План романского храма – —

Планы романских церквей | История архитектуры

Во время нашествий, положивших конец Римской империи, монастыри оставались единственными убежищами цивилизации, и поэтому большие романские церкви были воздвигнуты под покровом и для нужд монастырей. Они строились во время войн, хроника которых пестрит упоминания­ми о пожарах старых базилик; реконструируя их, стремились оградить их от этого рода бедствий и в то же время приспособить к потребностям монастыря. Отсюда черты, которые отличают их от первых базилик: с конструктивной стороны — это здания, поскольку возможно огнестойкие, по плану — это здания, приспособленные для монастырской жизни.

На рис. 127 мы объединили три плана, заимствованные из эпохи наивысшего расцвета романского искусства: С — церковь в Клюни,  самое великолепное из романских сооружений; В — Сен-Бенуа на Луаре, Р — Пара ле Мониаль.

Примечание: Церковь аббатства Клюни была начата в 1089 г., хоровая часть была закончена в 1095 г., вся же постройка в целом была завершена лет через 30 после закладки. Но в 1125 г. рухнул неф; к 1130 г. все было восстановлено, и 22 октября церковь была освящена папой Иннокентием II.

Постройка принадлежит к бургундской архитектурной школе. Аббатство находится в департаменте Соны и Луары, в районе г. Лиона, было   I основано в 910 г. герцогом Аквитанским Вильгельмом I и являлось центром монашеского ордена бенедиктинцев.

Церковь Сен-Бенуа на Луаре находится в бывших владениях французского короля (департамент Луары) и была выстроена по приказанию короля Роберта II архитектором Умбертусом; в 1026 г. церковь сгорела и была возобновлена.

Церковь Парэ ле Мониаль (департамент Соны и Луары) — первой половины XII в., по-видимому — второй четверти. Принадлежит к бургундской архитектурной школе.

Рис. 127 
Рис. 128

Эти различные планы воспроизводят в основном форму латинской базилики. Их отличительные черты сводятся к следующему:

Увеличение хора. — Хор, т. е. пространство, предназначенное для клира, занимал в епископской церкви очень ограниченное пространство; в монастырской церкви он принимает необычные до тех пор размеры.

Обычно (Р) довольствуются удлинением поперечных нефов; в очень больших аббатствах (В и С) делают два таких нефа, и это расположение, очевидно, соответствует идее иерархического разделения между различными категориями монахов, составляющих население монастыря.

Появление обхода алтаря. — В базиликах ранней эпохи боковые нефы никогда не продолжаются вокруг алтаря: латинский и византийский планы не имеют обхода. План без обхода утвердился в Италии, где господствовали латинские традиции, на Рейне, где царило византийское влияние, и в Нормандии, архитектура которой родственна рейнской и итальянской. В Бургундии же и на юге Франции план осложняется круговой галереей, опоясывающей алтарь. Это новшество вводится, так сказать, само по себе.

В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. В романскую эпоху культ святых разрастается, и, независимо от главного алтаря, воздвигаемого на крипте, в церкви появляется серия второстепенных капелл, к которым надо открыть доступ. Эти капеллы, естественно, располагаются вокруг святилища, а обход представляет собою не что иное, как проход, ведущий в капеллы и служащий местом для процессий паломников. Один из боковых нефов предназначается для движения процессии к святилищу, второй — для обратного движения; обход связывает оба эти потока. Для полного разделения обоих людских потоков каждый боковой неф имеет свою дверь; в тех же случаях, когда в церкви только одна дверь, она разделяется на два рядом расположенных проема — вход и выход.

В крипте наблюдается то же расположение, мотивированное тем же стремлением к порядку. Обход необходим для таких святилищ, куда стекаются многочисленные процессии пилигримов. Церковь Сен-Мартэн в Туре, одно из самых прославленных мест паломничества, была первой постройкой с обходом алтаря.

Варианты плана. — Этот общий для разных архитектурных школ план имеет различные варианты. Так, мы уже говорили, что в архитектурных школах Италии и Нормандии нефы просто заканчиваются абсидами. Рейнская школа допускает по абсиде на каждом конце только центрального нефа (Майнц, Вормс, Бамберг), а в церкви св. Марии на Капитолии в Кёльне не только центральный неф, но и пересекающий его имеют с двух концов завершение в виде абсиды.

Затем идут планы, отходящие от формы базилики и приближающиеся к типу церквей с центральным святилищем; древняя церковь Сен-Бенинь в Дижоне, церковь в Нёви построены по круглому плану и являются, по-видимому, подражанием ротонде храма св. Гроба.

План Сен-Галленского монастыря.

— Для уточнения приведенного обзора воспользуемся планом IX в., взятым из архивов Сен-Галленского аббатства. На рис. 128 мы воспроизводим основные указания рукописи, дополняя их чертежом разреза, который, по-видимому, определяется планом. Церковь, в соответствии с рейнским типом, ограничивается на каждом конце большой абсидой с хором; центрам обеих абсид соответствуют алтари, посвященные Петру и Павлу.

Примечание: Сен-Галленский монастырь (L’abbaye de St. Gall) основан около 700 г. В X в. около монастыря вырос город, жители которого вступили с монастырем в борьбу за свою независимость, приобретенную ими полностью лишь в XVII в. Теперь город находится в пределах Швейцарии.

Первоначальный проект Сен-Галленского аббатства не был осуществлен; этот проект приписывается Эрингарду, известному автору хроник и строителю времен Карла Великого; под его руководством была выстроена Аахенская колонна, он же около 820 г., возможно, исполнил план-проект указанного аббатства. Сам Эрингард был настоятелем аббатства Фонтенелль. Полностью план воспроизведен у Lasteyrie, упом. соч., стр. 141, и еще лучше у Otte, упом. соч., стр. 92.

Над криптой, в которой покоятся останки патрона монастыря, возвышается главный престол во имя этого патрона и Мадонны. Два других престола, находящиеся на ступенях, ведущих к святилищу, посвящены основателям монашеских орденов. Наконец, остальные престолы расположены вдоль боковых нефов.

В центральном хоре амвон, или трибуна, А служит местом для проповедей; по сторонам его — две кафедры Е для чтения посланий и евангелия. Купель F, прежде помещавшаяся в отдельном баптистерии, теперь расположена при входе в неф. Два зала В и V примыкают к святилищу и, по древнему обычаю, служат для хранения в них священных книг и сосудов.

Весь трансепт и значительная часть центрального нефа отведены для монахов, и невольно вызывает удивление, какое ограниченное пространство оставлено для массы верующих. Кажется, что для них церковь была лишь целью паломничества и что они только проходили через нее. Двор в форме подковы (Н), обнесенный портиками, служил им местом ожидания; процессия проникала через один из боковых входов, следовала по узкому проходу вдоль капелл в боковом нефе, спускалась вниз, обходила крипту и выходила через второй боковой неф.

Перед церковью находились две сторожевые башни Т; на вершине их находились престолы, посвященные архангелам. Отметим отсутствие обхода; он становится обязательным только к XI в. и позволяет поместить вокруг престола капеллы, которыми в церкви Сен-Галленского аббатства еще загромождаются нефы.


Глава «Романские церкви. План» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

totalarch.ru

Тема 6. Романский и готический храм.


⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

 

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества XI-XII вв., непосредственно предшествующего готике XIII-XV вв. До XIX в. Все средневековое искусство целиком обозначалось словом «готика».

Готическая архитектура возникла путем эволюции романской. Романский стиль характеризовался массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели совершенный, облегченный каркасный характер.

«Романской» архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилинтрические и крестовые своды, полуциркуляные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесанным камнем.

 

Франция. Аббатство Сенанк

 

 

Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, иногла двумя трансептами (поперечными нефами).

 

План базилики Сен-Сернен. 1096–1250Тулуза Франция

 

Разрез базилики. Церковь женского приюта в Гернроде.

 

Основным строительным материалом для романских построек служил местный камень двух видов: тесанный и бутовый. Там , где не доставало камня использовали кирпич, очень твердый и сильно обожженный. Шов кладки был толстым, что придавало стене живописный вид.

В ряде архитектурных школ обогатилась восточная часть собора: появляется хор, к которому примыкает апсида. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в апсидоле реликвариям. Малые апсидыдополняют и трансепты с их восточной стороны, в них устраивали непраздничные мессы

Многие романские храмы имели нижний подземный храм (крипту), использовавшуюся для хранения реликвий.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность, геометричность архитектурных форм.

Структура романского храма хорошо выявляется во внешнем облике. В нем четко выделяются разная высота боковых нефов, трансепт, хор, выступы всех апсид, протовораспорные лопатки (контрфорсы), центральная крупная башня и боковые башни на западном фасаде. Башни имеют квадратную или восьмигранную форму.

Особенности архитектуры романского собора:

1. В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

2. Увеличение хора или восточной алтарной части храма

3. Увеличение высоты храма

4. Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

5. Тяжелые своды требовали мощных стен и колонн.

6. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

7. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

В декоре стен допускаются барельефы, часто раскрашенные. Ковры составляют внутреннее убранство. Повышенное внимание уделяется свету. Один из немногочисленных элементов интерьера – скульптура, но она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение.

Романская архитектура обладает духом средневековья, телесность подавляется душой. В то время появились первые витражи.

Портал собора в Линкольне. Англия.

Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI-го века

Церковь Святого Гереона Германия

Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался зальный тип, особенно в Германии и Испании.

Он отличался тем, что все три нефа имеют одинаковую высоту, а средний неф освещается только «вторым светом», через окна боковых нефов.

Романская архитектура после нескольких веков почти полного забвения, возродила монументальную живопись и монументальную скульптуру. Изобразительное искусство романского периода отличается символическим характером, условностью приемов. Бросается в глаза расномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов, а те крупнее изображений простых смертных. Скульптура раскрашивалась.

Во фризах скульптурные изображения приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Готический храм

Готика – второй великий стиль средневековья. Она зародилась в недрах романского зодчества. Архитектурная идея готических храмов выросла из необходимости создания больших вместительных, красиво организованных интерьеров. Этот стиль получил широкое распространение в западно-европейских странах. Его родина – Франция.

Готические культовые здания отличаются большим разнообразием, обусловленным назначением постройки – кафедральный собор, приходская церковь, монастырский храм.

Готические храмы строились базиликальными и зальными. Зальные церкви иногда были трехнефными. Строительным материалом готических храмов служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, т.е. горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.

Главным новшеством стиля стал каркас, состоявший из четырех связанных друг с другом элементов: опор (столбов, колонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфорсов и аркбутанов; стена сведена к минимуму и играет роль заполнения.

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий.

 

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Собор в Реймсе.

Миланский кафедральный собор.

 

Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

 

 

 

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

 

Конструктивная схема Нотр-Дам де Пари.

Окна в готических соборах двух видов: прямоугольные с арочным решением и круглые. Диаметр окон – 12 м. Готические окна заполнялись витражами – разноцветным стеклом, составляющим узорный или фигурный рисунок, иногда со сложным сюжетом.

План готических соборов сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Но слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами, то его пространство сливается с пространством хора, то вовсе отсутствует. Готика отказалась от крипт, нартекса, но обход хор и венец капелл стали обязательным элементом.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствует об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т.к. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Особую наглядность придают резные фронтоны, шатровые башенки, мотивы ползучих бутонов и листьев, орнаменты, стилизованные цветки.

Замена глухи хстен огромными окнами привела в готике к исчезновению монументальных росписей.

Огромная роль принадлежала пластике – сотни, тысячи скульптурных композиций – на карнизах, водостоках, капителях, порталах.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Романский стиль (X – XII вв.)

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

stilarhitekturi.livejournal.com

Романские церкви | Архитектура и Проектирование

РОМАНСКИЕ ЦЕРКВИ. ПЛАН

Во время нашествий, положивших конец Римской империи, монастыри оставались единственными убежищами цивилизации, и поэтому большие романские церкви были воздвигнуты под покровом и для нужд монастырей. Они строились во время войн, хроника которых пестрит упоминания­ми о пожарах старых базилик; реконструируя их, стремились оградить их от этого рода бедствий и в то же время приспособить к потребностям монастыря. Отсюда черты, которые отличают их от первых базилик: с конструктивной стороны — это здания, поскольку возможно огнестойкие, по плану — это здания, приспособленные для монастырской жизни.

На рис. 127 мы объединили три плана, заимствованные из эпохи наивысшего расцвета романского искусства: С — церковь в Клюни,  самое великолепное из романских сооружений; В — Сен-Бенуа на Луаре, Р — Пара ле Мониаль.

Примечание: Церковь аббатства Клюни была начата в 1089 г., хоровая часть была закончена в 1095 г., вся же постройка в целом была завершена лет через 30 после закладки. Но в 1125 г. рухнул неф; к 1130 г. все было восстановлено, и 22 октября церковь была освящена папой Иннокентием II.

Постройка принадлежит к бургундской архитектурной школе. Аббатство находится в департаменте Соны и Луары, в районе г. Лиона, было   I основано в 910 г. герцогом Аквитанским Вильгельмом I и являлось центром монашеского ордена бенедиктинцев.

Церковь Сен-Бенуа на Луаре находится в бывших владениях французского короля (департамент Луары) и была выстроена по приказанию короля Роберта II архитектором Умбертусом; в 1026 г. церковь сгорела и была возобновлена.

Церковь Парэ ле Мониаль (департамент Соны и Луары) — первой половины XII в., по-видимому — второй четверти. Принадлежит к бургундской архитектурной школе.

Рис. 127 
Рис. 128

Эти различные планы воспроизводят в основном форму латинской базилики. Их отличительные черты сводятся к следующему:

Увеличение хора. — Хор, т. е. пространство, предназначенное для клира, занимал в епископской церкви очень ограниченное пространство; в монастырской церкви он принимает необычные до тех пор размеры.

Обычно (Р) довольствуются удлинением поперечных нефов; в очень больших аббатствах (В и С) делают два таких нефа, и это расположение, очевидно, соответствует идее иерархического разделения между различными категориями монахов, составляющих население монастыря.

Появление обхода алтаря. — В базиликах ранней эпохи боковые нефы никогда не продолжаются вокруг алтаря: латинский и византийский планы не имеют обхода. План без обхода утвердился в Италии, где господствовали латинские традиции, на Рейне, где царило византийское влияние, и в Нормандии, архитектура которой родственна рейнской и итальянской. В Бургундии же и на юге Франции план осложняется круговой галереей, опоясывающей алтарь. Это новшество вводится, так сказать, само по себе.

В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. В романскую эпоху культ святых разрастается, и, независимо от главного алтаря, воздвигаемого на крипте, в церкви появляется серия второстепенных капелл, к которым надо открыть доступ. Эти капеллы, естественно, располагаются вокруг святилища, а обход представляет собою не что иное, как проход, ведущий в капеллы и служащий местом для процессий паломников. Один из боковых нефов предназначается для движения процессии к святилищу, второй — для обратного движения; обход связывает оба эти потока. Для полного разделения обоих людских потоков каждый боковой неф имеет свою дверь; в тех же случаях, когда в церкви только одна дверь, она разделяется на два рядом расположенных проема — вход и выход.

В крипте наблюдается то же расположение, мотивированное тем же стремлением к порядку. Обход необходим для таких святилищ, куда стекаются многочисленные процессии пилигримов. Церковь Сен-Мартэн в Туре, одно из самых прославленных мест паломничества, была первой постройкой с обходом алтаря.

Варианты плана. — Этот общий для разных архитектурных школ план имеет различные варианты. Так, мы уже говорили, что в архитектурных школах Италии и Нормандии нефы просто заканчиваются абсидами. Рейнская школа допускает по абсиде на каждом конце только центрального нефа (Майнц, Вормс, Бамберг), а в церкви св. Марии на Капитолии в Кёльне не только центральный неф, но и пересекающий его имеют с двух концов завершение в виде абсиды.

Затем идут планы, отходящие от формы базилики и приближающиеся к типу церквей с центральным святилищем; древняя церковь Сен-Бенинь в Дижоне, церковь в Нёви построены по круглому плану и являются, по-видимому, подражанием ротонде храма св. Гроба.

План Сен-Галленского монастыря. — Для уточнения приведенного обзора воспользуемся планом IX в., взятым из архивов Сен-Галленского аббатства. На рис. 128 мы воспроизводим основные указания рукописи, дополняя их чертежом разреза, который, по-видимому, определяется планом. Церковь, в соответствии с рейнским типом, ограничивается на каждом конце большой абсидой с хором; центрам обеих абсид соответствуют алтари, посвященные Петру и Павлу.

Примечание: Сен-Галленский монастырь (L’abbaye de St. Gall) основан около 700 г. В X в. около монастыря вырос город, жители которого вступили с монастырем в борьбу за свою независимость, приобретенную ими полностью лишь в XVII в. Теперь город находится в пределах Швейцарии.

Первоначальный проект Сен-Галленского аббатства не был осуществлен; этот проект приписывается Эрингарду, известному автору хроник и строителю времен Карла Великого; под его руководством была выстроена Аахенская колонна, он же около 820 г., возможно, исполнил план-проект указанного аббатства. Сам Эрингард был настоятелем аббатства Фонтенелль. Полностью план воспроизведен у Lasteyrie, упом. соч., стр. 141, и еще лучше у Otte, упом. соч., стр. 92.

Над криптой, в которой покоятся останки патрона монастыря, возвышается главный престол во имя этого патрона и Мадонны. Два других престола, находящиеся на ступенях, ведущих к святилищу, посвящены основателям монашеских орденов. Наконец, остальные престолы расположены вдоль боковых нефов.

В центральном хоре амвон, или трибуна, А служит местом для проповедей; по сторонам его — две кафедры Е для чтения посланий и евангелия. Купель F, прежде помещавшаяся в отдельном баптистерии, теперь расположена при входе в неф. Два зала В и V примыкают к святилищу и, по древнему обычаю, служат для хранения в них священных книг и сосудов.

Весь трансепт и значительная часть центрального нефа отведены для монахов, и невольно вызывает удивление, какое ограниченное пространство оставлено для массы верующих. Кажется, что для них церковь была лишь целью паломничества и что они только проходили через нее. Двор в форме подковы (Н), обнесенный портиками, служил им местом ожидания; процессия проникала через один из боковых входов, следовала по узкому проходу вдоль капелл в боковом нефе, спускалась вниз, обходила крипту и выходила через второй боковой неф.

Перед церковью находились две сторожевые башни Т; на вершине их находились престолы, посвященные архангелам. Отметим отсутствие обхода; он становится обязательным только к XI в. и позволяет поместить вокруг престола капеллы, которыми в церкви Сен-Галленского аббатства еще загромождаются нефы. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

arx.novosibdom.ru

Вопросы

1. Случайно ли было поражение Романа Диогена?

2. Что вы можете сказать о военном искусстве византийцев и тюрок на основании приведенного текста?

3. Насколько описание внешности Алексея 1 в «Алексиаде» соответствует современным понятиям о мужской красоте.

4. Что подразумевал Никита Хониат, сравнивая разграбление Константинополя латинянами с обстоятельствами распятия Иисуса Христа?

5. Чем могли бы оправдать свои бесчинства латиняне, разграбившие Константинополь’?

§ 30. Камни тоже можно читать

О суровых временах рождения Германской империи, о ссорах между императорами и папами и первых Крестовых походах можно не только прочитать в книгах. Стоит попробовать как бы почувствовать их, очутившись в стенах какого-нибудь романского храма.

Романский стиль

Историки искусства называют романским стиль, сложившийся в архитектуре к XI в. и распространившийся от Португалии до владений крестоносцев в Палестине, от Финляндии до Сицилии. Иногда его влияние усматривают даже в облике храмов далекой Владимиро-Суздальской Руси. Это первый в средние века общеевропейский стиль. Название «романский» указывает на то, что многими своими чертами он обязан архитектуре Древнего Рима.

Зачем строят храмы?

В романском стиле строили порой и замки. Самый известный из них — знаменитый Тауэр в Лондоне. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен. И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). Клюнийцы стремились, чтобы их церкви зримо предъявляли верующим образ могущественной обновленной церкви. Римские папы приказывали возводить храмы, при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу преемников св. Петра. Но и германские императоры, при участии которых выросли огромные соборы в Шпайере, Вормсе, Майнце, тоже желали доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество. Епископы и князья на границах славянского мира ставили храмы ради утверждения христианской идеи, ради того, чтобы вчерашние язычники, подавленные и устрашенные величием и мощью церкви, не дерзнули вернуться к своим идолам.

Планы раннехристианской базилики и романского собора

От торжища — к храму

В основу романского храма легла раннехристианская базилика. В Древнем Риме базиликами назывались общественные здания, предназначенные для торговли или же для рассмотрения судебных тяжб. Когда император Константин разрешил христианам открыто проповедовать свое учение, христианские священники пошли, естественно, не в храмы языческих богов. Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Базилики оказались очень удобными для нового культа, и первые христианские церкви стали возводиться по их образцу.

Устройство романского храма

Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. Вход в базилику — в центре одной из узких сторон этого прямоугольника. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом — апсидой. В апсиде когда-то восседал римский судья, а потом здесь поместили алтарь — сердце христианского храма. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). Часть базилики между стеной храма и ближайшим рядом колонн или между двумя соседними рядами колонн называется нефом. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком. В раннехристианских базиликах потолки были, как правило, из дерева. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Но зато огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Колонны, разделявшие нефы, были массивны. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»). В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Здесь же была и небольшая часовенка.

Церковь св. Михаила в Хильдесхайме (Германия, XI-XII в.)

Строители романской эпохи решили, что христианскому храму уместно иметь в плане вид не прямоугольника, а креста. Поэтому они стали делать пристройку, как бы пересекавшую главную базилику под прямым углом ближе к алтарной части. Это изобретение получило название трансепт. На пересечении главного нефа и трансепта порой возводили высокую башню. Нередко ставили две мощные башни у западной стены храма, там, где был главный вход (главный портал), а порой и у восточной — там, где апсида.

В результате толстенные стены из серого камня и почти лишенные окон, тяжелые двери, мощные башни по углам придавали храмам вид мрачноватых и грозных крепостей. И действительно, в те времена храмы нередко служили убежищами при нападении какого-нибудь неприятеля, будь то язычники — венгры или славяне, будь то воины соседнего князя, наемники папы или союзники императора.

Страшный суд. Фрагмент рельефа собора Сен-Лазар в Отене (Франция, XII в.)

Романские храмы изнутри покрывались росписями. Краски наносились на свежую, еще не просохшую штукатурку, отсюда и название этого вида живописи — фреска («свежая»).

Процессия осуждённых грешников. Фрагмент рельефа собора Сен-Лазар

Очень важную роль во многих романских храмах играла скульптура. Самые большие композиции размещались над главным порталом. Чаще всего там изображали пугающую картину конца света и Страшного суда. И это не случайно: прихожан, среди которых, кстати, было немало вчерашних язычников, нужно было предостеречь от греха. Пусть люди ежедневно воочию убеждаются в том, что их ждет, если они будут нарушать христианские заповеди,и что, если будут добросовестно их соблюдать.

Десять лет жизни потратил мастер Гизлеберт, чтобы украсить скульптурой храм св. Лазаря в бургундском городке Отен неподалеку от знаменитого аббатства Клюни.

Ангел и дьявол взвешивают души умерших. Фрагмент рельефа собора Сен-Лазар

studfile.net

Второе знакомство с романским стилем. Базилика

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

stilarhitekturi.livejournal.com

Романский стиль (X – XII вв.): philologist — LiveJournal

Девушка накопала море информации, сумбурно и нелогично местами, но пригодится.

Я почистила немного. Если найдете ошибки – пишите пожалуйста.
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post159932293/
Романский стиль (лат. romanus – римский) – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в Х-ХII веках.
Он стал одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.


Собор, XI в., Трир

Термин “романский стиль” появился в начале XIX века, когда было установлено, что архитектура XI-XII веков использовала элементы древнеримской архитектуры, например, такие как полуциркульные арки, своды. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. XI в. рассматривается обычно как время “раннего”, а  XII в. – “зрелого” романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в.  

“Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства”.


Монастырь, XI-XII вв. Ирландия

“Классичнее” всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Cооружения романского стиля весьма разнообразны по типам, конструктивным особенностям и декору. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков – опору христианского учения.

Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде – алтарном выступе – обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции – в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.

Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими – монахи. Лишь в конце XI в. появились артели мирян-каменотёсов – одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.


Норманнская крепость, X-XI вв. Франция

Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. “Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов – вот характерное создание романского искусства.В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга”. 

На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый “римский” романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. 

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отёсывались различными мастерами – одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания, некоторую творческую свободу. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.


Собор Сен-Пьер, Ангулем, Франция

Собор, Сантьяго-де-Компостела, Испания

Капитель в приходской церкви Анзи ле Дюк

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне

Тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле. XII в.


Орнаментика романского искусства заимствована в основном на Востоке, она основывалась на предельном обобщении, “геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура – характерный пример рационального художественного мышления”.


Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь. Рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами – клуатр. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. 


Фонтевро. Вид на монастырь сверху. Основан в 1110 г. Франция


Кухня в аббатстве Фонтевро

Кухня в аббатстве Фонтевро. Внутренний вид

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.


Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма


Часовня Св. Иоанна, Тауэр, Лондон


3-я церковь в Клюни (Франция), XI-XII вв. План

В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т.е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены “грешным” мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю , более почётную часть храма. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчёркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества.


Церковь Сен-Этьенн в Невере (Франция). 1063-1097 гг.

Церковь аббатства Сен-Филибер в Турнюсе

Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080 – 1211 гг.


При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как пос

philologist.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *