Ранняя готика: Ранняя готика . История искусств [Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке]

Ранняя готика . История искусств [Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке]

Рассмотрение собора в Нуайоне во Франции (начало строительных работ – середина XII в) дает возможность проследить начальные этапы развития готической архитектуры. (Рис. 5.6). Оставаясь базиликой, собор тем не менее уже изменился. Незыблемость романской стены в нем отсутствует (Рис. 5.7). Множество окон в наружных стенах, пропускающих свет внутрь, и, особенно, большие высокие окна вверху среднего нефа, а также появившаяся галерея над боковым нефом (Рис. 5.8.), довольно изящная, по сравнению с романской, аркада бокового нефа, – все говорит о полном разложении стены, о потере ее естественного предназначения. Горизонтальные элементы романского храма, имеющие своей целью привести взгляд к алтарю, еще имеют место в новом порядке. Однако устой с его вертикальностью начинает превалировать в этом бывшем царстве горизонтальных деталей, устремленных к абсиде. Вертикальная устремленность устоев станет характерной чертой нового стиля. Главную роль в этом процессе сыграют нервюры. Их применение в крестовом своде после сводов ребрами в качестве каркаса конструкции является первым самым ярким признаком нарождающегося готического стиля в ранних французских базиликах.

Стрельчатая арка занимает главенствующее положение, как в интерьере, так и снаружи постройки. Меняется отношение к расположению входа в здание. Если в романском храме он находится на длинной боковой стене, то теперь, в готическом, его невозможно расположить сбоку, т. к. мешают контрфорсы, выстроившиеся вдоль боковых стен собора. Вход находит свое место на торцовой стене здания. Боковая стена, потеряв главенствующее значение, передает его узкой торцевой стене. Вход обрамлен двумя значимыми башнями, которые тесно с ним связаны, так же как и со всем зданием (Рис. 5.9). Стремление башен вверх сдерживается, тем не менее, мощными горизонтальными карнизами и скульптурным фризом. Это не позволяет потерять ощущение стенной плоскости. Допускается лишь некоторое ее облегчение окнами или верхним аркатурным прозрачным фризом.

Этой же цели следует размещение в центре фасада окна-розы с витражным остеклением.

5.9 Собор Нотр – Дам в Париже.

Западный фасад. Начало строительных работ – ок. 1200 г.

Приход ранней готики в Германию характеризуется довольно точным копированием французских тенденций как в архитектуре, так и в искусстве вообще. Тем не менее, признаки готического стиля в германской постройке применяют осторожно. Стрельчатый свод сначала применяют только как новую конструкцию, а все остальное – и проемы в стенной плоскости, и аркады – решают с помощью круглых арок и сводов. Применяется только круглая розетка окна. Остальные же приемы нового готического стиля не используются. Они заменяются более сложными формами романской архитектуры (Рис. 5.10.).

5.10 Собор в Лимбурге.

Интерьер

Период ранней готики характеризуется интересом к светской музыке. Эпоха готики – это время появления самостоятельных городов. Простое население, уставшее от трудов и крестовых походов своих хозяев, а также рыцари от своих турниров, стремятся к развлечению. И выразилось это в развертывающихся на площадях музыкальных представлениях. В них участвуют певцы, актеры, циркачи. На юге Франции возникает в XII веке первая профессиональная школа светской поэзии и музыки, школа трубадуров. В Германии они назывались миннезингерами. С севера Франции к ним присоединились поэты и музыканты-труверы. Их мало интересовали божественные темы. Они предоставили заниматься этим служителям церкви и ученым– философам. Зато проблемы бытовой человеческой жизни, чувства простых людей были для них предметом пристального внимания. Они воспевали все, что их окружало: прежде всего любовь и страдания, ласковые весенние денечки, бесшабашное вечно голодное студенчество и, конечно, превратности судьбы. Средневековый поэт говорил прямо и просто, с безыскусным доверием к слушателю. Вот он радуется лету:

Ну, здравствуй, дорогое лето!

Ты пышной зеленью одето.

Пестреют на поле цветы

Необычной красоты,

И целый день в лесу

тенистом

Я внемлю птичьим пересвистам.

У трубадуров роль композитора и поэта прямо связаны. Причем композиционный строй музыкального произведения определялся стихами.

Григорианское пение было обусловлено ритуальной процедурой с молитвенным словом. Светская поэзия породила новый музыкальный строй, который подчинялся теперь строгому поэтическому рифмованному стиху, но одновременно мелодичность получила большую свободу.

Музыка песен трубадуров полностью определялась стихами. Прекрасной иллюстрацией этой взаимосвязи служат песня о прекрасной даме (CD. Пример 4) и шуточная песенка школяра (CD. Примерб). Мелодии эти весьма различны, но есть в них одно общее, что их объединяет – это ритм. Ритм, который вносят трубадуры, ложится теперь в основу музыкального строя. Еще одной особенностью этой музыки были повторы, что совершенно не свойственно григорианскому пению. Такое наличие повторов прослеживается в рыцарской песне, которую написал знаменитый миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде (CD. Пример 6).

По аналогии с архитектурой музыка этого времени получает более сложный внутренний строй.

Как готический собор расчленяется часто расположенными структивными деталями (нервюрами, карнизами, архивольтами порталов, аркадами галерей) по сравнению с простой и даже скупой расчлененностью форм романского собора, так и музыка получает членения с помощью ритма и повторов.

В прикладных искусствах происходят также значительные изменения в сторону большей усложненности форм, их расчлененности и ухода от плоскостного решения. Попробуем проследить эти изменения на примере раки св. Елизаветы Венгерской из Марбурга (Рис. 5.11). Рака уходит от простой конструктивной к сложной расчлененной форме. Она состоит как бы из трех частей, каждая из которых имеет свое завершение. Средняя доминирующая часть венчается трехчастной аркой в форме трилистника, а две боковые завершаются простыми треугольными арочками. Гребень раки не жестко ограничен, а разрешен ажурно пятью пластическими акцентами. Рисунок не процарапан иглой или нарисован эмалью или же чернью, а имеет теперь пластическую выразительность сильно выступающих из плоскости фигур, каждая из которых получает полную самостоятельность.

Чрезвычайно значимые изменения происходят и в пластике. К моменту возникновения нового готического стиля в области пластического искусства существует только барельеф. И вот этот замечательный вид искусства получает в эпоху готики два направления развития. Во-первых, сам барельеф уходит от статичности и расчлененности, спокойствия и изолированности фигур, продиктованных его жесткой подчиненностью архитектуре. В нем появляется движение, объединение в смысловые группы, что превращает барельеф из декоративного искусства, работающего на архитектуру, в искусство вполне самостоятельное. С другой стороны отдельные фигуры начинают все активнее выступать из стены, как, например, в тимпане портала собора Парижской богоматери или фигуры в тягах арок собора в Шартре, не смотря на то, что барельеф еще в какой-то мере скован рамками зависимости от архитектуры. Тем не менее, все говорит о рождении свободной пластики, иначе говоря, самостоятельного искусства скульптуры (Рис. 5.12, Рис. 5.13.).

В живописи также заметны перемены. Она перестает быть только миниатюрой или фреской. Живопись получает самостоятельность в виде станковых картин. Однако необходимо отметить, что в период ранней готики только намечаются эти изменения. Все существенное произойдет позже. В период высокой готики.

Готическая архитектура. Рассвет и закат готической архитектуры

Каждый собор старались сделать лучше предыдущего, поэтому ранняя и поздняя готика очень отличаются. В этой части проследим эволюцию стиля.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Поговорим о том, как готика завоевывала Европу и почему в итоге уступила другим стилям. Начнем с первых десятилетий после того, как аббат Сугерий закончил церковь Сен-Дени.

👉 Сугерий задал тренд. Когда все увидели церковь Сен-Дени, то захотели так же — и даже лучше. Сначала готические соборы начали строить вокруг Парижа, потом в центральной Франции, а к концу 12 века стройки заполнили всю страну.

⭐️ Каждый хотел выделиться. Ранняя готика стала полем для экспериментов — все соборы получались авторскими. В Сен-Дени еще не было доминирующих вертикалей, зато в Нуайонском соборе они уже есть; зато пока не выражены башенки. А вот в Бурже башенок много, даже чересчур — поняли, что погорячились, и дальше такого уже не встречалось. Так методом проб и ошибок формировался зрелый готический стиль.

Каждый новый готический собор старались сделать лучше предыдущего. Декор становился сложнее, а сами здания — выше.

До каких пределов дошла готика?

🔝 Чем выше — тем лучше. Готические здания мерялись не только декором, но и размерами. Эпоху колоссальных строений открывает собор в Лане, Буржский и Шартрский соборы тоже будут большими, а Амьенский — гигантским.

🥇 Чемпион — собор Святого Петра в Бове. 48-метровое здание получилось настолько большим, что начало рушиться под своим весом. Ситуацию пытались исправить: переделывали колонны, ставили наружные стяжки, но строительство так и не завершили. На соборе в Бове готика дошла до своего предела.

🕐 Все случилось быстро. От первых больших храмов до собора в Бове прошло меньше ста лет. К этому моменту сложилась зрелая готика.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Шартрский собор, Франция, 12 век
3, 4. Амьенский собор, Франция, 13 век
5. Собор Святого Петра, Бове, Франция, 13 век

1. Собор Святого Вита, Прага, Чехия, начало строительства — 14 век
2. Собор города Туль, Франция, начало строительства — 13 век

К 13 веку Франция наполнилась готическими соборами, устремленными в небо. Красиво, торжественно — казалось бы, продолжай строить готику и радуйся.

Но вмешалась История.

⚔️ Чума и Столетняя война. 14 век для Европы был неудачным: эпидемия чумы, война между Францией и Англией — не до сложных строительных проектов.

⏯ Готика на паузе. В это время колоссальных готических зданий почти не строили. Появились долгострои: собор святого Вита в Праге, собор города Туль.

🔜 Что дальше. В 13–14 века готический стиль из Франции уже распространился по другим странам. После войн и эпидемий готика стала скромнее в размерах — зато очень декоративной, насыщенной богатыми деталями. Мы еще поговорим на этой неделе и про региональные отличия готического стиля, и про позднюю готику.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Готическое искусство | Британика

Шартрский собор

Все медиа

Похожие темы:
Готическая архитектура Поздняя готика Раннее готическое искусство Высокая готика

Просмотреть весь связанный контент →

Готическое искусство , живопись, скульптура и архитектура, характерные для второй из двух великих интернациональных эпох, которые процветали в Западной и Центральной Европе в средние века. Готическое искусство развилось из романского искусства и просуществовало с середины 12 века до конца 16 века в некоторых областях. Термин «готика» был придуман итальянскими писателями-классицистами эпохи Возрождения, которые приписывали изобретение (и то, что для них было неклассическим уродством) средневековой архитектуры варварским готским племенам, которые разрушили Римскую империю и ее классическую культуру в V веке н. э. . Этот термин сохранял свой уничижительный оттенок до 19 века.века, когда произошла положительная критическая переоценка готической архитектуры. Хотя современные ученые давно поняли, что готическое искусство не имеет ничего общего с готами, термин «готика» остается стандартным в изучении истории искусства.

Архитектура была самой важной и оригинальной формой искусства в готический период. Основные структурные характеристики готической архитектуры возникли в результате усилий средневековых каменщиков решить проблемы, связанные с поддержкой тяжелых каменных потолочных сводов на широких пролетах. Проблема заключалась в том, что тяжелая каменная кладка традиционного арочного цилиндрического свода и пахового свода оказывала огромное давление вниз и наружу, которое имело тенденцию выталкивать стены, на которые опирался свод, наружу, тем самым разрушая их. Таким образом, вертикальные опорные стены здания должны были быть очень толстыми и тяжелыми, чтобы сдерживать направленную наружу тягу цилиндрического свода.

Средневековые каменщики решили эту сложную задачу около 1120 года с рядом блестящих нововведений. В первую очередь они разработали ребристый свод, в котором изогнутые и пересекающиеся каменные ребра поддерживают сводчатую поверхность потолка, состоящую из простых каменных панелей. Это значительно уменьшило вес (и, следовательно, направленное наружу) потолочного свода, и, поскольку вес свода теперь приходился на отдельные точки (ребра), а не вдоль непрерывного края стены, можно было использовать отдельные широко расставленные вертикальные опоры для поддержки ребер. заменить сплошные толстые стены. Круглые арки цилиндрического свода были заменены остроконечными (готическими) арками, которые распределяли тягу в большем количестве направлений вниз от самой верхней точки арки.

Поскольку комбинация ребер и опор освобождала промежуточные вертикальные пространства стен от их опорной функции, эти стены можно было сделать тоньше и даже можно было открывать большими окнами или другим остеклением. Важным моментом было то, что направленная наружу ребристая сводчатая арка передавалась через внешние стены нефа, сначала на прикрепленный внешний контрфорс, а затем на отдельно стоящий пирс с помощью полуарки, известной как летающий контрфорс. Контрфорс опирался на верхнюю часть нефа (таким образом, противодействуя тяге свода наружу), пересекал низкие боковые проходы нефа и заканчивался отдельно стоящим контрфорсом, который в конечном итоге поглощал тягу свода потолка.

Эти элементы позволили готическим каменщикам строить гораздо более крупные и высокие здания, чем их романские предшественники, и придавать своим постройкам более сложные планы. Умелое использование аркбутанов позволило построить чрезвычайно высокие тонкостенные здания, внутренняя конструктивная система которых из столбчатых опор и ребер усиливала впечатление парящей вертикальности.

Можно выделить три последовательные фазы готической архитектуры, соответственно называемые ранней, высокой и поздней готикой.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Эта первая фаза длилась с момента зарождения готического стиля в 1120–1150 годах примерно до 1200 года. Сочетание всех вышеупомянутых структурных элементов в едином стиле впервые произошло в Иль-де-Франс (регион вокруг Парижа), где преуспевающее городское население имел достаточно средств, чтобы построить великие соборы, олицетворяющие готический стиль. Самым ранним сохранившимся готическим зданием было аббатство Сен-Дени в Париже, начатое примерно в 1140 году. Строения с такими же точными сводами и цепочками окон по периметру вскоре были начаты с Нотр-Дам-де-Пари (начало 1163 года) и Лаонского собора (начало 1163 года). 1165). К этому времени стало модным рассматривать внутренние колонны и ребра так, как будто каждое из них состоит из группы более тонких параллельных элементов. Был разработан ряд из четырех отдельных горизонтальных уровней или этажей в интерьере собора, начиная с аркады на уровне земли, над которой проходили одна или две галереи (трибуна, трифорий), над которыми, в свою очередь, проходил верхний этаж с окнами, называемый фонарем. . Колонны и арки, используемые для поддержки этих различных возвышений, способствовали строгой и сильно повторяющейся геометрии интерьера. Постепенно развивалась оконная ажурность (декоративная ребристость, разделяющая оконный проем), наряду с использованием витражного (цветного) стекла в окнах. Типичный французский собор ранней готики оканчивался в восточной части полукруглым выступом, называемым апсидой. Западный конец был гораздо более впечатляющим, представляя собой широкий фасад, сочлененный многочисленными окнами и стрельчатыми арками, с монументальными дверными проемами и увенчанный двумя огромными башнями. Длинные стороны фасада собора представляли собой сбивающее с толку и запутанное множество опор и контрфорсов. Основная форма готической архитектуры в конечном итоге распространилась по Европе в Германию, Италию, Англию, Нидерланды, Испанию и Португалию.

В Англии фаза ранней готики имела свой особый характер (воплощенный Солсберийским собором), который известен как ранний английский готический стиль ( c. 1200–1300). Первым зрелым образцом стиля был неф и хор Линкольнского собора (начат в 1192 году).

Ранние английские готические церкви во многих отношениях отличались от своих французских аналогов. У них были более толстые и тяжелые стены, которые не сильно изменились по сравнению с романскими пропорциями; акцентированные повторяющиеся молдинги по краям межкомнатных арок; экономное использование высоких, стройных остроконечных стрельчатых окон; и опоры нефа, состоящие из центральной колонны из светлого камня, окруженной рядом более тонких примыкающих колонн из черного мрамора Пурбек.

Ранние английские церкви также установили другие стилистические особенности, которые должны были отличать всю английскую готику: большая длина и мало внимания к высоте; почти одинаковый акцент на горизонтальных и вертикальных линиях в струнах и возвышениях интерьера; квадратное окончание восточного торца здания вместо полукруглого восточного выступа; скудное использование контрфорсов; и частичная, асимметричная концепция плана церкви. Другими выдающимися примерами раннего английского стиля являются неф и западный фасад Уэллсского собора ( с. 1180– в. 1245), хоры и трансепт Рочестерского собора.

Романские и раннеготические порталы (1201-1300)

Превью Данные изображения Информация
Центральный дверной проем западного портала
1252-75
Камень
Собор, Реймс (Марна)


Центральный проем западного портала (интерьер)
1252-75
Камень
Собор, Реймс (Марна)


Центральный проем западного портала (фрагмент)
1252-75
Камень
Собор, Реймс (Марна)


Центральный проем западного портала (фрагмент)
1252-75
Камень
Собор, Реймс (Марна)


Представление в храме
1230-40
Камень
Собор, Реймс (Марна)


Сент-Джозеф
в. 1240
Камень
Собор, Реймс (Марна)


Портал южного трансепта
1235-45
Камень
Собор, Амьен (Сомма)


Вьерж Доре (Золотая Дева)
1240-45
Камень
Собор, Амьен (Сомма)


Вьерж Доре (фрагмент)
1240-45
Камень
Собор, Амьен (Сомма)


Шествие каноников
в. 1250
Камень
Собор, Амьен (Сомма)


Мученичество святого Стефана
в. 1260
Камень
Нотр-Дам, Париж


Тимпан
в. 1220
Камень
Нотр-Дам, Париж


Северный портал западного фасада
в. 1210
Камень
Нотр-Дам, Париж


Центральный портал на северном трансепте
в. 1204
Камень
Собор Нотр-Дам, Шартр (Эр и Луара)


Центральный портал южного трансепта
в. 1210
Камень
Собор Нотр-Дам, Шартр (Эр и Луара)


Портал
13 век
Камень
Монастырь Сен-Тибо-ан-Оксуа, Оксуа (Cte d’Or)


Портальный рельеф
1196-1216
Камень
Баптистерий, Парма


Портальный рельеф
1196-1216
Камень
Баптистерий, Парма


Портальный рельеф
1196-1216
Камень
Баптистерий, Парма


Портальный рельеф
1196-1216
Камень
Баптистерий, Парма


Фриз (деталь)
1196-1216
Камень
Баптистерий, Парма


Фриз (деталь)
1196-1216
Камень
Баптистерий, Парма


Небесное путешествие Александра Македонского
1200-20
Камень
Сан-Доннино, Фиденца


Сцены из детства Роланда
1200-20
Камень
Сан-Доннино, Фиденца


Капитель (деталь)
1210с
Камень
Собор, Троя


Южный портал
13 век
Камень
Базилика Сан-Висенте, вила


Благовещение
в. 1205
Камень
Базилика Сан-Висенте, вилла


Западный портал
1290-е
Камень
Colegiata de Santa Mara la Mayor, Торо


Христос в величии (от La Portada del Sarmental)
в. 1235
Камень
Собор, Бургос


Ла-Портада-дель-Сарменталь
в. 1235
Камень
Собор, Бургос


Дверь Пеллехерия
1240-60
Камень
Собор, Бургос


Коронерная дверь
1240-60
Камень
Собор, Бургос


Портал в монастырь
1265-70
Камень
Собор, Бургос


Западный портал
в. 1277
Камень
Собор, Таррагона


Южный портал
1290-е
Камень
Санта-Мара-ла-Бланка, Вильяльчар-де-Сирга (Паленсия)


Главный портал (деталь)
1250-75
Камень
Собор, Бурго-де-Осма


Ла-Портада-де-ла-Вирхен-Бланка
1250-1300
Камень
Соборная, Лен


Ла-Портада-де-ла-Вирхен-Бланка
1250-1300
Камень
Собор, Лен


Ла-Портада-де-ла-Вирхен-Бланка (фрагмент)
1250-1300
Камень
Соборная, Лен


Вирхен Бланка
1250-75
Камень
Собор, Лен


Фигурки косяков
1250-1300
Камень
Собор, Лен


Золотые ворота
в.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *