Романский храм: Романские храмы / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Романские храмы / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Зодчество в средние века стало ведущим искусством, о чем свидетельствует тогдашнее истинно грандиозное храмовое строительство. Храм был призван объединять, олицетворял собой торжество и универсальность христианской веры.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре — церквам, монастырям, замкам: эти массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и господствовали над местностью.

Наружный облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, подчеркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливались узкими проемами окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями.

Внутри романские храмы делились на равные пространственные ячейки и перекрывались сводами (реже куполами) на полуциркульных арках, что придавало зданию ощущение незыблемой устойчивости, отождествлявшейся с непоколебимостью божественного миропорядка.

В середине XI в. французский монах-летописец Рауль Глабер поделился с потомством на искалеченной латыни — таково уж было следствие «варваризации» Европы — своими юношескими воспоминаниями:

«Вскоре после 1000 года вновь приступили к постройке церквей, и это почти повсеместно, но главным образом в Италии и в Галлии. Их строили даже тогда, когда в том не было необходимости, ибо каждая христианская община спешила вступить в соревнование с другими, дабы воздвигнуть еще более великолепные святилища, чем у соседей. Казалось, что мир стряхивал свои отрепья, чтобы весь приукраситься белым нарядом церквей».

В большом городе или в городке церковь как бы служила увенчанием всей средневековой жизни. Это было видное издали единственное крупное каменное строение во всей округе, крепкая и величавая архитектура которого победно возвышалась над природой и человеческим жильем. В воскресенье или в иной праздничный день колокольный звон сзывал окрестных жителей в храм. Там, под высокими арками, в обстановке парадной, торжественной, они лицезрели роскошно облаченных священнослужителей, слушали звучные латинские славословия и под громы органа склонялись перед алтарем. Совместное моление, совместное участие в церковной церемонии рождали в этих, в огромном большинстве, простых людях взволнованно-сосредоточенное настроение. И естественно, им хотелось, чтобы этот храм, где все было так отлично от их будничной жизни, где они собирались не для ратных дел и не для подневольной работы, а для общения с Богом в молитве и славословии, был бы как можно внушительнее и краше.

Храм любили и как воплощение всеобщего созидательного усилия, им гордились перед соседями, и каждая христианская община (вспомним свидетельство Рауля Глабера) вступала в строительное соревнование с другими.

Читайте также:

  • Романская архитектура
  • Возникновение романского стиля
  • Украшение романского храма – орнамент, роспись, рельеф
  • Формирование романского стиля под влияянием римской и византийской традиций
  • Распространение романской архитектуры в странах Западной и Центральной Европы
  • Строительные материалы романских зданий
  • Романский свод
Источники

РОМАНСКИЙ ХРАМ .

Христианское зодчество: история и современность

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества XI-XII вв., непосредственно предшествующего готике (XIII-XV вв.). До XIX в. все средневековое искусство целиком обозначалось словом «готика».

Готическая архитектура возникла путем эволюции романской. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же, в основном, социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский стиль характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели совершенный, облегченный каркасный характер.

«Романской» архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилиндрические и крестовые своды, полуциркулярные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнем), а также потому, что она возникла на территории, населенной народами, говорящими на языках «романской» группы.

XI в. рассматривается как время «раннего», а XII в. – как время «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных областях не всегда совпадают.

Романская архитектура представлена разнообразием архитектурных школ, применявших различные строительные приемы и декоративные средства. Это объясняется феодальной раздробленностью тогдашней Европы, слабым развитием обмена, относительной замкнутостью культурной жизни и устойчивостью местных строительных традиций.

И все же, во всей этой множественности форм можно выявить два основных композиционных типа церковных сооружений: базилика и центричное, круглое в плане здание.

Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами (поперечными нефами).

Основным строительным материалом для романских построек служил местный камень двух видов: тесаный и бутовый. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку. Там, где не доставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был очень твердый, сильно обожженный. Шов кладки бывал чрезмерно толстым, что придавало стене живописный вид.

В ряде архитектурных школ обогатилась восточная часть собора: появляется хор из-за увеличения певчих и стремления разместить большое число монахов вблизи алтаря. К хору примыкает апсида, нередко окруженная обходом (деамбулаторием), который продолжает боковые нефы.

Деамбулаторий в свою очередь, нередко опоясывается цепью малых апсид (апсидол, другое название – венок капелл). Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленными в апсидоле реликвариям. Малые апсиды часто дополняют и трансепты с их восточной стороны, в них устраивали непраздничные мессы.

Многие романские храмы имели нижний подземный храм, так называемую крипту, использовавшуюся, для хранения реликвий и реквизита.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).

Структура романского храма хорошо выявляется во внешнем облике. В нем четко выделяются: разная высота главного и боковых нефов, трансепт (он обычно имел ту же высоту, что и главный неф), хор, выступы всех апсид, противораспорные лопатки (контрфорсы), центральная крупная башня, размещающаяся на средокрестие (пересечение главного и поперечного нефов) и боковые башни на западном фасаде. Башни имеют квадратную или восьмигранную форму.

Верхняя часть фасадов собора расчленена аркатурным фризом, глухими аркадами и узкими оконными арочными проемами с уступами. Богатый декор имеет апсида, часто украшенная аркадами в несколько ярусов.

Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями. Портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала, называемая тимпаном часто бывает украшена богатым рельефом.

В интерьере романских соборов четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная апсида, капеллы. Такая планировка продолжала традицию раннехристианских базилик.

В памятниках более раннего периода центральный неф перекрывался плоскостно, балками (как в раннехристианских базиликах), а нефы сообщались между собой посредством арок, поддерживаемых колоннами, чередующимися с пилонами. Далее появляется свод с небольшим пролетом над боковыми нефами и апсидами, а позднее и над главным нефом.

Романские своды простейших форм – коробовые и крестовые без ребер. Толщина свода из клинчатых камней была довольно значительной, поэтому основными опорами в романских храмах стали мощные пилоны, а не колонны, которые стали использовать только там, где свод имеет небольшой пролет и маленькую высоту (в подземных криптах или в оконных проемах).

Боковой неф романского собора имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, располагается пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Он мог быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов создало бы богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказалось сильнее: все пилоны делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.

В романской архитектуре ордер как таковой в смысле четкой, пропорционально построенной системы отсутствует, по существу сохраняется лишь устой с капителью, вначале очень простой по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) а затем обогащенной различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.

Колонна и пилон сохраняют классическое деление на три части (база, фуст (ствол), капитель). Поверхность ствола колонны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Пилоны в ранний период очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Распространен был также тип столбов, дополняемых полуколоннами или пилястрами.

Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался и зальный тип, особенно популярный в Германии и Испании. Он отличается тем, что все три нефа имеют одинаковую высоту, а средний неф освещается только «вторым светом», через окна боковых нефов.

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркулярные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках – так называемого трифолия. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркулярное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифолия, арки окон). Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, – редко распложенными арками высоких окон.

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещенной над сводами боковых нефов, что давало возможность увеличить вместительность храма и дифференцированно размещать массу прихожан. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или чаще из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

Романская архитектура, после нескольких веков почти полного забвения, возродила монументальную живопись и монументальную скульптуру. Изобразительное искусство романского периода отличается символическим характером, условностью приемов. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те в свою очередь, крупнее изображений простых смертных.

Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам: статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствовало большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи. Скульптура раскрашивалась.

Романская монументальная скульптура, живопись и архитектура сыграли прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры – к искусству готики.

Знаменитые романские храмы: церковь аббатства Клюни (Франция), церковь Сен-Фрон в Периге (Франция), собор в Майнце (Германия), собор Вормсе (Германия), собор Шпейре (Германия) [По:1, 3, 9, 12, 14, 15, 17, 20, 46, 50].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Возрождение позднего романского стиля | Департамент археологии и сохранения исторического наследия штата Вашингтон (DAHP)

Перейти к основному содержанию

You are here

Home » Сохранение исторического наследия » Исторические здания » Путеводитель по архитектурному стилю » Поздний романский стиль

1920 – 1940

Стиль позднего романского возрождения основан на архитектурных формах, материалах и деталях средневековой и римской архитектуры. Оригинальный стиль был широко распространен в Западной Европе в 11 и 12 веках и обычно называется стилем «Rundbogenstil». Однако возрождение этого стиля в Соединенных Штатах примерно через 800 с лишним лет имело лишь ограниченное и краткосрочное влияние. Этот стиль в основном использовался для церковных зданий, но его также можно найти в банках, многоквартирных домах и некоторых общественных и образовательных структурах. Его использование началось в начале 1920-х годов и просуществовал примерно до 1940 года.

Иногда называемый «ломбардским романским стилем», стиль позднего романского возрождения определяется повторяющимся использованием полукруглых арок для оконных и дверных проемов. В этом стиле также часто используются выступы или миниатюрные арки под карнизами и в конце двускатных крыш. Другие отличительные мотивы включают заметные пояса, которые определяют горизонтальные линии здания, и использование различных цветов сайдинга слоями на уровне первого этажа.

Наружные стены обычно выполнены из кирпича, штукатурки или камня, а многие пологие скатные крыши покрыты черепицей из красной глины. Капители колонн и составные арки часто обогащены геометрическим средневековым орнаментом, а группы арочных окон обычно разделены небольшими колоннами или колоннами. Выдающиеся входы «соборного типа» типичны с глубоко утопленными дверями из цельного дерева, окруженными несколькими слоями богато вырезанного камня. Примеры зданий в стиле позднего романского возрождения в высоком стиле имеют витые колонны, мозаичные полы и фрамуги, а также колесные окна на концах фронтонов. Церковные образцы часто имеют пологие шатровые крыши с выступающими колокольнями. Башни варьируются от богато украшенных до простых валов.

 

 

Примеры штата Вашингтон

Часовня
Форт-Льюис – 1934
Первая баптистская церковь
Спокан – 1928
YMCA
Сиэтл – 1930
Пресвитерианская церковь Маунт-Бейкер
Сиэтл – 1924
Здание Торговой палаты
Сиэтл – 1924
Соверен Квартиры
Сиэтл – 1925

Семинария Святого Эдуарда
Кенмор – 1931

Мемориальный парк Акации Мавзолей
Озерный лес – 1926

Методистская церковь Святого Павла
Спокан – около 1929 г.

 

Для получения дополнительной информации:

  • Хоу, Джеффри, Дома поклонения Thunder Bay Press, Сан-Диего, Калифорния, 2003.
  • Тири, Поль; Ричард Беннет и Генри Камфофнер, Churches & Temples Reinhold Publishing, New York, NY, 1953.
  • Блюменсон, Джон, Определение американской архитектуры: иллюстрированное руководство по стилям и терминам, 1600-1945 , W.W. Norton & Co, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1977.
  • .

Романский музей | Centros

Описание

 

Центр интерпретации расположен внутри романской церкви Санта-Мария-ла-Майор в Виллакантиде, в 6 километрах от Рейнозы. Построенный в конце 12 века, во времена Альфонсо VIII, Центр Интерпретации расположен в географическом районе, где сосредоточены основные романские храмы Кантабрии: Кампу и Вальдерредибл.

 

В Кантабрии первые романские церкви начинают приобретать систематическую форму в первой половине 12 века. Расположенный всегда на дорожных путях, он использовался паломниками для поездки в Сантьяго-де-Компостела. К этому моменту относятся здания из дель Мар, Кастаньеда, Сан-Мартин-де-Элинес и Серватос. Это течение происходит от семьи Санчо III Наваррского, начиная с конца 11 века, с намерением построить церкви в самых символичных местах Пути Сантьяго.

 

Почти все романские церкви в Кантабрии были построены во время правления Альфонсо VIII между 1158 и 1210 гг. н.э. королевская власть в коллегиальные церкви для управления и управления территорией. На самом деле именно в этот момент происходит богатое распространение романского стиля, как ответ на прогрессирующую инволюцию и защиту королевской власти над новыми монашескими орденами в ущерб сельским монастырям и мелкой сельской знати. активизация торговли между побережьем и внутренними районами, провоцирующая развитие кантабрийских деревень.

 

Церковь Санта-Мария-ла-Майор в Виллакантиде – единственная церковь в Кампу-де-Сусо, в которой в настоящее время сохранились остатки романского стиля. Удивляет его расположение, на высоком холме. Расположение его двери рядом с апсидой странно для намеренного перемещения с южного фасада во время работ по расширению церкви в XVII веке, периоду, которому соответствует его башня. Заостренные арки его двери дохода сообщают об определенном влиянии протоготики почти столетие. С XIII по XVI век это картины, которые остались в пресвитерии, где было представлено Успение Богородицы.

 

Визит начинается с краткого ознакомления с основанием и основными архитектурными и иконографическими характеристиками храма. Интерьер наделен аудиовизуальными средствами, которые с помощью световых и звуковых эффектов усиливают художественную интенсивность храма, приобретая самые передовые технологии, чтобы объяснить посетителю такие аспекты, как различные этапы строительства церкви, работы резного дерева. камень и архитектурные технологии, применявшиеся во времена романского стиля.

 

Интерактивные и аудиовизуальные центры помогут нам узнать и интерпретировать основные романские церкви южных долин, поскольку этот центр является пунктом маршрута, который ведет нас к таким известным местам, как Сан Чиприано-де-Больмир или Санта-Мария-де-Ретортильо, расположенные в непосредственной близости от Музея-Домус Юлиобрига, или коллегиальные Сан-Педро-де-Серватос и Сан-Мартин-де-Элинес, недалеко от Центра интерпретации пещерной архитектуры, между прочим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *