- Краткая история и характеристика народного деревянного зодчества Русского Севера | Школа плотника-реставратора| Электронная библиотека
- Деревянное зодчество Древней Руси и России
- 8 характеристик русского деревянного зодчества
- История деревянного зодчества Древней Руси
- Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России
- Основная форма деревянной постройки
- Почему говорят «
- Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси
- Деревянные христианские храмы Древней Руси
- Вышгороды и оборонительные постройки
- Памятники деревянного зодчества Руси
- Деревянное зодчество острова Кижи, Россия – RTF
- ТОП10 музеев деревянного зодчества России – описание, много фото
- Шушенский музей деревянного зодчества
- Витославлицы Музей деревянного зодчества
- Богословский музей деревянного зодчества
- Музей деревянного зодчества в Суздале
- Музей деревянного зодчества г. Кострома Слобода
- Музей деревянного зодчества в Коломенском
- Музей деревянного зодчества Щелковский хутор
- Деревянное зодчество Томска
- Деревянное зодчество Новосибирска
- Этнографическая деревня Кострома
- Музей деревянного зодчества Семенково
Краткая история и характеристика народного деревянного зодчества Русского Севера | Школа плотника-реставратора| Электронная библиотека
Строительство из дерева было с древнейших времён широко распространено в лесных районах.
Лёгкая доступность материала, его самовозобновление, простота обработки позволили древесине стать основным строительным материалом при постройке зданий и сооружений различного назначения на Севере России со времён появления первого наземного жилища до XX века. Считается, что на территорию современной Карелии навыки и традиции деревянного зодчества были привнесены, главным образом, новгородскими переселенцами, осуществившими мирную колонизацию части этих земель с ХI-ХII веков.
Характер народного зодчества, его особенности, интенсивность и направленность развития, зависели от целого ряда факторов и при многих общих чертах, в разных районах Карелии народная архитектура отличалась своеобразием и неповторимостью.
К основным факторам, определявшим особенности становления народной архитектуры, можно отнести: природно-географические условия, этническую принадлежность, уровень социально-экономического развития, особенности мировоззрения, бытового уклада крестьян.
Основными источниками для изучения народной архитектуры являются историко-архивные документы, исторический изобразительный материал (иконы, зарисовки и описания путешественников), сами старинные здания. Возраст наиболее древних построек сохранившихся до наших дней насчитывает для культовых зданий максимум 400 лет, для жилых – 150 лет.[текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]
Основой любой бревенчатой постройки являлась прямоугольная рубленная из брёвен клеть, различные пристройки и докомпоновки к которой с изменением планировочной и объёмной структуры зданий, приводили к созданию построек разнообразных типов и назначений.
Эволюция культовых зданий происходила не однозначно. Часовни, как правило, видоизменялись от более простых, одночастных и двучастных, разношироких, к трёхчастным с помещениями равной ширины, с надстроенными над сенями звонницами. Однако в более поздний период времени (конец XIX – нач. ХХ вв.) появляются вновь часовни упрощённые по форме и планировке, близкие к более древним, но в то же время обладающие отличными от средневековых часовен формами и характером дверных и оконных проёмов, пропорциональными соотношениями и т. п…
Интересной представляется и характер развития церковных зданий, происходивший от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определённые, выявленные исследователями закономерности, в развитии и формировании тех или иных форм зданий в различных районах Русского Севера, Карелии. Это также самостоятельная обширная тема, с которой можно более детально ознакомиться по указанным выше библиографическим источникам.
Жилые крестьянские дома на территории современной Карелии к середине XIX века представляли собой дом-комплекс, объединяющий под одной крышей жильё и хозяйственную часть. Структура этих домов, системы блокировки жилья и хозяйственного двора так же не были одинаковы для всей Карелии. В настоящее время исследователями сделаны попытки провести картографирование по территории Карелии на различные периоды времени преобладавших в том или ином районе типов жилого дома, тех или иных его характерных элементов и конструкций. Так, только для Заонежья середины XIX в. было характерно почти преимущественное преобладание домов типа «кошель» и «глаголь». Но уже к началу XX в. многие из них были заменены на дома-комплексы «брус». Для различных районов Карелии было характерно не только отличие в типологии построек, но и значительное своеобразие деталей, элементов, декоративных мотивов. Знание этих отличий порой позволяет безошибочно соотнести ту или иную постройку с районом и этнической группой, к которым она принадлежит.
В настоящем разделе приведены только общие положения о развитии народной архитектуры, отмечено большое разнообразие существовавших традиционных архитектурно-строительных форм и приёмов. Представление об этом необходимо каждому реставратору, для того, чтобы при выполнении докомпоновок, замен, восстановлений но аналогам не допустить ошибок по идентификации тех или иных приёмов для конкретного памятника, и не создавать обобщённый нивелированный облик этих памятников.[текст с сайта музея-заповедника “Кижи”: http://kizhi.karelia.ru]
Детально материал по этому разделу предполагается сформировать и выпустить в виде отдельного методического пособия для Плотницкого Центра в ходе последующей планомерной работы.
В виде приложения к настоящему разделу приводится часть хронологической таблицы по культовым зданиям Карелии, разработанной В. П. Орфинским, и позволяющей достаточно объективно определять датировку и вероятный характер конструктивных решений для культовых зданий различного периода постройки. Использование этих данных также поможет избежать ошибок при проведении реставрации.
Рекомендуемая литература:
- М. Красовский. Курс истории Русской архитектуры, ч. 1. Деревянное зодчество.— Петроград, 1916.
- Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941. (библиотека музея «Кижи»).
- Орфинский В. П. Карельское деревянное зодчество и его связь с архитектурой русского Севера. // Архитектурное наследство, № 23, М.,1975.
- Орфинский В. П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии. // Архитектурное наследство, № 31, М., 1983.
- Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. (библиотека музея «Кижи»).
- Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск, 1972. (библиотека музея «Кижи»).
- Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество (Культовая архитектура). М., 1986.
- Ополовников А. В. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Деревянное зодчество Древней Руси и России
Деревянное зодчество Древней Руси и России — это народная архитектура, «единственным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения был топор» (Я.В. Малков). Она выражает мировосприятие русского народа, его вкусы и образ жизни.
Строения из дерева c древних времён до нас не дошли. Но так как навыки и принципы строительства сохранялись из поколения в поколение, мы можем судить о них по постройкам более позднего времени, сохранившимся изображениям и описаниям в письменных источниках.
Содержание
8 характеристик русского деревянного зодчества
- Бережное отношение к окружающей среде.
- Единственность строительного материала.
- Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
- Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
- Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
- Слияние практичности и красоты.
- Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
- Возможность разборки и перевозки.
Отношение к дереву русских зодчих
Не каждое дерево могло стать строительным материалом. Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение.
Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)
Крестьянская изба. Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Конструктивная деталь безгвоздевой крыши «курица». Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Фрагмент кровли с «курицами». Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.
Навесное крыльцо Кондопожской церкви. (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)
Повал (Источник: «Популярная художественная энциклопедия. » Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)
Декоративный консольный выпуск брёвен. (Источник: https://kelohouse.ru/dekor-doma15.html)
Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика Кондогопской церкви (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)
Русские зодчие всё конструктивно-функциональное делали одновременно архитектурно-художественным. К дереву относились как к материалу творчества.
Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества
Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.
Церковь Артимия Праведного, Пинежский район,рисунки П. Фефилова. (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)
Ансамбль села Ненокса. Никольская церковь 1725-1764 гг., колокольня (реставрация 1989 г.), Троицкая церковь 1725-1764 гг. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)
Ансамбль погоста Ракула. Реконструкция Ю.С. Ушакова (ИСточник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)
Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.
История деревянного зодчества Древней Руси
История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.
Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество
На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.
Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.
Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси
Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.
Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.
Русское деревянное зодчество в советский период
Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.
Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.
Деревянное зодчество Руси в настоящее время
Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например, выстроенные без гвоздей церкви реставрируют с использованием металлических гвоздей (читайте на дзен канале Архитектура «Кижи без гвоздя: правда ли это?).
До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье «Почему в России гибнут старинные города» разбираются причины такого удручающего положения.
Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России
Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.
Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.
План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье «Ведические храмы древних славян«. (Кликайте на картинку для просмотра.)
Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)
План языческого (ведического) храма по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)
Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.
Введенский тихвинский девичий монастырь на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым
Торжок. Изображение города в книге «Записки о Московии» (1549 г) Герберштейна, дипломата Римской империи на Руси.
Улицы Москвы (1656 г). Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. — С. 212.
Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)
Успенская церковь и колокольня в начале XX века (Кондопога). Автор: неизвестен — http://www.kondopoga.ru/2563-istoriya-uspenskogo-pravoslavnogo-prihoda-v-g-kondopoge.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia. org/w/index.php?curid=71673040
Церковь Преображения Господня в Кижах. Автор: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4049308
Изба (Вологодская обл., XVIII в.): а — общий вид, б — план жилого этажа; 1 — сарай. 2 — сени, 3 — изба, 4 — клетьИсточник: http://mebel.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st027.shtml
Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.
Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.
Основная форма деревянной постройки
Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.
Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик».
Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно.
Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».
Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.
Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Восьмирик на четверике (фото: https://arzamas.academy/)Что такое горница, хоромы, изба
Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.
Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром ЕвстафьевымНесколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т. д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.
Клетский верх и крещатые бочки
«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).
Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).
Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).
Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).
Чем крыли крыши в Древней Руси
Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.
Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.
Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.
Почему говорят «
срубить избу»Особенностью древнерусского зодчества было то, что при строительстве в качестве инструмента использовались только топоры. Пилы применялись только при внутренних работах, потому что она при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для впитывания воды. Топор же сминает волокна, как бы запечатывает торцы бревен и они дольше служат.
Поэтому до сих пор в ходу выражение «срубить избу». И гвозди не использовали, а применяли деревянные костыли — «шканты».
Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси
Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.
За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.
Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.
Деревянные христианские храмы Древней Руси
После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.
Самый простой тип храма
Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.
Деревянный храм Софии в Новгороде. 998 год. Реконструкция Л. Е. Красноречьева
Деревянная церковь XIV века в Кижах.
Шатровый храм. Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье «Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах«.
Первая многоглавая церковь
Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.
Шатровый и ярусный тип церквей
Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.
Ярусная церковь Иоанна Предтечи. Ширков погост. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Кубоватая церковь Вознесения. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Било большое, било малое. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007276/)
Троицкая часовня,р-он Пинежский. Рис. П. Фефилова (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura. html)
С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.
Что было вместо колоколен
Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.
Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.
Часовни: что это и почему такое название
Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.
Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.
Вышгороды и оборонительные постройки
«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.
Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».
Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».
Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. Реконструкция Б.А. Рыбакова. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)
Древний Новгород. Х в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)
Вал и крепостная стена Белгорода Х в. Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)
Братский острог (1654 г. ) Северо-западная башня, фасад, разрез, планы двух ярусов. (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)
Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.
Памятники деревянного зодчества Руси
Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это всемирно известный ансамбль Кижского погоста, Успенский собор в Кеми, церковь Успения в Кондопоге и храмы Поонежья и Подвинья.
Кижи. Объект всемирного наследия. (Фото из интернета)
Успенский собор, Кемь. (Автор: Vitold Muratov — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28021991)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кандапог, Карелия (Фото из интренета)
Церковь Богоявления Господня. Деревня Поле Онежского района. Автор: InkognitoV — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons. wikimedia.org/w/index.php?curid=28636521
Церковь Иоанна Богослова. Село Богослово на реке Ишне. Ярославская область. XVII в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Проездная башня Николо-Карельского монастрыря. Русское деревянное оборонительное зодчество. Фото: Плотников. В.А. Надвратная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), 1906-07 г. (Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1491.html)
Деревянное зодчество древней Руси и России можно сохранить общими усилиями. На сайте Общее дело собрана информация о храмах и часовнях Севера. Он рассказывает, что сделано для сохранения наследия, что нужно делать, как принять участие в возрождении деревянных храмов Севера. А стоит ли их сохранять? Пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Деревянное зодчество острова Кижи, Россия – RTF
Остров Кижи, Россия, является частью 40 островов Шардонского архипелага в центре Онежского озера и занимает около 6 км.
Деревянное зодчество можно найти по всей России, но остров Кижи может похвастаться одними из самых известных и замысловатых образцов в стране. Эти сооружения датируются несколькими веками (самые старые из 14-го века), и некоторые из них были перевезены на остров, чтобы их можно было сохранить и сделать доступными для публики.
На этом чудесном острове Кижи оригинальный строительный комплекс Спасский Погост с 1990 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Остров Кижи ©airpano.comВеличайший музей под открытым небом
Хотя многие здания на острове Кижи стояли веками, только в середине 20-го века Советы решили превратить остров Кижи в музей под открытым небом.
Государственный музей деревянного зодчества под открытым небом Кижи, основанный в 1951 году, представляет собой комплекс церквей, жилых домов, ветряных и водяных мельниц, кузниц, конюшен, колоколен и русских бань, вписанных в красивый природный ландшафт.
Спустя столетия строительство большинства поселений пришло в упадок, но новая глава в истории Кижей началась в 1966 году, когда было принято решение о восстановлении двух деревянных церквей и колокольни. Затем сюда были перевезены памятники деревянного зодчества из других исторических деревень Заонежья, и теперь он стал одним из крупнейших музеев под открытым небом в России.
Потрясающий образец древнерусского зодчества и высочайшего мастерства. Кижи представляют собой уникальные архитектурные памятники, предметы искусства и быта, воспроизводящие трехвековое искусство дерева.
На самом деле русские, карельские и вепсские деревни, существовавшие в различных районах Карелии, в Олонецкой и Архангельской губерниях до конца 19 века сначала восстанавливали старинные дома, а затем воспроизводили их по старинным схемам, приемам и материалам, а остров представлен несколькими жилыми поселками, где многие дома также являются памятниками деревянного зодчества.
Преображенская церковь
Преображенская церковь – самое известное и главное сооружение комплекса. Он был построен во время Северной войны (1700–1721 гг. ), когда Россия утверждала себя как держава на берегах Балтийского моря. Церковь стала выражением великого таланта своего народа. Преображенская церковь – непревзойденная вершина популярного русского деревянного зодчества.
В его составе в полной мере реализованы лучшие традиции северных столяров по дереву, представление о крестьянской красоте, рожденной постоянным трудом, в вечной связи с полем, лесом, озером, своим домом. В архитектуре всего комплекса чувствуется язычество, православный фестоизм, суровый аскетизм древних обрядов, барокко, дыхание культуры коренных жителей этих мест: карелов и вепсов.
Церковь Спаса Преображения на острове Кижи возведена на месте старой церкви, подожженной молнией. Его высота до креста центрального купола составляет 35 метров. С крестом вы получаете 37 метров. Церковь восьмиугольного типа на нескольких уровнях. В качестве строительного материала использовались сосна, тремоло и пихта.
С конструктивной точки зрения церковь построена «сухой», то есть без пакли или моховой заделки, кроме того, в церкви нет двойных дверей, окон, а также подогрева пола и потолка.
Центральный объем состоит из трех уменьшающихся диапазонов измерений. 22 купола покрыты стругами, которые парят в небе на нескольких уровнях, создавая поистине уникальный и неповторимый силуэт. Размер куполов варьируется в зависимости от уровня: во втором уровне они немного меньше, чем в первом, в третьем они больше, чем во втором, в четвертом они меньше. Над ними, примерно в три раза больше, огромный центральный купол, венчающий всю композицию.
Трапезная перекрыта трехъярусной покатой крышей, вход в церковь перекрыт крыльцом. Церковь украшена досками в начале 19 века, купола обшиты водонепроницаемым железом. При реставрации 1950 г. под руководством архитектора А.В. Ополовников.
При строительстве Спасо-Преображенской церкви архитекторы думали не только о красоте линий и архитектурных форм, но и уделяли внимание практической стороне, чтобы придать вечность этому прекрасному строению.
Многие части и детали церкви, считающиеся декоративными, на самом деле выполняют защитную функцию. Купола, бочкообразный свод, тоннели, аркады объединены не только в изящную архитектурную композицию, но и в единую техническую систему, продуманную до мелочей отвода дождевой воды и защиты от атмосферных осадков.
Даже если капля дождя пройдет через крышу, вода не повредит картины, так как внутри восьмиугольника вставлена вторая крыша из массивного деревянного бруса, слоя бересты и березовой сетки.
Внутреннее убранство церкви простое, но очень красивое: здесь нет особо вычурных фресок или резьбы. Напротив, сплошные бревенчатые стены, большие деревянные доски на полу и массивные дверные косяки, лишь скамейки, расставленные вдоль стен храма, слегка вырезаны.
Церковь не имеет фундамента и стоит на каменном цоколе, только под приделом западной церкви, в 1870 г. приготовлено основание на известковом растворе.
Покровская церковь
Покровская церковь на Кижах была построена рядом с Спасо-Преображенской на полвека позже, в 1764 году, хотя, по некоторым документам, дату можно было перенести на несколько лет вперед. Его высота 27 м. Оставшимся неизвестным архитекторам-проектировщикам предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не затеряться рядом с чудом из 22 куполов Спасо-Преображенской церкви?
Решение было найдено так: Покровская церковь интегрирует в себе эхо Спасо-Преображенского, отзывается на него эхом своей эксклюзивной архитектуры.
Восемь венцов Покровской церкви окружают центральный никель. Церковь уравновешивает свою композицию, простираясь вверх вершиной восьмиугольника и завершаясь уравновешенным Повалом.
Покровская церковь украшена очень бережно. Резной и зубчатый пояс фронтона придает «монументальному строению ноту теплоты и чистой любви русских к шитому изяществу» и является одним из немногих декоративных элементов этого храма. Однако все элементы носят не только декоративный характер, но и выполняют функцию защиты от влаги. Каждый зуб фронтонного пояса имеет желобки, куда собирается дождевая вода.
Волна обновления второй половины XIX века затронула и Покровскую церковь: стена между корпусами храма и трапезной расширена наискосок, стены оштукатурены.
Обследование церкви показало, что она реставрировалась несколько раз, наверное, три. Дендрохронологический анализ бревен показывает, что они были изготовлены в конце XVII века, что позволяет предположить две гипотезы:
- Церковь построена в 1764 году из подготовленного и открытого материала конца XVII века; в 1764 г. церковь была восстановлена, а затем достроена в конце 17 в.
- Более вероятно второе предположение о том, что церковь строилась в несколько этапов, пока не приобрела свой нынешний вид.
Для церквей севера характерны небольшие размеры и простота внутреннего убранства, хотя, однако, главное – это внешний вид.
Покровская церковь ©flicker.com Покровская церковь – крыша ©flicker.comЦерковь Воскресения Лазаря
Церковь является старейшей из экспозиций музея и одним из старейших сохранившихся зданий на территории России. Его можно было бы назвать миниатюрной архитектурой, настолько он мал по размерам, но в то же время имеет гармоничные и изящные формы.
В 1959 г. перевезена в Кижи Муромским монастырем и отремонтирована. Он занимает особое место в музейной экспозиции, поскольку помогает проследить путь эволюции и развития искусства обработки дерева: от простой конструкции к композиции, к множеству куполов Кижского погоста. В 1980-е годы церковь была отгорожена деревянным забором.
Посеребрённый от времени храм с неким музейным обустройством был поставлен недалеко, почти у подножия Преображенской и Покровской церквей. Фундамента нет (как и у Спасо-Преображенской церкви), здание стоит на огромных каменных валунах.
Самая старая часть состоит из кубической молитвенной комнаты и прямоугольной, в которой находится алтарь. Оба объема завершаются трехконтурными апсидами, увенчанными крутыми шатровыми крышами и луковичным куполом с крестом. Некоторые нарушения геометрического рисунка, такие как неперпендикулярность стен алтаря, асимметрия расположения окон, особенно алтарных, придают храму дополнительный шарм.
Отклонение от архитектурного канона церкви Лазаря не случайность, идентичные тенденции встречаются во многих деревянных церквях севера России. Уточнение их архитектурного решения является закономерным результатом приспособления канона к традиционной крестьянской среде, вероятно, под влиянием жилых или хозяйственных построек.
Церковь Воскресения Лазаря ©airpano.comПавильон Кижского погоста Колокольня
Колокольня построена в 1863 году на месте старой из-за ветхости. Его высота составляет 30 м. В 1872 г. И. Копошев изменил проект реконструкции «в связи с невозможностью утвердить намечаемую перестройку восьмиугольника колокольни». Предполагается, что в 1874 г. была проведена реконструкция верхней части колокольни.
В плане квадратное сооружение разделено двумя продольными стенами на три части: тамбур, лестничную клетку и кладовую. По высоте внутренний объем колокольни разделен на три уровня, соединенных лестницей, ведущей в звонницу. Колокольня с девятью балками, поддерживающими шатер, размещена над восьмиугольником и увенчана куполом из плуг с крестом. Наружные двери обшиты панелями. Крыши покрыты двумя слоями двухканальной обшивки для водосточного желоба.
Колокольня ©airpano.comЧасовня Архангела Михаила
Расположена в центре основной экспозиции музея. Он небольшой и имеет размеры 11×3×12 см. Он стоит на открытом месте, среди трав и дачных цветов, его серебристый плуг блестит в лучах солнца, тени стриженных светильников весело играют, его колокольчики оповещают и приглашают на праздник всю округу.
Часовня перевезена в Кижи из села Леликозеро в 1961, где он лежал на холме в открытом грунте. Так как часовня была лишена обычного соснового убранства, столь характерного для северных часовен, зодчий задумал украсить ее более живописно.
Здание относится к типу часовни Клеть и состоит из трех частей. Сооружение имеет форму прямоугольника, вытянутого с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольное продолжение притвора. Часовня смотрит на запад из двойного окна.
Часовня Архангела Михаила ©flicker. comЧасовня Архангела Михаила – вид сзади ©flicker.comТОП10 музеев деревянного зодчества России – описание, много фото
В большинстве крупнейших городов России есть Музеи деревянного зодчества. В них стоят церкви и дома, привезенные из разных деревень. На Руси дворяне не строили каменных замков; однако строительство из дерева было очень распространено на протяжении нескольких столетий.
В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы можете прочитать о самых интересных музеях деревянного зодчества России:
1. Музей деревянного зодчества Кижи
2. Музей деревянного зодчества Шушенское
3. Музей деревянного зодчества Витославлицы
4. Музей деревянного зодчества Богословка
5. Музей деревянного зодчества в Суздале
3
Кострома 0 Музее Кострома 7. Музей деревянного зодчества в Коломенском
8. Музей Щелковского хутора
9. Деревянное зодчество Томска
10. Деревянное зодчество Томска
11. Этнографическая деревня Кострома
12. Семенковский музей деревянного зодчества
Нажмите на гиперссылку, чтобы прочитать подробно о каждом музее и увидеть большое количество фотографий небольшой остров на севере Онежского озера. Добраться до него можно только на теплоходе из города Петрозаводска, что в 68 километрах от Кижей.
Остров Кижи на Онежском озере. Деревянные церкви XVIII века Музея деревянного зодчества внесены в список наследия ЮНЕСКО
Мастер-класс «Как вязать снопы пшеницы» в Музее деревянного зодчества на острове Кижи
Первостепенным памятником всемирного значения по праву считается 22-главая Спасо-Преображенская церковь 1714 года постройки. двухъярусный иконостас, включающий 102 иконы 17-18 вв. работы северных иконописцев. Неподалеку в 1764 г. была построена 9-главая шатровая церковь Покрова Богородицы, а в 1874 г. к архитектурному ансамблю добавилась колокольня. Позднее он был огорожен одинарной бревенчатой стеной.
Шушенский музей деревянного зодчества
Шушенский музей деревянного зодчества – один из интереснейших российских музеев деревянного зодчества, сравнимый с аналогичным музеем в Кижах (Карелия) находится в 500 километрах южнее Красноярска в Шушенском. На площади 16 га полностью сохранилась сибирская деревня конца 19 века.
Здание волостного начальника и тюремная ограда в Шушенском.
Вид на дом Прасковьи Петровой, где Ленин и Крупская жили во время ссылки в Шушенском.
Расположение этого музея в столь глухом месте связано с тем, что в 1897-1900 годах в Шушенском отбывал ссылку Владимир Ульянов (Ленин), возглавивший тогда революцию 1917 года. Мемориальная часть экспозиции насчитывает 29 домов, 23 из которых являются оригинальными домами конца 19 века. Особый интерес представляют дом Зырянова, где Ленин прожил первый год ссылки, и дом Петровой, куда он переехал после того, как к нему присоединился Н.К. Крупская.
Витославлицы Музей деревянного зодчества
Интересная достопримечательность Великого Новгорода, музей деревянного зодчества «Витославлицы», находится в 4 километрах от города, по дороге, идущей вдоль озера Мячино. Посещение музея лучше совместить с поездкой в Юрьев монастырь, который находится в непосредственной близости от музея «Витославлицы».
Церковь Рождества Богородицы с. Передки, 1531 г.
Часовня с. Кашира, 1745 г.
Музей деревянного зодчества “Витославлицы” основан в 1964 г., когда сюда стали привозить деревянные церкви и дома из северных областей России. Церковь Рождества Богородицы из села Передки. Это самая древняя, а также самая большая и красивая церковь музея Витославлицы. В этот период получила распространение его причудливая архитектурная форма – восьмигранник на крестообразном основании.
Богословский музей деревянного зодчества
Богословский музей деревянного зодчества расположен в 20 км к юго-востоку от центра Санкт-Петербурга, недалеко от поселка Металлострой. Усадьба расположена на правом берегу Невы в парковой зоне. На этом месте в 2004 году был основан музей «Богословка», воссоздавший утраченные шедевры деревянного зодчества севера России.
Покровская церковь в Музее деревянного зодчества Богословка под Санкт-Петербургом
Интерьер Покровской церкви в Музее деревянного зодчества Богословка под Санкт-Петербургом
Покровская церковь с 20 куполами очень похожа на знаменитую Спасо-Преображенскую церковь в Кижи. Обе церкви располагались на Онежском озере. Возможно, их строила одна и та же артель строителей. Преображенская церковь в Кижах была построена в 1716 году, а Покровская церковь в Анхимово на 6 лет раньше – в 1708 году. Первоначальную Покровскую церковь в селе Анхимово можно увидеть на цветном фото Прокудина-Горского. Там он выглядит как каменный, а на самом деле обшит досками и выкрашен в белый цвет.
Ограждение вокруг усадьбы Богословка под Санкт-Петербургом
Двухэтажный дом купца Костина в Музее деревянного зодчества Богословка под Санкт-Петербургом
В 1963 году во время пожара сгорела Покровская церковь в деревне Анхимово. Однако за несколько лет до пожара архитектор Александр Ополовников, создавший музей в Кижах, сделал подробные обмеры церкви. В своей книге «Сокровища Русского Севера» он писал: «Церкви в Вытегре и Кижах являются выдающимися памятниками русского деревянного зодчества. Они настолько прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами». По его чертежам архитекторы музея «Богословка» смогли воссоздать точную копию Покровской церкви из села Анхимово. Храм освятили, сейчас в нем проходят службы.
Музей деревянного зодчества в Суздале
Суздальский музей деревянного зодчества является одним из самых интересных в России. Находится недалеко от Суздальского кремля. В музее собраны деревянные дома и церкви из разных районов Владимирской области.
Воскресенская церковь с колокольней (1776 г.) в Музее деревянного зодчества в Суздале
Ветряные мельницы из села Мошок Владимирской области в Музее деревянного зодчества в Суздале
Сначала из Суздальского района, а затем со всей Владимирской области стали вывозить туда прекрасные образцы деревянного зодчества: церкви и жилые дома, а также различные хозяйственные постройки типа амбаров, мельниц и т.п. В музее можно полюбоваться двумя красивыми деревянными церквями – Воскресенской и Преображенской.
Музей деревянного зодчества г. Кострома Слобода
Музей деревянного зодчества г. Кострома Слобода создан в 1955 г., когда стали приносить к стенам Ипатьевского монастыря интереснейшие предметы русского деревянного зодчества. У входа в музей есть пруд, по которому можно покататься на лодке, а на его берегу можно увидеть красивую многоярусную церковь Богородицы из села Холм 1552 года постройки.
Всемилостивая Спасская церковь 1712 г. из д. Фоминское в Костромско-Слободском музее
Крестьянские дома XIX века на улице Костромско-Слободского музея
Остальные экспонаты, в основном избы 16-18 веков, размещены вдоль главной улицы Костромской слободы. Здесь можно увидеть как избы зажиточных крестьян и купцов, так и самые простые крестьянские избы – всего 28 домов и строений. Можно увидеть интерьеры жилых помещений и флигелей.
Музей деревянного зодчества в Коломенском
Экспонаты Коломенского музея деревянного зодчества расположены в разных частях усадьбы Коломенское. Здесь много образцов деревянного зодчества, имеющих реальную историческую ценность, таких как: дом Петра I из Архангельска, башни Братского острога, церкви и башни острогов из Беломорья и Карелии. Там же можно увидеть отреставрированный деревянный дворец русского царя Алексея Михайловича, построенный в Коломенском в 17 веке.
Башни Сумской крепости (Карелия) и Николо-Карельского монастыря, в Музее деревянного зодчества в Коломенском
Георгиевская церковь (1685 г.) из Архангельской области в Музее деревянного зодчества в Коломенском
Большая часть деревянные постройки находится на севере парка, ближе к станции метро «Коломенская». Дом Петра I находится в центре парка, недалеко от церкви Казанской иконы Божией Матери. Деревянный дворец Алексея Михайловича восстановлен по рисункам и гравюрам 17 века. Но он находится довольно далеко (2 км) от своего первоначального местоположения на юге парка, возле станции метро «Каширская».
Музей деревянного зодчества Щелковский хутор
Щелковский хутор Этнографический музей деревянного зодчества расположен на южной окраине Нижнего Новгорода. Здесь можно увидеть деревянные церкви и дома, привезенные из разных деревень Нижегородской губернии. Рядом находятся три Щелковых озера с пляжами и большая парковая зона, где летом любят отдыхать нижегородцы.
Большая деревянная Покровская церковь в Щелковском хуторе-музее построена в 1731 году
Старейшая малая Покровская церковь в музее Щелковский хутор построена в 1672 году
Большинство домов, церквей и хозяйственных построек музея расположены на склоне оврага у входа. Но надо идти на другую сторону оврага, чтобы увидеть большую Покровскую церковь. Всего в музее «Щелковский хутор» 16 зданий различного назначения.
Деревянное зодчество Томска
Деревянное зодчество Томска – главная туристическая достопримечательность города. На протяжении веков Томск был главным центром освоения Западной Сибири. Так как Томск был столицей сибирского края, богатого лесом, то в период от его основания в 1604 г. до конца XIX в. в городе в основном строились деревянные дома.век.
Дом с жар-птицами в имении купца Гулабо один из самых красивых деревянных домов Томска
Самые красивые дома Томска на улице Шишкова
И даже когда на центральных улицах Томска появились каменные дома большая часть дома по-прежнему строились из дерева. Со временем сформировался своеобразный архитектурный стиль, который часто называют «томскими кружевами». Главной особенностью стиля являются резные декоративные элементы, которые размещались на различных частях деревянных домов, в том числе на окнах, стенах и карнизах.
Деревянное зодчество Новосибирска
Деревянное зодчество Новосибирска является очень интересным туристическим объектом. В старейших кварталах Новосибирска, расположенных вокруг собора Александра Невского, сохранилось несколько деревянных домов. Они позволяют узнать, как выглядел город в первые годы своего существования.
Эркер дома Бузолиных, украшенный резьбой по дереву
Дом купца Рунина с большой антресолью по улице Чаплыгина,
Если идти на север от собора Александра Невского, то попадете на улицу Коммунистическая. Именно на этой улице сохранилось наибольшее количество доходных и жилых домов начала ХХ века. На этой же улице находится Музей Николая Рериха. Деревянные дома можно увидеть на улицах Чаплыгина, Горького, Октябрьской и Ленина.
Этнографическая деревня Кострома
В 20 километрах от Прохоровского поля, в истоке реки Псел, находится Этнографическая деревня Кострома. Он расположен у подножия мелового склона. По склону стекает множество родников, образуя реку Псел. Поэтому эту этнографическую деревню иногда еще называют «Родники».
Часовня Архангела Михаила и купель на истоках реки Псёл
Этнографическое село Кострома с домами в традиционном стиле Украины XIX века
В отличие от других регионов России, где крестьянские дома деревянные , здесь чувствуется влияние украинских традиций. Дома костромской деревни сделаны из землянок с соломенными крышами. Их стены были построены из деревянных каркасов, как фахверковые дома в Европе. Щели между рамами заполняли хворостом, соломой или камышом, а затем замазывали глиной.
Музей деревянного зодчества Семенково
Семенковский архитектурно-этнографический музей — интересный музей деревянного зодчества Русского Севера. Расположен в 15 км к северо-западу от центра Вологды.