- О чем рассказывает фасад готического собора • Arzamas
- Готический храм – презентация онлайн
- 1. Проект на тему: «Готический храм – образ мира»
- 2. Значимость данной темы в искусстве
- 3. Возникновение готики.
- 4. Церковь аббатства Сен-Дени
- 5. Развитие готики
- 6. Характерные черты готики
- 7. Оформление соборов
- 9. Собор Святого Вита в Праге
- 10. Оформление собора
- 11. Черты готики в соборе
- 12. Миланский собор
- 13. Миланский собор
- 14. Интерьер собора
- 15. Оформление собора
- 16. Черты готики в соборе
- 17. Заключение
- 18. Использованная литература
- 19. Работу выполнили: Гордеева Елизавета и Рулёва Анастасия. Ученицы ГБОУ СОШ №750 г.Москвы
- Физическая демонстрация контрфорсов в готических соборах
- Введение в архитектуру готических соборов Европы
О чем рассказывает фасад готического собора • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Искусство
Почему средневековый собор можно читать как книгу
Автор Анастасия Егорова
Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энциклопедия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изображения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по инициативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации. привычные представления о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым расшифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.
Четыре стены и их значение
Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.
Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.
Статуи
Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX векНа фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции.© Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы располагаются в тимпанах Тимпан — внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона. порталов, на откосах, центральном столбе и архивольтах Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.. Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов Контрфорс — вертикальная опора, представляющая собой выступающую часть стены. и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонификации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фасаде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Вдоль всего западного фасада здания расположен карниз с двадцатью восемью нишами, в которых находятся фигуры ветхозаветных царей. Во время Великой французской революции они были скинуты со своих мест и обезглавлены, так как ассоциировались у сторонников Республики с французскими монархами.. Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.
Западный фасад собора
1 / 2
Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годовLibrary of Congress
2 / 2
Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век© Carlos Delgado / CC-BY-SA
К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределения скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была применена на фасаде собора Парижской Богоматери). В тимпане центрального портала изображена сцена Страшного суда. В архивольтах — ангельские чины и 24 старца Апокалипсиса Речь идет о праведниках, которые восстали из могил вместе с Христом. Об этом говорится в Евангелии от Матфея: «…тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52–53).. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов — по шесть на каждом. Апостолы обращены к статуе Христа на центральном столбе. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выполнены в форме скрюченных фигур, и каждый из этих второстепенных персонажей соотносится с главным. Апостолы попирают ногами своих гонителей: святой Петр стоит на консоли, изображающей римского императора Нерона, а апостол Андрей возвышается над Эгеатом Эгеат — правитель Патра, города, где проповедовал святой Андрей, распятый по приказу Эгеата.. Иногда фигурка-консоль рассказывает о событии из жизни персонажа: например, в Шартрском соборе Валаам стоит на своей ослице.
1 / 2
Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons
2 / 2
Аллегорическая фигура Синагоги собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons
Между центральным и боковыми порталами на контрфорсах иногда помещали аллегорические фигуры Церкви и Синагоги. Церковь, стоящая справа от центрального портала, символизирует Новый Завет; Синагога слева — Ветхий. Голова Церкви увенчана короной, в руках у нее потир Потир — церковная чаша на высокой ножке для освящения вина и принятия причастия. и триумфальное знамя. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит, и Нового Завета. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы. Слева от главного портала можно увидеть сцену коронования Девы Марии Изображение Богоматери в образе Царицы Небесной, которую коронует Христос. Такая иконография появилась около 1170 года и получила широкое распространение на территории Западной Европы. К этому сюжету обращались не только средневековые мастера, но и художники эпохи Возрождения и барокко.. Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках. Другой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Так, в тимпане правого портала Амьенского собора изображен святой Фирмин — первый епископ Амьена. На откосах боковых порталов находятся статуи святых, особо почитаемых в конкретном регионе.
1 / 2
Левый портал Амьенского собора. XIII векBibliothèque des arts décoratifs
2 / 2
Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII векBibliothèque des arts décoratifs
Средневековые теологи постоянно проводили параллели между Ветхим и Новым Заветом, и это видно по фасаду. Двенадцати патриархам Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин — двенадцать сыновей Иакова, от которых пошли двенадцать колен Израилевых. и двенадцати пророкам Или, как их еще называют, двенадцать малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия. Ветхого Завета соответствуют двенадцать апостолов Нового, а напротив четырех великих пророков — Исаийи, Иеремии, Даниила и Иезекииля — помещаются изображения четырех евангелистов. Это означает, что евангелисты опираются на писания пророков, но видят дальше и гораздо больше.
Добродетели и грехи
Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII векNational Gallery of Art, WashingtonСогласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Человек греховен, но может спастись, ведя добродетельную и благочестивую жизнь. На стенах соборов добродетели, пороки, грехи и наказания за них представлены в виде аллегорических фигур, которые показывают, с чем людям следует бороться и какое оружие выбрать для этой борьбы, чтобы в итоге спастись и достичь Царствия Небесного.
Двенадцати благородным девам, олицетворявшим добродетели, отводилось довольно скромное место — на уровне глаз. Проходя мимо, верующий мог их разглядеть и запомнить. Добродетели изображены рука об руку с пороками: рядом с Надеждой мы видим Отчаяние, Вере противопоставляется Идолопоклонство, а Гордыню можно победить только Смирением.
Календарь
На архивольтах, откосах и арочных столбах часто можно увидеть изображения календарных циклов и персонификации семи свободных искусств (так в Средние века называли науки, которым обучали в университетах).
Календарь с фасада Амьенского собора. XIII векLibrary of CongressОбычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал определенный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневекового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном занятый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д. Известен средневековый английский стишок, где каждый месяц сопряжен с определенным видом работ — он полностью повторяет скульптурный сюжет:
Январь — огонь согревает здесь руки мои;
Февраль — и снова с лопатой на землю пошли;
Март — время посадки растений настало;
Апрель — пение птиц мне послушать пристало;
Май — как птенчик на ветке я легок и весел;
Июнь — убор сорняков на рассвете чудесен;
Июль — движенье косой;
Август — корм животным готовит;
Сентябрь — мой цеп по зерну монотонно проходит;
Октябрь — посев обеспечит едой на весь год;
Ноябрь — а в Мартинов день поросенка забьет;
Декабрь — зимою в сочельник по кружкам вино –
Все это за службу нам Богом дано. Пер. со староангл. Оксаны Бялой
Календарь — это круг времени, который будет повторяться, пока существует мир, то есть вплоть до Страшного суда.
Искусства и науки
Музыка и Грамматика в архивольтах собора в Шартре. XII век © DIOMEDIAСемь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. В тривиум входили, как бы мы сейчас сказали, гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Она стояла во главе всех учений: только овладев всеми семью искусствами, можно было постичь философию. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Науки изображались в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Так, например, Грамматике надлежало держать в руке розги, Геометрии — циркуль и линейку, а сидящей на скамье Музыке — молоточек, которым она ударяла по нескольким колокольчикам.
Гаргульи и другие звери
Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 годBibliothèque nationale de FranceДемоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные безымянные чудища восседают на контрфорсах и венчают башни. Эти фантастические существа — плод народной фантазии. В отличие от большей части статуй, они не транслируют сообщение: здесь средневековый художник, постоянно скованный каноном, давал волю своей фантазии.
Собор как книга
Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульптуры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изображениям для просвещения неграмотных. А святой Бонавентура Святой Бонавентура, или Джованни Фиданца, (ок. 1217 — 1274) — кардинал и богослов. говорил о важности визуального образа: «Они [изображения] побеждают невежество простецов, косность чувств и слабость памяти» Bonaventura S. In Sapientiae. Ibid. Vol. VI. Ed. Auaracci. Roma, 1882–1902..
С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Священное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневековом богословии была широко распространена теория множественности смыслов библейского текста. По ней, любой текст Писания, помимо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смысловых пластов. Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависимости от своего социального положения и уровня образования. Так, в календарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик связывал каждый месяц с определенным событием земной жизни Христа, а профессор университета, всматриваясь в незамысловатые изображения трудящихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре евангелиста и двенадцать апостолов.
Изображения: Stefano Merli / Flickr /CC BY-SA 2.0
Источники
- Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции.
М., 2008.
- Муратова К. М. Мастера французской готики.
М., 1988.
- Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века.
М., 1964.
- Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика.
СПб., 2004.
- Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков.
М., 2014.
- Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись.
Кёльн, 2007.
- Auber M. La sculpture française au Moyen Age.
Paris, 1946.
- Fergusson G. Signs and Symbols in Christian Art.
Oxford, 1961.
- Gaborit J.-R. Art gothique.
Paris, 1978.
- Male E. Medieval iconography. Readings in art History. Vol. I.
New York, 1976.
Теги
Архитектура
Средние века
Шпаргалка
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Кинокостюм дня
«Джеки», или Как создать костюмы для байопика
Fancymusic дня
Пьеса без философского подтекста
Этикетка дня
Эскимо
АрхивИстория
Фактчек: 9 самых популярных легенд о Николае I
Был бастардом? Принял яд? Не хотел освобождать крестьян?
О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры ArzamasОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Готический храм – презентация онлайн
1. Проект на тему: «Готический храм – образ мира»
2. Значимость данной темы в искусстве
* Тема готический архитектуры актуальна в наши дни. Прекрасныеготические соборы, построенные во Франции, Германии и Италии, и
по сей день привлекают множество туристов. Возникнув в середине
12 века, этот стиль архитектуры и сейчас представляет интерес как
для архитекторов ,так и для простых любителей искусства.
* Сущность христианской церкви выражается в ее внутреннем
убранстве. Готический стиль возвел создание христианских храмов
на наивысшую ступень его развития ,т.к. ни в каком другом
архитектурном стиле интерьер церкви не получил такого
преимущественного значения перед экстерьером, как в готическом.
Именно поэтому мы выбрали эту тему для нашего проекта.
3. Возникновение готики.
* Своим названием готический стильобязан Вазари, итальянскому
историку искусств 16 столетия. Для
этого писателя прилагательное
«готический» или «готский» было
равносильно эпитету «северноварварский». Готика заимствована из
Византии. Позднейшие попытки дать
стилю более правильное название,
руководствуясь его происхождением,
как германский или французский ,или
же на основании одной из его
особенностей, как стрельчатый стиль,
не имели успеха. Благодаря своей
нейтральности название «готический»
сделалось общеупотребительным.
* Самая первая церковь ,построенная в
готическом стиле – церковь аббатства
Сен-Дени в Париже. Церковь
построена в 1144-1173 годах.
4. Церковь аббатства Сен-Дени
* Эта церковь несет в себе множество элементовготической архитектуры, еще не дошедшей
здесь до своего полного развития. Древнее
аббатство Сен-Дени посвящено святому
Дионисию (Сен-Дени — святой Денис,
Дионисий) — «святому патрону и апостолу
Франции». Подобно многим храмам раннего
Средневековья, здание церкви, как и все
аббатство, напоминало небольшую крепость:
зодчие предусмотрительно постарались
совместить в прочной каменной постройке
функции храма и оборонительного замка.
Кровли церкви венчали крепостные зубцы, а
перед порталом на расстоянии двенадцати
метров шел ров, наполненный водой.
Подъемный мост, переброшенный через ров,
вел к воротам аббатства, защищенным двумя
башнями. Официальной датой завершения
строительства церкви Сен-Дени считается 1281
год. Но на протяжении многих столетий вокруг
главного здания храма строились часовникапеллы, производились многочисленные
«поправки» и достройки, в результате чего
церковь Сен-Дени сохранила лишь часть своего
первоначального облика. Реставрация церкви
Сен-Дени проводилась в 1846—1870-м годах и с
5. Развитие готики
* Классическая стадия развития искусства готического стиля, так называемая«Высокая классика», приходится на годы правления Людовика IX Святого
(1226-1270), поздняя – Карла V и Карла VII Валуа. В 14 – 15 вв. Готический
стиль проник в Северную Италию. Готика явилась результатом длительной,
многовековой эволюции Средневекового искусства, его высшей стадией и
одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным
художественным стилем. Ее позднейшая разновидность так и называется
стилем интернациональной готики.
* Основой готического стиля была архитектура, церковное строительство,
связанное с возвышенными идеями христианства. В Византии строились
крестово-купольные храмы, на Западе – базилики в форме латинского креста.
В связи с усложнением требований, предъявляемых к архитектуре церквей –
увеличению внутреннего объема и его выразительности, строители пытались
ослабить нагрузку на стены, перекрывая интерьер так называемыми
крестовыми сводами, получаемыми от пересечения двух полуцилиндров под
прямым углом. В поисках путей облегчения свода строители укрепляли его
каркас, делая заполнение более тонким. Постепенное облегчение стен и
перенос тяжести свода на внутренние опоры здания привели к появлению так
называемого «переходного стиля», предшественника готики.
6. Характерные черты готики
* Главная черта готического стиля – переход от выраженияконструкции к ее изображению. Высокие стрельчатые
арки, ребристые своды и каркасная система опор
позволяли перекрывать гигантские пространства,
увеличивать высоту здания и освобождать стены от
нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены
прорезывались огромными окнами, интерьер храма
становился высоким и светлым. Так технологическая
необходимость породила новую конструкцию, а та, в
свою очередь, оригинальный художественный образ.
Формы архитектуры стали выражать христианскую идею
духовности, устремление ввысь, к небу.
* Входя в готический собор, человек видит ряд тонких
колонн, а над ними – ребра сводов, которые как будто
парят в небе. Зрительная конструкция здания здания не
совпадает с реальной. Зрительный образ выражает идею
Вознесения, устремления души к небу, к слиянию с
Богом. В искусстве Готики предмет, форма, объем –
символ идеи бесконечности. Собор наполнен
скульптурой и снаружи, и внутри. В одном соборе могло
быть около двух тысяч различных скульптур.
7. Оформление соборов
* В отличие от романского стиля, в готических соборах вертикаль становитсяокончательно преобладающей, для чего используются треугольные вимперги –
шпили над порталами и окнами, маскирующие горизонтальные разделения
фасадов.
* Витраж заменяет традиционную роспись и мозаику, вся стена превращается в
огромное окно. В готических витражах преобладают красные, синие и
фиолетовые краски, а также черный, оранжевый, белый цвета. Переплеты
витража имели принципиальное значение – своими узорами они снимали
ощущение плоской стены. Готические художники умело уничтожали
конструктивность, ощущения целостности и замкнутости.
*
Скульптура и орнамент отрываются от
плоскости стены и становятся все более
натуралистичными. В большинстве статуй
появляется особенный изгиб, очень мягкая,
пластичная линия, получившая название
«Готической кривой». К раскрашенным
статуям относились, как к живым : фигурам
святых поклонялись, а изображения адских
сил и фантастических чудовищ наводили
ужас.
* С готической скульптурой связано искусство
деревянных резных алтарей. Они
открывались, состояли из нескольких створок,
украшенных скульптурой, ярко расписывались
и золотились. Интерьеры дополнялись резной
деревянной мебелью.
* В основе готического орнамента лежали
простые фигуры – круг, треугольник,
вычерчиваемые с помощью линейки и
циркуля. Орнамент, построенный на сочетании
этих фигур, называется масверк (от нем.
работа по нанесенным размерам).
9. Собор Святого Вита в Праге
* Собор Святого Вита (полное название: кафедральный собор св. Вита, Вацлава иВойтеха) — готический католический собор в Пражском Граде, место
пребывания архиепископа Пражского. Собор причисляется к жемчужинам
европейской готики, является художественной и национально-исторической
святыней Чехии. В приделах собора погребены чешские короли и архиепископы
Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии.
* Первый храм, как считается, был заложен еще святым Вацлавом в 925 году. В XI
веке на этом месте была заложена трехнефная базилика. Строительство собора
началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест
и Карл IV, король Чехии. Собор должен был стать местом для коронации,
фамильным склепом, сокровищницей. Закончено строительство храма в 1929
году.
10. Оформление собора
Уже больше 600 лет крыши Пражского Града приобретают особое очарование благодарячудесным, старинным шпилям собора святого Вита.
Внутри открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора:
неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми
сводами почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную
светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с
венцом капелл. Трехнефное пространство храма с величественными колоннами условно
разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон),
проходящий по всему периметру. На нем размещены бюсты основателей и первых
строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов.
Стены капеллы
украшены
росписями и
мозаикой из
полудрагоценных
камней – агата,
сердолика,
аметиста, яшмы.
11. Черты готики в соборе
* На западной стороне возвышаются двенеоготические каменные башни с 10метровым круглым окном в виде
розетты между ними. Три портала
кафедрального собора богато украшены
скульптурами, каменными и бронзовыми
рельефами.
* В интерьере собора Святого Вита все
подчинено идее устремленности ввысь.
Стена второго яруса выглядит сплошным
кружевом оконных переплетов,
льющиеся через них лучи света,
окрашенные цветными стеклами
витражей, создают в соборе постоянное
ощущение солнечного дня. Часть
витражей выполнена по эскизам
известного чешского художника рубежа
XIX-XX веков Альфонса Мухи.
12. Миланский собор
* Миланский собор (итал. Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане.Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство
начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по
распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали
доделывались и позже: вплоть до 1965 года. Посвящён Рождеству Пресвятой
Девы Марии.
* Всемирно известная пятая по величине церковь в мире (после соборов в
Ямусукро, Риме, Лондоне и Севилье) расположена в самом центре Милана и
является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый
лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн,
сплетённых вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в
превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный…
13. Миланский собор
* Он четвёртый по величине в Европе послесоборов Святого Петра в Риме, Святого
Павла в Лондоне и Севильского собора в
Севилье. По вместимости уступает среди
готических храмов только Севильскому, а
среди итальянских храмов — только собору
Святого Петра в Риме. Одних только статуй
в соборе насчитывается 3400.
* Единственный в Европе беломраморный
готический колосс строился несколько
веков: первые блоки и фундамент храма
заложили в 1386 году при легендарном
правителе Джан Галеаццо Висконти, а
проект фасада, законченного в 1813 году
Карлом Амати, утвердил Наполеон в 1805
году.
* Общая длина храма составляет 158 метров,
ширина поперечного нефа — 92 м, высота
шпиля — 106,5 м. Собор может вместить до
40 000 человек.
14. Интерьер собора
* Внутри собор огромен и торжественен.Величественные своды опираются на могучие
колонны, теряющиеся в таинственном
полумраке, создаваемом многочисленными
цветными витражами. В праздничные дни
собор, заполненный народом, не выглядит
тесным — кажется, что он огромен. К
Миланскому собору более всего подходит
определение «великий». Впрочем, он велик
не только размерами и обликом, но и всей
своей многовековой историей, и своей ролью
в жизни Милана в разные эпохи, и своим
неслыханным по щедрости убранством,
напоминающим музей мраморной скульптуры.
Не зря же даже в Италии, чрезвычайно
богатой памятниками культуры и искусства
мирового значения, Миланский собор
называют «восьмым чудом света».
15. Оформление собора
* Над алтарём собора находится гвоздь,который, как говорят, был привезён с
распятья Христа. Главная
достопримечательность внутри собора —
золотая статуя покровительницы Милана
(«La Madonnina»).
* К достопримечательностям интерьера
надо отнести мавзолей Джан Джакомо
Медичи (1563 год), деревянные хоры,
порфировую египетскую ванну IV века,
которую используют как крестильную
купель. Ошеломляет статуя христианского
мученика Святого Варфоломея, с которого
живьём содрали кожу. Первые шесть окон
стены правого нефа забраны витражами
XV века — самыми древними в этой
базилике.
Снаружи и внутри собор украшают
более чем три с половиной тысячи
мраморных скульптур, среди которых
наиболее известна «Золотая Мадонна»,
увенчивающая центральный портал
собора на высоте 108,5 м.
16. Черты готики в соборе
* Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альпне встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии,
хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец — Симоне
де’Орсениго. Строительство началось в 1386 году.
* Пламенеющая готика – это поздний вид архитектурного готического искусства,
популярный в Европе в XV веке. Произошел от т.н. лучистой готики, основным
его отличием является особый интерес и внимание к изысканным и мелким
украшениям фасада здания. Все они похожи на языки пламени, фронтоны
удлинены, шпили заострены и направлены вверх. Глядя на здание, создается
впечатление, что все оно словно «тянется» в небо. Лепнина на фасаде очень
изысканная, похожая на кружево, с множеством завитков и колечек. Белый
мрамор еще более добавляет зданию невесомости и легкости.
17. Заключение
* Готический храм действительноявляется прообразом мироздания.
Соборы как бы стремятся вверх,
этот эффект достигается за счет
огромных окон, витражей,
тянущихся в высоту башенок,
шпилей и арок. Такое оформление
заставляет человека почувствовать
себя ближе к Богу, его мысли
устремляются к куполу гигантского
собора. В таких местах всегда
проще сконцентрироваться на
молитве.
* Готические соборы достигают
огромных размеров. Они строились
такими для того, чтобы вмещать
большее количество народа во
время служб и праздничных
церемоний. Поэтому готический
храм можно по праву назвать
образом мира.
18. Использованная литература
1.2.
3.
4.
5.
6.
Стили в искусстве / В.Г.Власов. – М.: АОЗТ «Кольна», 1995г.
История искусства / К.Верман
http://www.tourblogger.ru
http://milanru.blogspot.ru
http://ru.wikipedia.org
http://www.countries.ru
19. Работу выполнили: Гордеева Елизавета и Рулёва Анастасия. Ученицы ГБОУ СОШ №750 г.Москвы
*Физическая демонстрация контрфорсов в готических соборах
Abstract
Это занятие в классе, где учащиеся физически моделируют контрфорс, чтобы понять поток сил и их значение в готических соборах.
Цели обучения
После этого занятия учащиеся должны уметь:
- Понимать, что горизонтальная тяга развивается в остроконечных дугах
- Объясните роль аркбутанов в отведении горизонтальных сил на землю
- Опишите основные структурные характеристики готических соборов
- Признать важность готических соборов в гражданском строительстве
- Оцените связь между готическими соборами и современными «высотными зданиями»
Предыстория
Готические соборы были первыми высокими зданиями Новой Эры. Эти каменные конструкции взлетели до новых высот и раздвинули границы структур, в которых доминирует гравитация. Три основные структурные характеристики готических соборов: стрельчатые арки, контрфорсы и ребристые сводчатые потолки. Ребра потолка/остроконечные арки спускались под углом и опирались на вертикальные стойки. Горизонтальный толчок от арок никак не мог разрешиться и в некоторых случаях вызывал катастрофические обрушения. Разработка контрфорсов была необходима для передачи горизонтальной тяги на землю и предотвращения нежелательных напряжений в арках.
Неизвестно, кто изобрел аркбутаны, но как только архитекторы и инженеры начали их использовать, они смогли использовать больше стекла в стенах, и соборы стали легче и казались более «воздушными».
Студентам сначала показывают кадры из документального фильма NOVA «Строительство великих соборов», в которых объясняются вышеизложенные принципы строительства готических соборов.
В этом кинестетическом упражнении два ученика образуют арку, а другой ученик висит на «арке» как груз. Студенты могут почувствовать разницу в силе между аркой без контрфорса и аркой с контрфорсом. Благодаря этой деятельности учащиеся могут испытать и понять важность аркбутанов в строительстве соборов.
Список материалов
- 5 предметов (2 в качестве контрфорсов, 2 для изготовления стрельчатой арки и 1 в качестве груза) и один металлический стержень
Процедура
Два ученика стоят лицом друг к другу и держат между собой стержень прямыми поднятыми руками.
Предложите учащимся выполнить пример, в котором нет контрфорса, который бы их поддерживал. Они, скорее всего, не смогут выдержать вес ученика посередине или им будет трудно это сделать. Затем попросите учеников повторить попытку с добавленными учениками-контрфорсами. Они должны быть в состоянии почувствовать существенную разницу в легкости, с которой они могут удерживать ученика. Предложите учащимся поменяться ролями, чтобы все они могли ощутить разницу в поддержании нагрузки с помощью аркбутана и без него.
Наконец, попросите учащихся обобщить то, что они узнали из этого упражнения, задав вопрос или обсудив общие выводы. Ответы на этот вопрос могут быть использованы для оценки учебных целей данного занятия.
Из лекции: Готический собор и небоскреб
Скачать версию для печати
Введение в архитектуру готических соборов Европы
Вершина религиозного ликования в Европе, собор является свидетельством человеческой изобретательности и преданности . Соборы являются самыми большими и величественными церквями христианской веры. Они традиционно использовались в качестве резиденции местного епископа и предназначались для прославления Божьей славы. Соборы были широко распространены по всей Европе и сыграли важную роль в укреплении церковной власти и урбанизации. В Англии закон гласил, что в деревне нельзя строить собор, поэтому любое поселение, в котором был построен собор, немедленно повышалось до статуса города, независимо от его размера. Помимо работы в качестве религиозных центров своих территорий и окружающих церквей, соборы также служили центром для местных и региональных обществ, устраивая фестивали, религиозные службы, свадьбы и похороны. Они были одними из первых и наиболее важных источников образования в средние века. В соборах, а также в меньших церквях размещались монастыри, в которых монахов обучали читать, писать и иллюстрировать тексты. В в значительной степени неграмотной и неспокойной Европе соборы служили стабильными хранилищами огромных запасов знаний.
Архитектурный стиль претерпел несколько вариаций. Однако вершиной ошеломляющего развития соборов в средние века был готический стиль примерно с середины 12 по 16 век. В то время как Ренессанс в конечном итоге пришел на смену готической архитектуре, она останется одной из вершин европейского дизайна. Достижения в области инженерии и математики (а также изобретение остроконечной крыши, вероятно, заимствованной из исламской архитектуры) позволили собору похвастаться высокими потолками, подвешенными на тонких колоннах и инкрустированными сказочными витражами. Франция господствовала в разгар готического периода в 1250 году.0007
Соборы обычно строились в форме креста на оси восток-запад. Внешний орнамент был сосредоточен на западной части, которая обычно служила главным входом и вмещала фасад. Фасад состоял из феноменально украшенных каменных стен с впечатляющим окном или структурной группой в качестве центрального элемента над дверью. Общей чертой были соответствующие башни, в которых размещались некоторые церковные колокола, которые призывали верующих к мессе или действовали как своего рода система общественного оповещения для города. Вертикальный акцент был важным аспектом традиционной готической архитектуры, поскольку он резко контрастировал с толстыми приземистыми соборами романского периода и создавал впечатление наполненных светом, воздушных пространств через потолок, достигающий небес.
Восточная часть была обращена к восходящему солнцу и использовала внутреннюю отделку, чтобы извлечь выгоду из утреннего света. Кроме того, это была основная зона обслуживания, чтобы собрание смотрело в сторону пришествия Христа.[7] Структура восточной части показывает наибольшую архитектурную изменчивость между странами и культурами. Английские церкви имели склонность к крутому, похожему на скалу фасаду, в то время как русские и французские соборы предпочитали закругленные амбулаторные фасады, иногда украшенные контрфорсами.
Неф был проходом, ведущим от главного входа к оси, и он служил основной зоной, где собирались прихожане. Трансепт находился там, где северно-южные ветви креста пересекали восточно-западный зал; иногда их украшал небольшой шпиль или купол. Для исполнения религиозной музыки мальчики или духовенство составляли церковный хор и обычно размещались за трансептом, но перед алтарем и епископским престолом. Остальное духовенство и другие официальные лица сидели между хорами и трансептом. Алтарь и епископский трон располагались в восточной части.
Церковный орган располагался либо на чердаке в западной части, либо на галерее над хором. Купель представляла собой таз со святой водой, что способствовало христианской традиции крещения; обычно он располагался недалеко от западной части. На кафедре, расположенной перед нефом, читалось Священное Писание. Кафедра, сделанная из искусно украшенного дерева или богато украшенного камня, представляла собой возвышенную платформу, с которой читалась проповедь.[8]
На протяжении столетий перед архитекторами стояла мучительная проблема: как построить высокую церковь, чтобы потолок не обвалился из-за веса камня. Своды, использовавшиеся в то время, оказывали огромное давление вниз и наружу на опорные стены, которые рухнули бы, если бы они не были смехотворно толстыми. В прошлом решение заключалось в приземистом здании с толстыми усиленными стенами и непривлекательными барабанными колоннами, в которых допускались только самые маленькие окна.
Три изобретения сделали возможными колоссальные и стройные готические церкви. Ребристый свод изменил уравнение, заменив толстую плитную крышу тонкой черепицей, что значительно уменьшило вес, который должны были выдерживать стены. Вместо того, чтобы нести вес вдоль всей стены, архитекторы разместили тонкие своды в стратегических точках и усилили их, чтобы обеспечить массивные сводчатые потолки и изящные тонкие стены. Это новшество было объединено с готической аркой, которая перенаправляла силу потолка вниз в ребра, а не наружу.
Единственная проблема заключалась в том, что на стены по-прежнему действовала значительная внешняя сила. Архитекторы могли построить невыносимо толстые стены, чтобы выдержать новое распределение веса, но вместо этого они решили поддержать стены контрфорсом. Это часть внешней архитектуры, которая укрепляет стены в ключевых точках и распределяет нагрузку на землю. Это позволило построить необычайно высокие здания с исключительно тонкими стенами, которые были настолько устойчивыми, что огромные участки стены можно было отвести под витражи и другие украшения.
Соборы строились под руководством мастера-каменщика, который мог состоять или не состоять в гильдии. С помощью циркуля, угольника и размеченной палки каменщики могли строить высокие памятники, используя только элементарное понимание пропорций и геометрии.
Мастер-каменщик также отвечал за обучение каменщиков-подмастерьев; младшим разрешили вырезать строительные блоки, а старшим ученикам поручили проработать детали фасада и другие важные элементы дизайна. Каменные блоки вырезались на земле, а затем доставлялись на строительную площадку по воде или на повозке, запряженной быками; по прибытии краны подняли блоки на деревянные опорные рамы, которые удерживали их на месте, прежде чем был установлен замковый камень, чтобы закрепить всю сборку.
Строительство обычно велось в весенние и летние месяцы, а осенью готовились к зиме и давали время высохнуть раствору и осесть камням. Зимой, как правило, вырезали новые строительные блоки, которые можно было использовать в следующем строительном сезоне.
В этом видео показано, как современные каменщики создают блоки для последующего использования в здании.[19]
В этом видеоролике рассказывается о различных методах и идеях, помогающих поддерживать соборы в целости.[21]
Элементы фасада были стратегически расположены для усиления несущих секций. Духовенство оплачивало содержание фасада, на котором часто изображали мелких животных или сцены с натуры. Некоторые представители духовенства платили за гротескные фигуры, изображающие грех и порок и служившие поучительным рассказом.[22]
Внутреннее убранство часто продолжало тему фасада в западной части, обычно с изображением религиозных фигур и сцен. Некоторые из них очевидны, а другие мелкие и сложные.
В этом видео показан современный художник, работающий с камнем для создания детализированного бюста.[24]
На этом видео показана работа каменщика, восстанавливающего фасад собора Святого Павла.[26]
Горгульи были наиболее известны в средневековой Франции и были созданы, чтобы отпугивать демонов своим чудовищным видом. Они также служили архитектурным целям в качестве водостоков, собирая и сливая дождевую воду во время проливных дождей.
Время сборки существовало в континууме; он мог длиться от сорока пяти лет (как в случае с Шартрским собором) или до восьмисот лет (как в случае с Кельнским собором)[30]. Время строительства определялось последовательной финансовой поддержкой, местной и региональной стабильностью и сменяющими друг друга поколениями строительного персонала. Высшее духовенство обычно обеспечивало финансирование, и из-за огромного престижа и инвестиций, которые представлял собор, епископы обычно жертвовали часть своего значительного состояния. Финансирование поддерживалось за счет пожертвований от собрания, введения платы за проступки духовенства, такие как опоздание или грех, или отправки реликвий в турне, что могло оказаться чрезвычайно прибыльным. Начиная с середины двенадцатого века церковь начала предлагать индульгенции, которые прощали грехи, если они работали в соборе. Это заменило крестовые походы как самый популярный способ получить отпущение грехов.
Из-за того, что строительство собора происходит из поколения в поколение, большинство людей, начавших проект, никогда не доживут до его завершения.
Это видео дает представление о том, какая вера требуется для того, чтобы всю жизнь строить то, что вы никогда не увидите завершенным.[34]
Собор Шартрской Богоматери, Шартр Франция
В Шартре, Франция, находится Шартрский собор, также называемый Собором Шартрской Богоматери. Это один из первых соборов в истинно готическом стиле, и он служит одним из наиболее хорошо сохранившихся и чистейших образцов религиозной архитектуры 13 века. Он считался образцом даже в свое время благодаря своим математически совершенным пропорциям и блестящему использованию новых архитектурных моделей и дизайнов; он вдохновил на строительство соборов по всей Европе в течение следующих трехсот лет. Несмотря на то, что в каждую эпоху смены стилей вносились дополнения, общая готическая структура пережила сотни лет и продолжает служить свидетельством изобретательности и инноваций.
Нотр-Дам де Пари, Париж Франция
Нотр-Дам де Пари — один из самых известных соборов в мире. Строительство началось в 1163 году под командованием короля Франции Людовика VII и папы Александра III. После нескольких изменений в середине строительства и внедрения новых технологий он был окончательно завершен в 1345 году. С тех пор он вдохновил «Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго, стал домом для культа разума во время Французской революции и стал свидетелем коронации императора Наполеона в 1803 году. ]
Собор является абсолютным триумфом французского упорства и богатства. Знаменитые окна с тремя розами — это огромные чудеса терпения и планирования. Южная роза состоит из восьмидесяти четырех панелей, изображающих жизнь Христа и выдающихся библейских деятелей. Фасад церкви отличается геометрической простотой и чистотой, а арки, ведущие к дверям, украшены потрясающими деталями.
Кентерберийский собор, Кентербери, Англия
Кентерберийский собор в Англии — прекрасный образец английской соборной архитектуры. Большая часть романской постройки была уничтожена пожаром 1174 года, в результате чего церковь была перестроена в готическом стиле. В 1170 году Томас Бекет, самый известный архиепископ собора, был убит, возможно, по приказу короля Генриха II. В 1540 году монастырь был закрыт по приказу короля Генриха VIII во время учреждения англиканской церкви, а его содержание взял на себя капитул Кентерберийский. Церковь была повреждена во время гражданской войны в Англии в 1640 году и снова во время Второй мировой войны, когда нацистские люфтваффе сбросили зажигательные бомбы, уничтожившие библиотеку собора.
Витражи способны вызывать благоговение и благоговение у зрителя. В то время как в исламских мечетях также есть потрясающие образцы витражей, такие как мечеть Насир-ол-Молк в Ширазе, Иран, в Европе, искусство изготовления витражей достигло своего апогея в период высокой готики, когда массивные работы были сделаны на заказ для огромного собора. окна. Это стало возможным только благодаря новому распределению веса готических архитектурных новшеств. Один из немногих первоисточников, подробно описывающих этот процесс, был написан немецким монахом по имени Феофил, который записал свои наблюдения, изучая стекольщиков и ремесленников. В своей книге «О разнообразных искусствах» он описывает, как мастера смешивали песок и древесную золу, плавили их до состояния жидкости, а затем смешивали с молотым металлом для придания цвета. Как только жидкость остыла, она стала стеклом, которое было помещено между полосами свинца в узор, который хотел художник.
Когда панель была готова, художник наложил замазку для гидроизоляции стекла, а затем установил железную раму для устойчивости; затем было установлено окно. Если требовались мелкие детали, то художник дорисовывал их уже после установки окна.[46]В этом видео показано, как изготавливаются витражи в современном стиле, вдохновленном средневековыми технологиями.[47]
«Древние мегаструктуры». National Geographic — видео, телешоу и фото — Канада. По состоянию на 14 октября 2018 г. http://natgeotv.com/ca/ancient-megastructures
Arriqui. Detalle Del Portico de La Puerta Principal de La Catedral de Amiens Que Repressenta El Juicio Final
автор, Неизвестный Неизвестный. Курс философии в Париже . конец XIV века. Кастр, муниципальная библиотека. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Philo_mediev.jpg
«BBC — История — Подробная история Великобритании: средневековый каменщик». По состоянию на 14 октября 2018 г. http://www.bbc.co.uk/history/british/middle_ages/architecture_medmason_01.shtml
«Cathedral — New World Encyclopedia». По состоянию на 13 октября 2018 г. http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Cathedral.
«Здание собора в средние века — объект всемирного наследия Дарема». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.durhamworldheritagesite.com/architecture/cathedral/construction
Centre, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Шартрский собор». Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. По состоянию на 14 октября 2018 г. https://whc.unesco.org/en/list/81/
Chriskaridis. Русский: Подробный обзор деталей барабанной перепонки Страшного Суда . 3 января 2016. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Close_look_of_the_details_on_the_Tympanum_of_the_Last_Judgment.jpg
Монастыри, Автор: Департамент средневекового искусства и The. «Витражи в средневековой Европе | Эссе | Хайльбрунн Хронология истории искусств | Метрополитен-музей». Хейльбруннская хронология истории искусств Метрополитена. По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.metmuseum.org/toah/hd/glas/hd_glas.htm
Колин. Русский: 12 горгулий аббатства Пейсли, которые были заменены в 1991 году. В набор входят «Не вижу зла», «Не говорю зла», «Не слышу зла» и «Чужой».
DXR. Русский: Интерьер Сент-Шапель-де-Венсен, встроенный в здания Венсенского замка . 8 марта 2014. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Interior_of_Sainte_Chapelle,_Vincennes_140308_1.jpg
———. Русский: Розовое окно Сент-Шапель-де-Венсен, вид изнутри капеллы. 8 марта 2014 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rose_Window_of_Sainte-Chapelle_de_Vincennes,_Interior_View_140308_1.jpg
«Изучение фантастической истории горгулий в готической архитектуре». My Modern Met (блог), 8 апреля 2018 г. https://mymodernmet.com/what-is-a-gargoyle/
«Файл: Catedral Amiens Detalle 1.JPG — Wikimedia Commons». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Catedral_amiens_detalle_1.JPG
«File:Chartres 1.Jpg — Wikimedia Commons». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chartres_1.jpg
«File:Coupe.Nef.Cathedrale.Amiens.Png — Wikimedia Commons». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Coupe.nef.cathedrale.Amiens.png
«Файл: Реконструкция Иерусалимского храма.Jpg — Wikimedia Commons». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Reconstruction_of_the_temple_of_Jerusalem.jpg
Флетчер, Банистер и Банистер Флетчер. История архитектуры по сравнительному методу . США: Nabu Press, 2012.
«Готическая архитектура». Британская энциклопедия. По состоянию на 13 октября 2018 г. https://www.britannica.com/art/Gothic-architecture
«Готическое искусство — Britannica Academic». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://academic-eb-com.proxy.library.vcu.edu/levels/collegiate/article/Gothic-art/37489
Great Big Story. Одинокий человек, строящий собор вручную . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=pRy3S_tmJj4
House, Кентерберийский собор и 11 The Precincts Canterbury. «1400 лет истории». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.canterbury-cathedral.org/heritage/history/cathedral-history-in-a-nutshell
Как это сделано. Как это сделано – 166 Витражи . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=ABBDgCNmPvk
i, P. e z. Русский: Собор Парижской Богоматери, вид на запад, Париж, Франция . 24 июля 2013 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Notre_Dame_de_Paris_DSC_0846w.jpg
История международной школы. Как построить собор – метод . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=BHqciHh8xb4.
Лекс Уилкинсон. Соборные каменщики . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=Omjvxf8VBcQ.
Математический рыцарь. Русский: Собор Нотр-Дам де Шартр, Высокая готика, Шартр, Франция . 15 февраля 2016 г. Собственная работа на основе следующих изображений: http://de.wikipedia.org/wiki/Benutzer:Honge Пользователь:Robin Poitou; Пользователь: Марианна Казаманс; Пользователь: MMensler; Пользователь: Марианна Казаманс. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chartres-Cathedral-0006.jpg
«Средневековое образование и роль церкви | Энциклопедия.Ком». По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.encyclopedia.com/humanities/culture-magazines/medieval-education-and-role-church
National Geographic. Посмотрите, как шедевр возникает из цельного каменного блока | Демонстрация короткометражных фильмов . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=2q5IVRkXJtk
«Нотр-Дам де Пари». Богоматерь Парижская. По состоянию на 14 октября 2018 г. http://www.notredamedeparis.fr/en/
Олдманисолд. Русский: Интерьерный витраж Сент-Шапель . 27 апреля 2018. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sainte_Chapelle_Interior_Stained_Glass.jpg
PHGCOM. Дьявол, Центральные ворота Нотр-Дам Париж . 2007. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:DevilCentralGateNotreDameParis.jpg
«Роза Суд». Нотр-Дам де Пари (блог). По состоянию на 14 октября 2018 г. http://www.notredamedeparis.fr/la-cathedrale/linterieur/vitraux/rose-sud/
seul, Apsis svg: de:Benutzer:Leonce49Схематический план собора PNG: Lusitania, с изменениями TTaylorderivative work: Nemoi n’aime pas parler tout. Français : Plan d’une Basilique Au Sol ; Base Sur Apsis.Svg Licenciée Sous GFDL Par Leonce49 et Inspiré de l’image Cathedral Schematic Plan.PNG Également Place En GFDL Par Lusitania et TTaylor. 29 января 2010 г. Apsis.svg Схематический план собора.PNG. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cathedral_schematic_plan_en_vectorial.svg
Сент-Полс, Лондон. Работа каменщика в соборе Святого Павла . По состоянию на 14 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=_iTAKttcc-8
Terbócs, Attila. Мадьяр: Санта-Мария-ин-Космедин-Темплом Бельсо Тере . Октябрь 2006 г. Производитель Pasztilla. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Santa_Maria_in_Cosmedin-templom_belso.jpg
Великобритания, Джулс и Дженни из Линкольна. В Южном Окулусе сохранились четырнадцать оригинальных декоративных панелей, остальные представляют собой реконструкцию иконографической схемы Джорджа Остина-младшего на основе оставшегося стекла в противоположном окне. 901:22 11 января 2014 года. Кентерберийский собор, южный Окулус. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Canterbury_Cathedral, south_Oculus (37582928966).jpg
Пользователь: Лузитана. Русский: Витраж (фрагмент) в капелле Айнебурга, Бельгия. 30 апреля 2006 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eyneburg_3.jpg
———. Русский: Витраж (фрагмент) в капелле Айнебурга, Бельгия. 30 апреля 2006 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eyneburg_4.jpg
———. Русский: Витраж в капелле Айнебурга, Бельгия. 30 апреля 2006 г. Собственная работа. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eyneburg_2.JPG
Виолле-ле-Дюк, Эжен. Deutsch: Der Ursprüngliche Grundriss Der Kathedrale von Amiens Mit Quadratischen Türmen, Später Verkürzt Entlang Der Linie EF, Und Ohne Die Später Angefügten Kapellen Am Langhaus. Французский : Plan de La Cathédrale d’Amiens Selon Le Plan Original Aux Tours Carrées, Puis Réduit Le Long de La Ligne E-F, et sans Les Chapelles Latérales de La Nef. 1854. Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIe au XVIe siècle. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Plan. cathedrale.Amiens.png
Рабочий, Заки Эвенор на основе файла: Северное розовое окно Нотр-Дам де Пари, август 2010 г. jpg Джули Энн. Русский: Окно-роза в готическом стиле Rayonnant (северный трансепт), Собор Парижской Богоматери . 22 августа 2010 г. Flickr: https://www.flickr.com/photos/zachievenor/34705711854, на основе файла: Северная роза окна Нотр-Дам де Пари, август 2010 г..jpg. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Gothic-Rayonnant_Rose-6.jpg
WyrdLight.com, Энтони МакКаллум: автор, фотограф, полноправный владелец авторских прав и правообладатель. Русский: Кентерберийский собор, Великобритания с юго-запада . 2006. http://www.wyrdlight.com Автор: Энтони МакКаллум. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Canterbury-cathedral-wyrdlight.jpg
Oldmanisold, English .
«Собор – Энциклопедия Нового Света».
«Средневековое образование и роль церкви | Энциклопедия.Ком».
автора, Cours de Philosophie à Paris .
«Готическая архитектура».
«Файл:Chartres 1.Jpg — Wikimedia Commons».
Флетчер и Флетчер, История архитектуры по сравнительному методу .
Флетчер и Флетчер.
seul, Français .
«Готическое искусство — Britannica Academic».
Тербоч, Мадьяр .
DXR, English , 8 марта 2014 г.
«Готическое искусство — Britannica Academic».
«Файл:Coupe.Nef.Cathedrale.Amiens.Png — Wikimedia Commons».
«Готическое искусство — Britannica Academic».
«Файл:Coupe.Nef.Cathedrale.Amiens.Png — Wikimedia Commons».
«Би-би-си — История — Британская история в деталях».
«Би-би-си — История — Британская история в деталях».
Лекс Уилкинсон, Кафедральный каменщик .
Виолле-ле-Дюк, Немецкий .
История международной школы, Как построить собор – метод .
«Би-би-си — История — Британская история в деталях».
PHGCOM, Devil, Central Gate Notre Dame Paris .
National Geographic, Наблюдайте, как шедевр возникает из цельного каменного блока | Демонстрация короткометражных фильмов .
Аррики, Detalle Del Portico de La Puerta Principal de La Catedral de Amiens Que Repressenta El Juicio Final .
StPaulsLondon, Работа каменщика в соборе Святого Павла .
«Файл: Catedral Amiens Detalle 1.JPG — Wikimedia Commons».
«Изучение фантастической истории горгулий в готической архитектуре».
Колин, Английский .
«Древние мегаструктуры».
«Здание собора в средние века — Дарем, объект всемирного наследия».
«Би-би-си — История — Британская история в деталях».
«Файл:Реконструкция Иерусалимского храма.Jpg — Wikimedia Commons».
Великая большая история, Одинокий человек, строящий собор вручную .
Центр, «Шартрский собор».
Центр.
MathKnight, Английский .
«Нотр-Дам де Пари».
«Нотр-Дам де Пари».
«Роза Суд».
i, Английский .
Крискаридис, Английский .
Дом и Кентербери, «1400 лет истории».
Дом и Кентербери.
WyrdLight.com, английский .
Монастыри, «Витражи в средневековой Европе | Эссе | Хайльбрунн Хронология истории искусств | Метрополитен-музей».
Как это сделано, Как это сделано – 166 Витраж .
Рабочий, Английский .
DXR, английский , 8 марта 2014 г.