- Романская архитектура во Франции: история, особенности, шедевры
- Романские храмы Хильдесхайма – DW – 12.01.2015
- Характеристики стиля романской архитектуры | 8 Примеры
- Каталонские романские церкви Валь-де-Бой
Романская архитектура во Франции: история, особенности, шедевры
Романская архитектура во Франции появилась в конце 10-го века, с развитием феодального общества и ростом и распространением монашеских орденов, особенно доминиканцев, которые построили много важных аббатств и монастырей в этои стиле. Он продолжал доминировать в религиозной архитектуре до появления французской готической архитектуры в Иль-де-Франс в период между 1140-1150 гг.
- «Романская» дорога Эльзаса
Особенности романского стиля во Франции:
Романская архитектура во Франции характеризется определенными общими чертами:
- толстые стены с небольшими окнами, округлыми арками;
- длинный неф, покрытый бочкообразными арками;
- а также использование в ингвинальной области арки, на пересечении двух арок, ствола, все они поддерживаются массивными колоннами;
- уровень трибун над галереями на первом этаже и небольшие окна над трибунами;
- ряды внешних опор, поддерживающих стены.
Церкви обычно имели купол над трансептом, поддерживаемый четырьмя смежными арками; одна или несколько больших квадратных башен и полукруглая апсида маленнькими радиальными часовнями. Художественное оформление обычно включало очень украшенные скульптурные капители на колоннах и сложный полукруглый тимпанум со скульптурами, обычно иллюстрирующими Страшный суд, расположенный над главным порталом.
Внутренняя отделка часто включала фрески, покрывающие стены, цветную плитку и ранние витражи. В конце 12 века стало появляться арочные ребра, особенно в церквях в Нормандии и Париже, что представляет собой переход к готическому стилю.
Аббатство Saint-Martin du Canigou
Романский стиль во Франции:
В начале 11 века, под влиянием появления этого стиля в северной Италии, романская архитектура распространилась на запад через южную Францию, вплоть до Каталонии и Испании, а затем на север вверх по долине реки Роны. В начале романского периода церкви следовали традиционной форме римской базилики, особенно плану византийской базилики Сан-Витале в Равенне. У них был единственный длинный неф, обычно без трансепта, который заканчивался полусферической апсидой. У церквей в романском стиле обычно была по крайней мере одна колокольня, иногда отделенная от нефа.
В более поздний романский период, в последней трети 11-го века, появились новые строительные технологии, которые позволили строить здание более высоким и широким. Два новых плана стали популярными. Первым был бенедиктинский план, использованный в аббатстве Клюни и других новых бенедиктинских монастырях. В нем было три нефа, с трансептом на пересечении и рядами небольших часовен по обеим сторонам апсиды на восточном конце.
План аббатства Клюни
Измененный план появился в новых аббатствах и церквях, предназначенных для приема паломников, идущих по пути Сантьяго де Компостела к святыням в Испании. Эти новые церкви были предназначены для размещения большого количества посетителей и включали в себя амбулаторий или дорожку, ведущую к нескольким маленьким часовням, расположенным в виде полукруга от апсиды. Амбулаторий позволил посетителям легко получить доступ к любой из часовен, не нарушая обслуживания в нефе. У них часто было несколько башен над входом и крыльями трансепта, а иногда и купол над точкой пересечения трансепта и нефа. Пример тому — Сен-Фрон де Периго, построенный по образцу базилики Святого Марка в Венеции.
Паломническая церковь. План креста с пятью куполами Сен-Фрон де Периго по образцу базилики Святого Марка в Венеции
История романского стиля во Франции:
Архитектура в романском стиле развивалась одновременно в некоторых частях Франции в 10-м веке и до более позднего влияния аббатства Клюни. Стиль, иногда называемый «Первый романский» или «Ломбардский романский», характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных декоративных арок, известных как Ломбардская группа.
аббатство Сен-Мишель де Кукса
Ранний романский и мериодальный стиль
Романская архитектура во Франции впервые появилась на юге Франции, особенно в провинциях, граничащих с Каталонией. Среди лучших сохранившихся примеров — церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса
, построенные между 956 и 974 годами. Церкви в этом регионе следовали плану базилики с небольшим трансцептом или без него. Они были построены из массивных камней, с небольшим количеством украшений или даже без них на внутренних стенах. Колокола обычно располагались в отдельной башне, украшенной ломбардскими лентами. Монастырь Сен-Мишель-де-Кукса, построенный в 12 веке, украшен колоннами из розового мрамора и резными капителями в растительных и животных формах на колоннах.церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса
Примерно в 1000 году архитекторы аббатств в Бургундии начали экспериментировать с различными формами сводчатых потолков, сначала в значительной степени, чтобы избежать опасности пожаров на деревянных крышах. Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Филибер де Турнус была ранним примером. Неф был закрыт поперечными цилиндрическими сводами, перпендикулярными оси нефа, поддерживаемыми рядами колонн.
- Аббатство Saint-Martin du Canigou
- Аббатство Saint-Michel-de-Cuxa
- Церковь Сен-Мартен, Chapaize, Ssone-et-Loire (около 1030)
Поздний романский стиль — Бенедиктинские монастыри
Религиозные ордена играли особенно важную роль в развитии романского стиля. Реорганизация католической церкви при Людовике Благочестивом (813–840) и основание первого монастыря по правилам святого Бенедикта (817) привели к важным изменениям в религиозной практике и архитектуре. Бенедиктинское аббатство Клюни, основанное в 909 году Вильгельмом I, герцогом Аквитанским, было центром возрождения религиозной деятельности. Во Франции к концу 11-го века под властью аббата Клюни насчитывалось 815 монастырских домов и более десяти тысяч монахов. Расцвет монастырей достиг вершины вершины при папе Григории VII (1073-1085).
Аббатство Клюни
Аббатство Клюни было крупнейшим и наиболее влиятельным из монастырей во Франции, как в доктрине, так и в архитектуре. Аббат Хьюго де Клюни (1049-1109) решил реконструировать и расширить оригинальное Аббатство, включая Abbatiale, или церковь Аббатства. Новый вариант Abbatiale был закончен в 1130 году. Длина новой церкви составляла 187 метров, и она была рассчитана на двести пятьдесят монахов. В здании был сделан двойной трансепт, передний неф на западе, а на востоке — шевет с проходом, в котором проходил дизамбулатур, что дало доступ к пяти радиальным часовням. Сам неф был огромен, покрыт сводчатым потолком шириной 10,85 метра и высотой 25 метров. Высота нефа имела три уровня; окна на верхних уровнях принесли свет в интерьер. Она была увенчана пятью башнями, самая большая из которых пересекала великий трансепт, две по обеим сторонам от входа в авант-неф, и две на гербе трансепта. Это было самое большое здание в христианском мире до реконструкции базилики Святого Петра в Риме в 16 веке и самым большим из когда-либо построенных романских храмов.
Аббатство Клюни было почти полностью разрушено во время и после Французской революции; камни были повторно использованы в зданиях по всему региону. Единственными оставшимися сооружениями являются две башни переднего нефа и колокольня на южном крыле большого трансепта. Только восемь процентов первоначальной структуры сохранилось до сегодняшнего дня.
- Аббатство Клюни
- Город Клюни
Цистерцианские романские монастыри
Цистерцианский монашеский орден был создан Сен-Бернаром Клервским в 1098 году; его первым монастырем было аббатство Сито. Его основные доктрины были определены святым Бенедиктом как отделение от общества, работа ради жизненных потребностей и отказ от чего-либо ненужного для первых двух. Архитектура новых монастырей была разработана с учетом этих правил.
Монастыри строились как можно дальше от городов. Монахи жили в неукрашенных зданиях, построенных вокруг монастыря, изолированного от внешнего мира и от других частей монастыря. У монахов были отдельные кельи, каждая с тремя небольшими комнатами; «Аве Мария» для молитвы; вторая комната с письменным столом и альковом для кровати; и третья комната для мастерской. У каждого позже был свой сад. Второе здание содержало общие зоны для монахов; церковь, монастырь, клуатр или комната для собраний; кухня и столовая. Третье здание было добавлено для новообращенных, которые не были монахами, но хотели разделить монашескую жизнь.
Аббатство Сенанк
Орден расширился до пяти монастырей во Франции: аббатство Сито, аббатство Клерво, аббатство Моримонд, аббатство Понтиньи и аббатство Ла-Ферте. Эти пять стали «Материнскими домами» для новых цистерцианских монастырей на европейском континенте и в Англии. После смерти Сен-Бернара в 1153 году стандартная церковная архитектура была изменена; полусферическое или квадратное святилище церкви было заменено шеветом с амбулаторным переходом из часовни в часовню.
- Аббатство Фонтене (основано 1118)
- Аббатство Сенанк (основано 1148) в Провансе
- Церковь аббатства Понтиньи (основана в 1114 году)
- Библиотека аббатства Сито (основана в 1098 году)
- Руины аббатства Моримонд (основан в 1115 году)
- Аббатство Ле Тороне в Провансе (1176-1200)
- Аббатство Клерво в Шампани
Паломнические церкви в романском стиле
Во второй период романской эпохи, начиная с последней трети 11-го века, многие романские церкви во Франции были построены вдоль маршрутов паломничества, которые проходили в Сантьяго-де-Компостела в Испании, где были выставлены известные реликвии Святого Иакова Великого. С падением Иерусалима под исламским правлением маршрут в Сантьяго-де-Компостела стал одним из двух самых важных маршрутов паломничества в Европе, помимо паломничества к могиле Святого Петра в Риме. Церкви вдоль маршрута, включая Сен-Фуа-де-Конк, были спроектированы, чтобы обеспечить место для большого количества молящихся. В больших паломнических церквях проходил деамбулатуар или проход в колоннах вокруг хора, обеспечивающий доступ к ряду маленьких часовен. Другой более заметной церковью на этом маршруте было аббатство Сен-Нектер в Пюи-де-Дом, начатое в 1080 году.
Базилика Сен-Сернин, Тулуза
Еще одной особенностью поздних романских церквей была большая высота. У этих церквей была трибуна или галерея на уровне выше первого этажа, где верующие могли смотреть вниз в неф. Трибуна обеспечила большую устойчивость и поддержку для высокой крыши. В Оверни церкви добавили еще один уровень; над галереей был еще один уровень сводчатых трибун. Эти церкви имели большую высоту, но мало света проникало в неф. В других регионах, таких как Пуату, трибуны и аркады были заменены высокими окнами, освещающими свет прямо в нефе.
- Аббатство Vezelay в Бургундии (1104-1132)
- Базилика Сен-Сернин, Тулуза
- Собор Сен-Фрон в Периге
- Église Notre-Dame la Grande, Пуатье
- Бывшая Abbatiale Святого Нектара в Пюи-де-Дом, Овернь (начало 1080)
Собор Нотр-Дам в Пуатье
Архитектура в романском стиле
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Романские своды
Основными постройками в романский период становятся церкви и замки в виде крепости. Центральным элементом архитектурного ансамбля становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки простых геометрических форм — в виде кубов, призм, цилиндров. В основе плана романских церквей лежит форма раннехристианской базилики: с продольной организацией пространства. В крупнейших соборах кессонные (кассетные) потолки заменяются каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны. Главным мотивом интерьера становятся полукруглые арки.
Типичные своды в романских церквях:
Если у греков, даже по развалинам архитектурных памятников, можно точно определить расчеты проекта, то в романскую эпоху исполнение стало довольно грубым. В Древней Греции камень подгонялся насухо, а в средние века его стали класть на раствор — толщину которого нельзя было измерить. Ровно как и использование камня без обтески.
Окна в романской архитектуре не имели застекления, поэтому делались маленькими (чтоб не сильно выпускать тепло) и высоко (чтоб поменьше сквозило). Дополняли окна решетки, иногда и из камня, а также ставни с прорезями.
Двери делались всегда полукруглой формы, даже в постройках школы Клюни, где любили стрельчатые арки. Колонны в романскую эпохуне имеют утончения к вершине, нет также и выпуклого профиля, как у античных колонн. Колонны имеют строго цилиндрическую форму. Поддержание стиля одредов и классических пропорций становится более свободным, единственный ордер, которому подражали — это коринфский.
Колонны и пилястры в романской архитектуре:
Декор в романской архитектуре
Развитие скульптуры в романской Франции было тесно связано с архитектурой. Самые ранние скульптурные украшения на алтарах и внутренних поверхностях церквей, на перемычках, над дверными проемами и особенно на капителях колонн, которые обычно украшались изображениями библейских фигур и реальных или мифических животных. Большая часть работы была почти плоской с небольшой попыткой реализма.
Скульптурные группы в романской архитектуре
Некоторые из самых ранних романских скульптур во Франции найдены в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (1019-1020) в восточных Пиренеях. Перемычка над дверным проемом изображает Христа на троне, в раме, поддерживаемой двумя ангелами, и в окружении апостолов. Формы апостолов определяются формами арок, в которые они втиснуты.
В более поздний романский период скульптура часто использовалась в самых важных точках, таких как фасады, чтобы подчеркнуть линии структуры. Здесь часто используются геометрические узоры (круги, квадраты, треугольники). Пространства были переполнены фигурами, которые часто искажались, и казалось, что они танцуют. Скульптура была наиболее богатой на капителях колонн и на порталах, где она служила для представления очень сложных и расширенных библейских историй. Скульпторы также изображали большое количество животных, как реальных, так и воображаемых, в том числе химер, сирен, львов и разнообразных монстров. Воображение обычно преобладало над реализмом.
Декор собора в Отёне, Бургундия
Некоторые из наиболее замечательных скульптур найдены на тимпане и столицах колонн монастыря Муассакского аббатства в Moissac, Тарне и Гаронне, а также на колоннах церкви аббатства Сен-Мари в Суйяке; и в аббатстве Сен-Филибер в Бургундии.
Еще одна замечательная группа романской скульптуры найдена в убранстве базилики Сен-Сернин, в Тулузе, датируемой концом 11 и началом 12 века. Фигуры гораздо более реалистичны и умело используют тени и свет, чтобы выделить детали. Одним из самых замечательных произведений является алтарный стол, подписанный его скульптором Бернардом Гельдвинусом. Он также сделал семь скульптурных рельефов, найденных в амбулатории собора.
базилика Сен-Сернин в Тулузе
Приближение к реализму
В середине и конце 12 века скульптурное убранство стало намного более реалистичным, детализированным и точно вылепленным. Примечательными примерами являются фасад западного портала церкви Св. Трофима в Арле, конца 12 века, украшенный статными фигурами апостолов, и капители двойных колонн в монастыре, каждая из которых отличается друг от друга, иллюстрируя персонажей из Библии.
Церковь св. Трофима в Арле
Скульптура в Арле демонстрирует, в какой степени романский стиль стал международным. На левой стороне западного портала церкви Св. Трофима в Арле (конец 12-го века) изображен Апокалипсис по Иоанну. Использование скульптурных львиных голов для поддержки пилястр заимствовано из Италии, а ряд рисунков на капителях в монастыре, иллюстрирующих Трех Королей и бегство из Египта, были сделаны Бенедетто Антелами, одним из мастеров романского стиля, скульптора из Италии.
Аббаство Везле
Аббатство Vézelay также известно своим богатым и сложным тимпаном, защищенным в большом подъезде церкви. Его тема — Пятидесятница, библейские истории и то, как весть о Христе распространялась среди разных народов мира, а также изображения мифических существ, которые, как полагали, жили на краях мира. Это было сделано в 12 веке, когда Везелай считался важным интеллектуальным центром. под одним из его Настоятелей, Пётр Преподобный. Еще одним известным тимпаном является церковь аббатства Сент-Фой в Конк, где в ярких сценах из Страшного Суда изображено около ста персонажей.
аббатство Сен-Жени-де-Фонтен (1019-1020)
Значение романской скульптуры
Романские скульптуры часто довольно выразительны, хотя и далеки от реальности. Основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, поэтому скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.
Аббатство Saint-Martin du Canigou
Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.
Тимпанум собора Отена
Фрески в романской архитектуре Франции
Интерьеры французских романских церквей были наполнены цветом, включая картины на стенах и потолке, мозаику на полу и, в конце периода, ранние витражи. Исключением были аббатства цистерцианцев, которые не содержали никаких украшений. Большая часть росписей была разрушена в 18 и 19 веках, когда считалось, что голая каменная стена больше подходит для церковного интерьера. Обычно использовались две разные техники:
- либо фреска, окрашенная, пока штукатурка была еще влажной, с краской, разбавленной водой;
- или detrempe, окрашенные пигменты, смешанные со связующим веществом, таким как масло или яичный белок, и нарисованные на сухой штукатурке.
Часто использовались обе техники, с большими рисунками, нарисованными как фреска, и детали, выполненными в технике détremps. Работа требовала быстрого выполнения. Предметы выбирались церковной иерархией, а не художниками, а имена художников в большинстве случаев оставались неизвестными.
Тематика фресок
Стены романских церквей редко оставались голыми. Многие романские интерьеры церкви были расписаны циклами иллюстраций библейских магазинов. Иногда темы были местного интереса; Картины в Сен-Мартен-де-Вик иллюстрируют, как монахи Тура украли реликвии из монастыря Пуатье.
Фреска Бога, говорящего с Ноем в церкви аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату
Росписи других предметов
Картины не ограничивались интерьерами, а часто также покрывали капители тимпанов и другие внешние украшения. Скульптура в интерьере также часто расписывалась. Деревянные церковные потолки, широко распространенные до широкого использования ребристых арок, также обычно расписывали. Ранним примером расписной церкви является Берзе-ла-Виль (Berzé-la-Ville), где картины на потолке Часовни Монахов изображают момент, когда Христос дал апостолам Петру и Павлу послания для распространения в мире.
Одним из наиболее важных существующих примеров окрашенной французской романской церкви является церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату. Монастырь был основан в 9 веке над могилами христианских мучеников Сабинуса из Сполето и Святого Киприана, а в средние века стал главной церковью паломничества. Начиная примерно с 1100 года, церковь была расширена и полностью расписана изнутри, от склепа до потолка. Искусственный мрамор колонн в нефе также был расписан.
Полезные ссылки:
- Французская архитектура
- Готическая архитектура во Франции
- Архитектурный маршрут по Парижу
- «Романская» дорога Эльзаса
- 10 самых архитектурно интересных городов Франции
- Маршрут по Лиллю: современная архитектура
- Замки долины Луары
- Замки Луары для детей
- Аббатство Клюни
Романские храмы Хильдесхайма – DW – 12.01.2015
ТуризмГермания
DW – Пути к Всемирному наследиюДва древних храма в этом нижнесаксонском городе включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: кафедральный собор и церковь Святого Михаила.
https://p.dw.com/p/1EFh5Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме на рисунке 1662 годаФото: gemeinfreiРекламаЦерковь Святого Михаила в Хильдесхайме (Michaeliskirche Hildesheim) называют здесь “Небесным замком” (Himmelsburg). Первая часть этого храма была освящена в 1022 году. Одна из главных достопримечательностей этой базилики – расписной деревянный потолок с родословием Иисуса.
Второй памятник ЮНЕСКО в Хильдесхайме – собор Вознесения Святой Марии (Hildesheimer Dom) с одной из старейших епископских кафедр Германии. Нынешний храм, возведенный на месте еще более древнего, был освящен в 1061 году. Сейчас в нем хранится уникальная коллекция произведений искусства из бронзы. Рядом у ограды находится символ города – так называемый “Тысячелетний розовый куст” (Tausendjähriger Rosenstock). С ним связаны многочисленные легенды, которыми местные жители охотно делятся с приезжими.
Восемь вопросов…
Лотар Майер-Мертель (Lothar Meyer-Mertel) – менеджер туристического управления города Хильдесхайма.
DW: Чего нельзя пропустить при первом знакомстве с Хильдесхаймом?
Лотар Майер-Мертель: Статусом объектов Всемирного наследия в Хильдесхайме обладают городской собор и церковь Святого Михаила. В соборе, посвященном Вознесению Девы Марии, особый интерес представляет коллекция произведений искусства из бронзы и других металлов, а в церкви Святого Михаила – потолочные росписи.
– Что вам нравится здесь больше всего?
– Колонна Христа (Bernwardsäule) и бронзовые ворота (Bernwardtür), созданные во времена епископа Бернварда и названные в его честь. Эти произведения искусства демонстрируют мастерство хильдесхаймских бронзовых дел мастеров IX-X веков. Секреты создания такого рода трехмерных изображений были привезены с Ближнего Востока и строго охранялись на протяжении столетий. Древняя технология и сегодня восхищает тех, кто способен разобраться, как она функционирует.
Cобор Вознесения Святой МарииФото: Fotolia/panoramarx– Ваш секрет для посвященных?
– Для этого придется запастись временем, но вы не пожалеете, когда разгадаете тайну церкви Святого Михаила. Архитектура и пропорции этого тысячелетнего храма подчинены определенной системе чисел. Судя по всему, его строители руководствовались античными представлениями о гармонии и музыкальными интервалами. Эти логические и математические связи можно обнаружить, пересчитывая колонны, оконные проемы, анализируя пропорции деления храмового пространства… Увлекательное занятие, во время которого возникает ощущение, что ты находишься в особенно гармоничном месте!
– Что вам больше всего запомнилось во время первой поездки в эти места?
– Я часто бывал в Хильдесхайме еще в студенческие годы. И тогда, и сейчас особое впечатление на меня производит египетская коллекция музея Рёмера и Пелицеуса – одно из самых больших собраний такого рода в Германии.
– Какое время года здесь самое красивое?
– Особой достопримечательностью Всемирного наследия в Хильдесхайме является “Тысячелетний розовый куст” во внутреннем дворе собора, вьющийся по его восточной апсиде. Согласно легенде, в 815 году именно на этом месте король Людовик Благочестивый (Ludwig der Fromme) основал Хильдесхайм и его епископство. С биологической точки зрения, может быть, это уже и не тот куст, который рос здесь 1200 лет назад, но местные жители твердо верят в то, что их город и роза – ровесники. Цветет она недолго, в конце мая – начале июля.
– Что еще стоит здесь посмотреть?
– Рыночную площадь (Marktplatz), восстановленную с исторической точностью после разрушений времен Второй мировой войны. Много зданий в оригинальном состоянии сохранилось в Новом городе (Neustadt), который на самом деле – старый, вокруг церкви Святого Готарда (St. Godehard). Вам понравятся уютные и очаровательные уголки этого района.
– Знакомство с Всемирным наследием стимулирует аппетит. Какие особенные блюда региональной кухни вы можете рекомендовать?
– В Хильдесхайме любят нижнесаксонские сырокопченые колбасы. Некоторые ресторанчики c добротной немецкой кухней предлагают их в качестве мясного ассорти. Например, Knochenhauer-Amtshaus прямо на Рыночной площади. Его название напоминает о профессии дробильщиков костей. Любителям более изысканной кухни можно порекомендовать ресторан Nil в музее Рёмера и Пелицеуса. В его меню – блюда из нежнейшего мяса, поставляемого местными фермерами.
– Какой из памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО вы бы сами хотели посетить?
Моя профессиональная жизнь связана с Всемирным наследием, поэтому немецкие объекты хотя бы раз я видел почти все. Единственное исключение – доисторические свайные жилища в Альпах. Кстати, они встречаются не только в Германии, но и во Франции, Италии, Австрии, Швейцарии и Словении, где также обладают статусом памятников ЮНЕСКО. Так что, есть куда еще съездить.
Написать в редакциюРекламаПропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать ещеПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницуХарактеристики стиля романской архитектуры | 8 Примеры
Дом История архитектуры Характеристика романского стиля архитектуры | 8 Примеры
Король франков Карл Великий (742-814) хотел возродить архитектуру, дизайн и стиль классического периода Римской империи. В области строительного дизайна проявлением этого желания стал романский архитектурный стиль . Таким образом, это был первый архитектурный стиль, получивший популярность во всей Западной Европе. По этой причине мы можем сказать, что период великих архитектурных ордеров Европы начался с архитектуры романского периода.
Название Romanesque означает, что оно произошло от римского, говорится в Оксфордском словаре английского языка. Романский стиль, называемый в Англии в основном норманнским стилем, возник в 10 веке и просуществовал до 12 века. Его популярность закончилась архитектурой в готическом стиле.
Этот стиль соединил в себе черты некоторых местных архитектурных традиций, каролингской, оттанской, византийской и римской архитектуры. Примеры романской архитектуры имеют некоторые особенности, такие как толстые стены, массивные здания, полукруглые арки, цилиндрические своды и большие башни. Кроме того, здания в романском стиле имеют динамические массы, интегрированные в одно здание. Более того, романские постройки пробуждают у людей, смотрящих со стороны, потрясающее чувство солидности и мощи. Без лишних слов давайте подробнее рассмотрим характеристики романской архитектуры.
Характеристики романского архитектурного стиля
- Основными элементами романского стиля являются рельефные скульптуры, толстые стены, тоннельные бочки и аркады.
- В отличие от римского и готического архитектурных стилей, несущая система в романских постройках состоит из гигантских стен-контрфорсов, а не арок или колонн.
- Поскольку стены выполняют конструктивную функцию, оконные проемы на фасадах относительно небольшие. Эти стены, как правило, представляют собой двухслойные строительные элементы, заполненные бутовым камнем.
- Архитектура в романском стиле варьируется в зависимости от региона, так как она в значительной степени подпитывается местным мастерством и архитектурными традициями. Например, основным строительным элементом романских зданий в таких странах, как Италия, Германия, Польша и Нидерланды, был в основном кирпич. В разных регионах чаще встречаются гранит, кремень или различные тесаные камни.
- Романские контрфорсы не были специализированы в отличие от готической архитектуры. Наоборот, снаружи они не воспринимаются, потому что контрфорсы служат несущими стенами.
- Средневековые архитекторы использовали ребристые своды и стрельчатые арки в некоторых позднероманских церквях . Эти постройки послужили подходящей территорией для развития готической архитектуры как источника вдохновения.
- Аркады, представляющие собой серию арок, поддерживаемых колоннами, часто использовались в романских постройках. Эту типологию мы видим во внутренних фасадах боковых нефов, обращенных к центральному проходу, в атриумах и портиках. Есть примеры, когда некоторые из них имеют несущие функции, а некоторые аркады используются в декоративных целях и имеют за собой сплошную стену.
- Романские арки обычно поддерживаются контрфорсами прямоугольного или квадратного сечения. Как правило, эти опоры имеют горизонтальные пороги у земли и молдинг, похожий на капитель колонны наверху.
- Форма арок полукруглая. Эти округлые арки можно увидеть в аркадах, дверных и оконных проемах. Фасады, где полукруглые арочные окна соединяются с более крупной аркой, являются характерной чертой романского архитектурного стиля. В позднероманской архитектуре стали появляться окна-колеса или окна-розетки с другим названием.
- Контрфорсы, несущие пары арок в переходах между нефами, обычно имеют крестообразные сечения.
- Монолитные колонны, вырезанные из цельного куска камня, используемые в качестве конструкционных или декоративных, часто встречаются в романских постройках. Как правило, они используются на фасадах, на которые не приходится большая нагрузка, например, на галерейные фасады.
- Можно видеть, что в некоторых зданиях использовались колонны, собранные из древнеримских построек.
Примеры романской архитектуры
В Европе существует множество типов зданий, спроектированных в романском архитектурном стиле. К ним относятся церкви, соборы, часовни, дворцы, замки, мосты, городские стены и некоторые образцы гражданской архитектуры. Однако романское искусство в основном выдвигалось на первый план в церковном дизайне. Романские архитекторы приняли и развили типологию крестообразного плана раннехристианских базилик. Архитекторы спроектировали более крупные церкви, добавив боковые нефы, чтобы посетители могли видеть реликвии.
Пизанская башня и Пизанский собор
Поддерживаемые колоннами аркады, продолжающиеся на каждом этаже, формируют внешний вид этого собора. Материал облицовки снаружи – мрамор. Собор несет в себе влияние белого мрамора древнеримской архитектуры, типологии плана раннехристианских базилик и куполов исламской архитектуры. Колокольня этого здания в Италии — Пизанский собор, который знаком большинству из нас. Пизанский собор (слева) и Пизанская башня (справа)
Пизанская башня, пожалуй, самый известный пример итальянской романской архитектуры . Из-за того, что Пизанская башня строилась на скользком грунте, во время строительства она начала наклоняться. Вершина башни наклонена примерно на 3 метра от уровня фундамента. Однако благодаря дополнительному фундаменту, сделанному с использованием современных технологий, этот изгиб был остановлен в его нынешнем виде.
Галереи с аркадами, которые огибают Пизу и продолжаются на протяжении 6 этажей, придают зданию замечательную особенность. Более того, он повлиял на архитектуру близлежащего региона на протяжении нескольких столетий.
Даремский собор
Даремский соборЭто романский собор с некоторыми чертами готического строения. Архитекторы использовали в этом здании стрельчатые арки и контрфорсы, которые были новыми для того периода технологиями. Однако эти контрфорсы спрятаны под крышей. Благодаря этим новым элементам удалось сделать здание выше и обеспечить широкие проемы. Камень, являющийся основным материалом здания, проявляется повсюду от стен до ребер. Хотя снаружи Дарем выглядит как готическое сооружение, он относится к позднему романскому стилю.
Шпейерский собор
Шпейерский собор — один из самых известных романских соборов Германии. Это было крупнейшее сооружение западно-христианского мира 11 века. Церковь, которую начали строить в 1030 г., потребовали перестройки в 1090 г., и она была завершена в 1106 г. Полностью разрушенный пожаром 1689 г., Шпейер был перестроен архитектором И. М. Нойманом таким образом, который очень напоминает его первоначальный вид. . Собор на протяжении веков был символом власти и господства немецких императоров.
Шпейерский соборИмея 2 восьмиугольных купола и 4 башни, Шпейер имеет крышу с медным покрытием. Выделяются арочные окна снаружи здания и аркадные галереи на верхнем этаже. Здание, снаружи облицованное красными песчаниками, сочетает в себе все общие черты романского архитектурного стиля.
Собор Питерборо
Собор ПитербороСобор Питерборо, относящийся к числу церквей романской архитектуры, был построен в 1118-1237 годах в Англии. Западный фасад здания, также известного как Собор Святого Петра, выполнен в архитектурном стиле ранней готики. На этом фасаде много стрельчатых башен и 3 огромных арки. Здание сочетает в себе черты романского стиля и ранней английской готики. Он претерпел множество реставраций из-за повреждений в различных войнах и пожарах на протяжении всей истории.
Сан-Миниато-аль-Монте
Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции — небольшая, но частная романская церковь, построенная в 1013 году. Ее внешний вид украшен арками и небольшими окнами, которые являются основными элементами романского стиля. Белый и зеленый мраморы составляют основные цвета фасада здания. Интерьер украшен простой каменной кладкой с преобладанием того же зеленого и белого мрамора.
San Miniato al MonteГеометрические формы, из которых состоит украшение здания, довольно просты и ясны. Деревянная конструкция крыши, которая является одной из главных особенностей начала IX в.0007 Примеры романской архитектуры также использовались в Сан-Миниато-аль-Монте. Несмотря на то, что церковь маленькая, простая и неприхотливая, она является одним из самых необычных сооружений Флоренции.
Собор Монреале
Монреальский собор, расположенный в Палермо, Италия, украшен византийскими мозаиками, которые очаровывают посетителей. Здание, строительство которого началось в 1172 году, имеет дополнения и штрихи разных стилей.
Аббатство Мария Лаах
Аббатство Мария ЛаахМонастырь Марии Лаах со сбалансированной архитектурой, состоящей из 6 больших и коротких башен, является одним из самых успешных романских сооружений в Германии. Внутри есть крестовые своды, несущие крышу. Из-за низкой высоты этажа и узких проемов интерьер ближе к человеческому масштабу, чем в большинстве романских построек. Кроме того, интерьер с мрачной атмосферой очень прост. Используемые внутри цвета, небольшое количество украшений и достойная несущая система делают здание очень спокойным.
Базилика Сант-Амброджо
Базилика Сант-АмброджоБазилика Сант-Амброджо, которая является одним из важных романских архитектурных сооружений в Италии, была римской церковью, построенной в 379–386 годах. В церкви, которую построил св. Амвросий, находятся могилы многих христианских мучеников. Поскольку он был преобразован из римской базилики, он имеет типологию плана, отличную от других романских церквей. Здание, имеющее большой центральный двор и 2 колокольни, на протяжении веков подвергалось реставрации и изменениям и приобрело свой нынешний романский вид.
Вкратце, мы поговорили об архитектурном стиле романского периода и узнали некоторые образцы этого стиля. В категории истории архитектуры на сайте archeetect.com вы можете узнать больше о европейских архитектурных стилях.
Предыдущая статьяАрхитектура Фрэнка Гери | 9 лучших бесплатных программ для архитектурного дизайна в 2023 году0005
Включите JavaScript
сообщите об этом объявленииПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
сообщите об этом объявленииКаталонские романские церкви Валь-де-Бой
Выдающаяся универсальная ценность 9 0106
Краткий обзор
Валь-де-Бой находится в Каталонских Пиренеях, в районе Альта-Рибагорса, в 120 км к северу от Лериды, на северо-востоке Пиренейского полуострова. Узкая долина окружена крутыми горами, и в каждой из деревень есть романская церковь.
Составными частями этого объекта серийного наследия являются церкви Сант-Фелиу-де-Барруэра, Сант-Хоан-де-Бой, Санта-Мария-де-Тауль, Сант-Климент-де-Тауль, Нативитат-де-Дурро, Санта-Эулалия-д’Эриль-ла-Валь, Л’Ассумпсьо. Санта-Мария-де-Колл, Санта-Мария-де-Карде и скит Сант-Кирк-де-Дурро. Две церкви в Таулле были объявлены национальными памятниками в 1931, Sant Joan de Boí и Santa Eulàlia d’Erill-la-Vall в 1962 году, а остальные церкви в 1993 году. должен быть найден. Эта группа является уникальным примером культурной традиции, которая процветала в Каталонии в 12 веке. Романские церкви и деревни, в которых они стоят, представляют собой прекрасный пример культурного ландшафта, который процветал в гармонии с природной средой, сохранившейся до наших дней. Ломбардский романский стиль получил развитие в пиренейских церквях, в которых замечательным образом проявляется местный сельский дух, например, линия элегантных колоколен Сан-Климент-де-Тауль, Сан-Жоан-де-Бой и Санта-Эулалия д’Эрилл- ла-Валь.
Можно сказать, что образ жизни в средневековой Каталонии, выраженный этой группой церквей и деревень, имел большое значение для признания каталонской культурной самобытности. Романское искусство этих пиренейских деревень сыграло жизненно важную роль в движении за восстановление каталонской национальности и идентичности в начале 20 века.
Значение церквей Валь-де-Бои, однако, заключается в их групповой ценности: больше нигде в Европе нет ансамбля таких примечательных церквей, построенных в течение того же, относительно короткого периода времени. Нет и другой группы, которая столь ярко иллюстрировала бы передачу культурного движения, способного преодолеть высокий горный барьер и утвердиться с высокими техническими и художественными стандартами на другой территории. Поэтому группу можно считать шедевром того периода и примером великого человеческого творчества.
Критерий (ii) : Значительное развитие романского искусства и архитектуры в церквях Валь-де-Бой свидетельствует о глубоком культурном обмене в средневековой Европе и, в частности, за горным барьером Пиренеев.
Критерий (iv): Церкви Валь-де-Бой представляют собой особенно чистый и последовательный пример романского искусства в практически нетронутой сельской местности.
Целостность
Все отдельные церкви являются составными частями этой серийной собственности, и вся собственность находится в пределах одной буферной зоны. Все атрибуты Выдающейся универсальной ценности, такие как ломбардское влияние на архитектуру и скульптурный декор, план этажа, аккуратная каменная работа на поверхности стен, квадратный план колокольни или скульптурный декор с глухими арками , а также дальнейшее использование церквей сообществом, включены в границы собственности.
Некоторые работы по консервации были проведены во всех церквях, но в некоторых больше, чем в других. Многие из них были объектом обширных программ реставрации и консервации во второй половине 20-го века, и недавняя реставрация осуществлялась и будет продолжаться посредством того, что фактически представляет собой непрерывную программу технического обслуживания, которая не повлиять на целостность имущества. Основные настенные росписи и большинство древних артефактов были переданы в начале 20-го века в Национальный музей искусства Каталонии (Museu Nacional d’Art de Catalunya) в Барселоне из соображений безопасности, чтобы избежать их вывоза, разграбления и последующего вывоза в Америку. произошло с картинами в других церквях Каталонии.
Церкви Санта-Мария-де-Тауль, Сант-Жоан-де-Бой, Санта-Эулалия-д’Эриль-ла-Валь, Нативитат-де-Дурро, Сант-Фелиу-де-Барруэра, Л’Ассумпсьо-де-Колл, Санта-Мария-де-Карде и скит Квирк de Durro сохраняют свою архитектурную форму, структуру и материалы, а также их религиозное использование, в то время как церковь Sant Climent de Taüll сохраняет нетронутыми все оригинальные черты и используется в туристических/культурных целях. По-видимому, в настоящее время не существует неблагоприятных факторов, хотя чрезмерный туризм был бы проблематичным, если бы ему позволили развиваться.
Подлинность
Не может быть сомнений в подлинности церквей, деревень или окружающего ландшафта. Однако во всех произошли недавние изменения, которые в большей или меньшей степени можно рассматривать как изменение этой базовой аутентичности. Однако это явление можно наблюдать во всех культовых зданиях, которые с момента их постройки постоянно использовались в духовных целях. Ни одно из вмешательств, за исключением прискорбного, но вполне оправданного вывоза большей части художественных ценностей в Барселону, не привело к снижению подлинности любой из церквей до неприемлемой степени. Сохранение ткани церквей распространилось на удаление, ремонт, замену и новое строительство. Теперь только Санта-Мария в Дурро в некоторой степени, а в остальном только Санта-Мария в Карде, которые также отличаются в нескольких других отношениях, в своем несохранившемся состоянии дают хорошее представление о развитии церкви и интерьере в поздне- и постсредневековые времена. .
Спасение фресок в 1920-х годах было выдающимся достижением и дало замечательные результаты, которые можно увидеть в MNAC в Барселоне. Однако это достижение не может изменить тот суровый факт, что картины теперь вырваны из контекста, в котором они должны были быть видны, и что этому контексту теперь не хватает своего венчающего великолепия. Хотя это не подрывает притязаний церквей на внимание всего мира, можно утверждать, что это в некоторой степени уменьшает их подлинность. В их нынешнем местонахождении картины, конечно, не могут рассматриваться для включения в Список всемирного наследия.
Церкви Санта-Мария-де-Тауль, Сан-Климент-де-Тауль, Сан-Жоан-де-Бой, Санта-Эулалия-д’Эриль-ла-Валь, Нативитат-де-Дурро, Сан-Фелиу-де-Барруэра и Санта-Мария-де-Карде, а также скит Квирк de Durro недавно была проведена генеральная реставрация, чтобы укрепить крыши, конструкции, колокольни и интерьеры таким образом, чтобы подчеркнуть подлинность их архитектурных и декоративных особенностей, а также расширить возможности их использования в религиозных и культурных целях.
Требования по охране и управлению
Церкви находятся под защитой Закона 16/1985 от 25 июля об историческом наследии Испании, Закона 9/1993 от 30 сентября о культурном наследии Каталонии, Указа 276/2005 о территориальных комиссиях о культурном наследии и другие законы, такие как Закон 13/2002 о туризме в Каталонии.
Все церкви пользуются полной защитой в соответствии с каталонским и местным законом о планировании, а также другими положениями. На церкви, деревни и отдельные здания распространяются очень строгие положения законов о городском и сельском планировании, которые регулируют такие вопросы, как расположение, высота, линия крыши и строительные материалы для новых зданий и реконструкций, что гарантирует сохранение окружающей среды города. церкви. Применимым законодательством является Закон о культурном наследии Каталонии, который защищает как церкви как древние памятники, так и шесть деревень в долине как исторические районы. Кроме того, часть долины охраняется как историческое место. Все церкви используются для религиозных целей и общественных посещений.
Консорциум Валь-де-Бой отвечает за управление сайтом. Он состоит из Generalitat de Catalunya (правительство Каталонии), Diputació de Lleida (провинциальные власти), Consell Comarcal de l’Alta Ribagorça (каталонское административное деление), муниципалитета Валь-де-Бой и епархий Уржель и Лерида. .
Вмешательства на сайте должны быть санкционированы Министерством культуры каталонского правительства, которое также реализует политику финансирования и планирования.
Все церкви являются собственностью епископства Урхельского, кроме церкви Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащей епископству Лериды.
В дополнение к продолжающимся программам восстановления и обслуживания церквей и городских проектов в деревнях долины существует Программа передового опыта в области туризма 1998 года в Валь-де-Бой, продвигаемая совместно государством, автономным сообществом и местными властями. как туристические компании, в настоящее время ведется.