Романский храм: Романские храмы / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Содержание

Романские храмы / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Зодчество в средние века стало ведущим искусством, о чем свидетельствует тогдашнее истинно грандиозное храмовое строительство. Храм был призван объединять, олицетворял собой торжество и универсальность христианской веры.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре — церквам, монастырям, замкам: эти массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и господствовали над местностью.

Наружный облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, подчеркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливались узкими проемами окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями.

Внутри романские храмы делились на равные пространственные ячейки и перекрывались сводами (реже куполами) на полуциркульных арках, что придавало зданию ощущение незыблемой устойчивости, отождествлявшейся с непоколебимостью божественного миропорядка.

В середине XI в. французский монах-летописец Рауль Глабер поделился с потомством на искалеченной латыни — таково уж было следствие «варваризации» Европы — своими юношескими воспоминаниями:

«Вскоре после 1000 года вновь приступили к постройке церквей, и это почти повсеместно, но главным образом в Италии и в Галлии. Их строили даже тогда, когда в том не было необходимости, ибо каждая христианская община спешила вступить в соревнование с другими, дабы воздвигнуть еще более великолепные святилища, чем у соседей. Казалось, что мир стряхивал свои отрепья, чтобы весь приукраситься белым нарядом церквей».

В большом городе или в городке церковь как бы служила увенчанием всей средневековой жизни. Это было видное издали единственное крупное каменное строение во всей округе, крепкая и величавая архитектура которого победно возвышалась над природой и человеческим жильем. В воскресенье или в иной праздничный день колокольный звон сзывал окрестных жителей в храм. Там, под высокими арками, в обстановке парадной, торжественной, они лицезрели роскошно облаченных священнослужителей, слушали звучные латинские славословия и под громы органа склонялись перед алтарем. Совместное моление, совместное участие в церковной церемонии рождали в этих, в огромном большинстве, простых людях взволнованно-сосредоточенное настроение. И естественно, им хотелось, чтобы этот храм, где все было так отлично от их будничной жизни, где они собирались не для ратных дел и не для подневольной работы, а для общения с Богом в молитве и славословии, был бы как можно внушительнее и краше.

Храм любили и как воплощение всеобщего созидательного усилия, им гордились перед соседями, и каждая христианская община (вспомним свидетельство Рауля Глабера) вступала в строительное соревнование с другими.

Читайте также:

  • Романская архитектура
  • Возникновение романского стиля
  • Украшение романского храма – орнамент, роспись, рельеф
  • Формирование романского стиля под влияянием римской и византийской традиций
  • Распространение романской архитектуры в странах Западной и Центральной Европы
  • Строительные материалы романских зданий
  • Романский свод
Источники

РОМАНСКИЙ ХРАМ .

Христианское зодчество: история и современность

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества XI-XII вв., непосредственно предшествующего готике (XIII-XV вв.). До XIX в. все средневековое искусство целиком обозначалось словом «готика».

Готическая архитектура возникла путем эволюции романской. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же, в основном, социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский стиль характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели совершенный, облегченный каркасный характер.

«Романской» архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилиндрические и крестовые своды, полуциркулярные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнем), а также потому, что она возникла на территории, населенной народами, говорящими на языках «романской» группы.

XI в. рассматривается как время «раннего», а XII в. – как время «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных областях не всегда совпадают.

Романская архитектура представлена разнообразием архитектурных школ, применявших различные строительные приемы и декоративные средства. Это объясняется феодальной раздробленностью тогдашней Европы, слабым развитием обмена, относительной замкнутостью культурной жизни и устойчивостью местных строительных традиций.

И все же, во всей этой множественности форм можно выявить два основных композиционных типа церковных сооружений: базилика и центричное, круглое в плане здание.

Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами (поперечными нефами).

Основным строительным материалом для романских построек служил местный камень двух видов: тесаный и бутовый. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку. Там, где не доставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был очень твердый, сильно обожженный. Шов кладки бывал чрезмерно толстым, что придавало стене живописный вид.

В ряде архитектурных школ обогатилась восточная часть собора: появляется хор из-за увеличения певчих и стремления разместить большое число монахов вблизи алтаря. К хору примыкает апсида, нередко окруженная обходом (деамбулаторием), который продолжает боковые нефы.

Деамбулаторий в свою очередь, нередко опоясывается цепью малых апсид (апсидол, другое название – венок капелл). Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленными в апсидоле реликвариям. Малые апсиды часто дополняют и трансепты с их восточной стороны, в них устраивали непраздничные мессы.

Многие романские храмы имели нижний подземный храм, так называемую крипту, использовавшуюся, для хранения реликвий и реквизита.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).

Структура романского храма хорошо выявляется во внешнем облике. В нем четко выделяются: разная высота главного и боковых нефов, трансепт (он обычно имел ту же высоту, что и главный неф), хор, выступы всех апсид, противораспорные лопатки (контрфорсы), центральная крупная башня, размещающаяся на средокрестие (пересечение главного и поперечного нефов) и боковые башни на западном фасаде. Башни имеют квадратную или восьмигранную форму.

Верхняя часть фасадов собора расчленена аркатурным фризом, глухими аркадами и узкими оконными арочными проемами с уступами. Богатый декор имеет апсида, часто украшенная аркадами в несколько ярусов.

Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями. Портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала, называемая тимпаном часто бывает украшена богатым рельефом.

В интерьере романских соборов четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная апсида, капеллы. Такая планировка продолжала традицию раннехристианских базилик.

В памятниках более раннего периода центральный неф перекрывался плоскостно, балками (как в раннехристианских базиликах), а нефы сообщались между собой посредством арок, поддерживаемых колоннами, чередующимися с пилонами. Далее появляется свод с небольшим пролетом над боковыми нефами и апсидами, а позднее и над главным нефом.

Романские своды простейших форм – коробовые и крестовые без ребер. Толщина свода из клинчатых камней была довольно значительной, поэтому основными опорами в романских храмах стали мощные пилоны, а не колонны, которые стали использовать только там, где свод имеет небольшой пролет и маленькую высоту (в подземных криптах или в оконных проемах).

Боковой неф романского собора имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, располагается пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Он мог быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов создало бы богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказалось сильнее: все пилоны делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.

В романской архитектуре ордер как таковой в смысле четкой, пропорционально построенной системы отсутствует, по существу сохраняется лишь устой с капителью, вначале очень простой по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) а затем обогащенной различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.

Колонна и пилон сохраняют классическое деление на три части (база, фуст (ствол), капитель). Поверхность ствола колонны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Пилоны в ранний период очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Распространен был также тип столбов, дополняемых полуколоннами или пилястрами.

Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался и зальный тип, особенно популярный в Германии и Испании. Он отличается тем, что все три нефа имеют одинаковую высоту, а средний неф освещается только «вторым светом», через окна боковых нефов.

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркулярные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках – так называемого трифолия. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркулярное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифолия, арки окон). Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, – редко распложенными арками высоких окон.

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещенной над сводами боковых нефов, что давало возможность увеличить вместительность храма и дифференцированно размещать массу прихожан. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или чаще из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

Романская архитектура, после нескольких веков почти полного забвения, возродила монументальную живопись и монументальную скульптуру. Изобразительное искусство романского периода отличается символическим характером, условностью приемов. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те в свою очередь, крупнее изображений простых смертных.

Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам: статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствовало большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи. Скульптура раскрашивалась.

Романская монументальная скульптура, живопись и архитектура сыграли прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры – к искусству готики.

Знаменитые романские храмы: церковь аббатства Клюни (Франция), церковь Сен-Фрон в Периге (Франция), собор в Майнце (Германия), собор Вормсе (Германия), собор Шпейре (Германия) [По:1, 3, 9, 12, 14, 15, 17, 20, 46, 50].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Шпейерский собор – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Шпейерский собор на юго-западе Германии, базилика с четырьмя башнями и двумя куполами, была основана как плоскопотолочная базилика Конрадом II в 1030 г., вероятно, вскоре после его императорской коронации. Он был перестроен Генрихом IV после его примирения с Папой в 1077 году как первое и самое большое церковное здание с постоянными сводами в Европе. Собор был усыпальницей германских императоров почти 300 лет.

Шпейерский собор исторически, художественно и архитектурно является одним из самых значительных образцов романской архитектуры в Европе. В силу своих пропорций он является самым большим и, в силу истории, с которой он связан, самым важным.

Собор является выражением и автопортретом изобилия имперской власти в Салианском периоде (1024 – 1125) и был построен в сознательном соревновании с аббатством Клюни как представитель папской оппозиции.

Собор включает в себя общий план собора Святого Михаила Хильдесхаймского и доводит до совершенства тип плана, который был принят во всей Рейнской области. Этот план характеризуется равновесием восточного и западного блоков и симметричным и своеобразным расположением башен, обрамляющих массу, образованную нефом и трансептом. При Генрихе IV были проведены ремонтные работы и расширения. Шпейерский собор — первое известное сооружение, построенное с галереей, опоясывающей все здание. Система аркад, добавленная во время этой реконструкции, также была первой в истории архитектуры.

По своим размерам и богатству скульптуры, некоторые из которых созданы итальянскими скульпторами, она выделяется среди всех современных и более поздних романских церквей в Германии и оказала глубокое влияние на их планировку и своды. Сегодня – после разрушения аббатства Клюни – Шпейерский собор является самой большой романской церковью в мире. Точно так же его склеп, освященный в 1041 году, является самым большим залом романской эпохи. Не менее восьми средневековых императоров и королей Священной Римской империи германской нации от Конрада II до Альбрехта Габсбурга в 1309 году.были погребены в его склепе. В 1689 году собор серьезно пострадал от пожара. Реконструкцию западных пролетов нефа с 1772 по 1778 год как почти археологически точную копию оригинальной конструкции можно рассматривать как одно из первых крупных достижений в области сохранения памятников в Европе. Вестерк, перестроенный с 1854 по 1858 год Генрихом Хюбшем на старом фундаменте, напротив, является свидетельством романтизма в интерпретации Средневековья и, как таковое, самостоятельным достижением XIX века.век. По заказу баварского короля Людвига I интерьер был расписан в стиле позднего назарянина школой Иоганна Шраудольфа и Йозефа Шварцмана с 1846 по 1853 год.

Критерий (ii): о развитии романской архитектуры в 11 и 12 веках, а также об эволюции принципов реставрации в Германии, Европе и мире с 18 века до наших дней.

Целостность

За исключением семи западных пролетов нефа и западной части, средневековая структура оригинальна. После серьезного пожара 1689 г. семь западных пролетов нефа пришлось возводить заново (1772-1778 гг.), и они являются точной копией первоначальной конструкции. Вестерк, заменивший средневековую постройку и пристройку конца 18 в., является пристройкой периода 1854-1858 гг. В ходе комплексной реставрационной кампании между 1957 и 1972 г. первоначальный романский интерьер был реконструирован путем удаления изменений и дополнений периода барокко и 19 века.

Подлинность

С точки зрения формы и дизайна, использования и функций Собор Шпейера по-прежнему правдиво выражает суть одной из самых важных романских церквей в Европе. История и методы реставрации документируют эволюцию принципов реставрации.

Требования к защите и управлению

Имущество охраняется законом в соответствии с региональным и национальным законодательством и находится под ответственностью Кафедрального собора Управлением строительства собора (Dombauamt). Они действуют совместно с органами охраны исторических памятников и научным комитетом.

Собор постоянно находится в ведении Управления строительства собора. Система управления состоит из набора мер по обслуживанию и консервации, касающихся литургической функции.

Самые красивые романские церкви Кельна

Поднимите голову, когда будете в гостях у святого Гереона | © Raimond Spekking / WikiCommons

Марион Каттер

2 июля 2018 г.

Первое, что приходит на ум при мысли о Кельне, — это величественный готический собор, возвышающийся над старым городом. Однако, когда дело доходит до религиозной архитектуры, город может предложить гораздо больше — в границах средневековой городской стены находятся двенадцать романских церквей, каждая из которых может похвастаться своими отличительными чертами. Вот наш выбор лучших.

Св. Мария на Капитолии

Церковь

Св. Мария на Капитолии | © Hpschaefer / WikiCommons

Самая большая романская церковь Кельна расположена недалеко от рыночной площади Хоймаркт, на месте древнеримского Капитолийского храма. Основанная аббатисой-бенедиктинкой и внучкой императора Оттона II в 11 веке, церковь Святой Марии в Капитолии стала второй по значимости церковью после Кёльнского собора. Многие из аутентичных предметов обстановки сохранились до наших дней — среди наиболее впечатляющих особенностей — массивные деревянные двери с замысловатой резьбой 1065 года, витражи и чумное распятие примерно 1300 года9.0007

Великий Св. Мартин

Церковь

Вид на старый город Кельна с Великим Св. Мартином | © stefan_bernsmann / Pixabay

Если вы направляетесь к набережной в старом городе Кельна, ваш взгляд сразу же привлечет Большой Сен-Мартен. Вместе с таунхаусами пастельных тонов характерная форма украшала горизонт Кельна с момента его постройки в 10 веке. После того, как во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала от бомбардировок, археологи воспользовались возможностью, чтобы исследовать фундамент и раскопать остатки римского склада под хором. Переход все еще можно увидеть сегодня после того, как верхние части были тщательно реконструированы после окончания войны. И хотя внушительный фасад внушает трепет посетителям, интерьер выполнен в минималистском стиле, типичном для бенедиктинской церкви того времени.

Св. Гереон

Церковь

Поднимите голову, когда будете в гостях у Св. Гереона | © Raimond Spekking / WikiCommons

Легенда гласит, что святой Гереон был римским офицером, который умер мученической смертью — на его могиле в 350 г. н.э. была построена церковь, заложившая основу сегодняшней структуры. В течение следующих столетий церковь расширялась и перестраивалась, пока не достигла своей огромной высоты, и гениально была украшена десятиугольной крышей. Если вы поражены уникальной структурой, подождите, пока вы не увидите мрачный свет, средневековые фрески и золотые украшения внутри. Один из самых красивых видов — смотреть прямо на куполообразный потолок, сквозь красочные окна которого льется свет.

Св. Апостельн

Церковь

Алтарь в Св. Апостельне | © Hans Peter Schaefer / WikiCommons

Всего в двух шагах от собора Святой Марии в Капитолии, это здание — еще одна архитектурная жемчужина Кельна, возвышающаяся над окружающими таунхаусами. Базилика Святых Апостолов восходит к 11 веку и отличается планировкой трилистника, которая сохранилась даже после тщательной реконструкции 13 века. С расширением также появился восьмиугольный купол, придавший церкви почти византийский вид. К сожалению, прекрасные фрески и мозаика, когда-то украшавшие интерьер, были уничтожены во время Второй мировой войны и впоследствии не восстанавливались. В наши дни интерьер в основном белый, а самое большое сокровище церкви — кубок 13 века и готическая дарохранительница 1409 года..

Святой Пантелеймон

Церковь

Внутри Святого Пантелеймона | © CEphoto, Uwe Aranas / WikiCommons

Святой Панталеон, уходящий своими корнями в 10 век, расположен на вершине холма в квартале Альтштадт-Зюд, где когда-то располагалась римская вилла. Остатки древнего особняка все еще видны в сегодняшнем склепе, но это не единственная примечательная особенность этой красивой церкви. Из всех двенадцати романских церквей Кёльна церковь Святого Пантелеймона является не только самой старой, но и самой богатой довоенной отделкой. В интерьере доминирует филигранный орган в стиле раннего барокко, а в святыне покоятся останки святого Альбана, первого мученика Великобритании.

Св. Мария Лискирхен

Церковь

Прекрасная фреска в Св. Марии Лискирхен | © Hans Peter Schaefer / WikiCommons

Спрятанный на улице у набережной реки Рейн и всего в нескольких минутах ходьбы от Кельнского музея шоколада и реконструированной гавани Райнаухафен, отель St. Maria Lyskirchen выделяется своим розовым фасадом. Церковь датируется началом 13 века, и, за исключением нескольких готических дополнений и перестройки некоторых верхних частей в 19 веке.века, сохранил свой первоначальный вид. Это также единственная романская церковь, которая вышла из Второй мировой войны практически неповрежденной, сохранив прекрасно расписанный потолок.

Базилика Святой Урсулы

Церковь

Детали Золотой палаты | © Vassil / WikiCommons

Святая Урсула — еще одна церковь в нашем списке, построенная на римских руинах, на этот раз кладбище. Согласно саге, на этом месте были похоронены 11 000 девственниц из легенды о святой Урсуле. Несколько болезненный, но впечатляющий реликварий может похвастаться четырьмя стенами, все из которых полностью украшены мозаикой из человеческих костей, что делает его самым большим в своем роде. До тех пор, пока останки Трех волхвов не были перенесены в Кельнский собор в 1164 году, мощи были самым важным местом паломничества в Кельне.

Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять людей идти дальше их границы и опыт того, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширения кругозора, которые наносят минимальный вред и даже могут принести пользу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *