Романская: РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Романская языковая группа – это… Что такое Романская языковая группа?

Романская языковая группа

Романские языки в Европе

Распространение романских языков:      французский      испанский      португальский      итальянский      румынский

Романские языки — группа языков и диалектов, входящих в индоевропейскую языковую семью и генетически восходящих к общему предку — латыни. Название романский происходит от латинского слова romanus (римский). Наука, изучающая романские языки, их происхождение, развитие, классификацию и т.д. называется романистика и является одним из подразделов языкознания (лингвистика).

Происхождение

Структурная классификация романских языков.

Романские языки развились в результате дивергентного (центробежного) развития устной традиции разных географических диалектов некогда единого народно-латинского языка и постепенно обособились от языка-источника и друг от друга в результате разнообразных демографических, исторических и географических процессов. Начало этому эпохальному процессу было положено римскими колонистами, заселявшими удалённые от столицы – г. Рима – регионы (провинции) Римской империи в ходе сложного этнографического процесса, получившего название романизация в период 3 в. до н. э. – 5 в. н. э. В этот период на различные диалекты латыни оказывают влияние субстрат, Долгое время романские языки воспринимались лишь как просторечные говоры классического латинского языка, а потому практически не использовались в письменном виде. Становление литературных форм романских языков во многом опиралось на традиции классической латыни, что позволило им вновь сблизится в лексическом и семантическом плане уже в новое время.

Классификация

Дивергентное развитие романских языков из латыни, классификация различных языков и диалектов, а также их постепенная конвергенция в более позднее время представляет огромный интерес для сравнительного языкознания.

Современная классификация романских языков выглядит так:

Иберо-романская подгруппа

Окситанороманская подгруппа

Галло-романская подгруппа

Итало-романская подгруппа

Северная группа
Центральная группа
Южная группа

Рето-романская подгруппа

[1]

Далматинская подгруппа

Балкано-романская подгруппа


Итальянский, испанский, молдавский, португальский, ретороманский, румынский, каталанский, и французский имеют статус государственных.

Письменность

В письме романских языков доминирует латинская графика. Характерная особенность латиницы романских языков — неиспользование буквы K (исключение составляют заимствования). Звук [k] передаётся буквой C (не перед e i y) и сочетаниями CH или QU (перед e i y). Также не принято использовать букву W.

Румынский и молдавский языки ранее использовали кириллицу (в настоящее время молдавская кириллица сохраняется в Приднестровье).

Ладино использует разные системы письма, в том числе еврейскую графику.

Примечания

  1. Иногда включается в итало-романскую группу

См. также

  • Списки Сводеша для романских языков в Викисловаре

Внешние ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Романская группа языков
  • Романсы (альбом)

Смотреть что такое “Романская языковая группа” в других словарях:

  • Языковая семья — самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства общего происхождения их языков от предполагаемого языка основы. Языковые семьи подразделяются на языковые группы. Наибольшей по численности является… …   Финансовый словарь

  • ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ НАРОДОВ — крупнейшая единица классификации народов по признаку языковой близости. Самая большая Я» с. индоевропейская, языки этой семьи используют 2,5 млрд человек. В нее входят романская, германская, славянская и др. языковые группы. Во вторую по… …   Географическая энциклопедия

  • Языковая систематика — Языковая систематика  вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты  языки, диалекты и группы языков. Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков. В основе систематики… …   Википедия

  • Языковая семья — Языковая систематика вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты языки, диалекты и группы языков. Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков. В основе систематики языков лежит… …   Википедия

  • Языковая таксонимия — Языковая систематика вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты языки, диалекты и группы языков. Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков. В основе систематики языков лежит… …   Википедия

  • Иберо-романская подгруппа — Иберо романская языковая подгруппа одна из подгрупп, выделяемых в составе группы романских языков. Включает следующие языки: Окситанские языки Овернский язык (окс. (auvernhat) Гасконский язык (окс. gascon) Аранский язык (окс. aranés) Лимузэнский… …   Википедия

  • Семья языковая — Языковая систематика вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты языки, диалекты и группы языков. Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков. В основе систематики языков лежит… …   Википедия

  • Индо-Европейская языковая семья — Индоевропейская Таксон: семья Прародина: индоевропейские ареалы Кентум (синий) и Сатем (красный). Предполагаемая исходная область сатемизации показана ярко красным цветом. Ареал: весь мир …   Википедия

  • Индоевропейская языковая семья — Индоевропейская Таксон: семья Прародина: индоевропейские ареалы Кентум (синий) и Сатем (красный). Предполагаемая исходная область сатемизации показана ярко красным цветом. Ареал: весь мир …   Википедия

  • Венетская группа диалектов — Венетский язык Самоназвание: Vèneto Страны: Италия; Хорватия, Словения, Бразилия, Мексика Регионы: Венето Общее число носителей: 2 180 387 (2000) …   Википедия

Кафедра романской филологии – МГПУ

Кафедра романской филологии


  • +7(495) 607-37-22
  • [email protected]
  • 105064, Москва, Малый Казенный пер., д. 5Б, 4-й этаж, каб. 412

Кафедра романской филологии создана в 1999 году и объединяет высококвалифицированных специалистов в области романской филологии (испанский, итальянский и французский языки), лингвистики и методики преподавания иностранных языков. На кафедре работают специалисты по пяти романским языкам:

французский, итальянский, испанский, португальский и латынь. Кафедра романской филологии реализует две программы:

  • Теория и практика межкультурной коммуникации (французский язык). Квалификация — лингвист. Выпускники лингвистического направления становятся специалистами в области языкознания, межкультурной коммуникации, этикета и протокола, прикладной и компьютерной лингвистики, лингвистической экспертизы, перевода, туристического и гостинично-ресторанного бизнеса.
  • Педагогическое образование. Испанский язык
  • Педагогическое образование. Итальянский язык

Выпускники педагогического направления становятся преподавателями первого и второго иностранных языков в российских и зарубежных образовательных и воспитательных организациях, в организациях дополнительного образования.

Подробнее с актуальными образовательными программами вы можете ознакомиться здесь.

Все студенты получают интенсивную подготовку по двум выбранным иностранным языкам, так как существенная часть учебных дисциплин преподается на изучаемом иностранном языке. В качестве второго иностранного языка предлагается изучать (в том числе «с нуля») английский, французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий и корейский языки. Все студенты осваивают также основы латинского языка. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре ВУЗов РФ и Европы.

В учебный план входят практики разных видов (социокультурная, ознакомительная языковая, педагогическая, производственная, учебно-исследовательская). Студенты кафедры имеют возможность проходить практику в образовательных и культурных организациях в Москве:

Успевающие студенты также имеют возможность проходить

практику в зарубежных организациях:

Кафедра сотрудничает с вузами Франции, Италии и Бельгии, что позволяет направлять студентов в учебные стажировки за рубежом. Программы стажировок позволяют успевающим студентам кафедры романской филологии проходить практику и обучение в ВУЗах и организациях-партнерах. Вот лишь некоторые из них:

Преподаватели кафедры романской филологии находятся в партнерских и дружеских отношениях с зарубежными специалистами из Франции, Бельгии, Италии, Испании, Швейцарии, Чехии, Марокко и Ирландии. Зарубежные учёные часто приглашаются для проведения лекций, мастер-классов и вебинаров для студентов и преподавателей кафедры. На кафедре работают носители европейских языков, ведущие специалисты г. Москвы.

Страницы кафедры в соцсетях:

Вконтакте

Instagram

Facebook

Романская живопись (c.1000-1200)

Романскиеприемы росписи романских фресок, алтарей, иллюминированных рукописей. MAIN AZ INDEX – AZ АРТ-ДВИЖЕНИЙ

Богразговаривает с Иеремией Винчестером Библия (1160-75).Прекрасный пример 12 – го века всредневековых манускрипты изанглийской школы.

Содержание

или формы стойки . В случае стропильных крыш, они иногда облицованы деревянными потолками в трех секциях, как те, которые сохранились в соборах Эли и Питерборо в Англии.В церквях, как правило, проходы сводчатые, но неф покрыт деревянной крышей, как в Питерборо и Эли. [10] В Италии широко распространены открытые деревянные крыши, а анкерные балки часто встречаются в сочетании со сводами, а деревянные балки часто украшают, как в Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция. [1]

Своды из камня или кирпича приняли несколько различных форм и в течение этого периода претерпели заметное развитие, превратившись в остроконечную ребристую арку, характерную для готической архитектуры.

Бочковое хранилище

Самый простой тип сводчатой ​​крыши – это цилиндрический свод, в котором одна арочная поверхность простирается от стены до стены, длина сводчатого пространства, например, неф церкви. Важным примером, в котором сохранились средневековые картины, является склеп Сен-Савен-сюр-Гартемп, Франция, начала XII века. Однако цилиндрический свод обычно требовал поддержки твердых стен или стен, в которых окна были очень маленькими. [11]

Собор Байе, склеп имеет сводчатые своды и упрощенные коринфские капители.
Паховый свод

Паховые своды очень часто встречаются в более ранних романских постройках, а также в менее заметных и меньших сводах в более поздних постройках, особенно в склепах и проходах. Паховый свод почти всегда квадратный в плане и состоит из двух цилиндрических сводов, пересекающихся под прямым углом. В отличие от ребристого свода, вся арка является конструктивным элементом. Паховые своды часто разделены поперечными арочными ребрами низкого профиля, как в Сантьяго-де-Компостела. В La Madeleine, Vézelay, ребра имеют квадратное сечение, сильно выступающие и полихромные. [15]

Ребристый свод
В Сент-Этьене, Кан, и неф, и башня покрыты ребристыми сводами. ок. 1080.

В ребристых сводах есть не только ребра, охватывающие сводчатую область в поперечном направлении, но и каждый сводчатый отсек имеет диагональные ребра. В ребристом своде ребра являются конструктивными элементами, а промежутки между ними могут быть заполнены более легким неконструктивным материалом.

Поскольку романские арки почти всегда полукруглые, структурная и дизайнерская проблема, присущая ребристому своду, заключается в том, что диагональный пролет больше и, следовательно, выше, чем поперечный пролет.Романские строители использовали ряд решений этой проблемы. Один заключался в том, чтобы центральная точка, где пересекались диагональные ребра, была наивысшей точкой, с заполнением всех поверхностей, наклоненным к ней куполообразным образом. Это решение использовалось в Италии на предприятиях Сан-Микеле, Павия и Сан-Амброджо, Милан. [11]

Другое решение заключалось в том, чтобы смещать поперечные ребра или опускать диагональные ребра так, чтобы центральная линия свода была горизонтальной, как у цилиндрического свода.Последнее решение использовалось на секционных сводах как в Сент-Этьене, так и в аббатстве Окс-Хомм и в Аббай-о-Дам в Кане, Франция, в конце одиннадцатого и начале двенадцатого веков. [1]

Неф церкви аббатства Сен-Жорж, Бошервиль, имеет заостренные поперечные ребра.
Остроконечный арочный свод

В конце романского периода появилось другое решение для регулирования высоты диагональных и поперечных ребер. Это должно было использовать дуги одинакового диаметра как для горизонтальных, так и для поперечных ребер, в результате чего поперечные ребра пересекались в одной точке.Это особенно заметно в северной Англии, в Даремском соборе 1128 года. Дарем – собор массивных романских пропорций и внешнего вида, однако его строители представили несколько конструктивных особенностей, которые были новыми для архитектурного дизайна и впоследствии стали отличительными чертами. готика. Еще одна готическая особенность Дарема – аркбутан. Однако они спрятаны под крышами проходов. Самый ранний остроконечный свод во Франции – нартекс Мадлен, Везеле, датируемый 1130 годом. [13]

План и разрез церкви и собора

Церковь аббатства Фонгомбо имеет крестообразный план, круглый алтарь, апсидальные часовни и высокий неф с нижними проходами.

Многие приходские церкви, аббатские церкви и соборы построены в романском стиле или изначально были построены в романском стиле и впоследствии претерпели изменения. Простейшие романские церкви – это залы с выступающей апсидой в конце алтаря или иногда, преимущественно в Англии, выступающий прямоугольный алтарь с аркой алтаря, который может быть украшен лепными украшениями.Более показные церкви имеют проходы, отделенные от нефа аркадами.

Аббатские и соборные церкви обычно построены по плану Латинского креста. В Англии расширение на восток может быть длинным, в то время как в Италии оно часто короткое или вообще отсутствует, поскольку церковь обычно построена по Т-образному плану, иногда с апсидами на концах трансепта, а также на востоке. Во Франции церковь Святого Фронта, Периге, похоже, была смоделирована по образцу базилики Сан-Марко, Венеции или другой византийской церкви и представляет собой план греческого креста с пятью куполами.В том же регионе собор Ангулема представляет собой церковь без прохода в плане латинского креста, более обычную во Франции, но также покрытую куполами. [11] [1]

Южный трансепт Винчестерского собора состоит из 3 этапов. рис C.Finot

В Германии романские церкви часто имеют самобытную форму, с апсидами на восточном и западном концах, с центральным входом с одной стороны. Вероятно, в этой форме появился баптистерий в западной части. [13]

В разрезе типичная церковь или собор с нефами имеет неф с одним проходом с обеих сторон. Неф и проходы разделены аркадой на опорах или колоннах. Крыша прохода и внешние стены помогают укрепить верхние стены и свод нефа, если таковой имеется. Над крышей прохода находится ряд окон, известных как фонарь, которые освещают неф. В романский период произошло развитие от этого двухступенчатого фасада до трехступенчатого фасада, в котором между аркадой и фонарём находится галерея, известная как трифорий .Это варьируется от простой слепой аркады, украшающей стены, до узкого аркадного прохода и полностью развитого второго этажа с рядом окон, освещающих галерею. [11]

Восточная часть церкви и собора

Восточный конец романской церкви почти всегда полукруглый, либо с высоким алтарем, окруженным амбулаторией, как во Франции, либо с квадратным концом, выступающим за апсиду, как в Германии и Италии. Там, где в английских церквях есть квадратные концы, на них, вероятно, повлияли англосаксонские церкви.Соборы Питерборо и Нориджа сохранили округлые восточные концы во французском стиле. Однако во Франции простые церкви без апсид и без декоративных элементов были построены цистерцианцами, которые также основали много домов в Англии, часто в отдаленных районах. [16]

Контрфорсы

Из-за массивности романских стен контрфорсы не так важны, как в готической архитектуре. Романские контрфорсы обычно имеют плоский квадратный профиль и не сильно выступают за стену.В случае церквей с проходами, цилиндрические своды или полубочковые своды над проходами помогали укрепить неф, если он был сводчатым.

В тех случаях, когда использовались полубочковые своды, они фактически становились похожими на летающие контрфорсы. Часто проходы проходили через два этажа, а не на тот, который обычно используется в готической архитектуре, чтобы лучше выдерживать вес сводчатого нефа. В случае с Даремским собором использовались аркбутаны, но они спрятаны внутри трифориевой галереи. [10]

В Лимбургском Доме в Германии недавно отреставрировали полихромную штукатурку.

Фасады и внешняя отделка храмов и соборов

Фасады церквей в романском стиле, как правило, с западной стороны здания, обычно симметричны, имеют большой центральный портал, образованный лепниной или крыльцом, и расположение окон с арочными крышами. В Италии часто бывает одно центральное окошко. Обычная декоративная особенность – аркады. [1]

Небольшие церкви часто имеют одну башню, которая обычно размещается на западном конце, во Франции или Англии, либо в центре, либо сбоку, в то время как более крупные церкви и соборы часто имеют две башни.

Во Франции, Сент-Этьен, Кан представляет модель большого французского романского фасада. Это симметричное расположение нефа, окруженного двумя высокими башнями, каждая с двумя контрфорсами с низким плоским профилем, которые разделяют фасад на три вертикальных блока. Три горизонтальные ступени отмечены большой дверью внутри арки в каждой из трех вертикальных секций. Более широкая центральная часть имеет два яруса по три одинаковых окна, а на внешних ярусах – два яруса с одинарными окнами, которые подчеркивают массу башен.Башни поднимаются на три яруса: самый нижний из высоких слепых аркад, следующий из аркад, пронизанный двумя узкими окнами, и третий из двух больших окон, разделенных на два огня колонетой. [15]

Этот фасад можно рассматривать как фундамент для многих других зданий, включая французские и английские готические церкви. Хотя форма типична для северной Франции, ее различные компоненты были общими для многих романских церквей того периода по всей Европе. Подобные фасады встречаются в Португалии.В Англии Саутуэллский собор сохранил эту форму, несмотря на вставку огромного готического окна между башнями. Линкольн и Дарем, должно быть, когда-то выглядели так. В Германии Лимбургский собор имеет множество проемов и аркад в горизонтальных этажах разной высоты.

Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция, представляет собой излюбленный в Тоскане полихромный мраморный фасад.

Церкви Сан-Дзено-Маджоре, Верона и Сан-Микеле, Павия представляют собой два типа фасадов, типичных для итальянского романского стиля, которые раскрывают архитектурную форму здания и прикрывают ее.В Сан-Зено компоненты нефа и проходов подчеркиваются вертикальными валами, которые поднимаются до уровня центрального фронтона, и различными уровнями крыши. В Сан-Миниато-аль-Монте определение архитектурных частей становится еще яснее благодаря полихромному мрамору, который характерен для многих итальянских средневековых фасадов, особенно в Тоскане. В Сан-Микеле присутствует вертикальное определение, как и в Сан-Зено, но линии крыш скрыты за одним большим фронтоном, украшенным ступенчатой ​​аркадой.В Санта-Мария-делла-Пьеве, Ареццо, эта демонстрация продолжается еще больше, поскольку линия крыши горизонтальна, а аркады поднимаются на разных уровнях, а поддерживающие их колонеты отличаются большим разнообразием декора. [13] [3]

Богато украшенная башня Норвичского собора увенчана шпилем пятнадцатого века.

Башни

Башни были важной особенностью романских церквей, и многие из них до сих пор стоят. Они принимают различные формы, квадратные, круглые и восьмиугольные, и по-разному расположены по отношению к церкви в разных странах.На севере Франции две большие башни, например, в Кане, должны были стать неотъемлемой частью фасада любого большого аббатства или собора. В центральной и южной Франции это более разнообразно, и большие церкви могут иметь одну башню или центральную башню. В больших церквях Испании и Португалии обычно две башни.

Во многих французских аббатствах, например в Клюни, было много башен различной формы. Это также распространено в Германии, где апсиды иногда были обрамлены круглыми башнями, а крест увенчан восьмиугольной башней, как в Вормском соборе.Большие парные башни квадратной формы также могут встречаться на концах трансептов, например, в соборе Турне в Бельгии. В Германии, где часто встречаются четыре башни, они часто имеют шпили, которые могут быть четырех- или восьмиугольными, или характерную форму рейнского руля , которую можно увидеть на Лимбургском соборе. [11]

В Англии для больших аббатств и соборов предпочитали три башни, причем центральная башня была самой высокой. Этого часто не удавалось достичь из-за медленного процесса этапов строительства, и во многих случаях верхние части башни были завершены лишь спустя столетия, как в Дареме и Линкольне.Большие нормандские башни существуют в соборах Дарема, Эксетера, Саутуэлла и Норвича. [10]

В Сан-Климент-де-Тауль, Валь-де-Бохи, башня имеет увеличивающиеся размеры в окнах на каждом уровне, что типично также для итальянских и немецких башен. рис Núria Pueyo

В Италии башни почти всегда стоят отдельно, и их положение часто определяется рельефом местности, а не эстетикой. Так обстоит дело с итальянскими почти всеми церквями, большими и маленькими, за исключением Сицилии, где ряд церквей был основан нормандскими правителями и больше похож на французский. [1]

Как правило, большие романские башни имеют квадратную форму с низкопрофильными угловыми контрфорсами, которые поднимаются, не уменьшаясь на разных ступенях. Башни обычно размечены на четко определенные этапы горизонтальными курсами. По мере того, как башни поднимаются, количество и размер отверстий увеличиваются, что можно увидеть на правой башне трансепта собора Турне, где две узкие щели на четвертом уровне сверху превращаются в одно окно, затем два окна, затем три окна на самый верхний уровень.Такое расположение особенно заметно на башнях итальянских церквей, которые обычно строятся из кирпича и могут не иметь другого орнамента. Два прекрасных примера можно найти в Лукке, в церкви базилики Сан-Фредиано и в соборе Лукки. Его также видели в Испании. [1]

В Италии есть несколько больших отдельно стоящих круглых башен, самая известная из которых – Пизанская башня. В других странах, где встречаются круглые башни, например, в Германии, они обычно парные и часто фланкируют апсиду.Круглые башни необычны в Англии, но встречаются в Ирландии в период раннего средневековья.

Восьмиугольные башни часто использовались на перекрестках и встречаются во Франции, Германии, Испании и Италии, где необычным для своей высоты примером является перекресток Сан-Антонио, Пьяченца, 1140 г.

В Испании XII века отличительной чертой являются многоугольные башни на перекрестке. Они имеют ребристые своды и тщательно декорированы, например, «Торре дель Галло» в Старом соборе Саламанки. [11]

Санта-Мария-делла-Пьеве, Ареццо, имеет ширму с различными ярусами колонет.

Украшение

Архитектурные украшения

Аркады – это наиболее значительный декоративный элемент романской архитектуры. Это происходит в самых разных формах; от Ломбардской полосы, ряда небольших арок, которые, кажется, поддерживают линию крыши или курса, до неглубокой слепой арки, характерной для английской архитектуры и в большом разнообразии наблюдаемой в соборе Эли, до открытых галерей, например, в Пизанском соборе и его знаменитая Падающая башня.Аркады можно было использовать с большим эффектом, как снаружи, так и внутри, примером чего является церковь Санта-Мария-делла-Пьеве в Ареццо. [13]

«Слепая аркада» под этим окном в Кентерберийском соборе имеет перекрывающиеся арки, образующие точки, которые являются общей декоративной особенностью романской архитектуры в Англии.
Архитектурная скульптура

Романский период породил обилие скульптурных украшений. Чаще всего это принимало чисто геометрическую форму и особенно применялось к лепным украшениям, как прямым рядам, так и изогнутым молдингам арок.В Ла Мадлен, Везеле, например, полихромные ребра свода окаймлены узкими полосками из перфорированного камня. Подобный декор имеет место вокруг арок нефа и вдоль горизонтального ряда, разделяющего аркаду и фонарь. В сочетании с пронзительной резьбой капителей это придает интерьеру изысканность и изысканность. [13]

В Англии такое украшение могло быть дискретным, как в соборах Херефорда и Питерборо, или иметь ощущение огромной энергии, как в Дареме.В Дареме диагональные ребра сводов очерчены шевронами, а лепнина аркады нефа вырезана в несколько слоев с различными геометрическими узорами. Все это вместе создает один из самых богатых и динамичных интерьеров романского периода. [17]

На этих отреставрированных карнизах вокруг портала Линкольнского собора есть формальный шевронный орнамент, колющие язык монстры, виноградные лозы и фигуры, а также симметричные мотивы в византийском стиле.

Хотя многие скульптурные орнаменты иногда применялись в интерьерах церквей, в центре такого украшения обычно находился западный фасад и, в частности, порталы. Шевроны и другие геометрические орнаменты, которые писатели девятнадцатого века называли «варварским орнаментом», чаще всего встречаются на лепных украшениях центральной двери. Стилизованная листва часто выглядит так же глубоко вырезанной и изгибающейся наружу, как листья аканта на коринфских капителях, но также вырезана с мелким рельефом и спиральными узорами, имитирующими замысловатую иллюминацию рукописей.В целом стиль орнамента был более классическим в Италии, например, у ворот Сан-Джусто в Лукке, и более «варварским» в Англии, Германии и Скандинавии, например, в соборе Шпейера. Франция произвела широкий спектр орнаментов, особенно тонкие переплетенные и спиралевидные лозы в стиле «рукописи», встречающиеся в Сен-Сернене, Тулуза. [13] [4] [11]

Фигуративная скульптура
Тимпан аббатства Везеле, Бургундия, Франция, 1130-е годы, имеет много декоративных спиральных деталей в драпировках.

С падением Римской империи традиция вырезать большие изделия из камня и лепить фигуры из бронзы угасла, как это фактически и произошло (по религиозным причинам) в Византийском мире. Некоторые скульптуры в натуральную величину, очевидно, были сделаны из лепнины или гипса, но сохранившиеся экземпляры по понятным причинам редки. [18] Самым известным из сохранившихся больших скульптурных произведений прото-романской Европы является деревянное Распятие в натуральную величину, заказанное архиепископом Кельна Геро примерно в 965 году. [19] В XI и XII веках изобразительная скульптура процветала. .Он был основан на двух других источниках, в частности, на рукописном освещении и мелкомасштабной скульптуре из слоновой кости и металла. Обширные фризы, созданные на армянских и сирийских церквях, были предложены как еще одно возможное влияние. [20] Эти источники вместе создали особый стиль, который можно узнать по всей Европе, хотя наиболее впечатляющие скульптурные проекты сосредоточены в Юго-Западной Франции, Северной Испании и Италии.

Изображения, встречающиеся в металлоконструкциях, часто подвергались тиснению.Полученная поверхность имела две основные плоскости и детали, которые обычно вырезали. Эта обработка была адаптирована к резьбе по камню и особенно хорошо видна в тимпане над порталом, где изображения Христа в Величии с символами четырех евангелистов взяты непосредственно с позолоченных обложек средневековых Евангельских книг. Этот стиль дверных проемов встречается во многих местах и ​​продолжается в готический период. Редкое выживание в Англии – это «Дверь приора» в соборе Эли. В Юго-Западной Франции многие из них сохранились, с впечатляющими образцами в Сен-Пьере, Муассаке, Суйаке [21] и Ла Мадалейн, Везеле – все дочерние дома Клюни, с множеством других скульптур, оставшихся в монастырях и других зданиях.Рядом с собором Отена есть величайшая редкость Страшный суд, поскольку он был уникально подписан его создателем Гизельбертом. [3] [13]

Столица из Сеу Велла, Лерида, Испания, демонстрирующая спиральные и парные мотивы.

Особенностью рисунков в освещении рукописей является то, что они часто занимают ограниченное пространство и искажены, чтобы поместиться. Обычай художников приспосабливать фигуру к доступному пространству предоставил возможность создавать фигуры для украшения дверных столбов, перемычек и других архитектурных поверхностей.Одежды нарисованных фигур обычно обрабатывались в плоском и декоративном стиле, который мало походил на вес и падение реальной ткани. Эта функция также была адаптирована для скульптуры. Среди множества существующих примеров одним из лучших является фигура пророка Иеремии из колонны портала аббатства Сен-Пьер, Муассак, Франция, примерно 1130 года. [13]

Один из Наиболее значительным мотивом романского дизайна, встречающимся как в фигуративной, так и в нефигуративной скульптуре, является спираль.Одним из источников могут быть ионные капиталы. Вьющиеся виноградные лозы были распространенным мотивом как византийского, так и римского дизайна, и их можно увидеть в мозаике на сводах церкви Санта-Костанца четвертого века в Риме. Рукописи и архитектурные резные фигурки XII века очень похожи на завитки виноградных лоз.

Эта столица Трех Королей в Отене обладает сильными повествовательными качествами во взаимодействии фигур.

Другой источник спирали – это, несомненно, иллюминированные рукописи седьмого-девятого веков, особенно ирландские рукописи, такие как Св.Книга Евангелия от Галла распространилась в Европу благодаря хиберно-шотландской миссии. В этих иллюминациях использование спирали не имеет ничего общего с виноградными лозами или другими естественными растениями. Мотив абстрактный и математический. Именно в адаптации этой формы спираль встречается в драпировках как скульптур, так и витражей. Из всех многочисленных примеров, встречающихся на романских порталах, одним из самых выдающихся является изображение центральной фигуры Христа в Ла Мадален, Везеле. [13] Другое влияние островного искусства – задействованные и переплетенные животные, часто используемые для превосходного эффекта в столицах (как в Силосах), а иногда и на самой колонне (как в Муассаке).

Церковь Шенграберн в Австрии украшена наивными фигурами, изображающими Адама, к которому приближается разгневанный ангел.

Многие из небольших скульптурных произведений, особенно капители, имеют библейский сюжет и включают сцены Сотворения и Грехопадения Человека, эпизоды из жизни Христа и те сцены Ветхого Завета, которые прообразом Его Распятия Христа и Воскресения, такие как Иона и Кит и Даниэль в Логове львов. Происходит много вертепов; Особой популярностью пользовалась тема Трех Королей.Монастыри аббатства Санто-Доминго-де-Силос в Северной Испании и Муассака – прекрасные примеры, сохранившиеся до наших дней.

Особенностью некоторых романских церквей является обширная скульптурная схема, которая покрывает территорию вокруг портала или, в некоторых случаях, большую часть фасада. Собор Ангулема во Франции имеет очень сложную схему скульптуры, установленной в широких нишах, созданных аркадами фасада. В Испании сложная живописная схема с низким рельефом окружает дверь церкви Санта-Мария в Риполи. [13]

Вокруг верхней стены алтаря Abbaye d’Arthous, Ланды, Франция, расположены маленькие фигурки, изображающие похоть, невоздержанность и берберскую обезьяну, символ человеческой порочности. рис P Charpiat

Целью скульптурных схем было передать сообщение о том, что верующий христианин должен признать свои проступки, покаяться и получить искупление. Страшный суд напоминает верующим о покаянии. Резное или расписное Распятие, выставленное на видном месте в церкви, напоминало грешнику об их искуплении.Скульптура, напоминавшая грешникам об их грехах, часто принимала тревожные формы. Поскольку они не были скульптурами Христа, они обычно были небольшими и редко были великолепными, но часто внушали страх или были просто забавными по своей природе.

Это работы, которые часто украшают небольшие архитектурные элементы. Их можно найти на капителях, кронштейнах и бобышках или вплетать в листву на дверных проемах. Они представляют собой семь смертных грехов, но часто принимают формы, которые сегодня трудно распознать.Чаще всего представлены похоть, обжорство и алчность. Появление многих фигур с чрезмерно большими гениталиями может быть явно приравнено к плотскому греху, но то же самое можно сказать и о многочисленных фигурах, показанных с высунутыми языками, которые являются особенностью дверного проема Линкольнского собора. Выдергивание бороды было символом мастурбации, а широко открывать рот – также признаком разврата. Обычная тема, которую можно найти на капителях этого периода, – это кочерга или поглаживание бороды, которых избивает его жена или схватывают демоны.Демоны, сражающиеся за душу обидчика, такого как скряга, – еще одна популярная тема. [22]

Портико да Глория, Сантьяго. Цвет, некогда свойственный многим романским скульптурам, сохранился.

Считается, что готическая архитектура начинается с дизайна хора аббатства Сен-Дени, к северу от Парижа, аббатом Сугером, освященным в 1144 году. Начало готической скульптуры обычно датируется немного позже, с резьбой фигуры вокруг Королевского портала в Шартрском соборе, Франция, 1150 год.Стиль скульптуры быстро распространился из Шартра, обогнав новую готическую архитектуру. Фактически, многие церкви позднего романского периода появились после постройки Сен-Дени. Скульптурный стиль, основанный больше на наблюдательности и натурализме, чем на формализованном дизайне, быстро развивался. Считается, что одной из причин быстрого развития натуралистических форм было растущее понимание классических останков в местах, где они были наиболее многочисленны, и преднамеренное подражание их стилю. Следствием этого является то, что дверные проемы имеют романскую форму, но все же демонстрируют натурализм, связанный с раннеготической скульптурой. [13]

Один из них – Pórtico da Gloria , датируемый 1180 годом, в Сантьяго-де-Компостела. Этот портал является внутренним и особенно хорошо сохранился, он даже сохраняет цвет на фигурах и указывает на внешний вид многих архитектурных украшений, которые теперь воспринимаются как монохромные. Вокруг дверного проема расположены фигуры, которые объединены с колоннетами, образующими молдинги дверей. Они объемные, но слегка приплюснутые. Они очень индивидуализированы по внешнему виду и выражению и очень похожи на те, что расположены вокруг северного крыльца аббатства Св.Денис, датируемый 1170 годом. Под тимпаном вырезан ряд фигур, играющих на различных музыкальных инструментах.

Фреска из церкви Св. Климента, сейчас находится в Museo de Arte de Cataluña.
Фрески

Большие поверхности стен и простые изогнутые своды романского периода были украшены фресками. К сожалению, многие из этих ранних настенных росписей были уничтожены. В Англии, Франции и Нидерландах такие изображения систематически уничтожались во время иконоборчества Реформации.В других странах они пострадали от войн, пренебрежения и изменения моды.

Классическая схема полного расписного убранства церкви, заимствованная из более ранних примеров, часто в мозаике, имела в качестве центральной точки в полукуполе апсиды Христа в величии или Христа-Искупителя в виде четырех крылатых зверей. символы четырех евангелистов, сравнивая их непосредственно с образцами с позолоченных обложек или иллюстраций Евангелий того периода. Если бы Дева Мария была посвященной церкви, ее образ мог бы заменить образ Христа.На стенах апсиды внизу будут святые и апостолы, возможно, включая повествовательные сцены, например, святого, которому была посвящена церковь. На арке святилища были фигуры апостолов, пророков или двадцати четырех «небесных воинств», смотрящих в сторону бюста Христа или его символа Агнца наверху арки. Северная стена нефа будет содержать сюжетные сцены из Ветхого Завета, а южная стена из Нового Завета. На задней западной стене будет Страшный суд с восседающим на троне и судящим Христом наверху. [23]

Раскрашенный склеп в Леоне, Испания.

Одна из наиболее сохранившихся схем – это Saint-Savin-sur-Gartempe во Франции. Длинный цилиндрический свод нефа представляет собой отличную поверхность для фресок и украшен сценами из Ветхого Завета, показывающими Сотворение мира, Падение Человека и другие истории. Подобные картины существуют в Сербии, Испании, Германии, Италии и других странах Франции. [11]

Витражи пророка Даниила из Аугсбургского собора, конец XI века.
Витраж

Самые старые из известных фрагментов средневековых живописных витражей датируются X веком. Самыми ранними сохранившимися фигурами являются пять окон пророка в Аугсбурге, датируемые концом одиннадцатого века. Фигуры, хотя и жесткие и формализованные, демонстрируют значительное мастерство в дизайне, как в изобразительном, так и в функциональном использовании стекла, что указывает на то, что их создатель хорошо привык к среде. В Кентерберийском и Шартрском соборах сохранилось несколько панно XII века, в том числе в Кентербери фигура копающего Адама и еще одна фигура его сына Сета из серии «Предки Христа».Адам представляет собой очень натуралистическое и живое изображение, в то время как в фигуре Сета одежды использовались с большим декоративным эффектом, подобным лучшей резьбе по камню того периода.

Большинство великолепных французских витражей, включая знаменитые окна Шартра, датируются XIII веком. Гораздо меньше больших окон осталось нетронутыми с двенадцатого века. Одним из них является Распятие Пуатье, замечательная композиция, которая проходит через три ступени, нижняя часть с четырехлистником изображает мученичество Святого Петра, самая большая центральная сцена, в которой доминирует распятие, и верхняя сцена, изображающая Вознесение Христа в мандорле.Фигура распятого Христа уже показывает готический изгиб. По словам Джорджа Седдона, окно «незабываемой красоты». [24]

Собор Эли, Англия, имел сложный западный фасад с центральной башней, обрамленной меньшими башнями, демонстрирующими переходные черты 1180-х годов. Одна из меньших башен упала. Крыльцо, 1250-е гг .; фонарь, 1390-е гг.

Переходный стиль

В XII веке начали появляться элементы, которые должны были стать типичными для готической архитектуры.Например, нередки случаи, когда часть здания, которая строилась в течение длительного периода, вплоть до XII века, имеет очень похожие аркады как полукруглой, так и остроконечной формы или окна, идентичные по высоте и ширине. , но в котором указаны более поздние. Это можно увидеть на башнях собора Турне, а также на западных башнях и фасаде собора Эли. Встречаются и другие вариации, которые, кажется, колеблются между романским и готическим стилями, такие как фасад, спроектированный аббатом Сугером в аббатстве Сен-Дени, который сохраняет много романского в своем облике, и фасад Лаонского собора, который, несмотря на его готическую форму, имеет круглые арки. [10] [25]

Фасад Лаонского собора 1225 года сохранил округлые арки и аркады в романском стиле.

Романское влияние

Париж и его окрестности быстро переняли готический стиль аббата Сюжера, аббатства Сен-Дени в двенадцатом веке, но другие части Франции восприняли его медленнее, и провинциальные церкви продолжали строиться из тяжелого бутового камня. романского стиля, даже когда проемы были обработаны модной остроконечной аркой.

В Англии романский план земли обычно имел очень длинный неф, который продолжал влиять на стиль строительства соборов и тех больших аббатских церквей, которые также должны были стать соборами в шестнадцатом веке. Несмотря на то, что английские соборы перестраивались в несколько этапов, во многих из них можно увидеть значительные площади нормандского строительства, особенно в аркадах нефов. В случае Винчестерского собора готические арки были буквально вырезаны из существующих нормандских опор. [10]

В Италии, хотя многие церкви, такие как Флорентийский собор и Санта-Мария-Новелла, были построены в готическом стиле, продолжали использоваться прочные колонны с капителями видоизмененной коринфской формы. Остроконечный свод использовался там, где это было удобно, но он обычно перемежается с полукруглыми арками и сводами везде, где они удобно помещаются. Фасады готических церквей в Италии не всегда легко отличить от романских.

Германия не сразу приняла готический стиль, и когда это произошло, часто здания были смоделированы прямо по образцу французских соборов, как Кельнский собор по образцу Амьена.Меньшие церкви и аббатства продолжали строиться в более провинциальном романском стиле, дата фиксируется только по остроконечным оконным проемам. [13]

Парные колонны в фойе Музея естественной истории в Лондоне.

Монументальный стиль: романская архитектура в лучшем виде

Даремский собор

Хотя термин романский для многих является не более чем переходом, ведущим к готике, легко забыть, что этот стиль озарил Европу, поскольку он пришел из глубин Средневековья.Здесь есть множество соборов и церквей, которые отражают дух романской архитектуры. Один из самых известных, Даремский собор, был построен в начале десятого века, в начале романского стиля. Собор возвышался на вершине холма, паря над ландшафтом, как замок, наблюдая за своей местностью. «Его интерьер впечатляюще похож на пещеру: заостренные, почти готические ребра, поддерживающие своды, в свою очередь поддерживаются рядами массивных колонн, попеременно круглых и сложных (состоящих из нескольких меньших колонн).Поверхности круглых колонн глубоко прорезаны резьбой по топору – преобладают зигзаги и ромбовидные узоры … резчик ». [26] Фактически, большая часть архитектурных украшений того периода была вырезана на структурной ткани. крайняя мужественность работы неоспорима и является одной из главных характеристик романского искусства и архитектуры.

Основные произведения романского искусства

  • Даремский собор
  • Шпейерский собор
  • Sant’Ambrogio, Милан
  • Собор Монреале
  • Церковь аббатства С.Miniatro al Monte, Флоренция
  • Баптистерий, Флоренция
  • Нотр-Дам-ла-Гранд, Пуатье, Франция.
  • Церковь аббатства Сен-Пьер, Муассак, Франция
  • Церковь аббатства Святого Филиберта
  • Собор Турне
  • Пизанская башня

Романское возрождение

Базилика Сен-Сернин, Тулуза, Франция: возвышение восточного конца (1080-1120).

В течение девятнадцатого века, когда архитектура готического возрождения была модной, здания иногда проектировались в романском стиле.Есть несколько церквей романского возрождения, датируемых еще с 1830-х годов и продолжающихся до двадцатого века, где массивность и «жестокость» романского стиля была оценена и спроектирована из кирпича.

Фасад собора Шпейера в стиле романского возрождения, архитектор Генрих Хюбш, 1854–1858 гг.

Музей естественной истории в Лондоне, спроектированный Альфредом Уотерхаусом в 1879 году, с другой стороны, представляет собой здание в стиле романского возрождения, которое полностью использует декоративный потенциал романской аркады и архитектурной скульптуры.Романский внешний вид был достигнут благодаря свободной адаптации общего стиля к функциям здания. Колонны фойе, например, производят впечатление резкого геометрического узора, похожего на колонны Даремского собора. Однако источники вырезанных узоров – стволы пальм, саговников и папоротников тропических деревьев. Мотивы животных, которых очень много, включают в себя редкие и экзотические виды.

Типом современных зданий, для которых наиболее часто применялся романский стиль, были складские помещения, где желательными характеристиками были отсутствие больших окон и внешний вид большой прочности и устойчивости.Эти здания, как правило, из кирпича, часто имеют плоские контрфорсы, переходящие в широкие арки на верхних этажах, подобно некоторым итальянским романским фасадам. Этот стиль был адаптирован к коммерческим зданиям, открыв пространство между арками в большие окна, кирпичные стены превратились в оболочку здания, которое по сути представляло собой современную конструкцию со стальным каркасом, архитектор Генри Хобсон Ричардсон дал свое имя стилю. «Романский Ричардсон». Хорошие образцы стиля – магазин Marshall Fields, Chicago by H.Х. Ричардсон, 1885 г., и Чедвикский свинцовый завод в Бостоне Уильяма Престона, 1887 г. Этот стиль также использовался при строительстве суконных фабрик, сталелитейных заводов и электростанций. [15] [1]

Банкноты

  1. 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 по сравнительному методу ”.
  2. ↑ Жан Юбер, Romanesque Art .
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Гарднер, Хелен. Искусство сквозь века ».
  4. 4,0 4,1 4,2 Джордж Холмс, изд. Оксфордская история средневековой Европы .
  5. ↑ «В годы, последовавшие за 1000 годом, мы стали свидетелями восстановления церквей по всей вселенной, но особенно в Италии и Галлии.”Хроники Рауля Глабера, цитирует Жана Юбера, Romanesque Art .
  6. ↑ знаменитый древнеримским «Уста истины» в стене его притвора.
  7. ↑ знаменитые Двери Гиберти 15 века
  8. ↑ традиционно место бракосочетания Ромео и Джульетты
  9. ↑ Джон Харви, Английские соборы
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10.6 Алек Клифтон-Тейлор, Соборы Англии
  11. 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10,11 Романский .
  12. ↑ Национальная туристическая организация Сербии [1]
  13. 13,00 13.01 13.02 13.03 13.04 13.05 13.06 13.07 13.08 13.09 13.10 13.11 13.12 Rantugia Hypedia
  14. ↑ Эта техника также использовалась в классическом мире, особенно в Парфеноне.
  15. 15,0 15,1 15,2 Николаус Певснер, Оулин европейской архитектуры
  16. ↑ Ф.Х. Кроссли, Английское аббатство .
  17. ↑ Алек Клифтон-Тейлор говорит: «Собор Дарема – это несравненный шедевр романской архитектуры не только в Англии, но и где угодно».
  18. ↑ Несколько штук девятого века в натуральную величину были обнаружены за стеной в Санта-Мария-ин-Валле, Чивидале-дель-Фриули в Северной Италии, относительно недавно. Атрошенко и Коллинз с. 142
  19. ↑ См. Подробности в Кельнском соборе.
  20. ↑ Атрошенко, В.И. и Джудит Коллинз, Истоки романского стиля , стр. 144-50, Лунд-Хамфрис: Лондон, 1985. ISBN 085331487X
  21. ↑ слайды из Бостонского колледжа
  22. ↑ Веб-сайт, Сатана в паху [2]
  23. ↑ Холл, Джеймс. История идей и образов в итальянском искусстве , стр. 154, Джон Мюррей: Лондон, 1983. ISBN 0719539714
  24. ↑ Джордж Седдон в Ли, Седдон и Стивенс, Витражи
  25. ↑ Вим Сваан, Готические соборы
  26. ↑ Гланси, Джонатан. История архитектуры

Список литературы

  • Рольф, Томан. Романский . Könemann. 1997. ISBN 3895084476
  • .
  • Флетчер, Банистер. История архитектуры на сравнительном методе . Elsevier Science & Technology, 2001. ISBN 0750622679
  • Гарднер, Хелен, Фред С. Кляйнер, Кристин Дж. Мамия. Искусство Гарднера сквозь века . Томсон Уодсворт, 2004. ISBN 0155050907
  • Холмс, Джордж.,редактор. Оксфордская иллюстрированная история средневековой Европы . Oxford University Press, 1992. ISBN 0198200730
  • Huyghe, René. Энциклопедия византийского и средневекового искусства Ларусс . Bookthrift Co., 1981. ISBN 9780896730809
  • Ишер, Франсуа. Строительство Великих соборов . Гарри Н. Абрамс, 1998. ISBN 0810940175
  • Певзнер, Николаус. Очерк европейской архитектуры . Пеликан Букс, 1991. ISBN 9780140135244
  • Беквит, Джон. Искусство раннего средневековья . Темза и Гудзон, 1985. ISBN 9780500200193
  • Кидсон, Питер. Средневековый мир . Пол Хэмли, 1967.
  • Bumpus, T. Francis. Соборы и церкви Бельгии . Т. Вернер Лори, 1928.
  • Клифтон-Тейлор, Алек. Соборы Англии . Темза и Гудзон, 1989. ISBN 9780500200629
  • Харви, Джон. Английские соборы . Batsford, 1961.

См. Также

  • Романский стиль
  • Романская скульптура
  • Архитектура романского возрождения
  • Средневековая архитектура
  • Предроманское искусство
  • Оттонская архитектура
  • Готическая архитектура

Внешние ссылки

Все ссылки получены 28 июля 2019 г.

История архитектуры Серия

История архитектуры | Хронология архитектуры
Неолит • Древний египетский • Майя • Шумерский • Классический • Мезоамериканский • Древнегреческий • Римский • Инк • Сасанидский • Византийский • Исламский • Невари • Буддийский • Средневековый • Персидский • Романский • Готический • Хойсала • Виджаянагара • Ренессанс Барокко • Неоклассика • Неоренессанс • Готическое возрождение • Модерн • Постмодерн
Статьи по теме

Кредиты

Энциклопедия Нового Света Писатели и редакторы переписали и завершили статью Википедия в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *