Романская архитектура. Типы зданий: базилики
Большая часть наследия романики — храмы-базилики. В этой части узнаем об их происхождении и архитектурных особенностях.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Дмитрий БеззубцевИсторик архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Поговорим о базиликах. Романика оставила после себя не так много памятников, при этом 90% из них — это храмы-базилики. Посмотрим, как поменялась роль этого типа зданий с античности.
⛪️ Базилика — прямоугольное вытянутое здание с входом в одном торце и закруглением в противоположном.
🏛 Базилики появились в Древнем Риме. Там проходили общественные собрания — это и определило форму здания. В вытянутой части рассаживалась публика, чтобы наблюдать суд или выступление в закругленной стороне.
✝️ Христианизация Рима изменила их назначение. Базилики превратились в церкви. В закругленной части снова происходило главное — там ставили алтарь. Ранних церквей-базилик сохранилось мало.
🗺 В Средневековье базилики усыпали всю Европу. Они стали одним из символов романского стиля.
1. Дохристианская базилика Константина, Трир, Германия, 4 век
2. Римские раннехристианские базилики, 4 век
3. Базилика Сан Пьеро а Градо, Пиза, Италия, 10 век
4. Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11 век
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться Базилика Сен Сернен, Тулуза, Франция, 12 век
Мы уже упоминали, что романская базилика имеет прямоугольную форму и вытянута с запада на восток. Посмотрим, что еще можно увидеть на ее плане — иногда по-отдельности, иногда все сразу 👇
🔸Один, три или пять нефов. Нефы — это продольные «коридоры», на которые делится внутреннее пространство базилики рядами колонн.
🔸Две башни на западном фасаде. Отмечают главный фасад, делают его парадным и более заметным. Традиция оформления башнями церковного входа сохранится и в готике, и в Ренессансе, и в барокко.
🔸Средокрестие-трансепт. Иногда поперек базилики ближе к алтарю строили еще один коридор, чтобы сверху план здания напоминал крест.
Пизанский собор, Италия, 11 век
Завершаем эту часть, рассматривая планы базилик. Мы уже знаем про нефы, трансепт и двубашенный фасад — теперь поговорим про алтарь, капеллы и клуатр👇
🔸 Алтарь на восточной стороне. Как мы говорили, еще в античности в закругленной части базилики происходило самое важное. Для христиан это богослужение.
🔸 Капеллы по сторонам от алтаря. В этих небольших нишах хранили мощи святых. Паломники могли обойти все святыни по кругу, не мешая прихожанам во время службы. На плане капеллы напоминают «ушки».
🔸 Дворик-клуатр с южной стороны. Их начали строить в некоторых монастырях. Они связывали церковь с основными монастырскими помещениями и служили местом для вдумчивых прогулок.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Планы романских церквей | История архитектуры
Во время нашествий, положивших конец Римской империи, монастыри оставались единственными убежищами цивилизации, и поэтому большие романские церкви были воздвигнуты под покровом и для нужд монастырей. Они строились во время войн, хроника которых пестрит упоминаниями о пожарах старых базилик; реконструируя их, стремились оградить их от этого рода бедствий и в то же время приспособить к потребностям монастыря. Отсюда черты, которые отличают их от первых базилик: с конструктивной стороны — это здания, поскольку возможно огнестойкие, по плану — это здания, приспособленные для монастырской жизни.
На
Примечание: Церковь аббатства Клюни была начата в 1089 г., хоровая часть была закончена в 1095 г., вся же постройка в целом была завершена лет через 30 после закладки. Но в 1125 г. рухнул неф; к 1130 г. все было восстановлено, и 22 октября церковь была освящена папой Иннокентием II.
Постройка принадлежит к бургундской архитектурной школе. Аббатство находится в департаменте Соны и Луары, в районе г. Лиона, было I основано в 910 г. герцогом Аквитанским Вильгельмом I и являлось центром монашеского ордена бенедиктинцев.
Церковь Сен-Бенуа на Луаре находится в бывших владениях французского короля (департамент Луары) и была выстроена по приказанию короля Роберта II архитектором Умбертусом; в 1026 г. церковь сгорела и была возобновлена.
Церковь Парэ ле Мониаль (департамент Соны и Луары) — первой половины XII в., по-видимому — второй четверти. Принадлежит к бургундской архитектурной школе.
Рис. 127 |
Рис. 128 |
Эти различные планы воспроизводят в основном форму латинской базилики. Их отличительные черты сводятся к следующему:
Увеличение хора. — Хор, т. е. пространство, предназначенное для клира, занимал в епископской церкви очень ограниченное пространство; в монастырской церкви он принимает необычные до тех пор размеры.
Обычно (Р) довольствуются удлинением поперечных нефов; в очень больших аббатствах (В и С) делают два таких нефа, и это расположение, очевидно, соответствует идее иерархического разделения между различными категориями монахов, составляющих население монастыря.
Появление обхода алтаря. — В базиликах ранней эпохи боковые нефы никогда не продолжаются вокруг алтаря: латинский и византийский планы не имеют обхода. План без обхода утвердился в Италии, где господствовали латинские традиции, на Рейне, где царило византийское влияние, и в Нормандии, архитектура которой родственна рейнской и итальянской. В Бургундии же и на юге Франции план осложняется круговой галереей, опоясывающей алтарь. Это новшество вводится, так сказать, само по себе.
В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. В романскую эпоху культ святых разрастается, и, независимо от главного алтаря, воздвигаемого на крипте, в церкви появляется серия второстепенных капелл, к которым надо открыть доступ.
Эти капеллы, естественно, располагаются вокруг святилища, а обход представляет собою не что иное, как проход, ведущий в капеллы и служащий местом для процессий паломников. Один из боковых нефов предназначается для движения процессии к святилищу, второй — для обратного движения; обход связывает оба эти потока. Для полного разделения обоих людских потоков каждый боковой неф имеет свою дверь; в тех же случаях, когда в церкви только одна дверь, она разделяется на два рядом расположенных проема — вход и выход.В крипте наблюдается то же расположение, мотивированное тем же стремлением к порядку. Обход необходим для таких святилищ, куда стекаются многочисленные процессии пилигримов. Церковь Сен-Мартэн в Туре, одно из самых прославленных мест паломничества, была первой постройкой с обходом алтаря.
Варианты плана.
Затем идут планы, отходящие от формы базилики и приближающиеся к типу церквей с центральным святилищем; древняя церковь Сен-Бенинь в Дижоне, церковь в Нёви построены по круглому плану и являются, по-видимому, подражанием ротонде храма св. Гроба.
План Сен-Галленского монастыря. — Для уточнения приведенного обзора воспользуемся планом IX в., взятым из архивов Сен-Галленского аббатства. На рис. 128 мы воспроизводим основные указания рукописи, дополняя их чертежом разреза, который, по-видимому, определяется планом. Церковь, в соответствии с рейнским типом, ограничивается на каждом конце большой абсидой с хором; центрам обеих абсид соответствуют алтари, посвященные Петру и Павлу.
Примечание: Сен-Галленский монастырь (L’abbaye de St. Gall) основан около 700 г. В X в. около монастыря вырос город, жители которого вступили с монастырем в борьбу за свою независимость, приобретенную ими полностью лишь в XVII в. Теперь город находится в пределах Швейцарии.
Первоначальный проект Сен-Галленского аббатства не был осуществлен; этот проект приписывается Эрингарду, известному автору хроник и строителю времен Карла Великого; под его руководством была выстроена Аахенская колонна, он же около 820 г., возможно, исполнил план-проект указанного аббатства. Сам Эрингард был настоятелем аббатства Фонтенелль. Полностью план воспроизведен у Lasteyrie, упом. соч., стр. 141, и еще лучше у Otte, упом. соч., стр. 92.
Над криптой, в которой покоятся останки патрона монастыря, возвышается главный престол во имя этого патрона и Мадонны. Два других престола, находящиеся на ступенях, ведущих к святилищу, посвящены основателям монашеских орденов. Наконец, остальные престолы расположены вдоль боковых нефов.
В центральном хоре амвон, или трибуна, А служит местом для проповедей; по сторонам его — две кафедры Е для чтения посланий и евангелия. Купель F, прежде помещавшаяся в отдельном баптистерии, теперь расположена при входе в неф. Два зала В и V примыкают к святилищу и, по древнему обычаю, служат для хранения в них священных книг и сосудов.
Весь трансепт и значительная часть центрального нефа отведены для монахов, и невольно вызывает удивление, какое ограниченное пространство оставлено для массы верующих. Кажется, что для них церковь была лишь целью паломничества и что они только проходили через нее. Двор в форме подковы (Н), обнесенный портиками, служил им местом ожидания; процессия проникала через один из боковых входов, следовала по узкому проходу вдоль капелл в боковом нефе, спускалась вниз, обходила крипту и выходила через второй боковой неф.
Перед церковью находились две сторожевые башни Т; на вершине их находились престолы, посвященные архангелам. Отметим отсутствие обхода; он становится обязательным только к XI в. и позволяет поместить вокруг престола капеллы, которыми в церкви Сен-Галленского аббатства еще загромождаются нефы.
Глава «Романские церкви. План» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Романская архитектура: три великие церкви
Европейская культура окончательно расцвела примерно в 1000 году, и по всему континенту были построены могущественные романские церкви с лучшими произведениями искусства того времени. Прекрасные примеры есть во Флоренции, Пизе и Дареме (где этот стиль назывался нормандским).
Complete Video Script
[19, Provins, France] По мере приближения 1000 года зарождалась та Европа, которую мы знаем. Кочующие племена оседали, начиная определять нации, которые мы узнали. Франки становились Францией, а англы становились страной англов или Англией. Люди чувствовали себя в достаточной безопасности, чтобы планировать и строить будущее.
[20] Европейцы объединялись вокруг христианской веры. Люди больше путешествовали и торговали, строились дороги и мосты. Трудолюбивые бизнесмены вкладывали средства в мельницы, используя энергию ветра и воды. Деревни с соломенными хижинами из глины и глины превратились в грозные города, укрепленные за защитными стенами с прекрасными каменными зданиями.
[21, Базилика Сан-Исидоро, 11 век, Леон, северная Испания] Весь этот прогресс отразился в искусстве и архитектуре того времени. Теперь, когда господствовало христианство, самыми величественными сооружениями в городе были церкви, и они были украшены лучшими произведениями искусства… выполненными в первом художественном стиле, который чувствовал себя гордо европейским: романском стиле.
[22, романский период, ок. 1000–1150] Его называли «римским», потому что он пытался передать величие Древнего Рима. В церквях были круглые арки в римском стиле, колонны в римском стиле и часто даже древние колонны, извлеченные из римских руин и переработанные.
[23, Базилика Эмилия, второй век до н. э., Римский Форум, Рим] Архитекторы церкви приняли план этажа дохристианской базилики — как сохранившийся след этого древнеримского суда или «базилики». Это было прямоугольное пространство с боковыми проходами и центральным нефом, ограниченным рядами колонн, ведущих к алтарю. При добавлении трансептов основание здания приобретает форму креста.
[24, собор Чефалу, 12 век, Сицилия] Романские церкви имели одинаковые основные черты по всей Европе. Они были крепкими, с толстыми стенами, приземистыми башнями и маленькими окнами. Стояли крепко. Многие даже пришли с зубцами, как бы крепостями божьими.
[25, Аббатство Фонтенэ, XII век, Бургундия, Франция] Эта романская церковь во Франции, построенная особо строгим монашеским орденом, проста, с простым фасадом и неукрашенными колоннами — ничто не отвлекает от молитвы. Одинокая статуя напоминает о том, что церковь была посвящена Марии. Эфирный свет все еще омывает интерьер.
[26, аббатство Сан-Миниато-аль-Монте, 11–13 века, Флоренция, Италия] Эта церковь во Флоренции добавляет еще одну романскую черту, распространенную в Италии: искусно обработанный мрамор с идеальной геометрической симметрией, символизирующий совершенство Бога. Орел наверху с мешками шерсти в когтях напоминает прихожанам, которые заплатили за все это: гильдию шерсти. Войдя внутрь, вы попадаете в изысканное святое место… с его «мраморным ковром» на полу и красочно раскрашенным деревянным потолком. Утверждая власть Церкви над светским обществом, золотая мозаика изображает земного царя, предлагающего свою ничтожную корону всемогущему царю на Небесах.
[27, Даремский собор, конец 11 – начало 12 века, Англия] А в Англии вот уже почти тысячу лет паломники устремляют свой взор на это романское чудо: Даремский собор. Возвышаясь подобно могучей крепости, церковь является классическим образцом английской версии романского стиля под названием «нормандский». Названный в честь норманнов, которые вторглись в Англию в 1066 году из Франции, принеся с собой этот доминирующий европейский стиль, этот стиль отличается круглыми арками, зигзагообразными украшениями и высокими колокольнями.
[28] Церковь чтит святого Катберта. Размышляя над его гробом, вышитым кушаком и изящным крестом, вспоминаешь всех тех монахов, которые хранили пламя знания в те ранние средневековые века, делая возможными романские чудеса вроде Даремского собора.
[29] Пизанский собор в Италии, построенный в 1100 году, вышел за рамки традиционного тяжелого романского стиля. Pisan Romanesque кажется легким и элегантным.
[30] Соборный комплекс Пизы, известный своей падающей колокольней, является напоминанием о том, что в городах средневековой Европы можно было найти один и тот же ансамбль важных сооружений: церковь, колокольня (которая, даже будучи пьяной, задавала темп жизни — отмечание часов, праздники, призыв к богослужению) и баптистерий.
[31] Пизанский баптистерий, как и многие другие храмы этого периода, является отдельно стоящим. Его интерьер прост и просторен. Искусно сделанный шрифт достаточно велик для крещения взрослых погружением. Представьте: здесь исполняется религиозная служба, усиленная замечательной акустикой, в результате чего эхо звучит достаточно долго, чтобы вы могли петь трехголосную гармонию… соло.
Reading and Thinking Journal на Tumblr
На план христианской базилики повлиял план римской базилики. Выше показаны виды в плане базилики Ульпия (№1 – обведено красным) и Старого собора Святого Петра (№2). Сравните и сопоставьте макеты планов выше и функции обеих структур. Используйте словарный запас, рассмотренный в главах 6 и 7, для описания различных частей планов, чтобы объяснить их сходства и различия. Обе структуры обсуждаются в вашей книге.
План христианской базилики был разработан так, чтобы выйти за пределы физического, в то время как план римской базилики был тяжелым и прочным. Во-первых, существовала существенная разница между функцией языческого храма и христианской церкви. В языческих обрядах жертвоприношения и церемонии обычно происходили снаружи. Храм служил домом для культа. Там могли разместиться культовая статуя и сокровищница. Храм был местом для жертвоприношений. Эта внешняя ориентация языческого храма отражает открытость и всеобъемлющий характер языческих религиозных практик. Христианство нуждалось в четком разделении между верующими и неверными. Это привело бы к значительной переориентации религиозной архитектуры с архитектуры экстерьера на архитектуру интерьера. С христианством вся община должна была иметь возможность собираться внутри здания для поклонения, и большие римские базилики послужили образцом для конгрегационалистских церквей. Римские базилики служили местами для общественных собраний: судами, финансовыми центрами, армейскими муштрами и приемными в императорских дворцах. Базилики имели апсиду, которая представляла собой полукруглый выступ, как правило, на короткой стене прямоугольного здания. Апсида была местом суда. Именно здесь магистрат будет издавать закон.
Архитекторы христианских базилик внесли множество изменений в план римской базилики. Вход в базилику Ульпия был с длинной стороны здания. В раннехристианских церквях, таких как церковь св. Петра, вход был с короткой стороны, которая была освобождена от апсиды и колоннад римской базилики, так что обзор был беспрепятственным на самое святое место церкви – апсиду, где находился жертвенник. Затем взгляд был сфокусирован на определенном месте, где святые мужи, духовенство, проповедовали прихожанам. Прихожане, основная часть церкви, должны были сидеть в нефе и боковых проходах. Естественное освещение входило в неф из окон фонаря (окна вдоль верхнего уровня нефа). Для христианских зрителей свет, сияющий сверху, представлял собой свет Божий. Стены были либо покрыты мозаикой, либо мрамором. Ряды колонн поддерживают арки вместо перемычек; это не классика. Внутреннее пространство было задумано так, чтобы вызывать духовный эффект. В отличие от греческих и римских храмов, христианская церковь была местом собрания, местом молитвы, местом погребения мучеников и святых. Церковь Святого Петра была уникальным сооружением, потому что служила погребальной базиликой. Гробница святого была встроена непосредственно в церковь, а не находилась вне ее. Эта христианская базилика служила и усыпальницей мучеников, и похоронным залом, поэтому она была такой большой. Огромные толпы, как римляне, так и паломники, собирались, чтобы поклониться апостолу и посетить богослужения.