Особенности романской архитектуры средневековья (кратко)
Романский стиль в культуре Средневековья появился примерно в X веке. Развивался этот стиль примерно 2-2.5 века, и в свое время он не имел определенного названия. Дано оно было намного позже, в XIX веке.
Романский стиль в архитектуре имеет множество особенностей, и в первую очередь это слияние опыта античной архитектуры и полезных для того времени строительных решений.
Характерные черты
Есть множество особенностей романского стиля, но обратить внимание стоит на те характерные черты, благодаря которым можно узнать этот стиль в архитектуре практически с первого взгляда:
1. Строения в романском стиле обязательно будут сделаны из камня. Именно опыт строительства из этого материала был перенят в Средневековье от античной культуры.
2. Для стиля характерно использование арок, в основном они полукруглые.
3. Массивные и толстые стены тоже были обязательной чертой романской архитектуры. В то время это было гарантией защищенности зданий. Такие стены очень сложно пробить даже при использовании таранов. Поскольку во время Средневековья было множество войн, в том числе и междоусобных, приходилось строить крепкие здания.
4. В архитектуре преобладают цилиндрические элементы, а также крестообразные строения и своды.
В романском стиле строили замковые, храмовые и крепостные здания. Для всех этих типов характерны общие черты, но каждый из них все же отличался.
Замковые постройки – это не только сами замки, но и жилые помещения, казармы высотой в несколько этажей, зачастую с округлыми стенами.
Крепости – это особый комплекс всех зданий. В первую очередь крепость отличало наличие массивных высоких стен. Они служили для защиты самого комплекса. Внутри стен было сразу несколько уровней, которые предназначались для различных видов войск. Например, в специальных маленьких окошках размещались наблюдатели, а также лучники. На крыше стен крепости находились войны, отражавшие налеты с высоты и сбрасывающие всех, кто пытались забраться внутрь комплекса по стенам.
Крепости также отличались наличием опускающегося моста. Он служил переправой через искусственный ров. Сами комплексы строились на возвышенности, что служило преимуществом в обозрении.
Храмовые постройки тоже имели толстые стены и нередко окружались дополнительно крепостной стеной. Строили их такими для того, чтобы при нападении врага можно было в них укрываться.
Украшение фасадов скульптурой
Эта черта присуща романскому стилю, и о ней стоит поговорить немного больше, чем обо всех остальных. Почему она так важна? Все дело в том, что именно этот стиль отличается от других использованием скульптурных элементов для украшений самих зданий. В различных архитектурных направлениях до появления романского стиля такой практики не было, а все скульптуры могли украшать лишь территорию.
Скульптура в романской архитектуре стала использоваться только к XII веку, в конце популярности этого стиля. Позже на его смену пришла готика.
Скульптурой украшались стены строений, в основном фасады. Такие элементы могли располагаться совершенно по-разному: над проходами, окнами, на колоннах, вокруг арок и по углам зданий. Чаще всего скульптура встречалась на фасадах храмов и соборов, а композиция вне зависимости от вида строения была посвящена библейским историям и событиям, либо значимым сражениям.
Занимательно то, что нередко на скульптурах изображалась сама Вселенная, ее устройство. При этом редко эти изображения совпадали с реальностью, в основном был представлен божественный мир.
Фрески
Значительной особенностью романской архитектуры Средневековья были и фрески. Они выполнялись на батальную или библейскую тематики, при этом изображались не отдельные герои или события, а целые сцены, своеобразная история. Часто фрески покрывали все стены, иногда они имели продолжение и на потолке здания.
Еще один вариант изображения фресок – витражи. Они появились уже в то время, когда романтический стиль уже заменялся другими, но все же их можно назвать особенностью романской архитектуры. Витражи могли быть на всех окнах в помещении, при этом они изображали апостолов, героев или царей из Библии.
Интересные факты
• Романский стиль долгое время относили просто к готическому, пока историки Европы не стали изучать архитектуру и искусство предков подробнее. Именно тогда этот стиль был выделен.
• Свое название романский стиль получил из-за того, что историки нашли связь его си стилем Римской Империи в период античности.
• Романская архитектура развивалась не только на европейском материке, в частности, в Германии, Франции, Италии и Испании, но и на территории всей современной Великобритании.
• Именно романская архитектура получила наибольшее распространение среди других Средневековых в художественных книгах и фильмах.
Опираясь на эти сведения, можно сказать, что романский стиль в архитектуре Средневековья – это весьма значительное направление, которое является не только продолжением античных архитектурных традиций, но и толчком к развитию многих других стилей, в частности, готического. Романский стиль можно смело назвать одним из основных стилей Средневековья, поскольку он по-своему оригинален. Некоторые основные элементы этого стиля применяют в архитектуре и до сих пор, в основном при строительстве коттеджей и частных построек.
Добавить комментарий
Романский стиль в архитектуре средневековья. Интерьер романского стиля
После падения Древнего Рима европейской культуре потребовалось несколько столетий, чтобы преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Термин Романский стиль
(от лат. рома
или фр. романеск
), весьма условный и неточный, возник в первой половине XIX в., историки и искусствоведы обратили внимание на то, что искусство раннего средневековья внешне напоминает древнеримское искусство.
Романский стиль по-настоящему сплавил различные элементы позднеантичного и меровинского искусства (по имени франкской династии Меровингов), Византии и стран Ближнего Востока.
Наиболее полно этот стиль выражен в архитектуре. Сооружения этого стиля отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, а также многофигурными скульптурными композициями. Романский стиль наложил свой отпечаток и на все другие виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Изделия той эпохи отличались массивностью, простотой суровых форм и ярким многоцветьем.
Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры – оборона. Такая функциональная особенность этого стиля определяла архитектуру как светских, так и культовых построек и соответствовала образу жизни западноевропейского человека того времени. Становлению романского стиля способствовала значительная роль монастырей как центров паломничества и культуры.
Церковь романского стиля – основные элементы архитектурных формВ феодальном замке, который в романскую эпоху являлся основным типом светских архитектурных сооружений, доминирующее положение занимал дом-башня, прямоугольной или многогранной формы так называемый
donjon – господская башня, от ср.лат. dominionus) – главная башня в европейских феодальных замках”>донжон – своеобразная крепость в крепости. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором – парадные комнаты, на третьем – жилые комнаты владельцев замка, на четвёртом – жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше – сторожевая площадка.При строительстве замка обеспечивалась его функциональность и менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Для обеспечения обороны замки строились, как правило, в малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами с башнями, рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом.
Постепенно такая зáмковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам; некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Примеры основных типов капителей, колонн и опор
Капитель колонны (Романский собор св. Марии Магдалины, Везле, Франция) Капители колонн (Собор Сен-Лазар, Отен, Франция) Капитель колонны (Лион, Франция)Порталы и внутренняя структура храмов
Дверной проём, Собор Ле Пюи, Франция – Le Puy Cathedral (Cathédrale Notre-Dame du Puy) Окно в большом зале, Даремский замок, Англия – Durham Castle Западное окно кафедрального собора Нотр-Дам в Турне, Бельгия – Cathédrale Notre-Dame de Tournai ( фр.

Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Мощь и суровая простота облика романских храмов были порождены заботами об их прочности и идеей превосходства духовного начала над телесным. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские
арки. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса. Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику, образовывавшую в плане латинский крест.
Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни, а вход оформляется порталом (от лат. порта
– дверь) в виде врезанных в толщу стены и уменьшающихся в перспективе полуциркульных арок (т.
Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий. Наличие нефов (обычно трёх) позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили распространение и в архитектуре романской.
В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капители, что почти не делалось во времена античности. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Колонна романского стиля потеряла свое антропоморфное значение, как это было принято во времена античности. Все колонны теперь имеют строго цилиндрическую форму без энтазиса, что и было позднее унаследовано готикой. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.
В романской культовой архитектуре получила распространение скульптурная пластика, которая в форме рельефа покрывала плоскости стен или поверхность капителей. Композиции таких рельефов, как правило, плоскостны, в них нет ощущения глубины. Скульптурный декор в форме рельефа располагался, помимо стен и капителей, на тимпанах порталов и архивольтах сводов. В таких рельефах наиболее наглядно отражены принципы романской пластики: подчёркнутая графичность и линеарность.
Наружные стены соборов также украшались каменной резьбой растительного, геометрического и зооморфного орнамента (фантастические чудовища, экзотические животные, звери, птицы и др.). Основной декор собора располагался на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении. Декорирование осуществлялось с помощью скульптурных изображений, которые ярко раскрашивались.
Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым тот или иной создаваемый образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или элементом орнамента.
В раннем романском стиле, до того, как стены и своды получили более сложную конфигурацию (конец XI–начало XII в.), ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, главную роль играла настенная живопись. Широко использовались также мраморная инкрустация и мозаика, технология выполнения, которых сохранилась со времён античности.
Скульптурным рельефам и стенной живописи стремились придать поучающий смысл. Центральное место здесь занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе.
В строго симметричных религиозных композициях доминировали фигура Христа и повествовательные циклы, в первую очередь, на библейские и евангельские темы (грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда с представлением богословской сцены иерархической структуры мира, рая и праведников, ада и осуждённых на вечные муки грешников, взвешивания добрых и злых дел умерших и т.п.).
В X–XI вв. складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых поначалу была весьма примитивной. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра, искусство которой тесно связано со скульптурой и стенной росписью. В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т.д.
В XI в. начинают изготавливаться шпалеры (тканые ковры), на которых с помощью ткачества выполняются многофигурные композиции и сложная орнаментика, находящаяся под сильным влиянием византийского и арабского искусства.
Мебель романского периода точно отвечала менталитету и уровню жизни средневекового человека, удовлетворяя лишь элементарные его потребности. О мебельном искусстве, возможно, говорить, и то с большой долей условности, начиная с IX в.
Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выложить камнем пол, а создать на нём цветным камнем орнамент. От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, поэтому пол устилали слоем соломы. В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников – охапками свежих цветов и трав. В светской литературе позднего средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
В домах высшей знати каменные стены принято было закрывать коврами, привезенными из стран Востока. Само наличие ковра свидетельствовало о знатности и богатстве его хозяина. Когда развилось искусство изготовления тканых ковров (шпалер), ими стали затягивать стену для того, чтобы сберечь тепло.
Главное жилое помещение дома синьора – центральная зала, служившая гостиной и столовой
, в центре которой располагался очаг. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Лишь много времени спустя, в XII–XIII вв., догадались передвинуть очаг к стене, а потом убрать его в нишу и снабдить колпаком, который вытягивал дым в широкую не закрывающуюся трубу. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Спальные помещения часто делались общими, поэтому кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости.
Спальни для синьора и его жены делались обычно в маленьких и тесных боковых помещениях, где их кровати устанавливались на высоких деревянных помостах со ступеньками и пологом, который задёргивался для защиты от ночного холода и сквозняков.
Ввиду того, что в раннем средневековье не была известна технология изготовления оконного стекла, окна первоначально не остеклялись, а забирались каменными решётками. Они делались высоко от земли и были очень узкими, поэтому в помещениях царил полумрак. Широко использовались винтовые лестницы, что было весьма удобным для перемещения, например, по этажам башни-донжона. Деревянные стропила крыши изнутри здания оставались открытыми. Лишь позднее научились делать подшивные потолки из досок.
Полумрак холодных помещений домов романской эпохи компенсировался яркой и пёстрой окраской неказистой мебели, дорогими шитыми скатертями, нарядной посудой (металлической, каменной, стеклянной), коврами, шкурами животных.
Номенклатура мебельных объектов в жилых помещениях была невелика и состояла из различных типов стульев, табуретов, кресел, кроватей, столов и, конечно же, сундуков – основных мебельных объектов того времени, реже – шкафов.
У очагов и за столом сидели на грубо обтёсанных скамьях и примитивных табуретах, в доски для сидения которых вставлялись сучки, служившие ножками.
По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными
перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса
или древнеримского селла курулис
– курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. За столом или у очага только синьор имел свое место. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой, изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями.
Делались также парадные сидения с высокими спинками, которые предназначались для высших иерархов церкви. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Ножки табурета завершаются звериными лапами, в верхней части они переходят в львиные головы. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Подвижный пюпитр держится на двух планках, идущих от спинки и укреплённых в пазах на верхней части передних ножек. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Декор на скамьях был явно заимствован из архитектурного декора и выполнялся в виде резных или расписных арок и круглых розеток.
Сохранился образец богато украшенной скамьи из церкви Сан-Клементе в Тауле (Испания, XII в.). Это скамья, выполненная в виде своеобразного трона, имеет три места, разделенные колонками, между которыми и боковыми стенками установлены три арки. Боковые стенки и навес богато украшены ажурной резьбой. Некогда она была расписана: кое-где на ней сохранились следы красной краски.
В целом мебель для сидения была неудобной и тяжёловесной. Обивки на табуретах, стульях, скамьях и креслах не было. Чтобы скрыть дефекты соединений или плохо обработанной деревянной поверхности, мебель покрывалась толстым слоем грунта и краски. Иногда необработанный деревянный каркас обтягивался холстом, который покрывался грунтом (левкасом) из смеси мела, гипса и клея, а затем расписывался красками.
В этот период большое значение приобретают кровати, рамы которых устанавливаются на точёных ножках и окружаются низкой решёткой.
Другие типы кроватей, украшенные ажурными полукруглыми арками, заимствуют форму сундука и опираются на квадратные ножки. Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Кровати для небогатых людей были достаточно примитивны и выполнялись в виде своеобразной ёмкости для тюфяка, похожей на сундук без крышки, с небольшой выемкой в средней части лицевой и задней стенок. Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Выражение ставить столы
пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы ставились или убирались после окончания трапезы. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Более сложными по конструкции и форме являются столы с круглыми и восьмиугольными столешницами, стоящими на одной центральной опоре в виде тумбы достаточно сложного рельефа. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Такие сундуки часто не имели никаких украшений и, прежде всего, отвечали требованиям удобства и прочности. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища.
Поставленный вертикально на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной крышей и фронтоном, украшенным плоской резьбой и раскраской. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Две его передние дверцы укреплены железной оковкой и украшены круглыми резными арками, боковые стенки украшены парными арками в два яруса – декор носит четко архитектурный характер; массивные ножки шкафа являются продолжением вертикальных стоек каркаса. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Этот однодверный шкаф украшен прорезными драконами по обеим сторонам фронтона, резной розеткой и окован массивными железными полосами. Верхняя часть дверки скруглена. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
Обычно шкафы, также как и сундуки, отделывали железными накладками (оковками). Именно эти накладки из кованого железа держали толстые необработанные доски изделия, так как известная с античности ящичная и рамочно-филёночная вязка здесь фактически не применялись. Со временем кованые накладки, кроме функции надёжности, получили и декоративные функции.
При изготовлении такой мебели главная роль принадлежала плотнику и кузнецу, поэтому формы мебели романского стиля весьма просты и лаконичны.
Романская мебель делалась, в основном, из ели, кедра и дуба. В горных областях Западной Европы вся мебель той эпохи изготавливалась из мягких пород дерева – ели или кедра; в Германии, скандинавских странах и Англии обычно применялся дуб.
В романскую эпоху самая большая номенклатура мебельных объектов, по сравнению с жилыми помещениями, предназначалась для соборов и церквей. Скамьи с пюпитрами, ризницы, церковные шкафы, отдельные пюпитры для чтения и т.п. были широко распространены в XI–XII вв.
Обычная бытовая мебель, которую сами делали и использовали сельские жители, ремесленники и мелкие торговцы, сохраняла свои формы, пропорции и украшения без всякого изменения в течение еще нескольких столетий.
В культовых зданиях и их обстановке со второй половины XIII в. начинает распространяться готический стиль, который подчиняет своему влиянию большинство западноевропейских стран. Но этот новый стиль еще долго не затрагивает народное прикладное искусство и изготовление мебели.
Сохраняя традиционные формы, такая мебель лишь облегчает свои пропорции, освобождаясь от излишнего запаса материалов. В городской мебели, начиная с XIV в., уже начинают встречаться элементы готического декора, нанесённые на романскую конструкцию.
Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели
– Москва: Архитектура-С, 2007
1401 просмотр
Средневековая Европа и романский стиль – Введение в искусство
Этот период также известен как Темные века, эпитет (нелестное название), придуманный гуманистами эпохи Возрождения, потому что они думали, что он представляет собой потерю всех знаний классического периода. Фактически, период между падением Римской империи в Северной Европе — примерно 476 год — и самим Возрождением в 15-16 веках сам по себе был богат образами.
Англия большую часть этого периода была разделена на отдельные королевства: Уэссекс, Мерсия, Восточная Англия, Северная Умбрия, Эссекс, Кент и Сассекс. Ему также постоянно бросали вызов датчане, у которых также были основаны колонии. Королю Альфреду Уэссекскому удалось нанести существенное поражение датчанам в 878 г. 1 Наконец, в период Средневековья, 1066–1272 гг., Вильгельм, герцог Нормандии, захватил трон в битве при Гастингсе. История Англии в течение следующих столетий будет чередой кровавых споров о законном правлении.
В то раннее время, когда отдельными феодами или территориями правили сильные люди, археологические записи были вознаграждены раскопками различных захоронений, подобных тому, что в Саттон-Ху.
Крышка кошелька, захоронение Саттон-Ху, 625–33 гг. Золото с гранатами и эмалью, длина 7 ½ дюйма. Британский музей, Лондон. Этот файл находится под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic license Тело значимого человека из этого района было похоронено в деревянном корабле, похожем на те, на которых мы изображаем викингов. Древесина давно сгнила, но форма осталась в земле. Вместе с телом был погребен дорогой инвентарь, указывающий на его рост. Одним из таких предметов была эта застежка для кошелька – тканевая или кожаная, давно исчезнувшая. Работа представляет собой замысловатый переплетенный рисунок с гранатами и эмалью, нанесенными на золотые участки. Изображения симметричны и демонстрируют общий для этого стиля мотив человека/животного.
Чересстрочный дизайн был перенесен в работу монахов, таких как монахи в Дарроу или Линдесфарне. Это Евангелие демонстрирует на ковровой странице — названной так из-за сходства с восточным ковром — переплетенную окантовку, окружающую символ святого Марка, льва. Очевидно, что монах рисовал животное из письменных источников или из уст в уста, поэтому мы получили гибрид с кошачьими и волчьими характеристиками. Красочное переплетение продолжается и в теле животного.
Гобелен из Байе
Одним из самых значительных документов позднего Средневековья является Гобелен из Байе, который, по сути, вовсе не гобелен. В отличие от тканых гобеленов, этот предмет вышивается вручную шерстяными нитками на льняной ткани высотой около 20 дюймов и длиной более 230 футов. События, изображенные на «гобелене», отражают вторжение норманнов в 1066 году. Вильгельм Нормандский и его армия вторглись в Англию и свергли Гарольда, англосаксонского правителя. В одной из сцен рассказывается о прохождении кометы Галлея над головой во время вторжения — событие, которое обе стороны восприняли как предзнаменование. Вы можете прочитать полный отчет о гобелене и увидеть все 72 сцены на сайте ниже: http://www.bayeuxtapestry.org.uk/
Гобелен из Байё, ок. 1070, вышитая шерсть на льне, высота 20 дюймов (музей Байе) PD 1070, вышитая шерсть на льняной ткани, высота 20 дюймов (музей Байе)
Хотя романская архитектура имеет определенные ключевые черты, они часто различаются по внешнему виду и строительным материалам от региона к региону.
- Различия в романской архитектуре можно отметить в более ранних стилях по сравнению с более поздними стилями; различия в строительных материалах и местных вдохновениях также привели к различиям в регионах.
- Романская архитектура различается по внешнему виду стен, опор, арок и проемов, аркад, колонн, сводов и крыш, а также по материалам, используемым для создания этих элементов.
- Колонны часто использовались в романской архитектуре, но различались по строительным материалам и декоративному стилю. Чередование причалов и колонн встречается как в церквях, так и в замках.
- Большинство зданий имеют деревянные крыши, состоящие из простой фермы, стяжной балки или шкворня. Своды из камня или кирпича приняли несколько различных форм и показали заметное развитие в течение периода, превратившись в остроконечную ребристую арку, характерную для готической архитектуры.
- заглавная : Самая верхняя часть колонны.
- глухая аркада : Ряд арок, часто используемых в романских и готических зданиях без фактических проемов и несущей функции, служащих просто декоративным элементом.
- глазное окно : Круглое отверстие без узора, встречающееся во многих итальянских церквях.
- хранилище : Арочная конструкция из каменной кладки, образующая потолок или навес.
- Опоры : В архитектуре – вертикальная опора конструкции или надстройки, такой как арка или мост.
Вариации в романской архитектуре
Общее впечатление, производимое как церковной, так и светской романской архитектурой, – это массивная основательность и сила. Романская архитектура основывается на своих стенах или участках стен, называемых 9.0059 опоры , чтобы нести нагрузку конструкции, а не использовать арки, колонны, своды и другие системы для управления весом. В результате стены массивны , производя впечатление крепкой монолитности. Романский дизайн также характеризуется наличием арок и проемов, аркад, колонн, сводов и крыш. Несмотря на общее существование этих предметов, романская архитектура различается по тому, как представлены эти характеристики. Например, стены могут быть выполнены из разных материалов или арки и проемы могут различаться по форме. Более поздние образцы романской архитектуры также могут обладать чертами, которых нет в более ранних формах.
Поскольку стены должны быть настолько массивными или толстыми, чтобы выдерживать нагрузку сверху, они не могут быть пробиты большими или многочисленными окнами. Это делает интерьер большинства романских церквей довольно темным.
План
Выше вы видите план Сент-Фуа. Одной из характеристик романского стиля является добавление амбулатории или прохода вокруг апсиды. Это должно было облегчить перемещение толп паломников, стекавшихся в церкви по всей Европе в этот период. Паломники приходили поклониться святым мощам, хранившимся в богатых ковчегах в церквях, и во время своих визитов тратили деньги как в городах, так и в церквях. По сути, это был религиозный туризм. Реликварий святого Фоя изображен ниже. Реликварий — это объект, созданный для хранения священной реликвии, будь то кость, зуб, череп или фрагмент дерева или ткани, которые, как считается, принадлежали одному из святых или другим значимым фигурам в истории католического христианства.
Узнайте больше о паломничестве и Академии Святого Фоя на Хане
Стены
Строительные материалы, используемые в романской архитектуре, различаются по всей Европе в зависимости от местного камня и строительных традиций. В Италии, Польше, большей части Германии и некоторых частях Нидерландов кирпич был обычным явлением. В других областях широко использовались известняк, гранит и кремень. Строительный камень часто использовался в виде небольших кусков неправильной формы, залитых густым раствором. Гладкая каменная кладка не была отличительной чертой стиля в начале периода, но встречалась там, где был доступен легко обрабатываемый известняк.
Арки и проемы
Характерной чертой романской архитектуры, как церковной, так и внутренней, является сочетание двух арочных окон или аркадных проемов, разделенных колонной или колонной и часто вставленных в большую арку. Глазные окна распространены в Италии, особенно на фронтоне фасада, а также в Германии. В более поздних романских церквях могут быть окна-колеса или окна-розетки с узором из пластин, каменной кладкой, в которой держались кусочки стекла. В нескольких романских зданиях, таких как собор Отен во Франции и собор Монреале на Сицилии, широко использовались стрельчатые арки. Эти стрельчатые арки стали прообразом будущей готической архитектуры.
Интерьер Сент-Фуа. Этот файл находится под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. LasandaliadelpescadorКолонны
Колонны часто использовались в романской архитектуре, но различались по строительным материалам и декоративному стилю. В Италии большое количество античных римских колонн было спасено и повторно использовано в интерьерах и на портиках церквей. На большей части Европы романские колонны были массивными, поддерживая толстые верхние стены с небольшими окнами, а иногда и тяжелые своды. Там, где требовались массивные колонны, их строили из тесаной кладки с пустотелым заполнителем, заполненным щебнем. Эти огромные незаостренные колонны иногда украшались резным орнаментом.
Общей характеристикой романских построек, встречающихся как в церквях, так и в аркадах, разделяющих большие внутренние пространства замков, является чередование опор и колонн. Самая простая форма – это колонна между каждым примыкающим пирсом.
Своды и крыши
Большинство зданий имеют деревянные крыши в виде простой фермы, стяжной балки или шкворня. Крыши со стропильными фермами иногда облицованы деревянными потолками в трех секциях, как те, которые сохранились в соборах Эли и Питерборо в Англии. В церквях обычно проходы сводчатые, но неф покрыт деревянной крышей, как в Питерборо, так и в Эли. В Италии были распространены открытые деревянные крыши, балки часто встречались в сочетании со сводами, а бревна часто украшались, как в Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции.
Своды из камня или кирпича приняли несколько различных форм и претерпели заметное развитие в течение периода, превратившись в стрельчатую ребристую арку, характерную для готической архитектуры.
Тимпан Сен-Лазар
Отенский собор, или Собор Сен-Лазар, — римско-католический собор и национальный памятник в Отене, Франция. Известный своим клюнийским вдохновением и романскими скульптурами Гислеберта, он олицетворяет романское искусство и архитектуру Бургундии.
Из-за почитания реликвий в этот период епископ Отуна приказал построить большой собор для хранения этих реликвий и размещения паломников в Отун. Капители колонн и главный фасад церкви украшены реалистичными скульптурами, а произведение искусства является средством обучения масс христианской этике с драматическими сценами рая и ада. Работы над собором начались около 1120 г. и быстро продвигались; здание было освящено в 1130 г.
Западный тимпан
На западном фасаде Сен-Лазар находится тимпан (11:30–1135), подписанный Gislebertus hoc fecit (что означает «Гислеберт сделал это») в порту ико. В книге историка искусства Линды Зайдель 1999 года « Legends in Limestone » предполагается, что Гислебертус был именем богатой семьи в Отене и представляет покровителя памятника, а не его скульптора. В любом случае он входит в число шедевров романской скульптуры во Франции. Огромный размер барабанной перепонки требовал поддержки двойными перемычками и средней колонной, чтобы еще больше укрепить скульптуру. В левой части тимпана изображено восхождение в небесное царство, а в правой — изображение бесов в аду с ангелом и чертом, взвешивающих души на весах. Знаки зодиака окружают архив, а Христос в центре изображен в виде безмятежной фигуры. Христос помещен в идеально симметричном положении со сбалансированной композицией вытянутых фигур. По бокам Иисуса стоит его мать, Дева Мария, а его апостолы представлены как кающиеся и наблюдатели последнего суда. Святой Петр охраняет врата в рай и наблюдает за тем, как воскресшие люди пытаются протиснуться внутрь с помощью ангелов.
В «Страшном суде» фигуры объединяют современный взгляд на рай и ад и создают скульптуру, которая действует как визуальное образовательное устройство для неграмотных людей. Барабанная перепонка внушала ужас верующим, рассматривавшим детализированную горельефную скульптуру. Действительно, внизу тимпана под взвешиванием душ есть надпись, которая гласит: «Да устрашит сей ужас тех, кого связывает земное заблуждение, ибо ужас образов здесь таким образом истинно изображает то, что будет». Тимпан обрамлен двумя архивольтами: внутренний украшен резной листвой, а внешний состоит из великолепно детализированных медальонов, представляющих четыре времени года, зодиаки и труды месяцев.
Тимпан был первым, что видели верующие, подходя к церкви, и последним, когда они уходили. Страшный суд был центральной темой христианского мира — событием, которое определяло, где душа проведет вечность, согласно церковному учению. Понятно, что этот образ будет наиболее часто выставляться в этом районе, чтобы напомнить неграмотным верующим, зачем они здесь, и укрепить важность и силу Церкви в сознании людей.
священных паломничеств и романских церквей в средневековой Европе
Христианская Европа пережила подъем доверия в 11 веке. В 1095 году папа Урбан II омолодил церковь, начав успешный Первый крестовый поход, чтобы оторвать Святую землю от ислама. По всей Европе христиане ездили в места паломничества, чтобы увидеть святые реликвии и священные предметы. Популярность этих путешествий росла, поскольку они перебрасывали людей, идеи и деньги с места на место.
Основанная примерно в 1040 году церковь Сент-Фуа в Конке на юге Франции является одним из самых ранних сохранившихся образцов романского стиля, распространившегося по Западной Европе.
Жан-Марк Баррер/Cordon Press Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
На волне этих изменений новый архитектурный стиль распространился по Европе. Покрывая христианские земли «белой мантией церквей», по словам клюнийского монаха XI века Радульфуса Глабера, на этих паломнических тропах можно было увидеть похожие строительные черты. Характеризуемый закругленными арками, прочными каменными колоннами и богато украшенной резьбой, изображающей библейские истории, этот новый стиль был назван более поздними историками «романским». Он был не римским в классическом или языческом смысле, а в архитектурном. Он использовал концепцию римской базилики в качестве основы. Структура и орнамент этих зданий отражали идею римской монументальности, но эти новые священные пространства были христианскими, что отражало распространение этой веры по Европе. (Откройте для себя эти необыкновенные европейские соборы.)
Адаптивность новой архитектуры хорошо видна в соборе Монреале на Сицилии, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО. Новые нормандские правители острова (недавние завоеватели Англии) смешали север, юг, восток и запад в этом великолепном здании, построенном в 1170-х годах. Романский стиль проявляется в его плане этажа и рядах закругленных арок, установленных на коринфских колоннах. Мозаики выполнены византийскими мастерами, а деревянный кессонный потолок является данью стилю предыдущих мусульманских правителей острова.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Путь паломников
Популярность паломничества была ключевым фактором в распространении и единообразии романского стиля. Путешествие в Иерусалим было слишком трудным для большинства паломников. Европейское направление было гораздо более реалистичным. Одно из них, получившее широкую популярность в 11 веке, было святилищем Святого Иакова на северо-западе Испании. (Узнайте о многовековом паломническом пути Камино де Сантьяго.)
Этот регион Испании недавно был отвоеван христианскими войсками на ранних этапах Реконкисты, постепенного «отвоевания» полуострова христианской Испанией у мусульманских мавританских держав. Предание гласит, что отшельник девятого века увидел свет над открытой сельской местностью, обозначающий место, где покоится апостол Иаков. Святыня, выросшая на этом месте, называлась Sanctus Iacobus (лат. «Святой Иаков») de Campus Stellae («поле звезды»), название, которое позже произошло от Сантьяго-де-Компостела. (Кем были мавры?)
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
1 / 4
1 / 4
Показывая свои пронзенные руки, воскресший Христос венчает позднероманский портик Славы в соборе Сантьяго-де-Компостела, Испания. Гранитные фигуры, вырезанные мастером Матео в конце 1100-х годов, недавно были восстановлены до прежнего полихромного великолепия.
Ворота Славы
Показывая свои пронзенные руки, воскресший Христос венчает позднероманский Портик Славы в соборе Сантьяго-де-Компостела, Испания. Гранитные фигуры, вырезанные мастером Матео в конце 1100-х годов, недавно были восстановлены до прежнего полихромного великолепия.
Фото предоставлено Fundación Barrié ©Fundación Barrié/ Fundación Catedral de SantiagoПуть паломничества возник, когда христианские путешественники со всей Европы отправились к святилищу св. Иакова в Сантьяго. В середине XI века на месте гробницы был построен великолепный романский собор. В настоящее время объект всемирного наследия ЮНЕСКО, собор был расширен. Портик Славы, тройной арочный проход в позднем романском стиле, украшенный резными расписными фигурами на тему Страшного суда, был добавлен в 12 веке.
Средневековые паломники приносили богатство городам на своем пути, а города, лежащие вдоль путей в Сантьяго, смогли построить или украсить свои церкви и соборы в романском стиле. Некоторые из них стали витринами мощей местных святых, слава которых привлекала все больше паломников.
Базилика Сен-Сернен
Амуляторная и аспидальная часовни базилики Сен-Сернен XI века, Тулуза
René Mattes/Cordon PressПожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Сантьяго-де-Компостела был построен почти одновременно с базиликой Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Другие романские сооружения на различных маршрутах Сантьяго во Франции включают Сент-Фуа, церковь аббатства в Конк на юге Франции и базилику Сен-Мартен в Туре к юго-западу от Парижа. На пути в Сантьяго через северную Испанию главной остановкой был город Леон, чья Соборная церковь Сан-Исидоро содержит множество позднероманских фресок.
Возврат к камню
Романский стиль также получил распространение в Германии, например, в Майнце и Шпейере. Романский стиль слился с другими стилями, такими как нормандская архитектура, найденная в Англии после норманнского завоевания 1066 года.