Постройки при петре 1 – Крупные российские проекты (Пётр i, 1721-1725) — Русский эксперт

Содержание

Строительство петербурга при петре 1 кратко

И вот 27 мая 1703 русский царь Петр I на отвоеванных у шведов землях закладывает крепость Санкт-Питер-Бурх, с одноименным городом. Название крепости было выбрано в честь святого апостола Петра. Изначально Sankt-Piter-Burch было имитацией произношения на голландский манер “Sint-Petersburg”, но в 1720 году Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург.

Но русскому народу Санкт-Петербург кажется слишком длинным и он сокращает это название до “Питер-град” или просто “Питер”.

Так как город начинал строиться во время Северной войны (1700—1721), то главной постройкой стала крепость. Её заложили на Заячьем острове в дельте Невы. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города.

Существует легенда: первый камень Петропавловской крепости был заложен Петром I, а при закладке в воздухе был замечен орел.

Строительство города шло за пределами крепости по берегам реки, для этого осушали болота.

Работами по строительству Петербурга руководили иностранные инженеры приглашенный Петром I. Для того чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётром I был введен запрет на каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. И все каменщики были вынуждены ехать в Петербург.

Но и этого было мало и был введен “каменный” налог, когда с каждый въезжающий в город воз должен был привезти определенное количество камня или заплатить сбор.

Крестьяне ехали для работ со всех окрестных областей.

Важнейших событием в жизни Петербурга в ноябре 1703 года стало прибытие первого, голландского торгового корабля.

Капитану корабля вручили 500 золотых, второй прибывший корабль должен был получить 300 золотых, ну а третий — 150.Строительство Петербурга с 1704 по 1717 год в выполнялось силами крестьян, которых мобилизовали в рамках натуральной трудовой повинности. Они занимались валкой леса, засыпали болота, строили набережные. В начале строительства в Петербург было собрано из разных губерний до 40 тысяч крепостных крестьян. Работы велись “вахтовым методом” — работник работал два-три месяца, после этого уезжал домой.

Ежегодно на строительство присылалось не менее 24 тысяч человек. Работа всех строителей Петербурга оплачивалась. Каждый работник получал 1 рубль в месяц.

Существует легенда о том, что много строителей города погибло. Но это не так.

Имеющиеся документы за 1716 год говорят, что из общего числа, а это 3262 человека, умерло 27. Самой массовой была гибель строителей при строительстве не Петербурга, а Ораниенбаума, где за один из сезонов действительно погибло несколько сот человек, но их гибель была вызвана эпидемией.

Постройки Петровского времени в Санкт-Петербурге.

3.1.1 Дворцы

“Образцовый” проект дома для “именитых. напоминает сохранившийся Летний дворец Петра Iвыстроенный Трезини в 1710-1714 годах на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад.

В дальнейшем летний сад с скульптурами, куда была привезена знаменитая статуя Венеры Таврической.

Рисунок14. Фасад летнего дворца (1710-1714) Петра I в летнем саду со стороны р. Фонтанки.

Арх. Д.Трезини

Рисунок15. Интерьер летнего дворца (1710-1714) Петра I

Рисунок16 зимний дворец Петра

Рисунок 16a Зимний дворец, построенный Д.

Трезини. Ка ртина не звестного художника XVIII века по рисунку М.И.Махаева. Государственный Эрмитаж.

Со времен Петра в Петербурге сохранились и постройки других архитекторов.

Меньшиковский дворец, который в 1710 году начал строить М.Д.

Фонтана и продолжил в 1713 году И.Г.Шедель.

Рисунок 17. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Арх. М. Д. Фонтана и И. Г. Шедель.

гравюра А.Ф.Зубова. 1714

С 1732 здесь помещалось первое специальное закрытое учебное заведение для дворянских детей – шляхтеный8корпус (с 1752 Сухопутный шляхтеный кадетский корпус). С точки зрения архитектурной – это один из первых предвестников стиля барокко, который шел на смену строгости и суровости архитектуры первых лет Петербурга.

Здание сохранилось в сильно перестроенном виде. О том, как оно выглядело первоначально, можно судить по гравюре известного гравера петровского времени А. Зубова (1717. Главный фасад выходит к Неве, за дворцом был разбит большой регулярный парк).

Рисунок 18, 18а и 18b.

Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Арх. М. Д. Фонтана и И. Г. Шедель. фото

Рисунок 19. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Интерьер. Предспальня. Портреты княгини и князя Меньшиковых. Неизвестный художник. Холст, масло. 1716-1720

Рисунок 19а.

Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Интерьер Предспальня. Портреты княжен Марии и Александры Меньшиковых. И.Г.Таннауэр (?). Холст, масло. 1722-1723

3.1.2 Общественные здания

На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году заложили по чертежу Петра I судостроительную верфь-крепость Адмиралтейство.

Рисунок 20 и 20а.

И. К. Коробов. Проект здания Адмиралтейства (1732).

Вопреки первоначальным предположениям центром Петербурга становилась Адмиралтейская часть. Это делало необходимым повысить архитектурное значение здания Адмиралтейства. Само двух этажное здание Коробов построил в традициях петровского времени – в строгих формах, почти без украшений. Центром его стала изящная многоярусная надвратная башня с высоким шпилем – «Адмиралтейской иглой», — увенчанным флюгером в виде золоченого кораблика.

Впоследствии А. Д. Захаров, перестраивая Адмиралтейство (1806-1823), башню с «иглой» оставил почти без изменений. Этой высокой вертикали соответствует башня Кунсткамеры на противоположном берегу Невы, а несколько далее возвышается колокольня Петропавловского собора.

Эти три величественных сооружения композиционно организуют центр города и в наше время.

Рисунок 20b.

Адмиралтейство в Петербурге в конце XVIII века. Арх. И. К. Коробов. (рис. Кваренги) вариант проектного черттежа башни

Особое место в архитектурной Панораме берегов занимает здание Кунсткамеры — Первого в России музея.

Рисунок 21. Петербург. Здание Кунцкамеры (1718-1734). Арх. И.Матарнови, Н.Гербель, Г,Кваренги, М.Г.Земцов

Здание Двенадцати коллегий

, на Васильевском острове.

С 1835 года перешло полностью в ведение Университета.

Рисунок 22. Д.Трезини. Фрагменты чертежей здания Двенадцати коллегий.

Рисунок 23 . U-12. Петербург.

Здание Двенадцати коллегий (1721-1742) Арх. Д.Трезини

Рисунок 24. Петербург. Здание Двенадцати коллегий (1721-1742) Арх. Д.Трезини

Большое здание Двенадцати коллегийпостроенное в 1722-1732 годах на Васильевском острове, одно из крупнейших сооружений петровского времени.

В нем на протяжении всего 18 века размещались высшие органы государственного управления России — сенат, синод и десять коллегий. Фактическим руководителем был Трезини.

В первые десятилетия существования города, центр решено было устроить на Васильевском острове.

Здание коллегий состоит из двенадцати примыкающих к друг другу корпусов с одинаковым архитектурным оформлением, что соответствовало идее Петра. Эта идея подсказала очень рациональное и простое решение, не имеющее аналогов в мире.

Дальнейшие перестройки несколько исказили вид.

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 1769;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Исторические карты Петербурга характерны тем, что они редко являются чисто фиксационными, отражающими то, что существовало на текущий момент времени.

Почти всегда в них присутствовал перспективный элемент – то, что только задумывалось, планировалось, проектировалось. Они словно иллюстрации к альтернативной истории – как мог бы выглядеть город, если бы он стал развиваться не так, а иначе.

В этой записи я решил собрать некоторые интересные «планы планов», которые и предлагаю поразглядывать во всех деталях. Тем более что старинная картография сама по себе очень красива.

Почти все картинки по щелчку открываются в новом окне в увеличенном виде.

Вопреки распространённому мнению Васильевский остров далек не сразу был определён в качестве будущего центра города. Более того, в 1712 году у Петра возникла идея устроить основную часть города на острове Котлин и только постоянные угрозы шведского флота заставили его изменить это довольно странное решение.

Затем переселенцам стали нарезать участки на Городской и Адмиралтейской сторонах, а позднее на Московской и Выборгской сторонах, которые были более высокими и сухими.

И только в 1715 году царь вероломно отобрал у Меншикова подаренный восьмью годами ранее Васильевский и окончательно определился с местом.

К этому времени и относится первый проект планировки города, составленный Доменико Трезини.

Тогда же были введены градостроительные нормативы, обязывавшие прокладывать улицы, только прямые и в 5–10 раз шире, нежели тогда было принято в Западной Европе и России, направлять их на высотные доминанты, объединяя в геометрически четкие кварталы.

Это один из самых известных первых планов Петербурга – чертёж нюренбергского картографа Иоганна Хоманна, созданный в 1716–18 годах.

Вид Городского (Петроградского) острова является иллюстрацией того, о чём я говорил в самом начале – в западной части острова изображена существовавшая в то время застройка, а восточная часть это схематический «проект освоения».
Не уверен также, что все квадратики с подписью «Бояренгоф» на Стрелке и нынешней Петровской набережной были так уж освоены боярами – возможно, что это только нарезка участков для будущего «элитного жилья».

А вот Александр Данилыч к тому времени уже успел размахнуть своё имение от одного рукава Невы до другого.

Васильевский остров дан в проектном варианте. Его планировка соответствует проекту Трезини, утверждённому Петром I. Очень эффектно смотрится береговая фортификационная система по контуру.

В северной части острова намечалось создать две большие площади и «Сад для прогулок всех людей».
На Берёзовом (Аптекарском) острове видны Аптекарский огород и немецкое кладбище. На Петровском острове обозначена усадьба сестры царя – Натальи Алексеевны, а в районе пересечения нынешних пр.

Чернышевского и набережной Робеспьера есть домик, помеченный как Cron Prin Palast, который, видимо, принадлежал царевичу Алексею, очень скоро ему уже не понадобившийся.

Просьба также обратить внимание на надпись, которой помечена Выборгская сторона. «Финляндиш», однако! В качестве лирического отступления, отмечу, что меня в последнее время стали слегка бесить люди, которые переезжая реку Сестру, скраивают многозначительную физиономию и изрекают окружающим: «Вот и Финляндия!» Чего здесь больше – показушного «знания» истории или либерастического самоуничижения – я не знаю.

Исходя из представленной картинки, предлагаю всем желающим произносить эту сакраментальную фразу на перегоне Чернышевская–Площадь Ленина.

Адмиралтейство в те времена было основательной крепостью, на плане можно увидеть его пять бастионов.

Направление Невского и Вознесенского проспектов ещё не устоялось, и они идут под странным углом и изгибом. Причём начинаются не от центра постройки (башни тогда ещё не было), а от куртины между бастионами. Видимо, от ворот.
Впечатляют густые леса между Мойкой и Фонтанкой и юге Литейной части.

План Георга Буша (на путать с обоими Джорджами!) создавался перед заграничной поездкой Петра в политических целях – для рекламирования достижений России в строительстве новой столицы.

В 1703-18 годах город размещался в восточной части Городского острова, остальные территории официально числились предместьями. Уникально было то, что одновременно создавался и город и зона пригородов, такая «петербургская агломерация». Кроме того, ни одна столица Европы не имела такой регулярности построений.

Раз это «пропагандистский плакат», то на этой карте меньше уделено внимание реальности, а сделан больший упор на планируемые проекты.

Например, какая строгая сетка улиц Литейной части – ее даже не могут сбить изгибы невского берега в районе нынешней Синопской набережной! Руины Ниеншанца, видимо из политических соображений, не показаны (дело уже прошлое!), хотя на плане Хоманна они есть.

Васильевский практически полностью повторяет предыдущий план.

Единственно на что хотелось бы обратить внимание: многие считают, что каналы планировалось прорыть по всем линиям. Однако это не так. На обоих планах хорошо видно, что они предполагались через две улицы на третьей. Также показаны проекты двух перекрещивающихся каналов в восточной части Петроградки параллельных рукавам Невы.

Ещё на этом плане можно лучше понять, где были реальные постройки, а где только проведено межевание.

На многочисленных клеточках Литейной части и Городского острова домики изображены от силы только на пятой части всех участков.

Или вот «Невская першпектива»: она начинается уже от центра Адмиралтейства и идёт строгой прямой линией до Лавры.

Есть городская легенда, что излом Невского в районе Лиговки связан с тем, что его прокладывали с двух сторон и бригады «неправильно встретились». Я же думаю, что наши предки были не такие дураки, и излом этот сделан намеренно.

И вот почему. Гороховая отходит от корпуса Адмиралтейства под прямым углом. Вознесенский проспект ориентирован по оси север-юг. Поэтому симметричный ему Невский просто обязан был иметь именно тот угол, который есть у него сейчас.

Более того, от Александро-Невской Лавры тоже предполагалось отложить три расходящихся луча и если бы в казне хватило денег, то это был бы просто шикарнейший ансамбль.

Ну просто Петергоф для монахов!
Вообще, лучевая планировка была очень популярна среди первоначальных идей построения города. Георг Маттарнови даже предлагал вариант из 11 (!) лучей, сходящихся к башне Адмиралтейства. В этом была и определённая логика, а не только архитектурный приём: ведь верфь была «градообразующим предприятием» города и кратчайшие пути к ней были практически важны.

Итак, мы рассмотрели всего только две карты, а пост уже получился довольно большой.

В связи с этим я решил разбить его на несколько частей для удобства чтения.
Продолжение следует.

ekoshka.ru

Петр I и создание русского флота. — История России

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Aнглийский адмирал Поррис

16 мая 1692 года спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенского полка

Известные всем «потешные» полки Петра I были не только сухопутными, они же стали прообразом будущего флота, которым так гордился царь и который так нужен был стране. Сегодня мы постараемся рассказать о первых шагах русского флота, и о том, как он создавался.

«Дедушка русского флота»

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.


Петр I на верфях. Источник: http://forum-region.ru

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».


Петр I и Франц Лефорт. Источник: https://maxpark.com

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Морским судам быть

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.


Строительство русских кораблей. Источник: https://russian.rt.com

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее. Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.


Галера «Принципиум». Источник: http://yacht-radio.com

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Божье провидение

Завершающим этапом становления русского флота стал период закрепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»). Это был действительно принципиально новый, мощный и тяжелый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 метров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт.


Линейный корабль «Гото Предестинация». Источник: http://armedman.ru

Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Обложка: https://redsearch.org

histrf.ru

расположение, описание дворцов, истории постройки, фото

Дворцы Петра 1 представляют огромный интерес для исследователей и любителей истории. У первого российского императора было несколько резиденций, в которых он регулярно останавливался, работал, проводил приемы, принимал важных гостей. Об этих дворцах мы и расскажем в этой статье.

Зимний дворец

Зимний дворец Петра 1

Среди дворцов Петра 1 выделяется Зимний дворец. Именно здесь располагалась личная резиденция императора. Ее возвели на набережной Невы, неподалеку от Зимней канавки.

Все началось с того, что в 1712 году в районе современной Миллионной улицы и набережной Невы были построены Свадебные палаты Петра 1. Они располагались в середине квартала Верхней набережной.

Зимний дворец Петра в в Санкт-Петербурге вскоре значительно расширился. Через четыре года стали достраивать его северную часть. Это здание Петр задумывал как свою личную резиденцию. Поэтому она полностью соответствовала его вкусам и образу жизни. Проект был готов к 1716 году, над ним трудился архитектор Георг Маттарнови. Пока строился этот дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге, семья оставалась жить в так называемых Свадебных палатах.

Расположение здания

Положение дворца Петра 1 среди стандартной рядовой застройки кажется случайным только на первый взгляд. В действительности это место среди домиков простых обывателей выбрал сам император. Дело в том, что именно из этой точки открывались самые удачные панорамы на Неву, Стрелку Васильевского острова, можно было рассмотреть берега Большой Невы.

Первый этап строительства этого дворца Петра 1 начался в 1716 году. Утверждал проект сам император. В результате первоначально приступили к возведению западной части здания, которое располагалось непосредственно вдоль Зимней канавки, которая в то время еще только проектировалась.

Проект здания

Зимний дворец

Основной фасад Зимнего дворца выходил на Неву. При этом он мало походил на парадную репрезентативность дворцов многих петербургских вельмож, был совсем не так шикарен. Больше он напоминал солидное и основательное жилище зажиточного бюргера, что было вполне в духе императора.

Центральный ризалит имел четыре окна, на первом этаже он был рустован, а на втором украшен всевозможными пилястрами дорического ордера. На фронтоне в форме треугольника были две аллегорические фигуры, которые поддерживали картуш для императорского герба, увенчанный короной. На боковых частях фасада здания располагались широкие лопатки между окнами, которые были украшены филенками и гирляндами.

Крыша этого дворца Петра 1 в Петербурге была выполнена в голландском стиле, но с переломом. Размер комнат был сравнительно небольшим, не более 18 квадратных метров. Только в так называемом лицевом корпусе, который выходил на Неву, имелся Большой зал площадью 75 квадратных метров. Был также еще угловой зал, который был обращен к Зимней канавке, его площадь составляла 41 квадратный метр. Исследователи всегда обращают внимание на коридор в форме буквы Г, который отделял царские комнаты от остальных помещений.

Ход строительства

Дворец Петра 1, фото которого есть в этой статье, начали строить столяры и вольные каменщики. Именно им на подряд отдали возведение здания. Было отдано распоряжение, чтобы уже к 23 мая 1716 года установка окон была завершена.

До наших дней сохранилось упоминание о том, что был заключен договор с каменщиком по имени Сергей Агапитов, из которого следует, что возведение фундамента велось очень тщательно, стены для заглубления цокольного этажа возводились до самой зимы.

Уже весной 1717 года был заключен договор с другими каменщиками – Василием Обросимовым и Петром Козлом, которые продолжили класть стену корпуса, обращенного к Неве. Известно, что каменщик Василий Ростворов начал параллельно строительство так называемых малых палат, которые были обращены к каналу.

Корректировки проекта

В 1718 году Петр возвращается из очередной поездки по Европе и вносит существенные корректировки в проект дворца. Он приказывает сделать “восемь камор верхнего жилья”. Приходится начинать значительную перестройку. Но все же в этом же году удается начать внутреннюю отделку, а также класть штукатурку снаружи здания.

Работая по эскизам Маттарнови, рабочим удалось провести блестящую отделку, используя на стенах Большого зала красный мрамор, а также гипсовые рельефы, двери из дуба. Всего во дворце было четыре дубовые лестницы. Окончательно дворец был готов к февралю 1720 года. 27 декабря в нем была проведена первая ассамблея.

Новые зимние палаты

Маттарнови скончался от внезапной болезни в ноябре 1719 года. При этом строительство и отделка дворца продолжались и после его официального открытия. Работы продолжил архитектор Николай Гербель, который к весне 1721 года завершил заливку фундамента для Новых зимних палат.

Восточная и центральные части дворца возводились вплоть до 1722 года. К этому времени были практически завершены лицевые корпуса парадных залов, выходящих на Неву. Фасад получился протяженным и весьма торжественным, в него органично вписалась западная часть Зимнего дворца, которая была построена раньше и к этому времени представляла собой единое целое. Чтобы добиться единства, этот откровенно “бюргерский” фасад был выполнен в виде восточного ризалита.

Добиться эффекта царской резиденции архитектору удалось, сосредоточив в центральной части знаменитый эффект трехпролетной триумфальной арки, известной еще со времен римских цезарей. Определенную роль в этом играли мощные колонны коринфского ордера, которые были установлена на максимально высоком пьедестале и примыкали к парным пилястрам, образуя единый барочный портик, устремленный ввысь.

Завершение работ

С завершением строительства Зимнего дворца в России официально завершается эпоха скромных царских жилищ, она окончательно уходит в прошлое. Этот дворец становится самым роскошным и торжественным в Петербурге. Удивительно, что при этом ему удается остаться органично связанным с окружающей застройкой, в которую он максимально органично вписывается. В этом ему не мешают даже масштабность, большой размер окон, высокие карнизы. Все это свидетельствует о закладке основ для петербургской архитектурной школы, которые затем соблюдались на протяжении столетий, сохраняя особенную петербургскую архитектурную атмосферу.

Строительство новой части дворца завершается к концу 1723 года. 24 ноября в новом Кавалерском зале проводят громадный и шикарный пир, который завершается масштабным и зрелищным фейерверком, устроенным прямо на льду Невы.

Девятого декабря в Большом дворцовом зале сотни гостей присутствуют на торжественной церемонии обручения герцога Голштинского со старшей дочерью императора, Анной.

Летний дворец

летний дворец петра

Летним дворцом Петра 1 называют резиденцию императора, которая располагалась в Летнем саду Санкт-Петербурга. В настоящее время она используется в качестве одного из филиалов Русского музея.

Строительство Летнего дворца Петра 1 велось в стиле барокко по проекту итальянского инженера и архитектора Доменико Трезини. Работы производились с 1710 по 1714 года. До настоящего момента это одно из старейших зданий в городе, сохранившихся до наших дней. Дворец имеет два этажа, при этом он весьма скромен, в нем всего 14 комнат и две кухни.

Для чего императору Летний дворец?

Летний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге изначально предназначался для использования исключительно в теплое время года. Жили в нем только с мая по сентябрь. В связи с этим проектом не было предусмотрено его использование зимой, стены дворца были слишком тонкими для этого, а в окнах повсюду стояли одинарные рамы. Отделку помещений выполняли известные художники того времени: Заварзин, Захаров и Матвеев. Император остался доволен их работой.

Летний дворец

Фасад Летнего дворца украшен 29 барельефами. На каждом из них в аллегорической форме изображаются события Северной войны, которая в то время была в самом разграре, продолжалась она до 1721 года. Эти барельефы выполнил немецкий архитектор и известный скульптор Андреас Шлютер.

Как использовался дворец?

Считается, что это был любимый дворец Петра 1. Император впервые в него официально въехал в 1712 году, когда тот был еще частично отделан. С тех пор он в нем жил каждое лето (вплоть до своей смерти в 1725 году).

Традиционно Петр занимал первый этаж, а помещения второго этажа всегда предназначались императрице Екатерине. После смерти главы государства дворец использовали в качестве летней резиденции для придворных и сановников вплоть до середины XIX столетия. Там в разные времена жили Горчаков, Милорадович, Лобанов-Ростовский, Вронченко, Канкрин.

Интересно, что сановники жили и зимой, в это время года им предоставлялся второй этаж. Когда у власти был император Александр I, летом и весной в эту царскую резиденцию стали пускать публику, которая могла любоваться царским убранством. В 1840 году была проведена тщательная ревизия, все ценности были описаны, некоторые были отданы в руки реставраторов.

Летний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге

Летний дворец в XX веке

Уже после прихода к власти большевиков здание Летнего дворца стали использовать в качестве музея. В 1934 году здесь официально открыли историко-бытовой музей.

В годы Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Из окон были вырваны рамы, на фасаде и с потолков в комнатах осыпалась штукатурка, крышу повредили осколки многочисленных снарядов.

Сразу после победы над фашистами власти взялись за реставрацию. Работы начались уже в 1946 году. Через год музей снова открыли для посещения. В 1950-60-х состоялась масштабная реставрация, целью которой было восстановление изначального облика этого дворца. Были заменены полы, восстановили лепку, полностью поменяли систему отопления, установив более современную, привели в первоначальный вид рисунки на плафонах, вернули обивку стен тканью.

Дворец в Стрельне

Знаменитый Путевой дворец Петра 1 появился в годы строительства Кронштадта. В то время императора регулярно приезжал из Петербурга в Стрельну, чтобы следить за тем, как ведутся работы.

Летний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге

Для комфорта государя и построили придорожный дом неподалеку от Финского залива. Проект его был типовым, таких придорожных домов хватало по всей стране. Особенностью Дворца Петра 1 в Стрельне было то, что он предназначался для отдыха самого императора, поэтому его и было решено именовать “дворец”.

При этом внешне это очень скромное строение из дерева, которое сохранилось до наших дней практически в первозданном виде.

Путевой дворец

Строительство Путевого дворца

Возводить дворец начали в 1710 году. На склоне холма специально разбили сад с фонтанами, а рядом построили Преображенскую церковь. В ней и состоялось венчание Петра с его супругой, которая после смерти правителя стала первой в истории России женщиной-главой государства – императрицей Екатериной I.

В годы Великой Отечественной войны эти места значительно пострадали, церковь была полностью разрушена.

Интересно, что Путевой дворец очень органично вписался в окружающий его ландшафт. Северный фасад обращен к заливу, при этом со стороны он выглядит очень солидно. Вся хитрость в высоте холма, на который приходится смотреть непосредственно снизу.

В центральную часть фасада органично вписалось крыльцо с четырьмя ступенями и уютный мезонин. Особенным украшением стали высокие окна на первом этаже, которые обрамлены резными наличниками. Уже после смерти Петра 1 в 1750 году дом был полностью разобран архитектором Растрелли, а затем восстановлен в первозданном виде. В 1834 году его отремонтировали еще раз, работы проводил архитектор Мейер.

Во время Великой Отечественной войны здание было практически полностью разрушено, восстановили его в 50-х годах ХХ века. Сейчас дворец находится под патронатом музея-заповедника “Петергоф”. Его отреставрировали, восстановили даже фонтаны, которые при реконструкции проектировал Растрелли.

Путевой дворец Петра 1

Сейчас в здании работает музей, среди экспонатов которого много вещей петровской эпохи. Например, слепок руки императора и его портрет, написанный при жизни правителя.

Рядом с Путевым дворцом разбит уникальный фруктовый сад, в нем во времена Петра 1 в теплицах выращивали инжир, абрикосы, персики, цветы и травы. Прямо на царский стол из этого сада подавали виноград, груши, арбузы, даны, вишню. Из Европы Петр специально для сада привез редис, артишоки и турецкие огурцы. Он очень любил бывать в этом дворце, проводил в нем много времени.

fb.ru

310 лет назад Петр I заложил Петропавловскую крепость

История одного из самых красивых и величественных русских городов, Санкт-Петербурга, началась 310 лет назад. Именно в этот день 27 мая (по старому календарю – 16 мая) 1703-го года Петром Великим было принято решение о начале строительства Петропавловской крепости.

Вопрос о необходимости создания оборонительного укрепления, главной задачей которого была защита русских земель от посягательств шведов, назрел давно. Постоянное соперничество двух держав за выход в Балтику, сопровождаемое военными действиями 1700-1721-го годов (Северная война), требовало принятия срочных мер, ибо старая крепость Ниеншанц (Шлотбург) уже не могла обеспечивать надежную защиту. Для возведения нового оборонительного сооружения был выбран остров протяженностью в семьсот пятьдесят метров и шириной около четырехсот, который финны называли Заячьим (Енисаари), а шведы – Веселым (Люст-Эйланд). С этой территории лучше всего просматривались все подходы из Финского залива к Неве.


Именно Петропавловская крепость стала отправным пунктом строительства первого русского порта на побережье Балтики. В день Святой Троицы в 1703-ем году началось возведение первоначального древесно-земляного оборонительного сооружения, чертежи для строительства которого были составлены лично Петром I. Руководство работами он доверил своему первому помощнику А. Меньшикову. Крепость создавалась в соответствии с принятыми в то время правилами западноевропейской бастионной системы: очертания сооружения повторяли форму острова, на котором осуществлялось строительство, а по краям вытянутого шестиугольника располагались хорошо укрепленные выступающие бастионы. Инженерное руководство возведением крепости в 1703-1705-ом годах и последующими доработками осуществлял военный инженер Кирштейн из Саксонии.

Все шесть бастионов были названы Петром в честь своих сподвижников, которые не только курировали строительство, но и участвовали в его финансовом обеспечении: Меньшикова, Трубецкого, Нарышкина, Головкина и Зотова. Также один из бастионов нарекли Государевым, в честь самого Петра Великого. Крепость первоначально называлась Санкт-Петербургской, но уже тогда некоторые жители именовали ее Петропавловской, по названию строившегося на территории новой цитадели собора святых апостолов Петра и Павла. Официальным данное название стало лишь в 1917-ом году. Статус кафедрального собор, перестроенный позднее и также переименованный в Петропавловский, получил только в 1731-ом. Современникам он известен также как усыпальница всех императоров дома Романовых. Именно в его стенах хранятся останки русских государей, начиная от Петра Великого и заканчивая Николаем II. Когда в начале XX-го века мест для захоронения членов династии Романовых стало не хватать, было принято решение построить рядом с храмом церковь святого благоверного князя Александра Невского, ставшую великокняжеской усыпальницей.

Между собой бастионы крепости были соединены высокими куртинами или стенами, названными Петровской, Васильевской, Невской, Кронверкской, Екатерининской и Никольской. Кроме того для вылазок в лагерь неприятеля, если он сумеет расположиться у стен крепости, были оборудованы и тщательно замаскированы сапы и сортии (подземные ходы) с проходами (паттернами) в стенах. В каждой из стен, кроме Екатерининской, имелись одноименные врата, но главными при этом всегда считались Петровские ворота, предназначенные для въезда в город. Внутри Екатерининской куртины были сделаны казармы, а также специальные казематы, в которых хранилось оружие. Интересна история Никольской куртины, получившей свое название из-за того, что она была обращена к церкви святого Николая. В XVIII-ом веке здесь размещалась экспедиция разделения золота от серебра, а также жили служащие комендантского ведомства. Сегодня левая часть Никольской куртины относится к Монетному двору.

В 1704-1705-ых годах для дополнительного укрепления со стороны моря были отстроены треугольные равелины из земли. Один из них Петр назвал в честь своего батюшки Алексеевским, а второй – в честь брата Иоанновским. Затем в 1705-1709-ых годах крепость укрепили и со стороны суши, выстроив кронверк – земляной вал, имеющий форму короны. Также в 1705-ом был сооружен пятиугольный земляной кавальер для обеспечения возможности ведения верхнего огня по противнику. Забегая вперед, стоит отметить, что в 1850-ом все земляные валы были снесены, а на месте кронверка построили здание, в котором складировались и хранились все русские военные реликвии: знамена, награды и различные виды оружия.

Согласно историческим данным математическими расчетами при строительстве по чертежам государя занимался нанятый им специалист по возведению фортов француз Ламбер. Силами солдат, пленных шведов, а также отправленных на строительство каждой губернией крестьян к октябрю 1703-го года возведение земляного укрепления было завершено, но произошедшее вскоре наводнение показало недолговечность сооружения, часть которого была просто смыта водой. А потому возникла острая необходимость облачения крепости в камень. Данную работу начали в 1706-ом году архитектор Трезини и инженер-генерал Ламбер де Герен, заменивший выехавшего из России главного инженера проекта Кирштейна. С 1727-го и вплоть до окончания основных переделок в 1740-ом году всеми перестроечными работами в крепости руководил военный инженер Христофор Миних. Официально строительство Петропавловской крепости было завершено в 1740-ом году.

В 1707-ом году главные Петровские врата подверглись основательной перестройке, деревянные ворота заменили каменной аркой с верхним ярусом из дерева, на котором была установлена статуя апостола Петра. Затем в 1717-ом году все деревянные элементы были окончательно замещены на каменные, а на фасадной части появился сюжетный барельеф и свинцовый двуглавый орел. Начиная с 1731-го и до 1740-го года, происходили значительные изменения в облике Петропавловской крепости. Сначала были возведены равелины из камня, затем построены плотины (ботардо), отгораживающие рвы, которые изолировали равелины от главной части острова. Также в камне был перестроен и кавальер, названный в честь императрицы Анны. Следующие значительные преобразования были осуществлены уже в годы царствования Екатерины II. С 1779-го по 1786-ой год фасад крепости с юга был облицован плитами из гранита, перестройке подверглись Невские ворота, которые были оформлены портиком.

Активное благоустройство и изменение планировки крепости наблюдалось в годы правления Елизаветы Петровны. Сначала в 1748-ом году было построено здание Главной гауптвахты, которое реорганизовали лишь в 1906-ом, а затем в 1749-ом году на территории крепости появился Инженерный дом. В 1743-1746-ых годах из камня был возведен главный корпус Комендантского дома, предназначенный для жительства коменданта Петропавловской крепости и членов семьи, а также для его канцелярии. Именно в Комендантском доме, построенном между собором и Нарышкиным бастионом, был оглашен в 1826-ом году приговор декабристам.

Вместе с крепостью значительным изменениям подвергался и первый в Петербурге храм, который за период с 1712-го по 1733-ий годы по приказу Петра был выстроен из камня на смену прежнему деревянному Петропавловскому собору. Однако шпиль многоярусной колокольни храма, являющегося одним из самых высоких сооружений архитектуры Петербурга, все еще был выполнен из дерева. Установленный на самом конце флюгер, выполненный в виде парящего ангела, а также расположенные в верхней части часы с курантами, придавали постройке подчеркнуто светский вид, что было присуще всему искусству петровского периода.

Внешний облик крепости и собора, как его центральной и главной части, изменялся и под воздействием стихийных бедствий. Так в последний день апреля 1756-го года молния ударила в шпиль, который загорелся и рухнул вниз. В результате этого были полностью уничтожены крыша, купол и шпиль храма. Колокольню восстановили только через десять лет, а воссоздать деревянный шпиль «точно так, каков прежний был» удалось лишь к 1780-му году. В 1830-ом году местный кровельщик П. Телушкин без лесов с помощью одной лишь веревки сумел подняться на самый верх шпиля и укрепил на нем поврежденный флюгер. Спустя почти век в 1857-1858-ых годах по проекту архитектора Константина Тона шпиль был, наконец, заменен металлическим, выполненным по системе инженера Д.И. Журавского, дополнительно увеличившим высоту колокольни до ста двадцати двух с половиной метров. На позолоту всей конструкции вместе с фигуркой Ангела было потрачено более восьми килограмм червонного золота.

Новая эпоха в формировании архитектурного ансамбля территории Петропавловской крепости наступила в 1761-ом году с началом строительства Ботного дома, выполненного в стиле раннего классицизма. Это строение предназначалось для хранения одного из первых кораблей русского флота, старенького ботика Петра Великого, на котором он в юности изучал морское дело. В 1799-ом началось строительство Монетного двора, целого ряда зданий, внесших новые доминанты в планировку крепости. В 1801-ом году по проекту Александра Брискорна был возведен Артиллерийский цейхгауз. Изначально в нём была размещена крепостная команда артиллеристов. После упразднения ряда артиллерийских батарей в цейхгаузе сначала располагалось Пожарное Депо (в 1865-ом году), а после – манеж для военных занятий в ненастное и холодное время (с 1887-го года). В это же время здесь был устроен склад вещей, относящихся к неприкосновенному запасу Кадрового батальона Лейб-гвардии Резервного пехотного полка. Во время царствования императора Николая I на месте Кронверка было построено каменное трехэтажное здание Арсенала, который предстал более мощным и современным оборонительным сооружением по сравнению с прежними бастионами. Эти меры были предприняты перед Крымской войной, во время которой суда враждебных России государств Англии и Франции находились в Финском заливе.

Потерна Петропавловской крепости

Вплоть до начала XX-го века на территории цитадели возводилось множество строений самого различного назначения: от «провиантских магазинов» до помещений, где были размещены архивы Военного министерства (с 1892-го по 1900-ые годы). А окончательное оформление знакомого нашим современникам облика Петропавловской крепости произошло в начале прошлого века, когда в 1906-1907-ом годах было перестроено здание Главной гауптвахты. При Николае II все северные куртины и бастионы были оштукатурены и окрашены «под гранит». Изначально остров был соединен с основной частью города тремя мостами, но построенный в 1820-ом Никольский и в 1853-ем – Кронверкский мосты в начале XX-го столетия были снесены. Остался лишь Иоанновский мост, который находится на привычном для петербуржцев месте с 1736-го года.

Таким образом, построенная по замыслу как оборонительное сооружение Петропавловская крепость быстро превратилась в одно из главных мест великого русского города, но с ее стен так и не было сделано ни единого выстрела. Зато именно здесь происходили все самые интересные события, начиная от церковных и городских праздников и заканчивая пышными фейерверками в честь побед русской армии. При Петре I на Заячьем острове ежегодно устраивалось торжественное вскрытие Невы. Все горожане с нетерпением ждали этого события, ведь судоходство в период ледокола было запрещено, а постоянных мостов через воды Невы почти до середины XIX-го века не существовало. Не менее пышно проходило празднование Крещения Господня, когда под звон колоколов 6 января перед крепостью собирались горожане, чтобы стать свидетелями освещения невских вод. Прямо на льду устанавливалась временная часовня, а возле нее пробивалась крестообразная иордань. В церемонии крещения всегда принимали участие члены царской семьи.

Был традиционным и еще один незабываемый праздник, называемый Днем Преполовения святой Пятидесятницы, отмечаемый на двадцать пятый день после православной Пасхи. В этот день на пристани возле Петропавловского собора собиралось все духовенство города, дабы совершить крестный ход вокруг крепости, неся перед собой чудотворную икону Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшую самому Петру Великому. Кроме того, в этот день на каждом из бастионов совершались молебны, а возле невских ворот проводилась церемония водосвятия.

Утратив в 1770-ом году свое главенствующее значение в связи с недоступностью храма во время ледокола, кафедральный Петропавловский собор был передан Министерству императорского двора, а с 1883-го года фактически стал придворным императорским храмом, в котором по установленным дням проводились поминальные службы и отпевания усопших членов царского дома. Еще до окончания строительства собор стал некрополем для детей Петра, умерших в младенческом возрасте. Вплоть до 1909-го года, когда было принято официальное решение о захоронении в соборе только коронованных особ, здесь были похоронены почти все представители Романовской династии. Исключением стали лишь Петр II, похороненный в Москве, и Иоанн VI, который был упокоен в Шлиссельбурге.

С 1715-го года во время погребения стали проводиться пышные похоронные церемонии. Весь собор в такие дни облекали в траурное убранство, для создания которого были привлечены лучшие русские скульпторы, художники и архитекторы, а движение процессии выноса тела сопровождалось непрекращающимся звоном колоколов и пушечной пальбы со стен крепости. Интересен тот факт, что с 1915-го года в течение более семидесяти лет в Петропавловском соборе не было погребений, однако 29 мая 1992-го года в Усыпальнице был захоронен великий русский князь Владимир Кириллович, являющийся правнуком Александра II. Затем в марте 1995-го сюда же были перевезены останки его родителей. В июле 1998-го года в Петропавловском соборе были погребены найденные под Екатеринбургом останки последнего российского царя и членов его семьи.

Помимо различных многочисленных функций Петропавловская крепость с самых первых дней своего существования исполняла роль военного гарнизона. Начиная с 22 июня 1703-го и до 1 октября 1926-го года история этой твердыни неразрывно связана с историей размещенных в ней военных частей. Собственный гарнизон впервые появился здесь уже в октябре 1703-го, сразу после того как были возведены древесно-земляные укрепления и установлены первые орудия. А в течение первых лет Северной войны крепость была постоянным опорным пунктом оборонявших дельту Невы военных формирований. Но лишь в начале XIX-го века определилась самостоятельная структура Петропавловского гарнизона, который до этих пор был лишь частью С.-Петербургского военного формирования с одним общим комендантом. Его основу составляла одна рота крепостной артиллерии численность в сто шестьдесят восемь человек с вооружением из сорока пяти орудий, значительная доля которых была предназначена лишь для салютной стрельбы. Имелась одна инвалидная команда, в которую входили военнослужащие, не годные к полевой службе из-за болезней или ранений. Они, как правило, несли караульную службу, охраняли собор, ворота и помещения для арестантов. Еще была инженерная команда, в обязанности которой входила организация и проведение всех строительных и ремонтных работ на территории крепости. Но в 1920-ом году необходимость в существовании гарнизона отпала, и его структура была безвозвратно упразднена.

Почти до начала XX-го века Петропавловская крепость считалась фактически главной политической тюрьмой России, благодаря чему она была названа «Русской Бастилией». Первыми «почетными» узниками цитадели в феврале 1718-го года стали царевич Алексей и прочие арестованные по его делу личности. Позднее, в XVIII-ом веке, именно здесь содержались все известные вольнодумцы, участники дворцовых интриг и переворотов: А.П. Волынский, П.И. Еропкин, так называемая «княжна Тараканова», Б.Х. Миних, А.Н. Радищев, Т.Б. Костюшко и Ю.У. Немцевич, а также основатель движения Хабад, раввин Шнеур-Залман. Павлом I в крепости были заточены несколько видных военачальников: А.П. Ермолов, М.И. Платов и П.В. Чичагов. При Николае I здесь ожидали своего приговора декабристы. А в XIX-ом веке в петропавловских застенках побывали Ф.М. Достоевский, М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Н.Н. Миклухо-Маклай и К.М. Станюкович.

В 1760-ом году для заключенных, которых ранее содержали в казематах, был построен Арестантский дом, впоследствии замененный на Секретный дом (в 1797-ом году). С 1870-го по 1872-ой годы строилась тюрьма в Трубецком бастионе, ставшая позднее «приютом» для участников всех российских национально-освободительных движений: народников, эсеров и социал-демократов. В числе узников этой грозной тюрьмы были также А.М. Горький и старший брат Ленина, А.И. Ульянов. После октября 1917-го в Трубецком бастионе были заключены члены царского, а позднее Временного правительств, а также все недовольные и восставшие против советской власти граждане и политические деятели. Здесь же 1921-ом году оказались все выжившие и схваченные участники мятежа в Кронштадте.

В 1917-ом году во время октябрьского переворота в Петропавловской крепости размещался полевой штаб большевиков, а ее орудия обстреливали Зимний дворец. 8 ноября 1925-го года Ленинградский совет принял решение стереть с лица земли всю твердыню, а на её месте выстроить стадион. К счастью данное решение вскоре было отменено и в некоторых зданиях крепости организовали музеи. Во время Великой Отечественной на территории Петропавловской крепости были установлены зенитные орудия. Шпиль собора был прикрыт маскировочной сеткой. За годы войны ни один снаряд не попал в собор, однако сильно пострадали сами стены крепости. С 1950-го по 1980-ые годы проводилась полная реставрация всех памятников, стен, зданий и территорий Петропавловской крепости. Было восстановлено первоначальное убранство собора. 25 декабря 1975-го года, в день 150-летия декабристского восстания, на месте казни главных участников событий был установлен гранитный обелиск. В годы застоя у стен крепости проходили акции протеста литераторов и художников. После одной из них на стене Государева бастиона появилась памятная надпись: «Вы распинаете свободу, но человеческая душа не имеет оков». В 1991-ом году на площади прямо перед гауптвахтой был поставлен памятник Петру Великому, а вскоре, в 1993-ем, крепость стала историко-культурным заповедником.

Каждый год в день своего основания, 27 мая, Петропавловская крепость становится центром празднования Дня города, проводимого в Северной столице России. А ежедневный пушечный выстрел, совершаемый в полдень со стен Нарышкина бастиона, по праву стал одним из главных символов Санкт-Петербурга.

Источники информации:
http://palmernw.ru/mir-piter/petropavlovskaya/petropavlovskaya.html
http://walkspb.ru/zd/petrop_kr.html
http://family-history.ru/material/history/place/place_27.html
http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/90373/Balyazin_-_Taiiny_doma_Romanovyh.html

topwar.ru

Домик Петра I в Санкт-Петербурге. Архитектура, история и интересные факты :: SYL.ru

Домик Петра I является самой первой постройкой для императора в Санкт-Петербурге. Это было летнее жилье императора с 1703 по 1708 год. Однако это не единственная подобная резиденция Петра I, похожая находится и в Вологде. Об истории этих построек, их архитектуре и интересных фактах будет рассказано в данной статье.

История домика

Домик Петра I в Санкт-Петербурге – это уникальное сооружение, которое было возведено всего за три дня. Его строили солдаты-плотники рядом с Троицкой площадью с 24 по 26 мая 1703 года. Дом возвели из дерева, и в итоге он получился общей площадью чуть более 60 м2.

После окончания строительства, 27 мая, здесь прошло небольшое празднование, приуроченное к присоединению новых земель и основанию города на Неве. Место возведения жилья для императора было выбрано не случайно – оно находилось в тылу Петропавловской крепости. Дом стоял таким образом, чтобы можно было видеть стратегически значимые объекты: бастионы, крепости, окружающую местность и водные пути.

В 1930 году на этом месте был открыт дом-музей, в котором были выставлены подлинные вещи самого императора, а также артефакты того времени.

Архитектура постройки

Архитектура домика Петра I была довольно скромной. Он представлял собой сруб из отесанных сосновых бревен. Сени разделяют дом на две части, делая его немного тесным. Двери украшают орнаментальные накладки из металла, что было типично для русского зодчества того времени. Все остальные элементы дома говорили о том, что Петр I был увлечен архитектурой Голландии.

Домик Петра I

Так, например, император, желая придать строению вид дома из камня, отдал приказ до конца стесать бревна, а затем ровную поверхность раскрасить под цвет красного кирпича. Высокую крышу покрыли гонтом (пластины из древесины для кровли), под черепицу. Большие окна в русском стиле разделили при помощи расстекловки.

В домике Петра I не было печи и дымохода, так как он жил в нем только в летний период. На крыше была установлена декоративная, вырезанная из дерева мортира (артиллерийское орудие). По краям конька крыши находились вырезанные «бомбы, объятые пламенем». Эти декоративные элементы говорили о том, что император являлся командующим почетной роты бомбардиров. К сожалению, до настоящего времени эти элементы украшения не сохранились.

Послепетровская эпоха

После того как были построены Зимний и Летний дворцы, Петр I больше не проживал в этом доме. Он простоял заброшенным до 1731 года, после чего вокруг него была возведена каменная галерея. Однако осенью 1777 года наводнение повредило все постройки. После этого Екатерина II приказала заключить домик Петра I в каменный чехол и зашить крышу кровельным железом. В 1784 году распоряжение было выполнено, и в таком состоянии постройка пребывала 60 лет, пока ее не разобрали.

Внешний "футляр"

В 1844 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина внешняя защита была полностью переделана. Было сооружено 16 небольших колонн с арками, однако без отделки штукатуркой. Почти в таком состоянии домик и сохранился до нашего времени.

К концу XIX века со стороны Невы высадили сад, а затем окружили его чугунной оградой. В 1875 году рядом с домиком установили бюст Петра I из бронзы. Строение сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, а все переделки были устранены в ходе реставраций.

Домик в Вологде

Помимо постройки в Санкт-Петербурге, в Вологде также был возведен дом для императора. Домик Петра I (Вологда) представляет собой одноэтажное здание, выложенное из камня. В его интерьере можно увидеть сводчатые потолки и голландскую печь с изразцами, относящимся к XVII веку.

Домик Петра I в Вологде

Петр I останавливался пять раз в этом доме по приезду в Вологду. Впервые император приехал сюда в 1692 году и поселился в скромном доме рядом с церковью Федора Стратилата. Впоследствии место его остановки было заброшено, однако в честь 200-летия с дня рождения Петра I домик приобрело местное дворянство и постепенно реставрировало его.

Домик состоял из двух комнат, под которыми находился погребок. Считается, что это строение принадлежало кому-то из подданных Голландии, о чем свидетельствует каменная табличка, вмонтированная в стену, на которой изображен голландский герб.

Дом был возведен в середине XVII века и не являлся типичным сооружением того времени для этих мест. В наши дни летний домик Петра I в Вологде является памятником архитектуры и музеем-заповедником, который также известен как «Петровский домик».

Интересные факты

Удивительно, но, помимо домика в Санкт-Петербурге и Вологде, Петр Великий успел возвести здание и в Петергофе. Несмотря на то что постройка носит название дворец Монплезир, она довольно небольшая по своим размерам, а также выдержана в аскетичном стиле как снаружи, так и внутри.

Внутреннее убранство домика

У домика в Санкт-Петербурге, со стороны гранитной набережной, был обустроен спуск к реке Неве, а по обеим сторонам установили необычные скульптуры. Это были фигуры львиноподнобных мифологических существ, которые называются ши-цза. Их привезли из Манчжурии в 1907 году, считается, что эти существа оберегают от злых духов.

При входе в домик Петра I на стене находится табличка из бронзы, на которой указан рост императора – 2 м 4 см. Помимо этого, в музее находится большое количество интересных экспонатов с богатой историей, привлекающих в этот великолепный город десятки тысяч туристов со всего мира.

www.syl.ru

7 градов Петровых | Русская семерка

Идеологически реформатор Петр I представлял время своего царствования как точку отсчета, как начало начал для России. Города, которые он наносил на карту, должны были маркировать расширяющиеся границы новой страны – Российской империи. Пафос новизны, первоначальности, сотворения рационально организованного пространства из хаоса, триумф победы силы разума над природной стихией достигает высшей точки в символическом значении новой имперской столицы

Сама идея перенести столицу государства в молодой и стремительный – под стать себе – город владела Петром задолго до основания Петербурга. Первоначально для этой цели царь присмотрел на Азовском побережье мыс с тюркским названием «Таган-Рогу», что означало «маяк». Основанный по указу Петра в 1698 году, город-крепость Таганрог стал первой военно-морской базой российского флота, первым российским портом и первым городом с плановой регулярной застройкой. По иронии судьбы, в 1710 году, после поражения в турецкой войне, Петру пришлось, выполняя требование победителей, самому отдать приказ о разрушении города. Однако к этому времени градостроительные амбиции царя получили новые возможности для реализации.

2

Петрокрепость (Шлиссельбург)

Ключом к долгожданному утверждению российского статуса на Балтийском побережье стала первая крупная победа петровской флотилии в Северной войне: «Зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен» – так описал Петр взятие 11 октября 1702 года старинной русской крепости Орешек, девяносто лет до того пребывавшей в руках шведов. С этого момента начинает свое существование город, который царь назвал Шлиссельбургом – «ключ-городом».

3

Санкт-Петербург

Метафора ключа в руке святого Петра, ключа от рая, отчетливо прочитывается и в центральном символе на гербе Петербурга – якоре. Россия не просто прочно закрепилась на болотистых невских берегах; ее новая столица, заручившись поддержкой своего небесного покровителя, сразу стала претендовать на символический статус «вечного города» – нового Рима.
С новым представлением о рационально конструируемой политической власти, опирающейся как на военные подвиги, так и на философские размышления, связана и новая структура царского дворца: Большой дворец (символическое место государственного служения), Зверинец (место охоты, воинской доблести), Эрмитаж (место философского уединения).

Первой архитектурной репрезентацией идеала регулярного государства стал Петергоф. Его дворцово-парковый ансамбль иллюстрировал переход от византийской модели сакрально-символического пространства (дворца-«Иерусалима») к западно-европейской (римской) концепции суверенитета сильной государственной власти.

.

5

 Петрозаводск

Петр прекрасно осознавал: чтобы быть убедительной, манифестация внешнеполитических побед нуждается в поддержке промышленности, в первую очередь – военной. Еще при отце Петра железо в России было в основном «свейским» – ввозилось из Швеции. С началом Северной войны по личному указанию царя начинается строительство собственных «железоделательных заводов»: выросшие из заводских слобод Петрозаводск на севере и Липецк на юге. Крупнейшие центры по производству чугуна и стали, пушек и якорей – оба города обязаны своим рождением указу Петра, оба – мастеровые ровесники царственного Петербурга

В 1702 году у места впадения реки Липовка в реку Воронеж основатель города Петр I указал заложить заводы для выплавки чугуна, стали, изготовления пушек. На выбор места основания города повлияла близость месторождений железной руды. Благодаря источнику минеральных вод и красивейшим южным пейзажам Липецк стал первым русским курортом – его развитие было также инициативой Петра. Липецкая вода по составу сходна с минеральными водами знаменитых курортов Германии – Либенштейна и Термонта. Источники сохранились до сих пор, их состояние идеально. Расположены они в Нижнем Парке, который сам по себе является жемчужиной, ведь его возраст – более 200 лет.

Подобно тому, как Петербург открыл для России «окно в Европу», «окном в Азию» стал Бийск – единственный город, основанный Петром за Уралом, на торговых путях в Монголию и Китай. 29 февраля 1708 года Пётр I подписал указ о строительстве крепости у истоков реки Обь. Крепость должна была участвовать в защите юго-восточных границ Российской империи.

russian7.ru

8) Развитие архитектуры при Петре I

Характерные черты градостроительства

Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.

Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.

Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу – Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.

В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля – петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Черты петровского барокко

· Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.

· Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.

· Вертикальные «лопатки» – ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.

· Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» – имитацией крупных выступающих камней.

· Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.

· Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.

· Внутренне убранство решалось по принципу анфилады – ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.

Церковная архитектура

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.

Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Архитекторы

Основные сооружения и проекты

Доменико Андреа Трезини

(1670-1734)

По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Георг Иоганн Маттарнови

Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова.

Н. Ф. Гербель

По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор.

Готфрид Шедель

Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца.

И. П. Зарудный

(1670-1727)

Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *