
  • Низкая стоимость материала.
  • Не требуется дополнительное обслуживание. В отличие от других материалов, пластик не требует обслуживания в процессе эксплуатации.

Несмотря на достоинства, имеется и недостаток. В отличие от стальных коробов, пластиковые хуже переносят ударные механические нагрузки. В случае, если пластик пострадал, его не сложно отремонтировать. Для ремонта может применяться специальный клей или пайка.

Технология сооружения смотровой ямы

Не будем рассказывать, как сооружать гараж с ямой, который возводится. Это не так сложно. Расскажем о том, как сделать смотровую яму в уже эксплуатируемом гараже.

Выкапывание котлована

Будем считать, что с размерами Вы определились. Их наносят на пол в гараже, к примеру, обозначив мелом. Основное требование – яма должна располагаться посередине гаражной постройки.


Разметка котлована внутри гаража Источник parki48.ru

Обычно пол в гараже – это толстая бетонная стяжка, в которую уложен армирующий каркас в виде решетки из стальной арматуры. Поэтому по разметке надо раздолбить бетон и срезать по периметру котлована арматуру.

Из образовавшегося проема лопатами удаляют песчано-гравийную подушку и грунт. Стенки и дно котлована лопатами выравнивают по максимуму. Это трудоемкая работа, которая может затянуться на два дня. Хотя многое будет зависеть от состава грунта под строением и активности мастеров. Есть одно преимущество при строительстве смотровой ямы в эксплуатируемом гараже. Стройплощадка находится под навесом, так что дождь в данном случае не помеха.


Выкапывание котлована (выемка грунта) Источник ok-berta.ru

Вентиляция смотровой ямы

Ошибку делает тот, кто не задумывается о вентиляционной системе. А ведь ее назначение не только удалять влажный воздух. Затхлые запахи от промасленных тряпок, бензина заполнят небольшое пространство быстро, постепенно перемещаясь в сам гараж. Так что лучше затратить немного времени и денег, но вентиляцию соорудить.

По сути это пластиковая труба диаметром 100 мм, которую выводят за пределы постройки. Для этого выкапывают горизонтальную траншею, которую выводят или под фундаментом, или через стену. В нее засыпают песок и укладывают трубу с выводом выше крыши гаража. Нижний конец должен располагаться у дна ямы.


Вентиляционная труба внутри смотровой ямы Источник drive2.ru

Обустройство смотровой ямы

Итак, переходим к основным работам, связанным со строительством самой ямы. В первую очередь подготавливают дно:

  1. Засыпают слой песка толщиною 15-20 см, который трамбуют с поливкой воды.
  2. Засыпают щебень средней или мелкой фракции толщиною 10 см, который тоже утрамбовывают.
  3. Проводится гидроизоляция всей ямы: пол и стенки.

Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на проектировании и строительстве малых архитектурных форм.

Гидроизоляция

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – ответственный этап. Поэтому разберитесь в этом процессе.

Для проведения гидроизоляционных работ используют рулонный материал. Это может быть полиэтиленовая пленка толщиною не менее 0,2 мм, уложенная рукавом. Для этого используют рубероид или современные гидроизоляционные материалы на основе битума.

Полосы гидроизоляции укладывают полосами от стены до стены внахлест относительно друг друга со смещением в 10-15 см. Битумные изделия в местах нахлеста крепятся битумной мастикой. Полиэтиленовая пленка скрепляется самоклеящимися лентами. На фото ниже как раз показан вариант с полиэтиленом. Обратите внимание, что края гидроизоляции заводят за пределы ямы и прижимают грузом.


Гидроизоляция смотровой ямы в гараже с помощью полиэтиленовой пленки Источник martand.ru
Формирование пола и стен

Подготовленное дно заливают стяжкой толщиною 3-7 см. Никакого армирующего каркаса в него закладывать не надо, потому что нагрузкам конструкция не подвергается, кроме веса человека. Поэтому основное внимание сооружению стенок.

Как уже было сказано выше, здесь два варианта:

  • использовать кирпичи или блоки;
  • возвести монолитную конструкцию.

В первом случае блочный стеновой материал укладывают по периметру подготовленного котлована, укладывая элементы кладки с перевязью. То есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор с рецептурой 1:2 (цемент-песок).


Яма из блоков или кирпича Источник drive2.ru

Если сооружают монолитную конструкцию, то для этого собирают опалубку. Изготавливают ее из досок, плитных или листовых ровных и прочных материалов. К примеру, из металлического листа или профнастила, фанеры или плит ОСП.

Основная задача – собрать опалубку так, чтобы она не разъехалась под действием достаточно большого веса заливаемого бетона. Если грунт под гаражом глинистый, то опалубку монтируют как один слой ограждений с внешней стороны. Покрытая гидроизоляцией стенка котлована сама сможет спокойно выдержать любые нагрузки. Если грунт песчаный, неплотный и непрочный, тогда опалубку устанавливают в два слоя, оставляя между ними пространство для заливки бетонного раствора.

Бетон заливают за один раз, не оставляя на следующий день. Перерыв может быть между заливками, но не более 4 часов. Посмотрите на фото, вот так выглядит опалубка с залитым в нее бетонным раствором.


Смотровая яма, как монолитная бетонная конструкция Источник azowo.ru

Вариант для ремонта автомобиля

Существуют различные варианты смотровых ям. Можно встретить сидячие, стоячие, совмещенные с погребом. В первом случае работы проводят стоя. Во втором – передвигаются с помощью сиденья, оснащенного роликами и бегающего по направляющим. Это экономит затраты на обустройство стен.

Перед выполнением работ необходимо учесть следующие особенности:

Устройство гидроизоляции – обязательный момент конструкции, влияющий на все помещение. Отказавшись от него существует вероятность превратить сухой и теплый гараж во влажное помещение. При этом машина, стоящая над ямой будет отсыревать и покрываться коррозией. Установка силового контура по периметру конструкции. Арматура или стольная рама удерживает стены траншеи, препятствуя разрушению при статистическом давлении. Дополнительные укрепления устанавливают в районе колес. Для удобства работ в конструкции делают специальные ниши

Стандартные размеры 300 х 200 х 450, соответственно высота, глубина, длинна. Конструкция должна быть снабжена вентиляцией, для устранения скоплений паров масел и бензина. Внимание стоит обратить на освещение. Питание должно не превышать 36 вольт

При сильном напряжении существует риск возгорания. Крышка для конструкции, изготавливается из дерева и служит для обеспечения безопасности.

Обычно такие ямы слегка смещают к одной стене, оставляя другую для складирования автозапчастей и инструмента.

Пластиковые модели

Сегодня производители изделий из полимерных и пластмассовых материалов предлагают готовые пластиковые ямы для гаража. Надо отдать должное данному виду продукции, которая упростила сооружение смотровых ям. Предложений на рынке с каждым годом все больше и больше. Здесь не только широкий размерный ряд, но и разнообразие сырьевого материала, да и цены значительно разняться.

Для готового котлована нет надобности проводить гидроизоляцию. Главное – заложить хорошую песчаную подушку и засыпать песком пространство между стенками выкопанного углубления и сами пластиковым изделием.

Разбор гаражного пола и земляные работы

Вначале необходимо освободить помещение гаража от посторонних предметов, чтобы не создавались помехи в ходе строительства. По заранее определенным размерам размечается участок пола, по углам будущей ямы забиваются колышки и растягивается бечевка.
Выкапывая котлован, почву выносят наружу. Глину не стоит убирать слишком далеко. Она пригодится для уплотнения стенок. После достижения необходимого уровня по глубине, подравниваются стенки, до полного достижения прямолинейности и вертикальности профиля.

Дно тщательно выравнивается, и насыпается подушка из слоев щебня (до десяти сантиметров) и песка (пять сантиметров). Песок утрамбовывается до достижения максимальной плотности, с добавлением воды. Затем настилается гидроизоляционная пленка.

Смотровая яма в гараже своими руками

Есть автовладельцы, а есть автолюбители, с акцентом на «любители». Это люди, которые любят машину и любят её обслуживать, чинить и улучшать. Но для этого нужно иметь возможность добираться до днища машины, ведь там находится вся ходовая часть, а её нельзя оставить без обслуживания. На ходовую и большая нагрузка ложится, и вся грязь там собирается. Чтобы до днища добраться, надо либо машину на бок ставить, либо под ней оказаться. Для этого нужно или поднять машину над головой, или подлезть под неё.   Значит, в гараже нужно оборудовать смотровую яму, причём выгоднее всего делать её своими руками. 

Читайте в статье

  • 1 Подготовительные работы
    • 1.1 Определение размеров
    • 1.2 Разметка и рытьё котлована
  • 2 Как сделать смотровую яму из бетона для авто
  • 3 Инструменты и материалы
    • 3.1 Бетонирование пола
    • 3.2 Изготовление стен из бетона
  • 4 Как сделать смотровую яму из кирпича для машины
    • 4. 1 Что нужно для работы
    • 4.2 Бетонирование днища
    • 4.3 Кладка кирпичных стен
  • 5 Дополнительные работы
    • 5.1 Способы гидроизоляции
    • 5.2 Укрепление краёв и ограничители для колёс
    • 5.3 Изготовление крышки
    • 5.4 Утепление
    • 5.5 Ниши и проводка для осветительных приборов
    • 5.6 Отделочные работы
  • 6 Правила эксплуатации

Подготовительные работы

Любая серьёзная строительная работа начинается с проекта. Причём проект нужен не для проформы, а для себя. В нём продумывается всё, от общего вида до мельчайших деталей. В том числе создаётся технологическая карта, в которой расписывается последовательность и содержание технологических операций.

ФОТО: vdomishke.ruСмотровая яма

Определение размеров

Размеры ямы определяются размерами автомобиля и гаража. Смотровая яма должна обеспечивать безопасность работающего, удобство при работе и лёгкость обслуживания автомобиля. Ширина траншеи должна быть такой, чтобы машина случайно туда не упала, но в то же время чтобы работнику там не было тесно. Это примерно на 40 см уже колеи колёс.

Глубина траншеи обычно делается 1,8 метра. Если работник невысокого роста, ему можно сделать подставку.

Длину траншеи рекомендуется делать примерно на 1,5 метра длиннее машины. Слишком глубокая и слишком длинная яма потребует больше финансовых вложений. Итого, обычно яма для легковушки имеет размеры 1,8 х 0,8 х 5 м. Толщина стен примерно 150 мм.

Разметка и рытьё котлована

Перед принятием решения о строительстве смотровой ямы следует разобраться с уровнем грунтовых вод (УГВ) на том месте, где запланирована яма. Если УГВ меньше 2 метров, яму строить нереально – её будет регулярно заливать водой. В этом случае придётся устанавливать металлический или пластмассовый кессон, но это дорогое удовольствие. Если УГВ более 3 метров, можно смело начинать строить яму.

В гараже на полу надо сделать разметку будущей траншеи. Ось ямы обычно совпадает с осью въезда машины в гараж. Причём размеры траншеи должны быть больше готовой ямы с учётом опалубки, стенок, подсыпок, гидроизоляции и др.

От характеристик грунта зависит трудоёмкость процесса выкапывания котлована. В случае глинистого грунта копать котлован можно с вертикальными стенами. Но если грунт песчаный, стены при копании всё время будут осыпаться. Придётся эту осыпь убирать, сохранять, а после создания стен и уборки опалубки засыпать её обратно в свободное пространство.

Если сам гараж ещё не построен, котлован легко может выкопать экскаватор. А если яма строится в уже существующем гараже, то копать придётся руками.

ФОТО: kamchat.infoКотлован копает экскаватор

Как сделать смотровую яму из бетона для авто

Готовая смотровая яма должна иметь прочные вертикальные стены. Например, бетонные. И крепкий ровный пол, тоже бетонный.

Инструменты и материалы

Бетонирование ямы ничем не отличается от подобных работ на других объектах. Сначала нужно запастись необходимыми инструментами и материалами. Инструмент и приспособления нужны простые: лопата штыковая или совковая, ведро, плотницкий инструмент для изготовления опалубки. Для выравнивания поверхности нужны правила.

Инструмент посложнее – вибратор для обработки залитой смеси. Самым сложным и главным является бетоносмеситель, в котором будет приготовлена смесь. При заливке потребуются армировочная сетка для заливки, жёлоб, маяки.

ФОТО: cdn.vseinstrumenti.ruБетоносмеситель

Бетонирование пола

Пол в самой яме и вокруг неё должен быть предельно ровным и выверенным по горизонту. Горизонтальность обеспечивается заливкой по маякам. Смесь для заливки пола составляется в следующей пропорции:

  • одна часть цемента;
  • три части карьерного песка;
  • часть гравия мелкой фракции;
  • вода.

Заливка пола раствором цемента для повышения его качества должна быть одноразовой непрерывной, на предварительно очищенную поверхность. Под бетонной заливкой устраивается плёночная гидроизоляция. Лучшим вариантом считается изолон, в его отсутствие применяют рубероид или толстую полиэтиленовую плёнку. Края плёнки должны быть выше уровня бетонной заливки, их потом прикрепляют к стене.

Изготовление стен из бетона

Бетонные стены заливаются в опалубку. Это самый популярный метод изготовления бетонной стены. С помощью опалубки раствору задаётся необходимая форма, и он не растекается. Опалубку следует строить разборную, но прочную. Она не должна деформироваться под напором залитого в неё бетона. Полное затвердение бетона происходит через четыре недели.

ФОТО: pro-karkas.ruЗаливка бетона в опалубку

Как сделать смотровую яму из кирпича для машины

Если не хочется возиться с бетоном, внутренние стены смотровой ямы можно сложить из кирпича.

Что нужно для работы

Для работы по строительству кирпичного варианта смотровой ямы потребуются: щебёнка, бетон марки 200, цемент, гравий и песок, а также гидроизолирующие листовые материалы (изолон), штукатурка, кисти с лопатами, уровень, приставная стремянка, металлический уголок, доски, пенополистирол для утепления, металлические трубы и решётки для устройства вентиляции и, конечно, сам кирпич.

Бетонирование днища

Работы в котловане начинаются с бетонирования днища. При кирпичных стенах смотровой ямы пол всё равно делается бетонный. Алгоритм традиционный: подушка из песка и щебёнки, гидроизоляция с выведенными вверх краями, бетонная заливка. При большом желании можно уложить и залить армирующую сетку – хуже не будет.

Кладка кирпичных стен

Кладка стен ведётся в один кирпич. При выкладывании нужно предусмотреть небольшие ниши для осветительных приборов и полочки для инструментов. Практика работы в смотровых ямах показывает, что    оптимальные размеры для стандартной ниши должны быть такие: глубина 12 см, высота 25–30 см, а длина примерно 50–75 см. Кирпич укладывается вперевязку со смещением на полкирпича.

Между кирпичной кладкой и стеной котлована оставляется зазор для последующей засыпки щебёнкой и ранее выкопанным грунтом. Спецы рекомендуют каждые четыре ряда кладки штукатурить с обеих сторон.

После этой операции в пазухи между кирпичной стеной и стеной выкопанного котлована засыпается выкопанная ранее и сохранённая земля. В эту землю следует добавить глину. Засыпка ведётся слоями по 15 см с обязательной трамбовкой.

Ещё один важный момент. Несмотря на все старания, в смотровую яму будет попадать вода: и с колёс может накапать, и пролить что-нибудь можно, и конденсат будет появляться. Чтобы не было луж по всему полу ямы, делается маленький уклон в один угол. И там делается небольшое углубление, куда и стекает нежелательная вода. А сам приямок в целях безопасности накрывается прочной решёткой.

Смотровая яма имеет довольно большой объём, а работы в её районе проводятся не самые дезодорированные: и двигатель придётся завести, и масло протечёт, и бензин капнет. Яма постепенно наполняется вредными запахами, которые необходимо удалять. Поэтому нужна вентиляция. Вентиляцию лучше всего делать комбинированную: естественную и принудительную, с дополнительным вентилятором. Вдоль одной стены в углу нужно проложить трубу. Все испарения будут удаляться, и конденсат не появится.

Дополнительные работы

Кроме того, что яму надо выкопать и выполнить комплекс строительных работ, её ещё нужно обустроить – обеспечить абсолютную безопасность, удобство работы и хотя бы минимальный комфорт.

Способы гидроизоляции

При строительстве ямы приходится решать разные технические проблемы. Одна из них, из разряда важных и сложных, – это защита ямы от воды. Вода, в основном, поступает из грунта.  Недаром первым шагом в процессе строительства ямы является решение вопроса: «А можно ли на этом месте яму строить?». Мы об этом уже говорили. Для этого необходимо ознакомиться с гидрогеологическими характеристиками того участка, на котором построен гараж.

Существует один технически интересный, но очень дорогой способ построить яму в месте, где уровень глубины грунтовых вод менее 2 м. Называется этот способ «строительство кессона». Кессон в данном случае – это непромокаемая коробка с внутренним размером, равным желаемой смотровой яме. Она сваривается из листовой стали или изготавливается из пластика, а затем загружается в котлован и закрепляется там крепко-крепко – так, чтобы не всплыла на пришедших в яму водах. Если хозяин гаража владеет методами сварки и в состоянии купить нужное количество стального листа, можно кессон сделать металлическим. Но его необходимо в два слоя покрыть горячей битумной мастикой.

Если уровень глубины грунтовых вод лежит глубже 2,5 м, можно смело строить яму и решать вопросы гидроизоляции обычным способом. На днище котлована формируется подушка из песка и щебня, на неё укладывается гидроизоляционный материал, который заливается бетоном. После застывания бетона выпущенные края гидрозащиты поднимаются вверх и прикрепляются к стене. Бетонную или кирпичную стену снаружи следует промазать двумя слоями горячим жидким битумом. Капли протекшей в яму воды должны самотёком собираться в специальный приямок, устроенный в одном из углов ямы. Приямок тоже нужно забетонировать. Вода из него откачивается насосом. Можно эту процедуру выполнять автоматически. В приямок устанавливается датчик влажности, который в нужный момент включает откачивающий насос.

Укрепление краёв и ограничители для колёс

И без воды у ямы имеются недруги. Края такой ямы (хоть бетонные, хоть кирпичные) под регулярной переменной нагрузкой имеют привычку постепенно разрушаться. Чтобы этого не происходило, нужно край по всему периметру ямы закрыть металлическим катаным уголком. Для этой годится уголок № 45–55. Из него по всему периметру варится рама, с внешней стороны к ней привариваются анкеры, при бетонировании пола они заливаются бетоном.

В тех местах, где при осмотре машины находятся её колёса, не помешает укладка дополнительных балок, иначе колёса продавят пол и разрушат край ямы. В тех местах будут надёжно устанавливаться домкраты.

ФОТО: avatars.mds.yandex.net

Для безопасной установки машины на краях ямы требуется поставить ограничители. Можно устроить контрольно-предупредительный бортик над уровнем пола, который при нормальной установке машины будет находиться внутри колёсной колеи. Можно ограничиться невысокими столбиками. В любом случае места для колёс следует обозначить яркой, привлекающей внимание краской.

Изготовление крышки

Машина не всегда стоит над ямой. И чтобы туда нечаянно кто-нибудь не провалился, яму следует закрывать прочной крышкой. В конструкции бортика ямы можно предусмотреть пазы, в которые будут вставляться доски.

Утепление

Работать на холоде неприятно и неэффективно, поэтому в холодное время на дно ямы можно ставить обогреватель или направлять туда поток воздуха от тепловентилятора. Но для более быстрого прогрева между грунтом и стенкой ямы следует закладывать теплоизолятор, например листы экструдированного пенополистирола (ЭПП).

Ниши и проводка для осветительных приборов

Для оперативного размещения инструментов и деталей в стенах ямы устраиваются небольшие ниши размером примерно 300 х 400 х 450 мм.  Для легковой машины достаточно четырёх ниш в районе каждого колеса.

Для работы обязательно нужен свет, поэтому при изготовлении стен ямы надо предусмотреть места для размещения осветительных приборов и розеток. Направление света должно регулироваться.

Отделочные работы

Хорошо, если яма выглядит красиво и чисто. Для этого внутренние стены можно красиво оштукатурить или облицевать керамической плиткой. Деревом выполнить облицовку тоже можно, но его следует пропитать защитными реагентами и покрыть лаком.

Правила эксплуатации

В смотровой яме должны быть оборудованы удобный и безопасный вход и выход. Для этого строятся одна или две лестницы.

Установленная на осмотр машина не должна закрывать выход из ямы.

При работе освещения от 220 В необходимо делать скрытую проводку, вся аппаратура должна иметь электроизоляцию и гидроизоляцию, а светильники – механическую защиту, металлические корпуса следует заземлить.

Яма, на которой нет машины, должна быть обязательно перекрыта.

Для активного и умелого автолюбителя смотровая яма просто необходима. Отмыть нижнюю часть машины от грязи, поменять масло, проверить тяги и рычаги можно, только забравшись под машину. Всякие подъёмные приспособления не для всех доступны, а смотровую яму можно построить своими руками. Хорошая и правильная яма долгие годы будет настоящим помощником.

размеры, гидроизоляция, конструкция в фотоотчете

Многие стараются делать обслуживание или мелкий ремонт своими силами. Чтобы не лежать на спине под машиной, нужна смотровая яма в гараже.

Электропроводка должна быть установлена ​​до начала кладки/заливки стен

Содержание статьи

  • 1 Размеры смотровой ямы в гараже
  • 2 Из каких материалов изготавливаются
  • 3 Способы гидроизоляции
    • 3.1. Наружная защита
    • 3,2 Внутренняя гидроизоляция
    • 3,3 Устройство Caisson
    • 3.4 Яма для сбора воды
  • 4 Изоляция ямы для осмотра в гараже
  • 5 Как сделать осмотр в гараже
    • 5.1. из кирпича: пошаговый фотоотчет
    • 5.2 Особенности изготовления бетонных стен

Размеры смотровой ямы в гараже

Строгих рекомендаций по размерам гаражной ямы вы не найдете. В основном они основаны на параметрах машины и собственного роста. Размеры гаражной ямы выбирают из следующих соображений:

Это далеко не догма. Каждый делает так, как считает нужным. Некоторым глубокие ямы кажутся неудобными и их делают почти ровно по высоте, а иногда и ниже – 1,5 метра. Если учесть клиренс автомобиля, то от пола ямы до днища автомобиля получится примерно 1,7-1,8 метра. Вы можете сделать это.

Еще один момент в длину. Иногда длинную яму сделать невозможно. Затем его делают примерно на половину длины автомобиля, загоняя его спереди или сзади, в зависимости от того, какая часть автомобиля нуждается в осмотре или ремонте.

Теперь о том, где разместить дыру в гараже. Обычно ее немного смещают к одной из стен, оставляя широкую сторону для установки оборудования, хранения запчастей и т. д. При этом от края ямы до ближней стены должно быть не менее 1 метра.

Вот и все. Сразу отметим, что речь шла об окончательных размерах ямы. При разметке котлована нужно будет прибавить толщину стенкам, а углубить на высоту стяжки пола (если будете делать).

Из каких материалов делают

Смотровая яма в гараже (ее стены) выложена кирпичом, тяжелыми строительными блоками, из монолитного бетона. Если говорить о кирпиче, то лучше использовать керамический кирпич: он не боится влаги. Стены делаются в полкирпича или кирпича. Толщина стены в зависимости от способа укладки получается 12 см или 25 см. Это необходимо учитывать при разметке ямы.

Вы можете использовать кирпичи на сухих, плотных почвах. Уровень грунтовых вод должен быть низким. Если вода поднимается высоко, то стены ямы лучше сделать из железобетона.

Второй способ наружной гидроизоляции

Как предотвратить попадание влаги в смотровую яму в гараже? Чаще всего используют гидроизоляционные пленки или мембраны (бутилкаучук, акваизол и др.). Их укладывают панелями, перекрывая яму от одного края до другого, с выступанием 10-15 см с каждой стороны ямы до пола гаража. Листы укладываются внахлест. Они должны перекрываться не менее чем на 15 см. Для получения более герметичного стыка их склеивают двусторонним скотчем, в две полосы – в начале и конце «нахлеста». Пленку хорошо расправляют, чтобы она плотно прилегала к стенкам ямы. При дальнейшей работе важно не повредить мембрану.

Внутренняя гидроизоляция

Внутренняя гидроизоляция обычно представляет собой пропитку стен обмазочной гидроизоляцией. Если есть возможность – состав для бассейнов. Образует водонепроницаемую плотную пленку, очень похожую на резину. Имеет голубой цвет и после затвердевания хорошо моется. Обрабатывать стены этим составом лучше дважды, а то и больше.

Пропитка глубокого проникновения значительно снижает гигроскопичность материала

Другой вариант – грунтовка глубокого проникновения на цементной основе. Содержащиеся в нем полимерные частицы блокируют капилляры, по которым влага проникает сквозь толщу материала. Одна такая обработка значительно снижает гигроскопичность материала. В случае с водой в гаражной яме требуется не менее двух обработок (а лучше и больше).

Кессонное устройство

Есть еще один вариант спасения из-под земли – сделать металлический кессон. Коробка соответствующих размеров варится из листового металла, обрабатывается антикоррозийными составами, после чего устанавливается в котлован. Если сварные швы загерметизированы, воды не будет, но может возникнуть другая проблема. Большое количество воды может выдавить кессон. Говорят, что “всплывает”.

Во избежание такой ситуации к бокам кессона снаружи приваривают уголки, стержни, уходящие в землю на 1-1,5 метра. Чтобы при этом объем земляных работ был не очень большим (котлован с учетом этих подкосов получается большим), можно схитрить. Перед установкой кессона вбейте в землю уголки или металлические стержни, выпустив их концы наружу. После установки их можно приварить к корпусу кессона. Яму все равно придется делать больше (ее надо варить снаружи), но размеры ее все равно будут меньше. Второй плюс этого способа в том, что стержни будут забиваться в плотный грунт, а значит, лучше будут держать кессон.

Еще один способ исключить “всплытие” кессона – сделать отверстие в стене на некоторой высоте. Если вода поднимется до его уровня, она начнет переливаться внутрь. Воду потом можно откачивать, главное, чтобы все осталось на месте. Смотровая яма в гараже, устроенная по такому принципу, простояла более 20 лет — пока металл не заржавел.

Яма для сбора воды

Если яма уже построена, а обмазочная гидроизоляция или пропитка не дали желаемого результата, необходимо либо устроить дренажную систему вокруг гаража, либо собрать воду в одном месте . Для этого в смотровой яме гаража, на одном из его концов, делается яма. В нем скапливается вода, откуда она откачивается насосом. Чтобы система работала в автоматическом режиме, установлен датчик наличия воды, при срабатывании которого включается насос.

Изготовлена ​​опалубка под котлован, залит бетоном. Затем яму гидроизолируют вместе со всей гидроизоляцией ямы. Для надежности внутрь также можно поставить металлический кессон.

Бетон, раздавленный грузом кессон
Теперь вода в кессоне
Это металлический ящик для ямы
Сделали гидроизоляцию, откачиваем воду из ямы погружным насосом. Параллельно собираем арматурный каркас для бетонных стен смотровой ямы
Вырыт котлован, установлена ​​опалубка.

Поскольку полностью избавиться от сырости в этом случае невозможно, дощатый настил сбивается на пол ямы. Чтобы доски не гнили, их можно пропитать отработкой. Если вам не нравится его запах, возьмите специальную пропитку для дерева, имеющую непосредственный контакт с землей (Сенеж Ультра, например).

Утепление смотровой ямы в гараже

Если вы много времени проводите в гараже, то скорее всего у вас будет отопление. Чтобы быстрее и быстрее прогреться, есть смысл утеплить яму. Лучше всего для этих целей подходит ЭППС (экструдированный пенополистирол). Он выдерживает значительные нагрузки, не боится сырости, не гниет, на нем не размножаются грибки и бактерии.

EPS толщина для создания ощутимого эффекта – от 50 мм. Прокладывают его между землей и стенкой ямы. Тогда яма снаружи-внутри будет выглядеть так:

Пенополистирол также можно укладывать под стяжку на дно смотровой ямы. Поверх него обычно укладывают армирующую сетку, а затем заливают бетоном.

Как сделать смотровую яму в гараже

После того, как вы определились с размерами и из какого материала будете делать стены, какой они будут толщины, можно приступать к разметке ямы. Это можно сделать с помощью колышков, вбитых по периметру. Второй вариант — натянуть бечевку/веревку между вбитыми по углам кольями. Начинаем копать котлован по разметке. Землю обычно вывозят и временно хранят возле ворот.

Из кирпича: пошаговый фотоотчет

Начали копать котлован

Попутно с земляными работами следить за влажностью почвы. Если вы достигли расчетной глубины (необходимая + толщина стяжки пола), а влаги еще нет, можно обойтись и без гидроизоляции. Тем, кто не хочет рисковать, можно посоветовать сразу стелить пленку.

Выравниваем стены. Не обязательно добиваться идеальной геометрии, но заметных горбов и ямок быть не должно. Дно ямы также выравниваем, утрамбовываем, хорошо уплотняя грунт. Обычно используется ручная трамбовка. На дно насыпают слой щебня (дважды по 5 см), каждый слой также тщательно утрамбовывают. Далее идет слой песка. Достаточно 5 см. Песок увлажняют, утрамбовывают до высокой плотности – чтобы не отпечатывалась нога. Далее укладываем гидроизоляционную пленку.

Покрываем дно и стены гидроизоляционной пленкой

Хорошо выравниваем, заправляя по углам. Укладываем листы внахлест 15 см, которые проклеиваем двусторонним скотчем. Чтобы края не закатывались, прижимаем подручные материалы – доски, камни.

На дно укладываем слой утеплителя, на него – армирующую сетку из проволоки. Заливаем все это бетоном марки М 200. Толщина слоя не менее 5 см. Чтобы было легче ориентироваться при укладке, на пленке делаем отметки, по которым можно контролировать толщину слоя.

Если использовать портландцемент М 400, пропорции будут следующие – 1 часть цемента, 3 части песка, 5 частей среднего и мелкого щебня.

В гараже строится смотровая яма: пол залит бетоном

Несколько дней ждем пока бетон наберет 50% прочности. Точное время зависит от температуры. Если будет около +20°С, придется подождать 5-6 дней. Если +17°С уже две недели.

Приступаем к выкладке стен. Решено было делать в полкирпича. Кирпичи использовались бывшие в употреблении, пошло около 850 штук (размер ямы 4,2*0,8*1,7 м). Стены выкладывались по кругу до уровня локтя.

Возводим стены в плокирки

На уровне 1,2 метра от пола решено сделать нишу для прибора. Его высота составляет 3 ряда кирпича, сверху он покрыт обработанной доской.

Как делается ямщик

Чтобы не приходилось выкладывать кирпичную нишу, вставлена ​​металлическая вставка. Коробка сварная, подходящая по размеру.

Металлический ящик

Далее выгнаны стены почти вровень с полом гаража. Часть стен заменили двумя секциями каналов. Домкраты упираются в дно при необходимости. На верхний ряд уложен металлический уголок с полкой 50 мм, толщина стали 5 мм.

Канал по обеим сторонам смотровой ямы в гараже

Уголок разворачивается так, что одна его полка свисает вниз, вторая закрывает часть верхней поверхности кирпича. Чтобы стена не разрушилась под нагрузкой, к этому уголку приваривают закладные, которые затем соединяют с армирующим поясом бетонного пола гаража.

Уголок закладной, сварной закладной

Далее были проведены подготовительные работы по устройству бетонного пола и он залит бетоном.

Заливка пола в гараже – уровень бетона по верхней кромке угла

Бетонируется вторая сторона

Особенности изготовления бетонных стен

При заливке бетонных стен необходимо делать опалубку. Его проще сделать из листового материала – строительной влагостойкой фанеры толщиной 16 мм, ОСП. Сбиваются щиты необходимого размера, снаружи укрепляются брусками. Они необходимы для того, чтобы фанера или ОСП не прогибались под давлением бетона. Сначала ставят наружные части опалубки. Если стенки ямы ровные, проблем не возникнет. Просто откиньте их назад, поставьте прямо.

Затем обнажаются внутренние панели опалубки. Между ними должно быть расстояние не менее 15 см. Чтобы стены не деформировались в процессе заливки, между ними ставят распорки.

Пример опалубки для бетонной смотровой ямы в гараже

Желательно заливать за один раз. Залитые порции необходимо штыковать или обработать погружным бетонным вибратором. Снимите опалубку через два-три дня. После этого можно установить уголок с приваренными закладными стержнями (полосами) и приступить к заливке пола.

Смотровая яма в гараже своими руками: размеры и чертежи, обустройство

Любое оборудование в процессе эксплуатации изнашивается, отдельные детали ломаются, расходники требуют замены после выработки ресурса. Если построить гараж с ямой, то большинство процедур по обслуживанию автомобиля можно выполнять самостоятельно. Первоначальные вложения в обустройство смотровой ниши со временем многократно окупятся. Замена фильтров, технических жидкостей и элементов ходовой части вполне возможна самостоятельно. Кроме того, регулярный осмотр вашего автомобиля поможет владельцу своевременно выявить признаки неисправностей, принять меры по их устранению и избежать дорогостоящего ремонта.

Содержание

  1. Зачем нужна смотровая яма и какой она должна быть
  2. Размеры и расположение смотровой ямы в гараже
  3. Необходимые материалы и инструменты
  4. Из каких материалов изготавливают
  5. Рекомендации по строительству
  6. Планировка и планировка
  7. Пол и стены
  8. Гидроизоляция
  9. Общая изоляция
  10. Подземная вентиляция
  11. Лестница для выгребной ямы
  12. Освещение

Зачем нужна смотровая яма и какой она должна быть

Смотровая яма занимает ключевое место в гараже.

Клиренс большинства моделей легковых автомобилей небольшой, чтобы человек мог свободно залезть под днище, осмотреть механизмы и провести любые работы. Иметь собственный лифт слишком дорого, и он занимает слишком много места. Также не желательно строить во дворе железобетонную эстакаду или котлован под отдельный навес. Такие конструкции не впишутся ни в какой ландшафтный дизайн. Если их делать в глубине двора, то придется прокладывать подъездную дорогу, что дорого и не эстетично. Единственный выход – построить гараж со смотровым колодцем.

Данная структура предназначена для выполнения следующих задач:

  • планово-предупредительный осмотр оборудования;
  • очистка днища и ходовой части от грязи;
  • замена технических жидкостей;
  • мелкий ремонт.

Гаражный блок строится на десятилетия и каждая его часть должна служить весь срок службы здания.

Отверстие должно быть достаточно глубоким, чтобы работать в полную высоту.

На основании этого к смотровой яме предъявляются следующие требования:

  • герметичность, даже если дно находится ниже или на уровне глубины грунтовых вод;
  • прочность стен и пола, которые должны выдерживать давление грунта, в том числе при пучении;
  • высота достаточная для обеспечения свободного передвижения человека в полный рост;
  • допустимая ширина, необходимая для безопасности и удобства работы;
  • долговечность используемых материалов.

Главный критерий – безопасность. Углубление должно быть достаточно прочным, чтобы исключить малейшую вероятность обрушения и травмирования человека.

Размеры и расположение смотровой ямы в гараже

Расположение ямы по осевой линии наиболее оптимальное

Четких рекомендаций и норм ГОСТ относительно параметров и норм гаражной ямы нет. Каждый владелец недвижимости может в любой момент выкопать его, установив тот размер, который считает нужным.

Наилучший вариант – расположить конструкцию по центральной линии этажа здания. Благодаря такой компоновке транспортное средство сможет без риска въезжать в помещение, а его владелец спокойно передвигаться по его стенам. Чтобы исключить возможность падения, когда машина находится вне гаража, углубление можно просто закрыть настилом.

Рекомендации по размерам следующие:

  • Высота. Рекомендуется взять рост человека и прибавить к нему 15-25 см.
  • Длина. Рекомендуется в пределах 450-550 см для того, чтобы иметь возможность осмотреть и отремонтировать всю нижнюю часть оборудования. Часто достаточно вазы 200 см, машину просто переставляют с места на место по мере необходимости.
  • Ширина. Это также определяется комплекцией водителя, но с расчетом на то, что в помощь может быть привлечен человек более крупного телосложения. Дистанция 80-90 см между боковыми стенками считается универсальным.

Владелец гаража может выкопать и укрепить небольшой котлован, сэкономив хорошие деньги и не теряя при этом качества.

Необходимые материалы и инструменты

Инструмент для строительства смотровой ямы

Гаражная яма имеет достаточно простое устройство. Он состоит из дна, стенок и лестницы. В некоторых случаях конструкцию оснащают дренажной системой, если есть протечка или при укладке использовался водопроницаемый материал.

Чтобы сделать этот дизайн, вам понадобятся следующие инструменты:

  • уровень;
  • лопата;
  • рулетка;
  • трамбовка;
  • болгарский;
  • молоток;
  • крючок для вязания;
  • ножовка по металлу;
  • кусачки;
  • квадратный;
  • молоток;
  • маркер.

Необходимо подготовить материалы:

  • щиты опалубки;
  • арматура;
  • песок;
  • щебень;
  • цемент;
  • кирпич, плиты или листовой металл;
  • проволока вязальная;
  • дренажные трубы.

Также необходимо приобрести защитные очки, перчатки, респиратор и сварочное оборудование.

Из каких материалов изготавливают

Бетонные ямы самые прочные

Выбор материала в основном определяется размером углубления, его конфигурацией и свойствами грунта. Если уровень грунтовых вод глубже 250 см без тенденции к подъему, можно сэкономить, используя недорогое сырье и относительно простую технологию. Если грунт сырой, необходимо сделать водонепроницаемую конструкцию с достаточным запасом прочности.

Для изготовления смотровой ямы могут быть использованы следующие материалы:

  • Бетон. Это самый прочный и долговечный вариант, подходящий для любых условий эксплуатации. Готовая чаша отличается высокой прочностью, прочностью и герметичностью. Конструкция отлита в монолитном исполнении, ее можно дополнить полками и нишами. Способ создания аналогичен изготовлению заглубленного ленточного фундамента с цоколем.
  • Листы стальные (кессон). Бак необходимой конфигурации сварен из металла толщиной 10 мм. Конструкция абсолютно водонепроницаема, для придания устойчивости в грунте снабжена бетонными анкерами, с помощью которых фиксируется закладными деталями. Чем толще железо, тем лучше оно выдержит внешнее давление. Защита от коррозии обеспечивается применением грунтовки, рулонной и обмазочной изоляции.
  • Деревянные доски. Как правило, он выполняется на террасной доске из аналогичного покрытия. Доски вставляются за вертикальные опоры, которые скрепляются металлическими раскосами. Учитывая гигроскопичность и свойство гниения древесины, такие ниши можно устанавливать только в сухой супесчаный грунт или супесь.
  • Кирпичи. Для создания прочного, устойчивого и ровного основания предварительно делается бетонная стяжка, армирующаяся прутьями арматуры. Чтобы стены не выдавливались внутрь, через каждые 3-4 ряда и обязательно сверху устанавливаются рамы, сваренные из уголка 40х40 мм.

Каждая технология имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Тип ниши выбирается в зависимости от ситуации, но с одним общим правилом – экономить не стоит. Это чревато разрушением или затоплением, а значит потерей времени, сил и денег.

Рекомендации по строительству

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс устройства обзорной канавы имеет свои нюансы, осуществляется в определенной последовательности и требует учета множества деталей.

Планирование и компоновка

В процессе проектирования необходимо определиться с типом котлована и материалом. Черновую чашу лучше делать еще до того, как будут сделаны фундамент, крыша и стены здания. Работать на открытых площадках гораздо проще, чем в стесненных условиях без возможности использования даже легкой землеройной техники. Котлован лучше соорудить сразу после разметки, и только потом проводить остальные работы.

Пол и стены

Стены усилены для большей прочности

Делая пол в яме, нужно обратить внимание на его ровность и плотность. Водитель должен ходить или ездить на роликовом сиденье без риска споткнуться или упасть. Лучшее решение – бетонная плита. Если почва сухая, а залегание грунтовых вод глубокое, допускается укладка штучных изделий на хорошо утрамбованное основание. Чтобы через него не прорастала трава, внизу нужно постелить плотный целлофан, рубероид или геотекстиль.

Если принято решение о выкладке стен из кирпича, их следует жестко армировать с фиксацией рам по углам вертикальными перемычками. Кладку можно отделать штукатуркой или керамической плиткой.

Гидроизоляция

Гидроизоляция изоляционной ямы

Канава должна быть надежно гидроизолирована. В зависимости от материала изготовления ниши используются следующие материалы:

  • Покрытие. Изготавливаются на битумной основе, наносятся на поверхности в расплавленном виде. Современные смеси устойчивы к морозам, сохраняют целостность 25-30 лет, после чего требуют замены.
  • Свернутые или склеенные. Это модификации рубероида, мембранные пленки и полиуретановые самоклеящиеся. Их отличает длительный срок службы и высокая цена.
  • Проникновение. Проникая в поры и щели материала, жидкости застывают и закупоривают их, образуя монолитное и прочное вещество.

Гидроизоляция проводится в два этапа, сначала снаружи наносится слой жидкой глины, а изнутри технологическое покрытие.

Глобальное утепление

Поскольку ниша погружена в землю, от ее стенок будет исходить холод, провоцирующий сырость и конденсат. Предотвратить это явление можно, укладывая утеплитель под пол и за стены. Для этого можно использовать пенопласт, минеральную вату или пенополиуретан. Как альтернатива – керамзитобетон, теплопроводность которого значительно ниже стандартных растворов. Еще больший эффект дает укладка теплого пола или нагревательного кабеля.

Вентиляция подземная

Система вентиляции

Даже качественная гидроизоляция и утепление не защитят приямок от сырости и образования неприятного запаха. На стадии строительства необходимо соорудить систему кондиционирования. Система вентиляции может быть общей для ниши и здания, а может быть выполнена индивидуально для каждого из этих помещений. В смотровую канаву и гаражное помещение воздух поступает по одной входной трубе, которая разветвляется на два патрубка – прямо в помещение и вниз – в смотровую яму. Выход воздуха осуществляется также через одну вытяжную трубу, которая выходит через крышу на улицу и приподнята над крышей не менее чем на 50 см.

Шахтная лестница

Складная лестница

Для спуска и подъема могут быть изготовлены стационарные, съемные или складные лестницы. В зависимости от размеров конструкции их изготавливают из железобетона, металла или дерева.

Освещение

В соответствии с положениями СНиП внутри смотровой ямы может применяться напряжение 12-36 вольт. Подача 220 вольт запрещена, так как это опасно для жизни. Кроме того, все выключатели и розетки должны располагаться только за пределами ямы, например, в щитке на стене гаража.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *